Чему учит the last of us

Обновлено: 06.07.2024

Для тех, кто читал нашу рецензию на The Last of Us: Part 2, следует сделать краткое отступление. В обзоре я написал следующее: «это великолепно написанная, гениально поданная и насыщенная событиями история». Я так считаю до сих пор, но это не значит, что к этой истории не может быть вопросов. Равно как и наш мир не делится на черное и белое, так и игры не бывают «только плохими» и «только хорошими». Они могут быть очень разными — в том числе и такими, как The Last of Us: Part 2. Близкими к идеалу, но тем не менее вызывающими вопросы.

Осторожно, спойлеры!

Пролог

1. Почему новость о том, что Дина поцеловала Элли на танцах, стала сюрпризом для Джесси, бывшего парня Дины?

На утро после танцев Джесси приходит домой к Элли, чтобы забрать ее в патруль, и напоминает о «непростой ночи». Элли же в ответ говорит, что поцелуй — это просто поцелуй, и он ничего не значит, однако Джесси тут же удивляется поступку своей бывшей девушки и поясняет, что вообще-то имел в виду потасовку с Сэтом.

Проблема в том, что потасовка с Сэтом произошла именно из-за поцелуя — бармена смутило, что девушки сделали это в присутствии детей. Джесси к этому моменту уже ушел и потому не застал произошедшего, но ведь о конфликте ему кто-то рассказал. Получается, что на утро весь Джексон обсуждал совершенно обычную для мира The Last of Us ссору между людьми, но никто и слова не сказал о том, почему эта ссора вообще произошла?

Да, Джесси следом говорит Элли, что пошутил. По поводу чего? По поводу того, что не знал о поцелуе? Или по поводу того, что узнать о нем было для него неприятно?

2. Почему Дина решила, что расстаться с Джесси, будучи беременной от него, — это отличная идея?

Прошла любовь? Дина, вероятно, довольно долго встречалась с Джесси — и, судя по тому, что в итоге забеременела, они были очень близки. Что между ними такого произошло, что они расстались. Элли на танцах говорит, что они сойдутся снова через пару недель — то есть повод для расставания явно был несерьезным. К тому же Дина понятия не имела, ответит ли ей взаимностью Элли — и в случае чего она собиралась растить ребенка в одиночку? Она забыла, в каком мире живет?

Есть, правда, небольшая вероятность, что в момент расставания с Джесси Дина еще не знала, что беременна. Когда же она узнала? В Сиэтле подруга говорит Элли, что знает уже несколько недель. Учитывая, что временные отрезки в игре меряются днями, «несколько недель» могли быть еще до того, как The Last of Us: Part 2 вообще началась.

3. Какой план вообще был у Эбби и ее друзей, когда они пошли за Джоэлом?

Добравшись до Вайоминга, «Волки» разбили лагерь в огромном и целом (что для мира The Last of Us почти невозможная редкость) коттедже, который совершенно случайно оказался в нескольких километрах от Джексона. Причем город, где жил Джоэл, виднелся с ближайшего холма. Как так вышло, что «Волки» не заметили Джексон раньше?

И на что они вообще рассчитывали? Тот факт, что за Джоэла может вступиться целое поселение, стало для Эбби и Оуэна неожиданностью? Неужели они думали, что главный герой первой части вот уже четыре года живет один в какой-нибудь лачуге? Неужели они искренне верили в то, что подобраться к нему будет настолько просто?

И зачем было собирать настолько большой отряд в путешествие до Джексона? Да еще и с беременной Мел?

4. Как вышло, что патрули из Джексона ни разу не добирались до коттеджа, где прятались «Волки»?

Выходит, что через реально далекий заброшенный городок, в центре которого стоит башня с часами, патрули проходят, а огромный дом, где можно чем-нибудь поживиться (да и просто устроить еще один пункт отдыха), все это время оставался для жителей Джексона незаметным?

5. Почему Джордан, один из «Волков», присутствовавших при убийстве Джоэла, решил задушить Дину, хотя мог просто застрелить ее?

После того как Элли и Дина выбираются из центра Сиэтла и натыкаются на замученных Томми «Волков», девушки попадают в засаду — они подрываются на растяжке: лошадь гибнет, Элли берут в плен, а Дине удается сбежать. Вскоре Дина выясняет, где держат Элли, и приходит за ней — убивает одного из двух «Волков» и затем падает с крыши на пол и некоторое время корчится от боли. Джордан, второй «Волк», в этот момент почему-то решает убрать пистолет и задушить Дину — это дает Элли возможность разрезать веревку, которой связаны ее руки, схватить нож и убить Джордана.

Джордан, почему? Можно подумать, что он хотел сэкономить патроны, но в эпизоде за Эбби нам ясно дают понять, что у «Волков» с боеприпасами проблем куда меньше, чем у всех остальных. Это бывшие военные, у них в арсенале — штурмовые винтовки и масса патронов. И Джордан решил сберечь один пистолетный патрон ценой своей жизни?

6. Почему кто-то решил сбежать из Джексона?

Во флэшбеке, где Томми учит Элли стрелять из винтовки с оптикой, а затем девушка вместе с Джоэлом проходит сквозь отель, полный зараженных, герои натыкаются на тела двух бедолаг, сбежавших из Джексона, — Адама и Сидни. В записке говорится, что их обоих укусили, и тогда Адам застрелил Сидни, но покончить с собой не смог — он в итоге превратился в щелкуна, которого только что застрелил Джоэл.

По каким вообще причинам кто-то может вот так вот сбежать из Джексона — единственного спокойного и защищенного лагеря людей на много километров вокруг? В той же записке говорится, что Адам и Сидни хотели помогать людям за пределами Джексона — с чего вдруг они решили, что могут? Недалеко от Джексона они ушли в итоге — стоило ли оно того?

Или эта сцена нужна была только для того, чтобы Элли в очередной раз задумалась о том, что «Цикады» могли создать вакцину, но не сделали этого? Ведь затем следует напряженный разговор между Джоэлом и Элли — повод хороший, не поспоришь… и очень удобный для сценаристов.

7. Что случилось с Диной? Почему ей резко стало хуже настолько, что даже спустя три дня она не могла встать с кровати?

Понятно, что она беременна, но ей это не мешало убивать людей и зараженных до того, как она с Элли добралась до театра. Да, этому событию предшествовал эпизод, где героини со всех ног убегали от толпы щелкунов, но примерно то же самое они делали и прежде. Бывали ситуации и хуже.

В какой-то момент, впрочем, сценаристам понадобилось отодвинуть Дину на второй план, и ничего лучше, как внезапно ухудшить ее самочувствие из-за беременности (в несколько недель, верно?), они не придумали. При этом вскоре нам показывают Мэл на гораздо более позднем сроке беременности, которая без проблем скачет по заброшенным зданиям и убивает «Серафитов».

8. Почему Марлин и «Цикады» не могли дождаться, когда Элли придет в себя, и обсудить с ней тот факт, что операция по созданию вакцины убьет ее?

Почему даже не подумали о необходимости предупредить ее об этом?

В первом же флэшбеке за Эбби нам показывают события, которые привели к финалу первой The Last of Us, но со стороны «Цикад». В одной из катсцен Марлин и хирург, отец Эбби, спорят о том, насколько это гуманно — жертвовать Элли ради спасения всех остальных. Но при этом никто из них не решил, что было бы правильно в первую очередь дождаться, когда она придет в себя, и предупредить ее о последствиях.

9. Разве Марлин забыла, что обещала матери Элли присматривать за девочкой?

В комиксе American Dreams, приквеле первой The Last of Us, Марлин говорит Элли, что знала ее мать и обещала ей, что сделает все, что девочка была в порядке. Неужели она забыла об этом обещании, когда речь зашла о создании вакцины?

Да, прошло много лет, и судьба человечества была на кону — но совсем не упомянуть про этот момент в сюжете было довольно странно.

10. Откуда у «Волков» столько оружия и боеприпасов?

В геймплейных эпизодах за Эбби мы видим, что у «Волков» немыслимое количество всяческого оружия и боеприпасов. Пушек и патронов настолько много, что есть даже стрельбища, которые пользуются популярностью, — ни о какой экономии боеприпасов речи не идет. Откуда это все?

Да, «Волки» — это в том числе и бывшие военные, у них, вероятно, могли быть припасы — но со дня распространения инфекции прошло больше двух десятков лет. Все это время никто не производил новые патроны, все пользовались тем, что осталось. Именно поэтому в мире The Last of Us все так трясутся над припасами (что отражено и в геймплее). Именно поэтому те же «Серафиты» зачастую пользуются луком, стрелы для которого можно создать чуть ли не из подручных материалов.

«Волков» это не касается, у них, судя по всему, где-то спрятана машина, которая штампует патроны сотнями и тысячами.

11. Почему Оуэн из всех «Волков» на особом положении?

Оуэн — бывший парень Эбби, который живет в океанариуме. Да, член милитаризированной группировки, где все живут по законам военного времени, просто взял и ушел жить в собственный океанариум. Украсил его к Новому году, развешал гирлянды, отмыл. У него там даже яхта есть!

Что это вообще за место такое? Как Оуэн его отыскал? Почему решил там поселиться? Где он берет еду и припасы? Почему никто из «Волков» до сих пор не предъявил ему за такое поведение?

Финал

12. Что стало не так с Томми?

Всю первую часть The Last of Us и почти всю вторую Томми, брат Джоэла, был чуть ли не самым здравомыслящим персонажем из всех. Он довольствовался относительно спокойной жизнью в Джексоне, показал себя как открытого и доброго человека, любящего мужа и хорошего брата. Сделал все, чтобы добраться до Эбби, не подставляя при этом Элли и тех, кто находился в Джексоне. Не смог сам убить Эбби — и решил, что хватит с него. Решил вернуться в родной город.

Затем он все же встретился с Эбби, но выжил. И заметно изменился. Стал совершенно другим человеком: вместо того, чтобы благодарить судьбу за второй шанс и прожить жизнь рядом с женой, он помешался на мести. Из-за этого лишился еще одного близкого человека. Обвинил Элли в том, что она струсила продолжить дело.

Томми до возвращения в Джексон и Томми после — это два совершенно разных человека, и все эти изменения в его характере едва ли чем-то можно оправдать.

Проблема в том, что этот эпизод нам показывают так, будто это последний разговор Элли и Джоэла. И если бы это и впрямь было так, ее неутихающая жажда мести имела бы смысл. Чувство вины за то, что перед гибелью Джоэл услышал от той, кого считал дочерью, грубость — неплохая мотивация. Только вот этот разговор между ними не был последним.

После него был еще один. Дружелюбный. В нем Элли сказала, что постарается простить Джоэла за то, что он сделал, — и этого ему как будто было достаточно. Зачем же тогда это все?

14. Что в итоге с остатками «Цикад»?

Эбби отправляется в Калифорнию, чтобы найти «Цикад» и присоединиться к ним. В одном из домов, где прежде находился один из их аванпостов, она находит рацию и с ее помощью выходит на связь с «центральным лагерем» группировки.

Что это за лагерь? Почему за все это время члены этого лагеря не попытались отыскать своих товарищей в других городах? Почему никто из этого лагеря не попытался найти Эбби в Санта-Барбаре — новость о том, что она дочь руководителя базы в Солт-Лейк-Сити, кажется, впечатлила того, с кем героине удалось связаться по рации.

15. Куда делась Дина, пока Элли была в Калифорнии?

Понятно, что ушла. Куда? Вся эта драма с «собрать вещи и уйти» нормально смотрелась бы, если бы события The Last of Us происходили в обычном мире безо всяких инфекций. Куда подалась девушка с ребенком и кучей вещей в постапокалипсисе? Переехала в другой дом в Джексоне, который находится в нескольких метрах от старого? Там Элли ее не найдет?

Не логичнее было бы дать Элли понять, что ее в этом доме видеть больше не хотят? Тогда она бы нашла небольшой домик и продолжила жить там. Но нет — еще одна драма ради драмы.

Обзор игры The Last of Us

Но ирония в том, что студия Naughty Dog, методично и с маниакальным упорством забирая надежду у своих героев, дарит ее игрокам и заодно всей индустрии в целом. Надежду, что после The Last of Us видеоигры станут совсем другими.

Размышляя над феноменом The Last of Us, неизменно наталкиваешься на мысль, что это не просто игра в привычном понимании. Это история, произведение, путешествие, полотно или гимн — но только не очередная «видеоигра». Поэтому и рассуждать о ней хочется не игровыми категориями вроде «игрового процесса» или «геймдизайна», а в совершенно другой парадигме: драматургии, кинематографа, этики, культуры. Впрочем, это не значит, что как игра, как совокупность механик, технологий и методов вовлечения, The Last of Us не представляет интереса. Все ровным счетом наоборот.

Это одно из самых продуманных, увлекательных, оригинальных и выверенных произведений цифрового искусства за все время существования индустрии.

В The Last of Us вас ждет путь, полный приключений, приобретений и потерь, безвыходных ситуаций и редких моментов покоя и гармонии. Истрия в том, что весь мир оказался завоеван спорами кордицепса однобокого, который внезапно научился поражать не только насекомых, но и людей.

Большая часть цивилизации погибла за считанные дни, люди обратились в отвратительных созданий. Первая стадия — «бегуны», агрессивные «люди», в которых гриб просидел более 24 часов и захватил мозг. После пары дней наступает вторая стадия — «кликеры», которые из-за проросшего из черепа гриба ориентируются исключительно на слух. Во что мутируют люди после месячного ношения вируса — узнаете сами.

Будьте готовы к тому, что повествовательная колея позволит вам взять контроль над несколькими героями, но центральным всегда останутся двое. Джоэл, крепкий мужчина за сорок, трагически потерявший дочь в первые часы распространения инфекции и уже второй десяток лет выживающий как приходится: грабежами, контрабандой, вымогательством. В какой-то момент он и его «партнер по бизнесу», женщина по имени Тесс, отправляются разобраться с предавшим их поставщиком — и в итоге у них в руках оказывается второй герой — четырнадцатилетняя девочка Элли, сирота, родившаяся после эпидемии и не видевшая мира до нее. Нехотя, они соглашаются доставить Элли к секретной базе «Светлячков» — оппозиционной группировки, которая отказалась от убежища в карантинных зонах и решила выживать самостоятельно. Для Джоэла, Элли и Тесс это становится началом приключения, которое займет больше года.

Как и любое продуманное произведение, The Last of Us затрагивает сразу несколько тем, поднимает множество вопросов. Это игра не о том, как доставить «груз» из пункта А в пункт Б, по пути вырезав половину и так немногочисленного населения США в целях мести или чего-то там еще. Это история про поиск человечности в нечеловеческих условиях. Про взаимоотношения отца и дочери, или, если смотреть шире, про связь поколений (в этом аспекте игра часто перекликается с другим знаковым произведением — BioShock Infinite).

Джоэл все время старается дистанцироваться от Элли, но постепенно уделяет ей все больше времени и внимания, проявляет больше сострадания — или тоuj, что от него осталось. В какой-то момент он срывается и злобно шепчет: «Ты не моя дочь, а я уж точно никакой тебе не отец». Иногда Элли, веселый и энергичный ребенок, уходит в себя и не реагирует на команды Джоэла (это, кстати, найдет отражение даже в игровом процессе). Но в итоге, Элли становится нужна Джоэлу не меньше, чем Джоэл — самой Элли.

Элли для Джоэла — попытка искупить грехи, возможность примириться с прошлым. Джоэл для Элли — шанс впервые в жизни оказаться нужной и заполучить хоть чуточку детства, которого у нее никогда не было.

Два сломанных человека — один без семьи и смысла жизни, другая — без родителей и близких — находят надежду и утешение друг в друге, живя в мире, где люди убивают людей, чтобы съесть, а последние очаги цивилизации рушатся под напором инфицированных.

По пути им встретятся множество персонажей: помимо отчаянно цепляющейся за угасающую надежду Тесс, будет и озлобленный на мир отщепенец Билл, и два брата, очень похожих на самих главных героев, и, собственно, брат Джоэла Томми, который нашел себе невесту и пытается вернуть прошлую жизнь. У всех разные истории, мотивации и страхи, но каждый — своего рода испытание для Джоэла и Элли, в результате которого взгляд на мир становится чуточку другим, а прежние убеждения рушатся.

Из написанного выше может сложиться впечатление, что The Last of Us будет пестрить слезливыми фразами, недомолвками, нелогичными поступками, ненужным геройством и неоправданно театральными сюжетными поворотами, а все сцены насилия будут неумело сглаживаться резкой сменой ракурсов. Но это не так. The Last of Us — невероятно жесткая, приземленная. Гораздо больше, чем Gears of War или GTA.

Если ты попался особо инфицированному — тот буквально разорвет твое лицо на части. Если ты стреляешь в упор в бандита, у того вываливаются наружу внутренности. Если ты душишь врага, который минуту назад был тебе другом, ты видишь его выпученные, налитые кровью, полные ужаса глаза. Naughty Dog не стушевались и даже включили эпизод, в котором напуганная Элли в состоянии аффекта кроит череп насильнику.

И еще одно очень важное качество — игра на удивление логична. Вы никогда не пойдете в темный неосвещенный коридор, если рядом есть светлый и на вид спокойный. Вы никогда не откажетесь от безопасной машины или лошади, чтобы «срезать путь» через блокированную автостраду или канализацию с инфицированными. Иногда, конечно, игра сама ставит вас в крайне затруднительное положение — но в то, что именно так все должно произойти, веришь. Поэтому и игра заканчивается так, как заканчивается. Без пафоса, недомолвок или нелепых сюжетных поворотов. Самые яркие истории — всегда самые простые. В конце концов, это игра о людях.

Naughty Dog приписывают The Last of Us к жанру survival action. Это не шутер, как Doom, это не приключения, как Tomb Raider, это не ужасы, как Resident Evil. Это все вместе — и что-то неуловимо новое, чего мы еще не видели и не испытывали. Это работа колоссальных масштабов и невероятной проработки, в которой, тем не менее, всегда знали меру.

Игра скупа на эффекты и предпочитает тихо намекнуть игроку, нежели орать ему в ухо. Первое, что стоит уяснить человеку, запустившему The Last of Us — она очень требовательна. Не только в плане сложности управления и постоянной концентрации внимания. Чтобы прочувствовать воссозданный до мелочей мир, нужно его добровольно исследовать: смотреть на вывески и слушать замечания Элли, собирать записки, слушать диктофоны, ходить и разглядывать. Вокруг не осталось практически никого, кто бы смог рассказать историю — поэтому ее рассказывает сам мир. Главное — желание и терпение.

Исследование также несет в себе практическую пользу — ты ищешь припасы, патроны, оружие, инструменты, детали, медицинские препараты. Все, что пригодится для выживания. А если учесть, что припасы придется собирать по крохам, то это становится критическим для дальнейшего продвижения пунктом. Если нашел почти допитую бутылку алкоголя, это не значит, что ты сразу же можешь сделать себе аптечку. Найди хотя бы еще три-четыре бутылки — и тогда, через час или два игры, будет тебе аптечка. Если, конечно, внезапно не понадобится сделать коктейль Молотова. Игрок постоянно находится в состоянии мучительного выбора, он никогда не будет чувствовать себя комфортно и слишком уверенно.

Ресурсов, как и патронов, в The Last of Us очень мало. Первые пять-шесть часов радуешься полусломанной заточке и двум пулям в барабане револьвера. Ближе к концу счастьем считается баллон для огнемета, немного дымовых бомб и аптечка. И все это может быть потеряно за минуту, когда впереди послышится рев зараженных.

The Last of Us жонглирует десятками разнообразных ситуаций и локаций: затонувшее железнодорожное депо, запутанная полуразрушенная гостиница, заставленный заржавевшими машинами школьный двор, заросшая вирусным грибом канализация, лачуга в заснеженных горах. Игра позволяя человеку по ту сторону экрана решать, как нужно действовать. Первое желание — сделать все тихо и незаметно. Элементы скрытного прохождения в The Last of Us играют важную роль, и при этом сделаны крайне продуманно. Практически любая стычка происходит на больших открытых (или, напротив, крайне запутанных и закрытых) пространствах, оставляя место для маневра и вариативности прохождения. Люди в основном вооружены, видят и слышат отлично, не стоят на месте и постоянно общаются, поэтому в большинстве случаев прохождение «по стэлсу» оборачивается пальбой со всех сторон, бешеному спринту от одного укрытия к другому и метанием кирпичей.

Как только игрок решает достать из кобуры огнестрел, правила резко меняются. Темп игры ускоряется: Джоэл начинает двигаться быстрее, наносить удары поувесистее и выкрикивать команды Элли. В зависимости от вашей подготовки, смекалки и реакции, перестрелка может длиться от 30 секунд до 20 минут (проверено!) — и это при том, что практически любой человек умирает после одного-двух попаданий.

С инфицированными совершенно другая история. Теперь испытанию подвергаются именно навыки скрытности. Битва превращается в головоломку, где одна ошибка может стоить жизни — кликеры убивают Джоэла с одного укуса. Любой выстрел или взрывное устройство мгновенно привлекут всех вокруг, а припасов на оружие ближнего боя постоянно не хватает — да и топора или палки под рукой может не оказаться.

Сложности добавляет то, что «бегуны», «кликеры» и другие виды зараженных чаще всего ходят группами, а к каждому применимы свои методы выслеживания и расправы. «Бегуны» отлично видят, слышат и реагируют на свет фонарика, в то время как «кликеры» практически вас не видят, но могут услышать случайно опрокинутую бутылку.

В итоге, каждая встреча с зараженными оборачивается не одной смертью, растратой множества припасов и миллионов нервных клеток, но затем — эйфорией, когда удается выбраться живым.

Не стоит думать, что всю работу приходится выполнять Джоэлу. Элли, управляемая очень смышленым ИИ, сначала приносит припасы и предупреждает о местоположении врага, потом обзаводится пистолетом и самостоятельно вступает в бой. За время прохождения я не раз выходил из потасовки живым только благодаря метко брошенному Элли кирпичу или тому, что она всаживала свой маленький карманный нож в горло схватившего меня «кликера».

Вся прелесть игрового процесса в целом — и боевой системы в частности — в том, что Naughty Dog выстроили невероятно деликатный баланс между силой и слабостью, между уверенностью и уязвимостью. Сейчас ты охотник, а спустя секунду — растерянная жертва с одним патроном в кармане. Ты понимаешь, что можешь убить практически всех, если все сделаешь правильно — но в то же самое время, и тебя может убить абсолютно любой враг, от обычного бандюгана с голыми кулаками до еле волочащего ноги монстра.

Но главное достоинство The Last of Us не в том, что это невероятно красивая, продуманная, увлекательная и в меру сложная игра. Главное — что средства технические используются для результата идеологического и художественного.

Naughty Dog не делают игры, как Nintendo, Valve или Blizzard. Они рассказывают истории в игровой форме. И если раньше баланс не всегда удавалось соблюсти, то теперь разработчики освоили в совершенстве не только художественный язык, но и игровой. Получилась невероятно яркая и личная история, которая требует полной отдачи и эмоционального вовлечения.

The Last of Us — кульминация развития видеоигр на текущем этапе. Тот редкий случай, когда ты говоришь не «прошел игру», а «пережил все, что в игре». Бескомпромиссное высказывание невероятной силы, созданное невероятно талантливыми людьми. Эмоции, бережно собранные практически всеми возможными на данный момент выразительными средствами. Такого мы не увидим еще очень долго. И, тем не менее, надежда есть всегда.

Обзор игры The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2

Именно история — главное, что есть в The Last of Us: Part 2. Только ради нее студия Naughty Dog взялась за вторую часть — она посчитала, что продолжить «Одни из нас», еще больше раскрыть знакомых персонажей было крайне важно. При этом продолжение не просто так называется Part 2 — это и впрямь вторая часть той же самой истории. Воспринимать новую игру без предыдущей невозможно: мотивация героев, их отношения друг с другом, то, как они между собой общаются, и то, как они друг на друга смотрят, — все это результат того, что произошло в The Last of Us.

Кроме того, The Last of Us: Part 2 с самого начала спойлерит финал первой игры и в дальнейшем полагается на то, что вы с сюжетом оригинала знакомы. Если же не знакомы, то сейчас самое время познакомиться — дальше будут спойлеры к финалу предыдущей игры.

С того дня, как Джоэл помешал Цикадам умертвить Элли ради вакцины от кордицепса, прошло четыре года. Девушке, которая, похоже, единственная в мире обладает иммунитетом к инфекции, превращающей людей в жутких тварей, уже 19 лет — она стала сильнее, выносливее… и куда холоднее к Джоэлу, человеку, который заменил ей отца. Бывший контрабандист же лишь сильнее помрачнел и, кажется, смирился с таким отношением к себе — ведь главное, что Элли жива.

За те четыре года между ними произошло многое, в том числе и ссоры. Одна из них случилась незадолго до начала второй части — как раз после того поцелуя Элли и Дины, который показали в одном из трейлеров.

Как бы ни складывались отношения Элли и Джоэла, в целом жизнь у них стала проще и безопаснее. Вместе с Томми, братом Джоэла, они осели в Джексоне, небольшом поселении, окруженном высокими стенами. Мирный народ, садоводство, вечеринки и все такое — обычная такая община в постапокалиптическом мире. О кордицепсе напоминает только тот факт, что жители Джексона вынуждены часто патрулировать окрестности и зачищать их от зараженных.

Тем не менее кое-что обрисовать в общих чертах можно — без имен и деталей. Если же вы боитесь даже легких спойлеров, пропустите следующие три абзаца.

Легкие спойлеры к The Last of Us: Part 2

Элли отправляется в Сиэтл мстить за гибель близкого человека. И дело даже не в том, что это за человек, а в том как разработчики подают его смерть — с невероятной, запредельной жестокостью. Так, что и у вас как игрока не остается никаких сомнений — эти твари должны поплатиться за то, что сделали.

В Сиэтле героиня оказывается в самый разгар ожесточенного противостояния между двумя группировками — «Волками» (отчасти — бывшие военные, дисциплинированные и с массой оружия) и «Шрамами» (фанатики и сектанты, которые в знак верности своему лидеру режут себе лица). Поначалу Элли узнает об этих фракциях из многочисленных записок, раскиданных по уровнях, затем — видит последствия их сражений. После этого она и с теми, и с другими «познакомится» лично, но вплоть до середины The Last of Us: Part 2 вся эта ветка с двумя группировками будет казаться лишней и надуманной.

Naughty Dog, впрочем, не была бы собой, если бы использовала эти фракции только для того, чтобы сделать противников-людей разнообразнее. Нет, разработчики ловко вписали их в сюжет и грамотно использовали, чтобы сделать рассказанную историю еще глубже, еще правдоподобнее и понятнее. И куда более жестокой.

Конец легких спойлеров к The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2 — великолепно написанная, гениально поданная и насыщенная событиями история. В ней хватает и неожиданных сюжетных моментов, хотя акцент Naughty Dog все-таки делает на том, как и в каком порядке (что тоже очень важно) показываются ключевые события второй части. Скорее всего, о большинстве главных сюжетных поворотов вы догадаетесь заранее, но легче от этого не станет — продолжение The Last of Us намерено удивлять в первую очередь эффектной постановкой, вниманием к деталям и персонажами с редким для видеоигр уровнем проработки.

Работа с героями в The Last of Us: Part 2 и впрямь достойна хороших книг. Инфекция и катастрофа вообще отошли на второй план — с условиями новой жизни в мире игры все давно смирились и принимают зараженных как должное. На первом плане — люди, у которых после поступка Джоэла, судя по всему, не осталось надежды на спасение. Вот они и пустились во все тяжкие — за мир уже бороться бессмысленно, он давно погиб, поэтому они просто грызутся между собой.

И вот здесь возникает главная, на мой взгляд, проблема The Last of Us: Part 2 — ее история слишком ярко написана, а к персонажам очень просто привязаться — даже к тем, которые на первый взгляд кажутся кончеными ублюдками. А к тем, кто до этого казался чуть ли не единственными борцами за правду, со временем начинаешь относиться совсем по-другому — пусть и не без сожаления. Потому что у всех своя правда — в том числе и у тех, кто причиняет другим боль.

Почему я считаю это проблемой? Потому что The Last of Us: Part 2 — интерактивное произведение, где ты сам участвуешь во всех событиях, сам жмешь на кнопки в моменты, когда кому-то нужно перерезать горло, и сам творишь всю ту жестокость, которой эта игра преисполнена. Не выйдет, как при просмотре фильмов Балабанова или прочтении «Преступления и наказания», отстраниться от происходящего. Если главной героине нужно найти и убить человека — значит, это тебе предстоит найти и убить его. Ну… или помочь персонажу сделать это — от того, что в игре ты — участник событий, не наблюдатель, никак не избавиться. А что, если человек, которого надо убить (или который погибает по твоей вине) — это беременная женщина? Что, если у этого человека есть друзья, которые затем придут за тобой? Что, если у него есть пес, с которым он незадолго до твоего прихода играл в мяч и которого ты жестоко пырнул заточкой в горло?

Прежде видеоигры редко такие вопросы задавали. Продолжение The Last of Us их не только задает, но и отвечает на них. Все будет плохо — у тебя, у беременной женщины, у ее пса. У всех.

The Last of Us: Part 2 знакомит тебя чуть ли не с самыми «живыми» персонажами в играх, «привязывает» к ним — после чего заставляет их руками совершать ужасные поступки. И нет, это не плохо подобранный глагол — она именно заставляет, если ты продолжаешь играть. Не раз я отказывался нажимать на кнопки в ходе ключевых сюжетных QTE, и это приводило к экрану загрузки.

Страдание, боль, безысходность, грусть и лишения — вот о чем история The Last of Us: Part 2. В ней есть и крайне редкие светлые моменты, когда персонажи хоть чему-то радуются, но и они сделаны лишь для того, чтобы усилить эффект невероятной жести, которая уже произошла до этого или еще произойдет. Всякий раз, когда тебе кажется, что жизнь героев налаживается (например, появляется персонаж, которого ты считал погибшим), авторы тут же уничтожают любые надежды, сжигают их дотла и делают ситуацию еще хуже. Странно говорить такое про столь потрясающую с точки зрения геймплея игру, но такая драматургия, насколько бы талантливой она ни была, — перебор.

Есть у сюжета The Last of Us: Part 2 еще одна, куда более простая проблема — очевидно, что Naughty Dog с огромным трудом далась концовка. Финал занимает часа три или четыре (!) — и все из-за того, что разработчики не смогли вовремя остановиться. В конце второй The Last of Us есть действительно хорошие и добрые (насколько это слово вообще применимо к происходящему) моменты, но ни один из них не заканчивает игру. Ее заканчивает эпизод, который оставляет у вас внутри пустоту. Эпизод, после которого становится очевидно, что герои потеряли все, за что боролись.

Вероятно, в этом и заключается посыл The Last of Us: Part 2 — важно не просто простить и отпустить, но и сделать это вовремя. Занятно, что это касается не только персонажей игры, но и ее разработчиков.

The Last of Us: Part 2 как игра о выживании

Согласен, оценка, которая стоит в конце этой рецензии, едва ли соответствует тому, что сказано выше — но это лишь на первый взгляд. Есть две причины, по которым я оценил The Last of Us: Part 2 так высоко. Во-первых, история, рассказанная в продолжении «Одни из нас», — и впрямь одна из самых сильных и взрослых, что я видел в играх. Эта история может вызвать негативные эмоции, может вогнать вас в депрессию, ее хочется забыть — по крайней мере, мне, — но это все еще выдающаяся сценарная работа, достойная высочайшей оценки.

Во-вторых, The Last of Us: Part 2 — просто отличная игра.

Не секрет, что в основе своей вторая часть «Одни из нас» едва ли заметно отличается от первой — это снова экшен от третьего лица с акцентом на стелс и элементы survival horror. Другое дело, что разработчики улучшили буквально каждый элемент геймплея и каждую механику настолько, что после The Last of Us: Part 2 очень сложно смотреть на игры с похожим игровым процессом.

60% времени во второй части мы с кем-нибудь сражаемся, и в битвах особенно заметно то, как Naughty Dog доработала анимацию, контекстные действия героини во время боя, механику стелса. У Элли нет фиксированного положения, при котором она может стрелять или использовать предметы, нет четких правил по поводу того, где и как надо прятаться от врагов. Все работает максимально логично: высокая трава скроет героиню, но не сделает ее невидимой — врагам просто труднее будет заметить ее издалека.

А стрелять можно в том числе и лежа на животе — полезно не только в том случае, если надо спрятаться под машиной и выстрелить врагу в ногу, но и в моменты, когда Элли сбивают с ног выстрелом с близкого расстояния. Я понимаю, что тот факт, что героиня может упасть в ходе перестрелки, — это не революционное геймплейное нововведение, но как раз такими вот мелочами и рисуется общая картина. Со стороны The Last of Us: Part 2 выглядит как кино, героем которого можно управлять — при этом каждая эффектная сцена создается не скриптами, а усилиями игрокам.

Элли заметили враги, и вот она уже бежит со всех ног к укрытию, но не добегает и падает в траву — есть пара секунд, чтобы сменить оружие, ранить пару человек. Или бросить дымовую гранату — тогда можно будет добежать до машины и спрятаться за ней. Одна секунда, вторая, Элли бежит, но ловит пулю и снова падает: здоровье почти на нуле, она дрожащими руками достает револьвер с одним патроном — у нее есть ровно полсекунды, чтобы прицелиться и выстрелить. Как-то так выглядят все сражения в The Last of Us: Part 2.

Вне перестрелок с людьми и сражений с зараженными Элли, как и Джоэл делал прежде, исследует игровой мир, чтобы отыскать патроны, аптечки и ресурсы для крафта гранат, коктейлей Молотова, а также таблетки для прокачки собственных навыков и запчасти для улучшения оружия. И вот исследование мира — еще один элемент, который в целом оставили прежним, но заметно улучшили в деталях.

Отдельная история — тайники, куда не попасть просто так. Надо решить головоломку, отыскать скрытый проход или воспользоваться веревкой — ее можно, к примеру, перекинуть через балку и затем забраться по ней в недоступное ранее место. В таких тайниках зачастую можно отыскать или новое оружие, или просто очень много ресурсов.

Польза от всех этих нововведений очевидная — слегка изменить геймплей, но не слишком — чтобы фанаты первой части без проблем разобрались. Напомню, что Part 2 в названии неспроста — речь идет о продолжении игры, с которой, как предполагают разработчики, вы уже знакомы.

The Last of Us: Part 2 — одна из лучших в индустрии. Запредельно качественная и невероятно дорогая. Это также попытка Naughty Dog продолжить историю, которая, на мой взгляд, продолжения не требовала. Ее авторы с этим, очевидно, были не согласны, поэтому и решились на вторую часть. Хуже они совершенно точно не сделали, и, я уверен, многие решат, что разработчики даже сделали лучше, чем было. В конце концов, теперь мы знаем и о судьбе Элли и Джоэла, и о том, во что превратился мир, пораженный инфекцией, после финала первой части. Стоило ли оно того? Я все еще убежден, что не стоило.

Концовка The Last of Us 2

Финальной части кампании предшествует ожесточенная схватка Элли и Эбби – двух центральных героинь игры. Элли хочет отомстить Эбби за убийство Джоэла. Эбби жаждет смерти Элли, потому что та лишила жизни ее друзей, включая возлюбленного Оуэна и беременную соратницу Мэл. Управляя Эбби, игрок побеждает Элли в ожесточенной схватке, после чего к ней на помощь прибегает Дина, но тоже оказывается не в силах одолеть Эбби. Она прикладывает к шее девушки Элли нож и собирается перерезать ей горло, а в ответ на отчаянный выкрик Элли «Она беременна!» лишь отвечает «Славно», видя возможность отплатить за смерть Мэл.

В последний момент Эбби останавливает Лев – серафит-изгнанник, которого она спасла от гибели. Он своим вмешательством напоминает Эбби о ее милосердной стороне, после чего она оставляет избитых Элли и Дину, веля им «больше никогда не попадаться» ей на глаза.


Спустя полтора года Элли и Дина живут на ферме неподалеку от Джексона, где они пытаются начать новую жизнь с ребенком Дины (от ее бывшего, Джесси) по имени Джей-Джей (вероятно, названного в честь погибших Джоэла и Джесси). Тихий семейный быт рушит очередной жуткий приступ посттравматического синдрома Элли из-за убийства Джоэла. Она осознает, что не сможет жить дальше, пока не отомстит Эбби. В тот же день ферму посещает брат Джоэла Томми, лишившийся глаза из-за выстрела Эбби. Он сообщает Элли, что накачанную женщину и ребенка видели в окрестностях Санта-Моники. Дина со скандалом прогоняет Томми, сообщая, что с этой историей все кончено.


Посреди ночи Элли тайком собирает снаряжение. Дина застает ее и умоляет остаться с семьей, но Элли все-таки отправляется в Калифорнию, чтобы закончить начатое.

Тем временем Эбби и Лев находят недавно брошенную базу Цикад в Санта-Монике и узнают координаты штаб-квартиры группировки по радио. На выходе из здания их атакуют и берут в плен члены местной рабовладельческой банды Гремучки.


Спустя несколько месяцев Элли добирается до штаба Гремучек, чтобы найти Эбби до того, как она умрет от чужих рук.

Элли убивает охранников, освобождает пленных и узнает, что Эбби и Льва отправили «на колонны» за попытку бегства. Она приходит на пляж и видит множество столбов, к которым привязали десятки людей, оставленных медленно и мучительно умирать. Среди трупов Элли находит едва живых Эбби и Льва, освобождает их и, сама истекая кровью от недавнего ранения, даже думает их отпустить.


Но уже перед погружением на лодку у Элли случается очередной приступ: она вспоминает изуродованную голову Джоэла и в ярости вынуждает Эбби драться насмерть вопреки ее мольбе о пощаде. Начинается финальный босс-файт: две сломленные и изможденные, но физически развитые женщины сражаются на туманном берегу из последних сил. Элли одерживает верх и на последнем издыхании начинает топить Эбби.


В этот момент у Элли всплывает еще одно вспоминание о Джоэле, побуждающее совершить последний акт милосердия вопреки собственной миссии. Эбби вырывается из ослабшего хвата и уплывает вместе с Левом. Обессиленная и разбитая, Элли отправляется обратно на ферму в Вайоминг.


Там она обнаруживает опустевший дом, в котором из вещей остались только ее рисунки, музыкальная коллекция и гитара, подаренная Джоэлом. Элли садится у окна и пытается сыграть мелодию – это удается с трудом, ведь она лишилась безымянного пальца и мизинца в финальной схватке с Эбби. В этот момент она возвращается к воспоминанию, из-за которого решила отпустить своего заклятого врага.

Это был напряженный и очень важный диалог между ней и Джоэлом незадолго до его его смерти. Элли долгое время избегала Джоэла после того как узнала правду о случившемся в госпитале несколько лет назад: Джоэл убил вставшего на пути хирурга (отца Эбби) и забрал Элли из операционной, лишив Цикад шанса на создание вакцины ценой жизни девочки. Без тени сожаления Джоэл говорит: «Если бы Господь каким-то образом дал мне второй шанс в тот момент, я бы поступил точно так же». Элли отвечает: «Не думаю, что я когда-нибудь смогу тебя за это простить», – и, после долгой паузы, добавляет: «Но я хотела бы попробовать».


Элли аккуратно прислоняет гитару к стене опустевшего дома, камера медленно поднимается к окну. Мы видим, как Элли медленно уходит с фермы вдаль.

Концовка The Last of Us 2. Рассказываем, чем закончилась огромная игра

Перед финалом The Last of Us 2 стояла практически невыполнимая задача – завершить историю не менее достойно и честно, чем в первой части. Ее концовка получилась немного шокирующей, но изменила восприятие игры в целом и стала предметом долгих обсуждений.

The Last of Us 2 – не та игра, которая производит должное впечатление в формате краткого пересказа, но если вам все равно хочется узнать финал игры, мы расскажем его максимально сжато и достоверно. В случае, если вы все-таки собираетесь в будущем пройти игру, вам стоит покинуть страницу и испытать историю так, как ее задумывали авторы. Вы предупреждены


Читайте также: