Техника активного слушания теория большого взрыва

Обновлено: 07.07.2024

Про гравитацию, трудности перевода и Шекспира

Одна из известных цитат сериала "Теория большого взрыва" - когда Шелдон роняет с лестницы ящик и говорит: "Гравитация, бессердечная ты сук@!" Но в оригинале оттенок смысла немного другой. "Oh gravity, thou art a heartless bitch". Во-первых, "thou art" - это сильно устаревшая форма "you are", которую в наше время можно встретить разве что у Шекспира, или в Библии, или если автор пытается "закосить" под Средневековье.

Можно сравнить, например, с Шекспиром, "Сон в летнюю ночь": Thou art as wise as thou art beautiful. Или из Сонета 18: Shall I compare thee to a summer’s day? Thou art more lovely and more temperate. Или Сонет 131: Thou art as tyrannous, so as thou art <. > По эпохе архаичности языка это примерно как переписка Ивана Грозного с Курбским, то есть, что-то типа: "О Гравитация, почто ты еси быти столь бессердечна сук@?"

Во-вторых, ритмика. Я не специалист в поэзии, но, похоже, в английском это пятистопный ямб: 10 слогов, ударения на чётные. Если посмотреть на примеры Шекспира выше, то увидим то же самое: строки в 10 слогов с ударением на чётные (в длинных словах ударный слог может заменяться псевдоударным, тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных), Шекспир писал много стихов как раз пятистопным ямбом. То есть, Шелдон запилил фразу в духе средневекового поэта пятистопным ямбом, подмешав современости.

И вот проблемы перевода: 10 слогов с ударением на чётные, с добавлением "устаревшего" языка. Учитывая, что слово "гравитация" на 3 слога длиннее, чем gravity, не представляю, как это можно перевести с учётом стихотворного размера. Что-то вроде "О Гравитация, ты, сук@, зла", но теряется архаичность:

О Гравитация, ты, сук@, зла

Не изводи меня твоим презреньем,

Иначе скорбь моя найдет слова,

Которых не сдержать уже терпеньем!

Добавлен сонет 140 в переводе М.И.Чайковского. Как будто так и было.

Иногда "Oh gravity" переводят как "ах гравитация". Вот тут, по-моему, перевод страдает. Пафосное обращение, достойное средневековой поэмы "О Гравитация" заменяют на какое-то "Ах Гравитация". Если же убрать "О" или "Ах" впереди, то по ритму это уже не ямб, а хорей с ударением на нечётный слог. В общем, проблемы перевода.

Немного пятничного веселья и мудрости. Те, кто смотрел или еще смотрит сериал "Теория большого взрыва", знают, о чем речь. Кто не смотрит и не в курсе — вот вам ролик, забороздивший просторы Интернета. "Как вести разговор, если вы не понимаете о чем речь. Техника активного слушания. Уровень — Бог". Специалисты утверждают, что момент взят из 19 эпизода 7 сезона.

П.С.: я так умею:) А вы?

В магазине (чуть позже этот же эпизод) было еще веселее. Там Шелдон просидел с PS4 и XBox 1 шесть часов, и так и не смог выбрать. На PS4 Bloodborne выходит. Вопрос с выбором отпадает сам собой. Эми - это ихний профессор Савельев в некотором роде :) Неудивительно, что она этим ботаником манипулирует. И в конце концов она ему мозги-то слегка подкрутила.

> Эми - это ихний профессор Савельев в некотором роде :) Неудивительно, что она этим ботаником манипулирует. И в конце концов она ему мозги-то слегка подкрутила.

Где ж она ему подкрутила, если он в последней серии крайнего сезона понятно что сделал!

> Эми - это ихний профессор Савельев в некотором роде :) Неудивительно, что она этим ботаником манипулирует. И в конце концов она ему мозги-то слегка подкрутила.
>
> Где ж она ему подкрутила, если он в последней серии крайнего сезона понятно что сделал!

там ещё на 3 сезона контракт
так что Шелдон доедет до Южного парка и вернётся в уютную Пасадену

> В магазине (чуть позже этот же эпизод) было еще веселее. Там Шелдон просидел с PS4 и XBox 1 шесть часов, и так и не смог выбрать.

Как говорит Главный надо брать обе!!
Шелдон кстати может себе это позволить)

> Где ж она ему подкрутила, если он в последней серии крайнего сезона понятно что сделал!

Тем не менее, он уже творит такое, о чём она несколько сезонов назад не могла и мечтать :)

А про манипулирование, мне нравится эпизод, где Эми приучает его к "незавершенности". Просто дьявол во плоти!

Шож у меня до седьмого сезона всё никак руки-то не дойдут.

> Специалисты утверждают, что момент взят из 19 эпизода 7 сезона.

И они не ошибаются.

> Как говорит Главный надо брать обе!!
> Шелдон кстати может себе это позволить)

Вот то же самое при просмотре подумал! Но далее объяснили, почему этот очевидный ход невозможен :-(

> А про манипулирование, мне нравится эпизод, где Эми приучает его к "незавершенности". Просто дьявол во плоти!

Безуспешно, Шелдона не сломить какой-то девушке, которая, кстати, "не его девушка".

Озвучка доставляет! Веселее было бы только на украинском!

> А вот у Псаки такого навыка увы нет.

У Чуркина есть. И почему увы?

Не использованы коронные слова активного слушателя : "Да ты что-о!" и "Не может быть!"
А так молодец девочка))

> А так молодец девочка))

Она исследованиями мозга занимается.

Это начальный уровень, а тут же - Бог!:)

> Она исследованиями мозга занимается.

И пацан - доминантный бабуин!

>П.С.: я так умею:) А вы?

А что тут особо сложного-то? Напустил на себя "образ умного человека" и вставляй глубокомысленные, но бессодержательные комментарии общего характера. Главное в этом деле не переборщить.

"-Что же теперь делать?!
-Передать мне масло! (с) "
Теперь во всех диалогах :)
ТБВ (после Хауса) не перестает радовать и заставлять неистово вопить от умопомрачительных диалогов и редкого накала шуток практически каждую серию!
P.S. Кубик в Кубе - молодцы. Раньше, кстати, они пользовали разъяснения отдельных шуток/фактов/идиом в субтитре. Но и без этого сейчас - молодцы!

> Шелдона не сломить какой-то девушке, которая, кстати, "не его девушка".

Самый крутой скилл - это плюс когда думаешь о чем - нибудь совершенно постороннем, чтобы время зря не пропадало.

> P.S. Кубик в Кубе - молодцы.

Это не кубик. Это Денис Колесников.

> Самый крутой скилл - это плюс когда думаешь о чем - нибудь совершенно постороннем, чтобы время зря не пропадало.

Можно. Просто тогда приходится вставлять что-то менее осмысленное, типа "угу", "ага", "ну да", "понятно" и т.п. Главное тут - правильное выражение лица и интонации. :)

Это кураж бамбей.

Не-не-не! Использование "Да ты что!" и "Не может быть!" - это как минимум продвинутый уровень ))

Согласна: начальный это, как предложили выше, угу-ага:)

Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.
Как в говно мокнулся, Тьфу ты.
Или я гомофоб?

> Кубик в Кубе - молодцы. Раньше, кстати, они пользовали разъяснения отдельных шуток/фактов/идиом в субтитре

Конкретно в этом видео есть мелкие ошибки, при том, что текст простой.
Озвучка - ужос. Если не слышать голоса актеров, будет впечатление, что женщина рассказывает про приставки, а мужчина отвечает.

Я вот данный сериал не смотрел, зато давно уже руководствуюсь четвёртым правилом Глеба Жеглова:

– Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило – это как «отче наш»: когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям, а оперативник, который свидетелю влезть в душу не умеет, зря рабочую карточку получает. Запомнил?

– Запомнил. Вот только щербатый я слегка – это ничего?

– Ничего, даже лучше, от этого возникает ощущение простоватости. Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?

– Трудно сказать, – неуверенно пробормотал я.

– Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

– Ничего себе задачка – найти интересную тему для незнакомого человека!

– А для этого и существует четвертое правило: с первого мига проявляй к человеку искренний интерес – понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела. Но, коли сможешь, он тебе все расскажет…

> Конкретно в этом видео есть мелкие ошибки, при том, что текст простой.
> Озвучка - ужос. Если не слышать голоса актеров, будет впечатление, что женщина рассказывает про приставки, а мужчина отвечает.

Про интонацию голосов там все в порядке.

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.

Парсонс то ладно. А вот когда я узнал что актёр, играющий Барни в "Как я встретил вашу маму" - из этих, вот тут удивился так удивился ). Для справки, Барни по сценарию - жуткий бабник.

> Про интонацию голосов там все в порядке.

Нет, не в порядке. Можешь сравнить с оригиналом. Озвучка то попадает в интонации, то нет.

> А вот когда я узнал что актёр, играющий Барни в "Как я встретил вашу маму" - из этих, вот тут удивился так удивился ).

Он давно и широко известный. Кстати, его муж играл в сериале эпизодическую роль Скутера.
Парсонс в этом смысле гораздо менее публичный.

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.
Как в говно мокнулся, Тьфу ты.

Теперь вовек не отмоешься!

> Нет, не в порядке. Можешь сравнить с оригиналом. Озвучка то попадает в интонации, то нет.

Оригинал отлично слышно на заднем фоне. Да конечно голос не 100% попадает, но суть диалога передает отлично. При чем даже веселее, переигрывает конечно, но хуже от этого не становится.

Клевая сценка, спасибо.

> Техника активного слушания.
Техника активного слушания давно применяется психологами при общении с детьми и отлично описана в книжке Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Этому же учат на профессиональных тренингах по ведению переговоров, но там, понятно, уклон в другую сторону.
Рекомендую ознакомиться и тем, у кого уже есть дети, и тем, у кого их еще нет, но, надеюсь, появятся. Избежите массы проблем в общении с карапузами.

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.
>
> Парсонс то ладно. А вот когда я узнал что актёр, играющий Барни в "Как я встретил вашу маму" - из этих, вот тут удивился так удивился ). Для справки, Барни по сценарию - жуткий бабник.

Ага, а его брат по сериалу пидарас :)

Вообще кастинг там - цирк на конной тяге был.

"Муж/Жена" Нила Патрика Харриса снимался в сериале в роли школьного любовника Лили по кличке Скутер. А со-ведущий персонажа Робин - муж Элиссон Хэнниган (Лили) в реальной жизни.

А брать надо Плойку, очевидно же.

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.
> Как в говно мокнулся, Тьфу ты.
> Или я гомофоб?

Персонажа играет хорошо, а с кем он там сношается в свободное от работы время - его личное дело. Не отсвечивает и ладно.

Страшнее, когда натуралы начинают биться за права пидарасов.

>Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7
сезонов. Тока щас узнал на вики.
Как в говно мокнулся, Тьфу ты.

Аналогично, был ошарашен.

> Да конечно голос не 100% попадает, но суть диалога передает отлично.

"Но в главном-то он прав!"
Нравится смотреть в таком виде - ну и ладно. Наверное, выбора нет.

> При чем даже веселее, переигрывает конечно, но хуже от этого не становится.

Искажение, которое на пользу? Божья искра, да?

Фига себе он шпарит, не понимая о чем речь! Полезный навык!

> Вот это, то, что в ролике - оно кому-то смешно?!

Ты не поверишь но сериал очень смешной.
Вот это "парниша" отхватил две Эмми за свою роль.
Всяким снобам конечно лучше не смотреть.

> Искажение, которое на пользу? Божья искра, да?

Тот самый случай когда да.
Достаточно сравнить многоголосый "официальный перевод" и перевод Кураж Бамбея.

> Тот самый случай когда да.
> Достаточно сравнить многоголосый "официальный перевод" и перевод Кураж Бамбея.

То есть если один перевод лучше, чем другой перевод, это оправдывает отход от оригинала? Что-то не так с логикой.

Надо бы тоже так научиться, что ли!

> Вот это, то, что в ролике - оно кому-то смешно?!

Когда глубоко понимаешь, о чём речь, когда знаешь всю предысторию и характеры героев - да, ещё как. Когда проходишь мимо и смотришь со стороны - нет.

> То есть если один перевод лучше, чем другой перевод, это оправдывает отход от оригинала? Что-то не так с логикой.

Вот есть хороший перевод и плохой. Есть хорошие актеры озвучки а есть энурезники и мямлики. Выберу я тех что лучше.
Есть конечно и сабы, но их качество тоже может вызывать сомнения. Особенно когда ты сам более менее понимаешь по английски, читаешь одно а слышишь другое. такой диссонанс сильно портит удовольствие от просмотра.
Поэтому я буду лучше слушать тот перевод который мне приятен. И никакой логики здесь не надо.

Да просто же - поддакивай и все, понимать не нужно, я еще в детстве понял )

> Да просто же - поддакивай и все, понимать не нужно, я еще в детстве понял )

Это начальный уровень. :)

> Поэтому я буду лучше слушать тот перевод который мне приятен.

> Кубик в Кубе - молодцы.

Кубик в кубе перевели "Ветер сквозь замочную скважину" Стивена нашего Кинга.
У меня кровь из глаз пошла.
На месте: "Замолчи и толкай" - сказала Сюзанна. <имеется в виду инвалидная коляска>. И он затолкал", я зарыдала и решила больше не рисковать!

> Это начальный уровень, а тут же - Бог!:)

Брюс говорил: Стань аморфным. Бесформенным, как вода.

Здесь тот же прынцип. Главное -- хищно скалиться и остервенело щуриться, ритмично поигрывая острыми, как срез молодого бука, скулами.
Собеседника можно всерьез убедить в своей заинтересованности предметом не издавая ни звука и не отвлекаясь от чтения.

Это -- уровень БОГ.

> Кубик в кубе перевели "Ветер сквозь замочную скважину" Стивена нашего Кинга.

К сожалению, со времен Советского Союза Стивена Кинга у нас не переводят. То, что продается в магазинах - лютейший пиздец.

> А так молодец девочка))
>
> Она исследованиями мозга занимается.

Ассистентка профессора Савельева!
Не люблю её - какая то она не такая. И имя дурацкое у актрисы, "Вода". WTF вода?

> Вот это, то, что в ролике - оно кому-то смешно?!
>

Оно всем смешно, а если и есть те кому не смешно, то таки продам юмор занедорого!!

>Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7
> сезонов. Тока щас узнал на вики.
> Как в говно мокнулся, Тьфу ты.
>
> Аналогично, был ошарашен.

А ещё ему 40 лет!

Вот этот перевод - апофеоз лютейшего пиздеца!
Они реку Уай перевели как Когда!! И диалог пиздец сразу. Это Когда? Да, это Когда.
Миксер мне в глаза.

Оставшиеся сезоны будем смотреть без вас. Печаль - беда (

> > Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов.

"Голубой патруль" начеку!

> Где ж она ему подкрутила, если он в последней серии крайнего сезона понятно что сделал!

Спойлер?! Шелдон развязался? Вот это поворот! Надо досмотреть.

> > > > Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов.
>
> "Голубой патруль" начеку!

По понятиям живут, в натуре!

>Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7
> сезонов. Тока щас узнал на вики.
> Как в говно мокнулся, Тьфу ты.
>
> Аналогично, был ошарашен.

Бондарчук-младший, Михалков Никита, Сванидзе тот же вполне себе "натуралы". Их произведения и творчество у тебя таких ощущений не вызывают? Парсон играет отлично, с предложением переспать лично ко мне он не обращался, с чего бы мне его творчество стало внезапно противно? Тем более ,что сериал хороший?

> Спойлер?! Шелдон развязался? Вот это поворот! Надо досмотреть.

Нет, он у. Ааааа, не бейте, я больше не буду спойлерить!

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов. 7 сезонов. Тока щас узнал на вики.
> Как в говно мокнулся, Тьфу ты.
> Или я гомофоб?

Ужас-то какой, как же теперь жить будешь с таким знанием? Да еще и обмоченный в говне весь.

а как тебе - Чайковскиий и Меркьюри?

Мне вот то же не совсем понятно где там смешно. Вот Better of Ted - смешно, Psych - улыбает моментами, а вот Big Bag - вообще никак. Может потому, что подобные экземпляры на работе, которые кроме как занятие хер знает чем ничего толком не могу, задолбали прилично.

> Мля, Джим Парсонс тож из пидарасов.

Прикинь, там ещё Сара Гилберт (Лесли Винкл) - лесбиянка.

> Может потому, что подобные экземпляры на работе, которые кроме как занятие хер знает чем ничего толком не могу, задолбали прилично.

Зови их Шэлдонами!

> Мне вот то же не совсем понятно где там смешно. Вот Better of Ted - смешно, Psych - улыбает моментами, а вот Big Bag - вообще никак.

Человек с тремя докторскими всерьёз рассуждает почему назвали так а не иначе игру? Эми просто пришла пожрать (а может даже трахнуть!!) Шелдона, а тот в своих облаках витает? Разве это не смешно?

>Может потому, что подобные экземпляры на работе, которые кроме как занятие хер знает чем ничего толком не могу, задолбали прилично.

У меня на работе тоже половина таких, и это смешно. Особенно когда из пистолетов пластиковых начинают перестреливаться :)

Или притащили раз игру, в которой надо быстро на кнопку жать после сигнала, кто не успел - того шарахает током. Очень смешно!

А ведь были времена, когда об одном упоминании этой студии на тупичке сначала снимали штаны, а потом вовсе банили.
О времена, о нравы!

> Это кураж бамбей.
>
> А ведь были времена, когда об одном упоминании этой студии на тупичке сначала снимали штаны, а потом вовсе банили.

для начала задавали вопрос - что именно в данных переводах хорошего?

далее очередному эксперту на пальцах показывали, что языка он не знает и в переводах ничего не понимает

по ходу разъяснений поднималась стандартная вонь "можно подумать, твои переводы лучше" и "не до хера ли ты о себе думаешь"

после чего эксперта вышибали отсюда пнём под зад

> О времена, о нравы!

так точно, только брехня - всегда одинаковая

> Надо бы тоже так научиться, что ли!

там же всё примитивное

> для начала задавали вопрос - что именно в данных переводах хорошего?

Озвучка как минимум очень хорошая, а переводом конкретно ТБВ, насколько я знаю, какие-то сторонние люди занимаются.

> для начала задавали вопрос - что именно в данных переводах хорошего?
>
> Озвучка как минимум очень хорошая

она не хорошая, она просто нравится лично тебе

если тебе это нравится, это чётко говорит о том, что в озвучках ты не специалист

для этого есть специальный термин - вкусовщина

> а переводом конкретно ТБВ, насколько я знаю, какие-то сторонние люди занимаются.

кому какая разница - люди смотрят вот это

> А ещё ему 40 лет!

Таки уже 41! Вечный юноша.

Увидев ролик, решил посмотреть сериал, включил первую серию, посмотрел 15 минут и понял, что похоже вышел из возраста, печально, однако, по крайней мере с одной стороны.

> она не хорошая, она просто нравится лично тебе
>
> если тебе это нравится, это чётко говорит о том, что в озвучках ты не специалист

С озвучкой-то что не так? С точки зрения человека, который сам профессионально озвучками занимается.

> для этого есть специальный термин - вкусовщина

В любом случае, лучшего перевода чем Кураж Бамбей у этого сериала нет, так что приходится смотреть что есть.

> С озвучкой-то что не так?

> С точки зрения человека, который сам профессионально озвучками занимается.

с точки зрения эксперта с мировым именем

> > для этого есть специальный термин - вкусовщина
>
> В любом случае, лучшего перевода чем Кураж Бамбей у этого сериала нет, так что приходится смотреть что есть.

это всегда отрадно слышать, камрад

я вот, к примеру, английский язык немножко (немножко) знаю

и через это ни с какими переводами не знаком - если только с дубляжом на мировых премьерах

всё остальное я могу перевести сам и перевожу себе сам

и уже через это могу оценить, как переводят другие - хорошо или плохо

плюс я умею читать переведённое вслух и режиссировать данный процесс в исполнении других актёров

и через это понимаю, кто и что делает правильно/неправильно, хорошо или плохо

ты же без затей сообщаешь, что смотришь какие-то непонятные переводы, не будучи способным понять оригинал, и тут же берёшься эти переводы "оценивать" - в том числе по актёрской/режиссёрской линии

просто потому, что тебе нравится/не нравится

> Оставшиеся сезоны будем смотреть без
вас. Печаль - беда (

Не дождетесь! (с) Пусть он и ахтунг, но сериал мне нравится. Лишь бы не начал с экрана агитировать.

Это то, что по словам собеседников мне не хватает. Попытаюсь разобраться в этом, хотя все эти "новомодные штучки" периодически кажутся мне избыточными и не к месту. Но все же, может быть это действительно то, что нужно. Итак .

Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие всех участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная методика позволяет не только полноценно усваивать получаемую информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее.

Вот как это делается .

Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации. Это позволяет собеседникам разрешить конфликт или предотвратить его преждевременно, навести порядок во взаимоотношениях. Активное слушание способствует налаживанию более глубоких контактов между членами семьи или коллектива. Действительно продуктивная беседа требует не только умения выражать свои мысли, но также и навыков слушания. Если человека действительно интересует процесс беседы и ее результативность, то он старается слушать максимально внимательно, чтобы получить всю необходимую информацию. При этом, как правило, устанавливается зрительный контакт. Это называется умением слушать «всем телом». Оно представляет собой выражение заинтересованности собеседника в разговоре, так как при этом он старается наблюдать исключительно за говорящим, поворачивается всем телом к нему, фокусирует внимание на его лице.

Техника активного слушания выражаются как раз в умении достичь состояния безусловного принятия, что становится возможным путем некоторых психологических маневров. Например, необходимо задавать субъекту уточняющие или интересующие вас вопросы, что подчеркнет ваш интерес к его личному мнению. Помимо прочего, это позволит скорректировать беседу, так как говорящий будет понимать, что именно вас интересует и почему. Тем не менее, важным является не только уточняющий вопрос или его интонация, но также реакция слушателя на ответ. В психологии, например, достаточно распространенным является метод «эхо». Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им. Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации.

Говоря иными словами, суть методики заключается в уточнении информации, путем перефразирования сказанного. При этом не стоит пытаться закончить фразу вместо вашего собеседника, даже если вы совершенно уверены в том, что полностью понимаете ход его мыслей. Помимо этого, применение метода активного слушания требует умения проявлять участие к собеседнику, сопереживание. Также немаловажна способность задавать уточняющие вопросы, напрямую относящиеся к теме беседы, так как попытка уточнить что-то непонятное в разговоре не только позволит вам чувствовать себя комфортнее и уверенней в беседе, но и даст собеседнику уверенность в том, что его внимательно слушают.

Обязательные принципы активного слушания

- Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.
- Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.
- Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам неинтересно и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор – отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.

Вот некоторые конкретные приемы активного слушания:

Прием № 1. Открытые вопросы

Задавая открытые вопросы, вы можете получить от клиента максимально подробную информацию и прояснить его потребности. Открытые вопросы начинаются со слов «что», «как», «почему», «какой» и т.п. Это побуждает клиента давать развернутые ответы (в отличие от закрытых вопросов, на которые можно получить лишь однозначный ответ: «да», «нет»).

– Какие характеристики продукта важны для вас?
– Что вы имеете в виду, когда говорите о.
– Почему для вас это важно?

Прием № 2. Уточнение

Название говорит само за себя – этот прием помогает уточнить, правильно ли вы поняли информацию, прояснить детали вопроса. Вы просто просите клиента прояснить моменты, которые для вас важны:

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о…
– Вы могли бы уточнить, что означает для вас…
– Я правильно вас понимаю, вы говорите о…

Прием № 3. Эмпатия

Эмпатия, или отражение эмоций – это установление контакта с клиентом на эмоциональном уровне. Прием позволяет создать атмосферу доверительного общения и показать уважение к чувствам собеседника.
Если во время беседы с клиентом вы уловили его эмоции, вы подстраиваетесь к его эмоциональному состоянию и либо усиливаете его чувства, либо скрашиваете их, направляя течение беседы.

– Я понимаю ваши чувства и могу помочь вам решить эту задачу.
– Я вижу, что вы сомневаетесь.
– Похоже, для вас это важное событие.


Прием № 4. Перефразирование

Перефразирование позволяет лучше понять мысль собеседника, прояснить информацию по отдельным вопросам, перевести разговор в нужное русло. Прием заключается в краткой передаче той информации, которую вы услышали от клиента.

– Другими словами, вы считаете, что…
– Вы имеете в виду…
– То есть, вы говорите о…

Прием № 5. Эхо

Этот прием заключается в дословном повторении фраз, которые произнес собеседник. Он помогает прояснить информацию от собеседника и акцентировать внимание на отдельных деталях разговора. Таким образом, клиент начинает яснее формулировать свои мысли, облегчая задачу прояснения потребностей.

– У вас есть ежедневники желтого цвета?
– Ежедневники желтого цвета? А вам нужны датированные или нет?
– Датированные.
– Датированные есть!

Прием № 6. Логическое следствие

Суть приема в выведении логического следствия из высказываний клиента. Будет лучше, если при построении фразы вы будете пользоваться формулировками клиента. Назначение его такое же, как и у предыдущего – прояснить информацию и выделить детали. Также прием можно использовать как связку перед переходом к презентации.

– Если исходить из ваших слов, то…
– Я правильно вас понимаю, вам нужно…

Прием № 7. Резюме

В завершение беседы, вы подводите итоги и резюмируете договоренности. Прием позволяет обобщить и прояснить важные вопросы, затронутые в беседе, закрепить договоренности и перейти к следующему этапу переговоров – заключению сделки.

– Подводя итоги нашей встречи, можем договориться о…
– Итак, мы с вами выяснили, что для вас важны следующие критерии…
– Обобщая то, что вы сказали, можно сделать вывод…

А теперь вопрос к вам. Доверяете ли вы психологическим приемам и методикам в общении, в отношениях, в жизни? Или это все "псевдонаучные модные штучки" имеющие к реальности совсем небольшое и совсем специфическое отношение?

Фото: Brian A Jackson / Shutterstock

Техники предложили Лев и Наталья Ушаковы на вебинаре Лаборатории «Делаем онлайн-обучение интересным» от АРТы. В Лаборатории Тренеры и фасилитаторы бесплатно проводят вебинары два раза в неделю. Каждый может предложить свою тему и провести открытое занятие для участников. Присоединиться к Лаборатории можно в телеграм-канале.

Что такое активное слушание

Некоторые люди показывают собеседнику, что слушают. Фокусируются на том, чтобы говорящий увидел вовлеченность и доверился. Но если создавать вид и не слушать на самом деле, рано или поздно собеседник это поймет. Люди считывают незаинтересованность, разочаровываются и злятся. Такое общение разрушит доверительные отношения и навредит обеим сторонам.

Активное слушание помогает строить доверительное поддерживающее общение со взрослыми и детьми. Это обоюдный процесс, в которой включаются оба человека.

Хороший собеседник помнит об основных принципах активного слушания:

Хочу услышать, что говорит собеседник

Хочу помочь собеседнику

Принимаю и серьезно отношусь к чувствам собеседника

Верю, что он справится с ситуацией, и помогу в этом.

Эмми из сериала «Теория большого взрыва» применяет техники активного слушания, когда Шелдон сомневается в ее внимательности: перефразирование, эхо-реакции и резюмирование

Как научиться слушать в онлайне

Тренеры, психотерапевты и психологи применяют техники активного слушания в своей работе, чтобы точнее определить чувства и мысли собеседника. При этом техники, которые хорошо работают вживую, не всегда работают в онлайне.

На онлайн-общение нужно больше внимания и сил, считают карьерные специалисты Марисса Шаффлер и Джанпьеро Петрильери. Экран компьютера или телефона мешает считывать эмоции, мимику и движения собеседников. Дополнительные силы забирают помехи и плохое соединение интернета, из-за которых трудно понять интонацию и тон голоса говорящего. Согласно исследованию немецких ученых, люди неосознанно воспринимают собеседника как не вовлеченного в беседу даже из-за задержки связи на 1,2 секунды.

Поддерживайте контакт глазами и смотрите в экран, чтобы понять и поддержать говорящего. Не отвлекайтесь и применяйте шесть техник активного слушания.

1. Слушать телом

Слушать — труднее, чем говорить. Поэтому важно выстроить для себя комфорт, на который вы будете опираться в диалоге. Слушать телом означает позаботиться о себе и быть в ресурсном состоянии, чтобы слышать собеседника. Например, отодвинуться от монитора, поудобнее сесть на стул или поменять его. Закрыть окно или надеть свитер, если холодно. В комфортном устойчивом состоянии вы спокойно выбираете как реагировать на слова собеседника: замедлиться перед ответом или дать быструю эхо-реакцию.

Удобно расположиться особенно важно в онлайне, чтобы найти контакт между спикером и слушателем. Создайте для себя и своего тела условия, в которых удобно слушать. Затем подготовьтесь к диалогу и сделайте два цикла дыхания вдох → выход → вдох → выдох.

Понаблюдайте, как вы обычно слушаете в онлайне и офлайне. Подумайте, что изменить и как устроиться поудобнее, чтобы уделить больше внимания словам собеседника.

2. Звуковая поддержка

Мы реагируем звуками, чтобы поддержать говорящего в диалоге. Это самый простой прием активного слушания. Люди почти интуитивно говорят «ага» и «угу», чтобы обозначить свои эмоции и интерес. Поэтому эту технику не нужно тренировать, просто запомните. Слишком часто повторение звуков мешает и сбивает собеседника.

Звуковой поддержке научились все, кто общался по телефону. Звуки помогают человеку на другом конце понять, что его слышат. Молчание вызывает сомнение и разочарование.

Иногда нужно прозвучать для себя. Например, выдохнуть со звуком. Если человек напротив рассказывает что-то сложное, этим выдохом вы напоминаете себе и ему, что это простое действие — поддержка в трудную минуту.

3. Эхо-реакция

Эхо-реакция — это повторение последних или ключевых слов говорящего. Техника помогает показать, что мы присутствуем и слышим человека. Тренер творческих состояний и фасилитатор Лев Ушаков считает, что у эхо-реакции есть две задачи:

Поддержать говорящего, чтобы лучше понять. Тогда вы выделяете самую эмоциональную часть фразы.

Например, ваш знакомый говорит:

«Сегодня я получил зарплату за февраль, которую мне задержали на 2,5 месяца. При этом деньги отдали наличкой. Я положил ее в сумку и пошел гулять по солнечному городу. Чувствовал себя отлично, потому что уже закрыл кредит и выплатил алименты».

В ответ вы выбираете реакцию. Если хотите поговорить о деньгах, подчеркните «задержали на 2,5 месяца». Чтобы поддержать, выделите самую эмоциональную часть «уже закрыл кредит и выплатил алименты».

Герой Джона Траволты в фильме «Криминальное чтиво» говорит своему напарнику, что «Четвертьфунтовый гамбургер с сыром» в Париже называют «Роял Чиз». Напарник отвечает эхо-реакцией и выделяет самую эмоциональную часть — «Роял Чиз»

4. Перефразирование

Проговаривая ту же мысль другими словами, вы помогаете говорящему увидеть, что его слышат и правильно понимают. Если нет — вовремя остановиться и объяснить свои слова. Вы уточняете и этим поддерживаете собеседника.

Перефразируйте смысл и содержание речи, а не эмоции и чувства говорящего. Формулируйте ответ своими словами, фактами без оценок и суждений. Лучше перефразировать утверждением, а не вопросом. Собеседник воспримет такой ответ более открыто и дружелюбно.


Перефразированием может быть более короткая фраза — резюме. Это подведение итогов основных мыслей собеседника. Резюмируя, вы «сворачиваете» речь говорящего до главной идеи.

Персонаж сериала «Друзья» Росс рассказывает, как сводить девушку в музей и куда идти. Джо резюмирует слова друга, выделяя суть

5. Назвать чувства

Назовите чувства, которые захватывают собеседника. Проговорите вслух, что вы заметили. Например: «Я чувствую, что ты разочарован последней ситуацией». Называя чувства, вы показываете, что понимаете ситуацию и соприкасаетесь с состоянием говорящего. Собеседник почувствует эмпатию и поддержку с вашей стороны, будет больше доверять. Он заметит эмоции и сможет их контролировать, либо отреагирует и выразит. Это снизит негативные переживания и сделает беседу более искренней.

Хороший пример этой техники описывает детский психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Чудеса активного слушания». Папа с семилетним сыном опаздывали на последний автобус, на который нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал специально отставать, смотреть по сторонам и медлить. Перед отцом встал выбор: опаздывать или тащить ребенка насильно. Он сказал сыну: «Денис, ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку. Расстроился и обиделся на меня». Произошло то, чего отец совсем не ожидал: мальчик дружелюбно вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

6. Телесная феноменология

Вы обращаете внимание на движения человека и проговариваете их вслух. Например, на приеме у психотерапевта человек сжимает кулаки, когда разговор заходит о его супруге. В школе ученик перестает дышать, если учитель спрашивает задание, которое он не сделал.

Телесная феноменология помогает понять состояние и ситуацию другого человека, как и название эмоций. Такое замечание заставит собеседника увидеть свои движения, успокоиться и правильно отреагировать.

Как быть внимательным во время разговора:

  1. Уважайте говорящего и цените намерение донести до вас свои мысли и чувства;
  2. Устройтесь поудобнее, сделайте несколько циклов дыхания;
  3. Установите контакт с собеседником;
  4. Смотрите на говорящего, поддерживайте зрительный контакт;
  5. Поддерживайте собеседника звуками и эхо-реакцией;
  6. Перефразируйте и резюмируйте слова говорящего, когда он заканчивает. Не перебивайте;
  7. Не делайте выводов, оценок и суждений заранее;
  8. Называйте чувства и движения своего собеседника.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также: