Русь чего ты хочешь от меня

Обновлено: 19.05.2024

Во вторник в Москве прошли обыски в «Гоголь-центре», дома у художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова и директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софьи Апфельбаум. «Интерфакс» также сообщил об обыске на «Винзаводе», однако сам центр это опроверг. Обыски связаны с хищениями 200 миллионов рублей бюджетных средств, которые выделялись на театральные постановки в 2011-2014 годах. Несмотря на то что Серебренников проходит по делу лишь как свидетель, театральное сообщество заявило о том, что потрясено случившимся.

Что произошло

Следователи СК в сопровождении сотрудников ФСБ пришли с обысками в квартиру Кирилла Серебренникова на Пречистенке около 9:00. Первой об этом написала в фейсбуке глава правозащитной организации «Русь сидящая» Ольга Романова, после чего ее аккаунт был заблокирован. Довольно быстро у дома, в котором проживает режиссер, стали собираться представители прессы. Проводившие обыск сотрудники ФСБ просили их разойтись, чтобы не навредить режиссеру.

Эти внушения мало кого убедили. Наоборот, людей стало больше. Днем возле театра появился православный активист Дмитрий Энтео с плакатом «Мы требуем защитить нашу культуру от кощунства и коррупции». В спор с ним вступил актер театра Серебренникова Никита Кукушкин.

Во вторник утром сотрудники ОМОНа появились и в «Гоголь-центре» на улице Казакова. В это время в театре проходила репетиция спектакля «Мертвые души», ее прервали. Правоохранители попросили находившихся в тот момент в здании 50 сотрудников театра пройти в большой зал, где у них забрали телефоны.

С обысками также пришли к директору Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софье Апфельбаум, которая раньше возглавляла один из департаментов Министерства культуры. «Интерфакс» также сообщил об обыске в центре современного искусства «Винзавод», однако сама площадка опровергла эту информацию. Не нашел сотрудников правоохранительных органов в здании «Винзавода» и журналист Дождя.

Около 15:30 Серебренников вышел из квартиры в сопровождении сотрудников ФСБ. Они вынесли несколько пакетов, которые отнесли в служебный автомобиль. «Сейчас мы поедем и выясним, что мне предъявляют, потому что я в полном шоке и недоумении», — сказал режиссер. Он добавил, что сотрудники правоохранительных органов вели себя корректно и обещал рассказать подробности позже.

Почему пришли с обысками

Первым о причинах обысков сообщил РБК. Как писало издание, Серебренников проходит по делу о хищениях на сумму более миллиона рублей. Позднее «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник уточнил, что худрук «Гоголь-центра» проходит свидетелем по делу о растрате в театре. Ущерб по делу собеседник агентства оценил в 35 миллионов долларов. Другую сумму назвала «Медуза» — 66,5 миллионах рублей. По данным издания, эти деньги департамент культуры Москвы выделил на проект Кирилла Серебренникова «Платформа», направленные на популяризацию культуры. От имени департамента культуры договор заключала нынешний глава РАМТа Апфельбаум. По информации «Медузы», дело завели по статье «Мошенничество в особо крупном размере», а обыск у Серебренникова провели без решения суда. Издание со ссылкой на постановление о проведении обыска, которое выдал следователь Федутинов, сообщило, что речь идет о «случае, не терпящем отлагательств».


Сотрудники ФСБ перед зданием театра

Согласно официальной информации, обыски проходят в рамках дела о хищении бюджетных средств на сумму около 200 миллионов рублей, сообщил СК. По данным следствия, они были похищены неустановленными лицами из руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 годы. Эти деньги государство выделило по постановлению правительства на развитие и популяризацию искусства.

Возможно, это дело связано со скандалом, в котором оказался центр в 2014 году. Несмотря на дотации из московского бюджета, тогда театр перестал оплачивать счета, но не отказывался от дорогостоящих премьер. После того, как сменился глава департамента культуры Москвы (вместо Сергея Капкова занял Александр Кибовский) в театре назначили нового директора Анастасию Голуб, которая инициировала проверку хозяйственной деятельности «Гоголь-центра». Это привело к тому, что театр отказался от премьер и объявил о долгах в 60 млн рублей (по данным источников «Новой газеты» в мэрии, долги составляли 80 млн рублей) и обратился за помощью в департамент культуры Москвы. Кибовский заявил, что театр убыточен, а Голуб ушла оттуда через несколько месяцев. Серебренников отметил, что пересмотр экономической модели театра был связан с общеэкономической ситуацией в стране.

Что такое «Платформа» и «Седьмая студия»

Постановки Серебренникова часто вызывали резкую критику. Например, «Золотого петушка» в Большом критиковали за слишком смелую интерпретацию классики и участие в постановке обнаженных актеров. В интервью Esquire Капков рассказывал, что за постановками в «Гоголь-центре», который Капков возглавляет с 2012 года, внимательно следили чиновники. «Как правило, после разбора ситуации претензии исчезали. Например, один раз меня пытались обвинить в том, что я даю деньги и позволяю Серебренникову ставить спектакли про фашистов и нацистов. А потом выяснилось, что постановка была по книге Захара Прилепина, за которую он получил премию от Минкульта, а спектакль был не в "Гоголь-Центре", а на "Платформе"», — сказал он.

«Платформа» — экспериментальный проект по популяризации современного искусства, который открылся в октябре 2011 года на «Винзаводе». Его автором и художественным руководителем с 2011 по 2014 годы был Серебренников. Проект объединил на одной площадке четыре направления — музыку, танец, театр и медиа.

«Седьмая студия» — это созданная Серебренниковым в 2012 году театральная группа, в которую вошли студенты его актерско-режиссерского курса во МХАТе. «Седьмая студия» выступала в МХТ им. Чехова, «Винзаводе». Позже актеры проекта стали резидентами «Гоголь-центра».

В 2014 году «Седьмая студия» ставила спектакль «Феи» французского режиссера Давида Бобе и драматурга Ронана Шено. Спектакль ставили в МХТ им. Чехова, а затем в «Гоголь-центре». В ноябре 2014 года «Гоголь-центр» заключил контракт с «Седьмой студией» на передачу прав на постановку спектакля на сцене «Гоголь-центра». Как следует из документации на сайте госзакупок, сумма контракта составила 361 тысячу рублей.

В 2014 году труппа «Седьмой студии» отправлялась на гастроли во Францию. Артисты собирались показать два спектакля из репертуара «Гоголь-центра», поставленных французским режиссером Давидом Бобе, руководителем компании Rictus: «Гамлет» и «Метаморфозы».

Реакция властей и театрального сообщества

Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский сказал Дождю, что у департамента нет претензий к театру.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что ситуация вокруг «Гоголь-центра» не касается Кремля. «Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», — сказал он. Песков добавил, что СК связало обыски с делом о хищении бюджетных денег. «Никакой политики, творчества — ничего там нет. И поэтому нет никакого повода для того, чтобы информировать Кремль», — сказал он.

Многие режиссеры, журналисты и другие известные люди в своих аккаунтах в соцсетях высказывались в поддержку Кириллу Серебренникову. Десятки человек пришли к зданию театру после того, как «Гоголь-центр» попросил о поддержке. К собравшимся вышла Чулпан Хаматова, которая зачитала обращение друзей и коллег Кирилла Серебренникова в поддержку режиссера.


Фронтмен TeslaBoy Антон Севидов выступает перед зданием театра

Лирическое отступление "Русь! Русь! вижу тебя. " из поэмы "Мертвые души", глава XI (текст эпизода, фрагмент, отрывок)


". Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными, высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные, дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющом и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные, ясные небеса. Открыто пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. "

Это был текст лирического отступления "Русь! Русь! вижу тебя. " из главы XI поэмы "Мертвые души" Н. В. Гоголя (текст эпизода, фрагмент, отрывок из произведения).

Русь! Русь! Вижу тебя…

« Р усь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса.

Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?

Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?

Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. »

Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.

Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони!

Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Какое самое короткое лирическое отступление у гоголя в мертвых душах?

Какая непостижимая связь таится междунам? Что глядишь ты так, и зачем все что есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? … И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжёлое грядущими дождями, и онемела мысль
перед твоим пространством.
Что пророчит се необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца?
Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?
И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей, неестественной властью осветились мои очи:
У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле дал! Русь! »

Русь-тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал? ! сравнение Руси с несуйщейся вперёд тройкой лошадей, вот только куда она несётся-не даёт ответа. Как и сегодня.

может и не самое короткое, но красивое, в 11 главе:

Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?. . И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Читайте также: