В каком веке было издание букваря кариона истомина римскими цифрами

Обновлено: 30.06.2024

Игумен Карион (Истомин) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен, живший в конце XVII и начале XVIII века. Точные годы жизни не известны, после 1718 года не упоминается.
Ему принадлежат арифметика (1700) и букварь (1692-17 век) , по принятой в нём системе далеко опередивший все подобные руководства, появившиеся в течение следующего века. Он состоит из изображений, заимствованных, по мнению Пекарского, из каких-нибудь западных изданий. Карион написал также и малую грамматику, оставшуюся ненапечатанной.

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году (17 век) в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваряполучили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.
Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлек известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания – в Московском Печатном Дворе.
Роль Л. Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора: «Сий Букварь счини Иеромонах Карион Истомин, а знаменил (рисовал)
и резал Леонтий Бунин» .
Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.
Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых» .
От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т. е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.
Содержание «Букваря» очень пестро и многообразно. Перед автором стояла сложная задача подбора слов. К. Истомин использовал «Лексикон славянорусский» Памвы Берынды (Киев, 1627г.) ,
рукописные Азбуковники XVI I века, тексты Библии и многие другие источники.
Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку (делва – бочка; ширинка – платок, скатерть; шишак – шлем; мрежа – рыболовная сеть; кокоша – курица-наседка и другие) в «Букваре» представлены заморские растения и животные (виноград, слон, кипарис, лев и другие) . Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т. д.) , люди разных профессий (звездозаконник, историограф) , части света (Америка, Африка, Азия) , предметы, применяемые в богослужении (потир, рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие) .
Всего в букваре более 400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву.


«Букварь славенороссийских письмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских» – уникальная цельногравированная книга, первый «лицевой», то есть иллюстрированный «Букварь» с нравоучительными стихами на каждую букву. Составил это учебное пособие иеромонах московского Чудова монастыря Карион Истомин (конец 1640-х – 1717), придворный поэт, справщик (редактор) Печатного двора и учитель царских детей. Рисунки и текст для каждого листа вырезаны на меди известным гравером Серебряной палаты и Печатного двора Леонтием Буниным.

Печатное издание Букваря 1694 года представляет собой отредактированный аналог лицевых рукописных Букварей, созданных Карионом Истоминым для царских детей в начале 1690-х годов. Один из них появился к 17 марта 1693 года и был поднесен царице Наталье Кирилловне для внука, царевича Алексея Петровича. Ныне он хранится в Музеях Московского Кремля.
Вторая рукопись, находящаяся в фондах Исторического музея, создавалась по «изволению и повелению» супруги царя Ивана Алексеевича (1666–1696) – Прасковьи Фёдоровны (1664–1723). В приписке к «Букварю» Карион поздравляет царицу с именинами, праздновавшимися 14 октября 1693 года, и говорит о «приношении» ей новой «книжицы». В это время у Прасковьи Фёдоровны было две дочери – младенцы Екатерина и Анна. Вероятнее всего, Букварь предназначался именно для них.
Печатное издание Букваря для более широкого круга читателей осуществили на средства московского «торгового человека» Ивана Агапитова сына Постникова.
Букварь отличает максимальная наглядность обучения грамоте и письму. На 38 листах книги каждая буква представлена в разных начертаниях – от полуустава до лихих скорописных росчерков. Украшают листы 38 буквиц, составленных из фигур людей, животных, птиц, рыб и фантастических существ. Под ними тонко и реалистично изображены предметы, начинающиеся на ту или иную букву, – утварь, одежда, оружие и т.п. В нижней части каждого листа помещены двустишия, объясняющие прямой и символический смысл изображений и несущие краткое нравоучение.

Читайте также: