Где снимали готэм в темном рыцаре

Обновлено: 04.07.2024

В конце 1990-х казалось, что киносериал про Бэтмена, героического человека-летучую мышь, без страха и упрека борющегося с коварными злодеями на мрачноватых улицах выдуманного мегаполиса Готэм-сити, безнадежно выродился. Плохо было буквально все: комичные сценарии Акивы Голдсмана, апатичная режиссура Джоэла Шумахера, сам Бэтмен с лицом Джорджа Клуни был какой-то не слишком геройский, а суперзлодеи — недостаточно суперзлодейскими. У боссов студии Warner Brothers хватило ума и совести не продолжать в том же духе и не ставить на франчайзинге окончательный крест, а попытаться его «перезапустить», наняв для этого абсолютно новую творческую команду. Спасителем культового сериала стал Кристофер Нолан, и даже Готэм-сити у него стал выглядеть по-другому.

Если в первом нолановском «Бэтмене: Начало» мифический Готэм еще как-то напоминает себя, привычного по фильмам 1980—1990-х, со всеми этими хрестоматийными зданиями 1930-х в стиле ар-деко, создающими почти готическую атмосферу полного беспредела и безнадеги, то в фильме №2, «Темном рыцаре», вышедшем на экраны в 2008 году, массивную архитектуру первой половины XX века практически полностью сменяют стеклянные фасады небоскребов 1960—1980 годах Готэм-сити Тима Бертона и Джоэла Шумахера — это всегда узнаваемый Нью-Йорк. Готэм Нолана — это совершенно определенно Чикаго. И нигде еще в кино этот город не выглядел так круто.

Первый же кадр фильма задает его архитектурный тон. Просто лес высоток 1950—1990-х с главным чикагским небоскребом (и самым высоким зданием США) Sears Tower (темный объем на заднем плане в правой части скриншота). В здании на переднем плане разворачивается действие первого эпизода «Темного рыцаря» — ограбление «Готэмского национального банка» бандой клоунов с Джокером, феноменально исполненным Хитом Леджером, во главе.


В роли банка выступает заброшенное ныне огромное девятиэтажное здание старого чикагского почтамта.


Почтамт (справа) был построен в 1921—1932 годах по проекту крупнейшего местного архитектурного бюро Graham, Anderson, Probst & White. В 1997-м, когда он окончательно перестал справляться с обработкой поступающей корреспонденции, рядом было возведено новое здание. А старый гигант, занимающий целых два квартала, так с тех пор и пустует, изредка снимаясь в кино.


Это же здание (только с бокового фасада) выступало в «Темном рыцаре» и в качестве полицейского управления Готэм-сити. Тут уже абандон чувствуется, а ведь городские власти тратят на содержание некислых размеров постройки до 2 млн долларов в год.


Благодаря сцене ограбления можно увидеть и интерьер основного зала почтамта — монументальную неоклассику просто в шпееровском духе.


Ночной Чикаго прекрасен. Классический американский город.


Примерно так по мнению Кристофера Нолана должно выглядеть секретное логово супергероя. Голый брутальный железобетон и сплошное поле светильников на потолке. Режиссер явно ценит эстетику архитектуры 1960-х.


Штаб-квартира Wayne Enterprises (компании, принадлежащей Брюсу Уэйну, гражданскому альтер-эго Бэтмена) размещается в одном из самых известных небоскребов города — Richard J. Daley Center. Башня построена в 1965 году (архитектор Жак Браунсан, бюро C. F. Murphy Associates) и первые четыре года существования была самым высоким зданием в городе. В качестве конструкционного материала была использована т.н. «кортеновская сталь», очень характерной чертой которой является ее коричневатый цвет. Стальные листы на самом деле просто ржавые: считается, что, один раз заржавев, в дальнейшем окисная пленка не размывается водой, и сталь становится «вечной». Здание на переднем плане левее центра, больше похожее на советский НИИ, — корпус административных учреждений округа Кук (1964 год, 35 этажей). В стеклянном столбике, расчерченном светлыми линиями, справа вдалеке — штаб-квартира авиакомпании United Airlines. Это работа (1992 года) известного испанского архитектора-постмодерниста Рикардо Бофилла.


Заседание совета директоров Wayne Enterprises проходит, впрочем, вовсе не в Richard J. Daley Center, а в другой канонической чикагской высотке — IBM Building. К сожалению, в фильме подробно демонстрируются только интерьеры этого замечательного образца «интернационального стиля», последней работы (1971 год) выдающегося архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.


Далее действие ненадолго переносится в Гонконг. Тут тоже есть на что посмотреть.


Обратите внимание на самую высокую башню на противоположном берегу залива. Это здание №2 Международного финансового центра (или 2 IFC Building). Там развернется действие следующего эпизода картины.


Украшенную характерными рогами крышу одного из высочайших небоскребов Гонконга, спроектированного знаменитым Сезаром Пелли и построенного в 1997—2003 годах, Бэтмен использует для похищения одного плохого китайского парня.


Видите освещенные рога справа у нижнего края скриншота? Это корпус №1 того же IFC. Нашему герою — туда.


Затем Бэтмен некоторое время летает на фоне ночных красот Гонконга.




Несколько раз на заднем плане проскакивает еще одна культовая для этого города высотка — Bank of China Tower. Построенная в 1990 году по проекту притцкеровского лауреата Бэй Юймина (больше известного как Й.М.Пей), она запоминается своим очень характерным и узнаваемым видом с делением фасада на треугольные сегменты.


Челюсти злодеям особенно удачно получается ломать именно на фоне подобных архитектурных шедевров.


1 IFC Building и небоскреб под незамысловатым названием «Центр» (со шпилем слева, 1995—1998 годов постройки, архитектор Деннис Лау). Внешний вид у него, прямо скажем, тоже незамысловатый.


BOC Tower (справа вверху) куда круче, ну правда же?


Возвращаемся в Чикаго. Вид из офиса мэра Готэм-сити.


Макабрическая сцена повешения одного из бэтменовских фанатов протекает около уже упомянутого IBM Building Миса ван дер Роэ. Целиком последнюю работу мастера нам так и не показали, ограничились только первым этажом. Обратите внимание на, казалось бы, паркинг на заднем плане слева. Это нижние уровни одной из башен Marina City. Жилой комплекс из двух 65-этажных, круглых в плане высоток, похожих на гигантские кукурузы, был построен в Чикаго на берегу одноименной реки в 1964 году (архитектор Бертран Голдберг).


Сцена вечеринки в пентхаусе Брюса Уэйна, где праздник людям сильно портит появление Джокера, явившегося туда без приглашения, снималась в еще одном чикагском небоскребе Миса ван дер Роэ — One Illinois Center (1967—1970-е). Пентхаус прорисован на компьютере.


Так как никакого пентхауса на самом деле не существовало, его интерьеры сняли в лобби соседнего здания. Заодно можно посмотреть, как живут обычные американские миллиардеры. Панорамные пейзажи за окном добавлены позже с помощью фотошопа.


После сорванной вечеринки Брюсу Уэйну взгрустнулось, он надел трико костюм летучей мыши, залез на верхушку Sears Tower и предался меланхолическому осмотру Готэм-сити. Бэтмен смотрел на Готэм, Готэм смотрел на Бэтмена (черная фигурка в правой части скриншота).



Декор зданий 1930-х.


Сцена покушения на жизнь мэра Готэма и следующий большой эпизод битвы Добра (в образе человека-летучей мыши) со Злом (в виде Джокера) снимались на Ла Салль Стрит, одной из центральных улиц чикагского даунтауна. Застроенная в первой половине XX века монументальными зданиями в стиле ар-деко, в народе она получила прозвище «Каньон».

В перспективе Чикагская торговая палата, тут виден лишь ее фрагмент. Его фланкируют два здания с внушительными портиками. Слева — 20-этажный «Банк Америки» (1920 год, строился как Continental Illinoys Bank), справа — 15-этажный Федеральный резервный банк Чикаго (1922 год).


Та же улица чуть далее по фильму. «Банк Америки» уже справа. Действительно каньон.

Реальный Готэм: По местам съемок фильма "Джокер"

Да-да, Готэм из фильма " Джокер " - это реальный Нью-Йорк со всеми его контрастами.

Готэм - это город, в котором многие мечтают побывать. Настолько ли он пугающий без суперкрыс и мусорных забастовок?

Пройдемся по местам съемок главного фильма 2019 года!

Знаменитая лестница , на которой танцует Артур Флек, находится в Бронксе. Она теперь имеет неофициальное название "Лестница Джокера". Поклонники даже отметили ее в Google Maps, но их пост отредактировали.

Лечебница Аркхем для душевнобольных преступников на самом деле пристройка здания Brooklyn Army Terminal (армейская база снабжения). Правда для военных целей здание служило до 1975 года, потом было продано городу.

В настоящее время помещение используется в коммерческих целях, а также обслуживает остановку парома в Нью-Йорке .

Место, где Артур Флек работал клоуном, вертя на ладони рекламу и зазывая покупателей (до нападения подростков) снято в на улице Маркет-стрит в Ньюарке, возле старого театра Paramount.

Джокера снимали на нескольких станциях метро. Вообще, метро Нью-Йорка уже обросло анекдотами и страшными легендами, потому что оно почти не отличается от того, как выглядит в фильме: железо, скрежет, крысы, бездомные, а на некоторых станциях криминогенная обстановка.

Вымышленную Артуром Флеком счастливую прогулку с девушкой-соседкой Софи снимали в Чайнатауне - китайском квартале Манхэттена.

Вся правда о том, как создавалась трилогия "Темный рыцарь"

Спустя годы после ее завершения в 2012 году, трилогия Кристофера Нолана « Темный рыцарь » , в которой воссоздалась легенда о Бэтмене с Кристианом Бэйлом в главной роли, остается одной из самых окончательных адаптаций комиксов всех времен, устанавливая стандарт для целого поколения фильмов приходить.

С таким известным режиссером, как Нолан, у трех фильмов - « Бэтмен начинается в 2005 году» , «Темный рыцарь» 2008 года и «Восход темного рыцаря» 2012 года - появился серьезный мрачный тон и тон престижа в новом мире историй о Бэтмене.

Хотя присутствие Caped Crusader на экране уже несколько раз перезагружалось с момента завершения трилогии, включая ход с Беном Аффлеком игрядущий свежий дубль с участием Роберта Паттинсона - они все еще чувствуются как золотой стандарт, когда дело доходит до фильмов о Бэтмене.

Работая с Ноланом над фильмом режиссера 2002 года « Бессонница» , Кроули был знаком с процессом британского автора. Вот почему это было в начале разработки, когда Нолан открыл Кроули, что он представляет новую адаптацию Бэтмена . Кроули сразу заинтересовался, и, по словам дизайнера, их первым шагом было создание нового Бэтмобиля для нового поколения.

Как сказал Кроули Коллайдеру : «Я пошел к нему домой на ланч, и Крис заговорил о том, как он хочет переделать Бэтмена, и в то время было похоже:« Ух ты, не все ли сделано? » А потом он начал объяснять мне, что он хотел сделать. Я помню, что после этого ланча он очень взволновал меня, и он говорил, что одной из самых больших вещей, которые он хотел попробовать, был дизайн Бэтмобиля ».

Судя по всему, Бэтмобиль имел довольно скромное происхождение: «Это была пятница, я уехал, и я пошел в Toys R Us и купил кучу машин. Я подошел к своей мастерской, все перерезал и разбил их», Кроули сказал. Он продолжил: «Его дело в том, что я должен объяснить все. Я должен объяснить, почему Бэтмен - Бэтмен.

Эти вещи волшебным образом не работают, у него нет сверхспособностей. Он физический, у него есть технологии, и у него есть его деньги; деньги - это его сверхдержава. Мы действительно только начали с того момента, и Иона, брат Криса, тоже помогал. Мы просто решили взять Бэтмобиль, чтобы начать с остального фильма ».

Темный рыцарь принес больше и лучше видение Бэтмена

К счастью - и неудивительно, - Бэтмен Бегинс сразу же добился успеха, открыв дверь для Кроули и Нолана, чтобы воссоединиться для продолжения. По словам Кроули, дуэт понял, что в 2008 году фильм «Темный рыцарь» может стать еще больше , и в конечном итоге Нолан стал героем легендой .

Как вспоминает Кроули: «Для меня - я не думаю, что это правда для Криса - Темный рыцарь - это Бэтмен, которого я всегда хотел сделать, но нам пришлось перешагнуть через Бэтмена, чтобы добраться до него. Я отчаянный модернист» Мне нравится простота.

На « Бэтмене начинается» я изо всех сил пытался убедиться, что мы не уничтожили комикс о том, что такое Бэтмен, и мы пытались объяснить все - была пещера и Уэйн Мэнор, и как это работало и как Вы подошли к этому. Было много объяснений в дизайне, и я благодарен Крису, потому что он сжёг всё (в конце) « Бэтмен начинается ».

Темный Рыцарь также добавил удивительную особенность Batmobile: Batpod. Кроули вспоминает: «На самом деле это был руководитель Warner Bros. в ранние гаражные времена, который говорил:« Эй, мотоцикл может вылезти из машины ». Возможно, он даже был на« Бэтмене начинается » . Это было похоже на« Я думаю, что они мы правы, мы должны вытащить мотоцикл из машины ».

Тогда стало секретом, что мы не можем сказать, что в нем есть велосипед, и он должен пожертвовать Бэтмобилем, а феникс должен прибыть в форме велосипед." Сделав это в тайне, новейшая особенность Бэтмобиля была готова удивить публику, придавая и без того удивительный Бэтмобиль новое вращение.

Восстание Темного Рыцаря охватывает несколько локаций

За время между Бэтменом Бегинсом и «Темными рыцарями» Кроули и Нолан сняли несколько других фильмов, и, по словам Кроули, эти проекты помогли вдохновить процесс «Темных рыцарей» .

«Мы снимали эти фильмы между фильмами о Бэтмене, как, например, « Престиж », и у него был очень низкий бюджет», - сказал Кроули. «Мы постепенно открыли для себя красоту и преимущество перемещения по местам и получения как можно большего количества. Поэтому, когда мы доберемся до Темного Рыцаря , мы собираемся полюбить три разные страны.

И это действительно расширяет сферу применения». из фильма практически. Очевидно, что мы делаем фильмы практически - мы избегаем установленных расширений и максимально возможной цифровой работы ".

Несмотря на съемку множества сцен в Питтсбурге в качестве замены Готэму, Кроули и Нолан поняли, что могут также включить Нью-Йорк: « На Бэтмене начинается , я и Крис - я живу в Бруклине, поэтому он часто приезжал сюда и пишите в Нью-Йорке.

Мы гуляли, гуляли по городу и говорили: «А что, если фильм был здесь?» Мы всегда говорили о Нью-Йорке, но никогда не снимались в Нью-Йорке . Я думаю, к тому времени, как мы добрались до Dark Knight Rises, это было похоже на то, что мы вроде как должны сниматься в Нью-Йорке.

Спецэффекты в кино. «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Комиксы — отдельное культурное явление, не всегда понятное на просторах бывшего СССР. Обтянутые в костюмы «кислотной» расцветки супергерои, разномастные монстры, злобно хохочущие мегазлодеи и ультралазеры из будущего — все это до определенного возраста здóрово читается, однако перенести комиксы на большой экран непросто.

Другая, более возрастная публика, слишком заманчивая возможность скатиться в абсурд, плавно перетекающий в трэш, стремление угодить как можно большему числу зрителей, в том числе проживающим вдали от Дяди Сэма. Подобные условности погубили многие кинокомиксы и потрепали некоторые маститые франшизы.


Бэтмену в этом смысле повезло. Кого в свое время не зацепила мрачная, тягучая атмосфера готичного Готэм-сити, воссозданная Тимом Бертоном? Непобедимый супергерой с кучей гаджетов — что еще нужно мальчишке, едва заглянувшему за «железный занавес»? А вот дилогия Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин») получилась спорной, франшизе явно требовалась «перезагрузка»…

В 2005-м режиссер Кристофер Нолан своим фильмом «Бэтмен: Начало» перевернул все с ног на голову, поставив во главу угла реализм, насколько вообще можно о нем говорить применительно к комиксам. «Темный рыцарь», повествующий о борьбе человека — летучей мыши с Джокером, вышел не хуже предыдущей картины. На этой неделе в прокат выходит (в США фильм показали на неделю раньше) «Темный рыцарь: Возрождение легенды» — завершающая часть трилогии Нолана.


Говорят, Нолан устал от Бэтменов

События ленты происходят спустя восемь лет после расправы с Джокером. Все это время Бэтмену приходится скрываться, пока вакантное место главного негодяя Готэм-сити не занимает громила Бэйн, а неподалеку плюс ко всему шастает Женщина-кошка. Постаревшему миллиардеру снова придется облачиться в костюм летучей мыши, чтобы в который раз спасти город от партии свеженьких маньяков.


Кристиан Бэйл согласился снова играть Бэтмена только в фильме Нолана

Готэм со времен «бертоновских» фильмов преобразился: теперь это не томный город-нуар образца 1960-х, а вполне себе современный мегаполис. На роль центра урбанизации во вселенной господина Бэтмена сгодился Питтсбург, второй по величине город в американском штате Пенсильвания. По словам Кристофера Нолана, в Питтсбурге его привлекло архитектурное разнообразие и особенно множество роскошных строений с небоскребами и мостами. Симпатии режиссера привели к тому, что около полутора месяцев в городе было затруднено движение. Недовольство местных жителей было сглажено несколькими десятками миллионов долларов, пополнившими казну Питтсбурга. Свои частички в Готэм-сити также вложили Нью-Йорк и Лос-Анджелес.



Теперь в Готэм-сити светло, свежо и нет пингвинов

По словам Кристиана Бэйла, исполнителя главной роли, в самом начале работы над фильмом всей команде, трудившейся над ним, пришлось некоторое время провести в индийском Джодхпуре. «Бэтмен» с содроганием вспоминает 50-градусную жару и называет те дни не иначе как «крещение огнем». «К концу дня мы начинали заговариваться из-за жары… Все местные думали, что мы больные придурки», — делится впечатлениями Кристиан Бэйл.

Жара вообще была одной из многих проблем съемочной группы. Дело в том, что основная часть съемок проводилась летом, тогда как в киношном Готэм-сити часто идет снежок. Пришлось, как в старые добрые времена, прибегнуть к искусственным зимним осадкам, распыляемым с помощью специальных машин в виде больших вентиляторов. Небольшая, но трудоемкая задача — имитировать идущий изо рта персонажа пар. Она, впрочем, легла на плечи специалистов по спецэффектам.


Не верьте кадру. На самом деле на улице далеко за +20

Как ни странно, у «Темного рыцаря» много общего с еще одним летним блокбастером — «Прометеем» Ридли Скотта. Нет, Бэтмен, конечно же, не сражается с Жокеями и Чужими (а было бы забавно), речь идет о подходах двух режиссеров к съемочному процессу. Как и Скотт, Нолан отдает предпочтение профессионально поставленным трюкам, настоящим визуальным эффектам и живой массовке, прибегая к компьютерным взрывам и прочим виртуальным «бабахам» лишь в случае крайней необходимости.


Примерно так в Готэме играют в американский футбол

Если вы смотрели хотя бы один трейлер к «Темному рыцарю», то наверняка видели отрывки сцены на футбольном поле: кругом взрывы, игроки проваливаются под землю, болельщики неистовствуют. Все действия эпизода происходят на абсолютно реальном стадионе питтсбургской команды Pittsburgh Steelers, многие члены которой даже сыграли футболистов Gotham Rogues. Зрителей на трибунах изображали более 11 тыс. статистов, взрывы на поле — самые что ни на есть настоящие, каскадеры проваливаются в воронки, хотя без эффекта наложения отдельно бегущих игроков на взрывающееся поле не обошлось.

Немалую часть эффектных сцен отсняли в Великобритании. Например, потрясающий по сложности исполнения эпизод, в котором приспешники главного подлеца нападают на самолет. Каскадерам пришлось спускаться на тросах с одного воздушного судна на другое, пережить взрыв и повисеть на стропах в воздухе. Постановщики трюков утверждают, что до сих пор никто ничего подобного не делал. Подготовка всего действа велась несколько месяцев. Все это время каскадеры тратили на тренировки, сцена посекундно просчитывалась на компьютере и анимировалась, а уж сколько было загублено манекенов, выброшенных с транспортного на более компактный самолет, знает только бухгалтерия. «Это был потрясающий экшен от начала и до конца», — комментирует съемки инженер и специалист по спецэффектам Крис Корболд.




Огромный ангар английского города Кардингтон сыграл роль канализационных лабиринтов Готэма, «нутра» бешено вращающегося самолета из начала фильма и бункера главного героя. Здесь же воссоздали образ зловещей, спрятанной глубоко под землей каменной тюрьмы, ради которой пришлось построить две шахты высотой более 30 метров. В фильме, как и положено циклу о Бэтмене, полно всякого фантастического транспорта. О нем поговорим позже, отметим лишь, что полеты «бэтолета» — не полностью компьютерные спецэффекты.


Полеты главного героя — тоже каскадерский трюк. В некоторых ситуациях дублера подвешивали за пояс на тросе к вертолету, оставалось лишь эффектно расставить руки, чтобы имитировать парение человека — летучей мыши. Там, где подобное трюкачество было слишком опасно, съемочная группа прибегала к помощи технологии chroma key: каскадер висел на канатах внутри большого зеленого куба, на стенки которого затем накладывалось цифровое изображение города.

Кристофер Нолан отказался снимать последнюю часть трилогии в формате 3D, отдав предпочтение IMAX. Изобретенное более 40 лет назад чудо фабрики грез до сих пор не добралось до нас, но относительно широко используется в США и Канаде. За счет применения 70-миллиметровой (вместо стандартной 35-миллиметровой) пленки, высокого разрешения, особой техники и гигантского экрана, полностью перекрывающего поле зрения человека, IMAX-кино обеспечивает эффект присутствия не хуже, чем 3D.


IMAX — штука интересная, но жутко дорогая

У IMAX, правда, есть существенные недостатки. Это и дороговизна оборудования, и его вес (со всеми «примочками» одна камера может потянуть на 50 кг), и проблемы с пленкой (одной катушки хватает всего на три минуты видео), и очень шумные камеры, из-за которых актерам тяжело играть во время съемки диалогов. К тому же в последующем возникают проблемы с дублированием таких эпизодов. «На этот шум невозможно не обращать внимания. Такое ощущение, будто прямо над ухом безостановочно варят капучино», — смеется исполнительница роли Женщины-кошки Энн Хэтэуэй. Сначала в IMAX-формате хотели снять всего «Темного рыцаря», но в результате ограничились примерно 50 минутами, что составляет примерно треть от продолжительности фильма.

Съемка блокбастера — всегда интересный процесс. Но фильмы про Бэтмена интересны не только трюками и визуальными эффектами, но также гаджетами и технической оснащенностью главных героев и злодеев.

Бэтмобиль и другой «мышиный» транспорт

Думаю, не я один в детстве в равной степени ожидал появления на экране Бэтмена, Джокера и Бэтмобиля. Футуристический автомобиль по праву стал восприниматься в качестве одного из главных героев фильма, хотя экранного времени ему отводилось не много.

Интересно проследить эволюцию киношного Бэтмобиля. В наивной как младенец сериальной экранизации 1960-х годов это был собранный вручную концепт-кар Lincoln Futura. Среди «фишек» авто — реактивный двигатель и защищающий от пуль щит. Бэтмобиль Тима Бертона базировался на шасси Chevrolet Corvette и был доверху напичкан всякими штуками: бомбами, крюком-«кошкой» для резкого поворота, распылителем дыма, системой распознавания голосовых команд, особым образом деформируемыми колесами, композитной броней и т. д. В фильмах Джоэла Шумахера Бэтмен ездил на абсолютно ирреальном авто с мотором от Chevrolet 350 ZZ3 и стекловолоконным корпусом. Модель научилась ездить по стенам и даже прыгать.

Читайте также: