Как выглядит танк кв 54 в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня я вам расскажу о танках которые были и есть в реальной жизни . Покатать , пострелять и ощутить мощь данного метала можно в игре World of Tanks.

1 Танк

Первым танком я хочу вам представить : Валентайн - британский пехотный танк периода Второй мировой войны , лёгкий по массе. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs . За время серийного выпуска, с июня 1940 по апрель 1944 года (по некоторым данным — до начала 1945 года), Великобританией и Канадой выпущено 8275 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой [1] . Состоял на вооружении Великобритании и ряда стран Британского Содружества , также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в СССР . Использовался вплоть до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе [2] . После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года [3] .

В реальности :

4 Танк

T-34-85 — войсковое обозначение последней модификации советского среднего танка Т-34 с орудием калибра 85-мм. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 года [1] .

Спроектирован на базе серийного танка Т-34 образца 1942 года. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85 по сравнению с Т-34-76 .

Новая башня увеличенного объёма с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43 . Повышена общая защищённость экипажа (5 человек), улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, манёвренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно.

Весной-летом 1944 года прошли испытания стабилизатора 85-мм танковой пушки в вертикальной плоскости. Этот стабилизатор разработан специальным конструкторским бюро Наркомата судостроения под руководством А. Атовмьяна по теме «Таран». Особенностями его конструкции в том, что гироскоп, раскручиваемый трехфазным асинхронным двигателем, не располагался на орудии, но управлял цепями питания помпы гидравлического привода силовой части. Для питания гироскопа устанавлен преобразователь постоянного тока ГКЗ-Т на основе электродвигателя постоянного тока на 24 В и генератора трехфазной сети напряжением 60 В и частотой 275 Гц. Потребляемая мощность стабилизатора 550 Вт, время запуска — 4,5 мин. Первые испытания макетного образца состоялись в марте-апреле 1944 года в Кубинке.

С 1944 года Т-34-85 являлся основным танком РККА в Великой Отечественной войне .

В жизни :

5 Танк

M4 «Шерман» ( англ. M4 Sherman ) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны . Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР ) по программе ленд-лиза . После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны . Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана ) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).

M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ , инженерной техники.

Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка [3] (не считая танков канадского производства). Это наиболее массовый танк американского производства.

В реальности :

3 Танк

КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова , как и остальные танки серии КВ) — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны . Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2 , КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года . Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне .

Как выглядит танк кв 54 в реальной жизни

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые переносят в ту Россию

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые переносят в ту Россию

Популярные наручные часы в СССР

Какие зарубежные фильмы любили в СССР? ТОП-10 лидеров советского проката

Какие зарубежные фильмы любили в СССР? ТОП-10 лидеров советского проката

В красноярской школе День учителя прошел под портретом Сталина

В красноярской школе День учителя прошел под портретом Сталина

Почему в СССР высаживали тополя?

15 интересных вещей из прошлого

Красавицы времен красных пиджаков: ностальгия по начесам, лосинам и прочему кошмару 90-х

Красавицы времен красных пиджаков: ностальгия по начесам, лосинам и прочему кошмару 90-х

Виниловые пластинки в СССР

У советских детей были такие интересные игрушки

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Зарубежные знаменитости, сыгравшие в фильмах советских и российских персонажей

Зарубежные знаменитости, сыгравшие в фильмах советских и российских персонажей

16 самых дорогих фотографий, сделанных в СССР

Почему женщины в СССР не снимали меховые шапки даже в помещениях?

Почему женщины в СССР не снимали меховые шапки даже в помещениях?

Шведки разыскивают советских моряков, которые спасли их в 1984 году

Шведки разыскивают советских моряков, которые спасли их в 1984 году

Сделано в СССР: 24 игрушечные машинки, о которых мечтали все советские мальчишки

Сделано в СССР: 24 игрушечные машинки, о которых мечтали все советские мальчишки

В игре :

В игре :

В реальности :

2 Танк

Вторым танком является : ИС-3 ( Объект 703 )- советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны , запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.

Аббревиатура ИС означает « Иосиф Сталин » — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 годов. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище « Щука ».

Рассказы об оружии. Танк Т-54 снаружи и внутри

В предыдущей статье я рассказал о предшественнике этого замечательного танка, машине Т-44.

Да, история Т-54 неотделима от истории Т-44, поскольку Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44.

Создателем боевых машин был Александр Александрович Морозов, злой гений всех наших противников на протяжении долгих лет.

Итак, в 1943 году конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова начались работы над новым танком, который должен был бы заменить Т-34-85 в качестве основного среднего танка РККА.

Сперва рассчитывали, что этой машиной станет Т-44.

Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив передние катки. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста это позволило также значительно сократить забронированный объём и при массе, меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования.

Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85: 85-мм пушка ЗИС-С-53, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году.

Для начала как оружие для танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34. Это орудие успешно прошло испытание боем в качестве основного вооружения установки СУ-100.

Так начались пробы и попытки установки новой пушки на Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении.

Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44В. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву.

В итоге на выходе получился танк, настолько сильно отличный от Т-44, что ему было присвоено собственное название Т-54. Проект танка был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям.

Правда, эти сроки выдержаны так и не были.

Главные отличия от Т-44 — обновленная ходовая часть, новая форма башни, усиленное бронирование корпуса и башни, и 100-мм орудие Д-10Т. Первый опытный образец закончили в январе 1945 года. Далее он проходил испытания в Кубинке до апреля того же года. При увеличении размеров танка и толщины бронирования, масса машины по сравнению с Т-44 возросла только на 3,7 тонны, что всех в наркомате весьма удивило.

Испытания нового танка проводились очень долго и очень тщательно, абсолютно без спешки и приурочивания к очередной годовщине.

Танк достойно выдержал государственные испытания и 29 апреля 1946 года был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство в СССР продолжалось до 1959 года.

Всего было выпущено 20 375 танков Т-54.

Снят с вооружения армии России в 1994 году, однако в 1998 году 300 машин вернули на вооружение с пометкой «в резерве».

Некоторые модификации Т-54 до сих пор состоят на вооружении многих стран.

Масса, т: 36
Экипаж, чел: 4

Длина корпуса, мм: 6002
Ширина корпуса, мм: 3270
Высота, мм: 2218

Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / 55°
Борт корпуса, мм/град: 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град: 45 / 17°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм/град: 200 / 60°
Борт башни, мм/град: 160 / 60°
Крыша башни, мм: 30

Ходовые характеристики
Мощность двигателя, л. с: 520
Максимальная скорость, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 300
Преодолеваемый подъём, град: 30°

Основное вооружение: 100-мм пушка Д-10Т.
Боекомплект, шт: 34
Прицельная дальность, м: 6 000
Углы вертикальной наводки, град: -5°. +18°
Скорострельность, выстр./мин: до 6

Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробивать вертикальный лист брони толщиной 125 мм на дистанции 2 км.

Дополнительное вооружение
Два пулемета СГМТ (танковая вариация пулемета системы Горюнова СГ-43) 7,62-мм и один ДШК калибр 12,7-мм.

Первый СГМТ спарен с орудием, второй — курсовой, находится в передней части корпуса. ДШК установлен на крыше башни на турели в качестве средства ПВО.

Боезапас к 7,62-мм пулеметам составлял 3000 патронов (12 лент), к пулемету ДШК — 500 патронов.

В комплект танка также входили 7,62-мм автомат АК-47 (позже – АКС), 26-мм сигнальный пистолет СПШ и двадцать ручных гранат Ф-1. К автомату полагалось 300 патронов, к сигнальному пистолету — 12 патронов.

Первое настоящее боевое крещение танк Т-54 прошел на Шестидневной войне (1967 г.) в составе египетских и сирийских войск. Большое число танков, подбитых или брошенных экипажами, было захвачено израильской армией, а после модернизации принято на вооружение.

Однозначно дело было не в каких-то отрицательных свойствах танка, а в уровне подготовки сирийских и египетских экипажей. Точнее, в отсутствии этой самой подготовки.

Наиболее активный период боевого применения Т-54 приходится на 1979-1991 гг. Конфликт между КНР и Вьетнамом, война в Афганистане (один из основных танков, наравне с Т-62, в Южной группе войск СССР), операция "Мир Галилее" в Ливане (в сирийской и израильской армиях), в ирано-иракской войне и войне в Персидском заливе (в иракской армии). Плюс несколько локальных конфликтов в Африке.

В целом танк повоевал.

Т-54 активно поставлялись и продавались СССР своим союзникам по социалистическому лагерю и дружественным странам. Около 60 стран использовали танк в своих вооруженных силах.

Промышленность выпускала Т-54/55 более 30 лет. Это рекордный показатель для современного танка, и, кстати, когда на Западе страшились «армад советских танков» на берегах Ла-Манша, речь шла о Т-54 и Т-55.

Прототипы среднего танка Т-54

Танк Т-54 стал одной из самых распространенных послевоенных машин своего класса. Он стал основой для большого количества модификаций, в том числе танка Т-55, который строился еще большей серией. Танки Т-54 и Т-55 заслуженно считаются одними из самых лучших бронемашин своего времени. Однако базовый Т-54 появился не сразу. Работы по проекту перспективного танка начались еще в 1944 году, но в серию он пошел лишь спустя несколько лет. За это время конструкторы завода №183 (г. Нижний Тагил) создали несколько вариантов нового танка, каждый из которых стал шагом от первоначальной задумки до серийной машины.

Т-54 образца 1945 года

История проекта Т-54 началась осенью 1944 года. Нижнетагильские конструкторы без отрыва от основных работ по производству и совершенствованию серийной техники создали проект глубокой модернизации танка Т-44. Документация по проекту Т-54 была представлена в наркомат танковой промышленности в последних месяцах октября. Уже 1 ноября народный комиссар В.А. Малышев подписал приказ, в соответствии с которым завод №183 должен был построить опытный образец нового танка.

Прототипы среднего танка Т-54

Необходимо отметить, что тот вариант проекта не соответствовал ряду требований: на нем использовалась старая трансмиссия, гусеницы с гребневым зацеплением и т.п. устаревшие технические решения. Тем не менее, опытный танк Т-54, предъявленный на испытания в начале 1945 года, строился по проекту, появившемуся осенью 44-го. В феврале 1945 года прошли заводские испытания опытной бронемашины.

Проект Т-54 в варианте, появившемся в октябре 1944 года, представлял собой глубокую модернизацию танка Т-44. Целью этой модернизации было повышение уровня защиты и огневой мощи при сохранении приемлемых весовых и ходовых характеристик. Основным способом выполнения этой задачи стало изменение компоновки внутренних объемов бронированного корпуса. За счет более плотного расположения агрегатов и поперечного размещения двигателя получилось довести забронированный объем до 11,8 куб. метра.

Конструкция бронированного корпуса опытного танка почти не отличалась от корпуса танка Т-44. Лоб корпуса собирался из двух листов толщиной 90 мм, борта имели толщину 75 мм, а корма состояла из трех деталей толщиной от 30 до 45 мм. Танк Т-54 образца 1945 года оснастили сдвинутой к корме башней и люком механика-водителя в подбашенном листе.


В моторно-трансмиссионном отделении Т-54 установили 12-цилиндорвый дизельный двигатель В-2-44 мощностью 520 л.с. Благодаря поперечному размещению двигателя удалось сэкономить значительные объемы как внутри корпуса, так и в МТО. Кроме двигателя в корме танка установили входной редуктор («гитара»), многодисковый редуктор сухого трения, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, два многодисковых бортовых фрикциона, ленточные тормоза и бортовые редукторы. Внутри МТО удалось уместить два основных топливных бака на 520 литров. Кроме того, в надгусеничных полках было предусмотрено место для трех 50-литровых баков. По расчетам, запаса топлива должно было хватать на 300-350 километров пути.

Подвеска танка Т-54 образца 1945 года была полностью заимствована у предыдущего Т-44. Она имел по пять опорных катков с торсионной подвеской на борт, ведущее и направляющее колесо. Как и на предыдущих танках, использовалось гребневое зацепление гусеницы.

«Главным калибром» перспективного танка сделали 100-мм нарезное орудие Д-10Т-К, разработанное на заводе №9 (г. Свердловск). Обновленная конструкция башни позволила впервые в отечественной практике оснастить средний танк пушкой калибра 100 мм. Опытное орудие Д-10Т-К отличалось от оригинального Д-10Т отсутствием пружинного уравновешивающего механизма. Для уравновешивания пушки пришлось облегчить или утяжелить некоторые ее детали. Пушка Д-10Т-К могла разгонять бронебойно-трассирующий снаряд БР-412 до скорости 895-900 м/с, что позволяло пробивать бронеплиту толщиной 120 мм с дистанции 1000 метров.

В качестве дополнительного оружия использовались два пулемета ГВТ калибра 7,62 мм. Один из них был спарен с пушкой, а второй поместили рядом с рабочим местом механика-водителя. Для стрельбы предусмотрели отверстие в лобовой плите корпуса.

22 февраля 1945 года опытный танк Т-54 первой версии был доставлен в Москву, где его продемонстрировали руководству танкостроительной промышленности и военным. 11 марта стартовали испытания на полигоне в Кубинке, продлившиеся чуть больше месяца. За это время танк прошел свыше 1500 километров. В отчете о результатах испытаний отмечалось, что Т-54 превосходит все существующие отечественные танки. При этом, однако, испытатели обратили внимание на некоторые недостатки конструкции, ликвидация которых могла бы повысить возможности машины.


Заводу №183 рекомендовали доработать конструкцию башни, использовать цевочное зацепление гусеницы, изменить трансмиссию, оснастить танк противокумулятивными экранами, а также обновить состав наблюдательного и прицельного оборудования. По завершении всех этих доработок танк можно было принять на вооружение. Пока же заводу №183 поручили строительство двух новых опытных образцов танка Т-54. К июню 45-го года нижнетагильские танкостроители должны были собрать два танка с обновленными механизмами трансмиссии и иными нововведениями, общее число которых превышало шесть десятков.

Один из новых прототипов получил планетарную трансмиссию, второй – планетарные механизмы поворота. Считалось, что второй вариант бронемашины имеет большие перспективы в сравнении с первым. В последних числах июля начались ходовые испытания танка Т-54 образца 1945 года с планетарными механизмами поворота. До начала ноября опытный танк прошел по полигону свыше 1500 км. По результатам испытаний была установлена высокая надежность планетарных механизмов поворота. При этом в конструкцию танка и его агрегатов пришлось внести около сотни различных изменений.

«Объект 137»

В начале декабря 1945 года Наркомат транспортного машиностроения издал приказ о доработке конструкторской документации по проекту Т-54 с последующими строительством и испытаниями танков установочной партии. Опытные машины требовалось построить к 15 марта 1946 года. Именно этот приказ наркома Малышева привел к появлению танка Т-54 образца 1946 года, более известного под названием «Объект 137».


В ходе доработки проект Т-54 претерпел серьезные изменения. Коррективам подверглись почти все его аспекты. Бронированный корпус изменили незначительно. Доработки касались узлов установки различного нового оборудования. Уровень защиты танка образца 1946 года остался на уровне предыдущей версии Т-54.

В качестве силовой установки использовали дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При требуемой боевой массе 36 тонн такой двигатель мог обеспечить скорость на шоссе до 32-33 км/ч. Трансмиссия соответствовала третьему прототипу Т-54 образца 1945 года. Топливная система танка осталась прежней. В подвеске использовались немного доработанные агрегаты предыдущего опытного танка, однако теперь использовалось цевочное зацепление гусеницы с открытым металлическим шарниром.

В измененной башне двух прототипов танка «Объект 137» установили пушки калибра 100 мм двух моделей. Один из них оснастили орудием Д-10Т, другой – ЛБ-1. Оба танка несли спаренный с пушкой пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм. Еще два пулемета этой модели с боекомплектом по 250 патронов разместили в бронированных кожухах на надгусеничных полках. Наконец, на башне установили крупнокалиберный пулемет ДШК, предназначенный для борьбы с воздушными целями.


Из-за доработок башни, ходовой части и других агрегатов боевая масса опытных танков «Объект 137» ощутимо превысила заданный уровень. Вместо заданных 36 тонн машины весили 39,15 т. Это привело к снижению удельной мощности и увеличению давления на грунт.

20 июня стартовали межведомственные испытания двух танков Т-54 образца 1946 года. В ходе испытаний танк с орудием ЛБ-1 преодолел около 1000 км, а танк с пушкой Д-10Т – лишь 760 км. Несмотря на снижение ходовых качеств новых машин в сравнении с предыдущими прототипами, комиссия признала их преимущества перед существующей техникой. Однако конструкторам завода №183 было рекомендовано провести очередные доработки проекта. Претензии вызвала работа трансмиссии и обновленной ходовой части. Кроме того, шум в обитаемом объеме превышал приемлемый уровень, а зенитный пулемет не мог вести огонь в любом направлении без поворота башни.

В конце лета завод №183 доработал трансмиссию и ходовую часть танка «Объект 137», а к середине сентября построил новый опытный образец. Корпус, башня и двигатель остались прежними. С середины сентября и до конца октября этот прототип проходил заводские испытания. Программа испытаний подразумевала преодоление 2000 километров. За первые три дня испытаний опытный Т-54 прошел около 570 километров со средней скоростью 35 км/ч. 25 сентября, во время очередного пробега по полигону, разрушились восемь резиновых бандажей опорных катков и четыре опоры балансиров. До середины следующего месяца машина находилась на ремонте, а в конце октября ее разобрали для оценки состояния.


К этому времени военные и наркомат транспортного машиностроения определились с главным оружием перспективного танка. Им стала 100-мм пушка Д-10Т. 30 сентября это было закреплено соответствующим документом.

Танки Т-54 образца 1947 года

Всю осень 1946 года конструкторы завода №183 занимались обновлением корпуса и различных систем перспективного танка. В октябре началось строительство первого прототипа обновленной защиты, затянувшееся до февраля следующего года. Во второй половине февраля 47-го новый опытный образец вышел на полигон.


В ходе очередной доработки бронированный корпус претерпел серьезные изменения. Так, для сокращения общей высоты машины были уменьшены борта корпуса, а редан днища, наоборот, увеличен на 220 мм. Это позволило уменьшить силуэт машины, почти не потеряв внутренние объемы. Были изменены форма и размеры башни, что тоже сказалось на габаритах всего танка. На крыше башни установили новую зенитную пулеметную установку, конструкцию которой выполнили на базе соответствующего агрегата танка ИС-3.

С 18 по 26 февраля 1947 года этот прототип «Объекта 137» прошел 1020 км со средней скоростью 23,4 км/ч. При этом первые заезды танк совершал с башней старого образца. Сборка новой башни завершилась немного позже и ее установили на опытный танк. После установки башни новой конструкции Т-54 образца 1947 года произвел 14 пробных выстрелов. Одновременно с ходовыми испытаниями провели отстрел второго корпуса на артиллерийском полигоне.


В начале марта прошли министерские испытания. В очередной раз комиссия выдала танкостроителям список необходимых исправлений. Заводу №183 снова напомнили о необходимости сокращения боевой массы машины до требуемых 36 тонн, потребовали усилить отдельные элементы ходовой части, доработали трансмиссию и усовершенствовали наблюдательные приборы.

В апреле 1947 года были построены еще два танка «Объект 137», ставшие образцами для серийной бронетехники. Корпус и башня этих машин соответствовали агрегатам предыдущего прототипа, а вооружение осталось неизменным в сравнении с проектом в версии от 1946 года: 100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренный пулемет СГ-43, два курсовых пулемета той же модели и зенитный ДШК калибра 12,7 мм. К началу испытаний двух новых опытных танков конструкторам завода №9 удалось немного повысить характеристики орудия Д-10Т. Так, бронебойно-трассирующий снаряд БР-412 на дистанции 1000 метров мог пробить до 135 мм брони. Скорострельность орудия достигала 10 выстрелов в минуту.


По результатам испытаний появился приказ, которым заводу №183 предписывалось построить установочную партию из 50 новых танков. По мере строительства этой партии требовалось внедрить 22 конструктивных и производственных мероприятия. Остальные доработки предполагалось внедрять по мере освоения в производстве соответствующих агрегатов. Первый танк Т-54 установочной партии был готов в июле 1947 года. В ходе производства завод №183 внедрял в конструкцию нового танка различные изменения. Общее количество коррективов, внесенных в ходе строительства установочной партии, достигло 1500.


Испытания первого танка Т-54 из установочной партии начались в июле 1947 года, а уже в сентябре очередная бронемашина успешно преодолела требуемые 1000 километров. Строительство установочной партии из 50 танков позволило ликвидировать последние крупные недостатки проекта, а также освоить технологию производства новой техники.

Начало серийного строительства

В конце ноября 1947 года руководство утвердило чертежи и технологические условия на серийное строительство бронемашины новой модели. Вскоре документация была передана заводам №75 (Харьков) и №174 (Омск), где в начале 1948 года развернулось серийное производство новых танков Т-54. Дизельные двигатели В-54 производились Сталинградским тракторным и Челябинским тракторным заводами. Башни для новых танков тоже изготавливались на двух предприятиях: нижнетагильский и омский заводы получали эти агрегаты с челябинского завода №200, а харьковские танкостроители – с завода им. Ильича (г. Жданов). Орудия Д-10Т изготавливались только свердловским заводом №9.

В 1948 году завод №183 построил 285 танков новой модели, завод №75 – 218 и завод №174 – 90. В дальнейшем темпы производства постоянно росли, а строительство танков Т-54 различных модификаций, в том числе Т-55, продолжалось до середины семидесятых годов. В общей сложности три советских завода построили 16775 танков Т-54 всех модификаций. Кроме того, 300 танков в виде комплекта деталей были поставлены в Северную Корею, а Польша и Чехословакия построили по лицензии 1500 и 1800 машин соответственно. В шестидесятых годах китайские инженеры скопировали конструкцию танка Т-54 и запустили серийное производство его незначительно доработанной версии под названием «Тип 59».

В период с 1944 по 1947 годы нижнетагильский завод №183 провел массу конструкторских работ и построил несколько танков-прототипов. Все эти усилия оказались ненапрасными – результатом многочисленных доработок и испытаний стало создание одного из самых лучших танков своего времени.

В игре :

Т-54: трудный путь в серию

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который внешне отличался от Т-44 в основном башней несколько больших размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Через месяц главный конструктор А. А. Морозов доложил наркому танковой промышленности В. А. Малышеву о замысле создания машины. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на предприятие график работ, как всегда, слишком оптимистичный: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945-го – закончить испытания, к 20 мая – размножить и доставить всем заводам-изготовителям рабочие чертежи.

Реально же разработка танка завершилась в декабре 1944 года, а опытный образец был сделан в январе-феврале 1945-го. После показа членам правительства машина в марте-апреле того же года прошла испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать ее для принятия на вооружение Красной армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Танк получил индекс Т-54.

Свое и чужое

От серийной «сорокчетверки» Т-54 отличался башней и орудием, как уже говорилось выше, а также двигателем и некоторыми деталями корпуса и ходовой части.

Литая башня с диаметром погона в свету 1800 миллиметров имела толщину брони в лобовой части 180 миллиметров (у Т-44 – 120 мм) и бортов – от 90 до 150 миллиметров (у Т-44 – 90 мм) с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 миллиметров (у Т-44 – 15 мм), сваренных между собой.

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60о и 45о от вертикали, составляла 120 миллиметров против 90 миллиметров у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

Вооружение машины состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием: один был спарен с орудием, второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перпендикулярно продольной оси корпуса монтировался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 лошадиных сил. В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 530 литров. Кроме внутренних (основных) топливных баков снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 литров каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из основных емкостей производился после его выработки из дополнительных.

Т-54: трудный путь в серию

Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300–360 километров (у Т-44 – 235 км).

Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков, ширина резинового массива которых увеличилась со 150 до 185 миллиметров.

Масса танка возросла до 35,5 тонны, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.

649 изменений

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 миллиметров, бортов – от 125 до 160 миллиметров с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни – 30 миллиметров.

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ (курсовые) устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках, стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни между люками командира и заряжающего находился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Силовая установка танка осталась той же самой, что и на первом опытном образце. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить с 530 до 545 литров, дополнительных наружных – со 165 до 180. Запас хода машины по шоссе, несмотря на возросшую до 39,15 тонны боевую массу, не уменьшился и по-прежнему достигал 300–360 километров. В трансмиссии использовалась трехходовая пятиступенчатая коробка передач с установкой на 2, 3, 4 и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенчатые планетарные механизмы поворота вместо бортовых фрикционов. В ходовой части применен гусеничный движитель цевочного зацепления.

В июле – ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТ полигоне, по их результатам танк опять-таки рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков и доработки документации, потребовавшейся после этого. По результатам очередных предварительных испытаний постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской армии.

Началась подготовка к его серийному производству. В течение 1946 года планировалось изготовить 165 серийных машин, реально же построили только три опытных образца. Государственных испытаний они не выдержали. Межведомственная правительственная комиссия потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. План на 1947 год был утвержден в количестве 250 единиц, но изготовили только 22. Два головных серийных танка подверглись в апреле-мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. По их результатам издано 1490 приказов на доработку деталей и узлов, в связи с чем первую серию из 20 танков Т-54 выпустили лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр.1946 г.

Далек от совершенства

Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корыто-образной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса толщиной 120 миллиметров располагался под углом 60о к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 миллиметров, крыши и днища корпуса – 30 и 20 миллиметров соответственно.

Башня – литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части – 200 миллиметров. Поворотный механизм башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а при поддержке системы командирского управления – командиром.

В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы ее вертикального наведения – от -5о до +18о. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, аналогичной применявшейся на танках ИС-2 и ИС-3, монтировался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела (20 – в отделении управления справа от механика-водителя, 14 – в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 лощадиных сил. Топливные баки емкостью 520 литров располагались в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу – 330 километров.

Коробка передач – пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивавшие получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи – однорядные. Ведущие колеса – литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление – цевочное.

В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения – червячного типа. Гусеница – мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы – 500 миллиметров. Подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме машины крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.

Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный забронированный объем в сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект. Несмотря на увеличение диаметра башенного погона в свету до 1825 миллиметров, из-за больших размеров казенной части орудия боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения, несмотря на наличие двух вентиляторов – нагнетающего (на крыше башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения).

Второй вариант

Всего в 1949 году выпустили 54 танка Т-54, в том числе 13 опытных образцов, 25 учебных и только 16 серийных. Объем конструкторских доработок характеризуют такие цифры: башенная группа подготовила свыше 400 новых рабочих чертежей, корпусная – более 350, моторная – 300, группа оборудования – свыше 250. Испытания продолжались до ноября, после чего вышло постановление правительства о принятии на вооружение новой модификации – Т-54 обр.1949 г., или Т-54-2.

На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков, с командирской башенкой. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. С учетом статистики, согласно которой 90 процентов попаданий в танк приходилось на высоте более метра от земли, а также с целью сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 миллиметров.

Вместо двух пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3500 штук.

Силовая установка отличалась от предыдущей наличием одного мультициклонного воздухоочистителя с масляной ванной, кассетами и эжекционным отсосом пыли из пылесборника. Вместо трех наружных цилиндрических топливных баков установили два плоских прямоугольных, которые разместили справа в кормовой части на надгусеничной полке. Эти баки включили в систему питания двигателя.

Трансмиссия претерпела незначительные изменения. Гусеницу расширили до 580 миллиметров, что позволило уменьшить удельное давление с 0,93 до 0,81 кг/см2. Система электрооборудования и средства связи остались без изменений.

Отработка конструкции завершена

В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось. За этот год только завод № 183 сумел изготовить 423 машины вместо 400 по плану. Выпуск 1951-го составил уже более 800 танков.


В 1951 году проведена вторая модернизация танка Т-54. Машина получила литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши с улучшенным уплотнением погона. Телескопический прицел ТШ-20 заменили новым – ТШ-2-22 с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением. Улучшили защиту от попадания пыли цапф пушки, погонов башни, турелей, командирской башенки, маски пушки, прицела и пулеметов, выключателей и тумблеров. На нижнем лобовом листе корпуса появились узлы крепления каткового минного трала. Заменили оборудование для постановки дымовых завес – вместо двух шашек МДШ установили две более мощные БДШ-5.

Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр.1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. На базе этой машины сконструировали командирский танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.

Запуском в серийное производство Т-54-3 завершился процесс создания и отработки конструкции «пятьдесятчетверки», продолжавшийся шесть лет. Машина наконец-то приобрела свой законченный классический вид. В этот период произошли и серьезные кадровые изменения в руководстве отдела № 520 – КБ завода № 183. В октябре 1951 года А. А. Морозов был назначен главным конструктором КБ-60М завода № 75 в Харькове (ныне ХКБМ им. А. А. Морозова). Временно исполняющим его обязанности назначили А. В. Колесникова, одновременно возглавлявшего сопровождение серийного производства и модернизацию танка Т-54. Такая ситуация продолжалась до начала марта 1953-го, когда главным конструктором завода № 183 в Нижнем Тагиле стал Л. Н. Карцев. Первой крупной модернизацией Т-54, проведенной под его руководством, явилась установка стабилизатора вооружения.

Стабилизатор наведения пушки Д-10Т в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт» был создан в 1951 году. Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ. В СТП-1 был заложен принцип, обеспечивавший постоянное слежение за целью орудия и жестко связанного с ним прицела. Эта схема имела и недостаток – во время заряжания пушка блокировалась на заданных углах возвышения и наводчик лишался возможности наблюдения за объектом обстрела.

Совершенствование продолжается

Танк с пушкой Д-10ТГ получил обозначение Т-54А (объект 137Г). Кроме стабилизатора орудие снабдили эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела и подъемным механизмом со сдающим звеном (предохраняло механизм от поломок при задевании посторонних предметов). В затвор пушки были введены предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу машины и механизм повторного взвода. Внесли также изменения в компенсирующий механизм с целью обеспечения уравновешивания пушки на углах возвышения и склонения. Установили автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 со смещенной влево окулярной частью и со шкалой дальности до цели. Для механика-водителя был введен активный прибор ночного видения ТВН-1.


Двигатель танка также подвергся некоторым переделкам: в систему питания ввели третий наружный бак емкостью 95 литров, поставили двухступенчатый воздухоочиститель с тремя кассетами и эжекционным отсосом пыли, вместо нерегулируемых входных жалюзи над радиаторами смонтировали регулируемые, управляемые рукояткой, расположенной в боевом отделении. Остальные системы остались прежними.

В связи с установкой агрегатов стабилизатора изменились монтажная и принципиальная схемы электрооборудования. Танк оснастили радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.

Т-54А был принят на вооружение в 1954 году. В IV квартале планировалось выпустить установочную партию из 50 машин. Однако из-за несоответствия стабилизаторов техническим требованиям удалось изготовить только 25 единиц.

Отлаженное серийное производство началось только через полгода и осуществлялось с 1955 по 1956 год. В ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливался командирский танк Т-54АК.

Установка системы вертикальной стабилизации вооружения позволила в 10 раз повысить вероятность поражения цели – с 3 до 30 процентов.

Примерно 17 500 танков

К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» – Т-54Б («объект 137Г2»), три опытных образца которой завод № 183 сдал еще в июне 1955-го. Заводские испытания прошли осенью, а полигонные – зимой 1955–1956 годов. Официально танк приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1956 года, соответствующий приказ министра обороны СССР последовал уже 11 сентября.

На Т-54Б устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон», последний позволил довести вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 процентов. Управление орудием и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни.

Для улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении оборудовали вращающейся платформой, установленной на шариковой опоре и имевшей сдающее звено. Это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, число снарядов в котором, правда, не изменилось.

Танк имел активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Для обеспечения их функционирования машина оснащалась ИК-прожекторами: Л-2, крепившимся на орудийной маске, и ОУ-3, смонтированным на командирской башенке. Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных). Т-54Б получил оборудование для подводного вождения (ОПВТ). В положении по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.

На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация – Т-54БК, по составу дополнительной аппаратуры аналогичная Т-54АК.

Серийное производство «пятьдесятчетверок» разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года на трех заводах Министерства транспортного машиностроения: № 183 в Нижнем Тагиле, № 75 в Харькове и № 174 в Омске. При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на основе Т-54: САУ, ЗСУ и инженерной техники. Кстати, на заводе № 75 параллельно шел серийный выпуск тяжелых артиллерийских тягачей АТ-Т, разработанных на базе «пятьдесятчетверки», причем превышавший в отдельные периоды объем выпуска танков.

В игре :

Читайте также: