Как попасть в киберспорт старкрафт 2

Обновлено: 30.06.2024

— Я и до этого выигрывал LAN-турнир, но он был менее значимым, чем KFC Battle, и по уровню организации, и по призовым.

— То есть можно сказать, что именно после KFC Battle тебя заметили и позвали играть в профессиональный коллектив?

— Когда меня звали, никто не упоминал, что именно из-за KFC Battle, но, возможно, это все-таки повлияло, потому что данный турнир был последний, который я играл до вступления в профессиональную команду.

— А как ты вообще пришел в киберспорт? Помнишь, с чего началось твое увлечение соревновательными играми? Может был какой-то поворотный момент? Не знаю, там собрались с друзьями или ты увидел кого-то крутого и захотел быть таким же?

— Я всегда очень любил разные компьютерные игры — и одиночные, и мультиплеерные — и очень много времени проводил за игрой. Как-то раз друг кинул мне инвайт в Dota 2 и предложил поиграть вместе. Мы постоянно играли вместе, но в один момент он перестал, а я продолжил поднимать рейтинг. Когда я дошел до высокого рейтинга, то понял, что я не так уж плох и могу чего-то добиться.

Каждый The International, который я смотрел, всегда мотивировал меня стать профессиональным игроком.

— Почему именно Dota 2, а не Counter-Strike или PUBG?

— Скорее потому, что у меня начало хорошо получаться играть в Dota 2. В Counter-Strike я тоже играл довольно много, но никогда об этом не задумывался, плюс за киберспортивной сценой в Counter-Strike я начал следить гораздо позже, чем за Dota 2.

— Как подобные KFC Battle турниры помогают молодым игрокам развиваться (и помогают ли в принципе)?

— Я думаю, конкретно KFC Battle помогает развиваться в том плане, что у него было хорошее освещение, много зрителей. Так или иначе киберспортивные менеджеры и некоторые игроки смотрят турнир и могут заметить какого-нибудь талантливого игрока. К тому же это дает возможность молодым игрокам съездить на LAN, где немало зрителей, получить опыт игры в профессиональной атмосфере.

— Если много тренируешься, то лучше играешь — это миф или правда? Или есть такое понятие как ТАЛАНТ в киберспорте, и таким ребятам вообще не обязательно тренироваться?

— Скорее правда, потому что когда указывают на талантливого игрока, то упускают, что он сыграл в игру десятки тысяч часов. Но, с другой стороны, если ты будешь играть очень много, это не значит, что ты обязательно станешь хорошим игроком, потому что, во-первых, тебе должно повезти, чтобы тебя заметили, а во-вторых, нужно не только играть, но и смотреть игры других команд и учиться у них — так называемый обмен опытом. Безусловно, какой-то игрок достигнет большего прогресса за десять тысяч часов, чем другой, но, я думаю, это не талант, а, скорее, набор различных факторов — от того, как именно игрок проводит часы тренировок, до — и пусть это прозвучит банально — его интеллекта.

— Сложно ли стать прогеймером в России и попасть в киберспортивную организацию?

— Смотря с какой стороны смотреть: сложно пробиться на уровень тир-1 команд, где ты мог бы проходить на «мейджоры» и «миноры».

Но заиграть за какую-нибудь организацию и получать хотя бы $500 в месяц не так уж сложно — на этом уровне играет довольно большое количество игроков.

Вдобавок сейчас есть много турниров для таких команд, где можно выиграть призовые, заработать себе имя и получить приглашение в команду.

— То есть достаточно сложно, но не невозможно?

— Да, для этого достаточно просто играть много и поднимать рейтинг. И тебя точно позовут в какую-нибудь команду или киберспортивную организацию.

KFC Battle 2019

Открытые квалификации на KFC Battle турнир по киберспорту пройдут с 31 марта по 22 апреля. С 13 по 14 июля в Москве пройдет LAN-финал.

Одно из приемуществ Чемпионата KFC по киберспорту — отсутствие профессиональных игроков. Если игрок выступал за команду, которая по ходу сезона набрала DPC-очки на «минорах» или «мейджорах», то он автоматически попадает в категорию «профессионал».

— Чем нынешний KFC Battle будет отличаться от предыдущих?

— Каждый год проект становится масштабнее и выходит на новые территории, предоставляя молодежи из разных стран и городов возможность попробовать свои силы в том, что им действительно интересно.

В этом году в Чемпионате по киберспорту смогут принять участие и европейские команды.

Мы также постоянно проводим исследования и отслеживаем интересы молодежи, стараемся включить в наш проект все самые востребованные направления. Например, в новом сезоне KFC BATTLE молодые люди смогут принять участие в конкурсах по кулинарии и танцам — это две основные новинки этого года, поскольку эти направления очень актуальны сейчас. Правда, пару лет назад танцы уже были частью проекта.

— KFC Battle — это ведь не только про киберспорт?

— Конечно. KFC BATTLE — это масштабный международный проект, который будет интересен активной молодежной аудитории. В восьмом сезоне проекта 10 направлений: футбол, стритбол, рэп, вокал, блог, фото, волонтерство, танцы, кухня и, конечно, киберспорт. За счет такого разнообразия дисциплин мы можем охватить огромную аудиторию и, что немаловажно, территорию. Любой человек с доступом в интернет и желанием развиваться в каком-либо из направлений проекта может подать заявку на участие в онлайн-батлах проекта. Лучшие из лучших попадут на Суперфинал в Москву.

Что касается наиболее популярных направлений, то сюда входят все спортивные дисциплины — футбол, стритбол и, конечно, киберспорт.

— Но если брать только киберспорт, то каким образом этот турнир способствует развитию молодых игроков в России?

— На наш взгляд проект — отличная платформа для того, чтобы попробовать свои силы в турнире с уникальным форматом, который включает и онлайн-отборочные, и масштабное мероприятие, где соревнуются лучшие команды, прошедшие жесткий международный отбор. Одно дело — когда ты соревнуешься онлайн, совсем другое — когда ты приезжаешь на турнир в другой город, на тебя направлены софиты и камеры, а ставки по-настоящему высоки.

KFC BATTLE дает возможность молодым талантам прочувствовать атмосферу профессионального турнира, понять, насколько это им близко, сделать серьезный шаг вперед в своем увлечении.

В этом году киберспортсмены-любители будут соревноваться со своими товарищами из европейских стран. Возможно, мы увидим взлет еще одной или нескольких киберспортивных карьер, как в случае Александра Попова, который выиграл KFC BATTLE в прошлом году и стал MVP Открытого Кубка России, а затем получил приглашение в профессиональную команду.


— Я хотел минимум топ-16 взять хотя бы. Когда я увидел свою сетку, я понял, что как минимум в топ-8 войду. А когда я прошел первый день, а он был такой, что игралась первая групповая стадия, потом вторая, потом 1/32, потом 1/16. В общем, отыграли очень много, очень необычно, если честно. Обычно отыгрывали только 1/32 в первый день. Но так получилось, что нужно было отыграть и 1/16, потому что в последний день было мало времени на турнир: место проведения закрывалось в 4 часа дня. Я вошел в топ-8 и расслабился. Я уже топ-8, уже счастлив, дальше буду играть в кайф.

— Когда ты увидел, что сначала придется играть с Hydra, а потом Violet, не было мыслей, что все — турнир окончен?

— Нет, почему? Это LotV, они пока не сильно опытные, они не совсем понимают, как играть. То, чем они всегда брали — это подготовка, количество игр и механика. Сейчас это не так сильно решает. Пока ставка идет на то, что ты делаешь, и мозги.

— Вообще, непривычно видеть, что их всего было двое.

— В прошлый раз, когда на европейском турнире было всего два корейца, я тоже вышел в финал. Но мне пришлось обыграть только одного.

— По-твоему, почему у француза все получилось?

— У него корейцев не было. Если бы были корейцы, он бы не прошел. Оба корейца говорили, что если я тебя выиграю, то это первое место. Как-никак в Heart of the Swarm механика решает больше всего. Почему я проиграл? Потому что я не выспался, честно скажу. Расписание было не очень, и я не успел выспаться. Я играл очень рано, я делал ошибки, которых я обычно не делаю. При том, что я подготовился и вслепую контрил его «билды» в трех играх из четырех, которые я проиграл. И я брал преимущество, но потом отдавал, потому что-то недосмотрел, недоконтроллил, неправильно принял решения, потому что плохо себя чувствовал. Это очень сильно решало.


— Я замечаю, что среди СНГ-игроков, очень мало тех, кто сейчас играет в StarCraft. Например, в списках на Dreamhack я видел тебя, Verdi. А куда делись все остальные?

— Чтобы поехать, туда [на Dreamhack] нужны либо деньги, либо команда. У Happy команды нет. Деньги есть, но он не чувствовал, что может что-то выиграть, поэтому не поехал. Dimaga начал активно тренироваться… Но тут нужна команда, которая оплатит тебе 500 евро на поездку. И чтобы ехать туда, нужно быть уверенным, что ты выстрелишь. Ну, хотя бы топ-16. Было много европейцев, кто ехал за свои деньги. SortOf ехал за свои. И он был очень счастлив, что вошел в топ-16, потому что он окупил свои затраты.

— Я помню светлые времена, когда в SC рубили практически все. Было очень много людей, которым им увлекались после Warcraft 3. А сейчас никого не осталось. Почему СНГ-регион не развивается? Как по мне, он сейчас вошел в такое пике, из которого уже не выйти.

— Если честно, то я тоже так думаю. Не развивается и вряд ли разовьется, потому что те, кто играл и играл хорошо, они староваты. И не добившись результатов, они сдались. Чтобы люди подтягивались, нужна здоровая атмосфера. А именно финансовая здоровая атмосфера, чтобы были команды в СНГ, которые могли платить, как раньше, например, были FXOpen или RoX.KIS. Чтобы был рынок, на который можно было войти и понять, что ты здесь зарабатываешь. Молодая кровь не появляется в StarCraft 2, потому что СНГ-регион не для них. У нас Dota, CS и танки.

— Сейчас еще League of Legends подтянулся со своей лигой.

— Да, LoL. Просто игры, в которых рынок позволяет людям ещё зарабатывать.

— На StarCraft далеко не уедешь?

— Далеко уедешь, но только если ты из европейской команды.

— Какое у них преимущество есть перед любой нашей?

— К примеру, ты же понимаешь, что европейские команды платят в евро. Какой там сейчас курс, 80? А когда в России платят, то платят в рублях. И финансовая ситуация такая, что получается, как получается. Никуда не денешься с подводной лодки. У них больше финансов, у них возможности есть, у них рынок развит, можно двигаться вперед. Если ты показываешь хорошие результаты, то они повысят тебе зарплату, потому что твоя медийность увеличивается. Настолько важно такие моменты, мелочи. Я просто с этим очень часто сталкивался за последние несколько лет. Когда общаешься с СНГ, понимаешь, что у них реально маленькие бюджеты, из-за того, что финансов нет, и платят в рублях, а когда в Европе тебе платят в долларах. Для них это не так много.

— Я посмотрел статистику выступлений в плане побед. И твой последний финал был тоже на Dreamhack, только в 2012 году в Бухаресте. Почему так редко попадаешь в топ-3?

— Потому что корейцы. На том Dreamhack тоже было два корейца. Когда корейцев много, то даже мотивации тренироваться нет. Их настолько много, что тебе просто места нет. Ну, к примеру, первые полгода-год, все игроки, которые хотели зарабатывать, они старались играть больше-больше-больше, играть с корейцами, с ними тренироваться. Это круто, повышаешь свой уровень. Но количество корейцев такое, что ты тренируешься усердно, и у тебя получается войти в топ-8 в одном турнире из десяти. А чтобы войти в топ-8, тебе нужно убить четырех корейцев или пять. Или шесть.

С корейцами играть всегда сложно, потому что у них инфраструктура развита хорошо: тимхаусы, ладдер свой очень сильный. И сложно с ними соперничать, когда у них есть возможности тренироваться с лучшими из лучших, и они сидят, и играют 24 часа в сутки. А ты вроде молодец, много работаешь, много усилий уделяешь, а не получаешь того, чего хочешь, в ответ. Один раз в топ-8. Ура, я получил 1 000 долларов. Хотя уделяешь 10 часов тренировкам, а они играют все равно больше. Они играют 12 часов.


— Сейчас они не вкатились в новую игру?

— Они сейчас хуже играют, да, они еще не поняли новую игру. Но дело не в этом. Дело в том, что «регион-лок» сделали. И сразу же у всех игроков появилось желание тренироваться больше. Потому что корейцев меньше. Я убил двух корейцев и вошел в топ-2. Это счастье. Давно такого не было. Я как узнал, сколько их будет, сразу понял, что пора тренироваться, пора стараться выиграть и тащить.

— Насколько Blizzard способствуют развитию европейскому региону?

— Стараются, молодцы. Пока не было анонсировано региональных отборочных на WCS. Но они пока все правильно делают. Они ввели visa requirements (визовые требования), то есть ты должен быть резидентом страны.

— Я так понимаю, одна из причин, почему StarCraft начал умирать, это как раз корейцы. Потому что получалось, что ты смотришь противостояние одной нации во всех регионах.

— Даже, чтобы выиграть стодолларовый турнир, нужно было убить четырех корейцев. Они забирали все деньги. Это было так глупо, что Blizzard разрешили это. Я играл все онлайн-чемпионаты, а у тебя Hydra, Solar и все остальные. У меня слов просто не хватало. Я был очень зол. Но, слава богу, они одумались. Мне кажется, что сцена сейчас вырастет, потому что приятно за своих поболеть. Даже если не думать о том, что люди за нацию болеют, то, как себя корейцы и некорейцы ведут на чемпионатах — это большая разница.

— А в чем отличие?

— Ну, сидит он, ну, выиграл, как каменная морда была, так и осталась. Бред же. А когда PtitDrogo выиграл, какой он счастливый бегал, прыгал. Я, когда выиграл в полуфинале, думал, от радости в штаны наложу. Вот и разница. Да даже на интервью корейцы… Вот есть игра, а кроме нее, ничего нет, потому что у них языковой барьер. Ну, что они могут? Ничего.

— Как новый SC изменил вообще баланс и вообще все? Намного интересней стало?

— Дело не в балансе. Дело в том, что игра стала намного интересней. Юниты есть? Есть. Экономику начали с 12 «рабов». Ты не делаешь первые 5 минут каждой игры одно и тоже. И это отнимает у тебя не пять минут, а всего одну минуту или полторы. Ты экономишь полторы минуты на действиях, которые не требует вообще никакого принятия решений. Игра быстрее, динамичнее, база быстрее заканчивается. Я смотрю стримы по LotV, и сейчас они намного интереснее. Тут забегания, там забегания, постоянный экшн везде. Комментаторам есть, о чем говорить.

— Я помню матч, который длился три часа, потому что один игрок постоянно пушил одну сторону.

— Firecake против Mana. Три часа и две минуты. Это ошибки, на которых они учатся. И будем надеяться, что у них получится хорошо.

— Ты доволен своим вторым местом?

— Я мог лучше, но я считаю, что я сильнее Дрого играл. Я делал ошибки, которые непоправимы. Даже в последней игре, когда я проигрывал всю игру, я смог не то, что принять бой, я смог не только отбить его, но и убить ему всю армию. Я просто не додавил его до конца. Опять же сыграла моя сонливость. Я не досмотрел мелочь. Я думал, что «квины» идут за «брудами». Я был уверен в этом. Если бы так и было, я бы добил его. Вот такие мелочи. Расписание ужасное, но никуда не денешься. Выступление хорошее. Я не ожидал топ-2. Получил 700 WCS поинтов — это много. Это пригодится, чтобы попасть на BlizzCon. Теперь есть мотивация ездить на все турниры серии Dreamhack и все IEM, чтобы зарабатывать поинты и попасть на BlizzCon.

— Отрезок в 4 года достаточно приличный. Насколько сильно это било по твоей мотивации?

— Я находил возможности зарабатывать на этом все равно, играя все онлайн турниры, в принципе. Находил возможности, но не хватало мотивации. Не хотелось играть либо в принципе, либо настолько много. Но я старался, очень долго тужился, и у меня получилось.

— А не было мыслей, что пора сменить дисциплину?

— Мне нравится игра. Я получаю кайф от того, что я играю в StarCraft. Я целеустремленный человек очень и очень не люблю проигрыши. Это тоже мотивировало меня всегда. Я, конечно, часто сдаваться хотел, когда было много корейцев, но я умудрялся все равно тащить. Все равно убивать корейцев, и довольно часто. Одного-двух я убивал регулярно.

— Как ты оцениваешь, какой был лучший период в твоей жизни: то, что происходит сейчас, или когда ты был игроком WarCraft 3?

— По любому в SC. А сейчас это или раньше… Не знаю. Я на протяжении всего того времени получаю наслаждение от того, что я играю. А если я выигрываю, я получаю еще больше наслаждения. А если я выигрываю на сцене или против сильных оппонентов — еще больше кайфа. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится.

— До каких лет ты планируешь играть? Так-то 27 — это довольно много для этой игры.

— Ну да. Годик-два, думаю. Дальше посмотрим. Честно говоря, так далеко не заглядываю. Пока стараюсь жить сегодняшним днем и как можно больше достичь сейчас.

— Не думаешь, что повторишь путь White-Ra. В какой-то момент «2016 год — год Bly», а потом можно делать, что угодно? Уходить в Твитч работать, например.

— Может быть. Не исключено. Почему бы нет? Тем более работать той же сфере — это классно. Я люблю киберспорт, в принципе. И если у меня получится остаться в этой же сфере, я буду более чем рад.

— Если тебе скажут: «Так, Bly, надо развивать СНГ-регион. Что делать?» Как бы ты предложил ребятам из Blizzard изменить ситуацию?

— Возможно, сделать региональные квалификации на WCS. Здесь, в регионе. Поддерживать какую-то студию в СНГ было бы замечательно. У нас есть основные стримеры Pomi, LiveZerg, Alex007. Помогать кому-то из них, чтобы они основали свою студию. Показывать людям, что SC еще жив.


— Может, как-то стимулировать деньгами команды?

— Blizzard так не будут делать. Они могут дать возможность командам пропиариться за счет того, что у них будут игроки из СНГ. Чтобы оно того стоило, сделать сложно. Сомневаюсь, что у них получится. Сложно понять наш регион, потому что слабенькая инфраструктура у нас. Стримеров у нас всего парочка и денежные вложения небольшие.

— А если увеличить призовые?

— Это не то, куда надо вкладывать деньги. Им нужно сделать региональные квалификации, ланы. С региональными стримерами, чтобы развивать регионы, а не DreamHack. От того, что там будет призовой на 20 000 больше, его больше смотреть не будут.

— Вообще, LotV начали смотреть больше. Уже не 4 тысячи на официальном стриме, а все 25 на финале.

— В Лейпциге этот DreamHack для StarCraft был очень крут, потому что количество зрителей сильно превысило показатели этого же турнира, в эти же даты, только год назад. Все то же самое, а зрителей больше. И это очень круто. Это говорит о том, что растем.

— У киберспортивной аудитории в СНГ давно сформировалось такое мнение, что «SC is dead. Его кто-то еще смотрит?»

— Зло берет. Как можно сказать, что игра мертва? Это бред. Если Blizzard вкладывают деньги, поддерживают, меняют WCS, выпустили аддон. В него играть сложно? Да. Сложно играть в StarCraft. Многие люди, поиграв некоторое время, говорят: «А, все, хватит». Потому что SC — игра, в которой нужно приложить много усилий, чтобы вырасти. Получится это у человека или нет, от него зависит. Многие люди хотят вырасти, много времени этому уделяют.

— Вот еще одно: «SC: Brood War — вот, где StarCraft был, а сейчас не то». Ты согласен с этим? Игра действительно была интересней?

— Бред. Ну, как так можно говорить? Сколько человек смотрело его тогда? Почему тогда говорят?

— Якобы игра была лучше.

— Не факт. Мне SC2 намного больше нравится. Он красивее, он динамичней, и юниты не так сильно тупят. То, что люди говорят, что игра была лучше. Естественно, она была лучше. Потому что тебе было 15 лет, а не 30. Естественно, ты получал больше наслаждения. Потому что в 30 пора детей воспитывать! Все очень просто. Но это дело каждого.

— Ты бы сейчас если бы сказали, что WC3 возрождается или Warcraft 4 выходит, ты бы променял его на StarCraft?

— Я уже слишком стар, чтобы променять его на StarCraft. А когда выйдет Warcraft 4, я буду слишком стар. Но поиграть — с большим удовольствием.

Текст будь посвящен именно работе в киберспорте. Как попасть в киберспорт в качестве игрока? На этот вопрос я вам не смогу дать ответ, так как сам не являюсь профессиональным игроком. Ну разве что самое банальное. Если вы действительно круто играете, то продолжайте это делать и вас заметят. Ещё сейчас открывается много всевозможных обучающих школ, сайтов и т.д. На данном этапе развития киберспорта я бы проходил мимо таких контор. Рискуете выкинуть деньги в пустоту. Если всё же чувствуете, что без подобной помощи вам не стать вторым Arteezy или Dosia, то вот вам два наиболее надежных, на мой взгляд, ресурса

Они мне ничего не заплатили за рекламу, поэтому сами гуглите что это такое и чем может помочь. От себя только скажу, что продукт качественный и без обмана. Я в этом почти уверен. Люди, которые запустили эти площадки, заслуживают доверия.

Как попасть в киберспорт?

В киберспорт хотят все! По крайней мере поклонники данного направления просто жаждут получить какую-либо должность, относящуюся к киберспорту. И в этом хотении заключается главная проблема.

Слишком многие хотят, слишком мало делают.

Теперь следующая проблема. Она уже для тех, кто что-то делает. Если вы начали осуществлять своё стремление любыми правдами и неправдами попасть в киберспорт, то запомните одну простую вещь.

"Афтар дурак! Сам не может понять где много, а где мало", — читатель, который не закрыл текст ещё до этого предложения. С ним я скорее всего уже попрощался. С остальными продолжаем разбор двух выявленных проблем.

Проблема номер 1 применима ко всем сферам деятельности и киберспорт не исключение. Мало того, что ты сидишь и хочешь в киберспорт, лежишь и хочешь в киберспорт, читаешь этот текст и хочешь в киберспорт. Нужно начать действовать и вот тебе короткий список задач, который необходимо выполнить, чтобы приблизиться к заветному "попаданию".

  1. Определись со своей будущей профессией;
  2. Оцени собственные силы;
  3. Оцени востребованность и конкурентную среду;
  4. Начни работать (не обязательно в киберспорте).

Если выполнил, то будь уверен, что завтра тебя позовут работать в ESforce или Valve. Шутка. Не смешная.

Проблема номер 2 более серьёзная. Люди самовлюбленные и ленивые существа. Вы ведь любите себя? Я тоже себя люблю, хоть и пытаюсь это отрицать. Некоторые вполне серьёзно считают, что факт поднятия своей пятой точки с дивана это уже весомая причина позвать их в киберспорт. Так не работает.

Нужно не просто начать что-то делать, нужно делать это лучше всех (в идеале конечно, но ни что не идеально).

Я знаю только два рабочих способа оказаться там, где ты хочешь, в нашем случае в киберспорте. Есть ещё третий, но в его работоспособности я не уверен на все 100%.

  1. Много въёработать. Матерный эпитет подходит больше, но цензура вещь правильная, наверное;
  2. Быть талантливым;
  3. Быть другом Вилата, Каспера, Снега и т.д.

Если вы относитесь к счастливчикам из пункта 2, то я не понимаю зачем вы читаете этот текст. Продолжайте делать свое дело, и оно обязательно приведет вас к успеху. Остальные, менее удачливые люди, не расстраивайтесь. Для вас тоже есть выход. Скорее всего вам придётся забыть про здоровый сон, нормальную еду, друзей, родителей и прочие жизненные ценности. Но ведь это того стоит? Вы ведь точно хотите в киберспорт?

Третий пункт особенный, а для киберсопрта ещё и животрепещущий. Был животрепещущий. Основной хейт за побратимость сотрудников лился в адрес русскоязычной студии RuHub, но с переездом оной из Киева в Москву, более не уместен. Точнее не с самим переездом, а с его последствиями. Уволился основатель студии Виталий "V1lat" Волочай и его ближайший соратник Андрей "X3m4eg" Григорьев. Правда публике Виталий представлялся как сооснователь, но, видимо, юридически был просто наёмным сотрудником. Я просто не понимаю, как будучи сооснователем, можно быть уволенным, а не продать свою долю. Чуть-чуть отвлекся, простите.

В общем, теперь-то всё будет хорошо и никакого блата (но это не точно). Первые положительные ростки уже взошли. Комментаторы из России перестали кастить под лай собак и прочие домашние звуки, и начали ходить на работу в студию. Может ещё и курсы по повышению квалификации в обязательном порядке начнут посещать. Был проведен первый конкурсный набор комментаторов для турнира EPICENTER, которые, скорее всего, продолжат сотрудничество со студией в рамках других турниров. И в целом, всё теперь под пристальным присмотром. Снова отвлекся, простите пожалуйста.

Кем попасть в киберспорт? (Проблема номер 3)

И опять начну с проблемы. У многих неверное понимание того, что такое киберспорт и кем туда можно "попасть". Фраза "я хочу попасть в киберспорт" проецируется у большинства людей на статус медийной личности. При этом сам по себе статус не является какой-либо профессией. Он лишь даёт преимущество по отношению к другим людям одной с тобой профессии. Ты становишься более востребован.

Чтобы "попасть" в киберспорт, нужно устроиться на работу!

Теперь к вакансиям. Я просто поделюсь своим мнением о том, кто сейчас наиболее востребован, а какие профессии "перманентно" открыты (в кавычках, потому что при определённых обстоятельствах получить такую должность можно всегда, но набор идёт не постоянно). Мое мнение основано на полуторагодичном пассивном и полугодичном активном поиске работы в сфере киберспорта.

Наиболее востребованы (по порядку востребованности, на мой взгляд):

  1. Digital маркетологи и SMM-щики. Причина — специфика рынка (киберспортивного, а не того, что находится возле твоего дома);
  2. Спортивные (букмекерские) аналитики. Проще говоря те, кто отвечает за коэффициенты в букмекерских конторах. Причина — Киберспорт стал интересен крупным букмекерам;
  3. Программисты различных направлений — назовем их так (тыжпрограммист не в счёт). От web дизайнеров до разработчиков. Причина — см. пункт 1.
  1. Журналист(пишущий или редактор сайта). До спец. кор-ов или кор-ов на местах событий киберспорт ещё не дорос. Русскоязычный киберспорт не дорос;
  2. Специальный корреспондент(TV Host в организацию). Не многие могут себе позволить, поэтому открытые вакансии крайняя редкость;
  3. Комментатор. Русскоязычные студии более или менее укомплектованы, так они говорят, а если говорят, что так не говорят, то открытых вакансий нет, значит врут. На мой взгляд, профессия очень востребована, так как качество работы нынешних комментаторов оставляет желать лучшего;
  4. Та-да-да-дам! Блогер. 2к18 год на дворе. Pharaoh, Face и всё вот это вот (хотя, по-моему, эти ребята уже классики своего времени, а какие имена у свежачка я не в курсе. Старый уже. 24 всё-таки. Те, кому уже под 30-ку и за неё, надеюсь, что вы почувствовали себя ископаемым). К сути. Если вы делаете классный контент на YouTube, Twitch и т.д., имеющий отношение к киберспорту, то вот она — работа вашей мечты, но с оговоркой на проблему номер 2!

Причина перманентной открытости этих профессий обусловлена самой профессией — всегда будет присутствовать эффект "BOOOM". Киберспорт тут не причём.

Ну вот и конец. Я научил тебя всему что знал сам и бла бла бла. Дерзайте, пробуйте, делайте! Если вы действительно горите этим, то не смейте опускать руки. Рано или поздно вы добьётесь того, к чему шли. И ещё одна мудрость напоследок.

У вас могут быть кумиры, но не следует им подражать. У них нужно только учиться!

Если у вас есть какой-то любимый игрок, ведущий, комментатор, журналист, кто угодно любимый из сферы киберспорта. Не нужно делать как они! Делай так, как сделали бы вы!

До киберспорта я жил жизнью типичного студента. То есть, копал траншеи на даче у кого-то, подрабатывал на стройках, несколько недель был официантом в кабаках, пытался зарабатывать на разных политических митингах разные копейки, в общем, подрабатывал как мог. Единственной постоянной работой, которая у меня была — был интернет-магазин сантехники, где я занимался продвижением сайта и рекламой магазина в интернете.

О первой работе в киберспорте:

Первой моей работой в киберспорте была организация DTS. В Днепропетровске проводились турниры под названием DTS.Cup и в 2008 году я впервые получил деньги за помощь в организации турнира. Позже в этой же организации я стал менеджером состава по Dota и активно помогал в организации турниров в 2009 и в 2010 годах. Тот самый DTS.Cup 2008 стал моей первой работой.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Конечно же, работа менеджером состава DTS по Dota. У нас был на тот момент сильнейший коллектив, и все ребята с того состава стали настоящими звездами киберспорта: Dendi, Lightofheaven, Artstyle выигрывали The International и до сих пор являются важнейшими персонами в нашем киберспорте, Dread занимал пятое место на The International и сейчас он один из самых популярных стримеров в России, а NS — это человек, который для развития киберспорта в СНГ сделал и продолжает делать чуть ли не больше всех. То были крутые времена, и та работа была действительно лучшим в киберспорте, чем я занимался.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Это очень легко. Организаций все больше, вакансий огромное количество. Вы можете пойти работать в клубы, в студии, на разные сайты, куда угодно. Люди нужны всегда, и люди нужны такие, которые киберспорт любят и уважают.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Получить то они ее получат, но люди заблуждаются когда думают, что в киберспорте много зарабатывают. Да, игроки топ-организаций действительно имеют зарплаты по $15-20 тыс., и выигрывают миллионы. Но это лишь единицы, как и в условном футболе или хоккее, только некоторые добиваются значительных успехов, и могут много зарабатывать работая в спортивной сфере. Киберспорт точно такой же, поэтому не идите работать в эту сферу, если планируете очень много зарабатывать и беззаботно жить. Нынче это очень сложно сделать в России или в Украине.

Степан Шульга

[киберспортивный консультант и ведущий]

Кем работал до киберспорта:

Работаю с 15 лет. До киберспорта я был журналистом, телеведущим, ведущим на радио, ведущим мероприятий. У меня было небольшое ивент-агентство, студия по производству видео и графики, был диджеем в ночных клубах. Работал в футбольном клубе «Шахтер», на стадионе «Донбасс-Арена», был диктором финала Кубка УЕФА 2009 года в Стамбуле. Даже продавал хот-доги по ночам в трейлере на колесах, было весело. Все это дало большой опыт работы с людьми.

О первой работе в киберспорте:

Первой работой в компьютерном спорте, если можно сказать «официально», был Игромир 2013-го года. Если неофициально, то наверно, Arbalet Cup 2010 года.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Больше всего запомнилась работа в компании «Старладдер». Это постоянный драйв и очень много впечатлений на всю жизнь. Также запомнились большие спортивные ивенты на стадионе, матчи Лиги Чемпионов, финал Кубка УЕФА.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Работы в киберспортивной индустрии будет становиться все больше и больше, и спрос достаточно велик. Самое главное, это адекватность, исполнительность и конечные профессиональные качества человека, чем глубокие познания в киберспорте.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Надо верить в себя и работать, хорошие идеи всегда будут нужны, работоспособные люди всегда будут востребованы.

Сергей Перун

[главный редактор StarLadder]

Кем работал до киберспорта:

До киберспорта работал в традиционных СМИ на позициях от редактора до главного редактора более 10 лет.

О первой работе в киберспорте:

Сейчас я главный редактор StarLadder — это моя первая работа, связанная с киберспортом, она и остается единственной.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Из традиционных СМИ самая интересная работа — журналист. Ты постоянно находишься в поиске эксклюзива, посещаешь очень много мероприятий. Из киберспортивного мира мне очень нравится моя текущая работа, это также работа на турнирах, общение с прессой, работа в сети по продвижению.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Тяжело сказать, легко ли получить работу в киберспорте — рынок в СНГ небольшой. Думаю, не так-то и сложно, у нас постоянно есть какая-то вакансия открытая.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Я бы сказал, что не стоит пытаться именно в киберспорте искать работу. Ведь можно работать где угодно и продолжать интересоваться турнирами и командами. Но если цель именно работать здесь, в компьютерном спорте, то не сложно.

Алексей Кучеров

[генеральный менеджер HellRaisers]

Кем работал до киберспорта:

Где впервые работал вне киберспорта, наверное, уже и не вспомню, так как я играл профессионально в CS 1.6 где-то с 2003 года. Уже тогда мы ездили на региональные чемпионаты в стране. С 2005 года уже другие страны посещали, так что в киберспорте я практически всю свою жизнь. Был небольшой перерыв года два: я занимался финансовыми рынками и продажами финансовых услуг, но в итоге все равно вернулся в киберспорт.

О первой работе в киберспорте:

Как уже упомянул, я был профессиональным игроком еще с 2003-2005 годов (понятие «профессиональности» было довольно субъективное). В 2007-м занял 3-е место на чемпионате мира WCG, помимо него попадал в призовые места и на других турнирах.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Каждая работа по-своему интересна. Сейчас я генеральный менеджер киберспортивной организации HellRaisers, которая находится в топ-16 мира по CS:GO. Выбирать, или интереснее быть про-игроком или заниматься менеджментом, будет неправильно. Это разные занятия, но усилия везде должны быть очень большие для достижения хороших результатов.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Шанс попасть в киберспорт зависит от знаний, навыков и, конечно же, окружения. Хорошие специалисты нужны в компьютерном спорте, как и в любой другой сфере.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Надеяться на работу — не стоит. Нужно просто развиваться и работать в этом направлении, это принесет больше пользы.

Ростислав Груби

[специалист по маркетингу в ZOWIE]

Кем работал до киберспорта:

О первой работе в киберспорте:

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Из моих прошлых работ мне больше всего запомнились «Игромания», Virtus.pro и NaVi. В «Игромании» я многому научился и стал писать гораздо лучше (особенное спасибо за это Денису Давыдову и Кириллу Талеру), в Virtus.pro в те годы была очень хорошая атмосфера и дружная команда (gurkie, drAmer, toddy, tomas, nemesis, cheb), ну а Natus Vincere — это был для меня выход на новый уровень во всех смыслах.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Полагаю, попасть в киберспорт сегодня сложнее, чем раньше, хотя и вакансий сейчас больше. Впрочем, это зависит от того, на какие позиции вы претендуете. У киберспортивных клубов появились бюджеты и они начинают выбирать из гораздо более широкого пула претендентов, чем это было раньше. Зато если раньше в регионе было 2-3-4 клуба, которые могли платить зарплату, то сегодня таких клубов больше.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Надеяться на такую работу, конечно, стоит, но лишь надеяться делу не поможет. Нужно сперва проявить себя: стримить, делать интересные видео, писать статьи, аналитику. Тут все зависит от каждого конкретного случая — если вы любите киберспорт, активный и у вас нет проблем с мотивацией, то вы рано или поздно получите работу в киберспорте.

Константин Сивко

[комментатор студии StarLadder]

Кем работал до киберспорта:

Постоянно до киберспорта не работал, только подрабатывал, так как учился в тот момент в Железнодорожном лицее. Вышло так, что сразу после обучения меня забрали на мое первое место работы в киберспорте.

О первой работе в киберспорте:

Карьеру начал в Game Show, в компании, образованной владельцем Techlabs. Там я проработал до начала 2016 года, пока меня не пригласили в StarLadder, где я и работаю по сей день.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Так как в киберспорте рабочих мест у меня было два, оба и запомнились, потому что опыта я набрался в каждой из организаций, и продолжаю набираться.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Найти работу в киберспорте довольно просто, если ты на практике можешь быть полезен и в состоянии это показать. Дефицит квалифицированных кадров по-прежнему сохраняется, ведь киберспорт быстро прогрессирует.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Если есть понимание, что ты можешь киберспорту дать, то работу получить можно. Например, играя в первую онлайн-игру, которой я загорелся (Warface на момент выхода открытого бета-тестирования), я четко знал, что если и могу с чего-то начать в этой игре, то с комментирования. По итогу это решение завело довольно далеко. Кто-то точно также может поставить себе цель быть менеджером состава или игровым тренером, и точно также шаг за шагом выстраивать карьеру в интересной профессии. Как я и сказал выше, кадровый дефицит все еще присутствует.

Кирилл Хайруллин

[глава медиа-отдела в Team Empire и Spartak Esports]

Кем работал до киберспорта:

О первой работе в киберспорте:

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Текущее место работы, Team Empire. После длительного периода времени, когда я работал на удаленке и попутно доучивался в институте, меня позвали на работу в офис Team Empire, предложили хорошие условия и развязали руки в плане работы: дали возможность делать по-своему. Мы во многом преуспели в плане развития медиа-направления команды, но яркие примеры западных организаций не дают расслабляться, и мы хотим расти и быть самыми лучшими не только на территории СНГ но и в Европе.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Нет ничего проще, чем получить работу в киберспортивных организациях. Я скажу больше: рынок киберспорта в СНГ сейчас находится в катастрофическом состоянии как раз из-за нехватки кадров. Хороших кадров, знающих людей с огнем в глазах и желанием расти и становиться специалистами. Я сейчас сам ищу таких и готов встретиться и пообщаться с людьми, которые хотят развиваться в своей любимой сфере. Для таких людей есть только одно условие — помимо любви к играм и киберспорту, у человека должно быть понимание что лень и прокрастинация — это враг любой работы. В киберспорте абсолютно нормально, когда ты работаешь ночью, в праздники, во время дня рождения твоей подруги или друга, и даже во время катки в Dota 2. Если ты действительно хочешь стать лучшим в том, что ты делаешь в киберспорте, тебе нужно просто приложить максимум усилий, делать ошибки и учиться на них. Я по пальцам руки могу назвать реально крутых специалистов в каждой ключевой должности среди всех организаций, а значит их место можете занять вы.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Не нужно надеяться на работу, надо стучать в двери и окна, неважно закрыты они или нет. Заявляйте о себе. Любым способом. Все крупные организации в СНГ сейчас находятся на стадии роста и им нужны толковые кадры, которые могут принести в организацию свой опыт и знания. Начиная от дизайнеров и заканчивая продажниками. Охота за такими людьми идет всегда и не остановится в ближайшие пару лет. Если организация не обновляет свои кадры и стоит на своем, значит она стагнирует.

Алексей Слабухин

[руководитель отдела маркетинга в HellRaisers]

Кем работал до киберспорта:

Я работал 2 месяца в департаменте маркетинга оператора сотовой связи в Украине «Киевстар» — понял, что офисная работа с 9 до 6 не мое и ушел. Через какое-то время пришло предложение поработать в Торгово-Промышленной Палате одной страны в Украине и параллельно мне предложили работу SMM-менеджера в HellRaisers. Работа в офисной системной компании дала понять, что это не мое и нужно работать не за деньги, а удовольствие.

О первой работе в киберспорте:

В киберспорте я начал и продолжаю работать в HellRaisers. Спустя какое-то время я также занимался консалтингом киберспортивных проектов — это то, что не запрещается у нас, ведь главное результат, а свободное время каждый тратит как хочет.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Лучшее место — это виртуальная команда (удаленная работа). Мы оборудовали наш офис так, чтобы там было место как для отдыха, так и для работы: у нас стоят игровые компьютеры и каждый из нас в любое время может сесть поиграть в Dota 2, CS:GO и другие игры. Мы также позаботились о том, чтобы был комфортный зал для переговоров. Я стремился набрать команду, которая постоянно бы находилась в офисе. Но потом понял, что удаленная работа и виртуальная команда идеальна. Например я, работая удаленно на позиции CMO (директор по маркетингу), смог получить образование в Австрии и США. Моя команда также имеет гибкость свободного времени и строит свою жизнь как им удобно.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Возможно, станет удивлением для некоторых, но получить работу в киберспорте легко, но не везде. В СНГ сейчас очень большой спрос на сотрудников в киберспорте, более того, с хорошей зарплатой. Главное, как по мне, нужно знать английский. К примеру, я видел вакансию в одной компании где платят 20$ в час, должность «Создатель мемов в киберспорте». Также нужны базовые знания в сферах, которые больше всего востребованы — маркетинг и менеджмент. Поэтому мой ответ — легко получить.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Если всегда только надеяться, то можно остаться на одном и том же месте. Ждать пока предложат работу — неправильная позиция, как по мне. Есть множество возможностей, нужно знать где искать и постоянно отправлять свое резюме и письмо сопровождения: в итоге найдутся те, кто оценят и возьмут на работу. Открою небольшой секрет: сейчас многие университеты дают гранты киберспортсменам. Разве это не классно? Можно быть полупрофессиональным игроком и получить образование в США за $100 тыс. бесплатно, просто играя за университетскую команду.

Сергей Воронович

[генеральный менеджер Nemiga Gaming]

О первой работе в киберспорте:

Работал главой маркетинга и киберспорта в компании Black Beacon, мы разработали компьютерную игру в жанре MOBA. К сожалению, из-за инвесторов она добралась только до бета-версии, но те отзывы которые мы получали от тестеров, да и играя сами, вызывали чувство, что делаем очень крутой продукт. Еще 14 лет назад я организовывал турниры в городе Минске.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Black Beacon и раш проект The Godlike — было крутое ощущение, что мы делаем киберспорт. Безумно крутая команда, высокое качество продукта — в общем, на работу шёл с воодушевлением.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

На самом деле мне тяжело судить, как легко сейчас попасть в киберспорт. Но я сам периодически нанимаю людей в команду: последним, кого я взял, был SMM-менеджер, в ближайшее время будем искать сейлз-менеджера.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Надеяться на работу стоит всегда — сейчас очень много проектов в этом сегменте открывается в СНГ. Есть, конечно, нюансы, но при желании их можно преодолеть.

Андрей Михеев

[соучредитель и совладелец U Can Company]

Кем работал до киберспорта:

Я работал на ракетном заводе инженером-конструктором 2 категории. Потом был игроком в Starcraft 2 и выступал за Team Empire. Впоследствии в Team Empire я стримил свои игры и некоторые профессиональные турниры в StarCraft 2, рекламировал партнеров. Этот вид дохода был мне ближе всего по духу.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Наверное, получать работу всегда тяжело. В UCC многие ребята осознанно берут на себя больше ответственности и делают это с легкостью и отличными результатами.

Стоит ли надеяться людям, что они обязательно получат работу в киберспорте:

Людям, видящим себя в киберспорте или в другой работе, стоит активно действовать. Это может сильно повлиять на результат.

Константин Дорощенок

[менеджер сообщества и контент-стратег в GOSU.AI]

Кем работал до киберспорта:

О первой работе в киберспорте:

В киберспорте начинал с закупок рекламы у CS:GO-блогеров по всему миру в киберспортивном отделении MDK.

О рабочих местах в киберспорте, которые запомнились больше всего:

Рабочих мест было немного – сразу после MDK я попал в GOSU.AI. Самое запоминающееся: турнир среди сотрудников GOSU.AI по Dota 2, в котором я победил, и конференции MDK, в которых вечно творилась какая-то вакханалия.

О том, насколько ли сложно получить работу в киберспорте:

Читайте также: