Как я ненавижу эту страну

Обновлено: 04.07.2024

государство. Я ненавижу, отец ненавидит, мать, тётка. За все что она нам принесла. За обнищание. За нарушение прав. Мой дед и бабка вкалывали всю жизнь. Заработали для мое матери хорошие деньги. Их бы хватило на покупку квартиры в Москве, на машину и на прочее. Но все деньги обесецнились. Мать так и не успела ничего купить. Все плакали. И бабка, и мама, дед с трудом пережил такое потрясение. За прочий беспредел. У нас был суд. Но судились мы не с простым человеком, там морда всех купила: и суд и ментов. Ну и т. д и т. п. у нас беспредел на каждом шагу. Да я ненавижу эту страну. Ненавижу и очень сожалею, что родился здесь.

Конечно заслухживают. Особенно когда страна заслуживает ненависти. Одно хорошо, можно из страны свалить, потому что за Россию бороться уже бессмысленно.

Свалить очень легко, просто кому-то лень учить другие языки

Виновата не страна. а конкретно жидо-либерда в лице младореформаторов гайдара, павлова, и т .д -это они народ обобрали и обрушили нац. валюту.

дедка за бабку, бабка за внучку, внучка за жучку, а кошка за мышку. )))

Это не ненависть, это усталость, это называется синдром русского чужого языка, не от расии ты устал, а от языка, и все устали, и даже пушкин и тургенев и толстой, и матами кроют друг друга, а самые воспитанные говорят держитесь, что в переводе с русского на человеческий значит ни чем не могу помочь, денег нет-выкручивайтесь сами, крымваш-это для вас вместо ордена, носите и радуйтесь, а более ничего вам и не предлагали.
Разве можно устать от земли, полей и рек-нет. Но от языка можно.
Даже твой вопрос содержит неправильное слово ненависть, что путает твои мысли и не даёт верного ответа.
Русский язык-это язык закона, менее - язык науки и ещё менее - язык искусства.
Для религии русский язык, вообще, не пригоден, отсюда не читаемость библии.
На русском языке эти вещи не объяснить.
Не смогли на русском объяснить суть жизни ни ЛНТ, ни Достоевский, ни Бердяев, ни поэты, ни художники, тока око за око, плачь и скрежет.

Источник: Второе Пришествие Аленького Цветочка

Я прошла через более тяжелые испытания. Родина у нас хорошая, поверьте старой тетке. а государство не приведи Бог!

друзья мои, я рад вам сообщить что вы можете спокойно продать всё что у вас есть и уехать на пмж куда-нибудь в канаду, там понять что дело не в стране а в том что вы лох и в том что лохи никому нафиг не сдались а вы теперь живёте в стране где средняя годовая температура в лучшем случае 10-11 градусов. или не поймёте что дело в вас и будете считать что жить в канаде тоже плохо и снова переедете в итоге если вы очень тупой и объездите весь мир вы поймёте что в росии в отличии от индии есть еда, и в отличии от украины бомбы пули и всё остальное лежат на складах, а не летают в вас периодически

Все верно, все устали от бесполезной борьбы за более или менее достойную жизнь в России, народ сиротский и над ним еще и издеваются глупыми законами от артистов, певичек, безмозглых спортсменов и воров, только такие сидят в думе.

Те кто может лучше уезжайте, Ничего хорошего ни вас, ни ваших детей тут не ждёт.

Да ты просто моральный урод. Устал и ноешь. Таких полным полно вокруг. Одни процветают, другие шипят от злобы. Просто в интернетах и те и другие выглядят наравне. А в жизни, таких обиженных нормальные люди просто избегают.

Конечно ненавижу, как и русский народ, предательство и терпение, наживу за чужой счет, безразличие к своим. Но таков наш менталитет, нас е. а мы крепчаем. Вся история, начиная с 9 века, противостояние друг с другом. Да ладно ненавижу, все уже хуже, мне все равно на мою страну. По х.

Такие критически настроенные люди заслуживают понимания. Люди должны жить хорошо, а у нас живут хорошо лишь воры и мерзавцы, немного денег перепадает совкам. Совки ненавидящие нормальных критически мыслящих людей, сами давно не похожи на людей. Их треть населения. У меня у самого такой дядя. Считает, что я должен молча соглашаться с ситуацией и не критиковать обыденность, принимая ее полностью из-за слова Родина. Родину люблю я. А он лишь целует мягкие места, сами знаете кому. Причем он, будучи моим близким родственником, выгоняет меня из страны и считает себя патриотом. Совки не люди, они просто рабы, заслуживающие двойного рабства, и мой дядя не исключение. Фразочки "Завали еба.. о на Россию", "Пиндо…. ы уро.. ы" или "Все уро… ы кругом, ненавидящие нашу страну" звучат у меня дома ежедневно. Он сам моральный безответственный урод, не понимает что никто его не критикует, он никому на хрен не нужен и не стоит того чтобы вправлять ему мозги, хотя-бы потому что результат нулевой. Он фашист Украину не считает страной, (я русский, чтобы вы знали) и ему не стыдно за войны устроенные, в том числе на Кавказе. В отместку, как оправдание приводит войну, строенную в Ираке со стороны США, не понимая, что американцы ненавидят диктатуры в мире и помогают мировому сообществу избавиться от них, хоть как мне кажется, Штаты часто помогают странам недостойным демократии и поэтому получают заряд негатива от несостоятельных тупиц, и совки именно такие тупицы. Американцы знают цену своей жизни, ведь они победили рабство в своей стране, доказав южанам что Север населенный Янки силен и справедлив. Северяне подарили свободу индейцам и чернокожим. А наш Совок это национальный позор, позор русской цивилизации, позор как символ неуважения человека к человеку. Не понимают безмозглые имперцы ценностей демократии и либерализма, ведь за это нужно бороться, учиться, работать, читать русскую классику как "Записки Охотника" Тургенева или «Казаки» Толстого. А совкам не нужно бороться за нормальное будущее молодежи, им нравиться лизать мягкое место Царю, ведь именно они сделали сегодняшнего Президента Царем, а не он сам себя. Они проявили свою никчемность. Им нравится лениво лежать на диване, словно свиньям в дер… е, пить спиртное ящиками, есть жирную пищу, купленную за чужой счет, (например за счет престарелых родителей, или за счет зарплаты своих подчиненных обманутых в полулегальном бизнесе), и обвинять в своей никчемности весь остальной мир.

Посмотрим, как они завизжат, когда веревочка до конца довьется. Они критикует Запад, который живет лучше россиян и не считают бывшие имперские и советские республики странами. Они считают их Россией, при этом не осознают, что проявляют неуважение к людям, поскольку сами не уважают себя. Они не понимают, что независимость принесла этим народам лучший уровень жизни, сохранение собственной культуры и собственной цивилизации. Не понимают, что сегодня вынимают последний кусок хлеба изо рта у стариков, лишив из пенсии, и отнимают последнее будущее, у молодых людей отправляя их в армию на очередную войну под гриф секретно, что вернувшиеся станут инвалидами или безработными.

Никита Гусенко Мастер (1581) А погибшие погибнут за расширении бедных территорий, за ресурсы, не достающиеся обычным людям, за бессмысленность, которая вероятно приведет к очередному краху. Миллиарды вливаются в убыточные предприятия, которые в любой нормальной стране уже давно-бы закрылись. Можно лишь открыть филиал иностранного бренда, трудоустроив людей. Миллиарды отдаются чужим нищим странам и потом им прощают долги. Миллиарды вливаются в вооружение, эти деньги можно было-бы отдать молодежи прыгающей по стране и по заграницам с голым задом в поисках работы. Хорошо должны жить все достойный этого, а не только приближенные к руководителям люди, как это делается на Западе и в развитых странах Востока.

Я ненавижу Россию и правительство ненавижу и людей этой страны ненавижу все злобные вечно навязывают свое мнение полное отсутствие свободы слова и все так и норовят влезть в личную жизнь не дают спокойно жить людям с не традиционной ориентацией и каждый думает что самый умный а на деле говна собачьего не стоит отвратительная медицина и в целом все отвратительно

czeslaw_list

Я ненавижу Россию. Это страна, которая принесла горя и страданий как своим гражданам так и соседям больше, чем любая другая страна мира.

Это страна лицемерия, лжи и грубой силы. Страна царей и рабов. Это ужасная страна.

великая россия


Я ненавижу залитую кровью Россию Ивана IV Грозного,
Я ненавижу Россию начала XIX века, которая засиделась в средневековье и в то время, когда по всей Европе проходили революции, в России началось цивилизационное отставание.
Я ненавижу Россию, которая искалечила судьбу молодого, талантливого петербургского художника Тараса Шевченко.
Я ненавижу лицемерную крестьянскую реформу 1861 года, которая освободила крестьян лишь на словах.
Я ненавижу Россию, которая казнила 21-летнего Александра Ульянова и тем самым родила своего же будущего палача - Владимира Ленина.
Я ненавижу Россию Николая II Кровавого и ненавижу расстрел рабочих 9 января 1905 года. Ненавижу Россию Ленина - уничтожающую церкви, ведущую братоубийственную войну и расстреливающую крестьян.
Я ненавижу Россию, развязавшую войну с только что появившейся Польшей в 1919 году и я искренне рад фактической победе Польши в той войне.
Я ненавижу СССР - людоедскую империю, которая выросла на крови многих-многих русских, украинцев, беларусов, поляков и других в 1922 году.
Я ненавижу Россию террориста Кобы, взявшего себе псевдоним Сталин. Ненавижу Россию, морившую голодом своих же граждан в 1921-1922, а затем - в 1932-1933 годах.
Я ненавижу общество стукачей и лицемеров, да и всю систему, которая сложилась к 1937 году.
Я ненавижу пакт Молотова-Рибентроппа и оккупацию СССР восточных границ Польши.
Я ненавижу СССР, который после этой оккупации отправил семью моего прадеда в ссылку в Казахстан.
Я ненавижу СССР, отправлявший своих же выживших в плену солдат в сибирские лагеря.
Я ненавижу СССР Хрущёва, позволявший себе кричать и материться на художников, позоривший страну на ген. ассамблеях ООН, едва не доведший мир до ядерной войны в 1962.
Я ненавижу СССР Брежнева - страну, где не было места ничему живому, настоящему, где любое творчество, любой креативный, новый подход к чему бы то ни было, осуждался и преследовался. Я не люблю эту гниющую империю зла.
Я ненавижу СССР Горбачёва, умалчивающий о Чернобыльской катастрофе в то время, как сотни тысяч киевлян гуляют по улицам 1 мая 1986 года.
Я ненавижу полуперестройку и "гласность", но не полностью и не для всех.
Я ненавижу Россию Ельцина, введшую войска в Чечню, фальсифицирующую выборы 1996 года, передающую власть в лучших традициях Совка Путину.
Я ненавижу Россию Путина - Россию, которая снова пытается высосать из людей всё живое, всё настоящее. Россию, считающую развал СССР геополитической трагедией.
Я ненавижу Россию в которой парламент - не место для дискуссий. Я ненавижу Россию Аркадия Мамонтова и прочих прислужников царя, порочащих профессию журналиста.
Я ненавижу средневековую Россию Всеволода Чаплина и всех тех, кому каноны важнее любви и милосердия.
Я ненавижу высокомерную Россию, которая искренне уверена что украинец обязан говорить с ней по русски.
Я ненавижу пьющую Россию, которая воспринимает водку, как свой национальный атрибут и гордится этим.
Я ненавижу безграмотную Россию, которая может приехать в Польшу с советской символикой.
Я ненавижу Россию-наследницу Советского Союза - этот статус позорит страну и не позволяет к ней относиться по другому, нежели как к стране-преступнику.
Я ненавижу Россию, оккупировавшую часть Грузии и применяющую к ней явно двойные стандарты.
Я ненавижу нищую Россию, которая за пределами Москвы и Питера не живёт, а выживает.
Я ненавижу "Россию для русских", которая при этом не хочет давать независимость многочисленным республикам, желающим того.
Я ненавижу всю ложь и лицемерие 9 мая, когда день скорби делают и воспринимают как национальный праздник.
В конце концов, я ненавижу Россию, где народный артист - Филипп Киркоров, ради которого можно закрыть для прихожан главный Храм страны.

Я родилась в России. Я ненавижу свою страну


Прозвучало это уверенно, чувствовалось, что этот постулат давно и крепко продуман, впитан, обжит.

Мы встречались в первый раз. Она была молодой, спокойной женщиной с хорошим образованием и вполне благополучной семьей за плечами. Сидела она ровно, вытянувшись в струнку, на самом краешке кресла.

По мере того, как медленно проявлялась, как на фотобумаге, передо мной ее жизнь, мне становилось все грустнее. Тоской веяло от детских и школьных воспоминаний, хотя вроде ничего драматичного в них и не происходило.

Я живо видела, как она и ее сестра, две девочки сидели на подоконнике хрущевки закрытого советского города и, глядя на заваленный тусклым снегом пустынный проспект, мечтали. Ежедневно и в красках они мечтали уехать, сбежать из этого тоскливого холодного мира туда, где солнечно, беззаботно. Где люди улыбаются прохожим на улице. Где не страшно.

Тот, «другой» мир казался недосягаем и прекрасен. Тысячи таких русских девочек идеализировали тот далекий «другой» мир, глядя не серенький тусклый свет за окном. Чем страшнее действительность, тем больше вероятность того, что сработает один из психологических механизмов защиты – идеализация.

Кто-то из этих девочек влюблялся без памяти в телевизионных идолов, залепив их образами потертые обои комнат, а кто-то в «заграницу», ту или иную незнакомую страну. Последние в запой учили языки, строчили трогательные письма заграничным женихам.

Она оказалась в Испании, торопливо выйдя замуж за «надежного», намного старше ее, темпераментного испанца.

Другая моя клиентка внутренне бежала от ужасов детства, проведенного во время войны в Абхазии, в индийские фильмы. Причем идеализировала она полностью и бесповоротно всех смуглых и нежных героев болливуда. Бредила индийским мужем. Нашла похожего на индийца испанца, ринулась в замужество, родила… Сколько таких, смуглых, полу-русских детей растет сейчас на просторах вселенной!

Идеализация – механизм защиты и адаптации. Избегая боли и дискомфорта реальности мы идеализируем тот или иной объект. И нам становится легче, ведь если в мире существует что-то, достойное нашего обожания, то жить в этом мире можно.

Однако, от любви до ненависти один шаг. У идеалов есть неприятное свойство быть крайне хрупкими, а разбившись, они больно царапают своими осколками.

В начале девяностых я тоже была такой девочкой. Мне тоже казалось, что вырвавшись наружу, мне станет легче дышать. Мы все бежали от страха, холода, незащищенности и непредсказуемости нашего бытия. Вырывались из цепких объятий своей страны «с мясом», оставляя за спиной не только сожженные строения, но и куски собственной жизни.

Я знаю, что оглядываться назад страшно, слишком много в нашем прошлом невыносимой боли, так и не поведанных никому травм.

И я очень хочу помочь этим девочкам, хоть и не всегда знаю, как.

Мы беремся за руки и вместе медленно оглядываемся, в их сумрачное прошлое, пытаясь «зацепиться» хоть за что-то светлое, - иногда за оставшегося там человека, иногда за болезненную красоту города, иногда за потерянную давно надежду на то, что возвращение возможно.

Ещё раз о русофобии, или почему это Запад так нас ненавидит?

Я много раз уже говорил об этом, но меня снова и снова спрашивают, так что приходится снова и снова возвращаться и пояснять моё видение, предельно простое.

1. Никакого особого традиционного политического "русофобства" в природе не существует. Существуют - национальные и групповые интересы, которые часто оказываются направленными против кого-то, и на протяжении истории России время от времени оказывалась мишенью чьей-то вражды. У меня нет задачи высчитать статистически безупречную картину европейских и мировых противостояний с участием России, я лишь хочу напомнить о том, что, наверное, каждая европейская страна в какой-то момент воевала с кем-то из своих соседей. Давайте вспомним, например, Францию и Великобританию, чья история противостояния насчитывает десятки веков, и Википедия содержит информацию о ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ англо-французских войнах на протяжении восьмисот лет.

Франко-германской вражде тоже посвящена статья в Википедии.

Статья об англо-испанской вражде содержит информацию о десяти войнах.

Статья о войнах Голландии содержит около трёх десятков разделов.

Швеция воевала не менее тридцати девяти раз, при этом по большей части совсем не с Россией, а с соседней Данией.

Про войны Италии имеется почти три десятка записей.

В войнах Турции турецко-российские конфликты тоже не составляют большинства.

Этот список можно продолжать и продолжать, было бы желание, но, мне кажется, и так понятно, что гипотеза, будто бы "весь мир давным-давно ополчился против России" - не имеет под собой никаких оснований. Мир, в котором мы живём, так устроен: люди и страны постоянно враждуют друг с другом по той или иной причине, и конфликтов, в которых Россия не принимала участия ни в каком качестве, гораздо больше, чем тех, в которых она участвовала.

2. Вот список войн и военных конфликтов России, в нём почти две сотни записей, большинство из которых - разного рода "походы", захватнические войны, благодаря которым сравнительно небольшое по размерам княжество в конце-концов занято шестую часть суши, став самым большим государством мира. Это означает, что Россия слишком часто представляла реальную опасность для своих соседей, и их опасения были вполне оправданы - так как наша страна в конце-концов подчиняла и присоединяла чужие земли, на протяжении многих столетий.

3. Россия традиционно входила в разные военные союзы и коалиции, направленные против третьих стран:

- VI антифранцузская коалиция (1812—1814) ( Россия, Швеция, Великобритания, Австрия и Пруссия );

- VII антифранцузская коалиция. «Сто дней» Наполеона (1815) ( Россия, Швеция, Англия, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия );

- Союзы "Трёх императоров" - три союза между Россией, Германией и Австро-Венгрией, 1873, 1881 и 1884 годы;

- Антанта, союз России, Великобритании и Франции против Германии, Австро-Венгрии и Италии;


- После нападения Германии на СССР Советский Союз вступил в Антигитлеровскую коалицию.

Разумеется, это тоже далеко не полный список.

Как видим, на протяжении веков Русь, Россия и Советский Союз вовсе не были традиционными политическими изгоями, но, напротив, полноправными участниками международных отношений, входя в военные союзы и участвуя в разных войнах вместе со своими временными союзниками.

Разобравшись с этим, хочу повторить: утверждения, будто бы Запад традиционно противостоял России, просто потому, что Россия - это Россия, и у неё нет с Западом ничего общего, - не основаны на фактах, т.е., лживы: ни один разумный человек, знакомый с перечисленными фактами, не сможет чистосердечно утверждать, что между Россией и Западом всегда существовали непреодолимые противоречия.

После этого массивного предисловия я перейду непосредственно к теме, ради которой решил потратить время на написание этого поста, а именно:

Что должны были сделать руководители Советского Союза, чтобы не допустить Второй Мировой войны?

К этой теме примыкает ещё одна:

Могли ли страны Запада (прежде всего Великобритания и Франция) избежать Второй Мировой войны? Что они должны были для этого сделать?

Как я уже не раз говорил, появление Советской России вместо Российской Империи критически изменило соотношение сил и перекроило карту Европы и всего мира: впервые в новейшей истории (а, возможно, и вообще в истории человечества) возникло государство, власти которого без всяких колебаний и обиняков заявили, что их цель - разрушить до основанья современный им мир, чтобы выстроить что-то своё на его обломках, и даже официальный герб этой страны представлял собой земной шар без границ:


Как должны были относиться к этому все остальные, особенно нежелавшие объединяться с советскими пролетариями и страшившиеся этого? Как должны были отнестись к этому прежние союзники Российской Империи? Естественно, что союзники прежней России по Антанте попытались остановить большевиков, вернув привычный статус-кво.

Интервенция провалилась, Советская Россия выстояла, и под властью большевиков стала набирать силы. Не принимать в расчёт страну такой гигантской протяженности, с населением такой численности и такими гигантскими ресурсами, просто невозможно, особенно если власти этой страны лелеят экспансионистские амбиции, а сомневаться в этом не приходилось - например, в ходе советско-польской войны 1919 - 21 годов советские власти попытались взять Варшаву, чтобы уничтожить тогдашнее польское государство, создав на его месте "пролетарскую республику". Планам не суждено было сбыться - армия Тухачевского была разгромлена под Варшавой, а польский пролетариат не перешел на сторону советских собратьев. Раздел Польши с нацистской Германией и нападение на Финляндию тоже не способствовали укреплению доверия к СССР среди противников стран оси.

Итак, могли ли Франция и Великобритания предотвратить Вторую Мировую войну, на пару, или с какими-то другими европейскими странами принудив нацистскую Германию к миролюбию?

1. Так как Гитлер стремился к мировому господству, рассчитывая на военную силу, дипломатические методы очевидно были бы бессмысленны, никакие договора с Германией ничего бы никому бы не гарантировали.

2. Военные действия требуют серьёзной подготовки, больших ресурсов и сопряжены с неизбежными потерями. Принять решение об агрессии без достаточно веских оснований очень трудно, а то, как тяжело раздобыть веские основания, видно по Советскому Союзу, лидеры которого непосредственно до германского вторжения их не видели. Британские и французские политики пытались оценить вероятность нацистской агрессии, и смогли себя убедить в том, что она невелика, и эта ошибка понятна и простительна - на фоне поистине фатальной ошибки Сталина, допущенной вопреки массе обстоятельств.

3. Для бывших союзников России по Антанте в Европе было две потенциальных угрозы: Гитлер и Сталин, и, естественно, лучшим исходом для них была бы война Германии с СССР - в этом нет совершенно никакого русофобства или германофобии, но лишь разумный и естественный расчёт. Разумеется, вступать в войну с Германией, имея рядом враждебную страну с достаточно боеспособной армией, было бы безумием: вряд ли кто-то сомневался, что Сталин непременно воспользуется ситуацией, чтобы превратить всю Европу в "Пролетарские республики".

4. Строго говоря, идеи Гитлера были гораздо ближе европейцам, чем идеи большевиков. Это не значит, что британцы с французами сплошь нацисты, просто Гитлер не декларировал с самого начала своего стремления к переделу мира, как это делали большевики, и вообще для постороннего наблюдателя он вроде бы не делал ничего предосудительного - ну, ратовал за национальные интересы немцев, - так кто этого не делает? Послушайте Путина, он тоже наш главный защитник. Ещё Гитлер решил вопрос с безработицей, при нём строили прекрасные автобаны, и вообще он выглядел нормальным национальным лидером, недаром он был так популярен в Германии и Австрии. Его антисемитизм тоже пугал далеко не всех.

5. Из предисловия должно быть понятно, что у каждой европейской страны имелось достаточно причин для недоверия друг другу, из-за багажа многолетней вражды, и неизбежно различных национальных интересов. Это недоверие было дополнительным моментом, затрудняющим возможность появления эффективной анти-гитлеровской коалиции до фактического начала военных действий Гитлером.

Из вышесказанного следует, что даже при наличии численного превосходства вооруженных сил противников "стран оси", у них не было возможности обеспечить своим странам мир и свободу через разгром нацистской Германии. Я с уважением отношусь к любому другому мнению, но не вижу весомых аргументов, противоречащих моему.

Теперь - к главному: что должны были сделать советские лидеры в тридцатые годы, чтобы избежать Второй Мировой войны.

Мой ответ краток и прост: ничего.

Поясню: что бы ни сделали руководители СССР накануне войны, НЕ МЕНЯЯ СВОИХ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ, войны бы это не остановило.

Сколько бы большевики ни предлагали помощи против Гитлера, сколько бы ни просили коридоров для прохода своих войск якобы для совместных военных действий против Германии, ни один разумный человек им не верил. Не знаю, насколько это недоверие на самом деле было оправдано, но понимаю тех, кто большевикам не доверял.

В этих условиях никакой реальный союз Великобритании и Франции с Советской Россией не был возможен. Почему? Была же Антанта, в которой Российская Империя достаточно хорошо взаимодействовала с британцами и французами? А вот потому, что при Николае, со всеми тогдашними недостатками, Россия была понятна, было понятно, чего от неё ждать, и ясно, чего с ней можно не бояться. А Советская Россия стала другой, марксистская идеология большинству европейцев, заточенных на предпринимательство, была совершенно чужеродной, и в отъёме собственности у его создателей ничего кроме узаконенного советскими властями грабежа никто в Европе не видел. Союз с грабителями, честно предупредившими, что они хотят вас уничтожить? Правда что ли?

Это значит, что все эти неизмеримые жертвы, принесённые нашим народом на алтарь Победы, жертвы, истощившие наш народ и до сих пор отзывающиеся в сердцах, были запрограммированы в тот момент, когда большевики начали строить государство "нового типа" среди обычных, "старых" государств. Это "новое государство" неизбежно столкнулось со всеобщей враждебностью - и совсем не из-за русофобства или ещё чего-то такого же нелепого, а по совершенно понятным и естественным причинам: ну не любят люди дружить с теми, кто пообещал их уничтожить.

Ещё раз: существование Советской России, государства с совершенно другими ценностями и принципами, чем у остальных европейских стран, создало уникальную ситуацию, которой прекрасно воспользовался Гитлер. СССР расколол Европу, как клин, а фюрер расправился с осколками поодиночке.

Впрочем, способ предотвратить трагедию у большевиков всё же был: провести загодя демократические преобразования и наладить отношения с соседями, отказавшись от идей "экспорта революции". И тогда, если бы Советская Россия заняла бы в Европе место Российской Империи, как знать, может быть, счёт Мировых войн закончился бы на Первой.

(На самом деле, набивая этот пост, я думаю про то, что происходит с нашей страной сейчас. Россия снова, после краткого перерыва, отдаляется от Запада, отдаляется от Европы. Дай-то Бог, чтобы человечество хоть сколько-то поменялось к лучшему за последние 80 лет, и ничего подобного той войне больше бы не случилось. Но пока я вижу вот что: если завтра война, и кто-то сильный и амбициозный, кто-то непостижимый и имеющий с нашей страной давние неразрешенные территориальные вопросы, вдруг решится ударить сейчас по России, рядом с нами опять не окажется никого. И снова - не по причине "русофобии", но в результате последовательности действий российских властей, направленных на отрыв России от Запада).

Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева

Ненависть - это подавленное влечение. Кого и за что мы ненавидим? Так сильно и страстно!

Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?


Многие в обыденной жизни считают, что ненависть - это противоположность любви, не совсем верно трактуя фразу: “от любви до ненависти один шаг”. Но с точки зрения психологии и физиологии противоположность любви не ненависть, а безразличие. Именно тот момент, когда человек становится безразличен, ты больше не испытываешь к нему страсти и влечения, уже его не ненавидишь, не думаешь о нём. Именно в этот момент умирает любовь.

При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.

Исследования с помощью МРТ показали, что в случае, когда человеку показывали фотографию любимой, префронтальная кора мозга была менее активной, чем в обыденной жизни. А если показывали фото ненавистного человека, префронтальная кора резко активизировалась, и ее работа зашкаливала. За что, в частности, отвечает префронтальная кора? Да за самое обычное критическое мышление, когда мы все подвергаем сомнению, ищем изъяны. Получается, что и при любви, и при ненависти мы становимся не объективны. В первом случае, просто не видим и не можем увидеть недостатки - образ любимого человека кажется нам идеальным. Во втором случае, замечаем все мелочи, которые нас раздражают, или даже придумываем о человеке несуществующие вещи или приписываем не свойственные характеристики, которые начинают раздражать нас еще больше.


Ненависть - крайнее агрессивное проявление подавленного влечения.

Уничтожающую ненависть мы можем испытывать только к тем, кого безответно любим или страстно желаем. И чем сильнее эта страсть и запрет на ее проявление, тем больше наша ненависть. Она, не имея возможности прямой разрядки нервной системы на объекте страсти, затмевает все другие чувства. Ненависть убивает нашу психику. Нервная система словно между молотом и наковальней. С одной стороны, сильнейшее влечение, обладающее огромной энергией и потенциалом, с другой - твердая глыба запрета, которую мы не можем сломать. Любовь и ненависть амбивалентны: оба этих чувства мы испытываем к одному и тому же объекту. Исключений нет! Мы можем любить человека и бессознательно желать ему смерти. Мы можем стремиться уничтожить объект, если он будет принадлежать не только нам, но еще кому-то.

Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.

Например, драма “Бесприданница” Александра Островского. В финальных сценах Карандышев глубоко оскорблен, им движут противоречивые чувства: злоба, обида, разочарование, ревность. Последним ударом для его психики становится признание Ларисы: “Как вы мне противны, кабы вы знали!”. Его захватывает нестерпимая ненависть, и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” - убивает ее из пистолета, положив конец ее страданиям и колебаниям. Эту сцену можно отнести к проявлению накопленного аффекта. Когда чувства внезапно ввели психику в полный ступор, истощенная нервная система приняла единственное решение - избавиться от фрустрирующего обьекта. Уничтожить источник столь сильного нервного напряжения. Это один из классических примеров поведения психики в момент сильного подавления сексуального влечения.

Кадры из фильма «Роме́о и Джулье́тта» (англ. Romeo and Juliet) — режиссёра Карло Карлея

Другой пример - когда объект влечения из нашей жизни исчезает. Он хорошо представлен в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Одна только мысль, что человека которого ты любишь больше нет, заставляет сначала одного, а затем и второго любовника выпить яд. Нестерпимое чувство невозможности больше удовлетворять свое влечение на конкретном объекте переносит всю ненависть на психику оставшегося партнера, и он принимает решение убить себя. В современном мире несчастная любовь или проблемы в личной жизни - самая частая причина самоубийств.

В психоанализе Фрейда широко используется термин амбивалентности чувств. В научный оборот этот термин ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он один из немногих профессоров психиатрии своего времени, кто признавал важность учений Фрейда, а особенно мысль о том, что психические болезни не стоит лечить по шаблону. Блейлер ввел в обиход и другое, более известное нам понятие - диагноз «шизофрения». Одним из основных симптомов шизофрении он назвал как раз ярко выраженную амбивалентность, «расщепление».


В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:

Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).

Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.

Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Если Блейлер считал все это симптомами шизофрении, то Фрейд, поспорив с ним, придал термину амбивалентности немного иной смысл. Амбивалентность по Фрейду - это сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений. Сильнее всего она проявляется как раз в одновременной любви и ненависти к одному человеку, но присуща абсолютно всем областям душевной жизни. Заметнее всего для окружающих она становится, когда человек испытывает сильные эмоции и чувства в момент конфликта между сильным побуждением и невозможностью его реализовать.

Давайте попробуем понять природу ненависти.

По Фрейду мать, еще до того, как полюбить своего ребенка, испытывает к нему именно чувство ненависти. Складывается оно из множества факторов: ребенок появился на свет не по волшебству, он угроза материнскому телу при беременности и родах, женщина испытывает нестерпимые страдания и боль как от процесса вынашивания так и от родов, ребенок - вмешательство в личную жизнь матери, угроза ее сексуальности и влечениям, ребенок принадлежит не только ей, но он еще ребенок другого - ее мужа (любимого или ненавистного). Помимо этого, ребенок высасывает из нее жизненные соки как будучи в утробе, так и после рождения, когда сосет грудь.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.


Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.

Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.

Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.

В своей работе 1909 года “Анализ фобий пятилетнего мальчика” Фрейд отмечал, что любовь и ненависть у детей очень долго сосуществуют. На примере маленького Ганса он показывает во что выливаются амбивалентные переживания пятилетнего мальчика. Он одновременно любил своего отца и желал ему смерти. Внутренний конфликт от этих чувств был настолько нестерпим, что ребенок замещает объект ненависти. Маленький Ганс начал бояться и ненавидеть лошадей. Фрейд отмечал, что при фобиях происходит смещение, например ненависти, на замещающий объект, а при неврозе навязчивых состояний - враждебные побуждения вытесняются в бессознательное.


Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.

Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.

Классовая ненависть работает немного иначе.

Здесь во главе принцип фрустрации. Именно фрустрация - неспособность добиться своих целей - вызывает сильное чувство агрессии. Люди с маленьким достатком видят роскошную жизнь других, фантазируют как бы они тратили огромные деньги на себя: на хорошую еду, на недвижимость, автомобили, дорогую одежду и путешествия. При этом они не могут добиться хоть небольшого повышения доходов. И чем больше желание и невозможность все это получить, тем больше злость.


Почему так часто в нас вызывают ненависть конкретные поступки или особые черты человека? Кто-то может позволить себе абсолютно неприемлемые для нас действия или слова. Здесь срабатывает наше огромное желание позволить себе хотя бы раз поступить именно так, но оно сталкивается со “сверх Я”, с нашими внутренними и внешними запретами, социальными нормами, воспитанием. Невозможность преодолеть эти запреты - фрустрирует, злит, вызывает агрессию.

Гомофобия - главный показатель латентных (скрытых) желаний вступить в сексуальные отношения с представителем своего пола.

Да, именно яростные гомофобы, вывешивая флаг борьбы с гомосексуализмом, в тайне мечтают о таких отношениях. Их психика фрустрирована, их желания настолько сильны, что единственный выход этой огромной внутренней энергии - разрядка через борьбу с гомосексуальностью. Только так они могут прикоснуться к запретному, не испытывая осуждения общества и запретов собственного воспитания. Свою гомофобию и агрессию они зачастую объясняют различными запретами: религиозными или законодательными.

Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.

Одним из способов борьбы с собственным чувством ненависти является эмпатия. Для понимания другого нужно проявить к нему обычные человеческие эмоции. Если вам кажется, что вы испытываете ненависть к конкретному человеку, необходимо поговорить и понять почему человек действует так или иначе в конкретной ситуации и каковы причины подобного поведения. Скорее всего после душевного разговора и новых фактов ваше чувство ненависти начнет спадать. Принятие инаковости и права другого человека быть не похожим на вас - очень важно для борьбы с собственной ненавистью.

Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.

Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.


В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?

Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:

“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…"

"Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”

Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.

Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.

Животные не готовы уничтожать себе подобных, так как в бою могут погибнуть сами. Человек же, имея оружие или владея методами ведения боя, уничтожает себе подобных в борьбе за мнимое превосходство.

Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.

Еще один способ, о котором писал Фрейд в своих письмах к Эйнштейну - изменить вектор агрессивного драйва, сменить фокус агрессии и перенести ее на совсем другой объект, который от ваших действий не пострадает. Можно купить боксерскую грушу и поставить ее в офисе, можно заняться спортом, пойти к психологу и выговориться, заняться тяжелым физическим трудом. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально-приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия.


Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.

Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.

Материал написан в рамках проекта PSY.one


Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.

Читайте также: