В какой день выборы конституции

Обновлено: 04.07.2024

1. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее соответственно - общероссийское голосование, настоящий Закон), проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.

2. Инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает общероссийское голосование своим указом .

3. В указе Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования содержится вопрос, который выносится на общероссийское голосование, и определяется день общероссийского голосования в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

4. Указ Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования подлежит официальному опубликованию не позднее дня, следующего за днем его подписания.

5. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан в общероссийском голосовании общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о его назначении.

Если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день в силу настоящего Закона является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.

6. В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

7. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

8. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

9. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно.

10. Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия);

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

11. Деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования осуществляется исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников общероссийского голосования.

12. Решения вышестоящих избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

13. Решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и решения иных избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан Российской Федерации.

14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает открытость и гласность при подготовке и проведении общероссийского голосования, в том числе в соответствии с частью 16 настоящей статьи создает условия для осуществления наблюдения за подготовкой и проведением общероссийского голосования, установлением его итогов и определением результатов.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

1) утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования;

2) обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о подготовке и проведении общероссийского голосования, в том числе возможность их ознакомления с текстом настоящего Закона, а также устанавливает порядок аккредитации представителей средств массовой информации для участия в информационном освещении проведения общероссийского голосования;

3) утверждает форму и текст бюллетеня для общероссийского голосования, порядок изготовления и доставки бюллетеней, а также порядок контроля за их изготовлением и доставкой;

4) устанавливает итоги общероссийского голосования и определяет его результаты;

5) определяет порядок финансового обеспечения подготовки и проведения общероссийского голосования, предусматривающий направления расходования средств, выделенных на подготовку и проведение общероссийского голосования, порядок их распределения, порядок предоставления отчетности, а также порядок осуществления избирательными комиссиями закупок товаров, работ и услуг, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования;

6) осуществляет иные полномочия по организации подготовки и проведения общероссийского голосования.

16. Для наблюдения за проведением голосования и подсчетом голосов участников голосования, за установлением итогов голосования Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей.

При этом Общественная палата Российской Федерации вправе назначить наблюдателя в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования для наблюдения в том числе за подготовкой проведения общероссийского голосования. Общественная палата Российской Федерации также вправе назначить наблюдателей во все нижестоящие избирательные комиссии.

Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями, назначения наблюдателей устанавливается Общественной палатой Российской Федерации.

17. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, а также по вопросу материально-технического обеспечения подготовки и проведения общероссийского голосования (включая предоставление избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимых помещений, транспортных средств, средств связи, технического оборудования).

18. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе выделять соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета средства на оказание содействия в подготовке и проведении общероссийского голосования (включая выплаты членам избирательных комиссий), а также в информировании граждан Российской Федерации о его проведении.

19. Для подготовки и проведения общероссийского голосования могут быть использованы федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иные государственные информационные системы, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также дистанционное электронное голосование (при наличии условий для его проведения).

20. В период со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования до дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов общероссийского голосования определенные законодательством о выборах общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, редакции общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в целях информирования граждан Российской Федерации о подготовке и проведении общероссийского голосования, разъяснения порядка участия в нем безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации эфирное время и печатную площадь в следующем объеме:

1) общероссийские государственные организации телерадиовещания - не менее 15 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов;

2) региональные государственные организации телерадиовещания - не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов;

3) редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, региональных государственных периодических печатных изданий - не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади.

21. Расходы, связанные с проведением общероссийского голосования, осуществляются избирательными комиссиями за счет средств, выделенных из федерального бюджета для подготовки проведения общероссийского голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является главным распорядителем этих средств.

22. Членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, работникам Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится дополнительная оплата труда (выплачивается вознаграждение) за работу по подготовке и проведению общероссийского голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

23. Суммы, выплачиваемые членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной (штатной) основе, работникам Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам, за выполненные ими работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.

24. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяется к отношениям, касающимся закупок товаров, работ, услуг, связанных с проведением общероссийского голосования, в порядке, предусмотренном в отношении закупок товаров, работ, услуг, связанных с подготовкой проведения общероссийского голосования.

25. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет результаты общероссийского голосования не позднее чем через пять дней после дня его проведения.

Количество граждан, принявших участие в общероссийском голосовании, определяется по количеству бюллетеней в ящиках для голосования.

26. Официальное опубликование результатов общероссийского голосования осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о результатах общероссийского голосования.

В администрации президента предварительно наметили новые возможные даты для проведения голосования по поправкам в Конституцию, рассказали РБК два близких к Кремлю источника. Речь идет о 27 мая и 3 июня, сказали собеседники РБК. Обе даты ориентировочные, поскольку нет ясности, какова будет обстановка в связи с распространением коронавируса в стране.

Также обе даты приходятся на среду, как и 22 апреля, на которое было назначено голосование до этого. В Кремле по-прежнему придерживаются концепции о проведении плебисцита в середине недели, поясняет один из источников. Если назначить, например, его на вторник, то люди, отдыхая в субботу и воскресенье, могут прихватить еще и понедельник, а на следующий день не прийти на голосование, что скажется на явке, говорит он.

Конец мая-начало июня — это оптимальное время для проведения плебисцита в случае, если ситуация, связанная с распространением коронавируса, уже стабилизируется, рассуждает один из источников. Позже люди начнут брать отпуска и разъезжаться по дачам, обеспечить приличную явку станет намного сложнее, объясняет он.

Крайний срок проведения плебисцита летом — это самый конец июня—начало июля, после ЕГЭ и выпускных балов, добавляет источник РБК.

Теоретически возможен перенос на единый день голосования в сентябре этого года, рассказывает еще один источник. Но в Кремле это рассматривают как нежелательный сценарий — ряд положений закона о поправке в Конституцию отличаются от норм избирательного законодательства, добавляет он. К примеру, наблюдателей на голосование по поправкам может направлять только Общественная палата, а наблюдателей на выборы — представители политических партий.

Положения ст. 63.1 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

Статья 63.1. Дни голосования на выборах, референдумах

1. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

2. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

3. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

4. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);

5. Законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

6. Право принятия решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

7. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона, не проводятся.

8. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.

9. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

    В начале подсчета голосов ответ «нет» лидировал в Республике Коми. После подсчета 6% бюллетеней голосов за поправки было 31,01%, против — 68,02%. После обработки более 20% протоколов расклад изменился в противоположную сторону: 67,42% за и 31,59% против. «Результаты отражаются в зависимости от того, сколько протоколов введено, — ответил зампред ЦИК Николай Булаев на вопрос журналиста о ситуации с подсчетом голосов в Коми. — Та информация, которую вы видели [вначале], — это результаты по двум введенным протоколам».


Процедура голосования

  • Голосование будет проходить неделю — до 1 июля включительно. 1 июля объявлен выходной день.
  • Участки в дни голосования будут открыты с 8 до 20 часов по местному времени.
  • Помимо избирательных участков голосование проходит на дому, а в Москве и Нижегородской области можно было проголосовать и онлайн. Заявки на участие в онлайн-голосовании подали более 1,3 млн человек. Если пользователь подал заявление, но потом передумал голосовать онлайн, он может прийти на свой участок 1 июля.
  • 213 участков открыты на предприятиях с непрерывным циклом работы. Около 2 тыс. участков создано в местах временного пребывания.

Фото:Unsplash

За какие поправки предлагается проголосовать

Помимо прочего, поправки предполагают изменение полномочий премьера и палат парламента, новый порядок назначения правительства, неприкосновенность экс-президентов и появление пожизненных сенаторов. В Основном законе будут прописаны полномочия Госсовета, появится ряд социальных норм, в том числе индексация пенсий, будет закреплено понятие брака исключительно как союза мужчины и женщины. Также в Основном законе будет прописана возможность действующего и бывшего президента выдвинуть свои кандидатуры еще на два срока.

Голосовать можно только за весь пакет изменений. Вопрос один: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» Ответить можно «да» или «нет».

Подробнее о списке поправок — в материале РБК.

Как прошел всероссийский день голосования

  • ЦИК начала публиковать предварительные результаты голосования еще около 15:00 мск. Глава комиссии Элла Памфилова объяснила такое решение. «Мы сначала не хотели этого делать, но агитация не регулируется, экзитполы не регулируются, хотя мы рекомендовали не публиковать эти экзитполы, — уточнила она. — Поскольку ничего не запрещено, как только на Чукотке подсчитали голоса, вся информация есть у местных комиссий, у наблюдателей, и каждый будет ее выдавать и интерпретировать так, как он это понимает». По ее словам, ЦИК предпочла выдавать журналистам информацию о ходе голосования «из первых рук».
  • Электоральный юрист Аркадий Любарев пояснил РБК, что публикация результатов голосования до его окончания не противоречит порядку голосования, принятому ЦИК. «В том порядке <. > сказано, что они должны публиковать данные не позже, чем через восемь часов после окончания голосования на территории, — уточнил он. — В отличие от выборов, где это запрещено, здесь все не только разрешено, но даже предписывается». Он отмечает, что во время выборов, наоборот, публикация результатов до конца голосования запрещена, так как считается, что публикация итогов влияет на избирателей, которые еще не проголосовали. По его словам, цели повлиять на участников голосования может служить и незапрещенная агитация за и против поправок, и публикация экзитполов.
  • Кампания «Нет!», которую проводят «Открытая Россия» и муниципальные депутаты Илья Азар и Юлия Галямина, провела свои экзитполы в Москве и Санкт-Петербурге. Данные публикуются в соцсетях. По итогам опросов среди согласившихся дать ответ в Москве поддержали поправки 44,91% опрошенных, 54,89% выступили против (согласились ответить 5,1 тыс. человек). В Санкт-Петербурге проголосовали за — 36,69%, против — 63,07% (согласились ответить 2,7 тыс. человек).
  • В Москве на Пушкинской площади около 18:00 началась несанкционированная акция противников поправок к Конституции. У памятника Пушкина проходят одиночные пикеты. Полиция пока не вмешивается, женщина в форме раздает всем присутствующим маски, неподалеку припарковано несколько автозаков и машин полиции.

Фото:Андрей Любимов / РБК

  • На пресс-конференции в ЦИК 30 июня заместитель председателя комиссии Николай Булаев заявил, что ЦИК не получала жалоб на «административный ресурс, карусели, вбросы и так далее». «Такого рода жалоб мы пока не имеем. И мне кажется, что в этой части мы совершили некий прорыв», — заявил он.
  • Руководитель Общественного штаба по контролю и наблюдению за общероссийским голосованием в Москве Илья Массух сообщил, что жалоб на электронное голосование в штаб не поступало.
  • В КПРФ увидели «признаки фальсификации» при голосовании «надомников» в московском районе Раменки — коммунисты заметили расхождение данных в ведомостях УИК 2771 и соответствующих сведений ТИК. По данным УИК, на 27 июня было выдано 34 бюллетеня для надомного голосования, а по данным ТИК на 26 июня — 393. Первый секретарь московского горкома партии Валерий Рашкин обратился в ЦИК и Генпрокуратуру с просьбой провести проверку. 30 июня заместитель председателя Мосгоризбиркома Дмитрий Реут заявил, что бюллетени надомников на этих участках признаны недействительными, при подсчете голосов они будут аннулированы.


Как проходило предварительное голосование

Работа иностранных экспертов-наблюдателей на голосовании по поправкам в Конституцию РФ


Читайте также: