Кто написал ночной дозор

Обновлено: 30.06.2024

После создания «Ночного дозора» жизнь Рембрандта приняла не благоприятный оборот. Крупные заказчики отвернулись от художника, денег становилось все меньше. В итоге ван Рейн кончил жизнь в нужде и всеми забытый.

Изначально картина носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кука и лейтенанта Виллема Рейтенбюрга», спустя некоторое время за картиной закрепилось народное название «Ночной дозор».

Гильдия голландских стрелков, решив украсить стены нового штаба картинами, прославляющими мушкетёров, заказали шесть групповых портретов. Шесть стрелковых рот, шесть групповых портретов. Все картины писали разные художники.

Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана" Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана"

Рота капитана Кука, состоящая из восемнадцати человек, обратилась с заказом к популярному и всеми облюбленному Рембрандту ван Рею. Каждый из стрелков заплатил почти по сто флоринов. Сумма внушительная и, конечно же, заказчики ждали соответственной работы.

Групповой портрет был в моде; компания людей размещалась на переднем плане, все они разодеты в лучшие наряды и блещут тщеславием и важностью. Конечно же, каждый стрелок из роты капитана Кука, заплативший равные суммы, ожидал увидеть себя во всей красе. Но Рембрандт размышлял иначе и сделал все по-своему.

Несмотря на всю патриотичность сюжета и мастерскую работу со светом, заказчики остались не довольными картиной. Вместо статичного парадного портрета, мушкетёры увидели разношерстную толпу людей, выходящих из темной арки. Мало того, что никто не смог узнать себя, так художник еще умудрился добавить на полотно шестнадцать неизвестных человек, которые даже не платили.

Картину все же повесили в здании стрелкового общества, где она провисела до 1750 года. Потом общество распалось и картину перевесили в здание городской ратуши. Полотно оказалось слишком большим для выбранного места, пришлось обрезать его с нескольких сторон.( Сохранилась старая копия, на которой можно увидеть не обрезанную картину). «Ночной дозор» занял на стене не самое завидное место, прямо напротив камина. Долгое время картина покрывалась сажей, копотью и пылью. Со временем она потемнела, собственно, поэтому картину и стали называть «Ночной дозор».

До 1808 картина регулярно меняла свое местоположение, пока не оказалась в государственном музее Амстердама. Во время Второй мировой войны картину хранили в свернутом виде в пещере горы св. Петра.

После войны картину решили отреставрировать и почистить. Убрав вековой слой копоти, обнаружилось, что это вовсе не ночной, а дневной дозор. Вся эта пыль и грязь создавали впечатление полумрака. Кажется, что все действие происходит ночью, но на самом деле дозор выходит из арки, судя по теням, часа в два пополудни.

На долю «Ночного дозора» выпало немало покушений.

В 1911 году неизвестный полоснул пару раз картину сапожным ножом. Спустя шестьдесят с лишним лет произошло второе злоключение. Безработный учитель пришел в музей и несколько раз проткнул полотно ножом. Спустя полгода учитель покончил с собой, а «Ночной дозор» восстанавливали четыре года. Третий инцидент произошёл в 1990 году. Неизвестный облил картину кислотой. Охрана среагировала быстро и успела смыть кислоту, пострадал лишь небольшой слой лака.

На протяжении многих лет искусствоведы ломают головы над главной загадкой картины – кто эта девочка в центре картины?

Загадки картины Рембрандта Ночной дозор

Продолжаем знакомство с творчеством РЕМБРАНДТА ван Рейна 1606-1669гг.Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых его картин "НОЧНОЙ ДОЗОР"1642г.
Полотно имело и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

В этом году мне удалось увидеть оригинал этой картины.Она является жемчужиной Государственного музея (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см).
Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали
Размещена она в большом зале и сразу обращает на себя внимание ещё и потому,что вокруг много зрителей.

Это самое большое полотно из всех картин Рембрандта.Он даже писал её не в мастерской,а в саду дома,потому,что она не помещалась.
Конечно я уже была готова к восприятию картины,потому,что подробно рассматривала её историю и детали.Но живое впечатление ни с чем не сравнить.
Яркая,живая ,завораживающая картина.Особенно хочется рассмотреть всех участников этой сцены.Они изображены в полный рост.Все в движении,кажется ,что сейчас они выйдут из картины в зал и затеряются среди зрителей.

Очень интересно было рассматривать не только людей,но все те загадки,которые связаны с этой картиной,мелкие детали.Ещё узнала об одном интересном факте Рядом с картиной в полу есть отверстие,которое хорошо замаскировано.В случае опасности картину можно очень быстро опустить в хранилище.

ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ

Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.

Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.
Художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

«Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА

Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.

Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.

Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор» .

Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении .О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.


Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.
В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой,К счастью пострадал только слой лака.

ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА

Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде.

Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.

Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?

В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.

Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.

Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.


Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.


Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

Другие статьи о Рембрандте и его творчестве.

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2015
Свидетельство о публикации №215051300683

Спасибо,Анастасия. Я смотрела картину в оригинале только однажды.Но только когда приехала домой, решила её рассмотреть в деталях. Так что мне интересны ваши сведения особенно о барабанных палочках,пальце знаменосца и др. Обязательно присмотрюсь внимательнее.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как "Ночной дозор" Рембранта стал дневным

Эта картина была написана художником по заказу стрелков из народного ополчения Нидерландов. Казалось бы, тут всё просто — стрелки хотят украсить новое здание своего штаба групповым портретом. Однако полотно до сих пор полно необъяснимых тайн, который пытаются разгадать искусствоведы.

Рембрандт «Ночной дозор» или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642 год Рембрандт «Ночной дозор» или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», 1642 год

Первая странность — это динамичность картины. Ведь заказчики ожидали получить статичный портрет, на котором каждый из них будет представлен во всей красе. Однако Ремрандт не так представляет себе сюжет полотна и делает всё по принципу "я художник, я так вижу".

Мастер выделил на картине всего две фигуры: капитана Франс Баннинг Кока и лейтенанта Рейтенбурга. Остальные герои произведения остались в тени, хотя каждый заплатил за работу одну и ту же сумму. Разумеется, многие заказчики остались недовольны, некоторые из них даже забрали деньги.

Второй странностью является наличие на картине дополнительных персонажей. Например, непонятно кто эта маленькая девочка в светлом платье, которая лицом походит на старушку. К её платью почему-то привязана мёртвая курица.

По поводу этого персонажа мнения искусствоведов расходятся. Есть версия, что девочка в светлом платье написана для равновесия тёмной левой части картины со светлым образом лейтенанта справа. Другая гипотеза говорит о том, что Рембрант таким образом увековечил свою жену Саскию, которая скончалась во время написания картины — внешне девочка на неё похожа.

Часть искусствоведов склоняются к тому, что девочка является маркитанкой — торговкой, которая следует за солдатами в походах и помогает им с припасами. Маркитанок нередко изображали с тушками петуха или курицы на поясе.

Третьим удивительным фактом считается изображение художником на картине самого себя. Искусствоведы полагают, что мастер запечатлел часть своего лица, которое прикрыто рукой одного из мушкетёров.

Картина претерпела немало страданий за более чем 350 лет своего существования. Изначально она висела в штабе Стрелкового сообщества, но потом оно распалось и работу переместили в городскую ратушу. Полотно имело довольно большие размеры, поэтому никуда не помещалась и тогда его решено было обрезать.

Огромную картину размером 379,5 × 453,5 см уменьшили, убрав с неё пару героев. К счастью, капитан Кок пожелал иметь общий портрет у себя дома, поэтому заказал копию художнику Герриту Лунденсу. Благодаря этому можно представить, как картина выглядела изначально.

Копия "Ночного дозора" Геррита Люнденса. Белыми линиями показаны изначально необрезанные части оригинальной картины. Копия "Ночного дозора" Геррита Люнденса. Белыми линиями показаны изначально необрезанные части оригинальной картины.

Странным является и название работы, которое появилось гораздо позже её создания. В ратуше полотно долгое время висело напротив камина, поэтому закоптилось и потемнело. В результате, стало казаться, что действие сюжета происходит ночью и картину стали называть "Ночной дозор".

Только в 1947 году во время реставрации стало понятно, что полотно просто покрыто слоем копоти, под которым обнаружились яркие краски. Внимательно изучив работу, искусствоведы увидели, что тени на ней соответствуют дневному времени суток. Поэтому по сути здесь изображён, не ночной, а дневной дозор.

Согласно теням, действие картины происходит где-то в 2 часа дня Согласно теням, действие картины происходит где-то в 2 часа дня

Но всё же старое название так прочно закрепилось за картиной, что менять его не стали. Сейчас работа Рембрандта висит в Государственном музее Амстердама и привлекает множество туристов со всего мира.

«Дозоры» всё

Писатель Сергей Лукьяненко объявил, что седьмая книга из серии про «Дозоры» станет заключительной.

Лукьяненко прямо сейчас работает над последней частью вампирской саги. Он не собирается раскрывать детали раньше времени, но намекает на то, что историю ждёт финальный крутой поворот. И, вероятно, не такой, как вы подумали! Писатель пообещал, что не убьёт главного героя.

«Недавно придумал неожиданный поворот, который, как мне кажется, действительно всё завершает. Я не говорю, что Антон Городецкий умрёт, но это точно будет финал. Я закрою тему с "Дозорами" навсегда».

Напомним, что Сергей Лукьяненко написал уже шесть книг в этой серии: «Ночной дозор» , «Дневной дозор» , «Сумеречный дозор» , «Последний дозор» , «Новый дозор» и «Шестой дозор» . Первые две книги были перенесены на экран режиссёром Тимуром Бекмамбетовым, и обе картины имели оглушительный успех.

Лукьяненко официально разрешил другим литераторам пробовать свои силы в написании фанфиков по мотивам придуманной им вселенной. Всего написано более двух десятков книг, в которых фигурируют магическая система «Дозоров» и знакомые персонажи. Причём некоторые из них написаны Лукьяненко в соавторстве, а некоторые полностью отданы на откуп другим писателям-фантастам. Судя по всему, эта серия будет продолжаться даже после того, как сам Лукьяненко допишет финал. Во всяком случае, опровержений этому писатель пока не давал.

А ещё в Интернете можно найти любопытные исследования, изучающие феномен «Дозоров» и мифологическую подоплёку сюжета, так что даже после выхода заключительной части фанатам «Дозоров» всё равно будет что читать.

Читайте также: