Что представляет собой описание предмета явления реальной жизни для анализа

Обновлено: 18.05.2024

Создание наглядной модели исследуемого явления – цель, которая наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием предмета отображения – проблемы, какого-то события, явления, процесса, заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное и генетическое и т.п. Осуществляя описание того или иного вида, автор опирается как на эмпирические методы (наблюдение, эксперимент и пр.), так и на логико-теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, аналогию, обобщение, ограничение и пр.), использует разнообразные категории познания (форма и содержание, возможность и действительность, место и время, движение и пр.). Описание производится в рамках той задачи, которую автор выдвигает перед собой в конкретной ситуации познания действительности. Описание не ставит своей целью определение каких-либо закономерностей, выявление сущности изучаемого явления. Оно служит лишь эмпирическому познанию, наглядному показу различных сторон предмета отображения, что облегчает переход от опытного к теоретическому познанию реальности. С помощью описания данные (скажем, результаты непосредственного, «живого» наблюдения) приводятся к такому виду, который позволяет использовать их в качестве материала для теоретических операций и прежде всего для объяснения явления. Описание фактов – важный этап в познании журналистом действительности. Факты важны для автора в данном случае в силу того, что, опираясь на них, он может сделать первые выводы о предмете интереса. Описание является ответственной операцией, поскольку в ходе ее может проявляться большой субъективизм. Факт сам по себе, т.е. как явление, о котором ведет речь журналист, и описание этого явления (факта) – разные вещи. Считать описание явления равнозначным самому явлению – значит совершать грубую ошибку. Описание есть лишь некая модель описываемого предмета, т.е. оригинала. И эта модель всегда есть «квазифакт», хотя в журналистском обиходе он существует именно под именем «факт». Таким образом, понятия «факт» (оригинал) и «описание» (модель) его для журналиста-практика существуют обычно под одним именем – «факт». Описывать факт – значит отвечать на вопросы о его качественных и количественных сторонах. Эти вопросы формулируются так: какой? какое? какая? сколько? и т.д. Поэтому описание отличается от простой констатации фактов, которая есть ответ на вопросы: что? где? когда? При констатации фактов журналист показывает, существуют они или не существуют. А при описании он выявляет их свойства. Хотя надо иметь в виду, что ответ на вопрос: что? – часто заключает в себе и ответ на вопрос и о качествах этого явления.

· Журналист пишет: «Высокий урожай богатой клейковиной твердой пшеницы вырастили в этом году фермеры Кубани. », он отвечает не только на вопросы о том, что, когда, кто вырастил, но и на вопрос о том, какой этот урожай (высокий, богатый клейковиной твердой пшеницы).

Главное при описании предмета заключается в его характеристике, т.е. в выяснении не столько его общих, сколько особенных качеств.

· Журналист дает описание верблюда: «У верблюда один или два горба, длинные ноги и шея, он превосходно передвигается по пустыне, может питаться колючками саксаула, до двух недель обходиться без воды, переносит до двухсот килограммов груза. » и т.д. Конечно, описывая свойства явления, журналист не может указать все из них. Однако он обычно и не ставит перед собой такую задачу, в силу того, что некая часть их (большая или меньшая) может быть неинтересна ни для аудитории, ни для самого автора. То, какие качества автор будет описывать, зависит от цели, которую он ставит перед собой.

· При подготовке публикации о проблемах шахтеров, если для журналиста важно знать, как на шахтах соблюдаются требования техники безопасности, то он будет описывать труд шахтеров именно с этой стороны. Естественно, что он должен при этом иметь в виду то, что существуют и другие стороны, характеризующие шахтерскую работу.




Описание предмета журналистского интереса не может быть сведено к случайному списку, реестру каких-то свойств этого предмета (фактографии). Автор прежде всего должен выявить те особенные качества явления, которые дают наиболее полное представление об исследуемой стороне этого явления. Чем детальнее, правильнее в этом смысле описание, тем больше сведений дает оно о предмете описания. Без описания не обходится практически ни одно аналитическое выступление, если автор знает, что аудитории ничего неизвестно о том предмете, который рассматривается в его произведении.

Урок 8. Моделирование в науке

Модель (франц. modele, от лат. modulus мера, образец, норма) - это форма отображения определённого фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации), который содержит существенные свойства моделируемого объекта и может быть представлен в абстрактной (мысленной или знаковой) или материальной (предметной) форме.

Моделирование – метод теоретического познания, состоящий в исследовании каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

Теоретическая модель - это универсальное средство научного познания, которое служит для воспроизведения и закрепления в знаковой форме строение, свойства и поведение реальных объектов.

Материальная модель - это материальные копии объектов моделирования. Воспроизводит свойства объектов в материальной форме

Математическая модель – модели, построенные с использованием математических понятий и инструментария (формул, графиков, систем уравнений и т.д.)

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. с 30- 32.
  2. Н. Паленко Физика гравитации и структура атомного ядра. Просто о сложном. – СПб.: Издательство Питер, 2012 – с. 70-79.
  3. Ю. Б. Сениченков Моделирование систем. Динамические и гибридные системы. Учебное пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012 – с.9-14, с.31-35.
  4. Д. А. Чарнцев Компьютерное моделирование процессов физики газа для школьников. - СПб.: СУПЕР Издательство,2016 – с. 5-7, с. 13-19.

Открытые электронные ресурсы по теме урока :

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Реальные объекты исследования не всегда доступны для исследователя или в их функционирование нельзя вмешиваться. В этом случает можно заменить «оригинал» соответствующим аналогом (моделями), пользуясь которым можно провести эксперимент, изучать его поведение при изменениях параметров внешней и внутренней среды. В воспроизведении свойств объекта изучения на специально устроенном его аналоге-модели заключается суть процесса моделирование. Сама модель — это всегда упрощенное отражение объекта, копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение.

Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п., а также теоретическими (идеальными или абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель, которая описывает взаимосвязи в изучаемой системе).

Математическое моделирование – инструмент познания, изучения и исследования сложных систем. Эти системы сложны потому, что либо состоят из большого числа структурных компонентов, либо находятся под влиянием большего числа внешних факторов. В этом случае ученые создают модели – упрощенные копии систем, отражающие их структуру и функциональные взаимосвязи. В логике исследования под особым вниманием находятся лишь некоторые компоненты системы и ее взаимосвязи. Математические модели могут быть представлены в виде математических формул, систем уравнений, графиков и т.д. Например, системы дифференциальных уравнений в модели Лотки-Вольтерра, изучающей системы «паразит-хозяин» и «хищник-жертва» или графический образ экологических пирамид (масс, энергий) и др.

Выделяют три функции моделирования:

Познавательная функция заключается в том, что за счет абстрагирования модели позволяют достаточно просто объяснить наблюдаемые на практике явления и процессы (другими словами, они дают ответ на вопрос «почему мир устроен так»).

Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть отвечать на вопрос «что будет?».

Нормативная функция моделирования заключается в получении ответа на вопрос «как должно быть?» – если, помимо состояния системы, заданы критерии оценки ее состояния, то возможно не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями.

Урок 42. Описание предмета. Сочинение-описание предмета

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.

Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.

В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.

Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.

Описательные тексты отвечают на вопрос «какой?» и описывают словами предмет, явление, состояние.

План сочинения-описания предмета.

Во вступлении автор говорит о том, какой предмет он будет описывать, даёт ответы на вопросы «откуда?»,«кому?»,«почему?»,«когда?», «кем?».

В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.

Сравните два текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож.

Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.

Текст 2. Мальчик Витя Снегирёв приболел. Он лежал дома с температурой и скучал без своих школьных друзей. Витя обводил глазами комнату, внимательно разглядывая все вещи, будто видел их впервые. «Интересно, – подумал Витя, – этот шкаф с моими рубашками и куртками внутри дедушка смастерил сам? Из той старой яблони, что росла у нас когда-то во дворе? Откуда эти гравировки?» Огромный, продолговатый шкаф с двумя дверками, головами львов в верхних углах, с изображениями яблонь и колец на дверках вдруг вздохнул, скрипнул и приоткрыл одну из дверок. Показался рукав Витиной куртки. Витя, недавно прочитавший «Хроники Нарнии», подскочил на кровати и метнулся к шкафу. Один из львов прикрыл глаза. «Вот он, портал в Нарнию», – только и успел подумать Витя и нырнул с головой в шкаф.

Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?

В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.

Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:

– исключением повторяющихся слов;

– заменой синонимами, словосочетаниями.

В тексте слова-повторы выделяются следующим образом: основное определение не является словом-повтором и не выделяется при рецензировании, а последующие повторы следует выделять. Например: «На стене висит красивый жостовский поднос». Слово поднос является основным и остаётся неизменным, без выделения. Далее слово поднос является повтором и выделяется при рецензировании: «Поднос – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине подноса изумительный букет».

Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.

У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.

Во фрагменте №1 повторяется слово «посох». Исправленный текст будет таким:

У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.

Во фрагменте №2 повторяется слово «заводной зайчик». Отредактированный текст будет выглядеть так:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.

Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Во фрагменте №3 повторяется словосочетание «этот автомобиль». После редактирования текст будет таким:

Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.

С этими приёмами описание становится более художественными.

Один и тот же предмет может быть описан в художественном и научном стиле. Например, описание вазы в научном стиле выглядит так: «Предмет, используемый в быту, – ёмкость в виде цилиндра диаметром около 10 см. внизу и расширяющаяся вверху до 15 см. Высота ёмкости от 30 до 40 см. Материл, из которого изготовлен предмет, может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света».

Описание вазы в художественном стиле выглядит так: «Передо мной на столе – хрустальная ваза для цветов. Дно её меньшего диаметра, чем волнистые края вверху, это позволяет цветам красиво раскинуться, чтобы мы могли любоваться каждым лепестком нежных лилий, поставленных в вазу».

Разбор тренировочных заданий

1. Выберите текст-описание

1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.

2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Правильный ответ: 2

2. Подчеркните слова-повторы

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.

Описание как основной тип речи статичных жанров

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: