Как сложилась жизнь штирлица после войны

Обновлено: 05.07.2024

В кинофильме «Семнадцать мгновений весны» блистательный Леонид Броневой произносит знаменитую фразу: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться. еще на одну минуту». И Штирлиц остался – в умах миллионов советских людей он олицетворял идеал разведчика, бесконечно преданного Родине. У зрителей неминуемо возникал вопрос: а был ли у благородного, привлекательного и очень умного Максима Максимовича Исаева в лице Вячеслава Тихонова реальный прототип?

Сам автор эпопеи о знаменитом разведчике – Юлиан Семенов – говорил, что прототипами Штирлица являются несколько человек. Яков Блюмкин – фигура почти легендарная. Участник мятежа левых эсеров и убийца германского посла Мирбаха, он был прощен советской властью и в дальнейшем работал разведчиком на Дальнем Востоке, в Персии и Китае. В 1921 году ему поручили секретную операцию по расследованию хищений из Гохрана. Блюмкин под видом ювелира выявлял заграничные связи похитителей алмазов. Любопытно, что работал он под псевдонимом Исаев. Возможно, именно эти факты о жизни Блюмкина и были положены Юлианом Семеновым в основу книги «Бриллианты для диктатуры пролетариата», где впервые появляется молодой Штирлиц-Исаев.

«Закончил он задолго на начала Второй мировой войны. В 1929 году в Москве после жестоких пыток он был судим Тройкой (НКВД) и расстрелян. Причина очень простая и прозаическая: где-то с 1920 года Блюмкин был руководителем личной охраны Льва Давидовича Троцкого и сохранял с ним связи», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

Есть и другие версии. В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке хозяйничали японцы. Владивосток был центром международного шпионажа. Молодой советской республике необходимы были данные о положении белых и их союзников. Тогда в штабе неприятеля работал человек совсем не арийской внешности – Роман Ким. Вероятно, некоторые ранние повороты судьбы Максима Исаева были взяты из жизни Романа Кима, с которым Юлиан Семенов был знаком лично.

«Это был совершенно потрясающий человек, – отмечает писатель Александр Мясников. – И вся предвоенная история Штирлица – это на самом деле история Романа Кима, человека совершенно удивительной судьбы. Он был настоящий кореец, родился в Корее, еще до революции переехал с отцом в Российскую империю. Когда происходит Февральская, затем Октябрьская революция, начинается история с созданием Дальневосточной республики – в этот самый момент Романа отправляют на работу к Колчаку».

Однако в «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности. Под это описание подходит один загадочный персонаж. Правда, все, что о нем известно, – только его псевдоним «Леонид». «Этот самый Роман Ким рассказывал Юлиану Семенову об одном человеке, – продолжает Мясников. – Как и Ким, он работал и у Колчака, в дальневосточной армии. Он знал этого человека только по псевдониму товарищ Леонид. Кто это такой, неведомо никому. Понятно, что это какой-то суперштатный сотрудник внешней разведки». В годы Великой Отечественной войны, когда германские орды захватили почти половину СССР, Сталин получал информацию из самого сердца Германии – Берлина. Помимо фронтовой разведки у него была и стратегическая, состоящая из нескольких десятков хорошо законспирированных агентов, работавших в глубоком немецком тылу. Вот что писал о советской разведке ас шпионажа, создатель ЦРУ Аллен Даллес в своей книге «Искусство разведки»:

«Операции, осуществленные группой Зорге, Красной капеллой и Люси, являются наиболее известными достижениями советской разведки в военные годы. Информацию, которую посредством секретных операций смогли добыть советские разведчики во время Второй мировой войны, содействовала военным усилиям Советов и представляла собой такого рода материал, который представляет собой предмет мечтаний любой разведки».

Легендарный советский разведчик-нелегал Рихард Зорге работал под псевдонимом Рамзай. Он герой многих книг и кинофильмов. Зорге родился в Российской империи в семье немецкого колониста, в годы Первой мировой войны воевал на стороне Германии сначала на западном, а потом и на восточном фронтах. После Октябрьской революции Зорге оказывается в рядах Третьего интернационала. На него, человека яркого ума, обращает внимание руководство Коминтерна. Зорге приглашают в Москву, где он проникается социализмом. Молодой человек со знанием языков, превосходный журналист, – такого можно было использовать где угодно.

«Группа Зорге – очень мощная группа, состоявшая почти сплошь из высокопоставленных японцев, – отмечает Фортунатов. – Но к ноябрю 1941 года она была практически полностью разгромлена. Есть такой печальный факт – Зорге долгое время находился под следствием. 6 ноября 1944 года советский посол в Японии давал ужин в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (я напомню, что у нас с Японией был договор о ненападении). В тот день у нашего посла была возможность заступиться за Зорге, предложить какой-то обмен и т.д. Наш посол этого не сделал, и на следующий день, 7 ноября, Зорге был казнен».

Но все дело в том, что ни Рихард Зорге, ни герои Красной капеллы (организации советских разведчиков-нелегалов, действовавших в нескольких странах Европы) не могли быть прототипами Штирлица, так как все они были арестованы еще в самом начале войны. А как мы помним, действие фильма развивается весной 1945 года. Некоторые историки считают, что прототипом Штирлица мог быть гауптштурмфюрер СС Вилли Леман. Рабочий псевдоним – Брайтенбах. Он работал в отделе, отвечавшем за контрразведку в оборонной промышленности. Это было самое засекреченное направление в Третьем рейхе. Именно от Лемана в СССР узнали о германской ракетной программе и первых экспериментальных запусках ракет ФАУ Вернера фон Брауна.

«Вилли Леман, он же Брайтенбах, имел связь с резидентом, поставлял ему информацию и в общем-то не имел возможности принимать такие решения, какие принимал Штирлиц. Штирлиц руководит резидентурой с правом принятия самостоятельного решения, а ведь в реальной разведке резидент каждый чих согласовывает с центром. Вербовка любого нового агента всегда согласовывается с центром. То есть это свободный, но очень красивый полет фантазии Юлиана Семенова», – считает историк Елена Прудникова.

23 августа 1943 года завершилось грандиозное сражение на Курской дуге. За полтора месяца боев советскими войсками было уничтожено 1500 танков и 1700 самолетов. От этого разгрома нацистская Германия так и не оправилась. Мало кто знает, что победа Красной армии под Курском была обеспечена еще в апреле 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции «Цитадель», подписанный всеми генералами вермахта. Сам Гитлер увидел этот же план только через три дня! Добыл эту информацию скромный издатель из Швейцарии Рудольф Ресслер, работавший под псевдонимом Люси. Ресслер так никому и не выдал своих агентов в германском штабе.

«Группа Люси – это группа, которую связывают с именем Рудольфа Ресслера, агента швейцарской, английской, русской и американской разведки. Это был офицер, который имел исключительно ценную агентуру. Есть только предположения, кем были те офицеры германского командования, которые поставляли информацию. Считают, что некоторые из них участвовали в заговоре против Гитлера 20 июля 1944 года и были казнены», – говорит историк Владимир Фортунатов. Ресслер не был убежденным коммунистом и работал исключительно за деньги. Люси торговал секретами для спецслужб Британии и США, а потом решил начать сотрудничать с СССР. По его словам, только Советский Союз был способен выиграть эту войну. Ресслер водил дружбу с большим количеством офицеров Третьего рейха, у него могли быть связи даже в штабе Гитлера – на него работало около двухсот агентов.

«В Швейцарии он работал на англо-британскую разведку и в какой-то момент понял, что то, что он передает британцам, не доходит до русских. А основную войну вели русские, он это знал – это был где-то ноябрь 1941 года, – рассказывает Елена Прудникова. – И он совершенно инициативно вышел на связь с советской резидентурой и стал работать на обе стороны. При этом его немецкие партнеры были свято уверены, что работают на англичан, а реально работали на русских».

Весной 1945 года на стол Сталина попадает донесение о начавшихся сепаратных переговорах между руководством Вермахта и американскими спецслужбами в Швейцарии. Сталин приходит в ярость, предательство союзников на последнем этапе войны могло привести к тяжким последствиям. От Германии в переговорах участвовал Карл Вольф, от союзников – Аллен Даллес. Операция «Санрайз» могла привести к расколу в антигитлеровской коалиции.

Рузвельт в качестве маневра посылает Сталину телеграмму, где оправдывается за переговоры и пытается очернить советскую разведку. «Откровенно говоря, я не могу не чувствовать крайнего негодования в отношении ваших информаторов, кто бы они ни были, в связи с таким неправильным описанием моих действий и действий моих доверенных подчиненных», – говорилось в ней. Возмущенный Сталин отвечает президенту США Рузвельту: «Что касается моих информаторов, то уверяю вас, это очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле». Все мы помним из фильма, что главной задачей Штирлица был срыв сепаратных переговоров в Швейцарии. Возможно, прототипом Штирлица конца войны стал выдающийся разведчик Хайнц Фельфе, работавший под псевдонимом Пауль. Сотрудник Главного управления имперской безопасности, он был руководителем отдела по Швейцарии. Именно он докладывал Шелленбергу и в Москву о ходе переговоров. Уже после войны Пауль продолжил сотрудничество с советской разведкой. Есть данные, что именно Фельфе был таинственным консультантом фильма «Семнадцать мгновений весны». Возможно, прототипом Штирлица весны 1945 года был легендарный разведчик Ян Черняк, псевдоним – Джен. Он долгое время работал в разных странах, а в конце войны был резидентом в Германии. Там он создал разведывательную сеть под названием «Крона», ее состав до сих пор засекречен. Предполагают, что в нее входили высшие чины рейха и актрисы Ольга Чехова и Марика Рекк – любимица фюрера, сыгравшая главную роль в фильме «Девушка моей мечты». В 1994 году Черняк был награжден звездой Героя Советского Союза.

«Есть такая версия, что советское руководство раздумывало над убийством Гитлера, и это должна была сделать Ольга Чехова, а дублершей у нее должна была стать Марика Рекк, – рассказывает Владимир Фортунатов. – Во всяком случае Черняк прожил очень долгую и интересную жизнь, с 50-х годов он уже не служил в разведке, а был переводчиком, работал в ТАСС, преподавал. Про него забыли, он около 50 лет не был связан с разведкой, но в конце концов награда нашла героя».

Образ Макса Отто фон Штирлица, блестяще сыгранный Вячеславом Тихоновым, стал памятником всем советским разведчикам. И не стоит искать одного прототипа Штирлица – их много и о многих мы, возможно, никогда не узнаем.

«Юлиан Семенов, естественно, знакомился с реальной работой разведчиков, но не для того, чтобы найти себе какой-то прототип, с которого он будет лепить Штирлица. Нет, надо было просто въехать в саму обстановку, понять смысл разведывательной работы, считает Прудникова. – Прототипа у Штирлица не могло быть по одной простой причине. Дело в том, что Штирлиц в разведке – во многом явление уникальное. О таких людях ни писатели, ни журналисты не узнают никогда, поскольку дела столь глубоко законспирированных разведчиков рассекречиванию не подлежат».

Неизвестный агент в Генштабе

Минимум дважды в абвер поступили донесения от неизвестного пока агента в Генеральном штабе СССР о советских военных планах.

4 ноября 1942 года агент донёс, что до 15 ноября советское командование намечает начать ряд наступательных операций. Далее назывались районы наступлений, которые почти в точности совпали с теми, где РККА предприняла наступления зимой 1942/43 г. Агент ошибся только в точном месте нанесения ударов под Сталинградом.

По мнению историка Бориса Соколова, это может объясняться не советской дезинформацией, а тем, что в тот момент окончательный план операции под Сталинградом ещё не был определён.

Первоначальная дата наступления действительно планировалась 12 или 13 ноября, но потом была отложена до 19-20 ноября.

Весной 1944 года в абвер поступило новое донесение от этого агента. Согласно ему, в советском Генштабе рассматривались два варианта действий на лето 1944 года. По одному из них, советские войска планируют нанести главные удары в Прибалтике и на Волыни.

По другому, основной целью являются немецкие войска группы «Центр» в Белоруссии. Опять же, вероятно, что оба этих варианта обсуждались. Но в итоге Сталин выбрал второй – нанести основной удар в Белоруссии.

Гитлер же решил, что, более вероятно, его противник выберет первый вариант. Как бы то ни было, донесение агента о том, что РККА начнёт наступление только после успешной высадки союзников в Нормандии, оказалось точным.

Кто под подозрением?

По мнению того же Соколова, тайного агента следует искать среди тех советских военных, кто в конце 1940-х годов, работая в Советской военной администрации в Германии (СВАГ), сбежал на Запад.

В начале 1950-х гг. в ФРГ под псевдонимом «Дмитрий Калинов» вышла книга якобы советского полковника под названием «Слово имеют советские маршалы», основанная, как было заявлено в предисловии, на документах советского Генштаба.

Однако теперь выяснено, что подлинными авторами книги были Григорий Беседовский, советский дипломат, эмигрант-невозвращенец, бежавший из СССР ещё в 1929 году, и Кирилл Померанцев, поэт и журналист, сын белоэмигранта.

В октябре 1947 года подполковник Григорий Токаев (Токаты), осетин, занимавшийся в СВАГ сбором информации о ракетной программе нацистов, узнал о своём отзыве в Москву и готовящемся аресте органами СМЕРШ. Токаев перешёл в Западный Берлин и попросил политического убежища. В дальнейшем он работал в различных высокотехнологичных проектах на Западе, в частности – в программе «Аполлон» НАСА.

В годы войны Токаев преподавал в Военно-воздушной академии имени Жуковского, работал над советскими секретными проектами. Об его осведомлённости о военных планах Генштаба ничто не говорит. Не исключено, что реальный агент абвера продолжал после 1945 года работать в советском Генштабе на новых, заокеанских хозяев.

Немецкий «Штирлиц» в советском Генштабе: кто им был

Возможно ли такое? Ну а почему бы нет, с другой стороны? Образ Штирлица, хотя и литературный, но имеет прототипы в реальности. Кто из интересующихся той эпохой не слышал о «красной капелле» – советской агентурной сети в высших структурах Третьего рейха? А раз так, то почему было не быть аналогичной агентуре нацистов в СССР?

То, что во время войны не было сделано громких разоблачений вражеских шпионов, не означает, что их не было. Их действительно могли не обнаружить. Ну, а даже если бы кого-то раскрыли, то вряд ли стали бы раздувать из этого громкое дело.

До войны, когда никакой реальной опасности не было, фабриковали шпионские дела на пустом месте для сведения счётов с неугодными.

Но когда грянула беда, которой не ждали, тогда любое разоблачение вражеских агентов, особенно высокопоставленных, могло привести к панике в населении и армии. Как же это так, в Генштабе или ещё где-то на верхах – измена? Потому-то, после расстрела командования Западного фронта и 4-й армии в первый месяц войны, Сталин больше к подобным репрессиям не прибегал, да и этот случай особо не афишировали. Но это теория.

А есть ли основания считать, что агенты нацистской разведки действительно имели доступ к советским стратегическим секретам во время Великой Отечественной войны?

Родина Штирлица: найдены родственные связи легендарного полковника Исаева

Легендарный герой романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» теперь в списке знаменитых людей, чья биография связана со старинным русским городом, которому исполнилось 850 лет. И если бы Штирлиц был реальным человеком, ему бы наверняка присвоили звание почетного гражданина Гороховца.

В Гороховце откроют музей разведчика

В прошлом октябре Ольга Семенова, младшая дочь писателя, получила душевное письмо от жителей Гороховца с предложением создать музей Штирлица. Это письмо ее так растрогало, что она даже не смогла сдержать слез. Она сразу пообещала, что передаст в дар будущему музею все хранящиеся в семье архивные документы, связанные со Штирлицем. Но что общего между разведчиком-нелегалом, истинным арийцем с нордическим характером и древним русским городом?

Оказывается, Гороховец в культовом романе Юлиана Семенова появился совсем не случайно.

— В 1948 году папа поступил в Институт востоковедения. Там была военная кафедра, и летом будущих переводчиков и разведчиков отправили в гороховецкий военный лагерь, — рассказывает Ольга Юлиановна. — И папа влюбился в эти места на всю жизнь и подарил Штирлицу детство в Гороховце. Мне кажется, что для Юлиана Семенова Гороховец стал символом глубинной, настоящей России.

Мы приехали в городок жарким майским вечером, когда сады накрывает белым кисейным покрывалом цветущей вишни. Сонная российская провинция нежилась в лучах заходящего солнца, сверкавшего на маковках православных храмов. Сочные заливные луга густыми зелеными мазками подчеркивали синь вольно разлившейся Клязьмы.


Юлиан Семенов за работой. Фото: культурный фонд Юлиана Семенова

Когда-то, хочется сказать — во времена царя Гороха, в России славились и местная вишневая наливка, которую бочками сплавляли по реке Клязьме, и крепкая анисовая водка. Да и вообще город, чудом сохранивший свои древние монастыри, каменные купеческие палаты и прихотливые деревянные наличники, давно впал в экономическую кому. Здесь даже хлеба своего нет — привозят из Дзержинска и Вязников. От знаменитого судостроительного завода, на котором собирались корабли и буксиры, осталась только судояма для подъема судов со стапелей.

Встал и «Гороховецкий пищевик». По сути, работают лишь два крупных предприятия: турецкий «Русджам», выпускающий стеклянные бутылки, и старый завод «Элеватормельмаш». Молодежь уезжает, старики доживают.

В общем, вся надежда на туризм. И в этой связи всенародно любимый бренд «Штирлиц» был бы весьма кстати. В конце концов город Мышкин придумал музей мыши. А Гороховец со своим культовым земляком разве хуже?

Некоторые литературные герои так достоверны и популярны, что быстро начинают жить своей отдельной жизнью. Кто не слышал про музей Шерлока Холмса на лондонской Бейкер-стрит? Свой дом есть и у героев сказок Астрид Линдгрен, естественно, в Стокгольме. В Испании можно заглянуть в гости к Дон Кихоту, а во Франции — наведаться к д’Артаньяну. Было бы странно, если бы немцы не открыли музей доктора Фауста! А барон Мюнхгаузен прописался в Латвии.

Но все эти персонажи, несмотря на то что многие из них превратились в имена нарицательные, все-таки воспринимаются как сказочные. А Штирлиц для нас почти реальный человек с лицом и голосом Вячеслава Тихонова. Этот образ слишком плотно вписан в исторический контекст.

В «Семнадцати мгновениях весны» Юлиан Семенов пишет: «Штирлиц остановил машину возле озера. Он не видел в темноте озера, но знал, что оно начинается за этими соснами. Он любил приезжать сюда летом, когда густой смоляной воздух был расчерчен желтыми стволами деревьев и белыми балками солнечных лучей, пробивавшихся сквозь игольчатые могучие кроны. Он тогда уходил в чащу, ложился в высокую траву и лежал недвижно часами. Поначалу ему казалось, что его тянет сюда оттого, что здесь тихо и безлюдно, и нет рядом шумных пляжей, и высокие желто-голубые сосны, и белый песок вокруг черного озера. Потом Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны и черные озерца в чащобе, прораставшие к середине лета зеленью. Это желание приехать к озерцу было в нем каким-то автоматическим, и порой Штирлиц боялся своего постоянного желания, ибо — чем дальше, тем больше — он уезжал отсюда расслабленным, размягченным, и его тянуло пить. »

И дальше: «Это место в Германии было его Россией, здесь он чувствовал себя дома. » Здесь он ломал однажды черный хлеб и ел его большими кусками, запивая молоком и погружаясь в воспоминания детства, где был такой же синий лес, и черный хлеб, и кружка молока, и материнские руки… И от этих картинок, всплывающих в памяти, ему становилось и сладостно, и грустно.


Дочь писателя Ольга Семенова с мужем Надимом Брайди едут в Гороховец. Фото: Елена Светлова

Однако четыре года спустя опять всплыла мысль увековечить Штирлица во Владимирской области. И это благодаря местным краеведам, которые в своих изысканиях установили, что предки разведчика Исаева-Штирлица по отцовской линии пошли из деревни Исаево, что под Вязниками. Но опять не случилось.

Пока на владимирской земле гадали, как поступить со Штирлицем, памятник Максу Отто фон Штирлицу, он же Максим Максимович Исаев, открыли в историческом центре Владивостока. У гостиницы «Версаль». И, что характерно, не без оснований. Оказывается, именно в этой гостинице где-то в начале шестидесятых годов прошлого века Юлиан Семенов и придумал образ разведчика.

Зато теперь герой «Семнадцати мгновений» начинает обживаться в Гороховце. Некоторых смущало лишь одно несоответствие: у Юлиана Семенова упоминается Волга, а Гороховец стоит на Клязьме. До великой русской реки километры пути. Кто-то считает, что писатель просто ошибся с географией, но есть и другая точка зрения. Руководители Гороховецкого района Василий Бондаренко и Алексей Бубела поведали нам, что в те времена, когда родился будущий Штирлиц, Гороховецкий уезд был в 4 раза больше, чем сегодня, и простирался чуть ли не до Волги. Поэтому прочь сомнения! Всеволод Владимирович Владимиров, как на самом деле звали разведчика, известного под оперативным псевдонимом Максим Максимович Исаев, для Гороховца свой человек.

В ФСБ уже направлен запрос — по возможности представить рассекреченные документы о деятельности советских разведчиков, которые трудились в годы Великой Отечественной войны в Германии. Запрос уже переадресовали в Службу внешней разведки, и кто знает, возможно, будущий музей Штирлица пополнится сенсационными материалами.

— Основа выставки — это иллюстрированная биография Исаева-Штирлица, созданная на основе романов Юлиана Семенова и стилизованная под официальные документы, — рассказывает Алексей Репин, куратор выставки и консультант Дома-музея Юлиана Семенова в Крыму. — Отрывки из романов о Штирлице, кадры из экранизаций — художественная составляющая экспозиции. Но есть и исторический пласт, в котором зритель оказывается лицом к лицу с героями ХХ века, с реальными событиями новейшей истории, с местами, где они разворачивались. Поскольку детство героя прошло в Гороховце, воссоздан уголок гимназиста того времени.

Дом-музей передаст в Гороховец настоящие раритеты — черновики романов, наброски, рабочие записи бесед с прототипами действующих лиц, одну из пишущих машинок, на которой печатался роман «Семнадцать мгновений весны».

Штирлиц — сквозной герой Юлиана Семенова. Самую большую славу разведчик снискал именно в качестве штандартенфюрера СС. Но первый (по времени издания) и второй (по хронологии) роман из цикла о разведчике Владимирове-Исаеве-Штирлице был «Пароль не нужен», написанный еще в 1966 году, где рассказывается о перевороте на Дальнем Востоке и создании Дальневосточной республики. Будущий Штирлиц увековечен и в книгах «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Нежность», «Испанский вариант», «Альтернатива», «Бомба для председателя», «Третья карта», «Майор Вихрь». Потом появились «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить», трилогия «Экспансия», «Отчаяние». А в кино первым Исаевым стал Родион Нахапетов.


Далекая родина Штирлица — Гороховец. Фото: Елена Светлова

В романах Юлиана Семенова разведчик работает в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в Китае, Германии, Южной Америке — куда только не забрасывала его служба, как, впрочем, и самого писателя. Главный прототип Штирлица — сам Юлиан Семенов, который примерил на себя эту роль. Хотя среди тех, с кого он писал своего «вымышленно-собирательного» героя, множество разведчиков — от Рихарда Зорге до Николая Кузнецова.

Имел ли писатель, которому благоволил сам шеф КГБ Юрий Андропов, доступ к закрытым архивам?

— Военных разведчиков-нелегалов, чьи документы были рассекречены, можно по пальцам пересчитать: Рихард Зорге, Лев Маневич, Николай Кузнецов, — говорит мой собеседник. — История Штирлица не столько вымышлена, сколько соткана из различных биографий. Юлиан Семенов пользовался открытыми архивами. Андропов, с которым у него действительно были хорошие отношения, сказал ему: «Зачем вам становиться невыездным, если вы умеете пользоваться открытыми источниками, а все остальное вы как писатель можете придумать?». Единственный раз его знакомили с уголовным делом агента Трианона — эта история легла в основу романа «ТАСС уполномочен заявить». Хотя, конечно, чтобы в Советском Союзе получить доступ к этим архивам, надо было собрать кучу справок и разрешений. На выставке, посвященной Штирлицу, мы поместили документ — ходатайство журнала «Огонек» перед Хабаровским краевым архивом о разрешении Юлиану Семенову там работать с делами Дальневосточной республики. В этом архиве писатель откопал записку о том, что во Владивосток переправлен от ФЭДа (сокращение от Феликса Эдмундовича Дзержинского) некий «чудесный» молодой товарищ, очень хорошо себя проявивший.

Семенов не собирался ставить на своем герое точку. В архивах есть наброски романа о Белом движении в 1919 году, было придумано название «Сомнения». Это была бы история о том, как будущий Штирлиц собирался работать в русском бюро печати Колчака. Задумывался также роман «Внедрение», где Исаев превращался в Штирлица, когда его из Владивостока перебросили в Китай. Биография разведчика-нелегала настолько универсальна, что литературного героя можно было представить в самых разных коллизиях…

В музей Штирлица планируется передать копии любопытных исторических документов, в том числе и по тайным переговорам в Берне. Это та самая операция «Санрайз», когда представители США и Великобритании обсуждали с высшими руководителями рейха вопрос капитуляции немецких войск в северной Италии в марте и апреле 1945 года. Из Берна Штирлиц отправил в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом.

В Гороховце решили на Штирлице не останавливаться и создать отдельную экспозицию, посвященную выдающимся разведчикам: и Зорге, и Кузнецову, и Абелю. Не исключено, что там представят и материалы о Путине, который в известной степени был коллегой полковника Исаева.

Агентурная сеть «Макс»

Да, такие основания есть. В самом конце войны в плен американцам сдался руководитель отдела абвера «Иностранные армии — Восток» генерал Райнхард Гелен. Впоследствии он возглавил разведку ФРГ.

В 1970-е годы некоторые документы из его архива были преданы гласности на Западе. Английский историк Дэвид Кен рассказал о Фрице Каудерсе, координировавшем агентурную сеть «Макс» в СССР, созданную абвером в конце 1939 года. Об этой сети упоминает и знаменитый генерал госбезопасности Павел Судоплатов. Кто в неё входил – неизвестно и поныне.

После войны, когда шеф Каудерса сменил хозяев, агентура «Макс» стала работать уже на разведку США. Лучше известно про бывшего работника Секретариата ЦК ВКП(б) Минишкия (иногда его называют Мишинским). Он упоминается в нескольких книгах западных историков.

Некто Минишкий

В октябре 1941 года Минишкий служил политработником в войсках советского Западного фронта. Там же угодил в плен к немцам (или перебежал) и сразу дал согласие работать на них, указывая, что имеет доступ к ценным сведениям.

В июне 1942 года немцы переправили его через линию фронта, инсценировав его побег из плена. В первом же советском штабе его встретили чуть ли не как героя, после чего Минишкий установил связь с ранее засланными сюда агентами абвера и начал передавать в Германию важную информацию.

Самым важным считается его донесение о военном совещании в Москве 13 июля 1942 года, на котором обсуждалась стратегия советских войск в летнюю кампанию. На встрече присутствовали военные атташе США, Англии и Китая.

Там было заявлено, что РККА собирается отступать до Волги и Кавказа, защищать любой ценой Сталинград, Новороссийск и перевалы Большого Кавказа, а также организовать наступательные операции в районах Калинина, Орла и Воронежа.

На основании этого донесения Гелен подготовил доклад начальнику немецкого Генштаба генералу Гальдеру, и тот потом отметил точность полученной информации. В этой истории есть несколько нелепостей. Все сбежавшие из немецкого плена находились под подозрением и подвергались длительной проверке органами СМЕРШ. В особенности – политработники.

Если политработник не был расстрелян немцами в плену, это уже автоматически делало его шпионом в глазах проверяющих.

Далее, упоминаемый в донесении маршал Шапошников, якобы присутствовавший на том совещании, на тот момент уже не был начальником советского Генштаба. Дальнейшие сведения о Минишкие гласят, что в октябре 1942 года немцы организовали его обратный переход через линию фронта. До конца войны он занимался в отделе генерала Гелена анализом информации. После войны он преподавал в разведшколе ФРГ, а в 1960-е годы перебрался в США и получил американское гражданство.

Жена Штирлица: как сложилась судьба актрисы Элеоноры Шашковой

Жена Штирлица: как сложилась судьба актрисы Элеоноры Шашковой

Героиня передачи попала в профессию вопреки всему. Она родилась в семье офицера-пограничника, который закончил войну в Румынии. И король этой страны Михай I даже наградил его персидскими настенными часами. Потом семья Элеоноры перебралась в Кишинев, где и прошла большая часть ее детства.

День Светличной: секс-символ советского кино всегда привлекала внимание

День Светличной: секс-символ советского кино всегда привлекала внимание

Смотрите фотогалерею по теме

Папа наотрез отказывался даже слушать разговоры о том, что дочь станет актрисой. Он видел в наследнице учителя, а мама – врача. Тогда девушка наперекор всем пошла в Крымский сельскохозяйственный институт на факультет виноделия и виноградарства.

– Там был замечательный клуб, в котором я пропадала в драмкружке, – вспоминает Шашкова. – А однажды бежала на лекцию по биологии, и мне упал на голову кусок ракушечника. Меня освободили от занятий и дали академический отпуск. И я решила поехать поступать в Москву.

Но перед этим ей пришлось послужить на Курилах и даже поучаствовать в допросах японских шпионов. Как это произошло? Что подпитывало Элеонору в стремлении стать артисткой? Как вместе с Людмилой Чурсиной они «проели» аккордеон? Узнаете из программы.

После окончания Щукинского училища Элеонора поступила служить в театр им. Вахтангова, где ее карьера складывалась с переменным успехом. А сам храм искусства, по ее словам, всегда должен держаться на трех слонах – «тишине, слезах и аплодисментах».


Самыми же узнаваемыми работами в кино стали роли в фильмах «Ошибка резидента», «Тени исчезают в полдень» и, конечно же, «Семнадцати мгновениях весны». Причем в сагу о резиденте ее посоветовал Георгий Жженов. Однажды он увидел, как театральная актриса слишком громко разговаривает на пробах, отвел ее в сторонку и объяснил ошибку. После чего сказал режиссеру Вениамину Дорману: «Если ты ее не возьмешь, я на площадку не выйду!».

– И меня взяли, – рассказывает Элеонора Петровна. – Сниматься с Жженовым было одно удовольствие. Но после «Семнадцати мгновений» я стала «женой Тихонова».

Почему такая роль не всегда устраивала актрису Шашкову? Как продюсер и сценарист Сергей Новожилов помог ей в годы творческого застоя? Интересно ли ей сниматься в сегодняшнем кино? Ответы – в программе. Возвращаясь же к ставшему легендарным Штирлицу, Элеонора Петровна вспомнила один забавный эпизод:

– Однажды я приехала на море, где отдыхала моя подруга с сыном. И мальчишка, увидев меня, закричал на весь пляж: «Мама, мама, приехала жена Максима Максимовича Исаева!».


Портрет гостьи программы дополнят рассказы Людмилы Чурсиной, Александра Галевского, Римаса Туминаса, Владимира Краснопольского и др.

Читайте также: