Что делать если потерял санитарную книжку

Обновлено: 04.07.2024

Причины отсутствия медицинской книжки

Существует огромное количество специальностей, где наличие у сотрудника медицинской книжки (она же санитарная книжка) является на 100% обязательным пунктом. Вся пищевая промышленность, большая часть фармацевтической промышленности, особо опасные предприятия, работа со сложной опасной техникой, работа в профессиональных охранных структурах. Но нужно помнить, что медкнижка физически является не более чем бумажкой. Следовательно, с ней может произойти разное:

  • санкнижка может банально закончиться – количество страниц ограничено;
  • документ может пострадать физически — от огня, воды, агрессивных химических соединений, механического воздействия;
  • документ может быть заполнен неверно или вообще оказаться поддельным;
  • медкнижку могут аннулировать, тогда она лишится своей юридической силы и действительно станет просто бумажкой;
  • наконец, медкнижку нередко просто теряют.

Здесь каждый пункт следует рассмотреть в отдельности. Когда медкнижка оказывается целиком заполненной, то это совершенно штатная ситуация. В этом случае работодатель оформляет сотруднику новый бланк. По закону он обязан сделать это за свой счёт. Однако на практике зачастую самому сотруднику приходится покупать новую медкнижку. Как правило, сам документ стоит порядка 200 рублей. Если старая медкнижка закончилась, но отмеченный в ней медосмотр еще действителен, то с покупкой нового бланка рекомендуется повременить. Запастись чистым бланком следует примерно за месяц до истечения срока годности последней медкомиссии.

Если бланк оказался физически уничтожен, то тут всё зависит от обстоятельств. Но за исключением редких курьезных случаев физическое уничтожение обусловлено, например, пожаром или потопом. То есть форс-мажорная ситуация, не зависящая от работника. На практике сие означает, что человеку приходится покупать за свой счёт новый бланк, однако медицинские мероприятия организовывает работодатель.

Когда в документе присутствует какая-то ошибка, здесь вину работника тоже вряд ли можно найти. На практике это оборачивается повторным медицинским обследованием. И хорошо, если получится сделать его точечно-выборочным. Допустим, некорректно заполнены результаты флюорографии, и пациент просто проходит её заново. Это в интересах сотрудника, поскольку оплачивать, и вообще решать эти бюрократические ошибки приходится ему.

Что же касается намеренной подделки, за это грозит уголовная ответственность. И работодателю (за халатную проверку штата своего сотрудников), и самому сотруднику по статье 327 УК РФ. Но у работодателя в данном случае проблемы могут быть гораздо серьезнее.

Как продлить медкнижку

Медкнижка имеет определенный срок действия, по истечении которого необходимо заново пройти медкомиссию и гигиеническую аттестацию. Рекомендуется проходить повторный профосмотр в том медучреждении, где уже имеются данные о Вашем состоянии здоровья, ранее сделанных анализов и пройденных врачей. Наличие такой информации упростит процесс продления медицинской книжки.

Не рекомендуется вести профессиональную деятельность с просроченной ЛМК, и откладывать ее продление до лучших времен. Помните, что такие действия могут грозить внушительным штрафом и увольнением.

Воспользуйтесь услугами нашей клиники. Процедура первичного оформления, а также продления или восстановления медкнижки проходит очень быстро – Вы сможете получить ЛМК в день обращения или на следующий день. Позвоните в «СитиМед» для получения дополнительной информации.

Порядок оформления

Если Вы оформляете медицинскую книжку впервые, необходимо обратиться в аккредитованное медучреждение, выдающее легальные заключения медкомиссии. Вы можете пройти все необходимые исследования и сдать анализы в нашей клинике.

Основные этапы оформления:

  1. Используйте услуги медицинского учреждения, имеющего официальную лицензию на выдачу ЛМК. Для этого Вам потребуется подписать договор и оплатить услугу.
  2. Предоставьте все необходимые для оформления ЛМК документы (перечень указан выше).
  3. Пройдите медкомиссию, которую предусматривает сфера Вашей деятельности (уточните, каких врачей нужно пройти и какие анализы Вам нужно сдать).
  4. Пройдите гигиеническое обучение (курс лекций, индивидуальный для каждой категории работников) и получите аттестацию.
  5. Зарегистрируйте санитарную книжку в органе государственного санитарно-эпидемиологического контроля (как правило, медучреждение, с которым Вы заключаете договор об оформлении медкнижки, берет на себя эту обязанность и регистрирует документ без Вашего участия).
  6. Получите медицинскую книжку в медучреждении, с которым Вы заключили договор.

Медицинская книжка заполняется автоматизировано, а не ручкой. Любая информация о заключении врачей, прививках и прохождений исследований, датируется и заверяется штампом.


Рекомендуем обратиться к услугам нашей клиники. Процесс прохождения медкомиссии не займет у Вас много времени. Мы разработали быстрый и простой способ посещения врачей, сдачи анализов и иных исследований, необходимых для оформления ЛМК. Вам не придется стоять в очереди и тратить целый день на прохождение медосмотра. Редакция «СитиМед»

Процесс восстановления медицинской книжки в случае утраты

Оформить медицинскую книжку

В соответствии с действующим законодательством РФ выдача медкнижек осуществляется только после личного медосмотра.

Медицинская (санитарная) книжка – это документ, который необходим для допуска к работе в определенных сферах, например, в торговле и в сфере общепита. Она подтверждает, что у человека нет медицинских противопоказаний, и он имеет право работать на своей должности. Оформить или продлить медкнижку официально и с минимальными затратами времени можно в наших клиниках, которые расположены в разных точках Москвы и Московской области. У нас вы получите документ без очередей и задержек в оформлении.

Медкнижки

Стоимость оформления

Некоторые работодатели берут финансовую сторону вопроса на себя и оформляют ЛМК сотрудника за свой счет. Если Вам предстоит самостоятельно оплатить оформление санитарной книжки, ознакомьтесь с прейскурантами различных медучреждений и выберите подходящий вариант.

Цена оформления во многом зависит от общего количества исследований, перечня врачей и анализов, необходимых для получения медкнижки. На эти факторы влияют профессия и условия труда работника. На стоимость также может влиять срочность выполнения услуги.

Кому нужна медкнижка и как ее оформить

Медицинские книжки необходимы для работников, к которым предъявляют особые санитарно-гигиенические требования.

Это может быть работа, которая связана с воспитанием/обучением детей, приготовлением пищи, реализацией продуктов, изготовлением и продажей лекарственных препаратов.

Сделать медкнижку нужно при приеме на работу, а затем ее нужно продлевать (1 раз в год/полгода). Работать без данного документа противозаконно.

Получить личную медицинскую книжку можно после прохождения медкомиссии в клинике. Перечень обследований зависит от того, на какую работу вы хотите устроиться. Обязательно необходимо пройти медицинские осмотры у терапевта, нарколога и психиатра, сделать флюорографию и ЭКГ, сдать основные анализы (кровь, моча). При оформлении новой санкнижки обычно нужно сдавать больше анализов, чем при продлении.

Также обязательно пройти гигиеническую аттестацию . В дальнейшем аттестацию сдают через 2 года (для некоторых специальностей ее проводят ежегодно).

Документы для оформления:

  1. Паспорт гражданина РФ/регистрация для иностранных граждан
  2. Фотография размером 3х4 см (для оформления новой медкнижки)

В день обращения выдается справка о прохождении медосмотра для работодателя

Что нужно для оформления медицинской книжки

При оформлении медицинской книжки, Вам необходимо предоставить:

  • Оригинал паспорта;
  • 1 фотографию размером 3х4 см;
  • СНИЛС;
  • Результат флюорографии (срок действия – 1 год с момента получения результата исследования);
  • Заключение медкомиссии о состоянии здоровья.

При наличии следующих документов, их необходимо также предоставить для оформления санитарной книжки:

  • Прививочная карта;
  • Амбулаторная медицинская карта;
  • Заявление работодателя;
  • Предыдущая медицинская книжка.

В медицинскую книжку также вносится информация о прививках, полученных в течение жизни. В некоторых случаях может потребоваться дополнительная вакцинация, если это предусматривают особенности сферы деятельности.

В подобной ситуации здесь можно предпринять следующие меры:

Реально использовать такую юридическую лазейку. Сделать письменное заявление на имя работодателя с требованием в его адрес: срочно выдать медкнижку в течение 3 дней на основании статьи 62 ТК РФ. Дело в том, что точно также как работник почти не способен доказать, что его вины в потере санкнижки нет, также и работодатель вряд ли предъявит какие-то весомые улики, указывающие на вину работника. Однако заявление фиксируется, и работодатель обязан выполнить требование своего сотрудника. А если он этого не сделает, его ждёт административная ответственность по статье 5 пункт 27 КоАП РФ. Причём до реальных действий дело даже можно не доводить. В большинстве случаев и так понятно, кто из штата сотрудников мог потерять документ. Например, работник бухгалтерии. И этот бухгалтер должен понимать, что если работодатель будет вынужден заплатить штраф по указанной административной статье, то свои убытки он наверняка покроет за счёт лишения премии и временного сокращения зарплаты одного не слишком внимательного бухгалтера. И потерянная медкнижка может чудесным образом найтись.

При оформлении нового документа многие данные можно внести достаточно быстро. Например, данные о вакцинации. Эту информацию нетрудно достать из прививочной карты поликлиники по месту прописки. Если была утеряна санкнижка, которая только начата, есть вероятность, что какая-то информация из старой санкнижки остаётся актуальной.

В последние годы большая часть медицинской информации в поликлиниках переведена в цифру. Это весьма удобно как раз на случай потери бумажного носителя информации. Если в поликлинике обширная база данных, то большую часть медицинской книжки реально будет восстановить практически сразу.

Если же ситуация не меняется, виновным полагают самого сотрудника. И новый документ оформляется целиком и полностью за его счёт: как сам бланк, так и весь медосмотр.

Манипуляции с медкнижкой при смене трудовой деятельности

Типичной является ситуация, когда человек не знает, как быть с медкнижкой при смене места работы. Здесь нужно рассмотреть варианты подобной смены:

  1. Новое место работы вообще не требует наличия медицинской книжки. Например, сотрудник перешёл из пищевого предприятия на административную должность. В этом случае с медицинской книжкой вообще не нужно ничего делать. Документ остается на руках владельца до момента, когда он может ему понадобиться.
  2. Новое место работы требует наличия медкнижки. Тут есть варианты. Может быть так, что характер медицинского контроля не меняется. Например, человек работает педагогом в младших классах и просто сменил одну школу на другую. В этом случае вообще ничего не нужно делать. То, что номер образовательного учреждения будет другой, есть пустая формальность, ибо медицинские требования к учителю абсолютно такие же. Администрация в новой школе будет смотреть только на то, чтобы медицинская книжка не была просрочена. То есть еще не должен истечь срок действия последней медкомиссии. Для школьного учителя главным в медицинском контроле оказывается проверка на наличие инфекций (туберкулез , сифилис, брюшной тиф, гонорея, кишечные паразиты). Другой случай, когда характер медицинского контроля меняется, но происходит это в рамках одной организации. Достаточно редкая ситуация, поскольку должна означать сложное по структуре, разное по направлениям работы, предприятие. В качестве примера можно привести фармацевтический завод. На подобном производстве должна соблюдаться инфекционная безопасность, но при этом могут присутствовать вредные факторы, вызывающие профзаболевания у сотрудников (длительное воздействие на организм химических веществ — побочных продуктов производства лекарственных средств). В этой ситуации также не требуются какие-то изменения в санкнижке, но нужны коррективы в структуре последующих медосмотров. В зависимости от изменения конъюнктуры условий труда. Если появился новый фактор, угрожающий, допустим, здоровью сердечнососудистой системы, то уже следующая медкомиссия должна включать прием у кардиолога.
  3. Последний случай, когда медкнижка требуется, но меняется и место работы, и организация. Некоторые начинают думать, что придётся обновлять всю медкнижку, т.е. покупать новую. Это не так. Медицинская книжка как бумажный документ используется до тех пор, пока не закончатся страницы. В документе предусмотрена страничка «отметки о переходе на работу в другие организации». Именно на этой странице пишется новое место работы, вместе с датой перехода, плюс запись заверяется печатью фирмы и подписью руководителя. Если условия новой работы другие, то действия аналогичны предыдущему пункту (добавление в следующем медосмотре нужного специалиста).

Впрочем, на практике значительная часть людей вообще ничего не делают со своей медкнижкой при смене места работы. Связано это с тем, что для 80% вакансий, где требуется санкнижка, медосмотры стандартизированы. Большинство работодателей просто смотрят факт прохождения основных специалистов (терапевт , психиатр-нарколог, невролог, офтальмолог, отоларинголог) и стандартный набор анализов на инфекции.

Кому и зачем необходима медкнижка

ЛМК – это официальный пропуск на ведение профессиональной деятельности, которая связана с обслуживанием, обучением, оказанием бытовых услуг населению. Медкнижка позволяет работодателю удостовериться в состоянии здоровья будущего/настоящего работника и обезопасить процесс ведения трудовой деятельности других сотрудников на предприятии.

Медицинское заключение обязательно потребуется:

  • Продавцам любых видов товаров и услуг;
  • Работникам сферы общественного питания;
  • Обслуживающему персоналу гостиничных комплексов, баров, ресторанов;
  • Школьным учителям, преподавателям в вузе, воспитателям детского сада;
  • Сотрудникам спа-комплексов, спа-салонов, саун и бань;
  • Работникам ЖКХ;
  • Фармацевтам и работникам медицинской сферы;
  • Представителям многоуровневого сетевого маркетинга и пр.

Одним словом, если профессиональная деятельность человека связана с продажей, взаимодействием и производством продуктов питания, обслуживанием и обучением людей, ведением профилактических работ в сфере ЖКХ, оформление санитарной книжки будет определяющим условием перед приемом на работу.

Отсутствие медкнижки грозит серьезным штрафом как для работника, так и работодателя. Нелегально полученная санкнижка, содержащая ложную информацию о состоянии здоровья, может привести к ответственности перед Законом РФ и потенциальной возможностью получить уголовное наказание.

Хотим обратить Ваше внимание, что перечень сфер деятельности, где необходимо наличие ЛМК, гораздо шире и может варьироваться в зависимости от региона РФ и решений органов местного управления. Рекомендуем заблаговременно уточнить у Вашего работодателя потребность в получении санкнижки.

Процесс восстановления медицинской книжки в случае утраты

Срок действия медицинской книжки

Срок действия санкнижки варьируется, в зависимости от рода деятельности специалиста. В среднем медицинскую книжку необходимо продлевать после года или полугода действия, реже – раз в 2 года или 5 лет.

Стоит отметить, что сама корка документа не имеет срока годности. Актуальность медицинских исследований, представленных в ЛМК, датируется последним медосмотром. Именно от этой даты можно отсчитывать срок действия санкнижки. Чаще всего результаты анализов действительны в течение года с момента сдачи.

Если человек часто пользуется ЛМК, и сфера его деятельности предполагает прохождение регулярных медосмотров, у него попросту могут закончиться чистые листы в медкнижке. К сожалению, это не дает право работать без обновленных данных о состоянии здоровья, и придется вновь продлевать ЛМК.

Нужно ли менять медкнижку при смене работы? Законы относительно необходимости медкнижки

Наряду с трудовой книжкой существует медицинская она же санитарная книжка. Необходимость её наличия обуславливается несколькими десятками нормативно-правовых актов. Но самыми основными являются:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302Н от 12.04.2011. Приказ №49 от 06.02.2018 внёс в Приказ 302Н ряд дополнений. В первую очередь, они касаются работников социальных служб и вообще всех тех, кто задействован в сфере социальной помощи и реабилитации в стационарных и полустационарных условиях, а также на дому. Теперь сотрудники данного сегмента также обязаны проходить регулярные медкомиссии, состоящие из осмотров узкими специалистами (дерматовенеролог , отоларинголог, стоматолог и инфекционист) и стандартный набор анализов на основные инфекции.
  • Приказ Роспотребнадзора №402 от 20.05.2005. Также были внесены дополнения 02.06.2016, но основная суть не поменялась — приказ регулирует порядок заведения и структуру медкнижки, а также санитарного паспорта.
  • Статьи 212 и 213 ТК РФ. Регулируют непосредственно организацию периодических медкомиссий на предприятиях. Определяются обязанности сотрудников и работодателя (большая часть ответственности лежит на работодателе).

Наши цены

Цены в филиалах отличаются. Выберите нужный Вам филиал:

Медкнижки для граждан РФ

Цены указаны для филиала:

Телефон для записи:

Медкнижки для иностранных граждан

Цены указаны для филиала:

Телефон для записи:

Медкнижки (допуслуги)

Цены указаны для филиала:

Телефон для записи:

Потеря медкнижки — кто виноват и что делать?

Аннулирование санкнижки означает, что становятся недействительными результаты последней медкомиссии. Медкнижку могут аннулировать по разным причинам. Например, в работе этой медкомиссии были выявлены какие-либо нарушения. В лучшем случае работнику придётся повторно проходить полный медосмотр, но уже за свой счёт. Что же касается утраты медицинской книжки, то здесь есть ряд своих тонкостей.

Прежде всего, почему это может стать такой проблемой:

Если место работы находится в отдалении от достаточно крупных населенных пунктов, например, вахтовая деятельность, то ближайшие медицинские учреждения могут просто не располагать такой компетенцией, как проведение медкомиссии для оформления санкнижки.

На практике получается так, что документ был утерян в бухгалтерии работодателя, а разбирать ворох проблем приходится сотруднику. Презумпция невиновности здесь не работает — работнику придётся доказывать, что его вины тут нет, и книжка была потеряна без какого-либо его участия.

В нашем административно-бюрократическом аппарате потеря подобных документов в принципе не приветствуется. У многих чиновников это априори вызывает мнение, что человек якобы просто не ответственно относился к документу.

Как сделать медкнижку в 2021 году: порядок и правила оформления

Как сделать медкнижку в 2021 году: порядок и правила оформления

Личная медицинская книжка (ЛМК) – документ, выданный на основе заключений медицинской комиссии. Это официальное доказательство того, что будущий/настоящий работник не имеет проблем со здоровьем, которые могут препятствовать ведению его трудовой деятельности. Необходимость в наличии санкнижки в обязательном порядке предъявляют к тем сотрудникам, чья работа связана с транспортировкой, реализацией пищевых продуктов, бытовым обслуживанием населения, оказанием услуг в сфере ЖКХ, обучению людей.

ЛМК содержит всю необходимую информацию о работнике (паспортные данные, прохождение медкомиссии, наличие прививок и пр.), которая потребуется при устройстве на работу.

Каких врачей нужно пройти

Список врачей может варьироваться, в зависимости от вида трудовой деятельности. Но в любом случае обязательны к посещению:

  • Врач терапевт;
  • Отоларинголог;
  • Дерматовенеролог;
  • Стоматолог;
  • Гинеколог (для женщин).

Кроме этого, в соответствии с Законодательством РФ, обязательны к предъявлению следующие анализы и исследования:

  • Общий анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Флюорография;
  • ЭКГ.

Список врачей для прохождения медкомиссии, а также необходимых исследований определяется спецификой деятельности человека. В некоторых случаях может потребоваться сдача анализа на стафилококк, брюшной тиф, уровень содержания глюкозы и холестерина. Также может возникнуть необходимость сделать исследование кала на наличие гельминтов,обследоваться на ВИЧ.

Изучите перечень медицинских исследований заблаговременно, уточнив их у работодателя.

Читайте также: