Что говорит библия о жизни после смерти

Обновлено: 02.07.2024

Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка. Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова.

Это и есть место вечного упокоения усопших?

Нет, это временное пристанище праведников. Они находятся в нем до дня общего воскресения, когда их души вновь соединятся с нетленными, то есть уже не подверженными болезни и смерти, телами. Только после воскресения людям станет доступна вся полнота радости жизни в преображенном мироздании.
Схожим образом обстоит дело с теми, кто после смерти попадает в место страдания. Их тоже ждет телесное воскресение, общий суд — и только затем определится их окончательная участь.
О том, как будет выглядеть Страшный суд, можно прочесть здесь.

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

7. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге. Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. как птица, ища гнезда себе. В третий же день. вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе. красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней. По рассмотрении. она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

Жизнь после смерти: что мы знаем о ней?

8. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

5. Что такое — Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, и возможности окончательного самоопределения человека — быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой — богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада — атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

9. Что такое — всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе. Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».

Что происходит с человеком после смерти согласно Библейскому учению?

Что происходит с человеком после смерти? Как узнать что за порогом смерти? В этой статье я расскажу вам о состоянии мертвых в свете Библии. В статье указаны ссылки на Библию, рекомендую найти бумажный или электронный вариант Писания и проверить приведенные мной тесты.

Вначале я хочу определиться с терминами:

Тело – физическая составляющая человека, Бог сделал тело человека из «праха земного» (Бытие 2:7)

Дух – животворящее дыхание жизни, исходящее от Бога, духом жизни обладают все живые существа (Екл. 3:19)

Душа – Библия дает несколько определений этому слову: Жизнь — Бытие 2:7; Иисус Нав. 11:11; Исаии 57:16. Отдельная личность, человек — 1 Петра 3:20; Деян. 2:41; Деян. 27:37; Быт. 1:21. Чувства, мышление, эмоции, разум , символ сердца — 1 Цар. 18:1; 4 Цар. 4:27; Пс. 118:28; Плач Иер. 3:20; Мф. 26:38; Притчи 23:7. Кровь — Лев. 17:14; Быт. 35:18;

Ад.
Еврейское слово «Шеол» — это место пребывания всех умерших, там нет ничего, кроме смертного покоя, могила. Греческое слово «Гадес» — имеет тот же смысл, что и шеол. Греческое слово «Геена» — слово, которые происходит от названия долины Енном, в этой долине была свалка мусора и она постоянно горела, поэтому и послужила прообразом вечного огня для наказания грешников.

И так с терминами мы разобрались, давайте пойдем по порядку, как говориться, от Бытия до Откровения и выведем Библейское понимание состояния человека после смерти. Когда дьявол искушал Еву, он сказал очень интересные слова:
«4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт.3:4,5)
Но в главе выше Бог сказал людям: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»(Быт.2:17) Все христиане согласятся с тем фактом, что дьявол солгал, ведь он отец лжи (Иоанна 8:44). Эта ложь действует сегодня, и много искренних Христиан продолжают верить в нее. В чем заключается эта ложь дьявола? В словах «нет, не умрете» . Формула человека. Библия описывает такую формулу строения человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7) Можно вывести краткую схему. Тело (прах) + дух жизни (данный Богом) = живая душа (человек).

Был ли человек бессмертным? Бог создал человека бессмертным, для поддержания бессмертия Он создал «дерево жизни» (Бытие 2:9) . Но как мы знаем, первые люди ослушались Бога и попробовали запретный плод. Они потеряли бессмертие, доступ к дереву жизни. Сам Бог запретил доступ к этому дереву, которое поддерживало бессмертие Адаму и Еве. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» (Быт.3:22) Писание говорит, что после изгнания из Эдемского сада, люди не живут вечно. Но что же происходит с человеком после смерти? Вспоминаем формулу человека, что будет, если убрать один элемент из нее? Естественно человек перестает существовать. Вот так Библия описывает смерть человека: 4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. «5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.» (Екл.9:4-6) «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.(Екл.9:10) Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.» (Пс.145:4) «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.» (Екл.12:7)

Из этих текстов можно сделать вывод, когда человек умирает, его тело распадается и превращается в прах, а дух жизни уходит обратно к Богу. К сожалению, в современном мире, понятия «дух» и «душа» стали синонимами и чаще всего представляют некую духовную субстанцию, которая после смерти идеи либо на вечные муки, либо в вечное блаженство. Но такая версия противоречит Библии и не находит в ней подтверждение. Давайте разберемся с понятием «бессмертная душа». В Писании не встречается такое определение как «бессмертная душа», но есть ряд текстов, которые подтверждают смертность души: Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.(Иез.18:4) И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.(Матф.10:28)

Вот значение слова из Матфея 10:28:

Как видно душа вполне смертна, и она находиться в руках Бога. Скорее всего, у вас напросился вопрос, как христиане могут иметь надежду, если после смерти их ожидает лишь смертный покой? Изначально христианская церковь верила не в бессмертие души, а в воскресение из мертвых. Это поддерживают многие библейские тексты, вот некоторые из них: Лук.14:14, Иоан.5:29, Иоан.11:25, Деян.24:15. Только Бог обладает бессмертием, все остальные сотворенные существа могут наделяться Богом бессмертной жизнью. И Бог может лишать бессмертной жизни людей, как это и случилось с Адамом и Евой. «…единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.» (1Тим.6:16)

И так мы рассмотрели Библейскую позицию состояния человека после смерти, но есть несколько спорных библейских текстов. Как мы знаем, Библия не имеет противоречий. Попробуем исследовать некоторые спорные тексты. Некоторые защитники бессмертия души приводят в доказательство текст: " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы."(Лук.20:38) Если прочитать этот текст в отрыве от контекста повествования, действительно можно сделать вывод о бессмертии души. Но если внимательно исследовать весь отрывок, можно ясно увидеть, что Иисус говорил именно о воскресении из мертвых:

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. 37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.(Лук.20:34-38)
Как видно Иисус вовсе не говорил о бессмертии души, Он говорил о воскресении из мертвых при Втором Пришествии.

Следующие тексты, которые мы рассмотрим:

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6:9,10) Некоторые христиане утверждают, что эти тексты доказывают существование жизни после смерти. Все люди, знакомые с Писанием, понимают, что книга Откровение не простая в понимании книга, она полна множеством символов и отсылок к образам из Ветхого Завета. Если мы будем буквально толковать эти тексты, становиться непонятно что делают души праведников именно под жертвенником? Вместо блаженства им приходиться просить Бога воздать своим гонителям, которые, кстати, должны уже быть в аду и получать наказание. А если понимать эти образы символически, таких логических провалов можно избежать. В этих текстах используется переносный смысл, подобный смысл можно проследить в этом отрывке Библии: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;» (Быт.4:10) Думаю эти тексты никто не решиться понимать буквально. О глубоком понимании символов из книги Откровение мы размышлять не будем, но можно сделать вывод, что в приведенных текстах говориться на языке символов, которые буквально понимать никак нельзя.

Притча о богаче и Лазаре. Луки 16:19-31 . Наверно самый популярный аргумент в пользу бессмертия души, но давайте его детально разберем. Многие богословы соглашаются, что эта история – притча, но некоторые христиане настаивают на буквальном понимании этой истории. Попробуем задать несколько вопросов к этой истории: Если в этой притчи идет описание места, куда идет душа человека, почему у героев сохранились некоторые части тела, которые должны разложиться в земле (перст, язык, глаза)? Почему Лазарь оказался в раю, если по учению сторонников бессмертия души до смерти Иисуса все люди отправлялись в ад, независимо праведники они или грешники? Библия ясно пишет, (2Петр.2:4-6; Откр.11:15-18) что наказание грешников будет после суда, но герои этого рассказа уже получили свою награду… В притче имя имеют только двое, Лазарь и Авраам, почему Иисус не упоминает имя богача? Ведь он главный герой этой истории. Как видно, если воспринимать эту историю как притчу, таких вопросов не возникает. Но что же хотел показать Иисус этой притчей? Ответ находиться в текстах 29,30,31. Иисус стремился наглядно показать, что мертвые никак не могут помочь живым в их выборе и повлиять на их спасение.

Подведем итог: Согласно Библии люди после смерти находятся в бессознательном состоянии. Душа человека смертна и умирает вместе с телом, но праведники воскреснут для вечной жизни.

4. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

Жизнь после смерти: что мы знаем о ней?

Икона "Страшный суд", XII век
Монастырь святой Екатерины на Синае

Что говорит библия о жизни после смерти

Библия представляет смерть как разделение: физическая смерть является отделением души от тела, а духовная – отделением души от Бога.

Смерть является результатом греха. «Плата, которую платил грех, – смерть» (Римлянам 6:23; тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Весь мир подвержен смерти, потому что все являются грешниками. «Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом смерть; смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12). В Бытие 2:17 Господь предупредил Адама, что наказанием за непослушание будет смерть. Ослушавшись, он испытал немедленную духовную смерть, которая заставила его прятаться от Господа Бога за деревьями сада (Бытие 3:8). Позже Адам испытал и физическую смерть (Бытие 5:5).

Иисус на кресте также испытал физическую смерть (Матфея 27:50). Разница заключается в том, что Адам умер, потому что был грешником, а Христос, Который никогда не грешил, решил умереть, чтобы стать заменой для грешников (Евреям 2:9). Затем Он показал Свою власть над смертью и грехом, поднявшись из мертвых на третий день (Матфея 28; Откровение 1:18). Благодаря Христу смерть потерпела поражение: «Где твоя, смерть, победа? Где твое, смерть, жало?» (1 Коринфянам 15:55; Осии 13:14).

Для неспасенных людей смерть означает конец возможности принять милостивое предложение Бога о спасении. «Как человеку суждено только однажды умереть, а затем – Суд» (Евреям 9:27). Спасенных же смерть вводит в присутствие Христа: «Мы предпочли бы скорее выселиться из тела и поселиться дома, у Господа» (2 Коринфянам 5:8; Филиппийцам 1:23). Обещание воскресения верующего настолько реально, что физическая смерть называется «сном» (1 Коринфянам 15:51; 1 Фессалоникийцам 5:10). И мы с нетерпением ожидаем того времени, когда «смерти больше не будет» (Откровение 21:4).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Можем ли мы общаться с усопшими?

Напрямую — пока нет. Придется потерпеть до того дня, когда все мы воссоединимся у Бога. Попытки вызывать мертвых, самочинно проникать в загробный мир, как и любые другие оккультные практики, категорически запрещены Писанием: Не должен находиться у тебя… обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор 18:10‭–‬12)‬.‬‬
Однако мы можем обращаться к Богу с просьбами позаботиться о наших усопших близких, простить их прегрешения, упокоить их души в месте светлом и радостном. Таким образом мы установим опосредованное общение и с ними самими.

Так кто радуется, а кто страдает после смерти?

Для тех, кто умер в вере и принес Богу покаяние в грехах, исход из тела может оказаться невероятно торжественным и радостным событием. Как говорит Священное Писание, блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр 14:13).
При этом, как предостерегает Сам Христос, те, кто умер в грехе и противлении Богу, как богач из притчи о богаче и Лазаре, могут оказаться в аду, месте мучения (Лк 16:19–31).
Это посмертное разделение на оправданных и осужденных называют «частным судом», в отличие от общего (так называемого Страшного) суда, который совершится после общего воскресения мертвых.

1. Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

Жизнь после смерти: что мы знаем о ней?

Что происходит с умершим человеком до всеобщего воскресения?

В Писании сказано, что в конце времен все мертвые воскреснут и предстанут перед судом Господа. Но что происходит с умершими до всеобщего воскресения? Они «спят» или находятся «в сознании»? Могут ли они видеть живущих, и могут ли живущие общаться с ними? Разбираемся в слайдах «Фомы».

Знают ли усопшие о том, что происходит на земле?

Да. Например, в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мученики, пребывающие на небесах, молятся о прекращении творящегося на земле зла: И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр 6:10). Святые на небесах видят нас, знают о всех испытаниях, через которые мы проходим. Недаром Церковь обращается к ним с просьбой: «Все святые, молите Бога о нас».

3. Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке. В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

Жизнь после смерти: что мы знаем о ней?

Человек умер — что же радостного может быть, даже если он верил в Бога?

Благочестивый христианин оказывается после смерти тела в присутствии Христа, вместе с Его святыми, в невыразимой красоте, радости и утешении. Его путь завершился, он прибыл домой, где его с ликованием встречают ангелы и человеческие души, сохранившие верность Господу. Все скорби, труды и страдания земной жизни остались позади.
Как говорит об этом святой апостол Павел: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле] (Флп 1:23).

Со смертью для человека все заканчивается?

Нет. Смерть с христианской точки зрения есть временное разлучение души с телом. Наше тело прекращает функционировать и разлагается. Однако это не
означает, что наше сознание угасает. Мы продолжаем существовать как личности, осознавать происходящее; сохраняем способность к общению с другими душами, Богом и ангелами; радуемся или страдаем. Нам открывается совершенно новый мир, о котором раньше мы могли только смутно догадываться.

Можем ли мы повлиять на участь усопших?

Да, мы можем молиться о них Богу: как келейно, то есть каждый у себя дома, так и соборно, в храме. Особенно в дни, специально установленные Церковью для поминовения умерших, — родительские субботы. При этом уточним, что наша молитва изменяет не участь умершего, а его духовное состояние, которое и определяет его посмертную участь.

Читайте также: