Где находится провал из 12 стульев

Обновлено: 05.07.2024

Почему Л.Гайдай снимал Пятигорский Провал не на Провале, а Цветник - не в Цветнике? Загадка, которой уже 50 лет.

Первая афиша фильма Л.Гайдая "12 стульев".1971 год. Первая афиша фильма Л.Гайдая "12 стульев".1971 год.

Сегодня всем известная книга Ильфа и Петрова «12 стульев» имела, с момента написания, не простую судьбу. Сначала книга была издана по главам в журнале, потом вышла отдельным изданием. Критика не замечала выхода талантливой книги, и первая статья о ней вышла только через год. После выхода второй части дилогии, «Золотой теленок» о книгах заговорили. Стали разбираться: что это? Критика Советской власти или критика отдельных ее недостатков? Решили, что «критика отдельных недостатков». Но в 1948 году дилогию о похождении Остапа Бендера запретили, и редактора, давшего добро на ее выход из печати, наказали. И только в хрущевскую оттепель книга снова вернулась к своим читателям.

С экранизациями было и того хуже. Фильмы о героях дилогии были сняты на Кубе, в Чехии, в Польше и даже в нацистской Германии. А в Советском Союзе никто не брался за съемки кино по произведению Ильфа и Петрова. В 1969 году в Голливуде сняли кино по мотивам романа. И вот только после этого…

Леонид Гайдай, признанный мастер и классик советской комедии рассказывал, что у него была давняя мечта снять фильм про Остапа Бендера. Но его опередил М.Швейцер, подавший заявку на съемки «Золотого Теленка». В Госкино решили подождать и посмотреть, что из этого выйдет. Не будет ли какого-либо скандала. И только когда «Золотой теленок» был снят, дали разрешение на съемки «12 стульев». Но не Гайдаю. А Георгию Данелия. Казалось, мечте Леонида Гайдая не суждено осуществиться. Но Данелия великодушно отдал право съемки фильма Гайдаю, мотивировав это тем, что он «перегорел» в ожидании разрешения на съемки. Фильм Швейцера «Золотой Теленок» не оправдал надежд кинопроката и не стал сенсацией, как ожидали от первой кинокартины по роману Ильфа и Петрова. Леонид Гайдай сказал, что фильм Швейцера - «Грустное кино о веселых событиях», и пообещал снять искрометную и смешную комедию.

Режиссер весной и летом 1970 года дважды выезжал в командировки в среднюю полосу России и на Кавказ для выбора натуры, где будут проходить съемки.

Леонид Гайдай хорошо знал Кавказские Минеральные Воды. В Кисловодске, Ессентуках и Пятигорске он снимал свой фильм «Жених с того света» в 1958 году, который подвергся нещадной критике киноначальства, и сокращению до такой степени, что из полнометражной картины получился короткометражный фильм.

Пока в Госкино утверждался сценарий, написанный Владленом Бахновым, Леонид Гайдай приступил к поиску актеров для фильма. Заявки подали около 200 артистов. На пробы было вызвано 22. Весь свет советского кино хотел стать «сыном турецкоподданного». Гайдай предлагал роль даже Муслиму Магомаеву, но тот отказался, реально оценив свой комедийный талант. А вот Владимир Высоцкий успешно прошел кинопробы и был утвержден на роль.

Владимир Высоцкий успешно прошел пробы на роль Остапа. Владимир Высоцкий успешно прошел пробы на роль Остапа.

Но вместо съемок Владимир Семенович ушел в запой, и Леонид Гайдай поклялся никогда больше не связываться с таким необязательным актером. Пробовали снимать А.Белявского, но через несколько дней стало понятно, что Филлипов и Белявский -актеры разной «величины», и Киса становится заметнее Оси. В результате на роль Бендера был утвержден Арчил Гомиашвили, никому не известный актер из Тбилиси, который уже много лет играл в моноспектакле по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и исполнял там один все роли: и Кисы, и Оси, и Эллочки Щукиной. Гомиашвили не сразу согласился, и Гайдаю пришлось ждать несколько месяцев, пока Арчил Михайлович «дозреет».

О съемках фильма «12 стульев» можно писать много. Великие актеры, знаменитый режиссер, замечательный материал. Но цель сегодняшней статьи — пройти по следам съемок в Пятигорске и понять, почему Л.Гайдай выбрал то или иное место для сцен своего фильма.

В Пятигорске съемки фильма проходили с 3 по 14 сентября 1970 года. Первая сцена, которую Гайдай снимал в Пятигорске была «сцена у Орла». В книге Ильфа и Петрова процесс обучения Остапом Бендером своего партнера «честным трудом зарабатывать деньги» не имеет привязки к конкретному месту в Пятигорске. И Гайдай решает снять ее у знаменитого символа Кавказских Минеральных Вод — у Орла, держащего в когтях Змею.

Обучение науке "честным трудом зарабатывать на хлеб". Обучение науке "честным трудом зарабатывать на хлеб".

«Киношники» любят, чтобы место съемок было узнаваемым на экране. Какой смысл ехать за две тысячи километров на Кавказ и снять своих героев на фоне какой-нибудь стены, которая выглядит так же, как и любая стена в Москве? Леонид Гайдай был не равнодушен к красоте Северного Кавказа и хотел, чтобы зрители почувствовали, что величие окружающей природы подчеркивает ничтожность устремлений героев картины. Во всех сценах мы видим горы (кроме ночной сцены получения стульев у Лермонтовской галереи), просторы и солнце, дарящее людям здоровье и энергию.

Но Пятигорск изменился с 1927 года. И нужно было найти такой ракурс для съемки, чтобы эти изменения спрятать. В кадре у орла главная находка, которую оператор фильма повторит еще раз в другой сцене, это закрыть элементами ландшафта телевизионную вышку на Машуке.

Телевизионная вышка, установленная на Машуке , закрыта крылом Орла. Телевизионная вышка, установленная на Машуке , закрыта крылом Орла.

В 1970 году орел на горе Горячей был еще бетонным. И только в 1973 году скульптура была заменена на отлитую из бронзы.

Орел и сегодня парит над курортным Пятигорском. Орел и сегодня парит над курортным Пятигорском.

Следующая сцена, которая была снята в Пятигорске — это проход отдыхающих к Провалу. Сцена снималась на 200 м выше площадки с орлом. Это так называемый «разлом» горы Горячей. И снова мы видим просторы и горы. Здесь оператору удалось поймать в кадр Эльбрус. Над горой Юца видны две белоснежные вершины.

Проход отдыхающих к "Пятигорскому Провалу". Харьковские милиционеры. Проход отдыхающих к "Пятигорскому Провалу". Харьковские милиционеры. Так это место выглядело еще год назад. Так это место выглядело еще год назад.

Сегодня это место безнадежно испорчено. Как говорится - хотели как лучше, а получилось как всегда! По программе благоустройства достопримечательностей Пятигорска решили проложить по «разлому горы Горячей» выложенную плиткой тропу. Подрядчик загнал тяжелую технику и стал ровнять вековые камни. Нашлись неравнодушные люди и это варварство было остановлено. И вот что теперь на этом месте:

Гора Горячая после "благоустройства". Гора Горячая после "благоустройства".

Следующей снималась сцена у «Провала». В роли Провала выступал Грот Лермонтова, который находится ниже Эоловой арфы. Почему Гайдай не снял настоящий Провал? Я думаю потому, что Провал находится в не зрелищном, с точки зрения кинооператора, месте. Там нет «перспективы». Его не снимешь на фоне Эльбруса или Машука. И Леонид Гайдай нашел место, которое ему подсказал никто иной, как сам М.Ю.Лермонтов.

Картина М.Ю. Лермонтова "Вид Пятигорска". 1837-1838г. Картина М.Ю. Лермонтова "Вид Пятигорска". 1837-1838г.

Картина Лермонтова «Вид Пятигорска» хранится в Доме -музее поэта в Пятигорске. На картине мы можем видеть горы Юцу, Джуцу и Эльбрус. Справа, уходящая за скалу тропинка ведет к гроту, названному в последствии «Гротом Лермонтова». Прекрасный вид, отличная «перспектива». Здесь Л.Гайдай и решил снимать сцену у «Провала».

"Членам профсоюза -5 копеек, не членам профсоюза -10 копеек!" "Членам профсоюза -5 копеек, не членам профсоюза -10 копеек!"

А чтобы зритель не обнаружил подмены, увидев на дальнем плане Орла и Китайскую беседку, был сооружен «рекламный щит», призывающий пользоваться автобусами Курортной автобазы.

"Рекламный щит" закрывает от глаз зрителя скульптуру Орла и Китайскую беседку. "Рекламный щит" закрывает от глаз зрителя скульптуру Орла и Китайскую беседку.

Задуманного «картинного» вида не получилось. Воздух прогрелся и дальние панорамы скрылись из вида. Видимо, некому было подсказать известному режиссеру, что, если он хочет снять великолепный вид Кавказских гор во главе с Эльбрусом, нужно снимать рано-рано утром, когда еще воздух не прогрелся и прозрачен, как стекло. А может и подсказали, да только попробуй организовать ранний подъем такого количества народа вместе с массовкой.

Сегодня Грот Лермонтова выглядит вот так:

Я тоже не смог снять замечательный вид на Эльбрус, как у Лермонтова. Я тоже не смог снять замечательный вид на Эльбрус, как у Лермонтова.

Когда я снимал эту фотографию, я понял, что была в сцене «у Провала» еще одна трудность. Посмотрите, сколько людей заходит в грот. Целое отделение не самых маленьких по телосложению харьковских милиционеров. Создается впечатление, что там огромная пещера!


Экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев" вызывают много споров - какая же лучше. Скажу честно - я люблю обе. Они настолько разные, что я их даже не сравниваю. Но вот чем мне интересна версия Гайдая, так это натурными съёмками. И особо близки в этом отношении съёмки в Пятигорске. Именно по Пятигорской части съёмок этой комедии я и предлагаю прогуляться


Съемочная группа "Двенадцати стульев" начала съемки в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года с эпизода у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню. Тот поначалу артачится: дескать, никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер парирует: "Тогда протянете ноги, старый дуралей!"



Леонид Гайдай на съёмках в Пятигорске

Эту сцену снимали на уступе горы "Горячей". Место это крайне примечательное. С незапамятных времён здесь щедро струился безымянный горячий источник, на основе которого возник крупный бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город Пятигорск.



Скульптура Орла (начало ХХ века)

В начале ХХ века здесь решили разбить парк с аллеями, дорожками и извилистыми лестницами. Архитектурную завершённость верхней площадки решили придать с помощью искусственной горки с изваянием орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею (автор эскиза И. И. Крылов). Скульптор Л. К. Шодкий довольно быстро изготовил изваяние и в конце апреля 1901 года готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из "рваного" камня. Эта скульптура стала символом Кавказских Минеральных Вод.



Скульптура Орла (1930-е годы)

За минувшее столетие скульптура не раз изменялась. Во время революции и Гражданской войны Орёл лишился головы и части крыльев. Потом он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Изображение, которое мы знаем и ныне появилось уже после войны. Автором этого варианта был скульптор Н. М. Хаустов.



Вид на Пятигорск с Горячей горы. Фото Т. Бакмана (конец 1960-х)

А в 1973 году цементная фигура была заменена на бронзовую копию, отлитую со слепка в Ленинграде



Символ КМВ в наши дни. Фото ketosha (2010 год)

Следующей сценой решили снимать эпизод "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу билетов.


Вот только самого Провала в фильме мы так и не увидели. В него на время съемок превратился грот Лермонтова.


Этот грот в скале был обустроен зодчими Бернардацци из природной пещеры. Лермонтовским его стали называть с 60-х годов XIX века, так как считали, что отсюда писатель любил наблюдать за "водяным обществом"



Грот Лермонтова, 1876 год

Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья.

В 1874 г. доска была снята, т.к. "постоянно исписывалась нецензурными надписями посетителей Вод". Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и "во избежание повторения ее прежней участи", в июле 1878 г. затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и ворот с железной решеткой. Над аркой грота была укреплена большая металлическая лента с надписью "ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА", а над ней эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом. На стене запертого грота поместили прежнюю доску со стихами. Алексеев заново огородил дорожку к гроту.



Грот Лермонтова (начало ХХ века)

Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. Сюда к бюсту поэта приносили венки и букеты живых цветов. В конце XIX века известный московский журналист В. А. Гиляровский написал новое стихотворное посвящение "Гроту Лермонтова"

Поклон тебе, великий гений,
И долго будет чтить народ
Алтарь священных вдохновений,
Из камня высеченный грот!

После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска.



Грот Лермонтова во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

Ну а сам "Провал" во времена, описываемые Ильфом и Петровым выглядел так


Следующим объектом съёмки стала Лермонтовская галерея в парке "Цветник".



Именно там проходили торги с монтёром Мечниковым


А также процесс передачи стульев компаньонам



Это сооружение из кружевного металла и цветного стекла, похожее на прозрачный леденцовый замок из детской сказки, открылось для посетителей весной 1902 г., в начале курортного сезона. В 1903 г. здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия КМВ и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей.



Юго-западный фасад Лермонтовской галереи (1910-е годы)

Прогулочная галерея часто служила для проведения всевозможных временных выставок. Театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска за минувший век.



Северный фасад театрального зала Лермонтовской галереи (начало ХХ века)

Галерея дошла до наших дней почти без изменений. Ныне здание принадлежит Государственной филармонии на КМВ и имеет концертный и выставочный залы.



Лермонтовская галерея во времена съёмки фильма. Фото Т. Бакмана

А вот сцену где Ипполит Матвеевич просит милостыню снимали вовсе не в "Цветнике". Более того - даже не в Пятигорске. Киса то ли по рассеянности, то ли от стыда забрался в соседние Ессентуки


Взгляните внимательно на здание сзади Воробьянинова. Это грязелечебница им. Семашко - один из наиболее известных памятников архитектуры Ессентуков.


Сооружение грязелечебницы началось в 1913 году и велось очень активно, несмотря на начавшуюся войну. Построено оно в стиле античного неоклассицизма. Замыслом архитектора было придать ему подобие древнеримских Терм III—IV веков с их монументальностью и изысканностью. 22 июля 1915 года состоялось торжественное открытие грязелечебницы, названной Алексеевской в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, наследника престола Романовых. Не исключали, что болезненный мальчик будет когда-нибудь принимать в ней процедуры. В 1923 году грязелечебница получила имя Н. А. Семашко — первого наркома здравоохранения


Это наиболее заметные места съёмок из фильма. Но было ещё два момента в фильме, на которые мало кто обращал внимание. Эти места нашёл мой добрый друг mountains_5_26 , очень хорошо знающий Пятигорск.

В сцене, где великий комбинатор успешно торгует билетами на Провал, буквально на несколько секунд мелькает кадр, запечатлевший маленькие группы отдыхающих, якобы направляющихся к гроту Лермонтова.


Как оказалось в результате поисков, она снята не у грота , а на горе Горячей, метрах в 800-х от него. Вот это место на горе запечатленное солнечным февральским утром 2016 года


Ну и последняя пятигорская сцена в фильме - Остап и Киса под покровом ночи несут выкупленные у Мечникова 2 стула


Однако случайная встреча с пятигорским милиционером заставляет их присесть на стулья, якобы отдыхая, у ближайшей двери в заборе, по иронии судьбы оказавшейся входом в прокуратуру Пятигорска


Это место было найдено недалеко от "Цветника".Правда время не пощадило ни забор



Съемки в Пятигорске длились до 14 сентября 1970 года, после чего группа перебазировалась на Военно-Грузинскую дорогу, в Дарьяльское ущелье. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Пятигорчане очень любят роман Ильфа и Петрова и даже увековечили Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в бронзе. Причем облик взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там где снимался фильм, а там, где это описано в романе. Бендер у Провала


А Киса в Цветнике


При подготовке материала использовались кадры из фильма Л. Гайдая "12 стульев"; фрагменты из книг Федора Раззакова "12 стульев"; С. В. Боглачева "Архитектура старого Пятигорска" - издательство "Снег", Пятигорск, 2007 г; Фото Т. Бакмана из альбома"Кавказские минеральные воды" - издательство "Планета", Москва, 1969 г


В многочисленных рассказах о съёмках Леонидом Гайдаем фильма "12 стульев" часто встречается такой момент, что режиссёру очень хотелось видеть в кадре настоящие стулья работы мастера Гамбса (ну или их копию), и все сбились с ног, в поисках настоящего стула

Давали объявления в газетах, но безрезультатно. В отчаянии ассистентов просто отправили на поиски по домам. И кому-то повезло - он отыскал бабушку, у которой сохранился один гамбсовский стул, обитый английским ситцем. Но хозяйка наотрез отказалась его продавать (он ей был дорог как память).


В итоге единственный стул пришлось сфотографировать со всех сторон и заказать такие стулья за границей (ориентировочно - в Эмиратах и, соответственно за валюту), так как в СССР не нашлось ни одного мастера, способного изготовить такой стул. На съемках кучу стульев (а их, вроде как, изготовили в количестве 40 штук (два гарнитура и остальные про запас), доставшихся таким неимоверным трудом и обошедшихся, видимо, в бешеную сумму денег, превратили практически в дрова, но два стула до сих пор стоят в кабинете Гайдая в квартире его супруги.

Так гласит официальная версия, которую тиражируют практически все издания.

Но, у меня есть очень большие подозрения, что вся эта история - обычная байка! Возможно и были продолжительные розыски подлинного гамбсовского стула. Но, скорее всего, никакого результата они не дали, и студии пришлось использовать то, что было под рукой, напоминающее оригинал.

Я понимаю, что для этих подозрений должны быть веские основания. И они у меня есть.

Вот взгляните, как выглядят стулья в комедии Гайдая


И ещё раз, поближе


Ну и совсем близко


А вот, внезапно, кадр из другой комедии того же Леонида Гайдая, только снятой (внимание) за 9 лет до этого, когда ни о какой экранизации "12 стульев" Гайдай ещё и не думал - "Деловые люди", новелла "Вождь краснокожих"


И как вам? Ничего не напоминают стульчики "обитые английским ситцем". Хоть "Вождь краснокожих" и снят на чёрно-белую плёнку, форму стульев и рисунок обивки ни с чем перепутать нельзя


Кстати, ломали стулья на съёмках довольно бережно. И некоторые явно использовали по нескольку раз. Вот в сцене изъятия стула у Ляписа-Трубецкого явно видно, что стул б/у и уже был как минимум один раз вскрыт


Так что стулья, скорее всего были из мастерской Мосфильма

Использованы кадры из художественных фильмов
"12 стульев", реж. Леонид Гайдай, Мосфильм, 1971 год
"Деловые люди", реж. Леонид Гайдай, Мосфильм, 1962 год

«В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого…» — так начинается действие легендарного романа «12 стульев». Вскоре предводитель дворянства познакомится с Остапом Бендером, и они пустятся в захватывающее приключение.

Незадолго до публикации книги ее авторы Ильф и Петров побывали на Кавминводах. Эта поездка во многом определила сначала натуру романа, а затем — и фильма. Именно там снимались многие сцены. Неудивительно, что в городах-курортах до сих пор проводят экскурсии по местам, связанным с героями, а кое-где даже стоят памятники Кисе и Остапу, возле которых охотно фотографируются туристы.


Фото: Дмитрий Резник

«Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки»

Съемки фильма Гайдая в Пятигорске и Ессентуках проходили в сентябре 1970 года и заняли около двух недель, позже съемочная группа переместилась ближе к горам — на Военно-Грузинскую дорогу. Первым снятым на Кавказе эпизодом стала сцена у большой бронзовой фигуры орла. Именно там Остап безжалостно втаптывает в пыль пиджак и шляпу Ипполита Матвеевича и отправляет предводителя дворянства просить милостыню.

— Первого орла здесь, на горе Горячая, поставили в 1901 году. Это место издавна славится целебными источниками, — рассказывает заведующая научным отделом Пятигорского краеведческого музея Елена Чагаева. — Скульптура в форме птицы, клюющей змею, была размещена на рукотворной горке из «рваного камня». Сегодня это признанный символ Кавминвод, хотя и значительно поменявший внешний вид за более чем сотню лет своей истории.

По словам специалиста, первого орла часто сравнивали с гербом Царской России и даже с символом Третьего Рейха, хотя сходство с последним было минимальным.

— Наш орел вообще не имеет никакого отношения к политике, — говорит Чагаева. — По задумке авторов, он символизирует победу кавказских минеральных вод над опасными болезнями.

Сложные погодные условия не щадили скульптуру, и поэтому ее неоднократно реставрировали. Последний раз в 1973 году — тогда цементного орла заменили на его бронзовую копию. Этот вариант памятника сохранился до наших времен на своем исконном месте — горе Горячей. Конечно же, это совсем не тот орел, которого застали писатели Ильф и Петров и их герои — Киса и Ося — в 1927 году.


Фото: Дмитрий Резник


Примечательный факт: место на уступе Горячей рядом со скульптурой для съемок было выбрано не случайно. Камеру установили таким образом, чтобы массивный орел закрывал телевизионную вышку на горе Машук, которой в 1927 году быть никак не могло. Без киноляпа все же не обошлось, и современная конструкция попала в кадр — ее можно видеть в сцене переговоров с монтером Мечниковым у Лермонтовской галереи.

Как грот Лермонтова сыграл роль Провала

— Действительно, так и было. Снимали грот, хотя не было никакой сложности использовать для этого Провал, — рассказывает директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. — Мы можем предполагать наличие каких-то форс-мажорных обстоятельств. Возможно, причина в периодическом подъеме воды в озере, из-за чего Провал закрывается. Например, так было совсем недавно, пару лет назад. Также можно предположить, что в 70-х годах, когда снимали «12 стульев», проход к горному озеру мог быть закрыт на реконструкцию. Однако подтверждения этой теории, как и первой, у нас нет.


Фото: Дмитрий Резник


Иную версию озвучила краевед Елена Чагаева. Она предположила, что в 1970 году озеро Провал могло просто не соответствовать атмосфере 20-х годов прошлого века. Из-за этого режиссер принял решение снимать у грота, в то время более подходившего под стилистику ранней советской эпохи.

Грот Лермонтова расположен в курортном парке «Цветник», сейчас гроту около 200 лет и он остается гордостью города. Считается, что именно здесь юный Лермонтов уединялся и наблюдал за так называемым «водяным обществом». Этот грот появляется в его романе «Герой нашего времени» - именно здесь проходит свидание Печорина и Веры.

— В конце ХIХ — начале XX века в гроте были установлены лавочки, также там располагалась торговая лавка, в которой продавали открытки. Известно, что уже в ХIХ веке на входе установили арку и ворота с металлической решеткой, — рассказывает краевед Чагаева. — Кстати, при просмотре фильма обратите внимание на момент, когда к Остапу направляется группа милиционеров. Думаете, киоск «Мороженое» и камень с небольшим уступом, которые видны на заднем плане, находятся прямо напротив грота? Вовсе нет, этот кадр снимали примерно в 800 м от грота, на горе Горячей. Так что для съемок одного короткого «провального» эпизода задействовали сразу две площадки.

— Сам Провал сильно изменился со времен написания романа «12 стульев», — продолжает краевед. — Удобный вход-портал, который сохранился до наших дней, проложили примерно в 1938 году. До того была просто узкая штольня с укрепленными сводами. А скульптуры львов у входа установили еще позже — уже в 50-е годы.

Торги у Лермонтовской галереи

Кавказские приключения героев начинаются у Лермонтовской галереи — еще одной достопримечательности Пятигорска. Именно там Киса и Остап торгуются с «измученным нарзаном» монтером Мечниковым, который потом поможет им достать стулья, принадлежащие гастролирующему театру «Колумб».


Фото: Дмитрий Резник


По сюжету авангардный спектакль «Ревизор» артисты театра как раз давали в здании галереи, что во многом соответствовало действительности. Галерею открыли в «Цветнике» в 1901 году, к 60-летию гибели Лермонтова, и использовали в качестве летнего концертного зала. Здесь выступали гастролирующие театры и заезжие музыканты. Театральный зал был рассчитан на 600 мест, также там находилась библиотека, ресторан и площадка для балов.

— Основное назначение галереи, конечно же, были театральные постановки. Во времена, описанные Ильфом и Петровым, в галерее уже действовал Советский театр. Часто проводились выставки, особенно в советское время, — вспоминает Сергей Савенко. — А в 90-е годы была попытка развернуть здесь торговлю, но с начала 2000-х все сошло на нет.

Сейчас в здании галереи размещается филармония. В 2014 году оно было реконструировано. Впрочем, строителям удалось сохранить его уникальный внешний облик, разве что старые окна заменили на пластиковые.

В Ессентуки за подаянием

По сюжету фильма Киса в помятом пиджаке и шляпе отправляется просить милостыню у парка «Цветник». Именно тут установлена его слегка поникшая бронзовая фигура с саквояжем, шляпой и зонтом. Однако на самом деле съемки эпизода проходили не рядом с парком, даже не в Пятигорске, а в соседних Ессентуках.

Читайте также: