Как называется древнеегипетская настольная игра

Обновлено: 02.05.2024

Ведь игра это не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего нас мира, а также важный способ общения.

Сегодня, если речь заходит о настольных играх, люди в первую очередь вспоминают домино и карты (реже — шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Ну конечно же, это не так!

Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы.

Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настольных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.

А знаете ли вы, что одной из самых интересных игр, которыми увлекались древние киприоты, был Сенет? На остров игру завезли из Египта. Как и в древнем Египте на Кипре Сенет был самой популярной и важной игрой.

Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.

Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men – «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот – бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.

Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку.

Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.

Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян.

Для них смерть была не завершением жизни — она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость. Людям XXI века трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла под покровительством богов-древний человек играл непосредственно с богами. Он знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира. Из-за присущего игре, элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов.

Первые наборы игры Сенета относятся к числу сенсационных открытий начала XX века, когда археологи среди прочих вещей обнаружили загадочные, похожие на косметички, палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. В эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками.

Фараоны Аменхотеп III и Рамсес III были страстными любителями Сенета, в гробнице юного Тутанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности.

Один из них, чёрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра Таб, в которую играют бедуины в Судане.

Правила игры:

В Сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы, после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. По-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры».

Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять.

Очки определяли так:

  • 1 палочка упала белой стороной вверх – 1 очко
  • 2 упали белой стороной вверх – 2 очка
  • 3 – 3 очка
  • все 4 – 4 очка
  • все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх – 5 очков.

Сначала игроки разыгрывают ход – тот, кто первым выбросит «1», получает «Катушки» и ходит первым. Для хода игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, сколько очков выпадет, зависит, на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку. Правила Сенета относительно просты и сводятся к прохождению по клеткам по маршруту в виде буквы «s» (а точнее – прописной кириллической «г») с некоторыми особенностями продвижения на последних клетках:

  • Фигура может перепрыгивать через другую фигуру. Через две фигуры, стоящие друг за другом, перепрыгивать нельзя.
  • Если на нужном поле уже стоит фигура соперника, можно «съесть» её и вернуть в начало, если рядом не стоит другая фигура соперника. Срубленная фигура уходит на поле, откуда противник начал ход. Иначе говоря, они просто меняются местами.
  • Если на нужном поле уже стоит своя фигура, вставать на то же поле нельзя.
  • Рубить можно только одиночную фишку. Две рядом стоящие фишки нельзя рубить и перепрыгивать: одна «охраняет» другую.
  • Тройка, наоборот — «разбивается» срубанием серединной фишки; четвёрка — срубанием любой из двух серединных фишек.
  • Если ходить вперёд нельзя, нужно ходить назад. Рубить при этом можно на общих основаниях.
  • Если ходить вообще некуда, ход пропускается. После поля №26 пропускать ход нельзя – любой бросок определяет судьбу фишки.
  • В конце последнего ряда есть несколько особых полей, отмеченных иероглифами. Это так называемые «Дома», и в каждом действуют свои, особые правила.

Значения «Домов» (отмеченных полей):

  • Поле №15 – «Дом Возрождения» – стартовый квадрат, отмеченный египетским символом жизни, знаком «Анкх» – сюда возвращаются фишки, потерпевшие неудачу в Доме Воды (№ 27) или в Доме Красоты. Если фишка отброшена в Дом Возрождения, а он уже занят фишкой противника, то противник удаляет свою и начинает с начала этой фишкой. Если Дом Возрождения занят своей фишкой, входящая фишка ставится на клетку 14.
  • Поле №26 – Per Nefer («Дом Красоты» или «Дом Счастья»), отмеченный изображением музыкальных инструментов – все фишки заканчивают ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. По достижении Дома Красоты фишка не может быть срубленной, рубить, ходить назад и пасовать, но получает дополнительный ход, определяющий её «судьбу». Если выпало 5, фишка заканчивает игру. Если 1 (или 2, 3, 4, но ходить нельзя – поля впереди заняты) – попадает в Дом Воды. Если же выпало 1, а Дом Воды уже занят, фигура возвращается в Дом Возрождения (если и 15 занято, то на 14). Если выпало 2, 3 или 4, и поля свободны – входит в один из домов.
  • Поле №27 – Per Mu («Дом Воды»), отмеченный изображением волн – если фишка оказалась здесь, судьба её зависит от количества выпавших очков. Если выпало 4 – фишка заканчивает игру, если 1, 2 или 3, то фишка возвращается в Дом Возрождения, а если 5 – остаётся на месте.
  • Поле №28 – «Дом Трех Истин» с изображением трёх геральдических ибисов – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если выброшено 3 очка. При другом результате остаётся на месте.
  • Поле №29 – Per Re-Atoum («Дом Ра-Атума») с изображением двух коленопреклонённых людей – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если вы выбросили 2 очка. При другом результате остаётся на месте.
  • Поле №30 – Фишка может покинуть игру при любом количестве выброшенных очков. На последнем поле иногда рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или просто круг с точкой как символ Солнца, или единичку, но чаще всего оно традиционно оставалось пустым: и так понятно.

Побеждает тот, кто первым выведет все свои фишки за пределы доски.

Сенет не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен.

Основные приёмы в этой игре — рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале — в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.

Сегодня Сенет популярен как развивающая игра для детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок. А после сериала «Остаться в живых» о нём узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, диктуя героям правила поведения). Кстати, в сериале снимались два комплекта Сенета – целый (но слегка обшарпанный) и «обгорелый», оба были проданы на аукционе по окончании съёмок, их стартовая цена составила 500 и 300$ соответственно.

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!

Псы против шакалов

Название этому развлечению дал египтолог Говард Картер, но также его называют «игра в 58 дырочек».

Набор игры из собрания музея Метрополитен; эбеновое дерево, слоновая кость; ок. 1814—1805 до н. э. Набор игры из собрания музея Метрополитен; эбеновое дерево, слоновая кость; ок. 1814—1805 до н. э.

Поле представляло собой доску с 58 дырками (по 29 с каждой стороны), к нему прилагались 10 палочек: 5 — с головой собаки, 5 — с головой шакала. На доске часто изображали пальму и иероглиф, обозначавший бесконечность, замкнутый круг.

Псы и шакалы — 525-332 гг. до н.э., Лувр (фото: Johann H. Addicks) Псы и шакалы — 525-332 гг. до н.э., Лувр (фото: Johann H. Addicks)

Историки затрудняются объяснить правила игры. Предположительно игроки должны были довести свои фигуры до какой-то точки, возможно, до иероглифа.

«Игра смерти»: как выглядела древнеегипетская настолка, в которую играли фараоны

сенет древнеегипетская настолка отвратительные мужики disgusting men

5000 тысяч лет назад в Египте появилась настольная игра, которую прозвали «Сенет» или «Игра мертвых». Она довольно проста, хотя сейчас мы явно не знаем всех ее правил и нюансов. В нее играли фараоны и рабы, жрецы и простые работяги, строившие пирамиды. Она была всенародно любимой и даже распространилась на соседние страны. Хотя, если задуматься, ее главным назначением было напоминать людям о неизбежности смерти. Даже выиграть в нее можно было только умерев — не по-настоящему, конечно, а символически.

Как играли в Сенет?

сенет древнеегипетская настолка отвратительные мужики disgusting men

Правила довольно просты. Поле для игры в Сенет представляет собой вытянутую дощечку с 30-ю квадратами. У каждого из игроков есть фишки разной формы, как правило конусы и цилиндры. В целом все похоже на нарды: нужно метать «кубики», которые показывают количество ходов, и ходить своими фишками, дойдя до конца раньше, чем противник. Разве что вместо кубиков использовались уплощенные палочки, разные стороны которых давали разное количество очков.

Главный нюанс заключался в том, что самое сложное в Сенете, как и в путешествии души в загробный мир, — это самые последние шаги. Несколько клеток в конце (кроме самой последней) отмечались различными иероглифами, которые, судя по всему, обозначали опасности и искушения на пути к суду Осириса. Кроме того, мы не знаем иных нюансов игры: историки считают, что можно было «срубать» вражеские фишки как в шашках, а также мешать друг другу, ставя их одну за другой (чтобы было невозможно срубить или поставить свою), почти как в нардах.

Еще одна странность Сенета: в гробницах похороненный изображен играющим не просто с душой, но со своей Ка. У египтян была сложная концепция души, она состояла из множества элементов, и Ка была чем-то вроде двойника человека и одновременно его личностью, его психикой. Можно сказать, что Ка — это ты сам, настоящий и такой, какой ты есть, а не каким тебя видит общество. Почему в гробницах изображали, как усопший пытается обыграть свою Ка — непонятно.

сенет древнеегипетская настолка отвратительные мужики disgusting men

Несмотря на всю смысловую перегруженность, простенькая игра разошлась по соседним странам: жители Леванта и Крита переняли ее и гоняли в Сенет, наверняка не задумываясь о душевных тонкостях, а просто получая удовольствие. Примерно как викинги в Хнефатафл.

Сенет — игра, подарившая нам 5 дней в году

Сенет — одна из самых древних (возможно, самая старинная) настольная игра, основанная на передвижении фишек по доске. Первые упоминания о ней встречаются в папирусах додинастического периода (примерно 3500 лет до н.э.).

В 1500–1000 годах игру стали рассматривать не просто как развлечение: ее воспринимали как демонстрацию путешествия Ка (дух человека, душа) в загробный мир. Также упоминания о сенете встречаются в «Книге мертвых».

Интересен миф о происхождении игры. Считается, что ее придумал бог мудрости Тот. В далекие времена в году было всего 360 дней, лунный календарь насчитывал такое же количество суток. Бог солнца Ра наложил на богиню неба Нут проклятье: она не могла родить ребенка ни в один из дней года. Тогда Тот предложил богу луны Хонсу сыграть с ним в сенет. На кон боги поставили 5 суток. В итоге Тот выиграл, Нут получила 5 дней для рождения малышей, а наш с вами календарь насчитывает 365 суток, в то время как лунный — всего 355.

Историки называют разные правила игры, расскажем о наиболее распространенной версии. Поле для сенета представляет собой доску из 30 клеточек: 3 ряда по 10 клеток. У каждого игрока по 5 (иногда 7) фишек. Фишки противников стоят в начале крайних рядов, их задача — провести свои фишки «змейкой» от первого ряда к последнему и вывести их за пределы поля.

Каждая клеточка символизирует собой «дом», через который Ка (душа) путешествует по загробному миру. Некоторые ячейки были ловушками, другие символизировали подготовку души к вечной жизни, и т.д.

Историки утверждают также, что игра могла использоваться и как предсказательная система. А некоторые тарологи предполагают, что 22 старших аркана карт таро тоже происходят от клеток-домов игры сенет.

Кстати, именно в сенет играли герои знаменитого сериала «Остаться в живых» (Lost).

Что такое Сенет и причем тут загробный мир?

сенет древнеегипетская настолка отвратительные мужики disgusting men

Сенет из гробницы Тутанхамона.

Однажды мы уже рассказывали про Хнефатафл — настольную игру, в которую играли викинги. Она прекрасно отражает дух времени и мышление типичного северного воина: Хнефатафл посвящен защите конунга от нападения и призван развивать у играющего тактическое мышление. Все у них было для искусности в бою, даже развлечения.

Точно так же Сенет отражает внутренний мир и менталитет древнего египтянина. Она зародилась как простая забава, но вскоре обросла мистикой. Даже в простенькой настолке египтянам виделась мрачноватая величественность и послания богов. Первые образцы Сенета найдены в гробнице Меркнера (3300 год до н.э) и в дальнейшем их довольно часто можно найти в погребениях. Причем, положенная в гробницу, Сенет, судя по всему, одновременно выступает в роли амулета, проводника в мир мертвых и подношения богу Осирису. На многих изображениях можно увидеть, как похороненный играет в нее со своей собственной душой. Это — бытовая реконструкция мифа о том, как бог мудрости Тот создал настольную игру, чтобы выиграть у бога луны Хонсу душу (либо время жизни) богини неба Нут.

сенет древнеегипетская настолка отвратительные мужики disgusting men

Нефертари, жена Рамсеса II, играет в Сенет.

Любопытно, что переход от светского к духовному произошел довольно быстро, буквально за несколько десятилетий, что по меркам тысячелетнего существования Сенета — просто ничто. Но сохранились и переходные варианты, где изображенные на полях «обыденные» символы идут вперемешку с религиозными. Еще один забавный факт: многие образцы игры, особенно переходные, представлены в Египетском музее розенкрейцеров. Этот мистический орден, напоминающий масонский, претендует на то, что его оккультные знания идут напрямую от жрецов Египта. С этим, конечно, можно поспорить, заявление на грани фричества, но интерес розенкрейцеров к Сенету очевиден — они изучают его и сохранили для науки немало древнеегипетских образцов.

Сенет: история и правила игры

Пережив пик популярности в древнем Египте, игра сенет два тысячелетия ждала очередного звездного часа. И дождалась: после сериала «Остаться в живых» у симулятора мира мертвых появились миллионы новых поклонников

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед

Египетское письмо передает одни согласные, поэтому неясно, как произносить «сн’т» — «сенет», «сенат» или «сенета». Это слово означает «прохождение» Египетское письмо передает одни согласные, поэтому неясно, как произносить «сн’т» — «сенет», «сенат» или «сенета». Это слово означает «прохождение»

25 ноября 1922 года, Египет, Долина царей. Кирка рабочего пробивает отверстие в стене гробницы фараона Тутанхамона. Археолог Говард Картер заглядывает в образовавшийся пролом.

— Вы что-нибудь видите? — спрашивает в нетерпении его компаньон лорд Карнарвон.

— О да, удивительные вещи!

Огонек свечи выхватывает из темноты сиденья, ложе, настенную роспись, золоченые детали колесницы, трон и у самого входа на салазках — деревянный ящик с клетчатой разметкой. Это сенет, любимое развлечение древних египтян при жизни и пропуск в царство мертвых после смерти.

Небольшие клетчатые пеналы археологи находили в Египте и раньше, считая их древними шахматами или шашками. Но сенет оказался гонками, возможно, первыми в мире (в гоночных играх участники проводят свои фишки по трассе, бросая кости). Самый древний полный комплект был найден в гробнице Хеси-ре, служителя при фараоне Джосере в Саккаре (III династия, более 2,5 тысячи лет до н. э.). Фишки в нем были архаичной формы — лепешки и башенки. К эпохе Нового царства (XVI век до н. э.) сенет принял вид продолговатой коробки с фишками в виде конусов и катушек. Именно таким был и игровой набор, обнаруженный Говардом Картером в гробнице Тутанхамона.

Для египтян сенет имел сакральное значение. Игра упоминается в главе 17-й Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства, она символизирует круговорот смертей-перерождений на пути от земного к божественному. Люди Египта верили, что после смерти душа человека отправляется в путешествие по миру мертвых, во время которого его земные дела получают оценку. Если они будут признаны праведными, душа сольется с богом солнца Ра и покойный станет бессмертным. Бросая кости и двигая фишки, человек проходил эти испытания на игровой доске.

В сенете в роли костей выступают палочки. Когда их подбрасывают, единица, двойка и тройка выпадают чаще прочих значений, согласно теории вероятности. Эта особенность вызывает ощущение, будто в партию все время вмешивается кто-то третий. Египтяне верили, что играют в сенет с богами. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего.

На стенах гробниц сохранилось множество изображений сенета, где хорошо видны количество и расстановка фишек. Сохранился и папирус с подробным описанием партии фараона Рамсеса III, который слыл страстным любителем этой игры. Однако в правилах сенета много разночтений, ведь речь идет об одной из первых в истории гоночных игр, законы которой изобилуют уточнениями и исключениями. Мы играем по правилам, которые составил археолог и историк Древнего Египта Тимоти Кендалл.

Настольные игры Древнего Египта: во что играли фараоны?

Настольные игры сегодня на пике популярности, но мало кто знает, что этому виду развлечений уже несколько тысяч лет. Знакомимся с 3 играми, популярными в Древнем Египте.

«Змеиная игра » мехен

Название игры могло произойти от имени Мехена, бога-защитника Ра. Его как раз изображали на папирусах в виде змеи, обвивавшейся вокруг Ра во время его путешествия по загробному миру Дуату.

Поле представляло собой змею, свитую в круг: в центре находилась голова, вокруг которой был закручен хвост.

Тело рептилии было разделено на секторы-клетки, по которым игроки двигали свои фишки, изготовленные в виде львов (ну или почти львов).

Помимо таких фишек использовали и простые каменные шарики. Предположительно задачей было обогнать других игроков и привести своих львов к финальной клетке — голове змеи.

Древние египтяне умели развлекаться, но вместе с тем, по мнению историков, закладывали даже в простые игры сакральный смысл. Удастся ли нам когда-нибудь разгадать их тайны до конца?

Читайте также: