День черно белого кино когда

Обновлено: 05.07.2024

Как в актуальной действительности уживаются процессы колоризации и обесцвечивания? Зачем делать кино черно-белым? Об этом и не только вы узнаете в этой статье.

С момента изобретения кино люди, занятые в индустрии, стремились наделить его звуком и цветом, чтобы как можно больше приблизить к реальности, усилить процесс погружения.

Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" (1895) Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" (1895)

Одним из первых фильмов, которые увидели зрители, стал документальный фильм «Прибытие поезда». Черно-белый зернистый видеоряд без естественной озвучки: поезд движется вдоль перрона, на котором установлена камера, по направлению от правого края экранного полотна в левый угол. Представили? Во время той демонстрации (а это больше века назад) зрители вскакивали с кресел, чтобы не попасть под металл колёс — столь реалистичным казалось им зрелище. Представьте, что бы было, если они смотрели, например, «Аватар» да ещё в 3D очках?

Братья Люмьер (а это был именно их фильм), в те далёкие времена про технологии, задействованные в фильме Кэмерона, не могли и мечтать, но они точно знали: цвет — друг кино. Тогда и начались первые попытки колоризации. Кадры окрашивались вручную анилиновыми красками. Это был трудоемкий, длительный процесс, и к тому же совсем не совершенный: оттенки были плоскими и далекими от естественных.

Кадры из черно-белой и раскрашенной версий фильма "Путешествие на Луну" (1902) Кадры из черно-белой и раскрашенной версий фильма "Путешествие на Луну" (1902)

Далее последовали эксперименты с применением цветных стёкол, проба светорасщепляющих оптических систем (дорогих и вновь несовершенных), съёмка сразу на несколько плёнок, цветное проектирование через собирающую призму и так далее, и так далее. Находились, конечно, компромиссные решения, которые приживались на длительный срок, но все понимали, что единственное решение, которое, наконец, освободит киноинженеров от утомительных поисков, — цветная плёнка. Более полувека кинематограф шёл к этому.

Сегодня в арсенале индустрии есть цветная плёнка, цифровая запись, а компьютерная колоризация достигла высочайшего уровня. Старые черно-белые фильмы реставрируются и окрашиваются (последнее, по правде говоря, чаще вызывает негодование, но, тем не менее, популяризирует кино — в чем и состоит главная задача процедуры).

Мы живём в во всех смыслах цветном мире. Нам в нем комфортно и привычно. Так зачем же в век развитой кинооптики, способной передавать на экране миллионы оттенков цвета, некоторые фильмы по-прежнему снимают в черно-белом формате?

Этому существует четыре основных объяснения:

1. Стилевое решение

Здесь можно провести утрированную аналогию с черно-белыми фотографиями. Помните, в конце нулевых случился бум на цифровое фото? Тогда каждый третий обладатель «зеркалки» гордо именовал себя фотографом и предлагал услуги профессиональной съёмки, разместив объявление на стене ВКонтакте. Обработка снимков происходила по стандартной схеме: ч/б-фильтр и тоненькая чёрная рамочка по контуру — хоп, и это уже не просто фото для архива, а кадр со смыслом — хоть на конкурс отправляй.

Это, конечно, шутливый пример, но как простая иллюстрация магии монохрома вполне подходит. Черно-белое изображение подчас выглядят более выигрышно в сравнении с вариантом в цвете. Фильтр, обесцвечивающий кадр, помогает раскрыть задумку, откалибровать атмосферу, а иногда и создать ее почти с нуля. Однако стоит понимать, что это не панацея: хорошее кино из плохого обесцвечиванием не сделаешь.

А вот наоборот — вполне: тот же «Мертвец» Джармуша в цвете сильно бы потерял в глубокомыслии и эстетике, став «одним из» всего лишь. Кадр из фильма А вот наоборот — вполне: тот же «Мертвец» Джармуша в цвете сильно бы потерял в глубокомыслии и эстетике, став «одним из» всего лишь. Кадр из фильма

2. Как ретроспективный приём

Подсознательно черно-белый видеоряд мы ассоциирует с кино старой школы и сюжетами из прошлого. Так что использование ч/б-техники в современном кино о минувшем — в том числе и приём, благодаря которому достигается нужный психологический эффект. Яркой иллюстрацией этого метода является фильм Лопушанского «Роль», действие которого происходит в первой четверти XX века, — в какой-то момент можно обнаружить, что время потерпело метаморфозы: когда снят фильм? Игровой ли он? И вообще фильм ли? Полное присутствие.

3. Для концентрации внимания на идее повествования

Представьте себе героя, улепётывающего от погони по ночному Бродвею, искрящему неоном афиш и вывесок. А теперь представьте то же самое, только в ч/б. Чувствуете? Да активная сюжетная линия в обоих примерах остаётся за действием, однако пёстрые, разноцветные баннеры будут пытаться отвлечь зрительское внимание на себя. Так устроен человеческий глаз: он цепляется за цветовые акценты, за объёмы, за колористическую наполненность кадра, за гармонию/дисгармонию оттенков. И если перед режиссером нет цели сделать антураж одним из героев своего фильма или он намерен и вовсе вынести проблему за пределы пространства, то черно-белый видеоряд может прийти к нему на помощь. Кстати, для ещё большей концентрации внимания на идее используется обратная методика — приём цветового пятна. Один из ярчайших примеров — красное пальтишко из фильма «Список Шиндлера».

4. Для упрощения «архитектуры» фильма

В разрезе этой цели обычно используется чередование кадров. Так зрителям становится понятен эмоциональный окрас эпизодов и конструкционная логика фильма. Например, в драме «Джонни берет ружьё» реальность всегда черно-белая, а воспоминания, галлюцинации и сны покалеченного солдата — цветные. В фильме «Американская история Х» — черно-белые кадры символизируют ошибку, заблуждение, а также иллюстрируют наивность социальной модели черно-белого мира. В антиутопии «Плезантвиль» цвет — метафора важности глубоких разнообразных чувств: проступая через монохром, он иллюстрирует силу жизни.

Как видите, существование черно-белого кино в современном мире вполне оправдано. Монохромные картины нисколько не уступают в образности и глубине транслируемых мыслей цветным — оттенки способен различать не только глаз, но и душа. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг когда-то просмотренный черно-белый фильм помнится вам цветным — живым и красочным его сделали вы :)

В следующей статье я расскажу вам о нескольких великолепных черно-белых фильмах, снятых в XXI веке. Подписывайтесь на канал CINEMACOUNTRY , чтобы не пропустить

Белая лента

По мнению многих критиков, лучший фильм Ханеке, к тому же получивший сразу Золотую пальмовую ветвь и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале.

Действие фильма происходит в деревне в протестантской северной Германии в 1913-1914 годах. Канун первой мировой войны. История о детях и подростках церковного хора, поддерживаемого деревенским школьным учителем и их семьями: бароном, управляющим, пастором, доктором, акушеркой, землевладельцами. Происшедший загадочный несчастный случай постепенно принимает характер карательного ритуала. Кто стоит за этим всем?

День просмотра черно-белого фильма

День просмотра черно-белого фильма отмечается ежегодно 10 ноября. Праздник посвящается просмотру не обремененных спецэффектами и яркими красками кинокартин.

Черно-белое кино лишено красок, но каждый его момент наполнен жизнью и эмоциями. Немногие современные режиссеры, операторы и актеры такого фильма могут передать все чувства и необходимую атмосферу. Те, кому это удается, пользуются заслуженным уважением коллег.

Пионер кинематографа – Уильям Диксон. В 1889-1891 гг. он вместе с конструкторской группой создал аппарат, который записывал движущееся изображение – кинетограф. С его помощью Диксон снял две малометражные ленты, одна из которых – «Экспериментальный звуковой фильм Диксона» – была даже с синхронной фонограммой.

Эти достижения послужили основой для развития такой масштабной индустрии как кинематограф. Луи Жан Люмьер на основе кинетографа Диксона изобрел аппарат под названием синематограф, который был пригоден для продажи. В 1895 году он запатентовал свое изобретение. При финансовой поддержке старшего брата, Огюста, Луи открыл платный салон просмотра в Париже на бульваре Капуцинок.

Артист

Трогательный реверанс Золотой эпохе Голливуда и самый знаменитый немой фильм 21-го века.

Голливуд, 1927 год. Звезда немого кино Джордж Валентайн и слышать не хочет о микрофонах на съемочной площадке. А безнадежно влюбленная в Валентайна статистка Пеппи Миллер стремительно набирает популярность в новом звуковом кинематографе. Только любовь поможет героям обрести счастье.

Международный день кино

Кинематограф прочно вошел не только в сознание, но и в жизни людей. Это массовое искусство в настоящее время имеет колоссальные возможности воздействия на человека. Киностудии по всему миру выпускают ежегодно все новые и новые фильмы, героям которых стараются подражать, а цитаты расходятся и становятся крылатыми выражениями. Не секрет, что большинство кинолент нацелено на зрителя, который отдает большее предпочтение зрелищности, чем сюжету. Но даже несмотря на это, у каждого фильма есть своя благодарная аудитория. Именно миру кино, благодаря которому афиши киноцентров никогда не остаются пустыми, а люди на пару часов забывают о суете, и посвящен этот всемирный праздник.

Международный день кино

Белоснежка

Фильм, покоривший зрителей кинофестиваля в Торонто.

Испанец Пабло Берхер мастерски воспроизводит стилистику немого черно-белого авангарда 1920-х годов. Это обыгранная сказка о Белоснежке, события которой развиваются в начале 20-го века в Севильи вокруг главной героини — женщины-тореадора.

Доброй ночи и удачи

Вторая режиссерская работа Джорджа Клуни, которая вывела его в топ престижных кинематографистов по ту сторону камеры. Фильм получил шесть номинаций на “Оскар” в ключевых категориях.

В 1953 году американский тележурналист Эдвард Марроу развязал в эфире настоящую войну против ярого антикоммуниста, сенатора Джозефа Маккарти. В ответ Маккарти, устроивший в стране “охоту на ведьм”, обвинил Марроу в симпатии к коммунистам. Но отстаивание демократических прав американцев журналистом стало началом конца одиозного политика.

Контроль

Художественный фильм о покойном Иене Кертисе, загадочном ведущем певце культовой английской пост-панковой группы Joy Division, получивший Золотую камеру на Каннском кинофестивале.

Фильм рассказывает о нескольких последних годах жизни Кертиса, завершившихся трагическим самоубийством в 1980 году. О борьбе между его неумирающей любовью к жене и его бурно развивающимися отношениями с подружкой, о его изматывающих приступах эпилепсии, невероятном таланте и всепоглощающих выступлениях на сцене.

Когда отмечают

Международный день кино отмечается ежегодно 28 декабря. Россия присоединяется к торжествам в 2021 году, даже несмотря на то, что имеет свой праздник, посвященный кинематографу.

История праздника

13 февраля 1895 г. братья Люмьер запатентовали изобретенный ими аппарат «Синематограф». 22 марта этого же года на конференции, посвященной развитию французской фотопромышленности, впервые на большом экране зрителям был показан документальный короткометражный фильм «Выход рабочих с фабрики».

28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе» прошел первый платный киносеанс из десяти фильмов. Именно этот день и был выбран в качестве даты праздника.

Милая Фрэнсис

Камерная мелодрама в лучших традициях Вуди Аллена.

Фрэнсис живет в Нью-Йорке, но у нее, по сути, нет дома. Фрэнсис работает в танцевальной труппе, но она, признаться, совсем не танцор. У Фрэнсис есть лучшая подруга Софи, но теперь они почти не общаются. Фрэнсис живет своими мечтами, которые с каждым днем становятся все более несбыточными. Фрэнсис хочет намного больше, чем может себе позволить, но она все равно проживает жизнь с легкостью, беспечностью и изяществом.

Город грехов

Экранизация знаменитого комикса Фрэнка Миллера, ставшая очень важным этапом в адаптации графических романов на большом экране. Фильм полностью повторяет раскадровку комикса и выполнен в гротескном черно-белом стиле.

Город грехов — это адская бездна преступлений. Один из его жителей пытается найти убийцу своей подруги. Другой, фотограф, случайно становится свидетелем убийства полицейского и старается скрыть преступление. В Городе грехов полиция коррумпирована и улицы смертельно опасны.

День просмотра черно-белого кино

Впечатляющая драма от братьев Коэн и одна из лучших ролей Билли Боба Торнтона.

1949 год, Санта-Роза, Калифорния. Молчаливый парикмахер Эд Крэйн неторопливо стрижет клиентов в своем салоне, в то время как его жена изменяет ему со своим боссом, галантерейщиком Большим Дэйвом, который недавно скопил деньги на новый магазин.

Внезапно Эду выпадает возможность разбогатеть на зарождающемся бизнесе химической чистки одежды, и, чтобы обзавестись капиталом, он шантажирует Большого Дэйва, понимая, что успеха в жизни он может добиться, лишь пойдя на крайние меры.

Кажется, что в хитром замысле Эда нет изъянов, но вскоре он узнает, что, приняв это роковое решение, он подписал себе смертный приговор.

Кто празднует

Международный день кино отмечают не только работники кинематографа – актеры, режиссеры, сценаристы и так далее, но и простые зрители, ради которых создаются эти фильмы.

Интересные факты

Показ первого фильма в России «Понизовая вольница» состоялся 15 октября 1908 года.

Статистические данные говорят о том, что каждый человек просматривает от 1 фильма в сутки в течение нескольких дней. За 50 лет получается 18 тысяч кинолент, которые равняются 27 тыс. часов.

Рекордсменом по производству фильмов является индийский Болливуд. Он выпускает до 1000 лент в год.

Самая старая лента – «Сцены в саду Раундхэй». 14 октября 1888 года этот 2-х секундный ролик был показан зрителям.

Первым постановочным фильмом считается «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса. Он был выпущен на экраны в 1902 г. В этом году также вышел в свет и первый цветной фильм фотографа Э. Тернера.

В 1903 г. на экраны вышла лента «Великое ограбление поезда». Именно в ней были использованы первые спецэффекты.

6 октября 1927 года появился первый звуковой фильм «Певец джаза». Его кассовый сбор равнялся 400 тыс. долларов.

Читайте также: