Аркс кому принадлежит

Обновлено: 06.07.2024

Начало июля 2021-го в столице и Подмосковье выдалось непривычно знойным, дорожная пыль в густом раскаленном воздухе не лучшее сопровождение самой высокой делегации. Владимир Путин, сев в президентский лимузин, надел солнцезащитные очки — за рулем Aurus глава государства инспектировал Центральную кольцевую автодорогу. Добравшись до центрального пункта управления трассой, Путин в окружении высших чиновников запустил по ней движение.

Поражение вирусом

Господряды, пусть даже с нулевой рентабельностью, позволяют строителям загрузить имеющиеся мощности и продержаться на плаву в кризис. Пандемия коронавируса мощно ударила по бизнесу Агаларова в целом. От ограничений пострадали почти все направления деятельности Crocus Group. В состав холдинга входят концертные залы «Крокус Сити Холл» и Vegas, выставочный комплекс, торговые центры, например три ТРЦ Vegas на МКАД, объекты в сфере спорта и развлечений, холдинг «Жара».

У компании были большие планы: на территории «Крокуса» Агаларов собирался построить офисный центр площадью 138 000 кв. м и 300 000 кв. м жилой недвижимости. Программу развития комплексов Vegas и «Твой дом» в регионах пришлось заморозить из-за текущей ситуации и высокой налоговой нагрузки. Предприятия Агаларова пострадали в разной степени.

Посещаемость торговых центров упала, по его словам, на 20–30%, магазины «Твой дом» вообще не закрывались на карантин. Выставочный центр простаивал без коммерческих мероприятий. Трижды в «Крокус-Экспо» разворачивали инфекционный госпиталь для коронавирусных больных. За использование «Экспоцентра» под нужды госпиталя правительство Московской области заплатило 1,5 млрд рублей. За такое же время «Экспоцентр» обычно зарабатывает 6 млрд рублей, говорит Агаларов. «Для выставочного центра, где проводятся международные соревнования, инфекционный госпиталь… — это очень плохо, понимаете? Но это вынужденная мера, никуда не денешься», — рассуждает Агаларов.

Из-за коронавирусных ограничений Crocus Group не смогла полноценно провести фестиваль «Жара». Этим мероприятием занимается бизнесмен и певец, сын Агаларова Эмин. Миллиардер с гордостью показывает видео с празднования 65-летия звезды советской эстрады Муслима Магомаева, которое проходило в «Крокус Сити» в 2007 году. Исполнив композицию, певец представил публике «сына своего лучшего друга Агаларова Араза».

Близкое знакомство с прославленным баритоном действительно вдохновило Эмина на занятия музыкой, однако Агаларов-старший называет наследника в первую очередь бизнесменом. К сфере его ответственности относятся, помимо музыкального холдинга, центры Vegas, концертные залы, рестораны, фитнес-центры и вся городская недвижимость. «Советов он у меня не спрашивает, все делает сам — и достаточно неплохо», — считает миллиардер. Эмин говорит, что в Crocus Group он обычный менеджер и занимается теми проектами, которые поручил ему отец, а музыкой — после рабочего дня и на выходных.

Готов ли наследник принять на себя управление отцовским бизнесом? «Абсолютно», — убежден Агаларов-старший. Пока бизнес не в лучшей форме. Прибыли хватает только на обслуживание кредитов и уплату налогов, говорит Агаларов: «Когда после завершения любого объекта меня начинают трамбовать спецслужбы, я говорю: найдите мои деньги, и я вам скажу спасибо». Общая кредитная нагрузка компании составляет 120 млрд рублей, все средства получены в Сбербанке. Изначально это были долларовые кредиты, из-за курсовой разницы они сильно выросли в 2015 году и были переоформлены в рублевые.

Год назад Агаларов-младший даже был вынужден взять личные кредиты, благодаря этому им удалось сохранить бизнес и выплачивать зарплату, говорит Эмин. По мнению Агаларова-старшего, полноценного восстановления его бизнеса можно ждать после открытия границ.

Восточный партнер

В сентябре 2020 года Владимир Путин общался по видеосвязи с победителями конкурса «Лидеры России». «Я, когда приезжаю к вам, не могу не испытывать чувство восторга, когда смотрю, особенно вечером, на университет. Когда подъезжаешь, смотришь через мост. » — обратился глава государства к победителю с Дальнего Востока. Приятными переживаниями Владимир Путин обязан Аразу Агаларову: строительство Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) стало его первым господрядом.

В мае 2009 года Crocus Group распоряжением Путина была назначена единственным подрядчиком по строительству объектов университета и конференц-центра на острове Русский во Владивостоке. В рамках проекта было построено 500 000 кв. м: учебные корпуса, административные здания, общежития, модернизирован аэропорт. Как насчет прибыли? В 2015 году Crocus Group подала в суд на Минфин, потребовав возместить убытки от стройки во Владивостоке. Весной 2016 года власти выплатили Crocus Group 1,1 млрд рублей. «Агаларов ничего на этом не заработал. Абсолютно политический проект, он ввязался, потому что Путин попросил», — говорит его знакомый.

Впоследствии Crocus Group построила два стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининграде и Ростове-на-Дону, станцию метро «Мякинино», здание «Технопарка» по заказу Сбербанка в инновационном центре «Сколково», аэропорт в Петропавловске-Камчатском, больницу на Камчатке. «Я эти стройки расцениваю как портфолио. На сегодня фактически мы строили абсолютно все — дороги, больницы, университеты, концертные залы, выставочные центры, торговые центры, мосты. Мы специалисты широкого профиля», — говорит Агаларов. В начале 2020 года Crocus Group заключила с «Роскосмосом» контракт на строительство первого этапа аэропортового комплекса на космодроме «Восточный». По словам Агаларова, существенных денег на госпроектах он не заработал (максимальная прибыль — 800 млн рублей).

По оценке директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, для участия в строительстве крупных инфраструктурных объектов компания должна на протяжении нескольких лет иметь обороты не менее $1 млрд в год, это необходимо в том числе для обслуживания лизинговых платежей за оборудование, минимально необходимое для вхождения в такие проекты. Один из проектов Агаларова — больница на Камчатке. Премьер Михаил Мишустин не нашел среди местных строителей подрядчика и поручил возведение объекта Агаларову. «Мне затем министр строительства Ирек Файзуллин сообщил: ты знаешь, остановились на тебе, решили, что надо Агаларову поручить», — говорит бизнесмен.

Об отношениях с представителями власти Агаларов говорит неохотно: «Дружить с власть имущими — это всегда быть на первых страницах всех Telegram-каналов. Я обычно начинаю со всеми дружить после того, как их снимают с работы. Как правило, когда человека увольняют с работы, с ним уже никто не хочет общаться, а у меня как раз появляется время поговорить по душам». Хотя он не скрывает, что хорошо знаком с Аркадием Ротенбергом, конкурентом в строительном бизнесе, одним из крупнейших гос­подрядчиков и давним другом Владимира Путина.

«Когда после завершения любого объекта меня начинают трамбовать спецслужбы, я говорю: найдите мои деньги, и я вам скажу спасибо» · Фото Александра Карнюхина для Forbes

Бетонная аргументация

Проект строительства новой дороги по контуру «первой бетонки», проложенной в целях противовоздушной обороны в 1950–1960-х годах примерно в 50 км от Москвы, был утвержден еще в 2001 году. Модернизированная трасса должна разгрузить МКАД и подмосковные дороги от транзитных грузовиков. Как это часто бывает, срок реализации крупного инфраструктурного проекта неоднократно переносился, а стоимость многократно возросла.

У Агаларова на тот момент не было опыта строительства дорожных объектов такой сложности. «В день подачи заявок на участие в ЦКАД-1 мы толкали по коридору тележку с несколькими коробками бумаг. Заявка Агаларова состояла из одной папочки», — вспоминает бывший сотрудник АРКС. В итоге контракт получил «Стройгазконсалтинг», но выполнить его не смог. И «Автодор» перепоручил проект Crocus Group. АРКС, вначале пытавшаяся оспорить результаты конкурса, к тому моменту уже потеряла интерес к первому отрезку — компания стала подрядчиком строительства ЦКАД-5. «Проект сложный, но я люблю сложные проекты, вы знаете, поэтому нам его делать интересно. Мы планируем закончить к 2018 году», — говорил тогда Агаларов на канале «Россия 24».

Crocus Group пришлось столкнуться со многими проблемами. Первой стала необходимость переустройства инженерных коммуникаций, их на первом участке оказалось больше, чем на других сегментах ЦКАД. Была и бумажная волокита: пока проект реализовывался, часть дороги вошла в состав Новой Москвы, из-за чего изменились технические условия, пришлось переделывать документацию, объясняет глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. На ЦКАД-1 расположено 24 газопровода, девять из них магистральные, их должен был переложить госзаказчик.

Эти работы были завершены только к концу 2020 года. Кроме того, на участке было необходимо возвести 50 мостов разной сложности. В итоге Crocus Group пришлось построить 25 км дорог и 23 моста за шесть месяцев при нормативных сроках строительства 15–18 месяцев. «Очередной героизм, и, естественно, денег, как обычно, не хватало», — говорит Агаларов. Необходимость возведения мостов не только затянула строительство, но и чуть не окончилась плачевно для строительного бизнеса Агаларова.

В феврале 2019 года Счетная палата заявила, что проект не будет реализован в срок, и вскоре глава «Автодора» Сергей Кельбах был отправлен в отставку. В июле против него было возбуждено уголовное дело. Чиновника подозревали в превышении полномочий, в том числе при перечислении аванса Crocus Group. В декабре 2019 года «Автодор» подал иск уже к Crocus Group.

Камнем преткновения стал аванс на 9 млрд рублей, из которых 1,8 млрд рублей ушло на оплату НДС, а на остальные деньги Crocus Group заказала мостовые сооружения у завода «Курганстальмост», рассказывает Агаларов. По его словам, он специально так сделал, понимая, что стоимость металла будет расти, и оказался прав. «Получилось, что мы весь аванс потратили на НДС и заказ мостовых сооружений. Дальше дорогу было строить практически не на что, требовались дополнительные авансы», — говорит, разводя руками, Агаларов. В итоге правительство поддержало бизнесмена, и иск был отозван.

Из-за растянувшихся сроков стоимость материалов выросла многократно. Цены на строительную продукцию за последнее десятилетие в среднем росли почти на 5,5% ежегодно, по данным Росстата. «Проблема не только ЦКАД, а вообще строительной отрасли заключается в том, что сметы составляются и проходят экспертизу сегодня, а стройка идет три-четыре-пять лет. И вместо заработка, как правило, получаются потери», — сетует Агаларов. Изначально цена контракта на строительство ЦКАД-1 составляла 48 млрд рублей, из них 6,8 млрд должна была вложить Crocus Group (собственных или кредитных).

В 2019 году стало ясно, что денег не хватает, и правительство добавило 10% на случай удорожания работ. Стоимость контракта выросла до 52 млрд рублей. Crocus Group в итоге, по словам Агаларова, потратила 55 млрд рублей. «Когда проект начинался, мы чисто арифметически посчитали, что все нормально должно быть, и согласились», — уточняет бизнесмен. «В докрымский период госконтракты были выгодны не с точки зрения престижа, будущего пиара и получения каких-то новых контрактов и преференций, а именно с точки зрения зарабатывания здесь и сейчас», — говорит один из участников рынка. Строительство стало гораздо менее прибыльным, признает участник списка Forbes, занимающийся этим бизнесом: если 10 лет назад срок окупаемости составлял семь-восемь лет, то сейчас — 20 лет.

Группа АРКС

АРКС много лет была крупным подрядчиком по строительству инфраструктурных объектов, занималась земляными работами и строила жилые дома.

После смены власти в Москве компания, которая, как считается, подконтрольна отцу и сыну Александру и Владимиру Лавленцевым (первый до 2010 года работал замруководителя тендерного комитета Москвы, в 2013-2014 гг. — вице-губернатором Санкт-Петербурга, сейчас — главный федеральный инспектор Москвы), стала терять заказы.

100 млрд рублей — портфель заказов АРКС в сфере транспортного, инженерного и другого строительства.

Весной 2014 года компания выиграла конкурс на реконструкцию Волгоградского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью. Стоимость проекта — 5,7 млрд рублей.

Партнером Тимченко по «Стройтрансгазу» стал бывший замглавы Петербурга

Владимир Лавленцев

Предприниматель Владимир Лавленцев приобрел почти 20% акций компании ОСХ, основным акционером которой является бизнесмен Геннадий Тимченко, следует из данных СПАРК.

Покупка доли в размере 19,99% произошла 13 августа, до этого эта часть акций принадлежала Газпромбанку.

80,01% ОСХ принадлежит инвестиционной группе «Волга Груп» Тимченко, но эта доля сейчас заложена в Газпромбанке.

ОСХ также является основным акционером АО «Стройтрансгаз» (СТГ), ей принадлежит 88,7% компании. Еще 10,67% — у «Гресиана бизнес инк» (ее владельцы не раскрываются), остальные акции «Стройтрансгаза» — у физлиц, следует из данных СПАРК.

Представитель Тимченко подтвердил РБК, что Владимир Лавленцев стал его партнером в «Стройтрансгазе». «Владимир Лавленцев — профессиональный управленец и высококвалифицированный эксперт в области строительства. Мы рассчитываем на продуктивное партнерство в рамках АО «СТГ», — сказал он. Он подтвердил, что речь идет о бывшем вице-губернаторе Петербурга.

«У компании серьезный потенциал развития в основных направлениях бизнеса, в том числе с перспективами реализации в России масштабных инфраструктурных проектов», — передал РБК через представителя Владимир Лавленцев. При этом сумму сделки бизнесмен не раскрыл.

Представитель Газпромбанка отказался от комментариев.

За десять дней до сделки по покупке доли в ОСХ «Стройтрансгаз» зарегистрировал петербургскую «дочку» «Метротрансстрой». В июле «Фонтанка» писала, что «Стройтрансгаз» может зайти на петербургский рынок и претендовать на подряды на строительство объектов метро.

Лавленцев и Тимченко уже были партнерами в прошлом. Владимир Лавленцев был акционером и возглавлял инвестиционно-финансовую строительную компанию АРКС, которую основал его отец Александр. В 2015 году структуры Тимченко вышли из АРКС, на тот момент у «Волга Груп» было 25% акций. При этом представитель АРКС сообщал РБК, что компания будет и дальше взаимодействовать с подконтрольными Тимченко компаниями, но уже не в рамках единой структуры, а в качестве партнеров.

В 2013 году Владимир Лавленцев перешел на госслужбу и занял пост вице-губернатора Санкт-Петербурга. В его ведении находились вопросы, связанные с ЖКХ, благоустройством и энергетикой. В октябре 2014 года он покинул пост. В 2015–2018 годах он работал главным федеральным инспектором по Москве аппарата полномочного представителя президента в ЦФО.

Убежал со стройки: почему Геннадий Тимченко продает строительные активы

Миллиардер Геннадий Тимченко

О том, что миллиардер Геннадий Тимченко продал блокпакет в строительной компании «Мост» бизнесмену Руслану Байсарову, РБК рассказал источник, близкий к покупателю. Факт покупки подтвердил представитель Байсарова, отказавшись уточнить, у кого именно он приобрел пакет и за какую сумму. По его словам, актив стал интересен бизнесмену, потому что в этом году принадлежащая ему Тувинская энергетическая промышленная корпорация планирует начать строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино. Ему понадобятся строительные мощности: в проект заложено более 120 мостов и восемь ​​тоннелей.

Продать актив Тимченко удалось только со второй попытки. В феврале этого года представитель принадлежащей ему Volga Group Антон Куревин сообщал, что Тимченко продал свой пакет в «Мосте» (25% плюс 1 акция) одному из действующих акционеров строительной компании. Но тогда пресс-служба СК «Мост» факт покупки опровергла.

Акционеры «Моста» не смогли расплатиться с Тимченко, поэтому пришлось искать другого покупателя, утверждает источник, близкий к новому покупателю. Источник, близкий к Тимченко, подтверждает, что первая сделка не состоялась и несколько месяцев назад с предложением выступил Байсаров: «Его условия совпали с ожиданиями Volga Group». Куревин ограничился комментарием, что Volga Group больше не владеет «Мостом». Представитель СК «Мост» говорит, что о сделке ему неизвестно.

Группа компаний СК «Мост» была основана строителями БАМ Владимиром Костылевым и Евгением Суром. В 2012 году 25% (с опционом на увеличение пакета) приобрел Геннадий Тимченко, который планировал на базе своих строительных активов единый холдинг.

Самый известный проект, реализованный СК «Мост», — строительство моста на остров Русский во Владивостоке. Выручка компании, по данным Forbes, в 2013 году составляла 66 млрд руб. (в 2011 году выручка составляла 70 млрд руб.). СК «Мост» входит в пятерку крупнейших подрядчиков строительства московского метро, в 2013 году на долю компании приходилось 9% от общего объема строительства, сумма контрактов составляла почти 7 млрд руб.

По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, стоимость сделки могла составить от 7 млрд до 10 млрд руб. с учетом обязательств по обеспечению заказами. Если СК «Мост» будет привлечена к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, компания будет загружена заказами на ближайшие три года, отмечает эксперт. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается более чем в 200 млрд руб..

Байсаров заинтересован в покупке строительных активов, так как ему предстоит крупная стройка, соглашается аналитик RMG Егор Дахтлер​. А у Тимченко сейчас нет проектов для этой компании, добавляет он.

Как Байсаров пытался купить «Стройгазконсалтинг»

Для Руслана Байсарова, состояние которого, по данным Forbes, составляет $0,9 млрд, это не первая покупка компании, занимающейся строительством инфраструктуры. В конце 2013 года он купил 30% в крупнейшем на тот момент подрядчике «Газпрома» — «Стройгазконсалтинге» Зияда Манасира. В июне 2014 года представители Байсарова заявили, что он нарастил долю до 74,1%. Но к тому времени «Стройгазконсалтинг» уже лишился основных заказов «Газпрома». Не сумев восстановить отношения с основным заказчиком, компания столкнулась со значительными финансовыми трудностями. В итоге весной 2015 года было объявлено, что 100% «Стройгазконсалтинга» купили Газпромбанк и инвестфонд UCP Ильи Щербовича. Сумма сделки не раскрывалась. Как рассказывали ранее источники РБК, Щербович работает над реструктуризацией компании, в результате которой ее активы могут быть разделены между несколькими владельцами, включая Байсарова.


Дорожная сделка

​Сделка по продаже 25% строительного подрядчика АРКС, принадлежавших Volga Group, также была завершена на днях, сообщил РБК источник, знакомый с ходом переговоров. Эту информацию подтвердил Куревин. По его словам, сделка «денежная и носит рыночный характер». Детали продажи он комментировать отказался.

Представитель АРКС подтвердил РБК, что сделка состоялась, но рассказать ее условия он также отказался. Он добавил, что компания продолжит взаимодействие со структурами Тимченко, но «уже не в рамках единой структуры, а как партнеры».

Долю Тимченко выкупили «основные владельцы компании», они же вышли с первичным предложением о покупке, утверждает источник РБК. Другими совладельцами компании считаются ее основатель Александр Лавленцев и его сын.

Тимченко стал совладельцем АРКС в декабре 2011 года. Сумма сделки не раскрывалась, по оценке экспертов (на них ссылались «Ведомости» в 2012 году), блокпакет строительной компании мог стоить $200 млн.

В апреле «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что структура Тимченко Stroytransgaz Holding завершает продажу своих 25% в АРКС. Сейчас 100% АРКС принадлежит сингапурской ARKS Group (данные ЕГРЮЛ).

Дорожные подряды АРКС

Группа компаний АРКС образована на основе ОАО «Управление механизации № 4». В 1998 году заработало ООО «АРКС инж» — строительство инженерных сетей и коммуникаций. С 2000 года возводить сооружения из монолитного железобетона начал «АРКС монолит». К 2010 году в состав группы компаний АРКС входят структуры по строительству дорог, гидротехнических сооружений, линий электропередачи и сетей связи и монтажу контактных сетей городского электрического транспорта.

В декабре 2011 года 25% + 1 акция приобрела STG Holding, совладельцем которой выступают структуры Геннадия Тимченко.

С этого момента АРКС получила крупные подряды в Москве. В декабре 2011 года это реконструкция Каширского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе — подряд на 8,5 млрд руб. В феврале 2012-го — реконструкция Балаклавского проспекта — Рублевского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе — контракт на 7,4 млрд руб. В том же году АРКС начал реконструкцию Дмитровского шоссе ценой 21,1 млрд руб. В 2014 году АРКС выигрывает конкурс на строительство 5-го участка ЦКАД за 42,2 млрд руб.

Выручка компании, по данным Forbes, в 2010 году составляла 44,4 млрд руб., но после смены власти в Москве компания стала терять заказы. В 2011 году выручка снизилась до 18,1 млрд руб. По итогам 2013 года показатели удалось улучшить до 34,1 млрд руб.

Причины распродажи

В 2012 году в интервью Forbes Тимченко говорил, что собирается создать одну из крупнейших в России строительных групп из всех своих профильных активов на базе «Стройтрансгаза». Предполагалось, что в нее войдут АРКС и «Мост», в которых у бизнесмена были опционы на увеличение доли. «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку, оценки все прозрачные», — уверял тогда бизнесмен.

Но реализовать идею не удалось, признавал в начале этого года возглавлявший на тот момент «Стройтрансгаз» Вадим Гуринов. Он объяснял, что строительные компании, совладельцем которых является Тимченко, продолжают работают не в рамках одной структуры, а самостоятельно и даже конкурируют друг с другом. «Скажу честно, между нашими компаниями есть конкуренция [на тендерах], которая выгодна только для заказчиков. Нам же она не приносит никаких плюсов. Поэтому в 2015 году продолжатся начатые процессы по оптимизации портфеля строительных активов Stroytransgaz Holding с тем, чтобы активы не препятствовали развитию друг друга, тем более в сложившейся ситуации на рынке», — объяснял Гуринов (цитата по Интерфаксу).

Продажа долей в АРКС и СК «Мост» — важный этап реструктуризации портфеля строительных активов, говорит Куревин. Из инфраструктурных активов у группы остались доли в группе «Стройтрансгаз» (ОАО «СТГ») и в одноименном ЗАО. Куревин утверждает, что миллиардер не планирует продавать эти компании. По его словам, Volga Group будет заниматься в том числе развитием этих активов — повышать качество управления, эффективность и внутреннюю рентабельность.

ЗАО и ОАО

V olga Group Геннадия Тимченко контролирует 63% ОАО «Стройтрансгаз» и 31,5% ЗАО «Стройтрансгаз».

ОАО «СТГ» — многопрофильный строительный холдинг. В числе реализованных проектов компании — строительство магистральных трубопроводных систем Ямал — Европа, участки нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) 1 и 2, газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток», обустройство месторождений Заполярное, Ямбургское, Уренгойское, Ванкорское, строительство спортивного комплекса «Сибур арена» в Санкт-Петербурге. Компания строит два стадиона к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгограде и Нижнем Новгороде стоимостью 16,3 млрд руб. и 17 млрд руб. соответственно. Неконсолидированная выручка ОАО «Стройтрансгаз» за прошлый год, по данным компании, составила 26,4 млрд руб.

ЗАО «СТГ» — строительная компания, которая специализируется на строительстве инфраструктурных объектов нефтегазовой отрасли. Штат компании превышает 7 тыс. человек, количество техники и оборудования — около 3 тыс. единиц. По итогам 2014 года компания увеличила выручку с 57,8 млрд руб. до 102,7 млрд руб. СТГ строила участки системы газопроводов «Южный коридор», нефтепроводной системы (ВСТО), газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В этом году «Стройтрансгаз» получил несколько участков газопровода «Сила Сибири». В 2015 году СТГ заключил восемь госконтрактов на 20,2 млрд руб., следует из базы данных СПАРК-Интерфакс.

Суммарная выручка ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Стройстрансгаз» и ООО «Стройтрансгаз-М» в 2014 году, по данным Интерфакса, составляет 145 млрд руб.

Интерес Тимченко к инфраструктурному бизнесу сильно упал — бизнес тяжелый, а доходность оставляет желать лучшего, рассказывал недавно РБК один из его знакомых. Бизнесмена сейчас больше интересуют проекты, далекие от инфраструктуры, вроде культурного обмена между Россией и Францией, говорил собеседник РБК. По его мнению, Тимченко был бы не против выйти и из других строительных активов, но на рынке нет покупателя.

Сейчас Геннадий Тимченко занимает должность председателя экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты и является сопредседателем Российско-китайского делового совета.


Кризис на рынке

На снижение привлекательности инфраструктурного бизнеса жалуются сами подрядчики. Весной о тяжелой ситуации на рынке в своей годовой отчетности сообщил «Мостотрест». Компания отмечала, что динамика рынка в прошлом году была отрицательной и составила минус 4%. Причины снижения активности — окончание олимпийских строек, приостановка строительства компаниями, попавшими в сложное финансовое положение, сдвиг сроков многих концессионных конкурсов. «Мостотрест» отмечал, что растет количество компаний, попавших в трудное финансовое положение, которые не могут завершить свои проекты, а государство тратит дополнительные ресурсы на привлечение новых подрядчиков. Крупные банки из-за кризиса также перестали доверять строительным компаниям — приостановили выдачу банковских гарантий и стараются ограничить объем кредитных средств.

В мае на то, что строить становится невыгодно, пожаловался еще один крупный подрядчик — « Стройгазмонтаж » Аркадия Ротенберга. По данным компании, в 2015 году объем рынка нефтегазового строительства сократится с 3,1 трлн до 2,3 трлн руб., из них больше 730 млрд руб. придется на сооружение нефте- и газопроводов. По прогнозу директора по развитию и стратегии СГМ Иосифа Панчака, в следующие несколько лет роста спроса на услуги подрядчиков не будет: к 2017 году общий объем заказов не превысит 2,4 трлн руб., а по трубопроводам — 705,3 млрд руб. В 2015 году операционная рентабельность даже крупных подрядчиков нефтегазового строительства, по расчетам СГМ, составит всего около 5%, а к 2017 году этот показатель может стать отрицательным и упасть до -6%.

Пока у инфраструктурных ​компаний достаточно большой бэк-лог, но в ближайшее время других крупных инфраструктурных проектов не предвидится, отмечает аналитик RMG Егор Дахтлер. Потому роста доходности также ждать не стоит, говорит он.

С начала этого года суд признал банкротом и открыл конкурсное производство в целом ряде крупных строительных компаний. Арбитраж поставил точку в деле НПО «Мостовик», которое строило объекты к саммиту стран АТЭС во Владивостоке и Олимпиаде в Сочи, то же случилось с НПО «Космос», занимавшемся строительством дорог, тоннелей, мостов и взлетно-посадочных полос. Банкротом признан «Мосинжстрой» – одна из крупнейших подрядных компаний столицы. В мае процедура наблюдения введена в «Инжтрансстрое» (входит в «Трансстрой», который в конце прошлого года предприниматель Егор Андреев купил у Олега Дерипаски). Несколько недель спустя суд ввел процедуру наблюдения в еще одной подрядной компании – «Группе Е4», бенифициаром которой до июня был министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

Читайте также: