Kx audio driver как настроить

Обновлено: 05.07.2024

Creative (зв.карты) + Kx Project (драйвер) = многоканальный кроссовер на базе ПК

Ностальгируя о старых временах, вспомнил о уникальных драйверах KX Project для звуковых карт от компании Creative.
Возьмем к примеру какую-нибудь Audidgy. Свиду обычная карта, правда содержит чип DSP, есть драйвера, есть звук в играх.
Но вот установив альтернативные драйвера KX Project, все в корне меняется! Открывается новая степень свободы управления звуком внутри самой карты. Вы сами решаете с какого входа на какой выход подать сигнал, куда его задублировать, как обработать. Более актуально это было конечно, для тех, чья деятельность хоть как-то была связана с музыкальным творчеством.
Первые знакомства с этими драйвера были, с целью проверить, улучшение качества звучания. Но тогда кроме, проблем ни чего не обнаружил (интерфейс был сложным).
Второй заход был уже более сознательно, когда интересно было организовать настоящий би-ампинг.

Случайно вновь наткнулся на эти драйвера с пометкой одобрено для Windows 10. Было интересно проверить этот факт. Попутно решил сделать картинок, наглядно демонстрирующих, что KX Project вполне себе инструмент, для организации 2х и более полосного звукового тракта. Есть и возможность управления сигналами (с какого входа куда подавать, дублировать) и набор фильтров и эквалайзеров. И все это будет работать с любыми источниками звука на уровне драйверов. А не привязано к определенному проигрывателю.

И так, чтобы это попробовать нужно совместимую звуковую карту Creative, E-MU (live, Audidgy, 1616 и т.д.). Цена вопроса от 100р + драйвера и немного алкоголя.

Настройка.
Настройка это самый интересный процесс. Все дело в том, что драйвера обладают очень, очень богатым функционалом. И по этой причине интерфейс с первой попытки самостоятельно не одолеть. Мне понадобилось получить диплом по специальности связанной с программированием, чтобы я вновь открыл драйвера и осознал всю свободу действий которую они предоставляют.
Более подробное описание можно прочесть в инструкциях, а также статья в интернете. Я остановлюсь на самом главном.
Целью настройки я считаю, создадим более-менее прозрачный тракт. В котором будет виден полный путь сигнала и будут отсутствовать лишние обработки и петли.
Для этого начинаем махать шашкой!
Запускаем KX DSP

И удаляем все лишние компоненты, попутно лишая себя возможности производить выбор источников, эффектов, громкости и т.д. через графический интерфейс сответствующих компонентов в панели драйвера. И так нажимаем правой кнопкой мыши на всех модулях по очереди и выбираем пункт Выгрузить. Оставляем лишь: FXBusX (главная шина на которую прихоядт сигналы с програмных источников), prolog (шина приема сигнала с физических входов карты), epilog (шина отвечающая за физические выходы карты), Peak (измеритель уровня, их нам может понадобиться много), FXMix2 (служит для смешивания сигнала для разных источников, также с его помощью можно получить например, 2 копии сигнала).

Для чистоты эксперимента, также отсоединил все лишние выходы (провода идущие от одного компонента к другому). Это действие выполняется правой кнопкой мыши на начале провода и затем кнопка Отсоединить выход.

В результате получаем чистую систему, в которой ни чего не работает! Где звук?! Верните мои деньги!

Нащупываем звук.
Чтобы была понятнее природа появления звука опишу как все находить методом научного тыка.
Берем источник звука. Для начала я выбираю мой любимый проигрыватель музыки Aimp3 (содержит удобный список все возможных устройств вывода, включая каждый доступный интерфейс для каждого устройства).
И так, начнем с ASIO (проф. стандарт гарантирующий отсутствие лишней обработки)
Выбираем требуемое устройство в меню проигрывателя.

Жмем кнопку play. Плеер сверкает всеми своими огоньками и ! И ничего не происходит! Вы обмануты дважды! Продолжаем поиск. Для этого хватаем измеритель уровня (элемент Peak) и поочередно соединяем его проводочками со всеми входами элемента FXBusX, пока не появится сигнал. И о чудо! В первых же 2-х выходах был найден искомый сигнал (от себя добавлю, чтобы сигнал появился в другом выходе и не смешивался с сигналами с других источников, нужно произвести настройку в одном из модулей).

Допустим у Вас нет ASIO (игровая карта от Creative), тогда выбираем, что нибудь другое с названием kx-project например с интефрейсом DirectSound

И точно также, подсоединяя поочереди PeakMeter находим откуда будет выходить звук.
Теперь это окозались уже следующие 2 выхода. Забегая в перед скажу, сигнлы с этих 4-х выходов можно проссумировать в 1 пару с помощью других компонентов драйвера.

Наблюдать сигнал в PeakMeter это конечно безумно интересное занятие. Но допустим, Вашу голову посещают странные мысли и Вам вдруг захотелось услышать звук!
Тут должен предупредить. Убавить все источники на минимальную громкость. Сигнал (по крайней мере для Asio интерфейса) может пойти в обход всех системных микшеров, и быть воспроизведен на максимальной громкости! Вы же не хотите, чтобы это были последние услышанные Вами звуки?!

Да будет звук!
Соединяем найденный экспериментальным путем звуковой поток из приложения, с каким-либо выходом карты. Нет звука? Не беда! Щупаем дальше по порядка и доберемся. Например вот вы угадали и Ваша акустика подключенная именно к физическому выходы связанному с этими выходами на блоке Epilog.

Разделение сигнала.
Допустим стоит задача разделить сигнал на 2 полосы ВЧ (для акустики) и НЧ (для сабвуфера).
Для примера решим эту задачу с помощью компонента
Контроль результата 2 order crossover
На время тестирования я временно подключу выходы с элемента 2 order crossover, не на физические выходы карты, а на Asio каналы, чтобы контролировать результат с помощью измерений.

Таким образом, если подвести мышкой на выходы отмеченные красным будет видно, что сигнал подается на каналы с 00 по 03, интерфейса ASIO. Чтож, настало время увидеть АЧХ.
Я буду использовать Room EQ Wizard (она же REW). Абсолютно бесплатная. Запускаем и открываем настройки reference. Самое главное здесь выбрать куда пойдет звук и откуда он будет считан. Интерфейс ASIO, устройство KX ASIO, выход Asio 0, вход ASIO 0. Можно выбрать любой порядковый номер, но сейчас все проводки в DSP драйверов соединены уже с 0 и 1 выходами приложений. И с 0-4 выходами карты.


Запускаем!
И получаем на 0 выходе следующую картинку.

На 02 выходе будет аналогичная (правый/левый каналы). Только не забудьте подать сигнал уже на Kx OUT 01.
Для интереса выберем в настройках REW в качестве входа Kx in 01 получаем сигнал с отрезаннми басами.

Все, что Вам осталось сделать, это соединить выходы кроссовера с аналоговыми выходами карты. от ASIO выходов отсоединять не обязательно можно просто задублировать сигнал.

На этом вступиельная часть окончена. Был показан принцип управления DSP карт Creative. Вам нужно выбирать блоки, соединять их проводочками, контролировать результат и наслаждаться звуком. Рассмотренная схема была самой простой. Но ни что не мешает Вам создать свою, задействовам требуемое кол-во входов, выходов, и блоков управления сигналами (микширование, разделение и т.д.)

Купил Sven HT-475. Мои впечатления. Как правильно настроить. Драйвера Kx Project.



Я выбрал близ лежащую (2 квартала) фирму СанСан. Искомый девайс стоил на ней 148 «бумажных президентов». На других фирмах, где была такая акустика, цены колебались аж на 1$. Поскольку ближе всего был Сан-Сан, туда я и отправился.

Зайдя на фирму, я сразу её увидел – высока, стройна, очаровательна…. Нет, не секретутка , а выставленная в зале Sven HT-475 - смотрелась она гораздо эффектнее, чем сидящая за компом облезленькая дамочка. После вопроса «Можно ваш свенчик 475-й послушать?» дамочка уставилась на меня удивленным взглядом и спросила «Чего?». После того, как до неё дошло, что имеются в виду «те большие серебристые колонки» она воскликнула «А! Цифровой театр?». А чуть не буркнул в ответ «Нет, кукольный!» - погода была мерзкая, настроение «подмочено» (ноги тоже).

Естественно, эта персона женского пола не работала с железом, а только отвечала на звонки (такой подход комп фирм меня бесит – а вот позвоню, и спрошу какая память установленная на такой-то карточке… Что интересно она мне ответит?) и набивала прайсы. Отправили меня на 2-й этаж в одни двери, во вторые, потом в третьих я надыбал такого себе человечка, который согласился продемонстрировать нужный девайс. Взяв с собой комп на 2-м энфорсе , мы спустились в низ к акустике. После подключения всех проводов, заработали только фронты …

Дальше я не буду вас утруждать излишними подробностями как я сперва недоумевал, потом хихикал а дальше втыкал и злился, пока трое(!) манагеров сочиняли «квартет 5.1» на мосте МСР (не МСР-Т) без установленного кодека АС-3

В конце концов эта чепуха мне надоела, и я сказал этим «кампутерщикам» что бы паковали колонки и писали гарантию – сам разберусь с подключением. После упаковки мне вынесли 2 нехилых коробки … Посмотрев на них я задумался – тащить коробки сразу 2 крайне неудобно, по одной нельзя, так как фирма закрывается – и так задержались на пол часа из-за акустики, такси брать смешно (2 квартала всего). Пожав плечами, я взял одну коробку в левую руку (в коробках были пробиты ручки с боков, что бы коробка сразу не порвалась, я хватался сразу и за пенопласт упаковки), а вторую в правую. Пройти так удалось только 1 квартал. Держать коробки крайне не удобно, вес не малый, а пальцы нужно держать поглубже – так, что б и за пенопласт, а то 5 метров не пройдёшь, оборвутся ручки. Короче, едва допёр. На утро болели бицепсы, широчайшая и дельта . Пора доставать из-под кровати гири и гантели, а то при своих 80 кг весу и 182 см росту колоночки-то с трудом допёр!

Немного отдышавшись, я сфотографировал сей снаряд для тяжёлоатлетов:


Для соотношения размеров упаковки, я поставил на коробку тройной одеколон стандартной расфасовки, тут ещё и кошка вылезла посмотреть чё тут происходит .

Быстренько раздевшись, я распаковал акустику:


Дальше я все подключил, причём правильно - в саунде Creative Live! 5.1 есть вкладочка - там прямо с рисунками и надписями куда что тыкать. Всё вотнул, запустил тест колонок - front left, center, front right, rear left, rear right. Так мне сказал женский голос, совершенно правильно доносясь из всех колонок поочерёдно.

Ну типа всё ОК, запускаю WinAMP - центр и саб не пашут . Везде в настройках Windows и кодека АС-3 проверил всё - везде 5.1 система. В общем, врубил канал центра и саба вместо тылов . Ну, саб и центр заработали. А креатив Live! 5.1 как ни в чём не бывало в тесте колонок демонстрирует женским голосом, что все каналы пашут - и таки пашут. Но только в тесте. На сабе выставлено АС-3 и DVD. пробовал все на сабе перешуршать – толку ноль.

В тесте - ОК, музыка, игры без поддержки 5.1 (Q3 например), фильмы 1 канал не пашет. Потом тупо врубил наушники в тот канал саунда что без звука (для саба и центра) - тишина. Но в тесте звук есть.

То есть проблема в том, что именно саунд не дает звук на канал саб + центр. В WarCrаft-III саб и цетр задействовались ОК. «Что-то не так с АС-3», - так я размышлял, ложась спать. Утром я включил компьютер, саб заработал… Гм, кодек этот после перенастройки хоть бы попросил рестарт… Я промучался весь вечер, иди знай, что нужно перезапуститься, если все настройки меняются реал тайм, и никакого желания на рестарт система не выдала!

Итак, если вы купили акустику 5.1 и у вас работают только фронты или фронты с тылами, нужно: во вкладке «Звуки и аудиоустройства» поставить «динамики объёмного звука 5.1» везде, где найдёте. Установить кодек АС-3. Открыть его настройки через панель управления или его собственным ярлыком. Во вкладке «Main» и «Mixer» выбрать «3/2 SW 5.1 Channels» и перезапустить компьютер.

Теперь в полной мере (почти, так как центр задействовался только в играх и фильмах с поддержкой звука 5.1) можно насладиться звучанием самому, и «насладить» соседей (на то они и соседи) .

Впечатления впечатлительные . Во-первых, 100% громкости в своей комнате 3.5х3.5м я так и не поставил – стрёмно. Уже на 70% по полам идёт синусоида, всё дребезжит, в комнате сложновато находиться . Вот такой звучок .

Во-вторых, саб больше, чем сам мой комп:


В-третьих в сравнении с Creative Inspire 4400 звук более насыщенный и прозрачный на всех интервалах частот.
В четвёртых – фазоинвертор есть не только на сабе, но и у всех (!) остальных колонок.

Удобная дистанционка, привлекательный внешний вид, полностью деревянные корпуса, довольно качественный усилитель. В общем, я сильно сомневаюсь, что за 140-150$ можно найти что-то лучше (разве что купить динамики, самому спаять усилитель, самостоятельно сделать корпуса, фазоинверторы и т.д.).

Ипользование драйвера Кх.

Я являюсь владельцем саунда Creative Live! 5.1. Само собой, что я его переделывал программным патчем драйверов в Audigy2. Результат – более совершенный программный микшер (может что-то ещё, но я не в курсе всех подробностей). Субъективное впечатление от переделки – повышение качества звука. Однако такой процесс занимает время. Драйвера креатива немало весят. На обычных дровах лива нет возможности задействовать более чем 2 канала (фронты и тылы) при проигрывании музыки, просмотре фильмов и играх без «родной» поддержки 5.1 со стороны последних. Такая ситуация приводит к необходимости установки кодека АС-3. И тут я узнаю на форуме Sven’a об альтернативных драйверах Kx Project.

Особенностью такого драйвера является адаптация к прослушиванию музыки и более «полноценному» использованию акустики 5.1 – а именно микширование стерео сигнала в более объёмный формат. Примечательно то, что они весят гораздо меньше, качество звука заметно выше (ИМХО, идентично качеству после переделки), все игры без проблем распознают в системе Creative Live! 5.1 (ЕАХ пока не поддерживается). При этом конфигурация акустической системы может быть сконфигурирована в самих драйверах, имеется по канальная регулировка громкости, интуитивно понятный и простой интерфейс драйвера может быть ещё более улучшен поддержкой скинов. Драйвер имеет кучу примочек, в частности – плагины подстройки звучания карты. Плагины и скины можно закачать, вэб ссылки имеется во вкладке драйверов в клавищше Пуск->Программы-> Kx Project.

На момент написания этих строк я использую конфигурацию акустики саб+центр+фронты (тылы отключаются). Моей целю является задействование ВСЕХ колонок в псевдо режиме 5.1. Сегодня попробую удалить АС-3 и использовать лишь Kx Project. Если что, допишу обязательно.

Дополнение от 21.01.2004

Удалил кодек АС-3. На работу акустики это никак не повлияло. Примечательно, что после установки драйверов Кх работают ВСЕ каналы. Предидущий комментарий об отключении тылов связан с этим самым отключением тылов ТОЛЬКО под MS Media Player 9.0 series. Под винампом, кристалом и прочими все ОК. Под играми без родной поддержки 5.1 (Q3, Star Craft И т.д.) также работают все колонки.

Kx audio driver как настроить

Technical Guide for Playback and Recording

Tweaking kX Driver for ultimate performance

Status of this document: DRAFT Comments and bug reports are welcome

kX-compatible audio cards are based on the E-mu 10k1 and 10k2 processors, which are quite complicate devices. Using all the features of these audio cards requires certain level of understanding of their internals.

Installation and system requirements

First, you need to check if the kX Audio Driver has been installed correctly and is functioning properly. Right after reboot, you should see kX Tray icon in your System Tray. Also, check 'Control Panel' - 'Sounds and Audio Devices' - 'Audio' tab: for each Wave device click 'Advanced. ' button and check if 'Speaker set-up' is set to '5.1 surround sound speakers', 'Hardware acceleration' is set to 'Full' and 'Sample rate conversion quality' is set to 'Best'.

kX Mixer automatically configures all these parameters, except 'Hardware acceleration', since, due to Microsoft limitations, this option cannot be changed by Software. Most OSes set 'Hardware acceleration' to 'Full', however, Windows 2000 and some other OSes use different default values.

Why should you set 'Sampling rate conversion quality'? kX Audio Driver does NOT provide any software Sample Rate Conversion and only uses hardware-accelerated features of your audio hardware. That's why any unsupported feature will be implemented in Software, in general, by the KMixer (Kernel Streaming Mixer) component of your OS (a part of DirectSound). This option ensures the best algorithms are used for audio conversion.

kX Audio Driver exposes different audio devices: Wave 0/1, Wave 4/5 etc. Any reference to 'Wave 0/1' usually applies to any 'Wave x/x' device, but not necessarily to 'Wave HQ'. For additional information on 'Wave x/x' assignment, please review our 'Routings Guide'.

The best results can only be achieved under Windows 2000, Windows XP and later OSes. Windows 98SE and Windows Millenium have certain bugs in the KMixer and DirectSound implementations, causing severe audio distortion (in particular, -6dB software-based attenuation).

Playing back 24/96 content

The only card that supports 'native' 24/96 playback is Audigy2. kX Audio Driver (version 3537 and later) fully supports this feature. However, you need to keep in mind that 24/96 functionality is implemented in a 'tricky' way due to hardware design. Since the DSP is still operating at 16(24)/48, all the 24/96 content is played back via a separate hardware chip called 'p16v' (Some additinal information can be found in our Audigy2 / P16V Routings guide). The audio data gets directly to the i2s / spdif codecs and interfaces and is NOT processed by the DSP. However, the p16v output is also routed to the 10k2 chip and is available in the DSP by means of the 'p16v' plugin. Note that the incoming 24/96 audio data is resampled before it gets into the DSP. Both 10k2 and p16v output streams are mixed (and re-sampled when necessary) before they get to the i2s / spdif codecs and interfaces. (More information on i2s / spdif assignments can be found in our kX IO Assignments guide).

So, for instance, when you playback any 16/48 content via 'generic' audio devices (such as "Wave 0/1"), the audio stream is processed by the DSP and goes to the p16v mixer. If there is no simultaneous 24/96 playback, the audio data is passed to the i2s / spdif codecs and interfaces. NOTE: spdif frequency depends on user setting (found on the main page of the kX Mixer), so, if you set SPDIF frequency to, say, 96000, the data is resampled. Also note, that i2s codecs always operate in 24/96 mode by default (and the preset driver implementation doesn't change this setting).

For 24/96 playback, kX Audio Driver exposes a special 'Wave HQ' device. When it is active, the audio stream goes to the p16v device and, optionally, to the DSP (resampled to 48000 frequency, the bitness of the incoming signal is unknown, but is probably 16 or 24 bit). If you start simultaneous 16/48 playback or use the 'p16v' plugin in the DSP, the 10k2 output is automatically resampled to 24/96 and is mixed with the original 24/96 content.

That is, you can, for example, use the 'Wave HQ' device for high-quality 24/96 playback, while using the DSP for, say, Reverberation processing (in 16/48). Both audio streams will be mixed and will be sent to the i2s codecs (in 24/96) and to the spdif interface (resampled to user-selectable frequency). Please note, that the DSP output is always 24/48 (not 16/48) for any outputs except AC97.

For measuring 24/96 performance in 'Digital' mode, make sure to set the appropriate SPDIF Output frequency in the kX Mixer. For 10k2-based boards, the SPDIF interfaces are always configured to produce 24-bit output.

Please keep in mind that while measuring 'Wave HQ' performance (24/96 playback), the DSP is still functioning and might affect the results. So, you may need to disable the Reverb effect and ensure the output is '-inf' (by opening the 'Peak' plugin).

Disabling Reverberation: Since reverberation algorithms usually produce infinite response ('reverb trail'), simply setting Reverb level to '0' won't give you '-inf' at the outputs. You will need to manually disable the particular Reverb effect in the kX DSP window.

There are at least five different audio interfaces supported by the kX Audio Driver:

  • WinMM
  • DirectSound
  • Kernel Streaming
  • ASIO
  • GSIF Each interface has its own limitations and features. Some of them come from the nature of the particular interface, while the others are hardware-related.

For 'native' 24/96 playback (Audigy2 only), the only format supported in hardware is '24 bit padded to 32 bit' (sometimes called 'Alt 24 bit'). If possible, you should set this format in your audio application. That is, the hardware (and, thus, the driver) don't support '24-bit' playback, if the audio sample occupies exactly three bytes. Since some audio applications fail to initialize 24-32 audio format properly, the very recent kX Audio Driver versions support a kind of '32-bit' audio format. Of course, since the hardware doesn't support 'true' 32-bit playback, the driver uses only the high 24 bit of the incoming audio data.

The 'p16v' device supports 24/96, 24/48, 24/44.1 and 24/192 formats only. Any other sampling rate will be rejected, if using Kernel Streaming interface. NOTE: support for 44.1 is experimental and might produce incorrect results for certain card models.

WinMM interface is used for Windows sounds and can be used as the default output device for most audio applications. This interface is shared across all the applications, that's why its functionality is rather complex. By default, kX Audio Driver initializes WinMM interface to operate at 16/48 for 'Wave 0/1' and at 24/96 for 'Wave HQ' devices. The audio application can change the output frequency, but only if it is the only running audio application. Otherwise, software mixing and optional resampling is performed by the KMixer component of the Windows Kernel.

24/96 hardware implementation supports only one hardware stream at the moment (note that hardware stream can be multichannel: that is, you can have one stereo or one 7.1 audio stream, but not, say, two stereo streams).

WinMM interface will provide automatic format conversion for hardware-unaccelerated audio streams. Keep in mind that this conversion is performed by the Microsoft KMixer component, not the kX Audio Driver. Under certain conditions this can cause problems: for instance, playing 24-bit audio on a 'Wave 0/1' device might give you additional noise introduced by the KMixer. (For instance, try to play digital silence and watch the peak meter -- don't forget to disable Reverberation).

DirectSound interface not only functions independently, but also serves as a layer between WinMM and Kernel Streaming interfaces.

According to the Microsoft specification, the WinMM/DirectSound subsystem always allocates the best possible audio stream and sets the maximum supported format. After this voice is allocated, it is used both for WinMM playback and Direct Sound software buffer. Since the best audio format supported by the card for 'Wave 0/1' device is 16/19199, in order to avoid WinMM playing back at 16/19199 by default (with intensive software and hardware resampling!), kX Audio Driver exposes a different format, 16/48, that is used as the default one.

Most DirectSound applications allocate additional voices (streams), that are used for actual audio playback, while the voice, initially allocated by the KMixer / WinMM subsystem, is kept inactive. These voices are always configured to the required sampling rate, thus giving optimal performance and hardware-accelerated SRC.

That is, when playing back via WinMM, the actual sampling rate depends on the application settings and any possible WinMM/DirectSound applications running in the background. If the application is the only one accessing the device, dynamic hardware-accelerated sampling rate change is usually possible*. If there are additional DirectSound/WinMM clients running, the final WinMM sampling rate will be probably 16/48 (with all the rest WinMM / DirectSound (Software!) streams re-sampled to 16/48).

  • The very recent driver releases force any WinMM stream to play at 16/48 for 'Wave x/x' devices. Of course, dynamic sampling rate change is still supported for DirectSound clients (unless they specify 'Software' buffers). That is, if you are using 'WinMM' interface for your audio tests, keep in mind that switching sampling rate will measure KMixer algorithms and not the hardware SRC quality!

This way of operation functions correctly for 'Wave 0/1' device, but causes certain issues for the 'Wave HQ' device.

Since the 'p16v' hardware doesn't support multiple independent voices, the driver informs the KMixer component of the unique voice available. In this case the situation is reversed: since DirectSound cannot allocate additional audio voices, it uses the 'initially allocated' voice for all the audio playback, and the audio data is passed through KMixer (and is resampled and format-converted).

The kX Audio Driver enables WinMM interface to change the sample rate for 'Wave HQ' device (44.1, 48, 96 or 192 kHz). That is, any WinMM audio stream (if it is the only one currently active) will utilize hardware-accelerated SRC, while any DirectSound client will cause the driver to switch to 24/96 mode.

There's no easy alternative for the present mechanism at the moment. Please keep this functionality in mind when configuring your audio software. In any case, the information about the actual format and sampling rate of the audio stream is displayed by the debugging tools.

ASIO and GSIF interfaces currently operate at 16/48 (also at 16/44.1 for ASIO, playback only). There will be a separate ASIO driver for 24/96 playback and recording in the future (of course, for Audigy2-only based cards).

24/48 and bit-to-bit Playback

kX Audio Driver supports a special 'trick' in order to support 24/48 playback via the DSP for Audigy and Audigy2 cards. In order to use this feature you will need to set your audio player to 24/48 format (any other sampling rate is not supported!) and replace the 'FXBus' plugin by the 'FXBusX' plugin in the kX DSP. In order to check, if the audio playback is really performed in 24/48 format, open the 'Analyzer' window of the kX Mixer: you should see 'Dark Green' strips (while 'generic' audio streams are colored red). In most cases, this 'trick' doesn't affect any audio applications configured to operate at 16 bit. However, the 'FXBusX' plugin affects incoming audio signal. Please review 'DSP Resampling' below.

Please note, that the only device that supports this 'trick' is 'Wave 0/1'. Also, your application should be using DirectSound interface, since WinMM streams will be automatically converted to 16/48 by the KMixer.

It is widely known that 10k1 and 10k2-based audio cards perform audio resampling even when the incoming audio signal is 16/48. This happens due to not-so-perfect implementation of the SRC algorithms in hardware. For Audigy and Audigy2 cards (and, probably, for 10k1-based cards with chip revision >= 7 as well) the 'modified' 16/48 audio stream can be restored by using 'b2b' or 'FXBusX' plugins in the kX DSP.

The nature of the SRC bug causes all the audio data to contain partially-wrong 16th bit, thus giving you '15.5-bit playback' (and not '16bit'). The known solutions (the DSP plugins mentioned above) restore the 16th bit of the audio data, but only for the original 16/48 content. That is, if the incoming signal is not 16/48, but is, say, performed at 44100, 22050 or any other frequency, the 'b2b' and 'FXBusX' plugins, obviously, won't "correct" it, but will change the signal a little bit. That's why this correction is not turned on by the kX Audio Driver by default.

What is the difference between using b2b and FXBusX?(advanced topic) The main difference is that FXBusX not only restores the 16th bit, but also performs sound truncation to 24 bits (optionally obtaining the least 8 bits from FXBus2 sources, if available), while the 'b2b' plugin restores the 16th bit only. From the user point of view this causes the following problem: if the truncated audio data generated by the FXBusX plugin is passed thru the Routing and Epilog plugins, it is automatically restored to '15.5bit' state (due to mathematical conversion), while the 24-bit audio data is not. So, when using FXBusX for bit-to-bit 16/48 playback, it is preferred to avoid adding any volume controls and route the output directly to the epiloglt (lite version!). The 'B2B' doesn't truncate the audio data and can be easily inserted between, say, FXBus 0,1 and the Routing.

The output signal (for instance, of the SPDIF outputs) might get truncated / rounded by hardware. This option is card-dependent (certain cards perform that, while the others don't). That's why it is recommended to check bit-to-bit playback and the particular B2B/FXBusX chain before using it (for instance, by trying the 'Direct SPDIF Recording' method and a SPDIF loopback cable).

Volume Levels and kX DSP settings

In order to avoid any software processing and audio quality loss, the volume levels should be set as follows:

  • Master Level: 100%
  • Wave level: 100% (both, in kX Mixer and in your audio application)
  • Master Recording level: 100%
  • All inputs and outputs are to be set to '0dB' or muted To avoid recording 'What U Hear', set Wave, Synth, FX1 and FX2 Recording Levels to -inf In Direct SPDIF Recording no kX Mixer level affects the signal. In 'p16v' 24/96 recording, only the 'Master Recording Level' affects the signal.

When testing audio quality, it might be necessary to unload 'Surrounder' effect, set it into '5.1 Direct Path' mode, or set it into 'bypass' mode.

NOTE: if you still need to change the volume (e.g. in order to set RMAA levels to -1.0), in any playback mode please use 'Master Volume' since it is the only level that is always hardware-accelerated.

Direct SPDIF Recording

some information is already available in our Direct recording guide. certain additional stuff to be added

Bit-to-bit Wave recording

[in short]: FXBus - b2b - recl TO BE WRITTEN

It seems that in order to achive best performance when recording in 24/96 (analog inputs only) you need to lower the incoming signal a little bit(NOT the 'Recording level'), otherwise clipping and distortion can occur.

Creative (зв.карты) + Kx Project (драйвер) = многоканальный кроссовер на базе ПК

Ностальгируя о старых временах, вспомнил о уникальных драйверах KX Project для звуковых карт от компании Creative.
Возьмем к примеру какую-нибудь Audidgy. Свиду обычная карта, правда содержит чип DSP, есть драйвера, есть звук в играх.
Но вот установив альтернативные драйвера KX Project, все в корне меняется! Открывается новая степень свободы управления звуком внутри самой карты. Вы сами решаете с какого входа на какой выход подать сигнал, куда его задублировать, как обработать. Более актуально это было конечно, для тех, чья деятельность хоть как-то была связана с музыкальным творчеством.
Первые знакомства с этими драйвера были, с целью проверить, улучшение качества звучания. Но тогда кроме, проблем ни чего не обнаружил (интерфейс был сложным).
Второй заход был уже более сознательно, когда интересно было организовать настоящий би-ампинг.

Случайно вновь наткнулся на эти драйвера с пометкой одобрено для Windows 10. Было интересно проверить этот факт. Попутно решил сделать картинок, наглядно демонстрирующих, что KX Project вполне себе инструмент, для организации 2х и более полосного звукового тракта. Есть и возможность управления сигналами (с какого входа куда подавать, дублировать) и набор фильтров и эквалайзеров. И все это будет работать с любыми источниками звука на уровне драйверов. А не привязано к определенному проигрывателю.

И так, чтобы это попробовать нужно совместимую звуковую карту Creative, E-MU (live, Audidgy, 1616 и т.д.). Цена вопроса от 100р + драйвера и немного алкоголя.

Настройка.
Настройка это самый интересный процесс. Все дело в том, что драйвера обладают очень, очень богатым функционалом. И по этой причине интерфейс с первой попытки самостоятельно не одолеть. Мне понадобилось получить диплом по специальности связанной с программированием, чтобы я вновь открыл драйвера и осознал всю свободу действий которую они предоставляют.
Более подробное описание можно прочесть в инструкциях, а также статья в интернете. Я остановлюсь на самом главном.
Целью настройки я считаю, создадим более-менее прозрачный тракт. В котором будет виден полный путь сигнала и будут отсутствовать лишние обработки и петли.
Для этого начинаем махать шашкой!
Запускаем KX DSP

И удаляем все лишние компоненты, попутно лишая себя возможности производить выбор источников, эффектов, громкости и т.д. через графический интерфейс сответствующих компонентов в панели драйвера. И так нажимаем правой кнопкой мыши на всех модулях по очереди и выбираем пункт Выгрузить. Оставляем лишь: FXBusX (главная шина на которую прихоядт сигналы с програмных источников), prolog (шина приема сигнала с физических входов карты), epilog (шина отвечающая за физические выходы карты), Peak (измеритель уровня, их нам может понадобиться много), FXMix2 (служит для смешивания сигнала для разных источников, также с его помощью можно получить например, 2 копии сигнала).

Для чистоты эксперимента, также отсоединил все лишние выходы (провода идущие от одного компонента к другому). Это действие выполняется правой кнопкой мыши на начале провода и затем кнопка Отсоединить выход.

В результате получаем чистую систему, в которой ни чего не работает! Где звук?! Верните мои деньги!

Нащупываем звук.
Чтобы была понятнее природа появления звука опишу как все находить методом научного тыка.
Берем источник звука. Для начала я выбираю мой любимый проигрыватель музыки Aimp3 (содержит удобный список все возможных устройств вывода, включая каждый доступный интерфейс для каждого устройства).
И так, начнем с ASIO (проф. стандарт гарантирующий отсутствие лишней обработки)
Выбираем требуемое устройство в меню проигрывателя.

Жмем кнопку play. Плеер сверкает всеми своими огоньками и ! И ничего не происходит! Вы обмануты дважды! Продолжаем поиск. Для этого хватаем измеритель уровня (элемент Peak) и поочередно соединяем его проводочками со всеми входами элемента FXBusX, пока не появится сигнал. И о чудо! В первых же 2-х выходах был найден искомый сигнал (от себя добавлю, чтобы сигнал появился в другом выходе и не смешивался с сигналами с других источников, нужно произвести настройку в одном из модулей).

Допустим у Вас нет ASIO (игровая карта от Creative), тогда выбираем, что нибудь другое с названием kx-project например с интефрейсом DirectSound

И точно также, подсоединяя поочереди PeakMeter находим откуда будет выходить звук.
Теперь это окозались уже следующие 2 выхода. Забегая в перед скажу, сигнлы с этих 4-х выходов можно проссумировать в 1 пару с помощью других компонентов драйвера.

Наблюдать сигнал в PeakMeter это конечно безумно интересное занятие. Но допустим, Вашу голову посещают странные мысли и Вам вдруг захотелось услышать звук!
Тут должен предупредить. Убавить все источники на минимальную громкость. Сигнал (по крайней мере для Asio интерфейса) может пойти в обход всех системных микшеров, и быть воспроизведен на максимальной громкости! Вы же не хотите, чтобы это были последние услышанные Вами звуки?!

Да будет звук!
Соединяем найденный экспериментальным путем звуковой поток из приложения, с каким-либо выходом карты. Нет звука? Не беда! Щупаем дальше по порядка и доберемся. Например вот вы угадали и Ваша акустика подключенная именно к физическому выходы связанному с этими выходами на блоке Epilog.

Разделение сигнала.
Допустим стоит задача разделить сигнал на 2 полосы ВЧ (для акустики) и НЧ (для сабвуфера).
Для примера решим эту задачу с помощью компонента
Контроль результата 2 order crossover
На время тестирования я временно подключу выходы с элемента 2 order crossover, не на физические выходы карты, а на Asio каналы, чтобы контролировать результат с помощью измерений.

Таким образом, если подвести мышкой на выходы отмеченные красным будет видно, что сигнал подается на каналы с 00 по 03, интерфейса ASIO. Чтож, настало время увидеть АЧХ.
Я буду использовать Room EQ Wizard (она же REW). Абсолютно бесплатная. Запускаем и открываем настройки reference. Самое главное здесь выбрать куда пойдет звук и откуда он будет считан. Интерфейс ASIO, устройство KX ASIO, выход Asio 0, вход ASIO 0. Можно выбрать любой порядковый номер, но сейчас все проводки в DSP драйверов соединены уже с 0 и 1 выходами приложений. И с 0-4 выходами карты.


Запускаем!
И получаем на 0 выходе следующую картинку.

На 02 выходе будет аналогичная (правый/левый каналы). Только не забудьте подать сигнал уже на Kx OUT 01.
Для интереса выберем в настройках REW в качестве входа Kx in 01 получаем сигнал с отрезаннми басами.

Все, что Вам осталось сделать, это соединить выходы кроссовера с аналоговыми выходами карты. от ASIO выходов отсоединять не обязательно можно просто задублировать сигнал.

На этом вступиельная часть окончена. Был показан принцип управления DSP карт Creative. Вам нужно выбирать блоки, соединять их проводочками, контролировать результат и наслаждаться звуком. Рассмотренная схема была самой простой. Но ни что не мешает Вам создать свою, задействовам требуемое кол-во входов, выходов, и блоков управления сигналами (микширование, разделение и т.д.)

Тема: Creative (зв.карты) + Kx Project (драйвер) = многоканальный кроссовер на базе ПК

Читайте также: