Как писать музыку в стиле киберпанк

Обновлено: 07.07.2024

Пол Леонард-Морган, работающий над саундтреком Cyberpunk 2077 вместе с Марчином Пржебиловичем («Убийцы королей» и «Дикая охота») и P.T. Adamczyk (Far Cry 5), поговорил о музыке в игре с изданием Comic Book.

Леонард-Морган признался, что ранее ему ещё не доводилось работать над проектом с несколькими композиторами — сам он ранее занимался фильмом «Судья Дредд 3D», Battlefield Hardline, Warhammer 40,000: Dawn of War III и недавним сериалом Tales From the Loop от Amazon.

Я внезапно оказался в одном проекте с Марчином и P.T., которые сразу сказали, что им понравилась моя работа в «Судье Дредде 3D». И хотя им не хотелось просто повторять её, они решили взять этот саундтрек как отправную точку. И это забавно, потому что работая вместе мы не можем просто взять и сказать, что вот эта часть будет от Марчина, эта от Пола, а вот эта — от P.T. Наша задача написать органичный саундтрек для одного мира, при этом сделав его крутым.

Описывая стиль музыки, Леонард-Морган назвал её хардкорной электроникой, в которой проглядываются нотки «человечности».

Это хардкорная электроника, но в то же время не танцевальная музыка и не EDM. Мы использовали русские синтезаторы, польские, американские. Много какие, ну и конечно во всём этом важна нотка «человечности», потому что это большая тема в Cyberpunk, хоть и подана она чуть иначе, чем в том же Tales From the Loop.

По словам композитора, авторам было сложно найти правильный подход к сочетанию хардкорной электроники и «человечности» так, чтобы не повторить всё то, что уже могло звучать где-то в далёких 80-х.

Поверх всего этого у нас есть нотки «Бегущего по лезвию» и что-то от 80-х, но в то же время я не хотел просто повторять музыку тех времён. Мы видели такое уже много раз.

Леонард-Морган признался, что в первый месяц работы над саундтреком композиторы в основном экспериментировали и пробовали работать над звуком так, как они ещё этого не делали, подыскивая что-то новое для себя.

В одно утро мы буквально закидывали друг друга идеями и впечатлениями, включая свои наработки. Постоянно звучали вопросы, вроде «Как ты вообще нашёл этот звук?», а я просто говорил: «С этими клавишами». И я думаю, это тот самый момент, когда всё начинает получаться. Вы не просто лениво ждёте, пока кто-то выдаст вам какой-то звук, а подходите к этому творчески. Это чертовски весело.

Наконец, Леонард-Морган считает, что композиторам всё же удалось найти звук, которого люди ещё не слышали. Однако работа ещё не закончена.

Мы искренне хотели создать уникальный звук, который ещё никто не слышал. И я думаю, что нам — пальцы скрещены — это удалось. Пока всего несколько человек слышали наши наработки, и все они говорили: «Чёрт возьми, это нереально». Нам не терпится увидеть реакцию людей, но сначала нам нужно закончить работу.

Ранее композиторы Cyberpunk 2077 уже делились в своих инстаграмах фрагментами треков из игры и просто моментами, когда они экспериментировали со звуками.

Также помимо этого в игре появятся композиции от Grimes, Run the Jewels, A$AP Rocky, Нины Кравиц и многих других исполнителей.

Эстетика киберпанка в музыке

Как популярный жанр творчества обогащается посредством современной электронной музыки.

Во время месяца киберпанка была схожая статья на эту тему, но мне показалось, что автор подошёл к ней весьма поверхностно (без обид). Поэтому я хочу ещё раз поднять вопрос и рассказать о значимых (по моему мнению) для современной киберпанк-музыки исполнителях.

На волне популярности СР2077, многие выяснили, что "киберпанк в вакууме" у каждого свой. То же самое можно сказать и о музыкальном направлении. Первый мигом вспомнит саундтрек блейдраннера, второй пойдёт гуглить композиции Майкла Маккана. А третий вовсе прикрепит свои любимые треки в стиле downtempo или future garage (да-да, кучу интересной музыки я и жду от вас в комментах). Но среди фанатов киберпанка есть негласный идол, музыка которого считается эталоном аутентичного саунд-дизайна.

Rob Lioy - скромный и скрытный от общества человек, значимость которого для жанра сложно преувеличить. Конечно же, было множество экспериментаторов и до него. Но именно Арасака возвёл этот саунд в абсолют. Уникальное сочетание idm, обилия глитча, старомодных синтов и тягучего амбиента - прямые ассоциации с грязными улицами, километрами проводов над головой, повсеместным криминалом и снующими туда-сюда в дождливый вечер human+. Киберпанк стало возможным, что называется, послушать.

Что интересно, Роб нашёл свой фирменный почерк, но при этом никогда не боялся экспериментировать. Музыка и тематика меняются от релиза к релизу. Неизменным остаётся одно - точная передача cyperpunk и sci-fi атмосферы.

Тем более кажется несправедливым то, что Роб всегда оставался в тени более популярной музыки и исполнителей, пребывая годами в андеграунде. Как и весь киберпанк, в общем-то.

К сожалению, после релиза 2013 года настало длительное затишье. Некоторые подшучивали на тему того, что Арасака оцифровал своё сознание и продолжил путь уже там - где-то в глубинах интернета, вдали от внешнего мира. Но правда куда прозаичнее - карьера, личная жизнь и увлечение компьютерными играми. Роб практически не поддерживает связь с комьюнити, но фанаты до сих пор верят в его камбэк.

Как же хорошо, что его идеи не остались незамеченными и нашли место в творчестве других музыкантов.

Huron - один из топовых декеров нашего времени

Steffen Schröder - он же Huron, берёт формулу Арасаки, замораживает её в едином темпе, разбавляет обилием клавишных и пускает это всё на конвейер. Получается интересно, аппетитно, пусть и несколько вторично.

Да, музыка Хурона может (и покажется) однообразной во время длительного прослушивания. Но тем не менее это тот музыкант, который берёт количеством, не теряя при этом в качестве. У него есть фирменный почерк, в его паттерны хочется вслушиваться, его композиции заставляют задуматься о неизбежном "hich tech - low life".

И если Хурон стал своеобразным образцом idm-конвейера для фонда киберпанк-музыки, то этот человек решил напомнить нам о том, откуда у жанра растут ноги.

Mark Rydyger - он же Holon, использует классические синтвейв-мотивы, заворачивает их в современное звучание, сдабривая всё приличной порцией idm и амбиента. Выходит настолько тепло и лампово, что устоять не получится.

Киберпанк, сам по себе - палка о двух концах. С одной стороны мы боимся технологий и их возможностей. А с другой ждём их с интересом и нескрываемым восторгом. Так вот Холон - скорее про второе. Мотивы у него меняются от релиза к релизу, но в целом это всё тот же ненавязчивый по звучанию синтвейв про сохранение души человека в эпоху цифровых технологий.

Holon в последнее время, что называется, активизировался и начал штамповать релиз за релизом. Кому как, лично я доволен.

Кстати, у Марка есть и второй проект - Sylac. В нём нашла отражение более тёмная сторона музыканта. Мрачный дарксинт с налётом ebm.

И раз уж мы вспомнили про синты и "олдовое" звучание, будет кощунством не поговорить о современной электро-сцене, которая всегда являлась неотъемлемой частью киберпанка. и получила сейчас новое дыхание, кстати.

Carl Finlow (Silicon Scally) - один из тех старичков, которые не сдаются и радуют из года в год MetaComplex - очень крутой проект многогранного Tamás Olejnik Plant43 - ещё один пример ламповой ностальгии по золотой эпохе киберпанка

Под конец упомяну о музыканте, который уже оставил за собой огромное наследие и является лицом жанра. Саундтреки к серии Mass Effect, релизы на Tympanik Audio, неповторимый саунд-дизайн:

Real Cardinal также ведёт за собой ещё один проект - Underfelt. Весьма интересное сочетание дабстепа с мрачным амбиентом и фирменными паттернами прямиком из комадастер. Тёплая отсылка к началу 10х, когда дабстеп не играл из каждой дыры и ещё представлял творческую ценность.

Так как страница не резиновая, на этом заканчиваю. Всё вышеперечисленное - всего лишь капля в море, поэтому я буду рад видеть ваш идеальный саундтрек к CYBERPUNK в комментариях.

Маккан, конечно, на очень тонких струнах играет. Игра своим успехом во многом ему обязана, мне кажется. ред.

Ну и саундтрек своим успехом во многом обязан игре. Их можно друг от друга отделить, но оба от этого что-то потеряют.

P.S. Как же все-таки хорош трейлер Human Revolution, пожалуй лучший, что я вообще видел, вот их с Icarus разделять нельзя - это смертный грех.

Как же меня сегодня радуют люди, кто посещает наш маленький, но гордый раздел. Спасибо вам за текста и за порцию музыки, благодаря которым можно "освежить" воспоминания по многим нишам.

Спасибо на добром слове) Я не смогу так же объёмно/информативно заполнять раздел, но пару-тройку статей постараюсь запилить, как будет время.

Отличная статья, так держать!

Всегда приятно, когда пишут о знакомых тебе музыкантах и затрагивают тему киберпанка (сам когда-то пробовал на DTF эту тему поднимать, можно заглянуть ко мне в статьи). Особенно респектую за ATA, Huron и Plant43.
Насчёт "более современной музыки" отмечу, что многие музыканты, на мой взгляд, опередили своё время и со своим звучанием могут оставаться актуальными на протяжении долгого времени.

Всё же обидно, что мы на данный момент имеем такой кладезь с музыкантами и их невероятной и многогранной музыкой, а в играх используется лишь малая толика от того, что есть.

А список музыкантов можно продолжать, продолжать и продолжать.
Somatic Responses, ASC, Atomhead, Richard Devine, Datach'i, Ital Tek, Central Industrial, EXM, Nonima, Dissolved, Monolog, Pact Infernal, A Dying User (Monolog + Kursten Pflum), Ontal, Swarm Intelligence, Iszoloscope, Itzokor, Monster X, Qebrus, Monolake, Alva Noto, Autechre. В общем, я слишком увлёкся (как обычно).

Биты и дроны: посмотрите, как пишут музыку для Cyberpunk 2077

Кто-нибудь в курсе, для чего предназначена мерцающая панель с кучей проводов?

Биты и дроны: посмотрите, как пишут музыку для Cyberpunk 2077

Композитор CD Projekt RED Петр Адамчик сейчас работает над саундтреком для Cyberpunk 2077. Петр не только пишет музыку, но и самостоятельно записывает ее: у себя в твиттере композитор опубликовал фрагмент с одной из сессий.

В комментариях музыку Адамчика сравнивают саундтреком «Бегущего по лезвию». Фанаты считают, что она отлично подходит Cyberpunk 2077 и создает мрачную, дистопийную атмосферу мира будущего.

К сожалению, ни Петр, ни другие музыканты в комментариях не рассказали, что за устройства попали в кадр. Особенно интересно узнать предназначение опутанной проводами панели в левой части деки композитора.

Cyberpunk 2077 выйдет 16 апреля 2020 года на PC, PlayStation 4 и Xbox One.

Над музыкой для Cyberpunk 2077 работает композитор «Судьи Дредда»

Пол Леонард-Морган не заменил собственную команду композиторов CD Projekt RED, а присоединился к ней.

Над музыкой для Cyberpunk 2077 работает композитор «Судьи Дредда»

В создании саундтрека Cyberpunk 2077 примет участие композитор Пол Леонард-Морган. За свою карьеру Полу приходилось работать над музыкой как для фильмов, так и для игр. Например, он написал саундтрек для нового «Судьи Дредда» и фильма «Области тьмы».

Саундтрек для Cyberpunk 2077 пишет группа Refused, послушайте первый трек

Также Леонард-Морган создал музыку для Battlefield Hardline и Warhammer 40,000: Dawn of War III. За саундтрек к мини-сериалу Fallen композитор был номинирован на премию Британской академии кино и телевизионных искусств.

Композитор будет работать над саундтреком Cyberpunk 2077 вместе с собственными специалистами CD Projekt RED, Марчином Пшибыловичем и Петром Адамчиком. Вот пример одной из работ Пола Леонарда-Моргана.

Читайте также: