Где снимали вальгалла сага о викинге

Обновлено: 05.07.2024

18+ . Скандинавия, времена Крестовых походов. Безымянного викинга по прозвищу Одноглазый (Мадс Миккельсен) держат в рабстве, заставляя сражаться на импровизированной арене с бойцами богатых на золото римлян. Но однажды непобедимый викинг найдет способ сбежать и наказать тех, кто долгое время держал его в неволе, пощадив лишь маленького мальчика. Отправившись в путь по холодным безжизненным пейзажам, викинг и увязавшийся за ним мальчик вскоре повстречают крестоносцев, направляющихся в Иерусалим. Путники присоединятся к небольшому отряду воинов, но по пути к Святым землям их корабль попадет в загадочный туман, который рассеется уже у берегов неизведанного континента.

ВНИМАНИЕ: ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ.

«Когда я умру, ты вернешься обратно в ад».

«Вальгалла: Сага о викинге» – это переломный фильм в карьере режиссера Николаса Виндинга Рефна (трилогия «Дилер», «Бронсон», «Драйв»), с которого всем его последующим картинам станет присущ медленный ритм повествования (своего апогея Рефн достигнет ровно 10 лет спустя в мини-сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым»). Этот ритм Рефн перенял из любимых им фильмов Тарковского, но в «Вальгалле» есть и более очевидная отсылка, ведущая к «Мертвецу» Джима Джармуша – главный герой путешествует по таинственной земле, населенной индейскими племенами, а его путь, ожидаемо, приводит к смерти. Ну а для тех, кто более-менее знаком со скандинавской мифологией, станет очевидно и то, кем видит режиссер своего героя – Одином, верховным богом в германо-скандинавской мифологии. Один, согласно писаниям, был лишен глаза и почитался в качестве непобедимого воина и великого провидца, то есть обладал теми же качествами, что и герой Миккельсена.

«Вальгалла: Сага о викинге» – это медитативный роуд-муви, в котором движение вперед происходит без фактического движения. Это лучше всего ощущается в ситуации, в которой оказываются герои, когда пытаются переплыть море и надолго застревают в тумане – их лодка не движется, ветра нет, а парус опущен, но каким-то образом они все же достигают новых земель, причем очень отдаленных (как позже можно понять, Северной Америки). Отсутствие движения отчасти проявляется и в отсутствии мотивации у Одноглазого, присоединяющегося к крестоносцам без какой-либо видимой на то причины – богатства Иерусалима ему не нужны, а сам он не христианин. Но фактическое движение в картине заменяет движение духовное. Так, образ Одина, сурового божества викингов, постепенно трансформируется в образ Иисуса, покорно принимающего свою смерть ради жизни других – в фильме это невинный мальчик. Здесь можно рассмотреть фигуру самого Виндинга Рефна, ищущего себя через творчество. Достаточно вспомнить ранние картины режиссера, чтобы понять, что «Вальгалла» стала переломным фильмом в его карьере и закрепило стиль Рефна на десятилетие вперед.

Но более того, «Вальгалла» обладает своей собственной дислексией (расстройство, которым страдал Рефн до 13 лет) – за фильм произносится всего 120 реплик на всех персонажей, а Одноглазый так и вовсе не скажет ни слова. Поэтому это первая картина Рефна, говорящая со зрителем исключительно на языке визуала и музыки – искусства вне слова. Усиливает эффект длинных планов природы именно музыка, неспроста написанная композиторами Питером Кайдом и Питером Питером в стиле эмбиент, которому присуще отсутствие мелодичности.

Божественное происхождение героя проявляется не только в его внешнем сходстве с Одином и непобедимостью на поле боя, но и в способности видеть будущее – во вставках, окрашенных в контрастно красный цвет. И Одноглазый следует именно тому пути, который рисует его сверхспособность. Так, в одном из видений вымазанный в красной краске человек (позже мы узнаем в нем пропавшего крестоносца) указывает на крест, как бы предрекая участь Одноглазого. Тем самым крестоносец выполняет роль Иоана Крестителя, открывшего Иисусу его будущее. Ну а если взять оригинальное название фильма, то оно переводится как «Вознесение к Вальгалле» – Один является хозяином Вальгаллы, поэтому его путь и правда представляет собой возвращение домой.

Таким образом, движение, а значит и трансформация характеров героев, в фильме все же присутствует (вознесение есть акт движения), но не так, как это обычно принято в литературе и кино. Трансформации больше подвергается не главный герой, так как уже изначально его представляют зрителю как божество, а те, кто следует за Одноглазым. Как, например, священник, который, умирая, признается, что следовал в Иерусалим с целью искупить вину перед своими погибшими в бою сыновьями. Искупить вину, проливая кровь. Но перед смертью он познает смирение, в нем больше нет ненависти и злости – это и есть его трансформация.

Мотивы.

Картина Рефна написана на языке войны, это один из ее основных мотивов. Война – удел мужчин, поэтому в фильме полностью отсутствует идея женственности. Например, мальчик вспоминает не мать, а своего отца, рассказывая про подаренный им талисман в форме креста. Так Рефн, будто скульптор, отсекает от своего произведения все, что считает лишним. Этим обусловлена и немота главного героя, позволяющая избежать субъективной оценки происходящего и сместить фокус на трансформацию характеров других персонажей.

Следующий важный мотив в фильме – мотив креста. В том, как его использует Рефн, многие увидели критику христианства (крестоносцы в фильме часто ведут себя глупо и норовят кого-нибудь убить, даже среди своих же), но если взглянуть шире, то можно увидеть исследование режиссером религии с позиции множественности трактовок. Для крестоносцев крест – это не символ прощения и искупления, ими движет лишь жажда наживы и ненависть к язычникам. Так, предводитель крестоносцев вонзает кинжал в спину своему давнему другу только за то, что тот решил последовать за Одноглазым, по сути за другим Богом. Для Одноглазого крест – это символ предназначения, своеобразный деревянный инунсук, который служил инуитам (коренные народы Северной Америки, они же индейцы, которых и повстречают затем герои) в качестве указателя направления. Его же, но уже из камня, Одноглазый сложит, будучи под воздействием галлюциногенного напитка. Для невинного мальчика – это всего лишь безделушка, подаренная ему отцом.

«Восхождение в Вальгаллу» заканчивается на горе, куда выжившие герои добираются из последних сил. Их состав не случайный: отец, лишившийся двух сыновей и стремящийся искупить вину за их смерть, потерявший после изнасилования честь сын, чьим последним достойным поступком будет последовать за своим брошенным всеми отцом, невинный мальчик как свидетель грехопадения других и «голос» Одноглазого и, собственно, сам Одноглазый. Там, на горе, каждый из героев переживет свою трансформацию, а значит и завершит свой путь, и только одному будет суждено построить корабль и уплыть с этого проклятого места, чтобы иметь возможность рассказать об открытом знании другим.

Сага о пикте

Главного персонажа, пикта по национальности, сыграл потрясающий и при этом малоизвестный актер Мадс Миккельсен. В рейтинге самых брутальных персонажей среди всех мировых кинокартин образ беспощадного и бескомпромиссного война по имени Одноглазый с лихвой переплюнул самого Бронсона из предыдущего фильма, снятого Николасом Виндингом Рефном. Такой хладнокровности, ярости и ненависти в своим врагам трудно встретить среди персонажей и героев других кинолент. Его удел — убивать. Его цель — дорога домой и обретение покоя. Его дом — ад для остальных. Средства для достижения цели — любые.

Сюжетную линию фильма часто сравнивают с историей языческого божества по имени Один, который мог умирать и воскресать снова. В скандинавских мифах Один упоминается, как одноглазый бог, что делает сравнение героя фильма с языческим божеством еще более реалистичным, тем более что Один — покровитель войны и воинов, его вотчина — Вальхалла. Но все-таки чтобы не навязывать свою точку зрению на сюжетную линию фильма, не буду продолжать сравнение Одноглазого с Одином. Интересующиеся могут сами посмотреть необходимые источники информации и увидеть еще больше сходств. Это важно, потому что оригинальное название картины отображает суть повествования.

Эта история начинается с того, что главный герой освобождается от плена одного незадачливого конунга и в обществе христианских крестоносцев движется в Иерусалим, чтобы спасти землю обетованную от нашествия арабов. Заблудившись в море, путники доплыли до Нового света, до берегов Северной Америки. Описанные времена — эра упадка язычества и становления новой для Европы религии — христианства. Постоянный спутник Одноглазого — маленький мальчик, ставший его голосом, так как сам воин в течение фильма не произнес ни звука. Роль мальчика в картине нельзя переоценить. При всей своей свирепости и кровожадности Одноглазый стал настоящим защитником ребенка от посягательств новоявленных христиан, которые ничем не отличались от дикарей и варваров, с которыми боролись во имя священных целей. В итоге мальчик — ключевая фигура. Он не христианин, он в течение всего сюжета следовал за воином, который умерщвлял всех неугодных, но пальцем не тронул мальчугана. Мальчик — символ возрождения язычества, символ сохранения традиций и устоев предков. Охранять его было необходимо ценой своей жизни.

Концовку посмотрите сами, потому что после нее и после окончания фильма вам захочется какое-то время побыть наедине с самим собой, стараясь обдумать, что же все-таки произошло.

Информация о фильме

Оригинальное название: Valhalla Rising
Год: 2009
Жанр: драма, фэнтези
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Оператор: Мортен Сёборг
Сценаристы: Николас Виндинг Рефн, Рой Якобсен, Мэттью Рид
Актеры: Мадс Миккельсен, Маартен Стивен, Гари Льюис, Ивэн Стюарт, Джейми Сивес, Александр Мортон, Стюарт Портер, Мэтью Заяц, Гордон Браун, Гари МакКормак

Valhalla rising. Николас Виндинг Рефн. 2009 год

Сага о Викинге Николас Виндинг Рефн - Каменный лес Stone Forest

Для современного поколения фильмы заменили книги, есть в этом что-то хорошее, есть что-то плохое. Противники регулярного просмотра фильмов приводят довольно-таки основательный аргумент — фильмы лишают возможности самому представлять картину, описанную в книге, и думать над развитием событий своей собственной головой. Безусловно, полно фильмов, которые можно смело швырять в помойку сразу после первого просмотра, как одноразовая посуда. Смысла в них столько же, сколько в наличии в нашей стране Федеральной миграционной службы. Вроде бы есть, а толку ноль. Но есть фильмы, наполненные целыми пластами аллегорий и метафор, скрытых сравнений. Отследить логику и сюжет таких фильмов — задача не для лентяев и тугодумов. О таком фильме и пойдет речь дальше.

Содержание

Сага о викинге

Название этого фильма мы будем использовать только в его изначальном виде «Valhalla rising». И все благодаря отечественным переводчикам, которым хватило ума назвать фильм «Вальгалла. Сага о викинге.» Все бы ничего, но главный герой не был викингом по происхождению. Вообще, весьма надоели идиотские переводы иностранных фильмов на наш манер. Почему нельзя перевести так, как есть в исходнике, хотя бы дословно? Смысла было бы намного больше.

Режиссер этого фильма Николас Виндинг Рефн — тот самый человек, кто подарил миру кинематографа фильм-биографию о самом опасном преступнике Великобритании. Его «Бронсон» по праву занимает место среди самых колоритных и атмосферных картин современности. Такая вывеска не может не привлечь внимание к любым другим работам этого датского режиссера.

«Valhalla rising» — необычная картина, смотреть ее нужно с особым настроем. Психоделическая составляющая фильма зашкаливает до предела, усиливаясь все больше и больше, то благодаря музыкальному сопровождению, то «орущей» и давящей тишине. Но отдельного внимания требует операторская работа Мортена Сёборга. Таких пейзажей вы, уверен, не видели давненько, многие и вовсе никогда. Никаких резких переходов и рывков камеры, никакого искусственного экшена. Складывается ощущение, что взгляд идет со стороны зрителя, как будто вы по-настоящему находитесь в гуще событий. Камера плавно следует по сюжету, запечатляя исключительно нужные и важные моменты.

Многие посмотревшие эту картину, не могут создать какой-то единый образ и единое понимание увиденного на экране. И это прекрасно. Создать фильм, который станет настоящей головоломкой для зрителя — это ли не верх искусства кинематографа. Вы увидели историю, вы заразились ее настроением, углубились в атмосферу происходящего. Так решите для себя наконец, что вы увидели? Причем суть не в том, что увидел кто-то другой. Или что сказали кинокритики. Важно то, что понял ты, посмотрев «Valhalla rising».

Убей чужака, или Почему за океаном не появилась Русь… //«Вальгалла – сага о викинге» (Н.В.Рефн,2009)

Николас Виндинг Рефн снял значимое кино. Значимое — как значимым является всё, что обнажает исходное в человеке.
Фильм, прикрытый коммерческой маскировкой, — сплетение зла и ужаса, приходящих через нас и для нас, со святостью и жертвенностью, также явленных через нас и для нас, — настоящее кино раскрытия человеческого — всегда человеческого.

Людям нужны люди. И, даже если людей вокруг мало, они все равно найдут друг друга и превратят происходящее в ад.

Может ли быть по другому? — Может, если души людей взращены до человечности — до готовности увидеть человека не только в своих/равных, но и в чужих. Чтобы было так, приложить свои усилия должны многие поколения — очень многие поколения — чтобы культура обуздала зверя в человеке .
Не приложили… или пришли те, кто разрушил построенное — тогда не останется иного как явиться во всей своей красе игрищам похоти, жадности, властолюбия и страха…

У человечества в том или ином уголке нашей маленькой планеты раз за разом случается приступ и рождаются стаи стервятников, которые разлетаются во все стороны, привлеченные такой заманчиво легкой возможностью отнять и присвоить уже сделанное другими. В ответ — звереют уже те, на кого налетают эти стервятники.

Потом всё немного успокаивается и цветы Культуры вновь прорастают. Причем и там, где, уже ставшие бывшими, стервятники свили себе новые гнезда.
Были ли открытыми стервятниками, привычные нам, Рюрик с компанией или они осели «по приглашению» — не делает картину одного из таких “разлетов” благостнее ни в одном из вариантов.
Были десятки других стай, которые не оставили после себя ничего, кроме пепелищ и еще десятки, которые, захватив пару деревень, растворились в соседях без следа, и еще десятки, которых просто перебили.

Так же как мало что меняло то, чем оправдывались набеги — тотемными божками или Христом. Вначале не меняло. Лишь много после — это почти совпадение в жестокости, но различие по внутреннему содержанию, прорастало решающим отличием — это различие оказывалось самым важным — когда «вдруг» появлялись чокнутые и отдавали свои жизни ради чужих им — когда деятельною любовью своею, своим непротивлением злу насилием пробивали трещины в циклопической стене зла, которыми огородились в смутные времена селения и племена…

И всегда, даже когда мир вокруг сходит с ума и все собираются грабить или прятаться — люди остаются разными. И разными бывает их путь. Фильм прекрасен наброском столь разных людей и судеб.

…Когда обитатели бедного захолустья вдруг прикасаются к Книге, в которой они читают про Землю Обетованную, и когда все вокруг приходит в движение, то в путь пойдет и 1) властолюбец-полусумасшедший-мечтатель, который поведет за собой еще и 2) сына трусливого, но преодолевающего свой страх страхом же перед отцом и любовью к нему одновременно; и 3) страдающий от разрывающегося своего доброго сердца отец, потерявший своих сыновей и пошедший в дорогу за призрачной сказкой, обещающей ему встретить их на пути освобождения Гроба Господня; и 4) соблазненный рассказами о богатстве, благодатных землях и рабах простой-завистливый-злой; и 5) верящий в любые каузальные объяснения, тайные знаки и скрытые от него знания, могущий убить даже ребенка ради магического эффекта, обыватель; и многие-многие другие.
А еще пойдет мальчик, привязанный душой и судьбой к страшному герою.

А что герой? А он им не был. Он просто умел терпеть и хорошо делать то, что должен, и старался избежать своей смерти. Когда же он понял, что она неминуема, то облегчил для себя её приход — облегчил сознанием её небессмысленности — попыткой обменять свою смерть на жизнь ребенка.
Может быть он окажется прав. И это хорошо. Это по-христиански.

Также хорошо, как история про пересилившего себя и поднявшегося над собой сына предводителя. Который, в своем самоотверженном решении спасти отца, нашел покой для своей души — даже если его тело тряслось от страха до самого последнего момента его жизни. И это решение было тоже по-христиански.

Но самые сильные мгновения истории — мгновения, когда умирающий человек, потерявший своих детей где-то далеко-далеко от той чужбины, где он останется навсегда, ободряюще улыбается чужому ребенку. Чтобы дать ему надежду. И не важно здесь знание насколько она реальна. Ведь надежда — это то, что питает нашу человечность и силы в любые времена — то, что приподнимает нашу душу над обреченностью смертью и открывает нам Вечность.
Надежда — отражение нашей улыбки в детских глазах.

А что индейцы? А они были такие же как пришельцы. Они охотились на чужих — они знали, что те могут привести еще кого-то — а чужие это всегда плохо…
И эта, вроде бы обороняющаяся, но мысль-зло — этот пра-национализм — приведет к тому, что через четыре столетия они окажутся полностью безоружными перед волной, готовых ко всему, чужаков и будут изгнаны с родных земель навсегда.
А ведь все могло бы быть по-другому. Могла начаться история еще одного Рюрика и его новой страны — история краснокожих русских…

Ну а так, чтобы оставить после себя след в этом новом-старом свете, по воле авторов, герой фильма сложил из камней каирн — исходно-изначальный жест человеческой Культуры — рукотворную невозможность — каменный крик о важном, столетиями ждущий тех глаз, которые его обязательно узнают и, о эта успокаивающая человека надежда на Вечность, — обязательно передадут весть о ней дальше.

Вальхалла

Изображение Вальхаллы в исландской рукописи XVII века. Ворота охраняются Хеймдаллем

О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.

Легенда гласит, что Вальхалла представляет собой гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей [4] . У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.

Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей [5] .

21
Тунд [7] шумит,
Тьодвитнира рыба [8]
играет в стремине;
поток нелегко
вброд перейти
тем, кто в битве убит.

22
Вальгринд [9] — ворота,
стоящие в поле
у входа в святилище;
неведомы людям
древних ворот
замки и запоры.

Читайте также: