Total war shogun 2 время прохождения

Обновлено: 07.07.2024

Существует не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.

С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.

Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.

Total War: Shogun 2

Теперь глобальная карта выглядит так. Иногда на ней заметна радуга, а над скалами летают орлы.

Кисть художника рисует Total War

Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.

Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах. ».

Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.

Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.

Total War: Shogun 2

Если присмотреться, то на картинке можно увидеть лепестки сакуры.

Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.

Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…

Восточный прищур вежливости

Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.

И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.

Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.

Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).

Total War: Shogun 2

Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.

Японцы, японцы, кругом одни японцы

Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.

После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.

В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.

Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…

Total War: Shogun 2

Пожалуй, организация торговых путей — это единственное предназначение дипломатии…

Демонстрантов разогнали

И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.

У Shogun 2 куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так далее.

Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое, допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и вообще — такого раньше не было.

И вновь вернемся к стилистике. Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация, авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована, она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.

Глобальная карта для сетевого режима. Чем больше провинций мы открываем, тем разнообразнее войска получаем.

Пришло время объединяться

Ну а что действительно революционно в Shogun 2, так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет. Помню, еще сражаясь в Rome в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли еще будет!

Также The Creative Assembley сделала и некую «глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.

По сути, мы просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так элегантно.

Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.

Ко всему этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это есть, и это круто.

Ну а конкретнее о системе мы поговорим в прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только чуть позже. Пусть «настоится».

Total War: Shogun 2

Генерала можно разукрасить как только вздумается. Причем менять можно и сам доспех, и его цвет, и знамя, которое будут нести солдаты.

Итог выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно соблюдающий все традиции.

Плюсы: тут самураи живут молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо; бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь можно проходить кампанию вдвоем.
Минусы: AI, если хочет сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не топовые модели компьютеров; христиане.


Основные задачи - необходимый минимум, чтобы дойти до финальных титров.

Прохождение с выполнением заданий, которые не являются обязательными.

Выполнение абсолютно всех заданий, квестов, получение всех наград, которые может предложить игра.

ЭТАП 1: развитие и продвижение

Прежде чем перейти к прохождению, советуем запомнить точный список фракций, за которые можно себя проявить. Речь сейчас идёт не о дополнениях, а именно об оригинальной кампании. По желанию можно подключить необходимые аддоны, такие как Ikko Ikki Clan Pack, Otomo Clan Pack и Hattori Clan Pack. Для игры также доступно DLC с элитными юнитами для разных домов.

Все играбельные фракции, кроме Ходзё, начинают с одной стартовой провинции. Как правило, это маленький и почти не укреплённый замок. Некоторые Дома со старта находятся в войне друг с другом. Другие же терпят на себе урон от крестьянских восстаний.

Для новичков рекомендуются такие фракции, как Тесокабе, Симадзу и Ходзё. За них старт более-менее нормальный и без всяких инсинуаций. Тесокабе, к примеру, вообще имеют экономический бонус. Ходзё, как известно, стартуют с двумя территориями. Ну а что Симадзу? А у этих ребят огромная преданность среди полководцев, так что о падении лояльности можно забыть. За остальные фракции рекомендуется играть тем, кто уже переиграл за три вышеупомянутых самурайских дома.

Total War: Shogun II

Сразу стоит сказать, что пороха со старта не будет. Какие тут пушки и аркебузы, когда ещё даже нет нормальных литейных? Так что с первых же ходов рекомендуется отстраиваться. Тщательно смотрите на меню строительства. Старайтесь с самого начала уделять внимания постройкам, которые принесут вам хоть пару монет. Не путайте Shogun II с Medieval II или Rome Total War. Здесь не получится за часик-другой поработить половину карты.

Каждый вражеский замок хорошо охраняется. Ну а сам принцип действий немножко напоминает Napoleon Total War на уровне mediumhard. То есть, богатство здесь не вечное и постоянно велик шанс угодить в экономический кризис. Прежде чем воплотить в явь мечту о сёгунате, необходимо хотя бы победить окрестных соседей. Для этого следует создать боеспособную армию, да ещё умудриться не попасть впросак с экономикой.

Total War: Shogun II

Замки могут развиваться, и с каждым улучшением вы получаете доступ к более полезным постройкам. Новые здания дают возможность нанимать хорошие войска, приносят ещё больше бонусов в экономику и развивают торговлю. Обращайте внимание на дипломатию. Возможно с соседями, находящимися с правой стороны лучше заключить торговый договор. А вот те ребята, что слева и владеют всего лишь одним замком, лучше пусть станут вашим ужином. Не стоит забывать про исследования.

Total War: Shogun II

Найма генералов тут тоже нет. Впрочем, членов семьи призвать на службу вы тоже не сможете. Создаётся вопрос, а как тогда ставить командиров? Воздавать хвалу Бисямону? Ответ на это прост. Генералы появляются время от времени самостоятельно. По мере прохождения вам будут предлагать услуги воины из разных домов, и вы можете одобрить их принятие в клан или отослать их прочь. Но тогда они могут предложить услуги уже другим господам, например, тем, кто давно мечтает разрушить ваши замки.

Уж лучше принимать под свои знамёна всех, кто добивается вашего расположения. Ещё обратите внимание на агентов. Монахи-синтоисты (или буддисты) могут пропагандировать в землях ваших врагов и распространять новое учение. Ниндзя могут убивать вражеских командиров и устраивать теракты. Мацукэ (местные ГРУ) тщательно следят за продвижением противника и могут арестовывать вражьих шпионов.

Для борьбы с соседними домами тщательно разведывайте ситуацию. Смотрите внимательнее, с кем лучше воевать, а кого лучше оставить на закуску. Лучше всего расправляться с мелкими домами без мощных союзников. После уничтожения их замков, можно либо захватить их территории, либо установить вассалитет, и тогда некогда враждебный клан станет сражаться за вас. В боях с врагами делайте упор на уничтожение командиров. После убийства предводителя противник обычно теряет боевой дух.

Total War: Shogun II

Устраивайте мощнейшие кавалерийские налёты, уничтожая супостатов сотнями за один заход. Штурмуйте замки враждебных кланов без всякой артиллерии. Проводить осады здесь стало значительно легче, чем в прошлых играх серии. Достаточно лишь довести войска до стен, забраться на них и захватить три определённые постройки. Гарнизонных солдат здесь обычно бывает мало. Врагов можно всех не добивать. Это делать совсем необязательно.

Не забывайте про морскую торговлю, если построили порты или выбились к морю. Тут можно разместить купеческие шхуны сразу в шести торговых путях. Торговля ведётся со странами, которые в игре не присутствуют. Но лучше обезопасить ваших купцов и присоединить их к нескольким боевым судам, дабы избежать пиратского налёта. С европейцами лучше держите мир и стройте их фактории на своих землях.

ЭТАП 2: путь к киото

Total War: Shogun II

Здесь необходимо постепенно продвигаться по вражеским территориям, аккуратно разбивая противника. Некоторые дома лучше уничтожить полностью. Ведь вассальные кланы могут восстать против вас в случае объявления о создании сёгуната. Лучше всего не допускать захвата 15 провинций до уничтожения клана Асикага. Старайтесь не допускать отсутствия гарнизонов в ваших замках. Оставляйте там хотя бы по 3-4 полка. Где-нибудь ближе к столице разместите одного из полководцев.

Total War: Shogun II

Total War: Shogun II

После того, как уничтожили вражеские полки, сразу идите на штурм Киото. Если у вас полным-полно сил, то лучше провести автобитву. Она сразу же засчитывает вам победу. Но если силы относительно равны, лучше потратить ещё полчаса на осаду вживую.

ЭТАП 3: удержание и покорение

Total War: Shogun II

Для чего мы упоминали про размещение гарнизонов? Чтобы избежать внезапных потерь. Спустя ходов 5 или 10 ваше сёгунское правление начинает вызывать бурю негодования у всех, кто вокруг. Даже ваши ближайшие союзники начинают сговариваться. Вассальные дома тоже не желают вашей деспотии. Ваше правление, по их мнению, не принесёт ничего хорошего для Японии.

И вот начинается заварушка. В один прекрасный ход вам объявляют войну сразу все кланы, включая и вассальные. Тут-то происходит самое интересное. Если захваченный вами Киото не окружён кольцом укреплений из вражеских замков, то атака идёт сразу на столицу. Если же вы умудрились захватить все земли вокруг столицы, то у вас ещё есть огромный шанс не допустить туда вражин.

Total War: Shogun II

Если уж так случилось, что враг пробился к Киото, старайтесь не допустить его захвата. Используйте лучников и стрелков. Сам город вполне способен заманить врагов в ловушку. Там очень много узких областей. Используйте их с умом. Добивайтесь того, чтобы ваши искусства (аналоги технологий) продвинулись до высшего уровня. Это поможет получить доступ к элитным отрядам. К примеру, на вашу сторону встать неплохой отряд Синоби, которые расправляются с целыми полками.

Total War: Shogun II

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

Вы знали, что на основе Rome: Total War телеканал History Channel вместе с разработчиком игры Creative Assembly сняли документальное историческое кино? Движок проекта идеально подходил для моделирования больших сцен сражений в сериале Decisive Battles. После этого к Creative Assembly за подобной помощью обращался еще телеканал BBC Two с целью создания исторической передачи Time Commanders.
Инструменты достижения цели со времен оригинальной Shogun 2 практически не изменились: такое же строительство городов, перемещение армий, дипломатические переговоры, сражения на суше и на море, шпионаж и пропаганда. Только к завоеванию Японии теперь присоединились чужеземцы — США, Великобритания и Франция. А у этих ребят уже как пару веков в ходу порох и свинец. Смертоносное оружие быстро распространяется по всему миру. Японская нация уже переняла опыт владения мушкетами и ружьями, даже их корабли постепенно снаряжаются дальнобойными пушками. Да и внутри страны за три века пусть и изолированной жизни произошли некоторые перемены. Например, изменилось провинциальное деление. Появился остров Хоккайдо с новой республикой Эдзо. Однако он доступен лишь частично. В тот временной период основные события происходили в юго-западном регионе Японии, где расположены разгоряченные силы императора. Присутствие провинции Эдзо символизирует в игре приверженность сегунату севера — на остров бежали те, кто в начале войны потерпел поражение от императорских войск. Противник выступает затемно — излюбленный прием внезапного нападения традиционных войск сегуната.
Народная агрессия подогревается и извне. Происходит проникновение более свободолюбивых западных убеждений и идей. Их очень не хватало уставшему от нищеты и диктатуры народу. Поэтому в арсенале игрока появились новые ветки социального развития, помогающие на избранном пути. В ходе развития предлагается прибегнуть к помощи чужеземцев. Например, есть возможность открыть прозападное представительство в одной из провинций, где начнется активная торговля с заморскими странами. Стоит отметить, что это единственный способ в игре быстро обогатиться за счет резко увеличившихся объемов торговли. А открывшаяся возможность нанимать зарубежных агентов и быстро получать доступ к новым технологиям серьезно перевешивает баланс в пользу игрока. Интересно, что исторически сегунат был против прозападных настроений, но в игре удается достичь серьезного успеха в связях с иными державами, даже играя на стороне сегуна. Хотя можно и принципиально держаться традиций самураев. Например, отказаться от диковинного вооружения, а затем во славу чести водрузить над армией ниндзя старинное знамя и пойти в атаку под покровом темноты. Некоторые генералы даже имеют особенность «традиционалист», позволяющую армии сегуна старой школы получить преимущество над войсками нового типа. Вы знали, что на создание серии исторических стратегий Total War разработчиков из Creative Assembly вдохновили две крайне популярные игры: первая — это настольная Warhammer, по праву заслужившая звание самой успешной военной игры за последние тридцать лет, а вторая — воплощение творческих идей Сида Мейера (Sid Meier), глобальная стратегия Civilization. Total War удачно впитала совершенно разные основы геймплея как стратегии в реальном времени, так и пошагового неторопливого режима стратегической карты.

Становление империализма

Да, оригинальная Shogun 2 напоминает о себе везде. На первый взгляд, казалось бы, изменений нет и вовсе. Обновленная фоновая заставка на фоне главного меню не в счет. Однако в ходе кампании приходит осознание того, что все теперь работает иначе. И ввиду таких микроскопических доработок игровой процесс в целом представляет собой уже совсем новый опыт. Безусловно, очевидные нововведения присутствуют. В игре представлено несколько десятков новых «юнитов», зданий и технологий: тридцать девять сухопутных войск, десять паровых и железных судов, а также три агента для глобальной карты, способных на убийство вражеских генералов, тренировку армий или даже распространение правительственной пропаганды в городах. Четыре ряда новых веток развития технологического древа позволяют получить важные стратегические преимущества в этой короткой войне. Открывшиеся после установки аддона возможности позволяют вооружить револьверами телохранителей генерала, организовать производство убийственного пулемета Гатлинга из недавних рекламных трейлеров Creative Assembly, усовершенствовать кораблестроение, построить фортовые сооружения для защиты береговой линии и портов. Последнее, кстати говоря, стало особенно актуально в связи с тем, что корабли могут обстреливать врага с моря, оказывая поддержку сухопутным армиям.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

Пара удачных выстрелов из пушки Армстронга может деморализовать целый отряд даже воодушевленных бойцов старой школы.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai


Чтобы паровозы работали без перебоев, желательно получить доступ к угольным залежам. Снизить стоимость артиллерии поможет захват рудоплавильного завода. Кузнечный цех улучшит качество холодного оружия в ваших армиях. А там, где есть храм, люди быстрее оправляются от сражений и настраиваются на новые свершения. Стратегическое планирование в Fall of the Samurai играет как никогда важную роль в управлении своей фракцией. За каждую область развития могут отвечать и ваши генералы. Назначая членов семьи или полководцев на чиновничьи должности, следует помнить о том, что их предательство может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до повального раздробления ваших земель на мятежные провинции. Преданность играет не менее важную роль, чем во времена самурайской чести из оригинальной Shogun 2. Игрок тогда становился свидетелем долгих периодов жизни Японии, а теперь временные рамки сужены до двадцати четырех ходов за один год. Поэтому события разворачиваются стремительно, требуя от игрока большей сосредоточенности на каждом ходу. В течение всего нескольких игровых месяцев ваши союзники, как и собственные полководцы, могут оказаться предателями, встав на сторону врага в самый неожиданный момент.

Войны никогда не заканчиваются

Shogun 2 предстала во всей своей красе ровно год назад и была крайне успешно встречена критиками. Fall of the Samurai несет с собой стремление возродить серию Total War, пробудить к японской тематике интерес тех, кому пришлась по вкусу механика Empire и Napoleon. И несмотря на весьма короткий период кампании, а также амбициозное желание разработчиков смешать совершенно разные технологии и идеи, аддон оказался на редкость удачным. Все-таки огромный опыт авторов в создании стратегий здесь вновь оправдался — им удалось не только обновить Shogun 2, но и создать фактически новую игру. Железные дороги, бронированные эсминцы и коварные торпедоносцы на фоне меча и отрядов ниндзя представляют собой не выдумки писателя-фантаста, а реальную часть истории японского народа, которую разработчики кропотливо воссоздали по ту сторону экрана и вновь красиво подали на радость поклонникам жанра.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

В Fall of the Samurai применяется уникальная система развития персонажа в сетевых баталиях.

В ближайшие пару месяцев поклонники серии вряд ли задумаются об этом всерьез, ведь аддон действительно удался и определенно точно увлечет всех неравнодушных к серии игроков без исключения. Мы намеренно вам не рассказали обо всех возможностях, которые разработчики приложили документом к обзорной версии игры. Честно говоря, мы и сами их изучили только после прохождения кампании, искренне удивляясь каждому припасенному разработчиками сюрпризу. Впрочем, неожиданности случались разные, порой они в корне меняли игровой процесс. Авторы со всей душой подошли к созданию Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, поэтому мы ставим игре самую высокую оценку.

Плюсы: более пятидесяти новых «юнитов»; большое количество небольших усовершенствований; отточенный до блеска баланс; много приготовленных разработчиками неожиданностей в кампании и как минимум три совершенно разных способа ее прохождения; необычный для серии элемент глобальной карты — железные дороги; укрепившийся со времен Shogun 2 сетевой режим; стабильная работа без вылетов и «багов».
Минусы: очередные претензии к искусственному интеллекту; скудный список дипломатических действий; фракции практически не отличаются друг от друга; высокие требования к ресурсам компьютера и долгие загрузки даже на «топовом» железе; цели кампании постоянно повторяются.

Читайте также: