Xcom 2 стоит ли играть

Обновлено: 18.05.2024

Впрочем, XCOM 2 — это не прямое продолжение Enemy Unknown. Студия Firaxis проигнорировала концовку прошлой игры и перевернула все с ног на голову. В одной из ранних миссий вы узнаете, что после событий Enemy Unknown прошло двадцать лет, а организация XCOM была фактически стерта с лица земли пришельцами в первые же месяцы войны.

Вы — командир организации — двадцать лет находились в плену у злобных инопланетян, где постоянно прокручивали у себя в голове тактические симуляции и обучали пришельцев тактике войны с людьми. То есть да, вы все правильно поняли — события Enemy Unknown рассказывают о том, как игроки помогали пришельцам победить человечество. Пусть и против своей воли.

Двадцать лет под пятой захватчиков не прошли для человечества и Земли даром, вот только поначалу кажется, что тебя обманывают. Всюду высятся небоскребы, люди получают бесплатную медицинскую помощь, и все вроде бы счастливы. Однако бойцы Сопротивления — бывшие члены XCOM и просто недовольные пришельцами люди — уверены в том, что за всем этим красивым фасадом кроется нечто ужасное, грозящее человечеству участью худшей, чем рабство. Освободив командира (то есть вас) из плена организации «Адвент», Сопротивление объявляет пришельцам войну.

При этом если в оригинале члены XCOM отбивали нападение врага, то теперь все ровно наоборот — люди нападают на пришельцев. Сил на полноценную войну у Сопротивления нет, поэтому «летучий отряд» XCOM постоянно организует партизанские вылазки: тут взорвут завод, там ограбят конвой, здесь слетают в какой-нибудь город и посреди бела дня украдут высокопоставленного чиновника «Адвента».

Сидеть как раньше и считать звезды не выйдет — вам придется носиться по всей карте, сканируя различные точки и всеми силами пытаясь сорвать коварные планы «Адвента». В этом вам помогает новая мобильная база XCOM — «Мститель».

Сам по себе «Мститель» мало отличается от базы из предыдущей части. Главное отличие — это его мобильность и куда меньшие размеры. Однако принцип развития базы не поменялся, вы все так же расчищаете место под отсеки, вербуете инженеров и ученых и следите за тем, чтобы лаборатории постоянно что-нибудь исследовали.

Тут же встречается и первое из небольших, но важных отличий второй части от оригинала. Отсеки «Мстителя» от мусора самостоятельно не расчищаются, да и комнаты без инженеров внутри работают не ахти, и потому инженеры вам нужны как воздух. Беда в том, что в мире, захваченном пришельцами, очень немногие ученые и инженеры идут в Сопротивление, поэтому придется тщательно «мониторить» миссии и вербовать их при первой же возможности.

Но поиск персонала – капля в море, текущих задач у вас будет много. Начиная от банального сканирования в поисках сброшенных Сопротивлением денег (да-да, забудьте о том, что когда-то деньги поступали к вам напрямую — их нужно забирать самостоятельно) и заканчивая уничтожением очередного завода «Адвента».

Иногда вам станут подбрасывать миссии партизаны, иногда ваш собственный отдел разведки предложит саботаж отдельных регионов «Адвента». А иногда пришельцы сами, не дожидаясь ваших действий, начнут карательную операцию против мирного населения, и тогда вы будете вынуждены лететь их останавливать. Здесь со времен первой части почти ничего не изменилось, разве что самих миссий стало больше, да и на глобальной карте теперь есть чем заняться.

При этом авторы не забыли и о нововведениях. Каждый месяц разведывательный отряд будет предоставлять вам данные о том, что пришельцы собираются делать. Всего у них имеется три вида действия — от бонуса солдатам в виде пары единиц брони до НЛО, которые бороздят небо в поисках вашего корабля. Ваша задача — решить, какое из действий пришельцев вам не нравится больше всего, а затем сорвать его. Из-за того, что каждый месяц можно отменить только один проект пришельцев, миссии периодически меняются почти целиком, а вы, проклиная все на свете, начинаете искать способ противостоять очередным козням пришельцев.

Самая большая проблема — это таинственный проект «Аватар», который инопланетяне в ударном темпе пытаются реализовать. Всего у этого проекта двенадцать пунктов готовности, и если запустятся все — то вы скорее всего проиграете. Так что помимо обычных миссий вам иногда нужно будет отвлекаться и лететь куда-нибудь, где пришельцы построили очередной завод, и разбирать его по кирпичику.

Причем трудность еще и в том, что один-два свежепостроенных завода особых проблем не доставят. Но вот если их будет штуки три, и вы будете регулярно пропускать задания от Сопротивления, где наградой указана «остановка прогресса проекта „Аватар“», вот тогда придется жать на «Новую игру». Учитывайте еще и то, что сорвать проект — невозможно. Это, конечно, отвлекает, но если не забрасывать подрывные операции в самом начале игры, то и особых проблем не доставит.

Классы солдат также были переделаны, некоторые популярные способности — выброшены и заменены чем-то новым. Умения вроде «Камеры наблюдения» у снайпера вообще перешли в разряд предметов. С ними, кстати, в XCOM 2 все проще, чем раньше: после исследования новой брони или оружия предметы гарантированно попадают к тем, кто умеет с ними обращаться. Всего есть три основных технологических уровня, каждый из которых дает существенную прибавку к урону и «выживаемости» команды.

Исключением становятся разве что экзоскелеты, огнеметы и прочее экспериментальное вооружение. Все подобные вещи разрабатываются отдельно и производятся поштучно, да и стоят они приличного количества ресурсов и времени, однако при этом значительно усиливают вашу команду (потому и вложенных ресурсов, без сомнения, стоят).

Солдаты развиваются как и раньше — на прокачку влияют убийства в боях. Каждое звание дает определенные бонусы, причем некоторые сперва кажутся совершенно бесполезными. Но это только на первый взгляд — даже умения снайпера, ориентированные на владение пистолетом, в определенных ситуациях могут спасти жизни членов отряда.

Выбор навыков теперь напоминает выбор специализации в какой-нибудь RPG. Пулеметчик может стать профессиональным подрывником и научиться метать гранаты на большие дистанции, нанося противнику огромный урон. А может сосредоточиться на владении пулеметом. Солдат поддержки выбирает между медиком и хакером, причем полезны в бою обе ветки, так как у пришельцев и урона много, и роботизированных единиц тоже хватает.

Особняком от всего этого стоят псионики, которые прокачиваются отдельно (только на корабле) и имеют огромное количество разных полезных способностей вроде моментальной заморозки врага на один ход или умения избегать смерти при получении летального урона. Ну, или можно просто брать и подчинять солдат врага своей воле — это тоже работает на «ура».

Бои стали куда интереснее и динамичнее. Если Enemy Unknown предлагала три-четыре шаблона уровней, которые в случайном порядке «застраивались» объектами, то в XCOM 2 появился полноценный генератор локаций, который — стоит отдать должное — за 30 часов игры выдал всего пару похожих друг на друга карт.

Сами уровни наконец-то стали «живыми» — дома разваливаются на части, бензоколонки взлетают на воздух, а бойцы противника — ну или ваши, если не повезет — с протяжными криками падают с третьего этажа, если вы взорвали у них под ногами гранату. Разрушаемость вместе с непредсказуемостью (а ну-ка, угадай, куда полетит вот этот заряд плазмы!) делают бои неповторимыми и интересными.

При желании, кстати, некоторые миссии можно пройти без единого выстрела — главное не показываться на глаза противникам. Но в самом деле, кто станет заниматься подобными вещами, когда можно просто взять и разнести половину уровня?

Ну а если разносить окрестности вам не нравится, этим с удовольствием займутся противники, которые плевать хотели на сохранность уровней. Причем если поначалу у врагов будут обычные солдаты с магнитным оружием, то уже через пару игровых месяцев вам на голову будут сыпаться сплошные мутоны, архонты и прочий инопланетный сброд, от одного вида которых хочется забиться в угол и не высовываться.

Большинство пришельцев по сравнению с первой частью стали куда хитрее, сильнее и злее. Даже тем, кто прошел оригинал, будет нелегко во второй части. И даже наоборот, старая память сослужит дурную службу, потому как противники обучились новым приемам и способностям. Каждый раз, нарываясь на очередной новый трюк пришельцев, вы будете сидеть в кресле и с остекленевшим взглядом смотреть в экран, сквозь зубы обещая стереть в порошок всех, кто ВОТ ЭТО породил. И таких моментов, поверьте, будет много.

Сама боевая система осталась прежней — это все еще пошаговая тактика, где вам нужно грамотно распределять свои силы и не менее грамотно пользоваться многочисленными умениями. Злополучные проценты попадания (о, вот она — главная причина любить и ненавидеть эту игру!) все так же рассчитываются по дальности от персонажа до цели, особенностям ландшафта и многим другим факторам. А также благодаря рандому, куда же без него!

К счастью, побороть этот рандом — хотя бы частично — помогают оружейные модули, прибавляющие оружию точность, увеличивающие магазин или дающие шанс на убийство с первого попадания. Персонажам-мазилам пригодится модуль, который позволяет наносить часть урона при промахе.

Добыть такие модули можно на трупах некоторых противников. Все модули при этом одноразовые — установив один такой вы уже не сможете его снять, максимум – заменить. Помимо оружейных апгрейдов существуют еще и специальные модули, предназначенные для самих персонажей. Эти модули увеличивают здоровье, шанс уклонения и некоторые другие параметры. Все это, конечно, существенно упростит борьбу с пришельцами.

Впрочем, в бочке меда не без ложки дегтя. Сюжет, стартующий с любопытной завязки, почти сразу начинает буксовать и вспоминается дай бог через пару десятков часов игры. Очень сильно не хватает механических солдат наподобие тех, что были в XCOM: Enemy Within.

В определенный момент вы понимаете, что, в общем-то, исследовали все, что могли исследовать, а новых изобретений нет и не будет. Все снаряжение, особенно если не торопиться по сюжету, вы получите где-то в середине игры. Дальше только изнуряющая война и ничего кроме.

Несмотря на мелкие недочеты (и оптимизацию, которую цензурными словами и описать не выйдет) XCOM 2 остается отличной игрой – от нее все так же невозможно оторваться, пусть на часах давно утро, а на работу снова придется шагать с красными глазами. Продолжение Enemy Within, пожалуй, в ближайшее время станет главным аргументом в бесконечной войне между владельцами ПК и консолей – и на это самым упертым фанатам Мастера Чифа и Нейтана Дрейка пока что нечего будет ответить.


К огромному нашему сожалению, XCOM 2 оказалась далеко на так хороша, как нам о ней рассказывали, и как мы её малевали себе в воображении. Прекрасный геймплейный механизм, подогнанный почти до идеального баланса, по нашему мнению, сломали кучей ненужных наворотов. Это приблизительно как в хорошую, с душой продуманную и собранную иномарку взяли и добавили режим катапультирования, возможность варить кофе прямо в бардачке, автоматическую расчёску, вылезающую из подголовника, большой дисплей с отображением температуры брызговиков, а также сенсор, позволяющий жестами и мимикой включать поворотники, аварийку, сигналить и делать прочие полезные действия. Хороший художник всегда знает, когда нужно остановиться, ведь один лишний мазок может испортить картину. В Firaxis Games, похоже, работают не очень хорошие художники, которые наворотили такой мазни, что многим поклонникам XCOM стало горько и обидно.

Прискорбно это осознавать, но игра получилась гораздо хуже XCOM: Enemy Unknown. Чтобы сразу обосновать данный тезис, мы немедленно отправляемся в Steam и на Metacritic, чтобы сравнить эти игры. Итак, на Metacritic XCOM: Enemy Unknown, после, более чем двух тысяч геймерских отзывов, получает 8,2 балла. Вполне неплохо, как для столь оригинального жанра. Ну, а что у нас там с XCOM 2? А эта игра получает 6,7 балла. Разница разительная. Идём в Steam. Enemy Unknown получает «Крайне положительные оценки», из которых 27 500 позитивных, и 1300 негативных. В то же время, XCOM 2, при 3,5 тысячах положительных отзывов уже имеет 1300 отзывов не положительных. Ещё чуть-чуть и общая оценка от «В основном положительные» перекочует в «Смешанные». В общем, ребята, как видите, XCOM 2 – ясен-красен – не полное барахло, но то, что она хуже предыдущей части – это не только наше личное мнение, но и факт, подтверждённый объективным данными.

Это, так сказать, предисловие для тех, кто обязательно придёт, и обязательно назовёт нас «хейтерами». А теперь мы приступаем непосредственно к главному, ради чего мы затеяли всё это, и ради чего мы здесь сейчас все собрались. Итак, встречаем: 10 причин ненавидеть XCOM 2.

Причина №1. Убогая оптимизация.

Когда нам пытались скормить всяких прошлогодних «бэтменов», у разработчиков была железная отговорка: игра мультиплатформерная, приоритет был отдан консолям, поэтому с ПК-версией мы не успели. В нашем же случае мы видим, как крутая компания делает дорогущую игру в виде ПК-эксклюзива, оптимизация которой выполнена на печальные три с минусом по пятибалльной шкале. Не помог даже перенос релиза на три месяца. Кадровая частота проседает, как дистрофик под грифом тяжёлой штанги. Дёрганье и тормоза встречают вас уже на стартовой заставке. Продолжается в процессе загрузки миссий, в течение которых, пока команда летит в своём десантном челноке, можно успеть съесть бутерброд и выпить полчашки чая, вне зависимости от того, начинается ли бой, либо он уже завершился. В остальном же 15-20 кадров в секунду – крейсерский показатель для многих боевых сцен.


Оптимизация и локализация в XCOM 2 ниже всякой критики.

Причина №2. Убогая локализация.

Предыдущая XCOM была прекрасна за счёт отличной локализации. Голос доктора Вален до сих пор начинает звучать в голове, как только видишь скриншоты или видео с той игрой. Что ни говорите, а родной язык есть родной язык. В Enemy Unknown мы чувствовали, что играем за Нашу, пусть и интернациональную команду. Здесь же у всех героев, а также у не боевой обслуги, ярко выраженный пафосный американский акцент, в худших традициях Call of Duty или голливудских фильмов про патриотическое 4-ое июля. Но и это ещё не всё. Сама локализация, выраженная в переводе интерфейса и добавлении субтитров, видимо, была сделана за три копейки пьяными первокурсниками. Мало того, что шрифт пляшет, а буквы имеют разный размер и сливаются с общим фоном, так ещё в тексте куча орфографических и просто смысловых ошибок. Положа руку на сердце, мы не можем вспомнить настолько некачественной локализации проекта ААА-класса.

Причина №3. Баги и вылеты.

Причина №4. Кривая анимация.

Анимация в XCOM 2 также далека от идеала. Во-первых, глядя на видеовставки, ты понимаешь, что речь идёт не о полноценной второй части, а всего лишь о ремейке, ибо анимация стрельбы и бега осталась такой же как и в прошлой части. Но добавилось кое-что другое. Если раньше, например, по анимации выстрела, сразу было видно, попал ты в цель или нет, то тут часто, без поясняющей надписи, понять, попал ты или промазал – невозможно. Луч летит точно в пришельца, влетает в него, а система пишет «Промах». А чего стоит меч? В игре появились мечи – это прекрасно. Поскольку мечом сложнее ударить, его наделили огромным уроном. Пусть, ладно. Но почему после удара мечом рушится всё, что стоит в клетках по соседству – не понятно. Если враг стоял рядом со стеной здания, то после удара мечом запросто может и несколько метров стены обвалиться. Ну, и отдельно стоит добавить, что пришельцы отлично стреляют сквозь эти самые стены, которые сами не разрушаются, но пули пропускают. В общем, мало того, что анимация старая, так она ещё и мутировала в худшую сторону.


80% всех боёв здесь – бои на время, что раздражает и не даёт применять тактику.

Причина №5. Убогий симулятор таймера.

Чем была прекрасна Enemy Unknown? Тем, что игрока помещали в своеобразную песочницу, где он мог развиваться и воевать столь угодно долго, сколько сам того пожелает. То же самое касалось и боёв: планируй тактику боя так как сам того хочешь, никто тебя не торопит. А в тех редких случаях, когда нужно было успеть обезвредить бомбу или добежать до точки эвакуации, нам хоть и приходилось туго, но с такими миссиями приходило осознание того, что не всё так просто в этом мире, а что нужно держать хвост пистолетом, а нос по ветру. В общем, бодрящий адреналин. Теперь же в XCOM 2 у нас понатыкано счётчиков везде, где только можно. Это, по нашему мнению, самый главный, непростительный минус игры, который уже не исправят никакими патчами. И если основной, вне боевой таймер, ещё можно стерпеть, выкручиваясь помаленьку, то таймеры внутри боевых миссий – вот где главное зло.

Причина №6. Отсутствие тактики в тактический игре.

Эта причина плавно проистекает из предыдущей. По средним прикидкам, где-то 80% всех миссий в XCOM 2 – это миссии на время. В итоге бои, из командно-тактических, похожих на шахматы, превращаются в бег с препятствиями. Если вы никогда не видели, как бежит по лесному бурелому разъярённый кабан или лось, то поиграйте в XCOM 2, и вы поймёте, как это бывает. Вместо того чтобы думать как лучше ликвидировать врагов, вы вынуждены нервничать, смотреть на счётчик, и бежать прямо на вражеские стволы, теряя лучших бойцов. Именно за таймеры и невозможность насладиться тактикой и стратегией, мы оставили об этой игре в Steam отрицательный отзыв. Ох, чует наше сердце, что если дело пойдёт так и дальше, то XCOM 3 будет уже шутером от первого лица. Похоже, что всё идёт именно к этому: больше экшена, и меньше мысли.

Причина №7. Убогий сюжет и персонажи.

Почитать сейчас все предрелизные обещания разработчиков, а также восторженные завывания западной прессы, к которым – есть такой грех – присоединились и мы, становится смешно от рассказов о глубоком сюжете, «сложных» персонажах и чуть ли не книжной истории. По факту мы имеем перекрученную историю из Enemy Unknown: всё те же пришельцы, которых мы били, били, да не добили. Нам обещали стелс и бои с превосходящими силами противника. В итоге в игре нет никакого стелса, равно как и превосходящих сил. Пришельцы уже 20 лет командуют планетой, лечат людей от болезней, борются с преступностью, а тут какая-то кучка хипстеров в разноцветных штанах, начинает сживать пришельцев со свету. Как только враг увидит одного вашего героя, сразу же автоматически становятся видны и все остальные, так что никакого стелса. Ну, а интернациональная, африкано-китайская обслуга базы также раздражает. Повстанцы похожи на хипстеров на загородном пикнике, которые отпросились с работы на часик, чтобы съездить к ближайшей посадке, получить оружие от вашей команды. Такое впечатление, что состав разработчиков сильно поменялся, по сравнению с тем, который делал Enemy Unknown. Он изрядно отупел и сильно помолодел. XCOM 2 превратилась в игру для подростков. Взрослым дядькам наблюдать весь это тупняк уже непросто.


Полёты по глобальной карте – бестолковы, запутанны и нудны.

Причина №8. Убогие полёты по карте.

Если в Enemy Unknown полёты по миру у нас были чёткие и простые, как в армии, с одной кнопкой, как в Айфоне, то теперь у нас какой-то мельтешащий калейдоскоп из всевозможных миссий, где-то половину из которых нам не дают закончить. Наш корабль с пафосным названием Мститель, носится по карте, аки вшивый по бане, и хватается то за одно задание, то за другое. Кроме того, нужно ж ещё сидеть и смотреть на анимацию этих самых полётов, что бывает интересно только в первые несколько часов. В общем, новая, хвалёная система выбора миссий оказалась запутанной белибердой, больше похожей на крутую электронную систему управления, помещённую в Жигули «Копейку».

Причина №9. Паузы в бою.

Боевые миссии постоянно будут заставлять вас ждать, то три, то пять, а то и все десять секунд. Ждать нужно всегда: в процессе передачи хода между вашими солдатами, в процессе передачи хода инопланетянам. Сами пришельцы тоже передают ход друг другу крайне неспешно, а над всем этим нависают банальные и пафосные фразы по рации, и пока фраза не закончится, продолжить бой нельзя. Эти самые паузы иногда случаются без всякой причины, просто герои становятся задумчивыми, а иногда паузы связаны с какой-то дополнительной, не нужной анимацией. Зачем, скажите нам, при эвакуации мы должны эвакуировать каждого солдата в отдельности, нажав сначала по нему, а потом по кнопке эвакуации? Почему убрали единовременную эвакуацию, которая была раньше? Вроде бы несложно – ткнуть несколько раз в клавиатуру, или кликнуть мышью, но всё дело в том, что в боевых миссиях таких не вынужденных, дополнительных неудобств – пруд пруди, и они, нужно сказать, раздражают не слабее, чем проседающая кадровая частота.

Причина №10. Убогое древо развития.

Ну, а завершаем мы небольшим рассказом о древе развития в XCOM 2. Оно, как и все остальные новшества игры, неудобно, громоздко и непонятно. Понять, что и куда прокачивать – совершенно невозможно, равно как невозможно понять, какую ветку качать, и что будет на следующей ступени. Больше всего печалит в этой ситуации – то, что эту проблему патчами уже не исправят. Ну, и нельзя не сказать о псиониках. Если раньше их качали только потому, что нужно было по сюжету, а так бы они на фиг не сплющились никому, то теперь псиоников вывели в отдельный класс, который – сюрприз – стал ещё более бесполезным, чем был. Такие вот новшества от Firaxis Games.

После успеха XCOM: Enemy Unknown многие задавались вопросом: сможет ли вторая часть повторить ее успех? Ведь продолжения с удручающей постоянностью получаются хуже оригинала — иногда это ставит крест на целых игровых сериях. Но поспешим развенчать все страхи: XCOM 2 — фантастическая игра. Наконец-то дождались!

Человечество не устояло перед инопланетной угрозой и сдалось на милость своих новых хозяев. Впрочем, завоеватели не стали уничтожать человечество, а поступили совершенно неожиданно: поделились своими технологиями, реформировали общество и вообще стали для людей друзьями, наставниками и проводниками в лучшее будущее. Попав под контроль планетарной администрации под названием Advent, Земля вступила в «золотой век», практически забыв о войне двадцатилетней давности. Проект XCOM расформировали за ненадобностью. Однако некоторые его сотрудники оказались не согласны с таким положением дел и ушли в подполье. Теперь их цель — спасти человечество от самого себя.


Собственно говоря, цели организации практически не изменились: XCOM до сих пор пытается защитить Землю от инопланетян. Вот только методы стали другими. Пришельцы закрепились на планете, став частью нового мира. Теперь XCOM не обороняется, а, наоборот, идет в атаку. Ну а во главе всего движения стоит старый командир — то есть вы. Челноки захватчиков больше не падают с неба, а города больше не нужно зачищать от толп криссалидов. Вместо этого нужно взрывать памятники — символы власти пришельцев, грабить конвои, спасать заложников и всячески спутывать планы врагов. При этом для жителей планеты вы не более чем террористы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сидеть на месте больше не получится. Да, у вас все еще есть стационарные лагеря-ячейки сопротивления, которые нужно защищать от нападений, но главная база стала мобильной. Вашим домом станет огромный транспортный корабль, украденный у пришельцев. Этот корабль будет перемещаться из одной точки в другую, выполняя самые разные задания на планете.


Первое, что бросается в глаза в новой XCOM — относительная свобода действий и постоянная необходимость выбора. Ваш кораблик носится по глобальной карте из миссии в миссию, определяя, что важнее: получить в свое распоряжение специалиста или же немного ресурсов. Ресурсы, кстати, добывать тоже непросто. Даже те, которые вам «подбрасывает» один из бывших членов совета XCOM, располагаются где-то на карте, и на их поиск еще нужно потратить время. А время в игре — это еще один ресурс, которого всегда не хватает. Вас постоянно подгоняют. Типов врагов становится все больше, а на пятки наступает секретный проект «Аватар», способный покончить с сопротивлением раз и навсегда. Поначалу «Аватар» развивается довольно медленно, но Advent постоянно строит новые заводы и фабрики, которые ускоряют этот процесс. Если их не ликвидировать, то конец игры наступит за несколько месяцев.


Еще больше вашу жизнь усложняют так называемые темные события, которые происходят каждый месяц и представляют собой своеобразные подлянки от пришельцев. К примеру, на картах вам могут встретиться монстры, замаскированные под обычных людей. Или ресурсы, которые вы покупаете на местном черном рынке, внезапно значительно вырастут в цене. Но самое страшное — это события, которые блокируют несколько единиц прогресса в «Аватаре», навсегда мешая вам «откатить» его до нуля.

Ваши солдаты — еще один ценный ресурс, которым никак нельзя разбрасываться. Быстро восполнить потерю лейтенанта не получится, да и разница между ветераном и новичком теперь еще значительнее, чем в Enemy Unknown. Вы все так же выбираете одно из доступных умений с каждым повышением уровня, но теперь оба варианта действительно полезны и по-своему специализируют членов вашего отряда. Пример такого выбора — развитие дрона солдата поддержки, который может либо лечить отряд, либо атаковать врага.

Advent совершенствует собственные войска наравне с вами или даже быстрее. Уже к середине игры вам — оборванцам, воровством добывающим дырявые бронежилеты и оружие — будут противостоять бронированные капитаны местной пехоты, которые не только обладают немалым количеством здоровья, но и «раздают» броню всем вокруг. Впрочем, если вы надеетесь, что хотя бы начало игры будет легким, то вы ошибаетесь. XCOM стала намного сложнее на всем своем протяжении. Даже начальные противники теперь обладают очень мерзкими умениями. Помните мелких сектоидов? Теперь это двухметровые мутанты с человеческой ДНК, которые могут взять под свой контроль одного из ваших солдат. В итоге половина миссий заканчивается гробами в трюме десантного челнока.


Те, кто подумал, что этого можно было бы избежать, запомнив карту и грамотно расставив отряд, тоже будут не совсем правы. Карты в XCOM 2 генерируются процедурно, так что большинство элементов на локациях каждый раз размещается иным образом. Общая схема, конечно, остается прежней, но узнается она с трудом.

Да и разрушаемость в игре теперь присутствует не для галочки. Горит и взрывается почти все. Один удачный бросок гранаты может обрушить целый дом. В принципе, в XCOM 2 можно превратить в настоящий блокбастер, в котором ваши герои будут взрывать стены ближайших зданий, жечь окружение, воровать и убивать. А без воровства и убийств в игре вообще не обойтись. Миссии делятся на те, в которых вам нужно что-либо украсть, и на те, в которых от вас требуется убить вообще всех в процессе обезвреживания какой-нибудь бомбы.

На трупах врагов иногда можно отыскать важные детали для вашего устаревшего оружия. Есть и совсем специальные примочки, позволяющие наносить урон противнику даже в случае промаха. Таким образом, даже из стандартных пушек можно сделать грозное оружие, с которым не стыдно будет идти в бой.

По сравнению с превью-версией Firaxis очень сильно доработала игру, исправив практически все недостатки. Оптимизация стала значительно лучше, и на минимальных настройках графики игра будет замечательно работать практически у всех. Скорость загрузки миссий тоже выросла — больше не нужно уходить на чай, пока ваш отряд толкается в десантном челноке, а карта загружается.


Конечно, некоторые недочеты в игре все же имеются. Например, враги иногда умудряются стрелять через стены. В одной из миссий щитообразные иконки укрытий и вовсе исчезли — их не ценишь, пока не потеряешь. Кроме того, иногда противник ведет себя довольно глупо, оставаясь на открытых пространствах или не используя шанс добить вашего солдата. Но в большинстве случаев искусственный интеллект в XCOM 2 ведет себя отменно.

XCOM 2

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Высокая динамика игры;
  • Глубокий геймплей;
  • Интересные новые противники;
  • Зрелищность;

Минусы:

Оценка: 9.5

Вердикт: потрясающее продолжение культовой игры, имеющее лишь мелкие недостатки. Больше всего радует тот факт, что XCOM 2 — не просто очередная эксплуатация идей двадцатилетней давности, а честное и грамотное развитие серии.


XCOM 2 — первая крупная игра этого года, которая успела получить много положительных, но и несколько отрицательных отзывов. Радостных воплей о достоинствах игры вы можете найти в избытке. Я же хочу указать на очевидные недостатки, которые, возможно, уберегут вас от покупки, а значит и потери нервных клеток, времени и душевного спокойствия. Сможете переждать до выхода на консолях или пары-тройки патчей.

mB5y86P

1. Стресс будет вашим постоянным состоянием

Это очень злая игра, которая не прощает ошибок. Даже если вы не новичок в пошаговых стратегиях, в первом же бою XCOM 2 весь ваш отряд могут запросто убить, и вы не успеете понять, что случилось. Особенно, если самонадеянно выставили уровень сложности на «ветеран» (не делайте так).

Допустим, вы более-менее освоились и осилили первые две миссии. С этого момента будьте готовы, что на вас посыпется огромное количество важных, срочных, экстренных и попросту неотложных дел, которым вы обязаны уделять внимание. В первую очередь это касается миссий, пропускать которые «настоятельно не рекомендуется» (как пишет сама игра красными буквами на пол-экрана). В XCOM 2 вам постоянно не будет хватать времени на всё: исследования, строительство, налаживание связи с повстанцами, задания по спасению беженцев и прочее. В определенный момент появляется специальная «шкала смерти», и вы должны не допустить её заполнения, выполняя миссии по всему миру. Чувство срочности будет преследовать вас постоянно.

Типичная история XCOM 2: вам говорят, что немедленно нужно лететь на другой конец света и помешать пришельцам с их мегасекретным и важным проектом. Придется бросить уже освоенные территории, от которых капали какие-никакие бонусы и лететь, например, из Восточной Европы в Латинскую Америку. Добравшись через пень-колоду до нужного места, вы обнаруживаете, что сначала придётся установить контакт с местным сопротивлением, что займёт пять дней игрового времени (достаточно долго). Но и тут не всё просто — перед этим необходимо построить специальное здание за десять дней. Но как вы его построите, если денег не осталось, а последний полуразрушенный стадион, который можно разграбить и получить нужные средства, остался за океаном? Впрочем, можете уже не спешить: пришельцы нашли ваш лагерь в Европе и собираются его полностью разрушить. «Что делать и как всё успеть?» — именно этот вопрос вы будете задавать себе постоянно, проигрывая на каждом этапе.

068122d3-7ac3-46d7-ac15-c200cb65f980

Даже не думайте осилить игру с первого прохождения: ошибки неизбежны, а очевидно верные решения, в конечном счете, могут не быть таковыми. А всё потому, что вы не знаете, что произойдёт уже на следующем ходу.

С определённого момента противники получают бонусы на всю оставшуюся игру (вроде улучшенного оружия, брони, продвижение по «шкале смерти» и т.д.) каждый месяц игрового времени. Вам предлагают выбрать из трёх зол большее и помешать его исполнению. Даже при условии успешного выполнения задания, противник всё равно станет сильнее и опаснее в следующих миссиях, а половина ваших солдат отправится в лазарет на ближайшие две недели.

XCOM 2 не та игра, от которой легко получать удовольствие. Вы будете умирать и часто загружаться, будете совершать ошибки, даже не осознавая их. Рано и поздно вы поймёте, что именно делали неправильно и начнёте игру сначала, но в этот раз возникнут новые сложности и трудности. И так постоянно.

2KGMKT_XCOM2_Screenshot_Sectoid

2. Миссии по 2-3 часа. Вы цените своё время?

Теперь остановимся на миссиях. У вас никогда не будет рядовой стычки с пришельцами, в которой вы всех перестреляете и заберёте то, за чем пришли. Каждый новый бой — это драма, а порой и трагедия. Ранения и смерти бойцов станут обычным делом, единственным вопросом будет: сколько в этот раз? За самых лучших бойцов переживаешь как за близких родственников, уберегая от всех опасностей и радуясь повышению уровня. Но они тоже не бессмертные, а смерть любимца-Васи расстроит на весь оставшийся день и не только от того, что вы к нему привязались. Ценные бойцы — главный ресурс, без которого у вас не останется ни единого шанса, каким бы тактическим гением вы ни были. Новобранцы не убьют очередную тварь с уймой очков здоровья и всё тут.

Кстати, о тварях. Поначалу разнообразия в противниках почти нет. Но чем дальше вы проходите, тем чаще появляются новые враги, в бою с которыми старые тактики уже не работают. Каждый раз такие ситуации неминуемо ведут к гибели отдельных бойцов, а иногда и целого отряда. Что это значит? Правильно — рестарт. В конечном итоге, каждая миссия занимает два, а порой и три часа. Только в этом случае, перезагружаясь по десять раз, можно успешно и без потерь выполнить задачу.

xcom2_berserker_hero

Почти в каждом задании есть таймер, который побуждает игрока действовать быстро, а не отсиживаться в обороне. Но не обманывайте себя, быстрее игра не становится — это лишь дополнительные рамки, усложняющие жизнь. Если вы не уложились в выделенное количество ходов, миссию можно считать проваленной, но это не означает, что она завершена. Эвакуация и бегство ни с чем (хорошо, если никого не убили) — вот результат боя в таком случае. Именно поэтому постоянно придётся загружаться, крича на бойца, который промахнулся при стрельбе из минигана по стоящему рядом противнику.

xcom2_viper_hero

Вопрос: стоят ли эти часы боли и мучений хоть чего-нибудь? Вы либо получите немного денег, которые тут же спустите на самое необходимое, либо чуть-чуть понизите «шкалу смерти», лишь немного отсрочив неизбежное. Вам действительно хочется убить десятки часов на игру, которая не награждает за победы, но постоянно наказывает и подбрасывает новые вызовы?

3. Проблемы оптимизации PC-эксклюзива

Если после всего вышесказанного вы всё ещё собираетесь попробовать игру, я очень советую как минимум дождаться патчей и скидок. Ценник в 1699 рублей в Steam очень кусается, а высокую производительность даже на топовых компьютерах вам никто не гарантирует. Точно ли вы хотите в это играть?

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Читайте также: