Rome total war как получить генерала

Обновлено: 04.07.2024

Рим в серии Total War - город, который вечно вмешивается в дела других. Medieval славился Папами; они организовывали крестовые походы и старались поддерживать мир среди братьев-католиков. В случае нехорошего поведения зажатого среди единоверцев монарха Папа мог отлучить его от Церкви. Даже завоевав Рим, избавиться от назойливого понтифика было трудно.

Здесь же в Вечном городе заседает римский Сенат. Играя за один из римских родов, вы постоянно будете иметь с ним дело. Неуязвимый и нахальный Сенат отдает вам приказания, указывает, что делать, казнит и милует. Быстро решить эту проблему не получится: даже поссорившись с Сенатом, игрок не сможет напасть на Рим или на другой римский род. Возможность избавиться от сенаторов станет реальностью лишь тогда, когда плебс скажет свое решающее слово.

До тех пор вам придется по возможности поддерживать с Римом хорошие отношения. Потакая старикам, вы сможете выгадывать для семьи денежные суммы, войска и ценные должности. С деньгами и войсками все понятно, а что дают должности? Для того чтобы занимать их на регулярных голосованиях, надо лишь нравиться Сенату. Каждая должность - от простого квестора до понтифика - дает персонажу полезные качества. Даже после того, как член семьи уйдет на покой, у него остается титул (например, ).

Советую регулярно читать сводки об отношениях Сената с разными странами. Если какой-то народ у него не в чести, то с помощью дипломата можно заставить жадных сенаторов раскошелиться под предлогом . Правда, делать этого очень часто я не советую - обвинят в обмане и разлюбят.

Это интересно: если вы возьмете город по указке Сената, оккупируете его, а потом выведете из него войска, то город окажется в руках повстанцев. Есть большая вероятность того, что Сенат тут же снова отдаст приказ взять город. Такой финт можно проделывать несколько раз, и каждый раз получать от Рима награду.

Если ваши войска вдруг оказались на территории нейтральной суверенной страны и не определились с началом войны в течение двух-трех ходов, то Сенат прикажет убрать войска с чужих земель. Сделайте это немедленно, иначе вас ограбят: Рим пришлет аудитора и избавит бюджет семьи от огромной суммы. Если денег в казне и так немного, семья вполне может уйти глубоко .

Со временем, когда ваша семья наберет себе провинций, а ее лидер станет популярным в народе, официальный Рим начнет остывать по отношению к вам. Сделать с этим ничего нельзя - вас не любят, потому что боятся вашей силы. Когда народ объявит, что готов принять вас с распростертыми объятьями, можно смело идти на захват Рима. Только помните при этом, что две другие римские семьи при этом станут вашими врагами. Если вы проигнорируете мнение народа, Сенат немного подождет, а потом сам развяжет войну, эдиктом объявив семью вне закона.

Агент - это специально обученный человек на службе империи. Он передвигается по карте в одиночку и выполняет задания, набирая при этом опыт, качества и личную свиту (например, к дипломатам часто пристают переводчики).

Каждый дипломат - это ваши уста в чужой стране. Амбассадор передвигается по территории, напасть на него армия не может. Если ни один убийца не доберется до неприкосновенной дипломатической тушки, то только смерть от старости может прервать дни специалиста по международным отношениям.

Чтобы начать переговоры с другой державой, надо подвести дипломата к ее городу, дипломату или генералу. Сгодится и отряд крестьян.

Успешные и в меньшей степени неуспешные действия повышают у дипломата параметр влияния. Лучше и безопаснее всего растить навык своему дипломату, как и генералу, - с помощью повстанцев.

Влиятельный посол - это не только возможность выгадать более выгодные для вашей страны условия договора. Нет, дипломат в стане врага может быть опаснее самого злого генерала с двадцатью отрядами головорезов. Древняя пословица гласит, что город не считается неприступным, если в калитку можно провести осла, груженого золотом. В Rome: Total War дипломаты могут брать города (при определенных условиях), подкупать армии и сманивать чужих генералов.

Трудно переоценить возможности подкупа, особенно если с экономикой у вас все в порядке. Два-три хороших дипломата могут на войне заменить целую армию, просто перекупая все идущие в вашу сторону войска. Только с главой страны и с наследником могут возникнуть определенные сложности ( ). Всех остальных членов семьи влиятельный посол купит с потрохами. Перекупленный генерал вместе со своим отрядом телохранителей вливается в вашу семью. А что происходит с другими отрядами?

Они становятся вашими, только если вы в принципе можете тренировать такие же. Это значит, что римлянам подкупать слонов Ганнибала можно, но при этом слоны просто пропадут, отряд будет распущен. Греки могут подкупить македонскую армию и из-за сходства набора отрядов у Греции и Македонии получить большую часть армии в свое распоряжение. Во время гражданской войны все еще проще. К примеру, дипломат Юлиев, подкупив армию Брутов, Сципионов или Сената, получает ее для себя в полном (или почти в полном) составе! Гражданская война, таким образом, может быть выиграна лишь с помощью подкупленных армий. Их можно и не щадить в бою, тем более что каждое купленное войско ложится тяжелым бременем на бюджет.

Чтобы уберечь своего дипломата от вражеских убийц, старайтесь держать рядом с опытными посланцами таких же опытных шпионов. Обезопаситься от подкупа целого города можно, если посадить в него губернатора, шпиона или дипломата.

Шпион - ваши глаза и уши в стане врага. Что делается в чужом городе? Каким войском владеет во-он тот генерал? Шпион может открыть вам вражеских агентов - убийц или таких же шпионов.

Перед каждой акцией (проникновение в город, в армию, слежка за агентом) вы сможете оценить примерные шансы на успех в процентах. Чем больше шансов провала и даже гибели агента, тем быстрее растет его опыт в случае успеха.

Если перед атакой успешно внедрить в город шпиона, то появятся вероятность (три из десяти) на то, что городские ворота будут открыты!

Шпион может за один ход пытаться выполнить только одно действие.

Убийца - это просто! Он убивает людей: дипломатов, шпионов и генералов. Перед тем как бросить рыцаря кинжала в атаку, оцените его шансы. Если они невелики даже против неученого посла, то незадачливому нужна тренировка. Лучшие - чужие дипломаты. После этого можно заняться и генералами. Попробуйте перед боем убить вражеского полководца - в случае успеха армия будет деморализована. Однако даже самые сильные убийцы могут спасовать перед королями или их наследниками.

Забравшись в город, убийца с помощью шпиона может устроить акт саботажа, но, на мой взгляд, это стратегически бесполезно. Истребление вражеских агентов и генералов - лучшее применение убийце. Как и шпион, он может за один ход выполнять лишь одно действие.

Дипломатия и взаимоотношения между странами в Rome: Total War - настолько глубокая и неисчерпаемая тема, что ей можно посвятить целое . За такое редактор вполне может наслать на автора тучу убийц, поэтому подробно раскрывать тему придется в следующих номерах , в . Здесь я опишу лишь то, что надо знать каждому.

_ Дипломатическое окно открывается, когда ваш дипломат обращается к городу, армии или агенту другой страны; или наоборот - чужой дипломат обращается к вам.

_ Обмен картами, их продажа или покупка - очень простой и удобный способ начать дипломатические отношения с другими странами в начале игры. Хорошо подкованный дипломат может продать карту за десятки тысяч монет - но только один раз одной стране.

_ Между странами возможны следующие отношения (по порядку уменьшения ): союз с правом прохода армии, союз, торговый договор, нейтральные отношения, прекращение огня, война. Особняком стоит протекторат.

_ Дипломатический диалог выражается в форме предложений одной стороны. В ответ другая сторона может принять предложение, отвергнуть или выставить встречное предложение.

_ Успех или неуспех ваших предложений зависит от изначальных отношений между двумя странами, от выгодности предложения для другой стороны, от степени влияния дипломата и от соотношения сил сторон. Принимается во внимание еще и дипломатия, то есть действует принцип и наоборот.

_ Чтобы задобрить другую сторону, можно использовать подарки. Однако в случае вконец испорченных отношений подарки, даже очень ценные, могут быть отвергнуты. Искусственный интеллект понимает, что означает выражение .

_ Дипломаты могут подкупать генералов и армии (подробно об этом я писал выше);

_ В качестве в диалоге можно использовать деньги, провинции, карты. Предложения и просьбы можно комбинировать ( ).

_ Дипломатическими методами можно заставить одну страну атаковать другую. Правда, проконтролировать выполнение условия нельзя никак.

_ одна страна можно потребовать от другой провинции и денежную дань (единовременную или в рассрочку на несколько ходов).

_ В особых случаях можно попытаться заставить другую сторону принять ваши условия, угрожая войной. Для этого необходимо, чтобы в анамнезе ваших отношений была война и ваша победа.

_ Предложить статус протектората можно только в состоянии войны! Попав под ваш протекторат, страна становится союзником и позволяет вашим войскам топтаться по их земле. Таким образом, протекторат - это лишь силовое навязывание союза и права прохода армий.

Это баг: многие жалуются на то, что когда статус протектората принимается другой стороной, из казны бесследно и в неизвестном направлении пропадают крупные суммы денег. Будьте осторожны.

Чудес не бывает?

Чудеса света - снова заимствование из (как вариант - из Rise of Nations или Call to Power). Все семь чудес стоят в разных местах карты: пирамиды, Тот Самый Маяк, Колосс из Родоса, сидящий Зевс и так далее.

Владение провинцией с чудом света дает свое преимущество. Например, пирамиды мирят с вами египетский народ, сады Семирамиды дают прибавку к аграрным доходам, а Зевс утихомиривает население.

Правда, многие игроки жалуются на игровой баг: после овладения чудом света его эффект может через несколько ходов бесследно пропасть. Уж не намекают ли нам разработчики на то, что бесплатных чудес не бывает?

Cервируя праздничный стол, вы мучительно пытаетесь сообразить, что ставить на фланг - салат или салфетки.

Двадцать признаков того, что вы переиграли в Rome: Total War

Когда армии встречаются на поле боя, когда из леса выскакивают германские воины, а легионы идут на приступ города, стратегия отходит на второй план. На ее место приходит тактика - расстановка войск, точные команды, энергичные маневры и яростный бой. Вы можете плохо управлять городами, совершать стратегические ошибки и спустя рукава собирать войско. Но если вы знаете основы тактики, умеете соотнести сильные и слабые стороны отрядов и вовремя отдать нужный приказ - у вас всегда будет шанс вырвать победу у врага.

При желании можно обойтись вообще без тактических умений, если грамотно пользоваться стратегией и пропускать сражения. Но делать это - значит просто обкрадывать себя, лишая возможности увидеть свои армии в действии.

Быстрее. Еще быстрее!

Ветераны Total War наверняка заметили, что скорость передвижения отрядов по местности увеличилась. Это сделано для того, чтобы не затягивать бои. Если обычный предел для сражения в Shogun и Medieval - полчаса, то в Rome большая часть полевых боев легко укладывается в десять минут, а города берутся за двадцать.

Ускорился и ход сражения - солдаты истребляют в бою друг друга намного быстрее прежнего. Все это сработало в пользу конницы, поскольку основной удар она обычно наносит в те несколько секунд, пока врезается на полном скаку во вражеский отряд. Теперь за это время всадники могут уничтожить добрую треть отряда, а еще две трети - сбить с ног. Для легкой пехоты конница стала намного страшнее - это вполне правдоподобно. Даже фаланга, встретившись лицом к лицу с конницей, попадает в трудное положение (этого, конечно, в истории не было).

Жестче стал таймер, отмеряющий время боя. Особенно лютует он в режиме штурма городов. Взять город с каменными стенами за жалкие двадцать минут очень сложно. Этим разработчики решили искусственный интеллект, слабоватый в обороне городов.

Это интересно: игроки, пытаясь отключить таймер в настроечных файлах, столкнулись с упрямством игры - при каждом включении она проверяет этот параметр и, в случае чего, заново его включает.

Безвестная доблесть

Давным-давно, когда игроки обнаружили в Shogun: Total War недокументированную возможность записывать и воспроизводить битвы, радости их не было предела. Несмотря на то, что иногда записи глючили, ими можно было обмениваться, соревноваться и, само собой, хвастаться.

В Medieval: Total War записи битв стали официальными. Любое сражение могло попасть в архивы. После этого игрок долгими зимними вечерами мог любоваться своими победами над сарацинами.

После выхода Rome: Total War в среде игроков началось задумчивое почесывание голов. По всему выходило так, что записывать можно только самостоятельно собранные сражения, одиночные или многопользовательские. В исторических битвах и кампаниях функция записи была принудительно отключена (хотя сама кнопка в меню присутствовала). То есть теперь никаких вам записей, никаких конкурсов на и никаких свидетельств удачных сражений в кампаниях. Странно.

Внятных объяснений этому загадочному факту разработчики так и не дали. Похоже, при реализации системы записей битв в кампаниях они столкнулись с большими сложностями, которые так и не смогли преодолеть. В пользу этого говорит и то, что даже те записи, которые можно сделать, иногда чудят. Некоторые при записи и не воспроизводятся. Иногда возникает проблема синхронизации: воспроизводимая битва может закончиться иначе, чем это было в оригинале.

Для того чтобы добавить генерала вам потребуется достигнуть определенного уровня. минимум десятого. только по достижении данного уровня у вас может появится такая возможность. также необходимым условием для выполнения данной задачи будет наличие не малочисленной армии. всё это и многое другое окажет большое влияние на то когда сколько и каких генералов вы сможете привлечь. все эти аспекты советую вам более подробно изучить. сделать это довольно не сложно. нужно лишь подробно почитать об этом в описании игры. его вы сможете найти на сайте разработчика игры. там очень много полезной информации.

Будучи за римскую фракцию Юлия (средний уровень игры и боёв, аркадные сражения; версия продукта 1,5,0,0):

1. Переобучение и переформирование армий и флотилий.
Переобучение отрядов осуществляется в городах при наличии там соответствующих построек. Отряды нужно ввести в город, а корабли причалить в порт города и поставить их в очередь на переобучение, если ещё и населения в городе хватит. Сделав ход, побитые войска полностью восстановятся.

Переформирование осуществляется так. Соединённые одинаковые отряды (неважно где) можно перетаскиванием изображения одного отряда на другой солдат перемещать между этими отрядами.

(-) Если из более лучшего отряда (более опытного) перемещаете солдат в худший отряд, то последний лучше не станет, а если наоборот, то лучший станет худшим.

(-) При переформировании отрядов становится меньше, а восполнить количество отрядов сможете вербовкой новых отрядов, у которых, естественно, нет никакого опыта.

Переформирование кораблей осуществляется также.

2. Захватить город с помощью союзников.

Если город осаждается союзником (может быть иными фракциями), то подведите свои войска и тоже осадите этот город. Как только появится возможность штурмовать - штурмуйте, не дожидайтесь, когда штурм начнут союзники. Пробейте стены и ворота, если союзные войска этого не могут сделать сами, и они ринутся в город. Пусть они бьются с защитниками города, а Вы на расстоянии немного помогайте им своими стрелками, но примите активное участие в разгроме врага на центральной площади, оставайтесь там и город ваш с минимальными потерями.

Я так греческий Родос захватил, который осаждался моими союзниками - брутами и фракийцами. Только после этого, по-видимому, фраки обиделись и объявили мне войну, осадив этот город. Но я подождал, сделал ход, армия брут оставалась рядом с Родосом, и сделал вылазку. Так как фраки не имели осадной техники и слонов, они стояли на месте и не атаковали. Но бруты атаковали их по центру и по левому флангу, мне осталось пару незначительных отрядов на правом фланге и вражеский генерал, которых быстро побил, потом добивал остатки фраков.

Так захватил Родос, разгромил крупную армию фракийцев, потерял не более ста своих отважных солдат и втянул брутов в войну против фракийцев (дипломатическими путями брут ни за какие деньги не хотел атаковать их).

3. Начнём войну вместе.

Можно одну фракцию (союзную точно) втянуть в войну против другой.

Пошла моя армия по испанским дорогам и остановилась на полпути, попала в ловушку. С одной стороны - галлы (в нейтральных мы), а с другой стороны - испанцы (союзники мои и враги галлов). Я сделал ход, и испанцы сразу атаковали галлов, втянув мои войска в бой. Могли отступить (белый флажок действовал), но истинные римляне не отступают, да и галлов все равно надо громить. Помогал испанцам на расстоянии стрелками, а в непосредственный бой вмешался только мой генерал, когда от галлов мало чего осталось. Так, галлов побили без потерь, и генерал свиту какую-то приобрёл, характеристики улучшил.

4. Хочешь мира - плати.

Можно у врагов потребовать 100 денег, они могут предложить дань и потребовать перемирия. Сделайте встречное предложите перемирие и потребуйте однократную сумму.

Мои дипломаты так зарабатывали каждый раз по 5000, 7000, а то и по 10000 деньжищ, тем самым окупая все затраты на ведение войн против этих и других вражеских фракций. Через некоторое время опять войну объявляли, и такой трюк несколько раз получался с одними и теми же фракциями.

5. Нужны деньги - потребуй!

У союзных римских, нейтральных (Карфаген) фракций можно потребовать уплатить в Казну 100 динариев, они предложат встречное в большем размере, бывает более 3500 д. Бывают, отказывают и лучше не злоупотреблять у союзников. Не римские союзники (Испанцы, Германцы и прочие) за такие требования могут обидеться и расторгнуть союз, который потом будет сложно заключить снова. Со временем обиды забываются, тем более, если ситуация в мире меняется, ранее обиженные с удовольствием опять заключают союз.

6. Чтобы открыть всю стратегическую карту игры ("чтоб свет озарил весь мир") не нужно вводить никаких кодов. Достаточно установить дип. отношения со всеми фракциями, предлагая обмен информацией по своим картам.

7. Чтобы не было проблем с деньгами в первую очередь стройте экономические объекты: торговец, порт, дороги (но после того как отстроите стены, а то по вами же отстроенным дорогам быстро подойдёт враг) и т.д. Потом начинайте ведение военной деятельности.
8. Чтобы было меньше расходов на зарплату, нужно меньше соединений держать за пределами городов и меньше флотилий, то есть меньше командиров и адмиралов. Чтобы было меньше расходов по коррупции, в каждом городе должен быть правитель без отрицательных характеристик и свиты.

9. Лучше всего строить храмы Юпитера, от него больше эффект правопорядка чем от Цереры. От Бахуса ещё больше правопорядок, но правитель такого города спивается и получает плохую свиту (пьяный дядюшка, собутыльник). Бах годится для отдалённого города, в котором не будет правителя (типа пьяное население меньше буянит).

10. Пора на пенсию.

Если генералу или правителю исполнилось 55 лет, то его свиту нужно передавать молодым членам семейства. Потеря свиты для опытных мужей незначительна, а молодцам повышает престиж. Чтобы молодцы изначально имели хорошее влияние и навыки управления, в городах должны быть "умные постройки" (скрипториумы и так далее).

11. Хороший союзник - Испания, но она предаст и нападёт, как только не станет карфагенян.
Британцы норовят воевать против германцев и союзничать с галлами, германцы постоянно разрывают союзы со всеми.

12. Блокада мостов.

Возьмите по 2-3 отряда лучников и гастат или им подобные. Выделите их соединение, щёлкнув левой кнопкой мыши, а правой, удерживая её, наведите зелёный указатель их пути на середину моста или рядом с ним, отпустите кнопку, и армия блокирует мост. Никто, кроме своих персонажей (агентов, армий, генералов), не сможет пройти, даже многочисленные вражеские армии.

На боевой карте гастат ставим у самого моста, лучников по бокам и позади гастат, которые будут сдерживать противника, не давая ему сойти с моста на ваш берег и развернуть свои силы вширь. На мосту будет немереная толпа вражеских солдат, которых лучники могут спокойно массово истреблять. Если стрелы поджигать, то вражеские отряды будут убегать, не дожидаясь, когда от них единицы останутся в живых, но это если против вас идёт очень большая армия. Моё войско в одной такой битве на мосту побило более 900 врагов, потеряв около 300 своих солдат. В чистом поле я бы проиграл. Ещё лучше, если использовать онагры, горящие снаряды, да в такую толпу врагов.

В самом низу генеалогического древа - дети, сыновья и дочери. Они подрастают, вступают в пору возмужалости. Только с этого момента сыновья становятся полноправными участниками игры, обзаводятся отрядом телохранителей и появляются в столице.

Дочери попадают в разряд . В отличие от Medieval, здесь вам не нужно носиться по всей карте и искать принца для драгоценной Джулиан, засидевшейся в девках. Кандидат в мужья появится сам и предложит дочери руку и сердце. Как правило, это будет простой солдат, без особых достоинств. Берите любого! Во-первых, в обширной семье все равно будет хороший выбор из храбрых генералов и талантливых губернаторов. Во-вторых, если припрет нужда, из любого бездаря можно взрастить эпического полководца лет за пять-десять, было бы желание.

Обязательно воспитывайте молодежь, не надейтесь на старых генералов. Когда умирает сильный персонаж (естественной смертью, в бою или от рук убийцы), армия остается обезглавленной. Если ему на замену тут же не придет талантливый юноша или зрелый муж - плохи ваши дела.

С сыновьями советую сразу же определяться - кого отправлять воевать, кого лучше сажать на периферию и готовить в управленцы.

Царь, царевич, король, королевич.

На первый взгляд все сыновья-генералы кажутся бездарными. Но пусть парень проведет битву-другую. И вот мы уже видим две звездочки. Три звездочки. Четыре звездочки. Лучше всего, конечно, когда у парня десять звездочек. Это параметр , самый главный для генерала.

Один (максимум) генерал стоит половины армии. Он не только улучшает боевой дух подчиненных - под его командованием войска объективно лучше сражаются. Именно поэтому воспитание как минимум трех хороших генералов - ваша наипервейшая задача. Лучше всего использовать главу рода (сам факт дает ему дополнительную звезду) и наследника. Главное - не рисковать ими сверх необходимого.

Лучший способ добычи драгоценных на погоны генералов - борьба с беглыми рабами, повстанцами и разбойниками, хозяйничающими на дорогах. Разбойники не нападают на города, но от этих бравых ребят все равно надо избавляться: они браконьерствуют, жгут костры в неположенных местах и сильно урезают прибыли от торговли близлежащих городов. Чаще всего боевой дух повстанцев невысок, их легко сломить в бою, поэтому генеральский отряд бросать в бой можно - но только в решительный момент (и уж точно не на копья). Обязательно используйте генерала в преследовании и избиении бегущих. Вероятность заполучить после боя зависит от участия отряда в бою и от количества снятых им скальпов.

Отступая, генерал теряет звездочки с необычайной скоростью. Даже если это не просто проигранный бой, а тактическое отступление перед превосходящими силами противника.

Это интересно: если генерал отступал и терпел поражения слишком часто, его уровень командования может опуститься до отрицательных значений. В этом случае войска получат штраф к боевому духу и умениям. В Shogun в похожей ситуации генерал совершал ритуальное самоубийство, но в Rome, похоже, никто не собирается бросаться на меч.

Инициатива снизу

Если генерала под рукой нет, а бить врага надо, то делать нечего - будем бить. Отряды пойдут в атаку под командованием безымянного капитана. Прибавок к силе и боевому духу, конечно же, не получат. Но не беда. Грамотно проведенный бой, героическая и чистая победа (это когда ваших погибло мало, а врагов уцелело еще меньше) может привести к тому, что капитан получит звезды и превратится. в генерала. Вернее, вам предложат капитана, приняв его в семью. Согласившись (и заручившись согласием капитана), вы получите в свое распоряжение нового члена семьи совершенно бесплатно. А члены семьи никогда не бывают лишними.

Новые градоначальники

Жизнь губернатора спокойнее беспокойной полевой жизни командующего.

Правило при назначении губернаторов одно - чем важнее и крупнее город, тем больший должен быть у присутствующего в городе члена семьи параметр управления (изображается в виде маленьких свитков). Город может обойтись без губернатора вообще, но присутствие опытного человека в поселении всегда лучше. Денег город принесет больше, коррупция и потери уменьшатся.

Если у губернатора есть влияние (изображается в виде пальмовых ветвей), то город станет более спокойным местом и с меньшей вероятностью взбунтуется в тяжелые для него времена (например, когда население перевалит за тридцать тысяч условных единиц).

Порок и добродетель

Каждому члену виртуального рода присущ свой набор качеств. В Medieval они назывались . В основном, качества определяют и количество , и влияние. Они бывают хорошими и плохими.

Одни даются чином (к примеру, должность Самого Главного Босса дает влияние и хорошую защиту против убийц). Другие генерал подбирает на протяжении своего жизненного пути. Много воюет - прибавляются звезды. Управляет растущим городом - появляется опыт градоначальника. У римлян дополнительные прибавки дает должность в Сенате (квестор, консул, претор, бывший консул и т.д.)

Качества - это вся личность персонажа в игре. Они влияют на все: на его способности, на боевой дух армии, на личную безопасность, популярность в Сенате и в народе, на прибавки к награбленному и даже на скидки при найме войска. Самые яркие качества появляются в виде прозвища персонажа. - такие штуки хорошо смотрятся в резюме.

Качества не вырастают сами по себе. На них влияет окружение генерала и каждое действие игрока. Много побеждает - получай звезды. Сражаешься с Карфагеном - получаешь прибавки в сражениях именно с этим народом. Часто дерешься сам - не беда: боевые шрамы повышают авторитет среди солдат. Но с другими свойствами характера все далеко не так прозрачно. Одно известно точно: бездействие генерала или губернатора способствует появлению неприятных черт личности.

Доходит и до смешного. Например, храм бога вина и веселья Бахуса помогает удержать народ в повиновении намного лучше, чем храм Цереры. Однако тут есть и подводный камень: губернаторы, которые управляют городом с храмом Бахуса, спиваются в считанные годы.

А это что-то новенькое в серии! На жизненном пути к членам вашей семьи прибивается окружение - спутники и друзья. Каждый из них - живое в смысле конечных эффектов. Философ даст ума. Бывалый наемник позволит скостить стоимость покупки услуг коллег. Суровый капрал увеличит мобильность войска, а личный пес вовремя почует войско врага. Вражеские перебежчики, захваченные рабы, служители Марса и Афродиты - все они займут свое место в свите. Особенно полезны врачи - они могут не только уменьшить потери войска в бою, но и улучшить плодовитость генерала. Августейшие дети - будущее империи, не забывайте.

Не всякий человек в окружении полезен. К примеру, идиот-шут убавит влияние, личный раб-массажист понизит уровень личной безопасности. Есть в игре и особые именные персонажи: Аристофан, Цицерон, Сенека и другие; заполучить такого в игре - большая удача.

Как и обычные качества, свита подбирается генералом или губернатором на жизненном пути. Пребывание в городе с храмом повышает вероятность заполучить священника. В лесах к генералам прибиваются собаки. Если, например, полководец продал в рабство пару взятых городов, то, скорее всего, он обзаведется работорговцем и будет получать впредь с продаж больше денег. Безделье - это шанс заполучить бесполезное окружение.

Но чем вся эта генеральская свита, по большому счету, отличается от обычных качеств характера? Тем, что ее можно передавать от одного генерала другому. Для этого они должны быть в одном месте карты. Хватайте физиономию представителя свиты и перетаскивайте на портрет другого генерала. Сбрасывайте весь человеческий какому-нибудь заштатному губернатору, чье пьянство и разврат позволяет заранее поставить на нем крест.

Главное - надо помнить два правила. Во-первых, в свите не может быть двух одинаковых представителей. Во-вторых, максимальный размер свиты - восемь человек.

Это интересно: в прошлой игре агенты и дипломаты были бессмертными. Здесь дипломат вполне может скончаться от старости, но место Дунканов Маклаудов заняла свита! Окружение генерала, если его вовремя перебрасывать от старика к молодому герою, может прожить хоть двести пятьдесят лет! Это и к собакам относится!

Повесть о многих городах

Город - центр провинции, ключ к владению территорией. В городе обитают жители, и здесь же строятся улучшения. Город - центр торговли и лакомый кусочек для вражеских армий.

Сначала это лишь маленькое поселение, открытое всем ветрам. Но число в нем увеличивается, и по достижении определенного предела становится возможной постройка улучшенного губернаторского здания. Это - следующий этап, переход города в новое качество. Из деревушки - в городок, город, большой город и, наконец, огромный античный мегаполис. Каждый переход открывает новые здания и улучшения. Но, вместе с тем, увеличение числа обитателей грозит стать неуправляемым, обернуться восстаниями и кровопролитием. - господа неблагодарные, и хорошего отношения к себе они не понимают. Особенно это относится к жителям захваченных городов с чуждой культурой.

Дебет и кредит

Прибыль в городе складывается из трех составляющих: натуральной (продукт ферм и шахт), налоговой и торговой (сухопутной или морской). Особняком стоят управленческие таланты губернатора - они обычно дают небольшую прибавку к городскому бюджету.

Регулируя налоги в городе, вы управляете не только прибылью, но и уровнем прироста населения. Эти негодяи любят размножаться лишь там, где не шибко давит налоговое бремя. Уровень налогов - это еще и степень лояльности жителей. Зависимость, думаю, объяснять не надо. В общем случае советую выкручивать налоги на максимум, лишь бы народ не бунтовал. Когда городов в империи станет много, регулирование налогов можно свалить на автоматического помощника.

Прибыль от ферм и шахт зависит от провинции (плодородие равнин, полезные ископаемые в горах) и инфраструктуры (фермы, шахты). Всегда лучше развивать прибыль за счет шахт - фермы дают ощутимую прибавку к росту населения, а это не всегда желательно.

Доходы от торговли зависят от множества параметров: отстроены ли в провинции дороги, насколько они хорошего качества, построен ли в городе рынок. Есть ли поблизости ценные торговые ресурсы, например вино или краска? Со сколькими странами заключено торговое соглашение (это дело расторопных дипломатов)? Нет ли на дорогах бандитов, не блокирует ли вражеский флот городской порт?

Но не стоит забывать и о городских расходах. Если не считать небольших трат на генералов, то главная статья городских расходов - поддержка армии. Суммируется стоимость содержания всей армии и агентов (теперь и они хотят есть!). После этого расход ложится бременем на все города по принципу: чем больше город, тем больше он платит. При неравномерном развитии империи может появиться необычный эффект: самые большие города уходят далеко в минус и пугают игрока жуткими отрицательными балансами. На самом деле, это нормальное явление, поводов волноваться нет.

Оставшиеся деньги попадают в бюджет страны. Уже оттуда игрок тратит их на постройку, ремонт зданий, наем, тренировку или пополнение армий.

Это интересно: в бюджете страны раздел есть не только в расходном разделе, но и в доходном! Что это - налоги с взяток?

От чего зависит мир и порядок в городе?

Вот факторы, которые его уменьшают:

_ Нищета (плохая, неразвитая инфраструктура).

_ Высокие налоги.

_ Удаленность от столицы (как в ).

_ Вражеские шпионы, проникшие в город. Раскрыть разведчика может только другой разведчик.

_ Культурные различия. Завоеванные варвары не сразу принимают римскую культуру (обратное правило тоже верно). Такое недовольство ослабляется лишь со временем. Уменьшить его можно, если разрушить храмы чужой культуры и построить в городе собственные.

А вот что помогает держать граждан в повиновении:

_ Гарнизон - в первую очередь. Для этого идеально подходят городские стражи или отряды крестьян.

_ Грамотный губернатор - во вторую очередь.

_ Низкие налоги.

_ Общественное здоровье (бани, акведуки).

_ Здания, предназначенные для развлечения публики (у римлян, например, гладиаторский амфитеатр). Отстроив городской амфитеатр, можно регулировать частоту гладиаторских игр. Чем чаще, тем спокойнее в городе, но, вместе с тем, меньше денег в казне.

_ Образование (академии).

_ Закон. Выше в развитых городах и в местах, близких к столице империи.

_ Высокий прирост населения.

_ Действие чудес света.

В небольших городах следить за настроением людей легко. Если намечаются проблемы, можно построить пару полезных зданий, пополнить гарнизон или в крайнем случае снизить в городе налоги.

Большие города - большие проблемы. В сочетании с высоким уровнем сложности игры проблема революционно настроенных горожан может стать настоящей головной болью незадачливого мэра.

Читайте также: