Valiant hearts время прохождения

Обновлено: 05.07.2024


Доброго времени суток, друзья. Хотелось бы поделиться своим мнением об этой очень трогательной игре, которая для меня стала одной из лучших игр 2014 года.

Valiant Hearts: The Great War - это игра в жанре квеста-головоломки, разработанная компанией Ubisoft, выпущенная в 2014 году. Было интересно увидеть игру в этом жанре от Юбисофт, т.к. они в основном сосредоточены над выпуском "assassins creed" и "The crew".

Сюжет развивается вокруг нескольких персонажей: Эмиля,Карла,Анны и Фредди, оказавшихся на фронте Первой Мировой войны. Им предстоит плечом к плечу пережить все невзгоды, трудности и ужасы, которые приносит война. Мы увидим всё, что происходило с ними с 1914 по 1917 года. Это история войны глазами французов, мы увидим их взаимоотношения с другими нациями, главные боевые действия французской армии и историю главных героев в этом мировом хаосе. Во время игры мы можем посмотреть историческую справку о самых важных событиях на фронте, которые нам показаны в игре, что позволяет еще лучше узнать мировую историю. Также мы можем просмотреть некоторые выдержки из дневников участников войны, а еще есть маленькие справочки о самых распространенных предметах на той войне. За сюжет я поставлю 9 из 10, т.к. эта история трогает до глубины души, ты сопереживаешь героям на протяжении всей игры и интересно узнать, что же случится с ними в следующей миссии, а также очень интересно рассказывается история войны.

Valiant Hearts сделана на движке, который используется в играх серии "Rayman", а также игре "Child Of Light". Игровой процесс представлен в виде 2.5 D-платформера. Геймплей заключается в решении головоломок и поиске предметов. Герои всегда ходят с одним набором предметов: Эмиль с лопатой, Фредди с кусачками. Во время игры за Анну, будет включаться мини-игра для лечения раненых персонажей (очень напоминает Guitar Hero), которая довольно скоро надоедает. Загадки в игре не отличаются разнообразием и довольно просты, т.к. заключаются в нажатии рычагов, поиске предметов, которые можно швырнуть, или управлении собакой, которая может пролезть в маленькие дыры (но если вы все-таки не додумаетесь, то в игре есть система подсказок). В какие-то моменты это разбавляется погонями на машинах или боем с боссами. За геймплей я поставлю 8 из 10.

мини-игра за Анну

мини-игра за Анну

Графика в игре не совсем обычная - она рисованная. Возможно, это сделано, чтобы как-то по-особенному передать ужасающую атмосферу тех лет войны. Но всё нарисовано на очень достойном уровне и запоминается своей необычностью. Мультяшность ничуть не ухудшает атмосферу, а наоборот придает некую изюминку. Музыкальное сопровождение выше всяких похвал, оно помогает поддержать ту атмосферу, те события, которые происходят на экране. А всеми узнаваемая классическая музыка во время сцен погони заставляет сердце наслаждаться красотой мелодии и не дает скучать. Всё это заслуживает оценки 10 из 10.

Т.о., этой игре я ставлю оценку 9 из 10, за непередаваемые чувства, которые возникают во время прохождения, за историчность, за великолепное музыкальное сопровождение и необычную рисовку. Я бы назвал Valiant Hearts лучшей игрой, выпущенной Ubisoft в 2014 году. Настоятельно рекомендую игру к прохождению.

война меняет человека

война меняет человека

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Человеческая память - довольно странная штука. Можно с успехом держать в голове оговорки в течение жизни, но забыть составленный час назад список покупок. Или день рождения друга. Или пройденную пару лет назад игру, хотя успешные забываются редко. Судьба таких проектов одинакова: чаще всего запускающийся в производство сиквел порождает полноценную франшизу. Примеров тому тысячи, начиная от "Марио" и заканчивая Hellblade. Встречаются и другие случаи. Некоторые проекты, вроде Spec Ops: The Line, не получают продолжений, но остаются культовыми. Другие не держатся в памяти постоянно, но быстро возвращаются: например, The Saboteur или Bulletstorm. Впрочем, грань между категориями у каждого своя.

Разные последствия в первую очередь зависят от финансовых показателей. В мире капитализма бизнес, даже творческий, подчиняется простому правилу: "Есть прибыль - работаем, нет прибыли - сворачиваемся". Немного грубо, но правдиво. Серьёзно, кто будет вливать сотни тысяч нефти долларов в никуда?

Но существуют необычные исключения. Вроде бы игры, успешные на выходе, но которые выветрились из памяти спустя пару лет. Их нет в списках "Возможно, вы пропустили", потому что на старте было сложно пропустить. Иногда они появлялись в "Лучших играх года", где-нибудь в жанровых номинациях. Но время неумолимо вычёркивает эти игры. Кто, например, помнит Mark of the Ninja? Любители двумерных стелс-платформеров, но мы понимаем масштаб этой аудитории. Вот и сегодняшний гость, кажется, из категории "стёртых из памяти". Пора посмотреть, насколько правильно многие забыли Valiant Hearts: The Great War.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Овечий стелс!

War has changed

Первая мировая война - знаковое для истории событие - долгое время была на обочине массовой культуры. В принципе, логично - только мир оправился, как тут же началась вторая, куда более жестокая и разрушительная. Ей посвятили львиную долю военных книг, фильмов и, конечно же, игр. Понятие "Шутер про Вторую мировую" даже успело стать нарицательным. Но недавно ситуация изменилась. В канун столетней годовщины авторы начали обращать внимание на ПМВ, словно мир пришёл к осознанию её важности. Это первая (какой поворот!) по-настоящему мировая война, которая полностью сменила все технологии и знания военного дела. Она была кровопролитной и оставила отпечаток в жизнях миллионов людей. И в конце концов, у неё не было ясного художественного стиля - какой творческий потенциал!

Valiant Hearts вышла из-под компьютерных перьев подразделения Ubisoft в городе Монпелье и стала одной из тех "ласточек", что впустила в масс-медиа события Первой мировой. Платформер появился в июне 2014 года, и во время выхода о нём говорили чуть ли не из каждого утюга. Собственно, по этой причине в игровом сообществе проект считается успешным, пусть реальных цифр продаж никто не называл.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Когда для рассказа не нужны слова

Первое, с чем предстоит столкнуться при запуске - вызывающее желание сжечь Ubisoft Connect, потому что без него начать не выйдет. Если опустить лирику, то уже в главном меню в глаза бросается простой интерфейс и своеобразная рисовка. Контуры персонажей нарочито жёсткие, а палитра цветов основательно уклонилась в серый. Художественный стиль поддерживается периодическими наложениями кадров, стремясь копировать комикс. Кроме того, даже анимации двумерные, что добавляет "мультяшности" происходящему на экране.

Впрочем, плоской игру не назовёшь. Разработчики хорошо поработали над многоуровневостью задников. Грубо говоря, в игре сразу несколько дальних планов, наполненных событиями. Иногда фон мягко перекрывает героев, создавая тем более трёхмерный мир. Также геймдизайнеры регулярно заставляют игрока перемещаться между планами.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Хороший мальчик

Valiant Hearts строит геймплей на решении загадок. Игрока запирают на локации и требуют найти нужный предмет или запустить важный механизм. Поначалу весьма простые, со временем задачки становятся сложнее и состоят из нескольких ступеней. Совсем хардкорных квестов нет, да и в случае чего можно воспользоваться подсказками. Не сразу, но через минуту-другую бессмысленного блуждания игра покажет, в каком направлении двигаться. На каждую загадку даётся две-три такие подсказки. Несмотря на незамысловатость большей части задач, временами советы спасают время и нервы.

Ничья земля между ними

Сюжет игры крутится вокруг четырёх персонажей, жизни которых изменила война. Разработчики, вероятно, хотели показать похожесть судеб, а потому намеренно обезличили героев. Внешность, ровно как и характер, изображены контурно, скорее показывая архетипы. Это касается не только главных действующих лиц: ни у одного персонажа игры нет полноценных реплик - только мало связанные бормотания. Да и глазами - главным элементом уникальности - наградили только собаку. Видимо, заслужила.

Зато места событий очень даже индивидуальны. Игра охватывает основные сражения западноевропейского фронта. Тут и газовая атака на Ипре, и наступление Нивеля, и конечно же "Верденская мясорубка" - куда без неё. Для незнающих есть раздел исторических справок, который постоянно обновляется. Там вкратце описываются реальные события или особенности армейского уклада тех лет. Раздел этот мягко интегрирован в прохождение через коллекционные предметы.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Fields of Verdun. And the Battle has begun.

Будем честными - игра французских разработчиков отстаивает взгляд соотечественников на события войны. К их чести, в чёрно-белое противостояние сюжет не скатывается и "серую мораль" не демонстрирует. Пусть у сюжета есть формальный антагонист, Valiant Hearts вообще не о "хороших" или "плохих". Она о Войне и её влиянии на людей. На примере обобщённых и абстрактных героев нам рассказывают суровую, но трогательную историю. К стилю необходимо привыкнуть, и тогда по мере продвижения по сюжету всё больше проникаешься мыслью о жестокости и бессмысленности человеческих жертв. А концовка, показывающая бессердечность войны как явления, может пробить на слезу.

Война, которая закончит войны

Конечно, только сюжетом такой реакции не добиться. Скудный на диалоги и раскрытие персонажей сценарий компенсируется геймплейным повествованием и кропотливой постановкой. О рассказе истории через игровой процесс вспоминают только при лудонарративном диссонансе, когда очевидна рассинхронизация. Успешное наложение сюжетного и геймплейного повествования воспринимается как данность, и его важность принижается. В Valiant Hearts этого нельзя не отметить. Разработчики настроили геймплей так, чтобы в точности передавать те эмоции, которые испытывает герой на экране. Пример из самого начала: протагонист бежит от накрывающей бомбардировки, солдаты гибнут пачками, снаряды падают плотнее и становится всё сложнее найти безопасное место. Чем труднее выглядит ситуация на экране для протагониста, тем сложнее пройти эпизод игроку. Это требует кучу времени и большой дотошности всех разработчиков, в первую очередь - геймдизайнеров и тестеров.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

"Не кричи на собаку! Собака старше нас по званию"

Чтобы игрок не заскучал от простой механики и повторяющейся логики загадок, создатели наполняют Valiant Hearts разнообразием по-максимуму и не стесняются резко менять настроение. Вот героиня в трогательной атмосфере Парижа мирно чинит машину, а уже через двадцать минут судорожно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых на поле боя. За время прохождения протагонисты успевают и в больших сражениях поучаствовать, и по-тихому захватить пару зданий, и даже удирать на раннеисторических машинах от безумного дизельпанкового БТР. Стоп, что? Очевидно, художники Ubisoft Montpellier не ограничивали полёт фантазии и временами создают совсем уж вундервафли. В комиксной стилистике они смотрятся вполне уместно, но полного реализма ждать точно не стоит.

Музыка игры поддерживает разнообразие. Valiant Hearts полнится самыми разными композициями: как собственными за авторством Питера МакКонелла, так и лицензированными. Причём выбор фоновой музыки в некоторых случаях приятно удивляет. Что может быть лучше для скоростной поездки чем "Канкан"? Особенно радует удачное сплетение оригинального саундтрека с музыкой, не написанной специально для игры.

Valiant Hearts: The Great War - очень крепко скроенный проект. Каждый эпизод, каждая деталь долго выверялась. Видно, сколько труда и любви вложили в игру, словно пытаясь сделать из неё вечное напоминание об ужасах войны. Злая ирония в том, что её саму уже плохо помнят.

Честно сказать, мои познания в истории Первой мировой войны имеют значительные бреши. В школе акцентируют внимание именно на Второй мировой и Великой Отечественной, по понятным причинам, так что Valiant Hearts, оказавшись под рукой, стала некоторым откровением, но давайте по порядку.

Ubisoft Montpellier, известная по таким играм, как Rayman, Beyond Good & Evil и ZombiU, решила заинтересовать геймеров новым произведением в жанре квест-платформер, повествующем о, как вы могли догадаться, Первой мировой.

Запуская Valiant Hearts, в меню вы видите старика с собакой посреди пустующего поля битвы, всё это сопровождается приятной фортепианной музыкой. Я не упускаю этой подробности лишь потому, что именно в этот момент вы знакомитесь со стилистикой и начинаете вживаться в атмосферу.


Сюжет подается в виде истории, в лучших традициях канала Discovery: закадровый голос ведет повествование о конфликте 1914-1918 годов. Всё начинается во Франции, где вас знакомят с фермером Эмилем (который, как раз, и был на экране меню) и его дочерью Мари. Карл, по происхождению немец и по совместительству муж Мари, первого августа был призван Германией на фронт, так что ему приходится покинуть жену с ребенком и ехать на передовую. Третьего августа Германия объявляет войну Франции, что означает мобилизацию Эмиля на защиту родины.


Пока фермер, пыхтя, проходит боевую подготовку, вы проходите её вместе с ним, обучаясь швырять всё подряд, карабкаться, взаимодействовать с людьми и предметами, ну и, естественно, драться. Управление довольно простое (а играла я на ПК): ходьба стрелочками (бегают герои, когда нужно сюжету), прыгать и приседать нельзя, карабкаться стрелка вверх, прицеливаться – shift, взаимодействовать – пробел и бить – D. Позже появиться возможность копать, которая будет только у Эмиля и только на определенной почве.


Каждый ключевой персонаж, ведет свой дневник, при открытии которого вы можете познакомиться и с другими героями, которые будут появляться по ходу сюжета. Кроме Эмиля, Мари (управлять которой нельзя, но которая важна для повествования) и Карла в игре присутствуют американец Фредди и бельгийка Анна.

С силачом Фредди вы знакомитесь почти сразу, он оказался в Париже неслучайно: личная трагедия заставила его пойти на фронт, чтобы отомстить. И, не смотря на его однозначную физическую мощь, его особое умение – приводить в негодность колючую проволоку с помощью плоскогубцев при усердном нажатии на пробел.

Анна появляется в сюжете уже много позже, в Париже она обучалась на ветеринара, однако война сделала свое грязное дело: родной город, где остался её отец, ученый, был захвачен немцами, так что Анна вынуждена идти на фронт в качестве медсестры, чтобы попытаться вызволить папу из цепких рук врага.


Уже в первой миссии вас знакомят с геймплеем: собирание предметов, помогает ознакомиться с вещицами того времени, как только вы находите монету, или, скажем, часы, вы можете прочитать о них поподробнее. Любопытно, что инвентарь отсутствует начисто, вы собираете старинные записки и пуговицы только для того, чтобы узнать о них побольше, а нужные рычаги и шестеренки приходиться брать в руки, жертвуя тем, что у вы уже держите, если, конечно, в руках что-то есть. Среди «подбирательных» вещей иногда попадаются реальные письма солдат, которые позволяют проникнуться атмосферой и, возможно, даже пустить скупую слезу. Если вы соберете все предметы на уровне – вы заработаете медаль, ну а если вы соберете все предметы в игре – ачивку. Неплохой способ обучить задрота истории. Кстати о ней, помимо фактов о собранном старье, вы можете ознакомиться с историческими аспектами, которыми Valiant Hearts изобилует. Всё просто, нажимаете на «tab» и читаете коротенькие сноски о тех или иных элементах военного времени той эпохи, погружаясь в происходящее еще больше. Для любознательных даже присутствует ачивмент – прочитать 30 фактов. Они появляются довольно интересным образом: например, вот вы пробираетесь через грязь, стараясь не попасть под пули, и на экране в правом верхнем углу высвечивается стопка книг. При нажатии на «tab» вы видите сноску про плохие условия созданные грязью для военных и подробности этого явления. И так постоянно.


Кроме того, прохождение разбавляют и мини-игры, уровень с Анной изобилует лечением больных и вождением машины (да, женщина за рулем). При лечении нужно вовремя нажимать стрелки, чтобы поддерживать сердцебиение больного, а при вождении стрелками гнать машину в даль, маневрируя между другими водителями и катящимися по дороге бочками. И всё это под бессмертные произведения классиков.

Прослушать или скачать Hungarian Dance N 5 бесплатно на Простоплеер Помимо Эмиля, Карла, Фредди и Анны у вас в наличии есть еще один компаньон – санитарный пёс доберман, который является помощником, если присутствует в миссии. Когда нужно он и отвлечет, и принесет, и погладить его можно. Кстати, насчет пса есть пара любопытных деталей. Во-первых, он один из немногих персонажей, у которого в рисовке присутствуют глаза. Ну и во-вторых, разобрать его имя почти не предоставляется возможным, Эмиль произносит имя собаки как «Альт» (что забавно, так как вызывать пса тоже на alt), Фредди как «Вольф» ну и так далее. Есть мнение, что пса зовут Уолт.



Передвижение главных героев происходит на нарисованной в том же стиле, но вполне реальной карте, в соответствии с течением войны. Сюжет основан на письмах Феликса Шазаля, конечно, не без добавления для сюжета некоторого гротеска (как, например, главный антагонист барон фон Дорф, который местами напоминает Эггмана), не без упущений, но всё же, эта история имеет реальную подоплеку. И это делает её еще более интересной.
Сюжетная линия развивается в лучших традициях драматургии: вам не дают забыть о Мари с ребенком, она тоже ведет свой дневник и пишет письма отцу и Карлу. Еще до знакомства с Анной вы также можете полистать и её дневник. Факты о войне и предметах вносят ясность в происходящее. Герои не приходят на спасение друг к другу внезапно, вам придется проходить уровень за каждого, если они не вместе, для того, чтобы в нужный момент появиться рядом и прийти на выручку, причем иногда стоит поторопиться. В соответствии с датой и местом событий появляются новые исторические элементы: сначала газ, потом первый противогаз, который вы встречаете на одном из уровней, а далее уже усовершенствованная его версия, которая и дошла до наших дней. Также, на протяжении всех боев, вы сталкиваетесь с воздушной атакой – с неба падают бомбы, от которых нужно своеобразно уворачиваться (благо тень от них позволяет определить место падения). Это, как и жуткие цеппелины, один из ключевых моментов Первой мировой.


По мере прохождения всё больше веришь в происходящее, всё больше сочувствуешь главным героям и всё больше нервничаешь, делая что-то не так. При откровенном ступоре (которые, все же, бывают) есть возможность посмотреть подсказки, всего их на уровне, как правило, три. Если вы в них нуждаетесь, можно посмотреть первую подсказку, последующие подсказки появляются через минуту.

Любопытная деталь также заключается в том, что несмотря на прекрасный пласт под названиям «война», ни одному играбельному персонажу ни разу не приходиться держать винтовку, пистолет или любое другое огнестрельное оружие. Вы не можете никого пристрелить, закидать гранатами или избить в честном бою. Только сюжетные моменты, например, подрыв моста или необходимость из-за спины обезвредить противника, дают вам возможность надавать врагу по шапке. Открытого противостояния нет, что придает процессу особый шарм и задает определенный стиль прохождения – даже если очень хочется, раньше времени вы не сможете удовлетворить свою жажду крови.


Иными словами, разработчиками проделана огромная работа, которая вряд ли оставит кого-то равнодушным. Отличный саундтрек, прекрасная атмосфера, красивая рисовка, наличие сносок, фактов и мини-игр, а также просто замечательная история, в совокупности дарят нам маленький шедевр, с которым стоит ознакомиться и на который не жалко потратить денег.

Однако, среди горы плюсов есть и пара минусов, будь то затянутость уровней, когда надоедает ходить туда-сюда, собирая нужные предметы и потихоньку продвигаясь при этом вперед, или мини-игры с вождением, когда любая ошибка может стать фатальной, а значит придется перепроходить уровень с определенного момента снова. Но какая же война без тягот и невзгод? Так что мой вердикт – играть, играть и еще раз играть, но не забудьте запастись терпением и попкорном.

Когда мы слышим словосочетание «игра по Первой мировой», какой жанр приходит нам в голову первым?

Вероятно, стратегия. Или тактический шутер. Все эти масштабные бои, смертоносный газ в качестве одного из типов вооружений, первые танки — благодатнейшая почва для хорошей военной стратегии с исторической подоплекой.

Valiant Hearts: The Great War — вроде бы и о том, и не о том одновременно. Тут постоянно массово гибнут люди, падают снаряды, пасторальный пейзаж заволакивает облаками иприта, но все это только фон. Фон для приключений нескольких «маленьких людей», чьи жизни попали в гигантскую военную мясорубку совершенно не потому, что кто-либо из них хотел быть героем.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый проект Ubisoft Montpellier никакая вовсе не стратегия, а помесь платформера с адвенчурой: именно такой формат лучше всего подходит для того, чтобы рассказать историю, а не «понагибать» в окружении тех или иных декораций.

Valiant Hearts: The Great War

У Фредди есть хобби. Ему нравится работать кусачками. Когда до горла злейшего врага никак не удается добраться, это занятие очень успокаивает нервы.

Нет никакой темной стороны

Жила себе мирная семья французских фермеров — глава семейства по имени Эмиль, его дочь Мари, ее муж Карл и их новорожденный сын Виктор. У них было все хорошо, они упорно трудились на своей земле, и ни одного из них совершенно не волновало, какой там процент французской, а какой — немецкой крови течет в жилах Карла.

Этот вопрос внезапно оказался животрепещущим, когда пришла война. Молодого мужчину забрали в ряды прусских вояк, а спустя некоторое время служить пошел и его тесть — только уже по другую сторону баррикад.

На войне Эмиль познакомился с Фредди, американцем, имеющим личные причины для того, чтобы страстно желать смерти одного немецкого генерала — барона фон Дорфа — и повсюду за ним гоняться. Позже к друзьям присоединилась юная медсестра Анна, которая отправилась на фронт, чтобы найти своего отца.

Вот и швыряет всю эту развеселую компанию из одной «горячей точки» в другую — в основном освещаются военные действия на территории Франции. Зловредный барон повсюду летает на дирижабле, убить его окончательно и бесповоротно никак не получается, а героям по дороге приходится уворачиваться от падающих с неба снарядов, вытаскивать из-под осколков раненых, не особенно разделяя их на «своих» и «чужих», оказываться на волосок от смерти и больше всего на свете мечтать о воссоединении со своей семьей.

Здесь действительно нет темной и светлой стороны. Нет хороших французов и плохих немцев или наоборот. Анна лечит всех подряд — и мирных жителей, и солдат, вне зависимости от цвета формы последних. Эмиль и Карл готовы спасать друг друга в любой ситуации. Впрочем, это не мешает главным героям оглушать караульных со спины или швырять зажженный динамит в укрытия пулеметчиков, если иначе никак не удается пройти. На войне как на войне — тут уж ничего не поделать.

Valiant Hearts: The Great War

Из снарядов получается прекрасный лифт для песика.

Не разрывая на себе рубашку

Сценаристам удалось найти какой-то очень верный повествовательный тон — спокойный, выдержанный, почти будничный. Одна из грандиознейших трагедий ХХ века то рядится в нарочито дурашливые «одежды», то описывается сухой суммой фактов, то и вовсе проскальзывает вроде бы незначительным обрамлением сюжетных событий.

Анна едет на фронт в парижском такси под звуки канкана. Эмиль и Фредди весело выживают под артиллерийским обстрелом, а рядом штабелями валятся убитые солдаты. Герои часто заняты совершеннейшей «бытовухой»: скажем, поиском пера и чернил, необходимых, чтобы написать письмо домой. Вот только сосредоточиться на простых, относительно мирных задачах им не дают — планы каждый раз нарушает то вой сирен, то приказ идти в атаку, то просто очередная бомбардировка. Нам предлагают воспринимать происходящее как нечто неизбежное и привычное. Вероятно, примерно так относились к бомбардировкам и настоящие солдаты после нескольких месяцев сидения в окопах.

В этой обыденности, иногда граничащей с фарсом, как раз и заключается секрет, благодаря которому Valiant Hearts: The Great War производит такое сильное впечатление. В обыденности, а еще — в ощущении беспомощности перед военной машиной, с которой ни один из героев ничего не может поделать, как бы ни пытался. В конце концов, у них ведь даже нет оружия!

Эмиль повсюду ходит то с лопатой, то с гигантским черпаком. Максимум, на что он способен, — выкопать яму да стукнуть зазевавшегося патрульного этим своим нехитрым инструментом по затылку. «Фишка» Фредди — кусачки, которыми очень удобно перекусывать проволочные заграждения. Понятно, что на орудие убийства они тоже не тянут. Есть, правда, динамит и гранаты, но наши персонажи используют их преимущественно для решения головоломок. Перед огнестрельным оружием — да что там, даже перед обычным штыком или саблей! — герои беззащитны. Как беззащитны и перед законами бессмысленной и беспощадной войны. Теми самыми законами, что предписывают солдатам идти в атаку даже тогда, когда очевидно, что речь идет уже не столько об атаке, сколько о бойне.

Valiant Hearts: The Great War

Поварешка выручает Эмиля в любой ситуации. Он, можно сказать, половину войны с поварешкой прошел.

Дайте мне рычаг — и я что-нибудь переверну

О сюжете, атмосфере и стилистике Valiant Hearts хочется говорить долго и взахлеб. Геймплей таких восторгов явно не вызывает. Разработчики используют достаточно шаблонные приемы организации игрового процесса, которые к тому же часто повторяются и, как следствие, быстро надоедают. «Платформерная» часть состоит преимущественно из экшен-сцен, связанных с убеганием из-под снарядов или своеобразными гонками на соответствующих эпохе транспортных средствах. Перепрыгивания с платформы на платформу в игре нет. Персонажи вообще не прыгают, если уж на то пошло.

«Адвенчурная» сторона геймплея представлена в основном задачками в духе «найти утерянную рукоятку от рычага, вставить ее на место и дернуть». Или «покрутить вентиль, чтобы опустить платформу, посадить на нее собачку, покрутить снова, чтобы поднять платформу». Повторять эти нехитрые манипуляции приходится бесчисленное количество раз в самых разных локациях. Интересные задания время от времени встречаются — скажем, не лишено некоторого изящества решение проблемы завалов в соборе Ипра, где нам придется кое-что сделать с колоколом, используя законы акустики. Но даже в таких, «нестандартных» случаях долго раздумывать над задачей не приходится — все элементарно, Ватсон. А если вдруг кому станет недостаточно элементарно, всегда можно воспользоваться встроенными подсказками, разъясняющими стратегию действий буквально на пальцах.

Кстати, мы не случайно упомянули собачку. Она здесь чуть ли не ключевой универсальный решатель проблем. Милый песик прибивается к Эмилю в самом начале повествования, впоследствии же с удовольствием служит и Фредди, и Анне, и Карлу. Четвероногий друг способен приносить предметы — те же рукоятки от рычагов и гранаты, например, — отвлекать врагов и пробираться через узкие лазейки, куда при всем желании не пролезет человек.

Вопрос перемещений и многомерности решен здесь довольно необычно в принципе. В целом игра двухмерна. Герои передвигаются только справа налево или слева направо. Однако многие двери, лазы и арки расположены не у правого края экрана, как это обычно бывает в аналогичных случаях, а в глубине. То есть игрок оказывается лицом к проходу, а не боком. Стоит «активировать» такую дверь — и персонаж мгновенно оказывается в другой локации, которая часто представляет собой нечто вроде заднего плана предыдущей картинки. Такой подход позволяет создать ощущение объемности изображаемого мира, даже несмотря на полное отсутствие какого бы то ни было 3D.

Valiant Hearts: The Great War

Французским городам здорово достается. На войне никто не жалеет архитектуру.

Звуки и запахи войны

При первом знакомстве с Valiant Hearts может сложиться впечатление, будто своеобразная «мультяшная» графика, граничащая кое-где с откровенной карикатурой, чересчур несерьезна для попытки создать панораму нескольких страшных лет Первой мировой. Но чем глубже мы ныряем в созданную разработчиками атмосферу, тем очевиднее становится, что этот визуальный стиль тоже отлично работает на общую идею. Грубо, несколькими штрихами очерченные лица героев как нельзя лучше подходят для «маленьких людей», затерянных в кровавом тумане войны. Нарочитая небрежность линий, из которых складываются местные ландшафты, на самом деле оборачивается мельчайшей прорисовкой деталей и обширными военными панорамами, подчас — на фоне подчеркнуто идиллических пейзажей. Бесполезные для игрового процесса коллекционные предметы, разбросанные по укромным закоулкам, — живые фрагменты эпохи, потому что за каждой вещицей стоит небольшая историческая справка. Часть таких находок — это письма, реальные тексты писем, которые писали солдаты с фронта своим родным и близким.

Наконец, невозможно не сказать хотя бы пару слов о звуковом оформлении. Если сюжет и графика составляют половину атмосферы, то вторую половину можно по праву счесть заслугой композитора и звукорежиссера. Диалогов в привычном понимании здесь нет, но персонажи то и дело произносят небольшие фразы на разных языках. Каждый — на своем. Мы идем по полуразрушенному городу и слышим, как в одном углу какой-то человек отчаянно зовет на помощь, в другом — плачет ребенок, в третьем — стонет раненый, и на все это накладываются звуки пулеметных очередей и воющих сирен. Война не способна на разборчивую речь, но ее отчаянные голоса слышны повсюду. Голоса, рядом с которыми звучит чудесная и всегда очень уместная музыка — то тревожная, то пронзительно-печальная, то дурашливо-гротескная.

Valiant Hearts: The Great War

Стрельба по живой мишени — любимое развлечение немецких генералов.

Valiant Hearts: The Great War — тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь — самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Плюсы: по-настоящему берущая за душу история; безупречно выдержанная стилистика и атмосфера; удачный саундтрек; оригинальная графика; тщательно подобранная коллекция исторических фактов.
Минусы: несколько однообразный геймплей.

Читайте также: