Ffx как открыть в вегасе

Обновлено: 17.05.2024

Неоднократно я получал письма с просьбой сделать урок про настройки проекта Sony Vegas. Так же было несколько писем и комментариев в которых посетители сайта спрашивали почему видео не заполняет весь экран, и после вывода фильма у них наблюдаются черные полосы по краям.

Черные полосы в Sony Vegas по краям экрана, как оказалось, довольно частая проблема. У кого то они сверху и снизу, у кого то сбоку.

Как правило, проблема заключается в неправильной настройке проекта Sony Vegas, а так же в неправильном выводе готового фильма.

В этом уроке:

Автоматическая настройка проекта

В большинстве случаев, монтируя фильм хочется сохранить его исходное качество.

Разработчики Sony Vegas думали примерно также и добавили в функционал программы возможность настройки проекта в зависимости от исходного файла. То есть, программа умеет автоматически определять разрешение видео, очередность полей, частоту кадров и другие настройки, а так же умеет автоматически настраивать проект в соответствии с этими данными.

Проведем эксперимент. Откроем Sony Vegas, и положим видео на дорожку. Чаще всего в окне предосмотра, мы наблюдаем черные полосы по краям экрана (рис. 1).

Воспользуемся автоматической настройкой. Для этого в меню File выбираем команду Properties (рис.2).

Доступ к настройкам проекта

Рисунок 2. Доступ к настройкам проекта

В открывшемся окне на вкладке Video, нажимаем на кнопку Match Media Setting (рис. 3).

Кнопка Match Media Setting

Рисунок 3. Кнопка Match Media Setting

Появится новое окно Match Media Setting. В нем нужно найти и выбрать тот же файл, который уже находится в окне монтажа. и нажать на кнопку «открыть» (рис. 4)

Выбор файла

Рисунок 4. Выбор файла

Все установки в окне Project Properties изменятся в соответствии с выбранным файлом. Нам остается только нажать Apply и ОК. В результате, если все сделано правильно, видео займет весь экран и черных полос не будет (рис 5.)

Результат автоматической настройки

Рисунок 5. Результат автоматической настройки

Главное, когда вы будете выводить (рендерить) фильм, его разрешение должно быть таким же как в настройках проекта. Можно использовать более низкое разрешение, но оно должно быть кратным начальному разрешению.

Так, например, если ваше исходное видео было с разрешением 1920Х1080, то для вывода можно выбрать разрешение 1280Х720 или 640х360. В противном случаи, при неправильной смене разрешения, вы рискуете опять заполучить злополучные черные полосы. Естественно, для сохранения качества желательно использовать тот же кодек, в котором был исходный файл.

Ну а я хочу сказать что автоматическая настройка проекта — оптимальный вариант, особенно если вы делаете видео для просмотра на компьютере. Используйте его всегда когда это возможно, и у вас не будет проблем с черными полосками по краям экрана, очередностью полей и др.

Ручная настройка проекта

Ручная настройка проекта используется в случаях когда разрешение, или другие параметры конечного видео отличаются от исходного.

Но для начала давайте разберемся что означает каждая настройка.

Окно настройки проекта делится на две части. В верхней части находятся установки для видео. В нижней — настройки просчета (рис.6).

В этой части урока мы рассмотрим только параметры видео, а в следующей разберемся с остальными настройками.

Настройки видео

Рисунок 6. Настройки видео

Итак, открываем Properties которое как вы помните находится в меню File и видим такие установки (рис 6.):

Template (Шаблон)— позволяет настроить проект в соответствии с одним из стандартов видео. О шаблонах мы поговорим позже.

Width (ширина) и Height (высота) — разрешение видео. Значение этих полей определяют ширину и высоту кадра.

Field order (порядок полей) - Тут я хотел написать что такое «развертка» и что такое «поля», но понял, что в двух словах мне этого не объяснить. Поэтому я скажу то, что знать обязательно, а остальное при желании вы можете самостоятельно поискать в интернете.

Итак, в поле Field order имеется три варианта настройки:

– None (progressive scan). Создает видео с прогрессивной разверткой (без полей). Этот метод следует выбирать если видео предполагается смотреть на компьютере. Например для загрузки видео на YouTube или другие подобные сервисы.

Если же видео, сделанное в прогрессивной развертке смотреть на обычном телевизоре, то можно увидеть различные дефекты. Например появляется так называемая «гребенка» и дрожание тонких горизонтальных линий.

С другой стороны, некоторые телевизоры последнего поколения, уже умеют корректно выводить видео с прогрессивной разверткой, и возможно в будущем этот формат окончательно вытеснит чересстрочную развертку.

Две оставшиеся настройки относятся к чересстрочной развертке.

– Upper field first. Первым выводит верхнее поле. В этом формате снимают большинство видеокамер высокой четкости.

– Lower field first. Первым выводит нижнее поле. Используется в основном в DV видеокамерах.

Так вот, когда видео снято в чересстрочной развертке, то основная задача не перепутать порядок полей. Если вы их перепутаете, то «гребенка» очень сильно испортит ваше видео.

Тем-не менее, вовсе отказываться от полей и использовать прогрессивную развертку не рекомендуется. Дело в том, что большинство программ «проигрывателей» умеют боле-мене корректно отображать чересстрочное видео на компьютере. Такая функция называется деинтерлейс. Естественно, включение деинтерлейса создает дополнительную нагрузку на ПК. Но если он достаточно мощный, волноваться вам нечего.

Pixel aspect ratio. Параметр определяющий размер пикселя. После выбора шаблона, настраивается автоматически, и его лучше не трогать.

Output rotation. Вращает видео на 90 или 180 градусов. (ни разу не пользовался).

Frame rate. Частота кадров. Лучше использовать настройки исходного файла. То есть если камера снимает NTSC – 29.97 кадров в секунду (пишется обычно 30 fps) то и проект должен быть настроен в этом режиме.

Stereoscopic 3D mode. Настройки для 3D проектов. Нам они не понадобятся.

Теперь когда мы имеем общее представление о том, что означает каждая настройка, мы можем вручную их менять. Но для того чтобы соблюсти общепринятые стандарты, лучше использовать готовые шаблоны.

Шаблоны настроек

Как я уже говорил, для ручных установок удобно использовать готовые шаблоны предусмотренные в программе Sony Vegas.

При выборе шаблона, программа настроит проект в соответствии со стандартами принятых для этих типов видео.

Но во время настроек проекта, перед нами стоит задача минимизировать потерю качества при изменении настроек, а так же уменьшить время просчета. Это значит, что мы должны внести как можно меньше изменений в исходный файл.

Поэтому, сначала мы используем автоматическую настройку проекта, и запомним исходные данные нашего файла, в частности количество кадров в секунду и порядок полей (рис. 7)

Важные параметры

Рисунок 7. Важные параметры

Теперь можно приступать к выбору шаблона. Открываем вкладку «Template» (рис.7) и видим кучу непонятных надписей.

Чтобы разобраться в шаблонах, нужно понимать из чего он состоит.

В Sony Vegas шаблон состоит из названия (для наглядности выделил красным цветом) и расшифровки которая заключена в скобки.

HDV 1080-50i (1440x1080; 25,000 fps)

В расшифровке указанно разрешение (для наглядности выделил зеленым) и количество кадров в секунду (для наглядности выделил фиолетовым).

Что нужно учитывать при выборе шаблона?

В первую очередь смотрим на количество кадров в секунду. Если наше исходное видео имеет 25,000 fps (Pal) то в расшифровке шаблона тоже обязательно должно быть 25,000 fps, а в случаи с NTSC – 29,970 fps

Примеры Pal шаблонов:

Internet 480-25p 4:3 (640x480; 25,000 fps);

PAL DV Widescreen (720x576; 25,000 fps);

HDV 720-25p (1280x720; 25,000 fps)

Примеры NTSC шаблонов

NTSC Standard (720x486; 29,970 fps);

HDV 720-30p (1280x720; 29,970 fps)

Далее, нужно определится, для какого устройства мы делаем видео.

В случае если видео делается для компьютера, нужно выбирать шаблон, в названии которого присутствует английская буква «p» - что означает, что шаблон использует прогрессивную развертку.

HDV 720-30p (1280x720; 29,970 fps);

Internet 360-25p 16:9 (640x360; 25,000 fps)

Для BlueRay проигрывателя лучше выбрать видео с высоким разрешением имеющим в названии английскую букву «i».

HDV 1080-60i (1440x1080; 29,970 fps);

HD 1080-50i (1920x1080; 25,000 fps).

Для обычного DVD проигрывателя нужно использовать шаблон в названии которого присутствует аббревиатура NTSC или PAL. При этом, если в названии шаблона присутствует слово Widescreen, то шаблон широкоформатный, если нет то простой.

Также, если в названии шаблона присутствует аббревиатура IMX, то очередность полей Upper field first (первое поле верхнее), а если данной аббревиатуры нет, то порядок полей Lower field first (первое поле нижнее).

Рассмотрим пример выбора шаблона для DVD проигрывателя.

Имеем видео высокой четкости 1920x1080; 29,970 fps. Из него нужно сделать видео для обычного DVD проигрывателя.

Итак, в нужный нам шаблон начинается с NTSC (так как у нас было 29,970 fps.). В названии шаблона должно присутствовать слово Widescreen (так как видео широкоформатное), и должна быть аббревиатура IMX (исходное видео было высокой четкости, логично предположить что очередность полей Upper field first).

Таким образом правильный шаблон: NTSC IMX Widescreen (720x486; 29,970 fps).

Черные полосы

После того как мы вручную изменили настройки проекта, вполне вероятно, что у нас снова появятся черные полосы (рис. 8)

Черные полосы сбоку экрана

Рисунок 8. Черные полосы сбоку экрана

С ними можно бороться двумя способами.

Первый метод заключается в том, что мы увеличим размер кадра на дорожке. Для этого в редакторе дорожек нажимаем кнопку Track Motion (рис. 9).

Кнопка Track Motion

Рисунок 9. Кнопка Track Motion

В данном окне наводим курсор на угол кадра, нажимаем левую кнопку мыши и не отпуская ее тянем кадр наружу, до тех пор, пока черны полосы не исчезнут (рис. 10).

Увеличение кадра

Рисунок 10.Увеличение кадра

Преимущество данного метода в том, что однажды увеличив дорожку, все помещенные на нее фрагменты, будут увеличены, и полос не будет.

Недостаток в том, что при использовании некоторых 3D переходов, черные полосы во время перехода будут заметны (рис. 11)

Черные полоски на 3D переходе

Рисунок 11. Черные полоски на 3D переходе

Другой способ — это использование кадрирования (панорамирования).Для использования данного инструмента, в меню Tools выбераем команду Video/Video Event Pan/Crop или используем соответствующую кнопку.

В открывшемся окне нажимаем правую кнопку мыши и в контекстном меню выбираем команду Match Output Aspect (рис. 12)

Автоподгонка кадра

Рисунок 12. Автоподгонка кадра

Рамка автоматически примет нужный размер с минимальными потерями кадра. Черные полосы исчезнут. 3D переходы тоже будут без полос. Единственный недостаток в том, что придется данную операцию проделывать с каждым видеофрагментом.

Установки просчета

Как вы помните, мы рассмотрели только верхнюю часть окна Properties. Теперь давайте пройдемся по настройкам просчета, которые остались без внимания (рис. 13)

Настройки просчета

Рисунок 13. Настройки просчета

Pixel format. Имеет два варианта настройки 8 бит и 32 бита. 32 битная обработка отличается более высокой точностью но для ее использования требуется больше ресурсов а следовательно и время просчета увеличивается.

Compositing gamma. По заявлению разработчиков для 32 битной обработки следует выбирать 1.000 (Linear)

Full-resolution rendering quality. В большинстве случаев достаточно качества Good. Best дает лучше результаты, особенно при просчете видео высокой четкости, но как всегда это влияет на время просчета.

Motion blur type. Сглаживание движений объектов. Работает если для дорожки включен эффект motion blur.

Gaussian - сглаживание по кривой Гаусса. Делает размытие средней части кадра ослабевающее к краям кадра. Используется кривая в форме колокола. Gaussian blur является лучшим выбором в большинстве случаев, когда требуется применение сглаживания движений.

Pyramid – делает более сильное размытие средней части кадра и меньшее на краях. Используется кривая с линейным наклоном.

Box – спользует одинаковое значение размытия по всей площади кадра.

Параметры Gaussian (asymmetric), Pyramid (asymmetric) и Box (asymmetric) используют только левую часть кривой процесса. Ассиметричная установка создает четкий передний край с размытым шлейфом позади движущегося объекта.

Deinterlace method. Установка алгоритма устранения чересстрочности (деинтерлейса). Этой обработке предварительно подвергаются только участки видеоряда, к которым применяются различные эффекты, или ко всему видеоряду, если его чередование полей не совпадает с установленными в свойствах проекта.

None – не использовать

Blend fields – использует оба поля для построения полного кадра. Отличается хорошей проработкой деталей при наличии медленных движений объектов в кадре.

Interpolate – используется информация только одного поля. Применимо для проработки мелких деталей в кадре, где много движения.

Вот и все, что я хотел сказать по поводу настроек проекта.Напоминаю, при выводе фильма вы должны использовать те же параметры, которые вы выставили в настройках проекта.

В этой статье я расскажу об этих проблемах и как их решать.

Содержание урока:

Русификатор, Portable и Rip

Наиболее часто проблемы возникают в так называемых русифицированных версиях программы Sony Vegas, а так же во всяких Portable и Rip.

- Отсутствует какая-либо функция (не хватает каких-нибудь инструментов, некуда поставить галочку и т. п.)

- При попытке использовать один из инструментов Sony Vegas программа «вылетает» (прекращает работу)

И многое-многое другое.

Я не хочу сказать, что абсолютно все русифицированные версии, равно как и Portable с Rip, являются неполноценными и нерабочими. Но если бы вы только знали, сколько раз именно эти причины были виновниками разных глюков, то вряд ли бы решились использовать подобную версию Sony Vegas.

Если проблема из-за установки русификатора, то решение в возврате на Английскую версию. В случае использования Portable и Rip версии, нужно просто отказаться от них и установить нормальную полную версию программы.

Если вы вдруг берете программу не с официального сайта, обязательно читайте отзывы. При этом «правдивость» отзывов вы должны определить самостоятельно. По моему опыту, самые правдивые отзывы встречаются на сайтах, в которых необходима обязательная регистрация и учитывается рейтинг.

Не открывается видео или звук

Очень распространенная проблема у начинающих, когда Sony Vegas не открывает видео- (реже звуковую) дорожку. Причина — отсутствие в системе нужных кодеков, или такое видео (например FLV) вообще не распознается Sony Vegas.

Есть два решения данной проблемы:

1. Установка нужного кодека.

2. Перекодировка в другой формат.

Первый метод предпочтительнее, так как не требует лишней перекодировки материала (каждая перекодировка всегда приводит к потере качества, хотя и не всегда значительной).

Рекомендуется устанавливать нужные кодеки по отдельности. Для этого нужно выяснить, какого кодека не хватает в системе, найти и скачать его в интернете, после чего установить кодек на компьютер. Это затратно по времени и подходит в основном для достаточно опытных пользователей.

Поэтому, большинство использует более простой вариант — установка так называемых кодек-паков. Такие сборки содержат большое количество кодеков и все что нужно — это скачать и установить версию, подходящую для вашей операционной системы. После установки кодек-пака, вероятность того, что у вас не будет нужного кодека приближается к нулю.

Правда есть небольшой риск того, что похожие кодеки могут конфликтовать друг с другом. Из-за это бывают различные глюки при кодировании видео с использованием именно этих (конфликтующих) кодеков.

С другой стороны, вы так же рискуете нарваться на конфликт кодеков устанавливая любую программу использующую свои кодеки.

В общем, если не хотите «парится» с установкой каждого кодека отдельно, то используйте кодек-пак. Лично я так и делаю, правда устанавливаю их на чистую систему, сразу после установки Windows и драйверов.

Если после установки кодек-пака нужное видео в Sony Vegas все равно не открывается, то используете второй метод — перекодировка в известный Sony Vegas формат.

Для этого помещаете видео в какой-нибудь конвертер, и в настройках вывода выбираете один из тех форматов, которые Sony Vegas точно открывает.

Советую обратить внимание на бесплатный конвертер с поддержкой русского языка, кучей предустановок, интуитивно понятным интерфейсом и большим количеством поддерживаемых форматов — Format Factory.

Лекарство от 95% проблем в Sony Vegas

Какая бы проблема с Sony Vegas у вас не возникла, есть неплохой шанс решить ее за несколько секунд.

Особенно, этот метод актуален, если раньше все работало, а теперь нет. Но и в других случаях (например если вы не знаете как решить проблему по другому) стоит попробовать это решение.

В интернете эта операция называется по разному:

Восстановление Sony Vegas

Сброс настроек Sony Vegas

Сброс Sony Vegas

Возвращение Sony Vegas к первоначальному состоянию

И много других названий.

В любом случае, все сводится к тому, что Sony Vegas возвращается к своему первоначальному состоянию, как будто вы только что установили программу.

Люди, которым я советовал данный метод приблизительно в 95 % случаев решали свои проблемы.

Чтобы запустить восстановление, нужно выйти из программы, а за тем, удерживая клавиши Ctrl+Snift сделать двойной клик левой кнопкой мыши по ярлыку Sony Vegas.

Появится окно, в котором нужно подтвердить сброс, нажав кнопку «Yes». Если вы хотите, чтобы были стерты все кэшированные данные (например если Sony Vegas вообще не запускается) то можно установить галочку в нужное поле (оно там одно).

Попробуйте этот способ, он помог уже очень многим.

Другие проблемы

Что делать если программа полноценная, проблема не в кодеках, а сброс не помог?

Начнем с того, что это частный случай, к тому же по моим наблюдениям он маловероятен. Скажу честно, писать мне в этом случае не нужно, я вряд ли смогу вам помочь. Я не программист, решать я могу только те проблемы с которыми сам сталкивался, да и оценить ее на расстоянии, не видя полной картины происходящего очень сложно.

Поэтому, ищите решения на тематических форумах. Благо они есть, и вполне возможно у кого-то было что-нибудь подобное.

В свое оправдание скажу, что в начале я пытался помочь всем, кто мне писал. Вместо того, чтобы заниматься созданием уроков по Sony Vegas PRO, я вступал в переписку, выяснял как можно больше о проблеме, читал форумы и предлагал решения. Эффективность такой работы была примерно 50%50. То есть в половине случаев я так и не смог помочь. А времени на чтение форумов и переписку уходило много, порой по три дня.

С другой стороны если бы каждый, кому я так или иначе помог, дал хотя бы 10 рублей, этих денег хватило бы на полноценную зарплату.

В общем, вы как и раньше можете задавать вопросы по урокам или шаблонам. Но вопросы типа «почему у меня Sony Vegas глючит?» рассматриваться не будут.

Предположим, нам нужно сделать какой-либо фрагмент видео черно-белым. Для этого нужно применить к нему видеоэффект «Black and White» (Черное и белое). Сделать это можно несколькими способами.

Например, можно нажать кнопку «Event FX» на видеофрагменте, к которому нужно применить эффект (рис. 2).

Рисунок 2. Кнопка «Event FX».

В открывшемся окне, выбрать нужный видеоэффект и нажать «ОК» (рис.3).

Выбор видеоэффекта Sony Vegas

Рисунок 3. Выбор видеоэффекта Sony Vegas.

После этого, откроется окно «Video Event FX» которое представляет собой редактор видеоэффектов (рис. 4)

Настройка видеоэффекта

Рисунок 4. Настройка видеоэффекта.

У каждого видеоэффекта есть свои настройки, которые можно менять в зависимости от поставленной задачи.

В нашем случае, видеоэффект «Black and White», который позволяет сделать видео черно-белым, имеет всего одну настройку — «Blend amount». Она позволяет задать интенсивность эффекта. Если переместить ползунок до упора вправо, то видео станет полностью черно-белым. Если не до конца, то видео будет терять цвета по мере перемещения ползунка слева на право, некоторые оттенки при этому будут сохранятся.

Для настройки видеоэффекта, можно также воспользоваться готовыми пресетами (шаблонами). Чтобы выбрать шаблон, нужно в поле Preset нажать на треугольник, и выбрать из выпадающего списка нужный шаблон (рис. 5).

Выбор шаблона

Рисунок 5. Выбор шаблона.

Существует еще несколько способов применить эффект к видеофрагменту. Например, можно нажать на клипе правую кнопку мыши и из выпадающего списка выбрать команду «Video Event FX. » (рис. 6)

Выбор шаблона

Рисунок 6. Выбор шаблона.

Но самый удобный способ, это в «Окне вкладок» перейти на вкладку Video FX, выбрать нужный эффект Sony Vegas, после чего перетащить один из предлагаемых пресетов на клип, к которому нужно его применить (рис. 7).

Наложение видеоэффекта перетаскиванием

Рисунок 7. Наложение видеоэффекта перетаскиванием.

Последний вариант, хорош тем, что позволяет применять видеоэффект сразу к нескольким видеофрагментам.

Применение видеоэффекта к нескольким видеофрагментам

Работая с видеоэффектами в Sony Vegas, вы рано или поздно зададитесь вопросом: «Как вставить видеоэффект на несколько клипов сразу?». Чтобы это сделать, нужно просто выделить нужные клипы, и переместить на один из них пресет выбранного видеоэффекта.

Для выделения нескольких клипов на монтажном столе в Sony Vegas используются такие же способы выделения, как и в проводнике Windows.

Например, можно удерживая клавишу Ctrl и нажимая левую кнопку мыши выделять клипы, стоящие порознь. К примеру, если вам нужно выделить второй, пятый и седьмой клипы, то нужно использовать именно этот метод (рис. 8).

Выделение клипов стоящих порознь

Рисунок 8. Выделение клипов стоящих порознь.

Если нужно убрать выделение с одного из выделенных клипов, то вы так же должны кликнуть по нему левой кнопкой мыши удерживая клавишу Ctrl.

Для того чтобы выделить несколько клипов идущих подряд удобно использовать клавишу Shift. Например, если вы хотите выделить 2, 3, 4, 5 и 6 клипы, то нужно кликнуть левой кнопкой мыши (удерживая Shift) только на первом и последнем клипе в последовательности. В данном случаи, это клип №2 и клип №6 (рис. 9).

Выделение клипов идущих подряд

Рисунок 9. Выделение клипов идущих подряд.

Если нужно выделить все клипы, находящиеся на монтажном столе, то можно одновременно нажать Ctrl и английскую клавишу «А». Таким образом, будут выделены все видеофрагменты, и вы можете применить видеоэффект ко всем клипам одновременно.

Применение видеоэффекта к дорожке или всему проекту

Если в проекте присутствует большое количество видеофрагментов, к которым нужно применить один и тот же видеоэффект, не спешить жать Ctrl +А или использовать другие методы выделения клипов.

Лучше воспользоваться другой возможностью, которую предоставляет программа Sony Vegas — применение видеоэффекта к дорожке.

Если применить эффект к дорожке, то все видеофрагменты, которые на нее попадут, также будут использовать установленный видеоэффект. Таким образом, когда нужно чтобы на клип воздействовал видеоэффект, вы просто помещаете его на эту дорожку, а если нужно использовать клип без видеоэффекта, ставите его на другую дорожку.

Для применения эффекта к дорожке, нужно переместить шаблон видеоэффекта на заголовок дорожки, или нажать кнопку «Track FX» (там же) (рис. 10).

Рисунок 10. Наложение видеоэффекта на дорожку.

При необходимости, можно также назначить один или несколько видеоэффектов, ко всему проекту Sony Vegas. Для этого нужно нажать кнопку «Video Output FX» в окне предварительного просмотра (рис. 11), и в открывшемся диалоге, удерживая клавишу Ctrl, выбрать нужные эффекты. После этого нужно нажать кнопку «Add», а затем «ОК».

Рисунок 11. Применение видеоэффекта ко всему проекту.

Выбранные видеоэффекты будут воздействовать на весь проект Sony Vegas.

Редактор видееоэффектов «Video Event FX»

Всякий раз при добавлении эффекта, перед нами открывалось окно редактора видеоэффектов — «Video Event FX». Мы уже знаем, что с помощью этого инструмента, мы можем менять настройки конкретного видеоэффекта, или же выбирать один из готовых пресетов.

Теперь вкратце рассмотрим другие возможности редактора, которые небыли изучены в предыдущих главах.

Верхняя строчка служит для организации видеоэффектов (см. рис. 12).

Редактор видеоэффектов Sony Vegas

Рисунок 12. Редактор видеоэффектов Sony Vegas.

Если к видеофрагменту применялись несколько эффектов и нужно изменить настройки одного из них, то мы открываем окно «Video Event FX» и верхней строке нажимаем левой кнопкой мыши по названию того видеоэффекта, настройки которого нужно изменить.

Перед названием каждого видеоэффекта Sony Vegas, мы видим галочку, которая означает что эффект включен. Если ее снять, то видеоэффект будет отключен, и не будет воздействовать на клип до тех пор, пока мы снова не поставим галочку.

Если нужно удалить видеоэффект насовсем, то можно просто нажать кнопку «Remove Selected Plug-in» (удалить выделенный плагин) (рис. 12).

Все видеоэффекты Sony Vegas, действуют на клип последовательно — в том порядке, в котором мы их видим в окне «Video Event FX» (слева-направо). Иногда порядок видеоэффектов имеет значение.

Например, мы хотим сделать видео черно-белым, и при этом, еще нужно «прорезать» зеленый цвет с помощью хрома кейер. Если первым стоит видеоэффект «Black and White», то видео станет черно-белым еще до того как вступит в силу «Chroma Keyer». А так как черно-белое видео не содержит зеленого цвета, то и сделать зеленые участки видео прозрачными нам не удастся.

Поэтому, мы выделим плагин «Chroma Keyer» и переместим его влево, чтобы он стоял перед плагином «Black and White». Таким образом Sony Vegas сначала «прорежет» видео по зеленому цвету, и только потом сделает оставшееся видео черно-белым.

Поле «Preset», как я уже говорил, служит для выбора готового шаблона настроек. Если вы меняли настройки эффекта, и в дальнейшем вам может понадобится использовать видеоэффект с такими же настройками, то мы имеем возможность сохранить данные настройки в свой собственный пресет.

Для этого, нужно в текстовое поле «Preset» ввести название нового шаблона, и нажать на кнопку «Save Preset» (сохранить шаблон) (рис. 12).

Кнопка «Animate» (в левом нижнем углу) позволяет получить доступ к редактору ключевых кадров. С помощью ключевых кадров, мы можем менять настройки видеоэффектов во времени, создавая таким образом анимацию видеоэффекта.

Подробно о применении ключевых кадров я уже рассказывал в уроке "Ключевые кадры" Sony Vegas, и здесь повторятся не буду.

Перед чтением данного документа настоятельно рекомендуется прочитать статью про Вегас (часть 1, часть 2) — в ней есть ответы на многие вопросы.

Общие вопросы

Что такое Events?

В терминологии программы Events (события) — это клипы на видео- и звуковых дорожках. Это может быть ссылка на фрагмент исходного файла (или весь файл) с видео, звуком или изображением, либо клип, сгенерированный самой программой — титры, заливка цветом или текстурой и т.п. Event — основной тип объектов, с которыми ведется работа при монтаже.

Что такое Timeline?

Timeline — таймлиния, или монтажный стол, на котором расположены все видео- и звуковые дорожки, и где собственно производится монтаж клипов (Events). Расположение клипов на дорожках слева направо соответствуют времени их появления от начала при воспроизведении проекта и выходного файла, получаемого в результате сохранения (рендеринга) результата монтажа.


Можно ли в монтажном проекте открывать другие проекты?

Да, можно. Но если нужно подредактировать какой-либо из субпроектов, его нужно открыть в отдельном запущенном экземпляре программы.

Можно ли сделать так, чтобы в клипах на таймлинии не показывались видеокадры и звуковая форма?

Да, это задается опцией в настройках: Options --> Preferences --> General --> Draw waveforms and frames in events.

Как можно выключить Media Manager?

В настройках: Options --> Preferences --> закладка General --> убрать галочку с Enable Media Manager.

Можно ли прямо в программе автоматически разбить по сценам DV-файл?

Нельзя. Его можно разбить на сцены в программе HandySaw DS (бесплатна для жителей стран СНГ), сохранить результат в EDL-файл, который затем открыть в Вегасе.

Можно ли при сохранении проекта также сохранить и все исходные файлы?

Да, для этого в окне File --> Save Project As… нужно включить опцию Copy and trim media with project. При этом в настройках программы можно задать, какой длительности «запас» будет делаться при «обрезке» исходных файлов.


Монтаж

Когда создаю новый проект, по умолчанию это проект DV NTSC. Можно сделать так, чтобы при нажатии кнопки «Новый проект» создавался проект DV PAL?

Да. Создайте новый проект с нужными параметрами, и активируйте опцию Start all new projects with these settings. Не забудьте это сделать и в закладке Video, и в закладке Audio (также обратите внимание, что в Audio по умолчанию частота дискретизации звука выставлена 44100 Гц, а не 48000, как должно быть для DV-проектов!). Теперь все новые проекты будут создаваться с только что выбранными параметрами.


Как сохранить результат монтажа в готовый файл?

Команда меню File --> Render As.

Как разрезать клип на таймлинии?

Переместить ползунок в нужное место на таймлинии и нажать клавишу S. Если нужно разрезать много клипов, находящихся в одной позиции на наскольких дорожках, их нужно предварительно выбрать щелчком мыши с нажатой клавишей Ctrl.

Как отделить звук от видео?

Выбрать клип с видео и звуком и нажать клавишу U. Если после каких-либо операций нужно видео и звук объединить обратно в группу, их нужно все выделить и нажать клавишу G. Так можно объединить сколько угодно клипов.

Можно ли поставить на таймлинии встык два клипа, объединить их и дальше с ними оперировать как с одним?

Да — нужно выбрать оба клипа (щелкнуть мышью при нажатой клавише Ctrl) и объединить их в группу (клавиша G). Для разделения группы воспользуйтесь клавишей U. Также вызовите локальное меню над клипом и изучите подменю Group — там перечислены все команды для работы с группой клипов.

Как на дорожку бросить целиком папку с клипами?

Выбрать все клипы в папке (Ctrl+A) и потянуть их все разом на таймлинию.


Что такое Trim Editor, и каковы особенности работы с ним?

  • Чтобы открыть в триммере клип с его текущими границами, а не полный исходный файл, нужно нажать над клипом правую кнопку мыши и выбрать в меню команду «Open in Trimmer». При этом будет открыт весь файл, но границы будут выделены те же, что и на таймлинии.
  • Чтобы зациклить воспроизведение при предварительном просмотре выделенного фрагмента в триммере, нужно нажать кнопку Loop Playback (1).
  • Чтобы задать в триммере множественное выделение нескольких фрагментов, нужно задать точки In и Out и нажать клавишу R для создания региона. Каждому региону можно задать имя (2), и эти регионы будут появляться в окне Region View (его нужно не забыть включить в меню View) как отдельные клипы, которые можно перетянуть на таймлинию.
  • Чтобы добавить полученные клипы (регионы) на таймлинию, можно также воспользоваться кнопками Add Media from Cursor (клавиша A) и Add Media up to Cursor.


Хочу открыть много TGA-файлов с каналом прозрачности, но по умолчанию прозрачность во всех файлах отключена. Включать ее по одному файлу утомительно, как упростить процесс?

Нужно открывать все файлы как последовательность изображений (Image Sequence), тогда они будут представлены как один объект в проекте и окне Project Media.
По умолчанию канал прозрачности сразу включен для изображений в формате PNG.

Не нашел удаления пустых промежутков на таймлинии, вроде «Delete gap» у других редакторов. Неужели надо двигать клипы?

Не нужно. В программе есть режим «Auto Ripple», когда при удалении выделенного участка вся оставшаяся часть проекта сдвигается влево. Для включения этого режима нажмите Ctrl+L. На панели инструментов есть соответствующая кнопка с выбором режима «сдвигания» оставшейся части проекта влево (только измененные дорожки; измененные и bus-дорожки, метки и регионы; все дорожки, маркеры и регионы).


Как выбрать все клипы на дорожке до конца проекта?

В меню по правой кнопке мыши над клипами выбрать команду Select Events to End.


Можно ли как-то улучшить качество картинок, вставленных в проект, чтобы они лучше выглядели на телевизоре?

  • нажать правой кнопкой мыши на картинке (клипе на таймлинии), далее Properties --> Reduce interlace flicker.


  • также можно применить к клипу видеоэффект: Media FX --> Color Corrector --> Computer RGB to Studio RGB.


Пытаюсь вставить картинки в проект, а они занимают не весь кадр целиком, либо изображение имеет неправильные пропорции (круг не круглый и т.п.). Что делать?

Картинки перед вставкой в проект должны быть подготовлены соответствующим образом. Например, для проекта PAL (720x576) или NTSC (720х480), который в конечном счете (на телевизоре, в плеере) отображается с пропорциями изображения 4:3, картинки также должны быть с такими же пропорциями — например, их можно привести к разрешению 768х576. После добавления такой картинки на видеодорожку нужно нажать правой кнопкой мыши над получившимся клипом, выбрать меню Switches и в нем выключить опцию Maintain Aspect Ratio.


Есть другой способ: картинку сначала подготовить с разрешением 768х576, затем без сохранения пропорций кадра смасштабировать до 720х576 (в случае PAL) или 720х480 (в случае NTSC). После открытия картинки в Вегасе найти ее в окне Project Media, вызвать Properties, и в видео-свойствах файла выбрать соответствующий Pixel Aspect Ratio — PAL или NTSC. После этого картинку можно добавлять в проект, она будет занимать весь кадр и иметь правильные пропорции изображения.

Хочу во время редактирования видеть длительность выбранного клипа. Как это сделать?

Включите окно View --> Edit Details (Alt+6), если оно выключено. В этом окне выберите Show: Selected Events. Теперь при выборе клипа в проекте в окне Edit Details будет показываться информация о клипе, в том числе длительность.


Как быстро перемещаться между клипами при редактировании?

Клавиши Ctrl+Alt+стрелки влево-вправо, или же (что гораздо проще) клавиши [ (влево) и ] (вправо).

При растягивании клипа за его край мышью за его пределы клип начинает «размножаться». Как этого избежать?

Никак, это особенность программы. Можно перед этим нажать и удерживать клавишу Alt, но при этом клип будет не обрезаться, а «сдвигаться» (попробуйте сами). Можно изменить характер «размножения», когда будет лишь повторяться последний (либо первый) кадр клипа: в меню Options/Preferences, закладка Editing найдите и выключите опцию Enable looping on events by default.


В любом случае избежать размножения можно, просто аккуратно перемещая курсор мыши при перетаскивании края клипа: при достижении его края курсор слегка «залипает». Если мышь слишком легко «проскакивает» этот барьер, попробуйте уменьшить скорость движения курсора мыши в системных настройках.

Как заменить одну Media (исходный файл клипа, либо сгенерированную Media) другой, сохранив атрибуты клипа (эффекты и т.п.)?

Есть разные варианты, каждый из которых может быть лучше или хуже в конкретном случае. Выбирайте:

Вариант 1:

  • Добавляется новый файл (видео, аудио), к которому нужно применить эффекты с другого клипа
  • На нужном клипе с эффектами делается Copy
  • На добавленном клипе делается Paste event attributes


Вариант 2:

  • Если клип сделан из Generated Media, то выберите команду в локальном меню — Select in media pool;


  • В Media pool на выбранной Media в локальном меню вызовите команду Replace;


  • Выберите файл, на который нужно Media заменить.

Вариант 3:

  • В окне Explorer правой (не левой!) кнопкой выберите нужный файл и потяните (drag-n-drop) его на клип, в котором нужно заменить Media
  • В появившемся меню выберите команду Add as take (добавить дубль)
  • Впоследствии между дублями на клипе можно переключаться из локального меню над клипом

Как вырезать текущий кадр видео и сохранить его в графическом формате?

Текущий кадр можно сохранить в окне Preview — кнопка с дискетой (Save snapshot to file). Сначала убедитесь, что в окне Preview установлен режим Best (Full). Кроме того, не должен быть включен режим вывода на внешний монитор — должна быть не нажата кнопка с «телевизором» (Preview on external monitor).


Во второй части статьи будут рассмотрены вопросы, касаюшиеся ввода-вывода DV-материала, эффектов, и наиболее часто возникающих проблем.

Читайте также: