Карта сюжета литературного произведения

Обновлено: 07.07.2024

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание : по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. ). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. ).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция - введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет. ).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Презентация представляет собой мини-пособие по составлению карты литературного произведения. Даётся определение и алгоритм составления карты с нанесением на неё всех топонимических объектов, в которых будет развиваться сюжет и будут действовать персонажи. Даны рекомендации по оформлению карты, и тем атрибутам, которые в ней должны присутствовать.

ВложениеРазмер
Презентация Карта литературного произведения 1.54 МБ
karta_literaturnogo_proizvedeniya.pptx 1.54 МБ
karta_literaturnogo_proizvedeniya.pdf 512.59 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Карта литературного произведения Устянина З.Ю., УМК к программе «Свежая строка»

Карта географическая и литературная Карта – построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на ней объекты или явления в определённой системе условных знаков. Карта литературного произведения – разработанная система координат произведения, точное описание места и времени, в которых происходит действие, описание ландшафта. Что бы ты не сочинял – сказку, детектив, фэнтези – место повлияет на всю историю и на всех персонажей.

Алгоритм составления карты литературного произведения Определить жанр произведения – детектив, шпионский роман, волшебная сказка, романтика, страшилки, мистика, комедия, исторический роман. Определить время – прошлое, настоящее, будущее. Определить климат , страну, город или природный пейзаж, время года в тексте. Составить карту передвижений главного героя, точно указав географические объекты: горы, леса, моря, саванну, пустыню, джунгли, тундру, бухту, ущелье. Указать на карте населённые пункты и архитектурные объекты – города, деревни , замки, заводы, мельницы, фермы, крепости, гроты , пещеры, мосты, башни, плотины , переправы, лестницы, порты, магистрали. Составьте сюжет истории . Где и как он будет развиваться ? Сколько будет длиться? Поместите в ландшафт своих персонажей. Что они будут видеть, слышать, чувствовать? Жару, мороз, холод, сырость, ветер, тепло, гром, шум волн, взрывы, гул ветра. А что будут испытывать? Страх, радость, ужас , гордость, умиление, восторг, тоску?

Атрибуты карты Карта должна быть подписана – что это: остров, пещера, замок, джунгли, городок и пр. На карте в верхнем левом или правом углу должна быть система координат (обычно по компасу – путеводная звезда по 4 частям света). На карте должны быть условные обозначения – деревья, водоёмы, корабли, звери, строения. Всё должно быть подписано.

Составьте карту литературного произведения Расположите карту на листе. Вы можете выбрать любое положение – вертикальное или горизонтальное. Карта может быть даже круглой при наличии точек отправки и системы координат. Нанесите на карту места, где будут действовать герои. Используйте природные цвета для раскрашивания для лучшего прочтения карты. Используйте синие или чёрные чернила для подписи. Сфотографируйте!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Карта литературного произведения Устянина З.Ю., УМК к программе «Свежая строка»

Карта географическая и литературная Карта – построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на ней объекты или явления в определённой системе условных знаков. Карта литературного произведения – разработанная система координат произведения, точное описание места и времени, в которых происходит действие, описание ландшафта. Что бы ты не сочинял – сказку, детектив, фэнтези – место повлияет на всю историю и на всех персонажей.

Алгоритм составления карты литературного произведения Определить жанр произведения – детектив, шпионский роман, волшебная сказка, романтика, страшилки, мистика, комедия, исторический роман. Определить время – прошлое, настоящее, будущее. Определить климат , страну, город или природный пейзаж, время года в тексте. Составить карту передвижений главного героя, точно указав географические объекты: горы, леса, моря, саванну, пустыню, джунгли, тундру, бухту, ущелье. Указать на карте населённые пункты и архитектурные объекты – города, деревни , замки, заводы, мельницы, фермы, крепости, гроты , пещеры, мосты, башни, плотины , переправы, лестницы, порты, магистрали. Составьте сюжет истории . Где и как он будет развиваться ? Сколько будет длиться? Поместите в ландшафт своих персонажей. Что они будут видеть, слышать, чувствовать? Жару, мороз, холод, сырость, ветер, тепло, гром, шум волн, взрывы, гул ветра. А что будут испытывать? Страх, радость, ужас , гордость, умиление, восторг, тоску?

Атрибуты карты Карта должна быть подписана – что это: остров, пещера, замок, джунгли, городок и пр. На карте в верхнем левом или правом углу должна быть система координат (обычно по компасу – путеводная звезда по 4 частям света). На карте должны быть условные обозначения – деревья, водоёмы, корабли, звери, строения. Всё должно быть подписано.

Составьте карту литературного произведения Расположите карту на листе. Вы можете выбрать любое положение – вертикальное или горизонтальное. Карта может быть даже круглой при наличии точек отправки и системы координат. Нанесите на карту места, где будут действовать герои. Используйте природные цвета для раскрашивания для лучшего прочтения карты. Используйте синие или чёрные чернила для подписи. Сфотографируйте!

В статье вы узнаете о технической оптимизации творческого процесса создания истории. Материал будет интересен сценаристам, писателям и другим создателям историй — не важно, в какой форме вы их создаете. Мои технические решения по автоматизации с помощью компьютерных технологий вылились в бесплатный программный продукт — ultra_outliner, историю создания которого и основные возможности я расскажу.

ultra_outliner — это бесплатный инструмент для оптимизации разработки художественных историй карточным методом. Он выполнен в форме графического приложения и адресован сценаристам и писателям, а также игровым дизайнерам и разработчикам квестов. Инструмент позволяет работать с виртуальными карточками, персонажами, их характеристиками (и измерениями), локациями и специальными объектами. В составе ultra_outliner присутствует несколько редакторов, которые позволяют выстроить структуру истории, сюжетные линии, черты персонажей и др.

Lead

История появления

Писать сценарии я начал со старших классов для небольших любительских кино-проектов. Они всегда писались "от сердца", без какой-то структуризации и организации творческого процесса. Но в какой-то момент количество перестало перерастать в качество, и пришло время обратиться к теории.

После изучения определенной литературы, относящийся к Голливудской школе (Роберт Макки, Джон Труби, Сид Филд и др.) были сделаны следующие выводы:

  • кино-сценарий — это лишь один из вид художественной истории;
  • для разработки истории существует ряд сложившихся практик, которые, при их соблюдении, позволят сделать историю интересной;
    существует вполне формализуемые правила разр
  • "от сердца"" выполняется только первые 15% работы, дальше начинается аккуратная проработка;
  • разработка истории — сложный итеративный процесс, где требуется постоянное переписывание (writing is rewriting);
  • все этапы проработки истории давно известны и практически совпадают независимо от жанра и др.

При этом, весь процесс разработки происходит на бумаге за счет написания текста. У различных авторов встречаются интересные схемы для оптимизации определенных фрагментов процесса разработки, которые позволяют существенно его упростить, однако в графическом подходе здесь отсутствуют общепринятые практики.

Таким образом, из данного процесса можно выделить определенную технологию, а любая технология — подвергается автоматизации.

У сценаристов одна из наиболее популярных практик разработки истории — это карточный метод. В нем ключевые события кратко описываются на бумажных карточках, которые затем комбинируются на большом столе. На выходе получается структурный план истории, по которому уже достаточно просто писать сам сценарий. Однако, бумага в данном случае не практична, т.к. в нее тяжело вносить правки и плотность информации значительно ниже современных LCD дисплеев.

Существует достаточно большое количество ПО для работы с карточками, наиболее полный обзор можно посмотреть здесь. Я надеялся найти что-то достойное как практик, однако, как оказалось, существующие программы либо неудобные, либо застряли по технологиям на уровне Windows 95, либо вообще являются бесполезной красивой игрушкой.

Поэтому, пришлось делать инструмент самому.

История разработки

Все началось с того, что работая над одним сценарием и устав от бумажных карточек, я сделал для себя небольшой инструмент на QT, который позволял создавать виртуальные карточки и перемещать их по виртуальному столу. В процессе появлялись новые функции и возможности. Таким образом, работая над историей, вместе с тем я развивал программу. Тогда у нее был всего один пользователь.

Когда я закончил сценарий был закончен, я ради интереса выложил программу на несколько специализированных русских и зарубежных форумов, и так нашел единомышленников. Это дало новые идеи для развития, и программа постепенно улучшалась. Потом для централизации обсуждения был сделан минимальный сайт, на котором я стал выкладывать новые версии.

В какой-то момент возникла проблема, что несмотря на достаточно богатую функциональность программы для пользователей было не очевидно как ее использовать. Тогда пришлось сделать паузу в разработке и сделать минимальную но исчерпывающую документацию, которая также доступна на сайте.

В настоящий момент проекту около 8 месяцев, он насчитывает около 30К строк кода и продолжает развиваться в статусе хобби-проекта. Некоторые технические решения показались мне интересными и потенциально полезными для других — поэтому я опубликовал их на Хабре (а именно, про реализацию undo/redo модели и маршрутизацию соединений).

Цели и задачи

ultra_outliner является инструментом для создания различных художественных историй, который изначально нацелен на сценаристов и писателей. При этом, он также может быть не менее эффективно использован разработчиками игр, квестов и др.

В отличии от чтения текста, восприятие истории в структурированной графической форме с дополнительными пометками в разы увеличивает скорость восприятия фрагментов истории. Таким образом, чтобы вспомнить детали некого фрагмента истории не нужно внимательно перечитывать 5 страниц текста — достаточно бегло взглянуть на заголовки карточек, после чего можно приступать к внесению правок. Именно поэтому карточный метод пользуется такой популярностью.

Однако перенос карточек в виртуальное пространство дает следующие преимущества:

  • стол обретает неограниченные размеры;
  • возможность хранить различные версии, копии;
  • возможность внесения правок в карточки;
  • и др.

Рассмотрим основные задачи, на решение которых направлен ultra_outliner.

Увеличение производительности разработчика истории за счет автоматизации рутинных процессов

В первую очередь, это относится к простоте внесения правок в карточки. Также не нужно каждый раз раскладывать карточки на столе — достаточно открыть компьютер. Можно хранить несколько виртуальных столов с одним и тем же набором карточек и др.

Возможность рассказчику увидеть свою историю в различных проекциях

Здесь речь идет о возможности независимой разработки различных аспектов истории независимо (разных сюжетных линий, персонажей и др.). Так, например, можно разложить на одном виртуальном столе несколько сюжетных линий сверху вниз рядом друг с другом, и только потом приступать к их композиции. Не менее важна возможность контролировать раскрытие черт персонажей независимо от сюжетов.

Повысить совокупное качество истории

Чем детальней отдельные компоненты истории проработаны по отдельности, тем выше качество истории при их композиции. Это позволяет в первую очередь избавиться от ошибок, а во вторую — сделать историю глубже и интересней.

Концептуальные основы

В центре ultra_outliner находятся настраиваемые карточки. Карточка может описывать определенную базовую сущность (событие, персонаж, сюжетная линия и др.). Для каждого вида базовых сущностей используется свой шаблон, который разработчик истории может настроить под себя.

Пример карточки

Карточки могут гибко настраиваться с помощью следующего вида полей:

  • строка текста без переноса;
  • много-строчный текст;
  • растровое изображение, которое может быть использовано для иллюстрации или storyboard-ов;
  • список как выбор одного варианта из нескольких;
  • флаги — список с возможностью выбора от 0 до нескольких цветных элементов;
  • интенсивность — числовое поле, которое визуализируется в виде полоски, раскрашенной по картографическому принципу;
  • цветная полоска.

При этом, на виртуальном столе визуализируются лишь непустые поля. Это дает возможность максимально повысить плотность информации на графическом поле.

Возможности и функциональность

В данной статье я не буду рассматривать технологию разработки истории в целом, а лишь опишу основные возможности инструмента. Более того, каждый сам выбирает для себя технологию, и я не хочу загонять кого-то в узкие рамки.

Работа со свободным листом

Свободный лист представляет собой графический документ, в котором можно свободно перемещать экземпляры базовых сущностей и создавать различные связи между ними. С помощью этого можно решить следующие задачи:

  • построение сюжетных линий;
  • раскрытие персонажей;
  • построение сети локаций;
  • использование сокровищ;

На свободном листе могут быть созданы экземпляры событий, персонажей, сюжетных линий, локаций и сокровищ.

Разработка сюжетных линии

Сюжетная линия начинается с так называемой "головы" и далее соединяет цепочку событий.

Сюжетные линии

Для себя я выработал практику, что сюжетные линии идут сверху вниз, располагаясь параллельно друг другу. Вертикальная шкала примерно соответствует шкале времени.

Раскрытие черт персонажей

В соответствии с учением Макки, все персонажи существуют в истории для того, чтобы помочь раскрыть другому персонажу какую-то его черту. При этом, раскрытие происходит через действие, описываемое в соответствующем событии.

Раскрытие черт

Поэтому персонажи могут иметь черты (которые нельзя отсоединить от персонажа), которые через цепь событий можно соединять с персонажем-оппонентом. Данный этап позволяет проверить, что все требуемые черты персонажа в истории раскрыты.

Создание структурного плана истории

Структурный план истории представляет собой выстроенную последовательность событий по иерархии Акт — Эпизод — Событие. Здесь Акт представляет собой вертикальную линию, а эпизод позволяет добавлять в себя карточки как в группу.

Структурный план

В ходе проработки структурного плана, например, необходимо сбалансировать повествование по ритму (ввести тип карточки Действие / Диалог — и сбалансировать чередование). Группировку по эпизодам есть смысл проводить в контексте одной ценности.

Карточки, которые попадают на центральную полосу формируют окончательный структурный план. Рядом находятся запасные карточки, которые в итоге не попали в историю.

Экспорт в читаемый формат

Также из всех графических инструментов можно экспортировать в растровое изображение, чтобы получить снимок виртуального стола прямо в виде карточек.

Узнать больше

Вся функциональность редакторов подробно описана в документации.

Если материал окажется интересным, то в будущем я подготовлю сквозной пример разработки истории с помощью ultra_outliner на примере какой-нибудь истории, где достаточно детально опишу каждый шаг.

Для тех, кто хочет эту информацию быстрее — могу рекомендовать немного устаревший материал в виде моей статьи на cinemotion. Но несмотря на то, что там используется достаточно устаревшая версия, в целом идея не изменилась.

Заключение

Программа абсолютно бесплатная и скачать ее можно с сайта. В дистрибутиве лежит пример готового проекта.

Сейчас поддерживаются 32 и 64 битные версии Windows начиная от XP, а также Mac OSX и Linux. В будущем возможно появление мобильного приложения.

Функциональность программы динамично развивается, и поэтому в каждой новой версии добавляется что-то интересное. На странице скачивания можно подписаться на уведомления о новых версиях.

Если вам понравилась программа и появились потребности в новой функциональности или хорошие идеи — пишите на форуме или на почту поддержки, и в следующих версиях это будет реализовано.


В своей лекции 1995 года американский романист Курт Воннегут рисовал на доске различные сюжетные линии, по ходу повествования иллюстрируя изменение положения главного героя по шкале «хорошо-плохо». Среди сюжетов были «загнанный в угол человек», в рамках которого главный герой попадает в беду и в итоге выбирается из нее, а также «парень добивается девушки», где герой получает нечто чудесное, теряет это и снова находит в конце. «Нет никаких препятствий к тому, чтобы загружать простые формы историй в компьютер, — заметил Воннегут. — Это прекрасные формы».

Благодаря новым технологиям интеллектуального анализа люди решили эту задачу. Профессор Мэтью Джокерс из Университета штата Вашингтон, а позже и исследователи из лаборатории компьютерных историй Вермонтского университета проанализировали тексты тысяч романов и выявили шесть основных типов историй — архетипов, — представляющих собой базовые структурные блоки для построения более сложных сюжетов. Вермонтские исследователи описали эти шесть форм повествования, лежащих в основе 1700 английских романов, следующим образом:

1. «Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения от плохого к хорошему.
2. «Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет.

Исследователи применили анализ эмоциональной окраски — статистическую методику, часто используемую маркетологами для оценки публикаций в социальных СМИ. В ее рамках каждому слову на основе краудсорсинговых данных назначают определенные «очки тональности». В зависимости от выбранного лексикона слово попадает в категорию положительных («счастье») или отрицательных («печаль»), или оно может быть ассоциировано с одной из восьми не столь однозначных эмоций, например, страхом, радостью, удивлением или предчувствием.

К примеру, прилагательное «счастливый» имеет положительную окраску и ассоциируется с радостью, доверием и предчувствием, а глагол «искоренять» имеет отрицательную окраску и ассоциируется со злостью.

Примените эмоциональный анализ ко всем словам в романе, поэме или пьесе, отобразите результаты на шкале времени, и вы сможете проследить изменения настроения по ходу текста в виде некой линии — тональности повествования.

Несмотря на несовершенство этого подхода, рассматривающего каждое слово отдельно от контекста, он позволяет получить на удивление интересные результаты при анализе больших объемов текста. Наглядный пример можно найти в блог-посте ученого-информатика, применившего машинный анализ к романам Джейн Остин.

Инструменты для проведения анализа эмоциональной окраски находятся в свободном доступе, а бесплатно распространяемые литературные издания можно скачать из онлайн-репозитория Project Gutenberg. Ниже приведен анализ некоторых горячо любимых читателями произведений из опроса BBC «100 историй, сформировавших наш мир», в которых авторы попытались обнаружить шесть описанных выше типов сюжета.

«Божественная комедия» (Данте Алигьери, 1308–1320)

Тип истории: «из грязи в князи»



График построен Мириам Квик с помощью языка R и пакетов Syuzhet, Tidytext и Gutenbergr. Данные на всех графиках сглажены.

Структурированная и симметричная эпическая поэма Данте показывает его воображаемое путешествие в преисподнюю в компании, как вы думаете, кого? Конечно, поэта Виргилия. Отрицательная тональность произведения усугубляется по мере того, как дуэт проходит один круг ада за другим. В этой ситуации есть некоторая схожесть с типом сюжета «Человек, загнанный в угол».

Пережив ад, герои взбираются на гору Чистилище, где обитают отлученные от церкви, похотливые и ленивые души. Беатриче, умершая возлюбленная Данте, заменяет Виргилия и становится спутником Данте. Восхождение пары в рай в третьей части произведения отмечено нарастающей радостью, связанной с тем, что поэт начинает понимать истинную природу добродетели, а его душа становится едина с «любовью, движущей солнцем и звездами».

«Мадам Бовари» (Гюстав Флобер, 1856)

Тип истории: «из князи в грязи»


В истории Флобера о скучающей и неверной домохозяйке есть момент, когда героиня Эмма Бовари приходит к выводу, что раз уж до сего момента жизнь ее была так плоха, то оставшаяся часть наверняка должна оказаться лучше.

Но на деле все оказывается не так. Ее ждет череда неудачных и отчаянных романов, позволяющих ей лишь ненадолго отвлечься от утомительного бытия супруги самого скучного человека на свете. Она накапливает огромные долги и совершает самоубийство, выпив мышьяк. Скорбящий муж узнает о ее многочисленных изменах и несколько позже умирает. Их осиротевшая дочь отправляется жить со своей бабушкой, которая тоже вскоре отдает господу душу. Далее девочка попадает к своей бедной тете, которая отправляет ее работать на прядильную фабрику.

Это образец хрестоматийной трагедии, развитие событий которой направлено на достижение безжалостной конечной цели тотального падения.

«Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир, 1597)

Тип истории: «Икар»


«Ромео и Джульетту» принято считать трагедией в соответствии с описанием самого Шекспира. Но анализ эмоциональной окраски произведения позволяет отнести его скорее к типу «Икар» (взлет и падение). Ведь сначала молодой человек встречает девушку и влюбляется в нее, а уж только потом им суждено потерять друг друга. Пик романтического настроения приходится примерно на первую четверть длины пьесы — это знаменитая сцена под окном Джульетты, в которой герои клянутся друг другу в любви и верности.

С этого момента начинается стремительное падение. Ромео убивает Тибальта и бежит. Брат Лоренцо планирует помочь Джульетте тайком бежать и этим создает ложный всплеск надежды, однако, как только она выпивает снадобье, трагический финал становится неизбежен.

«Гордость и предубеждение» (Джейн Остин, 1813)

Тип истории: «Человек, загнанный в угол» или «Золушка»


Первая половина романа Остин представляет целую череду балов, веселья (пусть и сдержанного), остроумия и несерьезных предложений руки и сердца из уст героев вроде комичного викария мистера Коллинза. Ситуация становится мрачнее вместе с отъездом Бингли, когда у Элизабет складывается ошибочное плохое впечатление о Дарси. Явно негативным эмоциональный фон романа становится после провального предложения руки и сердца от Дарси. Пик отрицательных эмоций приходится на побег Лидии с неблагонадежным Уикхемом. Это, разумеется, дает Дарси возможность проявить себя. И он достойно и уверенно ей пользуется, покоряя сердце Элизабет. Повествование счастливо завершается, и каждый герой становится чуточку мудрее, чем он был сначала.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» (Мэри Шелли, 1818)

Тип истории: «Эдип»


Новаторский роман Шелли — это ужасающая история чудовищного создания Виктора Франкенштейна, рассказанная со слов самого Виктора капитаном Уолтоном в форме переписки со своей сестрой. В один прекрасный момент чудовище берет повествование на себя, превращая роман в связку вложенных друг в друга историй. Эта часть предлагает читателю немного отдохнуть от так хорошо начавшейся, но постоянно ухудшающейся ситуации. Примерно две трети романа спустя наступает переломный момент, когда чудовище предлагает Виктору выход, — создать ему спутницу женского пола. Однако Виктор отказывается, и с этого момента его судьба предрешена. «Запомни, я приду к тебе в твою брачную ночь», — угрожает создание. Так оно и случается.

«Гадкий утенок» (Ханс Кристиан Андерсен, 1843)

Тип истории: комбинированный


Наиболее короткая в выбранной группе историй, знаменитая сказка Ханса Кристиана Андерсена отличается при этом самой сложной структурой. В ней есть два сюжета: «человек (утенок), загнанный в угол», вложенный в общую, более глобальную историю типа «из грязи в князи». Ситуация утенка в ходе повествования постепенно улучшается, но происходит это не линейно, а в рамках череды взлетов и падений. Сначала он вылупляется (взлет), но подвергается травле из-за своей непохожести (падение). Он узнает, что умеет плавать лучше других уток, и испытывает ощущение родства, когда видит группу пролетающих над ним лебедей (взлет), но после чуть не умирает холодной зимой (падение). В конце концов, утенок превращается в лебедя, как и ожидалось с самого начала. В этом, конечно, и была суть рассказа: лебедь остается лебедем, даже если его яйцо высидела утка на ферме. История завершается на самой высокой ноте. Повзрослевший лебедь радостно признается, что «даже и мечтать не мог о таком счастье».

Читайте также: