Что такое flashback в фанфиках

Обновлено: 05.07.2024

Флешбэк (англ. flash — вспышка, озарение; англ. back — назад) — в кинематографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается, и зритель наблюдает действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования, раскрывает их мысли, идеи. Довольно часто для оформления обратного используют тонирование кадра под сепию. Также используется в телефильме или радиопередаче.

В литературоведении аналогом обратного кадра считается ретроспектива.

Противоположный приём — сюжетный взгляд в будущее, называется флешфорвард.

Флэшбек и флэшфорвард, как художественный прием

Манипуляции со временем в произведении прием, встречающийся нередко. Иногда просто необходимо вернуться назад, чтобы разобраться, как же произошло то, что мы наблюдаем сейчас или, наоборот, скакнуть вперед. Именно эти функции выполняют приемы флэшбека и флэшфорварда и, если про первый слышали буквально все, то второй термин вам может быть незнаком. Давайте разберемся в чем разница и приведем примеры использования обоих авторских ходов.

Флэшбек (flashback) - метод «обратного кадра», когда сцена из прошлого, нередко поданная в качестве воспоминания, вставляется прямо в поток текущего повествования, прерывая события и поясняя их. Этот прием служит цели более глубинной проработки сюжета, детализации характеров персонажей и объяснения мотивации героев. Флэшбек может быть внутренний и внешний, первый «прыгает» в прошлое к моменту, случившемуся после начала действия, второй — к моменту до его начала.

К примеру фильм «Титаник» является одним большим флэшбеком героини, которая делится своими воспоминаниями с другими персонажами и, заодно, со зрителями. То же самое картина «Мулен Руж», в самом начале мы прыгаем вместе с главным героем в его воспоминания, которые он, охваченный болью и отчаянием решает напечатать. Литературные стилизации под мемуары эксплуатируют этот же прием, например, «Путешествия Гулливера» или «Великий Гэтсби», где нам рассказывают о своих воспоминаниях прямые участники событий. Но чаще всего этот прием встречается в произведениях, как вкрапления в основной сюжет, поясняющие какие-то важные моменты.

Флэшфорвард (flashforward) — прием, представляющий из себя «перемотку вперед», какую-то сцену из будущего, вставленную в текущее повествование еще до того, как она произойдет по хронологии событий. Когда в самом начале произведения происходит что-то остросюжетное, а потом появляется пометка «неделю назад» и автор начинает с начала рассказывать, как герой дошел до этого момента. Иногда может встречаться и прямо в теле повествования.

Часто используется в эпиграфе произведения, когда нам показывают разгар кульминационной сцены, которая привлекает все внимание, а уже с первой главы начинается само повествование, которое приведет к продолжению флэшфорварда, спустя какое-то количество страниц. Можно встретить у Стивена Кинга в «Кэрри» или Фрэнка Герберта в «Ловце душ». В кино тоже не редкость, например, «Джентльмены» и «Большой Куш» Гая Ричи или «Железный человек» от Марвел.

Вот такие два распространенных художественных приема с манипуляцией временем в произведении. Какие еще примеры их применения вы можете привести? Пишите в комментариях.

Флэшбэки (flashbacks) при ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве)

Флэшбеки при ПТСР. Что это такое, как они проявляются?

Если вы ещё не знаете, какое смысловое наполнение скрывается за этой аббревиатурой, то вы можете ознакомиться с другими моими статьями, которые уже были опубликованы мной ранее на этом канале (доступны по активным ссылкам):

Возможно, что-то из этого сможет вас заинтересовать.

Ранее на своём канале я уже публиковала СТАТЬИ, посвящённые теме ПСТР. Они доступны по ссылкам. Перечень дан выше. Иллюстрация: Pexels Ранее на своём канале я уже публиковала СТАТЬИ, посвящённые теме ПСТР. Они доступны по ссылкам. Перечень дан выше. Иллюстрация: Pexels

То есть человека резко как будто бы мысленно отбрасывает назад в прошлое. В это время перед ним ярко встают воспоминания о пережитом психотравмирующем событии.

Флэшбеки (flashbacks) при ПТСР. Канал "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels Флэшбеки (flashbacks) при ПТСР. Канал "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Здесь же ситуация обстоит иным образом.

Например, девушка, некогда пережившая насилие, идёт на свидании. И вот, казалось бы, ничего не предвещало беды, но вдруг какое-то движение, слово, фраза, жест напоминает о ей о пережитых ужасах.

Но когда травма уже проработана, то это уже не воспринимается так остро: человек просто вспоминает своё прошлое, как будто бы констатируя факт: "что было, то было".

При флэшбеке человек мысленно возвращается назад во времени. Флэшбеки (flashbacks) при ПТСР. Канал "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels При флэшбеке человек мысленно возвращается назад во времени. Флэшбеки (flashbacks) при ПТСР. Канал "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Предупреждение: стоит также отметить, что ПСТР отличается от обычных лёгких психотравм и может быть чреват в дальнейшем серьёзными последствиями для психического здоровья. А потому при подозрениях на наличие ПТСР обязательно требуется консультация специалиста.

Что такое flashback в фанфиках


Товарищи! Описывайте повы и ретроспективы правильно!

Зачастую в фанфиках можно встретить такие странные явления, как ретроспектива/флешбек или пов.
Обычно это выглядит так. Идет повествование, а потом вдруг раз — автор пишет «ретроспектива» (или англицизм «флешбек») и описывает что было когда-то в прошлом героев. Потом зачастую пишет «конец ретроспективы». Чем-то это напоминает теги, задающие свойства текста — жирный, курсив, цитата.

ПОВ (POV) - сходное явление. Оформляется точно так же, но дается мнение другого персонажа.

Здесь и далее под повом и флешбеком/ретроспективой мы будем понимать именно указанный смысл.


Повы-флэшбеки на мой взгляд очень вредны.

Разрыв текста выглядит неестественным. Гармоничное изложение и восприятие текста нарушается. Да и, мягко говоря, не принято так писать сцены в литературе.

Кроме нарушения гармонии и традиций, к повам (к флешбекам гораздо реже) можно предъявить еще одну претензию. Зачастую они не нужны. От слова «совсем». Зачастую ПоВ не добавляет совершенно ничего. Но авторы иногда с поистине маниакальным упорством лепят и лепят их!

По сути, автор, вставляя в текст теги «пов» и «ретроспектива», лишь расписывается в том, что он не умеет или лениться оформить текст более художественно.


Но с другой стороны, а как это сделать? Надо же как-то передать мнения других персонажей, или зарисовать сценки из прошлого?

Взгляните в книги Толстого, Пушкина, Достоевского. Или Лукьяненко, Перумова. или Толкиена, Роулинг. Разве есть там флешбеки и повы? Нет. Но как-то они ухитряются передавать чужие мысли и события прошлого. И их читают и многим нравится. Как же они это делают?


С флешбеком-ретроспективой есть много приемов, которые надо знать и уметь использовать:

- Простое воспоминание. Герой вспоминает, что было. Хороший пример — конец главы VII фанфика Tempus Colligendi Гарри там дважды вспоминает события иных времен — и никаких безвкусных флешбеков.

- Рассказ. Один из героев рассказывает о чем-то что было. Не обязательно в стиле монолога. Рассказ может быть разным, не только в кресле у камина. Например, герой может прямо на месте эмоционально рассказывать и показывать - кто где стоял, где кто упал раненым или мертвым.
Мол, вот здесь стоял с обнаженной палочкой Великий И Ужасный Темный лорд. А здесь — надежда магического мира, воплощения света и доброты Гарри Поттер с бензопилой.

- Письмо, книга. Герой читает что-то о событиях прошлого.

- Театр, кинематограф. Почему бы не увидеть сценку из прошлого в театре? Или колдография. Герой смотрит на колдографию и вспоминает.

- Сон. Герой видит во сне яркую сцену.

- Магия. Используйте магию не только для того, чтобы убить главного злодея и раздеть главную героиню! Используйте магические средства! Омут памяти, легилименция. еще что-то! Не надо ставить флешбек о том, как дрались великие герои! Пусть ваш герой возьмет мензурку с воспоминаниями и посмотрит их. Банально? Придумайте волшебный кристалл, касание к которому погружает в воспоминание. Да хоть пленку с кинохроникой! Хороший пример - книги некой Дж. Роулинг о Гарри Поттере. В Тайной комнате, Кубке огня, Ордене Феникса и Принце полукровке показаны воспоминания других людей — и никаких флешбеков.


В конце-концов можно отдельно, в отдельной главе описать что было в прошлом.

Вариантов масса, выбирайте любой — или придумывайте свой. Дело ваше. Только придумывайте, старайтесь — а не лепите просто и безвкусно «флешбек»-"конец флэшбека".


ПОВ можно показать так:

- слова героя. Действительно, вместо ужасных с точки зрения стиля и восприятия повов, почему бы не дать герою самому озвучить, что он хочет?! Дайте ему слово.

- действия героя, жесты, эмоции. Не надо писать «Пов Дамблдора: как он мне надоел! Дать что ли лимонную дольку? Жалко, конечно, но зато помолчит! Конец Пова. Пов Снейпа: Неужели опять будет кормить?! Да я. я сбегу! Конец Пова».
Лучше «Дамблдор с раздражением посмотрел на Снейпа и потянулся к вазочке с лимонными дольками. Снейп содрогнулся и отступил на шаг к двери».
(пример выдуман).

- письмо, дневник. Герой может написать что он думает.

- магия. Покажите мысли героя в прямом смысл этого слова. Действие происходит в волшебном мире, как никак!

- отдельная глава от лица другого персонажа. Нет ничего удивительного в этом. Главное — написать главу так, чтобы с самого начала было ясно, от чьего она лица.
Некоторые авторы так пишут целые книги, от лица нескольких рассказчиков (Камша, вроде бы Мартин). И порой очень интересно, как разные персонажи смотрят на одно и тоже событие.
Вместо того, чтобы писать ПОВ — вставьте главу или фрагмент главы, где описано тоже от лица иного персонажа. Или расскажет кому-то еще. Хоть соратнику, хоть питомцу, хоть самому себе в зеркале. Или просто вспомнит мимоходом.

Пример — фанфик Вальпургиев рассвет. Глава LXXXV. Автор решил показать, как относится Гермиона к некоторым событиям в фанфике (если точнее — то разные взгляды на оные события). Он не стал делать пов-конец пова. Он просто в отдельной подлавке написал диалог Гермионы и Перси. И там же, в той же главке дан микропов Перси. Опять же без пов-конец пова.

Как видно, способов описать пов немало. И вам ничто не мешает взять любой из них или же придумать какой-то еще — о котором автор сих строк не вспомнил.


И, самое главное, перед тем как делать пов-ретроспективу, подумайте, нужно ли это вам? Что такое узнает читатель, что очень нужно узнать именно сейчас? Подумайте, как это лучше донести до вашего читателя. Подумайте и сделайте.

Способов написать пов и флешбек/ретроспективу немало. Используйте приведенные в этой статье, используйте другие. Главное, делайте это художественно и уместно. Лепить «пов-конец пова», «флешбек-конец флешбека» это признак торопливости, лености или же неумения работать с текстом. Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них. Если не можете — учитесь. Читая чьи-либо фанфики или ориджи, смотрите не только на сюжет и приключения героев — но и на то, КАК это описано. Как пишут авторы. Разумеется, за образец следует брать хороших авторов.

Кстати, среди десяти самых популярных фанфиков на Поттер-фанфикшен только в одном есть флэшбеки. И то там они расставлены. переводчиком. В оригинале несколько иное оформление (курсив). Впрочем, этот вариант хоть и изящнее, но так же оставляет желать лучшего.
Вдумайтесь. Из десяти самых популярных фанфиков — девять без всяких повов и флэшбеков. Наверное, это не просто так?

Этот прием можно и нужно использовать - в одном-единственном случае: если делать это со вкусом и талантливо. И, как любой другой художественный прием, он не должен бросаться в глаза. Читателю не должно быть видно, что это - прием, что это - техника.
Мой частный идеал того, как это могло бы быть: когда фрагмент отделен от основного повествования (или все повествование состоит из подобных фрагментов) только дополнительной чистой строкой или звездочками. И. даже имя нового повествующего персонажа не обязательно указывать. Если он повествует "в характере", его и так узнают.

Присоединяюсь. Достали, ей богу. Разве что скидку на возраст сделать и фигбук, мол, принято так делать, тоже делают. Тьфу.

Любителям делать POV-ы (совершенно некорректное употребление термина "точка зрения", тогда уж надо говорить "точка зрения от первого лица", ТЗПЛ, хех) для единственного персонажа (обычно это главный герой) можно посоветовать не тупить и писать от первого лица. Любителям делать МНОГО ретроспектив - выделять их чем-то вроде */дата//место/* в качестве подзаголовка. Если уж ведёте несколько сюжетных линий в разном времени и разных местах, просто три звёздочку можно модифицировать именно так.

Жалко, что в тексте нереально, по сути, сделать флэшбеки, как, например, в Лосте. Где они не выделяются практически ничем (кроме абсолютной смены сеттинга, логично). Но все же, ретроспективы в тексте - прием не самый удачный, имхо. Визуальной составляющей сильно не хватает.

>Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них.

Вы просто не умеете их готовить :)
Отличный фанфик, целиком состоящий из POVов.

А разве ПОВ, это не события, которые описываются с точки зрения фокального персонажа? :D Если нет, значит я пишу не ПОВы XD

Вы собственно привели пример как надо это делать. Довольно хороший пример.
Нет ничего страшного в том, что автор обращается к событиям прошлого или же показывает события глазами другого персонажа, обнажает его мысли и т.п. Просто надо это делать умело, а не ставя "теги" пов-конец пова, флешбек-конец флешбека.

Матемаг
Согласен. Если один персонаж, то можно и от первого лица написать. Если куча воспоминаний - то можно и подзаголовки делать.
Литература существует не одно столетие и авторы как-то обходятся без пов/конец пова и ретроспектива/онец ретроспективы.

Чеш
Согласен. Хотя можно оформить. Относительно того же лоста - глава от героя А в настоящем, глава в прошлом. Затем глава от героя Б в настоящем, глава в прошлом. Примерно так сделать можно.

Heinrich Kramer Вы не поняли. Ваш пример как раз пример того как надо делать.
Я говорил о связках "флешбек-конец флешбека" и тому подобному. И Повы. Именно в этом, узком смысле - Здесь и далее под повом и флешбеком/ретроспективой мы будем понимать именно указанный смысл. (с)

А то, что вы описали - вполне попадает под мои советы:

В конце-концов можно отдельно, в отдельной главе описать что было в прошлом. отдельная глава от лица другого персонажа. Нет ничего удивительного в этом. Главное — написать главу так, чтобы с самого начала было ясно, от чьего она лица.
Некоторые авторы так пишут целые книги, от лица нескольких рассказчиков (Камша, вроде бы Мартин). И порой очень интересно, как разные персонажи смотрят на одно и тоже событие.
Вместо того, чтобы писать ПОВ — вставьте главу или фрагмент главы, где описано тоже от лица иного персонажа. Или расскажет кому-то еще. Хоть соратнику, хоть питомцу, хоть самому себе в зеркале. Или просто вспомнит мимоходом.

В самой точке зрения от лица другого персонажа нет ничего страшного. Другое дело, что это оформляют зачастую ужасно и нелепо.

Рыжий Самурай вы пишите ПОВы, но нормально их оформляете.

Аггррхх, ненавижу эти ПОВы =( Конец, начало. Я сразу вспоминаю песенку из Универа:
Этот мир так устроен
У всего есть конец
Есть конец у забора
Есть конец у овец.
Флешбеки. Ну, с ними чуть сложнее, чем с ПОВом. Хотя когда вижу ''начало флешбека'', рука сама тянется закрыть фф =( Эти топорно вставленные ретроспективы отвлекают от основного текста, а не должны. Ситуации из прошлого должны раскрывать характер персонажа, показывать его жизнь ДО точки отсчета, проливать свет на настоящее, то, что описывается в фанфике, а не отбрасывать тебя назад. Это похоже на резко тормозящую машину: ты едешь - несешься на полной скорости, и вдруг водитель жмет на тормоз, и ты вылетаешь из пассажирского сиденья. Неприятно, да? И чтобы вернуться, так сказать, в исходное положение, в исходное состояние, нужно время. Авторам, везде вставляющим флешбеки, стоит задуматься: а как бы они себя чувствовали на месте пассажира, понравилось бы им? Хорошо, если есть ''ремень безопасности'' - что-либо, что удержит тебя в машине, то есть внутри фф - стиль, сюжет. Тогда можно мысленно обругать водителя-автора и продолжить поездку, забыв инцидент. А если такого ''ремня'' нет? Пассажир-читатель выйдет из машины посреди дороги, громко хлопнет дверью и поищет другую попутку - с более ответственным водителем.
А еще есть такая беда: выделение курсивом мыслей не фокального персонажа. Читаешь себе фокал Гермионы, читаешь, а тут бах - на тебя выпрыгивает курсив (в тяжелом случае вообще болд) с мыслями Драко. Ладно еще мысли фокального перса, предположим, что афтар не умеет оформлять их через прямую и косвенную речь, но не-фокал?! *здесь должен быть мат*

Читайте также: