Клайв баркер проклятая игра сюжет

Обновлено: 06.07.2024

"Проклятая игра" - книга вполне сопоставимая по значимости со знаменитыми "Книгами Крови" Клайва Баркера.Конечно, ведь герои книги иллюстрируют нам саму жизнь во всей её красе! Бесспорно, Автор собрал всю грязь, всё низменное и тленное что есть в жизни. Что касается героев, они проиллюстрированы очень шикарно, рельефно и соответствуют сюжету: Уайтхед,бывший вор, а ныне миллиардер, ожидающий в страхе возмездия; Марти, готовый на всё лишь бы выбраться из заключения и найти своё место в жизни; Брир- маньяк, ищущий успокоения в своих юных жертвах; Кэрис- дочь Уайтхеда, ищущая смысл жизни в наркотических иллюзиях-"солнечном острове"; и ,конечно, Последний Европеец, жизнь которого затянулась на 200 с лишним лет, ищущий правды, и нашедший, наконец, свою смерть. Нет однозначно у Баркера предпочтений касательно персонажей, ибо за каждым -своя правда, свой путь.Яркий, конечно же, Европеец, за годы жизни познавший людскую сущность ,и оттого яро её ненавидящий; он как лакмусовая бумажка проявит нутро каждого из персонажей.И ,конечно же, в результате каждый своё получит, это традиционно по Баркеру.И никакая власть и "любовь к клубнике" не спасёт Уайтхеда от расплаты,и как он и был вором, он и умрёт как вор- на руинах, всеми забытый, без утешения.

Часть первая TERRA INCOGNITA
Часть вторая ПРИЮТ
I Провидение
II Лиса
III Последний Европеец
IV Танец скелета
Часть третьяDEUCE
V Суеверие
VI Дерево
VII Беспредел
VIII Скандал
Часть четвертая РАССКАЗ ВОРА
Часть пятая ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
IX Дурная верность
Х Ничего и после
XI Наступление царства
XII Танцы толстяков
XIII В отеле «Обитель демонов»
XIV После волны

Из написанного великим фантазером именно "Проклятая игра" наиболее всего подпадает под жанр ужасов, хоррор. Никаких разглагольствований о таинственных Субстанциях, никакого самолюбования, никаких излишеств - только увлекательный сюжет, рельефные персонажи, мощная философская канва. и его величество Атмосфера, которая здесь зашкаливает и заставляет вспомнить макабрические полотна под названиями "Сайлент Хилл" и "Лестница Иакова".
Это роман о сделке с дьяволом, главное в котором - не дьявол. Может, дьявола здесь вообще нет. Поймите меня правильно: роскошных сцен сверхъестественного ужаса, насилия и секса в этой книге хватает, просто Баркер расставляет акценты не так, как большинство авторов. Черное и белое у него сливаются в сплошную массу, из которой привычных штампов (добро-зло, прав-не прав) не извлечь.
"Проклятая игра" номинировалась на премию Брэма Стокера, "Локус", "Букер", Всемирную премию фэнтези. и осталась без наград. Да по-другому и быть не могло: слишком эта книга необычна, в чем-то даже АЧЕЛОВЕЧНА, чтобы ее могли оценить люди, раздающие формальные знаки отличия.
Дебютный роман Баркера - это обещание великой писательской судьбы, которое, к сожалению, не было выполнено. Позже автор возгордился, взял курс на невнятную эзотерику. и запутался в собственных ногах. Но "Проклятая игра" осталась, и. право слово, пора мне уже заканчивать, а вам с головой погружаться в этот мир. Он того заслуживает.

"Проклятая игра" - это дебютный роман К. Баркера. Этот роман самый земной, приземлённый, реалистичный читанный у него - и ведь ощущается, что это дебют. Всё как-то неуверенно и умеренно. Даже сцены насилия - лёгкие, абстрактные; секс - культивируемый Баркером в других романах практически отсутствует (но это плюс). Этот роман более всего подходит этаким пуританам, которые хотят почитать Баркера, но и не замараться. В этом романе также отсутствует эзотерика (которой например кишит "Искусство"), однако нашлось место утончённой философии; отсутствует буйство красок, торжество крови и фантазии. Этот роман даже на Букеровскую премию номинировался.

Сюжет романа в некотором роде перекликается с гётевским "Фаустом", этакое переосмысление на современный лад (одно из многих, только написанное Баркером, что очень круто). К.Б., как обычно, начинает роман очень неожиданно. Часть "Terra Incognita" начинается в 1945 году, в изрядно разрушенной Варшаве "переходного периода" (уход нацистов, приход наших). Некто "вор" жаждет сыграть с легендарным и непобедимым Мамолианом в карты. Такова первая часть. Вторая начинается спустя 40 лет со знакомства с Марти Штрауссом, тоже вором. (Кстати, финал-то у романа получился открытым. Нужно домысливать и есть поле для трактовок.) Далее раскручивается сюжет, происходит знакомство с персонажами и т.д. А персонажи не удались. Вызывают симпатию только Брир и Святые.

Моё отношение к этому роману - неоднозначно. С одной стороны ждал ОЧЕНЬ долго, но не ожидал что вещь эта будет такой слабенькой. Я расстроен, но мне всё равно понравилось, хоть и не так, как "Книги Крови", "Книги Искусства" или даже "Каньон Холодных Сердец".

Избранная цитата: "Каждый человек - сам себе Мефистофель".

Итог: Слабый, но достойный дебют. Начало замечательного творческого пути. Роман прежде всего рекомендуется тем, кому не нравится неугомонный в эротичности, жестокости и фантазии "поздний" Баркер. 8/10.

Состоялся мой самый длительный диалог с Клайвом Баркером. Довольно давно меня интересует инфернальная фантазия этого автора, но до сих пор знакомство с его творчеством как-то не удавалось, начиналось не с той ноты. Дело в том, что творчество «будущего [всея] хоррора» очень специфично и требует определенного терпения и готовности копать вглубь. Не в последнюю очередь нужно любить и сам жанр, иначе вряд ли вы вообще возьмете в руки какую-либо из книг автора. С корабля на балл монстров Баркера попасть можно, но вы рискуете сразу же пораниться о какую-нибудь мерзость, жестокость и монструозную эротику. Вместе с тем Клайв является открытым геем и не отказывает себе в удовольствии вводить время от времени в повествование тему гомосексуальной любви (хотя, рассматриваемого романа если это и коснулось, то издалека). Поэтому когда-то я отложил «Таинство», где эта гомосексуализм является чуть ли ни локомотивом всего повествования. Лично я к этой теме отношусь спокойно – каждому своё – но вот чтение об этом не приносит мне удовольствие, скажем так.

Визитным приемом Баркера, насколько я могу судить, не являясь экспертом в его творчестве, выступает смешение эротики, физиологической жути и инфернальной мистики. Эти три компонента питают друг друга, создавая неповторимую и непростую атмосферу в его произведениях. Вишенкой на торте, для тех, кто прорвался через неоднозначную оболочку, будет метафоричность всего, о чем рассказывает Клайв, философичность, качественная проза и уникальные истории. Внезапно перед нами не просто писатель страшилок, а своеобразный художник и своеобразный мыслитель, видящий эстетику и красоту в жутком и отталкивающем, показывающем читателю, что чудовищное есть везде и во всех, и оно, быть может, тоже нуждается в пристальном изучении. Может быть в нём, чудовищном и отвратительном, содержатся важные для понимания себя компоненты.

Открылись мои глаза, когда я начал читать «Книги крови», это сборники малой прозы Баркера, с них я бы и рекомендовал начать знакомство с ним, в то время еще молодым автором, но уже показывающем отдельными мазками, как именно он захватит мир. Рассказы разные, некоторые более удачные, некоторые простоватые, но художник там явно присутствует. Однако, о «Книгах» в другой раз. Параллельно с моим личным открытием вышло новое издание от АСТРЕЛЬ СПБ (серия «Легенды хоррора», флагманом которой является, собственно, виновник торжества) первого полноценного романа Клайва под названием «Проклятая игра». Я люблю эту серию за шикарные обложки Сергея Неживясова (иллюстрации) и Василия Половцева (дизайн), интересную подборку авторов и за общее добротное исполнение, поэтому решил снова поддержать проект. А когда получил свой экземпляр, захотелось прочесть не откладывая. Пришло время очной ставки. Шесть сотен страниц пролетели незаметно и с удовольствием, буквально за три дня.

Содержание и СПОЙЛЕРЫ

В романе четыре главных действующих лица:

Мартин Штраус – бывший заключенный, ему немного за тридцать.

Джозеф Уайтхед – богатый, успешный и влиятельный пожилой мужчина, семьдесят лет.

Мамулян, он же Последний Европеец – трудно дать однозначную характеристику, об этом далее. Более 200 лет.

Карис Уайтхэд – дочка Джозефа, наркозависимая, обладает телепатическими способностями. Девятнадцать лет.

Очень кратко по событиям (спойлеры!):

Далее Мамулян, так зовут странного человека, приходит снова, оживляет всех собак, и уничтожает всех партнеров по бизнесу Уайтхеда, собравшихся побухать у своего главы. Страшный Европеец говорит о том, что хочет забрать с собой Уайтхеда, но тот должен добровольно отдать ему свою жизнь. А пока он забирает с собой дочь воротилы, которую тот держит в особняке, посадив на наркотики. Мартин успевает влюбиться в девушку и ему небезразлична ее судьба. А вот судьба Уайтхэда перестает его интересовать довольно скоро. Да он и не может толком защитить того от сверхъестественного врага.

В конце концов Мамуляну удается забрать жизнь у своего должника, но Мартин с Карис при неожиданной помощи Брира, побеждают колдуна. Молодым людям удается остаться в живых, потусторонние силы отброшены в пустоту. Брир обливает себя горючим и сгорает. Конец.

Начало пути

Здесь, в «проклятой игре», как говорят знатоки, Клайв Баркер только расправляет крылья. В целом, большую часть романа ничего такого уж жуткого, эротического или мистического не происходит. Первую половину можно назвать: «Богатые тоже плачут», а вторую: «Демоны тоже плачут». Богатейший Уайтхед, которого все вокруг уважают и боятся, который не допустил ни единого промаха за всю свою карьеру, оказывается, скорбит о многом – о том, как легкомысленно жил в молодости, о том как отдался на волю Европейца и в результате привел к гибели свою жену, приговорил к гибели себя и, возможно, дочь. И всё это ради способности управлять удачей, ради мирского успеха, ради острых ощущений власти. Об этом в романе говорится немало – как оседлать случай, как же сладко играть и выигрывать, как высока цена проигрыша. И в следующей половине романа мы узнаем, что горюет и Мамулян, понимая, насколько запросто человек может растратить все знания и силы, которые получает из непостижимого источника, на банальные удовольствия.

Три смысловых столпа, интересующие Баркера, представленные в «Проклятой игре» во всей красе:

- тема порочных удовольствий, соседствующая с чудовищностью;

- чудовищность, наиболее близкая к настоящим чудесам;

- чудовища, которые в некотором роде лучше понимают такие вещи как искусство, смысл жизни.

Демон

Мамулян когда-то обрел знание о том, как воскрешать мертвых. Также он способен создавать иллюзии, жить столетиями, поглощая тех, кто попал под его влияние. Он умеет создавать и направлять удачу. Однако, всему приходит конец. Он чувствует, что его смерть близка, и он не хочет уходить один. Он питает некие чувства к Уайтхеду и желает окунуться в небытие вместе с ним. Они как друзья, поссорившиеся очень давно, но до сих пор питающие друг к другу теплые чувства. Или больше, чем друзья, но тут автор ограничивается намеками.

Стоит также оговориться, что даже закрыв прочтенную книгу, мы не можем вполне точно сказать, из чего состояло существо Европейца. Изначально он простой человек, которому некий христианский монах дал знания, и он, видимо, стал меняться – внутри он уже перестал быть человеком. Или, возможно, какая-то третья сила заняла его место у штурвала, а он уподобился одной из жертв. Он не желает прикасаться к людям, ему отвратительно все плотское и человеческое. Отвратительно до предела. Только чужими руками, руками тех, кого он захватил, он расправляется со своими врагами.

Так или иначе, он в прошлом проникся к молодому Уайтхеду симпатией и позволил ему обыграть себя в карты, в которые никогда не проигрывал. И дал тому знания, но Джозеф, как уже было сказано, применил их самым прозаическим образом. И более того – отрекся от своего благодетеля и разбил ему сердце. Мы, внезапно, обнаруживаем Мамуляна преданным и оскорбленным.

Кстати, в романе Штраус несколько раз попадает как бы во внутренние миры Последнего Европейца, полностью теряя связь с телом и вообще с собой как человеком. Когда он возвращается обратно – испытывает отвращение к своему телу, физическому бытию. После такой свободы и безграничности, его снова засовывают в мешок с костями. Видимо, Мамулян испытывает такое постоянно, являясь сразу неким бесплотным сознанием и телом.

Кровавая драма

Повествование высвечивает нам те или иные уголки этого многогранного конфликта постепенно, до поры мы гадаем о причинно-следственных связях и в некоторых местах может показаться, что нам не додали информации. Но позже всё проясняется, нужно только идти дальше. Хотя в финале мне лично хотелось еще одного поворота драмы, еще одного витка интриги, но его не случилось. Конфликт получился по большому счету драматическим, без завихров.

Можно сказать, что Баркер написал эдакую хоррор-драму, где есть место любви, дружбе, предательству, а также щепотке жестокой расчлененки и запредельного ужаса. Как ни назови жанр, а читать было очень интересно. И в первую очередь благодаря неторопливому размышлению героев, описанию их быта. Тема богатых, но несчастных людей, тема бедных, которые думают, что богатым всегда хорошо. Тема расплаты за богатство, погони за удачей. Это проклятая игра, в которую играют все вокруг и, похоже, финал победителей ужасен.

Правда, финал есть у книги, а вот у героев и главное, у потустороннего элемента, финала нет. По сути мы даже не вполне понимаем, что будут дальше делать герои. Какие уроки усвоил для себя Штраус? Карис? Ведь мы видим, что у Карис серьезные проблемы с наркотиками и никакого желания эти проблемы решать. Она относится к Штраусу как к интересному любовнику, а не как к возлюбленному. Финал не особенно обнадеживает нас по поводу их будущности.

Марти

С Штраусом тоже есть вопросы. За всю дорогу так и не становится понятно, а что же он за человек. Он не совершает откровенно благородных поступков, однако и ничего аморального тоже не делает. Он начинает сильно бояться Мамуляна, когда осознает, что тот явно выходит за рамки обычных человеческих возможностей. Штраус заходит в комнату, где обитает колдун, потому что его влечет тайна, скрывающаяся за этой личностью, скрывающаяся в этой комнате. И он не может нормально переносить эти астральные путешествия. Да, он отправляется спасать Карис и демонстрирует уже этим определенную храбрость, но тут всё просто – он в нее влюблен. Сверх того он не совершает ничего, за что бы читатель или автор восхитились им. Это, с другой стороны, делает его достоверным и естественным. Он просто человек, попавший в невероятные и страшные обстоятельства.

Пожиратель бритв

Энтони Брир – персонаж очень баркеровский. Возвращенный в жизнь маньяк, убивавший детей. Его главной радостью был фотоальбом, в котором содержались снимки различных зверств нацистов. И он старался воплотить эти зверства вновь, видя в них невероятную красоту. После смерти и воскрешения, он продолжил свою практику, а еще он активно исследовал свое умершее тело, постоянно увеча его. Как я сказал – фирменный баркеровский монстр, в своем роде эстет. Забавно, что именно он и положит конец самому Мамуляну и вообще в финале покажется, в своем роде, положительным героем.

Проклятый финал

Резюмируя, можно сказать, что роман этот наполнен грустными мыслями, болью и меланхолией. Его интересно читать. Каждый герой показан любопытно, каждый играет какую-то свою роль и приходит к своему финалу. Баркер очень своеобразен, хотя здесь он только начинает спуск в адские глубины своей фантазии. С удивлением читатель обнаруживает здесь философский трактат о погоне за желаемым и о разбитом корыте в финале. Будет здесь и о любви, и о будничных вещах.

На данный момент Баркер показался мне более изысканным и сложным, нежели Стивен Кинг. У Мастера ужасов множество достоинств, но, пожалуй, он не заглядывал так глубоко в настоящий ад, у него мало сюрреализма и больше социальных тем. У Баркера всё по-бодлеровски поэтично и с уклоном в более философскую мистику, которую не сразу заметишь за отталкивающими образами. По сути отталкивающие образы и есть центр эстетики и философии автора. Впрочем, нам совсем не обязательно сталкивать и сравнивать этих двух писателей, они оба прекрасны по-своему. Клайв Баркер выступает не каким-нибудь преемником или подражателем, а уникальной фигурой в мире страшной литературы, художником со своим неповторимым почерком. Это не безобидные и во всем приятные страшилки, чтобы побояться, тут есть, о чем подумать, есть, чем оскорбиться. Поэтому, всем и каждому рекомендовать роман «Проклятая игра» нельзя. Но вы можете попробовать сыграть ;)

P. S. Книга строго 18+ или даже 21+. Спасибо издательству АСТ за качественное переиздание и за новый перевод (есть там, как мне показалось, некоторые сыроватые моменты, но в целом читается отлично). Также спасибо некоторым резидентам Fantlab за то, что не дали забыть этого автора. Буду продолжать потихоньку читать «Книги крови», а там и до других романов доберусь.

Немного о сюжете

Итак, играть мы будем за мастера оккультных дел и борца с нечистью по имени Патрик Гэллуэй. Он получил письмо с просьбой о помощи от своего друга и сослуживца Иеремеи Ковенанта. Отказать Патрик не может, ведь товарищ спас нашего героя от смерти во время войны, оставив на память странный артефакт - камень Гельзибара.

Прибыв в огромный, страшный и мрачный особняк, Патрик застает своего друга в очень недобром здравии. Иеремея повествует о том, что в детстве он с младшими братьями и сестрами утащили из библиотеки отца какую-то древнюю книжку и прочитали оттуда заклинание на таинственном острове с торчащими из земли камнями, на которых были вырезаны странные символы. И с тех пор семейство Ковенантов преследует злой рок. В недавнем времени все братья и сестры Иеремеи умерли. Однако, какой хоррор обходится без восставших из мертвых? Собственно, с этим и придется разбираться нашему герою.

И что тут такого особенного?

Атмосфера. Конечно же, есть много очень атмосферных игр. И каждая хороша по-своему. Для меня Undying - одна из лучших именно по этому параметру. Будь то мрачный особняк со множеством запутанных коридоров, с тусклым освещением, с подозрительными и нагнетающими звуками, которые эхом разносятся по стенам. Или же загадочный город снов Онейрос, где небо кроваво-красное, а обитатели наводят панику своими атаками (ну а что вы хотели, когда та сторона экрана забрызгана неведомой зеленой жижей и вам даже не видно, куда бежать и что делать). Кроме того, главному герою предстоит побывать в старинном разрушенном монастыре, подвалы которого кишат ожившими скелетами. Развалин нам мало: мы отправимся в прошлое, чтобы прогуляться вокруг и внутри действующего монастыря под умиротворяющее пение монахов и хруст снега под ногами. Пиратская бухта и Мир Вечной Осени так же имеют свое очарование и свою неповторимую атмосферу. Отдельно стоит упомянуть звук. Это шедевр, господа. Один из лучших примеров того, каким должен быть звук в играх.

Оружие и магия. Начнем с того, что Патрик - левша. Довольно редкое явление для игр. В начале игры из оружия у нас только револьвер и выше упомянутый камень Гельзибара. Но чем дальше, тем интереснее. Конечно, в игре есть и стандартное обмундирование типа дробовика, коктейлей Молотова, арбалета и т.д. Но уникального оружия тоже достаточно: загадочная тибетская пушка, стреляющая глыбами, кельтская коса, яйца феникса (это сложно объяснить, лучше увидеть).

При всем этом правая рука Патрика не бездействует. Она служит для создания заклинаний. Магия в игре очень помогает, в некоторых местах без нее не пройти дальше. Заклинаний всего восемь (не считая "Полета", который активизируется удержанием пробела). Каждое уникально и действует по-особенному. Также в игре существует система прокачки заклинаний с помощью магических камней, которые зачастую запрятаны в тайниках. На создание заклинаний тратится мана (которую, к слову, также можно прокачать. По ходу игры встречаются и некие таинственные колдовские свитки, которые делают героя более крутым магом.

Сюжет. Кажется, будто это интерактивная книга, а не простой шутер, где надо завалить всех врагов. Хоть игру и сильно урезали перед выходом, это не портит общего впечатления о рассказанной истории проклятого рода. Тут и семейные драмы, и ненависть, и месть. Все смешалось в доме Ковенантов. Кроме того, Патрику предстоит встретиться со старым врагом - магом Отто Кейсинджером, который также имеет отношение к проклятой семье.

Дневники. Патрик привык записывать свои мысли. И чужие тоже. В целом дневник не играет важной роли в самом игровом процессе. Но это очень приятное дополнение, которое позволяет глубже вникнуть в историю семьи и каждого персонажа в частности, вспомнить что-то важное из игровых событий, узнать особенности оружия и заклинаний, найти подсказки к дальнейшим действиям.

Ничто не идеально

Да. Минусы в игре тоже есть.

Во-первых, графика. Я никогда не ругаю старые игры за плохую графику, так как их прелесть далеко не в этом. Да и не шарю я особо в технических возможностях разных лет. Но на мой взгляд, возможности создать картинку покрасивее тогда были.

Во-вторых, игра слишком короткая. Да, в детстве на нее тратился не один день. Возникали какие-то трудности, интернета тогда не было. Вот и приходилось наматывать круги в поисках нужной двери, нужного ключа или предмета. Сейчас, когда меня в три ночи разбуди и спроси, как пройти какой-либо момент, я сразу отвечу. Знание расположения всех врагов, ключей, дверей позволяют пройти игру за один вечерок.

И что в итоге?

С момента выхода игры прошло почти 18 лет, и, к сожалению, мало кто про нее знает или помнит. Несправедливо забытый шедевр , который заслуживает и ремейка, и продолжения, и всемирной славы.

Состоялся мой самый длительный диалог с Клайвом Баркером. Довольно давно меня интересует инфернальная фантазия этого автора, но до сих пор знакомство с его творчеством как-то не удавалось, начиналось не с той ноты. Дело в том, что творчество «будущего [всея] хоррора» очень специфично и требует определенного терпения и готовности копать вглубь. Не в последнюю очередь нужно любить и сам жанр, иначе вряд ли вы вообще возьмете в руки какую-либо из книг автора. С корабля на балл монстров Баркера попасть можно, но вы рискуете сразу же пораниться о какую-нибудь мерзость, жестокость и монструозную эротику. Вместе с тем Клайв является открытым геем и не отказывает себе в удовольствии вводить время от времени в повествование тему гомосексуальной любви (хотя, рассматриваемого романа если это и коснулось, то издалека). Поэтому когда-то я отложил «Таинство», где эта гомосексуализм является чуть ли ни локомотивом всего повествования. Лично я к этой теме отношусь спокойно – каждому своё – но вот чтение об этом не приносит мне удовольствие, скажем так.

Визитным приемом Баркера, насколько я могу судить, не являясь экспертом в его творчестве, выступает смешение эротики, физиологической жути и инфернальной мистики. Эти три компонента питают друг друга, создавая неповторимую и непростую атмосферу в его произведениях. Вишенкой на торте, для тех, кто прорвался через неоднозначную оболочку, будет метафоричность всего, о чем рассказывает Клайв, философичность, качественная проза и уникальные истории. Внезапно перед нами не просто писатель страшилок, а своеобразный художник и своеобразный мыслитель, видящий эстетику и красоту в жутком и отталкивающем, показывающем читателю, что чудовищное есть везде и во всех, и оно, быть может, тоже нуждается в пристальном изучении. Может быть в нём, чудовищном и отвратительном, содержатся важные для понимания себя компоненты.

Открылись мои глаза, когда я начал читать «Книги крови», это сборники малой прозы Баркера, с них я бы и рекомендовал начать знакомство с ним, в то время еще молодым автором, но уже показывающем отдельными мазками, как именно он захватит мир. Рассказы разные, некоторые более удачные, некоторые простоватые, но художник там явно присутствует. Однако, о «Книгах» в другой раз. Параллельно с моим личным открытием вышло новое издание от АСТРЕЛЬ СПБ (серия «Легенды хоррора», флагманом которой является, собственно, виновник торжества) первого полноценного романа Клайва под названием «Проклятая игра». Я люблю эту серию за шикарные обложки Сергея Неживясова (иллюстрации) и Василия Половцева (дизайн), интересную подборку авторов и за общее добротное исполнение, поэтому решил снова поддержать проект. А когда получил свой экземпляр, захотелось прочесть не откладывая. Пришло время очной ставки. Шесть сотен страниц пролетели незаметно и с удовольствием, буквально за три дня.

Содержание и СПОЙЛЕРЫ

В романе четыре главных действующих лица:

Мартин Штраус – бывший заключенный, ему немного за тридцать.

Джозеф Уайтхед – богатый, успешный и влиятельный пожилой мужчина, семьдесят лет.

Мамулян, он же Последний Европеец – трудно дать однозначную характеристику, об этом далее. Более 200 лет.

Карис Уайтхэд – дочка Джозефа, наркозависимая, обладает телепатическими способностями. Девятнадцать лет.

Очень кратко по событиям (спойлеры!):

Далее Мамулян, так зовут странного человека, приходит снова, оживляет всех собак, и уничтожает всех партнеров по бизнесу Уайтхеда, собравшихся побухать у своего главы. Страшный Европеец говорит о том, что хочет забрать с собой Уайтхеда, но тот должен добровольно отдать ему свою жизнь. А пока он забирает с собой дочь воротилы, которую тот держит в особняке, посадив на наркотики. Мартин успевает влюбиться в девушку и ему небезразлична ее судьба. А вот судьба Уайтхэда перестает его интересовать довольно скоро. Да он и не может толком защитить того от сверхъестественного врага.

В конце концов Мамуляну удается забрать жизнь у своего должника, но Мартин с Карис при неожиданной помощи Брира, побеждают колдуна. Молодым людям удается остаться в живых, потусторонние силы отброшены в пустоту. Брир обливает себя горючим и сгорает. Конец.

Начало пути

Здесь, в «проклятой игре», как говорят знатоки, Клайв Баркер только расправляет крылья. В целом, большую часть романа ничего такого уж жуткого, эротического или мистического не происходит. Первую половину можно назвать: «Богатые тоже плачут», а вторую: «Демоны тоже плачут». Богатейший Уайтхед, которого все вокруг уважают и боятся, который не допустил ни единого промаха за всю свою карьеру, оказывается, скорбит о многом – о том, как легкомысленно жил в молодости, о том как отдался на волю Европейца и в результате привел к гибели свою жену, приговорил к гибели себя и, возможно, дочь. И всё это ради способности управлять удачей, ради мирского успеха, ради острых ощущений власти. Об этом в романе говорится немало – как оседлать случай, как же сладко играть и выигрывать, как высока цена проигрыша. И в следующей половине романа мы узнаем, что горюет и Мамулян, понимая, насколько запросто человек может растратить все знания и силы, которые получает из непостижимого источника, на банальные удовольствия.

Три смысловых столпа, интересующие Баркера, представленные в «Проклятой игре» во всей красе:

- тема порочных удовольствий, соседствующая с чудовищностью;

- чудовищность, наиболее близкая к настоящим чудесам;

- чудовища, которые в некотором роде лучше понимают такие вещи как искусство, смысл жизни.

Мамулян когда-то обрел знание о том, как воскрешать мертвых. Также он способен создавать иллюзии, жить столетиями, поглощая тех, кто попал под его влияние. Он умеет создавать и направлять удачу. Однако, всему приходит конец. Он чувствует, что его смерть близка, и он не хочет уходить один. Он питает некие чувства к Уайтхеду и желает окунуться в небытие вместе с ним. Они как друзья, поссорившиеся очень давно, но до сих пор питающие друг к другу теплые чувства. Или больше, чем друзья, но тут автор ограничивается намеками.

Стоит также оговориться, что даже закрыв прочтенную книгу, мы не можем вполне точно сказать, из чего состояло существо Европейца. Изначально он простой человек, которому некий христианский монах дал знания, и он, видимо, стал меняться – внутри он уже перестал быть человеком. Или, возможно, какая-то третья сила заняла его место у штурвала, а он уподобился одной из жертв. Он не желает прикасаться к людям, ему отвратительно все плотское и человеческое. Отвратительно до предела. Только чужими руками, руками тех, кого он захватил, он расправляется со своими врагами.

Так или иначе, он в прошлом проникся к молодому Уайтхеду симпатией и позволил ему обыграть себя в карты, в которые никогда не проигрывал. И дал тому знания, но Джозеф, как уже было сказано, применил их самым прозаическим образом. И более того – отрекся от своего благодетеля и разбил ему сердце. Мы, внезапно, обнаруживаем Мамуляна преданным и оскорбленным.

Кстати, в романе Штраус несколько раз попадает как бы во внутренние миры Последнего Европейца, полностью теряя связь с телом и вообще с собой как человеком. Когда он возвращается обратно – испытывает отвращение к своему телу, физическому бытию. После такой свободы и безграничности, его снова засовывают в мешок с костями. Видимо, Мамулян испытывает такое постоянно, являясь сразу неким бесплотным сознанием и телом.

Кровавая драма

Повествование высвечивает нам те или иные уголки этого многогранного конфликта постепенно, до поры мы гадаем о причинно-следственных связях и в некоторых местах может показаться, что нам не додали информации. Но позже всё проясняется, нужно только идти дальше. Хотя в финале мне лично хотелось еще одного поворота драмы, еще одного витка интриги, но его не случилось. Конфликт получился по большому счету драматическим, без завихров.

Можно сказать, что Баркер написал эдакую хоррор-драму, где есть место любви, дружбе, предательству, а также щепотке жестокой расчлененки и запредельного ужаса. Как ни назови жанр, а читать было очень интересно. И в первую очередь благодаря неторопливому размышлению героев, описанию их быта. Тема богатых, но несчастных людей, тема бедных, которые думают, что богатым всегда хорошо. Тема расплаты за богатство, погони за удачей. Это проклятая игра, в которую играют все вокруг и, похоже, финал победителей ужасен.

Правда, финал есть у книги, а вот у героев и главное, у потустороннего элемента, финала нет. По сути мы даже не вполне понимаем, что будут дальше делать герои. Какие уроки усвоил для себя Штраус? Карис? Ведь мы видим, что у Карис серьезные проблемы с наркотиками и никакого желания эти проблемы решать. Она относится к Штраусу как к интересному любовнику, а не как к возлюбленному. Финал не особенно обнадеживает нас по поводу их будущности.

С Штраусом тоже есть вопросы. За всю дорогу так и не становится понятно, а что же он за человек. Он не совершает откровенно благородных поступков, однако и ничего аморального тоже не делает. Он начинает сильно бояться Мамуляна, когда осознает, что тот явно выходит за рамки обычных человеческих возможностей. Штраус заходит в комнату, где обитает колдун, потому что его влечет тайна, скрывающаяся за этой личностью, скрывающаяся в этой комнате. И он не может нормально переносить эти астральные путешествия. Да, он отправляется спасать Карис и демонстрирует уже этим определенную храбрость, но тут всё просто – он в нее влюблен. Сверх того он не совершает ничего, за что бы читатель или автор восхитились им. Это, с другой стороны, делает его достоверным и естественным. Он просто человек, попавший в невероятные и страшные обстоятельства.

Пожиратель бритв

Энтони Брир – персонаж очень баркеровский. Возвращенный в жизнь маньяк, убивавший детей. Его главной радостью был фотоальбом, в котором содержались снимки различных зверств нацистов. И он старался воплотить эти зверства вновь, видя в них невероятную красоту. После смерти и воскрешения, он продолжил свою практику, а еще он активно исследовал свое умершее тело, постоянно увеча его. Как я сказал – фирменный баркеровский монстр, в своем роде эстет. Забавно, что именно он и положит конец самому Мамуляну и вообще в финале покажется, в своем роде, положительным героем.

Проклятый финал

Резюмируя, можно сказать, что роман этот наполнен грустными мыслями, болью и меланхолией. Его интересно читать. Каждый герой показан любопытно, каждый играет какую-то свою роль и приходит к своему финалу. Баркер очень своеобразен, хотя здесь он только начинает спуск в адские глубины своей фантазии. С удивлением читатель обнаруживает здесь философский трактат о погоне за желаемым и о разбитом корыте в финале. Будет здесь и о любви, и о будничных вещах.

На данный момент Баркер показался мне более изысканным и сложным, нежели Стивен Кинг. У Мастера ужасов множество достоинств, но, пожалуй, он не заглядывал так глубоко в настоящий ад, у него мало сюрреализма и больше социальных тем. У Баркера всё по-бодлеровски поэтично и с уклоном в более философскую мистику, которую не сразу заметишь за отталкивающими образами. По сути отталкивающие образы и есть центр эстетики и философии автора. Впрочем, нам совсем не обязательно сталкивать и сравнивать этих двух писателей, они оба прекрасны по-своему. Клайв Баркер выступает не каким-нибудь преемником или подражателем, а уникальной фигурой в мире страшной литературы, художником со своим неповторимым почерком. Это не безобидные и во всем приятные страшилки, чтобы побояться, тут есть, о чем подумать, есть, чем оскорбиться. Поэтому, всем и каждому рекомендовать роман «Проклятая игра» нельзя. Но вы можете попробовать сыграть ;)

P. S. Книга строго 18+ или даже 21+. Спасибо издательству АСТ за качественное переиздание и за новый перевод (есть там, как мне показалось, некоторые сыроватые моменты, но в целом читается отлично). Также спасибо некоторым резидентам Fantlab за то, что не дали забыть этого автора. Буду продолжать потихоньку читать «Книги крови», а там и до других романов доберусь.

Читайте также: