Сюжетные дыры heavy rain

Обновлено: 02.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

/td/ - irrelevance

July 2015
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Дэвид Кейдж, ты хуйло.
Нельзя делать "interactive fiction" и при этом писать сценарии такой запредельной паршивости. Просто нельзя.
Нельзя делать игру, где ты должен типа как ассофиицровать себя с героем, и при этом делать такое дебильное управление. Держать R2, чтобы ходить вперед? нарисованные на экране стрелки для разных действий без каких-либо подписей/обозначений/подсказок относительно того, что я сделаю этим действием? Уж насколько я не люблю Бакли и его говнокомикс, но в этом случае он описывает именно то, как эта чертова игра проходится. Вот так.
Нельзя делать игру, основанную на сопереживании героям, такой. От того, что я буду полчаса чистить зубы и играться с детьми-дебилами, мне не понравится Итан. Кейдж, ты же смог это сделать в Фаренгейте первой же сценой, почему не здесь? Серьезно, в Фаренгейте за Лукаса было реально интересно играть. Была интрига, была вовлеченность какая-то, и Лукас был ничуть не антипатичен. А здесь - неа, никак.

В итоге выходит, что, кроме графики и озвучки, всё плохо. Музыка слишком часто повторяется, и эта "драматическая" мелодия звучит как говно (опять же, сравнивая с саундтреком Фаренгейта - небо и земля). Управление - пиздец. Геймплей так редок, что ох. И решения ОЧЕНЬ редко на что-то влияют. По большей части, развилки тут - это вопрос, профейлил ли ты QTE и умер ли у тебя персонаж, или же нет. И всё.

И даже если подходить к Хевирейну как к фильму (недалеко же ушло, собственно), то, помимо дико затянутого и бесконечно унылого начала, он может "похвастаться" еще и таким количеством сюжетных дыр, что впору вспоминать всуе Кодзиму. Дальше спойлеры, поэтому всё под кат.


  • Почему в 2009 году у Джейсона нет мобильника?
  • Почему Шон живет с припадочным папашей, а не с сматерью?
  • Почему Итан, поняв, что он припадочный, не отдал сына матери ради его же безопасности?
  • Как объясняются припадки Итана? Куда он убегал? Зачем? Откуда у него оригами, когда он их не умеет делать, по собственному же признанию? Это же важнейший сюжетный элемент!
  • Какой смысл в сцене с Мэдисон в ее квартире? Какой смысл в ее якобы бессоннице?
  • Какой смысл в сцене с Натаниелем? Он – совершенно лишний персонаж, и даже Блейка убить не может.
  • Почему вообще чуть ли не ув каждой главе кто-то пытается кого-то убить? Серьезно, это пиздец какой-то.
  • Как Мэдисон нашла гостиницу Итана? Другие журналисты, как видно, не знали, куда он уехал, и никто вообще толком не знал. А она там оказалась буквально в тот же день, как он туда переехал!
  • Как Мэдисон нашла Итана в доме с третьим испытанием? Откуда она взяла адрес? Почему она начала ему помогать бежать от копов? Что, влюбилась за ДВЕ десятиминутные встречи с ним? Ну настолько не верю, что просто дальше некуда.
  • Зачем Шелби ходит к Горди Крамеру, если он не предпринимал никаких попыток обвинить того впоследствии?
  • Куда делась астма Шелби? Под конец игры ее ВООБЩЕ нет.
  • Шелби необходимо было круглосуточно и постоянно следить за своими камерами, чтобы не пропустить момент, когда Итан выполнил испытание (третье и пятое – точно). Он не мог знать, когда именно Итан за них возьмется, но вместе с тем его реакция на выполнение испытания была моментальной. Но он НЕ МОГ следить за ними вообще – он в это же самое время разъезжал по окрестностям, а потом на нём висела Лоурен. Это ломает ВСЮ его хитрожопую схему вообще, сразу.
  • Что делает на электростанции какой-то длинный и узкий тоннель? Как киллер там мог рассыпать ТАКОЕ количество стекла? Да так, чтобы было в каждом углу? Вопрос получше даже – как жирный как чёрт Шелби вообще туда помещался?
  • Зачем Шелби вернул себе Лоурен, когда она ему совершенно уже не была нужна?
  • Как сраный Джон Шепард смог засунуть ногу ПРОТИВ сильного потока воды?
  • Почему Мэдисон выглядит так удивленно, когда узнает имя убийцы, которого она не знает?
  • Откуда у Мэдисон телефон Нормана и почему она думает, что ему можно доверять? Они же ни разу даже толком не пересекались!
  • Если в пятом испытании яд был не настоящий, следовательно, убийца не хотел убивать Итана. Зачем в таком случае он поднимает на него пистолет в конце, когда прибывает Норман?

И это - реально только то, что я сейчас за 10 минут сходу вспомнил.

И, что самое поганое, персонажи – просто никакие.
Итан? Все мысли только о сыне. Нет, в это можно поверить, но сопереживать такому двумерному персонажу, движимому только одной мыслью всю игру и не имеющему вообще никакой жизни? Неет. Его счастливая жизнь из начала игры настолько приторна, настолько рафинирована, настолько вылизана до идеальности (после десяти лет в браке «Ты выглядишь все лучше с каждым днем» жене? Десятилетние дети, играющие как пятилетние? Oh please), что в это сложно верить. И слишком очевидным становится это, опять же. Как у Сакагути, который слезовыжималки в последних своих игра намеренно начал делать.

Мэдисон. «Богатый внутренний мир», лол, ага. У Мэдисон ВООБЩЕ нет внутреннего мира. Она сама по себе – ВООБЩЕ никто и ничто. У нее нет ни истории, ни мотивации, ничего. Она – дурацкий вспомогательный персонаж для Итана и не более. Она влюбляется в него моментально, и с тех пор действует только в его интересах, и ничего более. Как из ушата, пустышка, etc.

Норман. Ок, но уже его первые столкновения с Блейком слишком натянуты.

Шелби. Ну. Не верю. Он слишком адекватный. Серьезно, он адекватнее всех других героев. И когда в конце он ВНЕЗАПНО превращается в ебанутого шизика, я этому не верю. Не было никаких предпосылок к этому. Более того, у него не было никаких оснований, например, убивать Манфреда – ведь о шрифте на печатной машинке никто, кроме него, не вспомнил, плюс он уже обчистил все оставшиеся после убийств детей семьи, не оставив улик. Вообще, его расследование должно было прекратиться на третьей семье, в крайнем случае – на Горди Крамере, на которого с легкостью можно было бы все свалить (и после которого можно было бы выкинуть Лоурен).
И Вообще, очень смешно, что Норман говорит, что Итан не подходит по психологическому профилю убийцы, когда на деле именно Итан – больной на голову шизик, а Шелби – нормальный человек с нормальной жизнью. Серьезно, что за херня? Если он так страдает, то какого хера у него все так нормально в жизни? Какого хера он ходит и робингудствует? Он маньяк или как?

Ну, и, конечно, не обошлось и просто без безвкусицы. Начиная с цветного слащавого интро и заканчивая тем, как Шелби, игнорируя попадания пуль, по-рэмбовски перебивает всех охранников олигарха. И, боже мой, драка на конвейере? Ничего более банального придумать, кажется, просто нельзя.

Так что, блин, 6/10, провал года.
PS3 has NO GAEMS

disappointed

Current Mood: disappointed

Он снял комнату в мотеле всего несколько часов назад. И сделал это специально, чтобы спрятаться от прессы. Если бы выследить его было так легко, пресса бы уже окружила и мотель тоже. Не говоря уже и том, что Мэдисон приезжает в мотель ровно в тот момент, когда Итан, вернувшийся ПЕШКОМ из далекого загорода, картинно не может дойти двух шагов до своего номера.

47. Почему Мэдисон забинтовывает ожоги (чего делать нельзя), но не разрезанные коленки Итана (которым бинты как раз пригодились бы)?
48. Как Мэдисон узнала, где проходит третье испытание?

Как она опознает копов в Блейке и Джейдене, одетых в гражданское?

49. В чем был план Мэдисон, когда она напрашивалась на аудиенцию с Пако?

Девушка приходит в клуб, которым заправляет бандит. Он был в сговоре с доктором, который только что пытался ее убить. Она напрашивается на интимную аудиенцию с Пако и очень удивляется, когда выясняется, что Пако не планирует с ней говорить, а хочет, чтобы она разделась, и настаивает на этом при помощи пистолета. На что она вообще рассчитывала? Она не подумала, что ее обыщут на входе? Что у Пако мог быть охранник? Что Пако в принципе без проблем мог перебороть ее за счет физической силы? Шансов выйти оттуда живой и не изнасилованной у нее было куда меньше, чем у переодетого Клауда из Final Fantasy VII.

50. Почему Мэдисон удивляется, услышав имя Скотта Шелби, с которым она не знакома?

Норман Джейден и полиция против Итана

51. Почему полиция подозревает Итана?

У него есть идеальное алиби. Киллер убивает осенью, в октябре, в сезон дождей. Джейсон умер в июне, после чего Итан провел полгода в коме. Все, оправдан.

52. У полицейских есть подозрение, что Итан — преступник, и поэтому они просто приходят к психиатру и избивают его. Что?!

После этого Блейка должны были снять с дела и пустить под суд. Но не в мире Дэвида Кейджа. У него окровавленный психиатр после избиения спокойным голосом сдает им Итана и даже оригами демонстрирует в качестве доказательства.

53. Почему полиция, приехавшая арестовывать Итана, не окружила здание?

Почему на улице с полицией нет машин, а с другой стороны здания так много машин, что они стоят стеной? Почему у входа в метро ноль человек, а на станции — тысячи? Почему копы не видят беглецов, которые пешком переходят пути в метро? Почему они не позвонили на следующую станцию, чтобы ее сотрудники задержали беглецов прямо в вагоне?

54. Почему Джексон просто не застрелил Джейдена?
55. Почему Джейден реагирует на то, что у Пако была Мэдисон?

Он с Мэдисон не знаком. У Пако должны были быть отпечатки сотен женщин — почему он выделил именно ее? Почему ее после этого не задерживают, чтобы допросить по делу об убийстве Пако?

56. Почему агента, освободившего главного подозреваемого в серийных убийствах, не арестовывают?
57. Почему Блейк говорит Джейдену, что расследование окончено и убийца найден, когда «убийца» вышел пешком на свободу?

Да и почему вообще какой-то коп указывает, что делать агенту ФБР?

Скотт Шелби и Лорен

58. Зачем Шелби говорит Лорен про то, что адрес напечатан на старой машинке, сидя за столом со старой машинкой?

Зачем он сам бросает на себя подозрение и дает Лорен информацию, которую она может потом использовать против него? И использует — в одной из концовок она находит его и убивает. Этого не могло бы произойти (и не надо было бы убивать Манфреда, оставляя еще больше улик), если бы он просто промолчал.

59. Как Шелби попал на закрытую вечеринку Горди Крамера?

И почему туда пустили избитую путану Лорен? И почему вместо того, чтобы расследовать конверт, который он только что получил, Шелби едет черте куда черте к кому? Как он вообще вышел на Горди Крамера? Почему два профессиональных охранника на вечеринке, где все упоротые в ноль, бросают свои посты, чтобы проверить, как дела у рухнувшей Лорен? Почему Шелби не записал разговор с Горди?

60. Зачем Шелби убивать Манфреда?

Старик ничего уже не помнит. Никто от него ничего бы не добился, сам Манфред никаких подозрений по поводу Шелби не имел: он прямо говорит, что модель печатной машинки не редкая. Без убийства его записные книжки остались бы у Манфреда, и Лорен ни до чего бы не докопалась. Да и сам Шелби фигурировал там под именем погибшего брата с другой фамилией!

Однако убийство Манфреда мгновенно переводит Шелби в список подозреваемых полицией — кроме него и Лорен, в здании никого не было, а избавляться от улик в этой сцене — дело опциональное. Шелби тут не просто наследил, он себя подставил сильнее, чем когда бы то ни было.

61. Насколько наглым должен быть режиссер, чтобы давать нам управление персонажем, который совершает убийство, и скрывать это монтажом?

За пять секунд, что Лорен смотрит на фигурку, Шелби уходит в другую комнату, убивает Манфреда, обыскивает его файлы, стирает отпечатки пальцев, звонит в полицию и возвращается назад в тот же угол, где стоял до этого.

Никогда больше я не видел в играх такого. Монтаж в катсценах — дело одно, но делать POV-главу с точки зрения персонажа и утверждать, что за те мгновения, что мы им не управляли непосредственно, он отошел за кадр и совершил убийство — это выходит за все рамки. Особенно с учетом того, что нам потом продолжают врать, показывая его реакцию и его мысли.

62. Зачем Шелби список подписчиков журнала про оригами?

Он же не пытался выяснить, кто такой Мастер оригами, он все прекрасно знал.

63. Почему записная книжка Манфреда оказывается у Лорен, если Шелби убил Манфреда исключительно для того, чтобы сохранить ее в тайне?
64. Почему Шелби не бросил Лорен на улице после того, как она сама решила бросить его?

У нее ноль зацепок, она никак не может разоблачить киллера. Зачем ему продолжать разоблачать себя перед ней?

65. Почему сотрудник кладбища, который «хорошо знал» умершего тридцать лет назад Джона Шеппарда, не знает его брата?

Это попросту невозможно, учитывая, что Шелби продолжает приходить на могилу и приносить туда оригами.

66. Дети, которые на стройке лазают по балкам голыми руками осенью под проливным дождем, точно не напрашиваются на Премию Дарвина?

Отдельные аплодисменты «честности» игры в этот момент: в других сегментах при провале QTE взрослые люди спотыкались на ровном месте; тут дети в заведомо более хардкорных условиях (высота, дождь, холод) не получают ни царапины, как бы вы все ни проваливали.

67. Как Джон вообще мог влезть в трубу, из которой хлестала вода, против течения, полностью, и еще и застрять там в чем-то?

Смерть Джона Шеппарда — это предпосылка для всех событий игры, и она просто невероятна. Физически невозможно так себя воткнуть под асфальт. Почему его не унесло течением, когда он уже не держался за край? Почему он умер, когда его голова находилась над водой?

68. Почему Крамер ходит на могилу Джона Шеппарда?

Олигарх, готовый убивать людей, которые слишком близко интересуются его сыном, убивающим людей, приходит на могилу мальчика, который самостоятельно умер на его стройке тридцать лет назад, потому что испытывает сострадание по этому поводу? Крамер говорит об убитом его сыном мальчике, что тот был просто швалью с улицы… Как и Шеппард!

69. Что делала охрана Пако, когда Шелби застрелил его в его же кабинете — без глушителя?
70. Почему Шелби, заморочившийся тем, чтобы убрать какого-то там Пако, пощадил агента ФБР, который шел по его пятам? И оставил ему свой пистолет, по которому его можно опознать?
71. Настоящая фамилия Шелби — точно Шеппард, а не Гудини?

Шелби, связанный прочной веревкой, сидит в машине на дне озера. Лопается лобовое стекло, заливая машину полностью. Следующий кадр — Шелби вылезает на берег. Как?

72. Почему Шелби вламывается в особняк Крамера, убивает там всех и остается безнаказанным?

Как он выпускает из «Беретты» 18 пуль? Почему он внезапно становится Терминатором? Почему при провале всех QTE он уходит с 4-5 пулями в теле и о них ни разу не вспоминает? Почему охранники не преследуют убегающего пешком Шелби? Почему эта сцена поставлена хуже, чем любой копеечный боевик?

Кульминация

73. Почему Шелби сжигает все улики в конце одновременно, а не избавляется от них по мере получения?
74. Почему после этой сцены характер Шелби меняется на полностью противоположный?

Во всех сценах — даже в тех, где пересказывали историю смерти его брата — Шелби оставался невозмутимым. В финале же он — орущий истеричный идиот.

75. Зачем у Шелби на ноутбуке большими буквами в середине экрана написан адрес, где спрятан Шон?

Шелби не страдает забывчивостью, он прекрасно знает, где место его преступления.

76. Почему Шелби сжег не все улики?

Он сжег сотовые телефоны, но оставил в печатной машинке послание отцу жертвы? Зачем?

77. Откуда Мэдисон знает о том, что Джон Шеппард утонул из-за того, что его отец отказался его спасать?
78. Почему Шелби не застрелил Мэдисон?
79. Из чего сделана стена, которую Мэдисон разбивает при помощи… осциллографа?
80. Как Мэдисон выжила в горящей квартире?

Как она не задохнулась в холодильнике? Как она телепортировалась из закрытой квартиры на улицу после взрыва, когда пожар никто даже не начинал тушить? Почему идущие по улице люди даже не смотрели в сторону пылающего дома, обратив на него внимание, только когда он взорвался?

81. Откуда Мэдисон знает Джейдена?

Они ни разу не встречались, он преследовал Итана, но она говорит, что он — единственный, кому можно доверять. На основании чего? Она сама говорит ему, что он ее не знает!

Финал

82. Почему Шелби нападает на Итана?

Все, что хотел Шелби, — найти человека, который будет готов пожертвовать собой ради спасения сына. Он его находит… и наставляет на него пистолет? Если Итан приходит один, то Шелби этого не делает — он говорит, что достиг желаемого, и даже предлагает Итану его застрелить. Если Итан с Мэдисон, то почему-то Шелби заявляет, что не хочет отправляться в тюрьму, и собирается убить всех, включая Итана. Если где-то за кадром прячется Джейден, которого даже в сцене еще не показывали, то Шелби пытается подло застрелить Итана в спину. Иными словами, режиссер просто подтирается мотивацией убийцы, меняя ее в зависимости от количества персонажей в сцене, что само по себе абсурдно.

83. Почему последняя экшен-сцена настолько ужасна?

Вооруженный Шелби не стреляет в Мэдисон, когда она медленно лезет по лестнице и представляет собой идеальную мишень. Шелби телепортируется перед ней, хотя он был далеко позади. Шелби не стреляет в медленную хромую Мэдисон сверху, зачем-то спускаясь за ней. Куда Мэдисон вообще бежит? Зачем она спасает маньяка, который только что пытался ее убить? Как Шелби проткнулся, облокотившись на тупой металлический прут? Как Итан с простреленным пузом залез туда по вертикальной лестнице?

Почему вооруженный Джейден не застрелил Шелби, пока тот его не видел? Почему на заброшенном складе работает конвейерная лента и гигантская машина, перемалывающая столы и стулья? Почему эта конвейерная лента тянется с корабля, на котором нет ни одного человека? Кто на нее выкладывает весь этот мусор? Почему этот мусор вообще находится на корабле?

84. Что делает полиция в последней сцене?

Если Итан и Шелби внутри одни, то как Шелби выходит из окруженного полицией склада? Когда туда приезжает Мэдисон, почему полиция не может даже ее задержать? Если у Блейка вокруг склада снайперы, почему никто не помогает Норману в драке с Шелби, проходящей буквально у всех на глазах?

Пока все батхертели с результатов Оскара и того как кинули «Ла-ла-ленд», я увлекся размышлениями относительно кое-какого другого произведения, которыми хочу поделиться с Вами. Предупрежу заранее: а) это мое личное мнение, поэтому оно может не совпасть с Вашим, мнением редакции или ещё кого-либо; и б) будет много текста, так как в двух словах это не опишешь. Тех, кого предостережения не напугали, прошу знакомиться!


Heavy Rain — замечательная, интересная и напряженная игра с абсолютно корявым и местами откровенно нелогичным сюжетом. Почему я так думаю? Я сейчас объясню, но хочу предупредить, что в некоторые моменты будут спойлеры, поэтому не игравшим или не смотревшим её рекомендую лучше не продолжать читать.

В первую очередь хочу сказать, что Heavy Rain не совсем игра в привычном понимании. Это скорее интерактивный фильм или сериал, в котором мы видим события, происходящие с разными главными персонажами. Причем для своего времени идея оказалась настолько удачной, что Дэвид Кейдж сотоварищи продолжили повторять её и далее. С Beyond: Two souls немного не получилось, но посмотрим, что нас ждёт в Detroit: Become human, трейлер которой крайне однозначно намекает на использование идей двух предшественников.

И как раз из-за попытки сделать игру более насыщенной, создатели побрезговали логикой и связностью повествования. В своё время я натыкался на перечисление всех косяков сценария Heavy Rain, но так как, а) я не хочу повторять чужие слова; б) хочу пояснить свою позицию, приведу несколько моментов, на которые лично я обратил внимание.

Самый большой косяк — главный злодей. Нет, он хорош как трагический персонаж (потерял брата из-за отца, решил найти идеального папу, придумал хитроумные головоломки для достижения своей мечты), но как персонаж игровой он просто ни туда, ни сюда. Скотта Шелби (парампампам, если кто не знал, то он — Мастер Оригами) сделали убийцей сценаристы, которые этим порушили все игровые элементы и сцены с ним связанные, зато выдали неожиданный твист ближе к финалу. Почти как создатели «Дизлайка», но это отдельная песня. Вариант, при котором со Скоттом бегает его «помощница» Лорен, а он пытается доказать вину сына богатея, никак не вяжется с планом хитроумного маньяка, придумавшего и претворившего в жизнь игру на выживание для отцов и их сыновей, так как банально у Скотта не было бы ни времени, ни возможности проверить, выполняет ли Итан требования заданий. К тому же Лорен могла заметить странности в поведении спутника, но… нет.

К тому же как «крупногабаритный» Шелби смог засыпать довольно узкий лаз на электростанции битым стеклом, причем все повороты и перекрестки, так и останется загадкой. Я уж промолчу про его мысли, в которых он говорит о маньяке, то бишь о себе, в третьем лице и вообще чуть ли не кроет матом. Понятно, что это нужно по сюжету, но смотрится дико.

Далее у нас идут агент ФБР Норман и журналистка Мэдисон. Первый вроде как страдает от зависимости, а вроде как и нет, если это только не нужно по сюжету. Он, кроме всего прочего, после махача с Шелби, который скрылся аки Человек-Паук, то бишь без следа, находит отпечатки Мэдисон, рассуждает, что с ней надо побеседовать и… забивает на это вплоть до её звонка. И кстати этот звонок — ещё та дыра в сюжете. Ни при каком раскладе (из известных мне, во всяком случае) Норман с Мэдисон не пересекаются, его номер телефона не висит на каждом столбе и не озвучен в пресс-релизах, но Мэдисон, спасшаяся от взрыва в квартире Шелби, звонит ему по мобильному номеру, который помнит! Видимо, после предыдущей смерти (а в первое прохождение я умудрился случайно убить всех персонажей) у неё открылись очень ограниченные по использованию экстрасенсорные способности.

А теперь самое вкусно, самый смак — выпадения, обмороки, помутнения или блэкауты (как хотите, так и называйте) Итана, из-за которых он постоянно прискакивает на определенную улицу, а в один из моментов умудряется просрать сына. Итак, что же это? Последствия гипноза, которым на него воздействовал Шелби, дабы Итан стал главным подозреваемым? Результат какой-нибудь методики НЛП, которой на него воздействовал Шелби через письмо? Странно функционирующая в его мозгу опухоль, перекрывающая на время адекватную работу участков головного мозга, отвечающих за память и ощущение себя в пространстве? Последствия сифилиса, которым его наградила бывшая жена? И ответ уходит… в никуда. Существует объясняющая этот момент сцена, которая была вырезана из финальной версии игры, которая объясняет данные провалы какой-то ахинеей на уровне Мулдашева или Малышевой. Какая-то психологическая связь между Итаном и Скоттом из-за аварии, в которой погиб Джейсон (папка его задавил, не иначе), после которой Итана колбасило тогда, когда Скотт убивал, из-за чего Итан и оказывался на улице, на которой жил маленький Шелби, зажимая в руке фигурку оригами, совпадающую с той, что Скотт вкладывал в руки убитых им в этот день детей… Что это за херня?!

Ещё отдельно могу сказать, что лейтенант Блейк ведет себя как полоумный психопат, раздавая всем люли, обвиняя совершенно левых людей и выпытывая правду методами гестапо. Мне одному было интересно, как он смог дослужиться до лейтенанта и почему его так любит начальство?!

Итог: Heavy Rain — отличная игра, которую я пройду ещё, наверно, раза два для получения разных концовок. Правда, с точки зрения сюжета она похожа на Спанч Боба своими дырами. Но это не помешает получить от игры удовольствие, поэтому, если не пытаться очень усиленно обдумывать все повороты сюжета, то от неё можно получить удовольствие. Как игра — 4,8/5, как сюжетное произведение — 2,9/5

Heavy Rain — странная игра. Нельзя сказать, что она беспощадно плоха. Но проблемы у нее имеются. Статья анализирует сюжетные повороты, поэтому спойлеры, спойлеры и снова спойлеры.

Лично для меня ключевой проблемой оказался сюжетный поворот с личностью убийцы. Здесь кроется большое количество странностей и нестыковок. Об этом и поговорим.



При первом прохождении у игрока появляется возможность определиться, кто из основных героев ему наиболее симпатичен. В центре внимания находится Итан Марс — отец, у которого похитили ребенка. Более того, за пару лет до этого Итан потерял еще одного сына, погибшего под колесами автомобиля. Событие это сильно повлияло на Итана. Он меланхоличен, подавлен, склонен к депрессии. После потери первого сына Итан разводится с женой, не может вернуться к полноценной жизни. Игрокам редко нравятся подобные натуры. У горя Итана есть веские причины, но людям нравиться играть за сильных духом персонажей. Итан слаб, но в тоже время готов на что угодно, чтобы спасти своего последнего сына. Второй такой потери он просто не переживет. В начале игра кидает игрокам приманку: у Итана бывают провалы в памяти, неясные видения, после которых он обнаруживает в руке фигурки оригами. Сам несчастный отец приходит к выводу, что «Мастер Оригами» — его злобное альтер-эго. Версия эта оказывается ложной и никак в дальнейшем не объясняется. Мол, просто подразнили, и хватит.


Мэдисон Пейдж — представительница распространенного в фильмах-книгах-играх типажа «журналистка». Молодая женщина, которая одержима идеей написать книгу/раскрыть дело/донести правду. Олицетворение общественной совести. Мэдисон неоднократно спасает Итана и помогает ему на протяжении игры. Она сильна характером и может дать по башке, если требуется. При определенном прохождении Мэдисон может раньше всех раскрыть личность убийцы. У Мисс Пэйдж есть некие психические проблемы, связанные с манией преследования. Возможно, в прошлом она была жертвой насилия. Но подробнее этот аспект ее личности так и не раскрывается.


Норман Джейден — любопытный персонаж. Молодой и чудаковатый агент ФБР, такая помесь Фокса Малдера и Дейла Купера. Джейден страдает от наркотической зависимости и одержим своей работой. Местная полиция встречает Нормана прохладно и даже с издевкой, но это ничуть не снижает его энтузиазм в поиске преступника. Джейден мог бы стать любимым героем для многих, он собирает и анализирует улики, допрашивает подозреваемых. Но на протяжении игры ему уделяется не так много времени.


Скотт Шелби — частный сыщик, словно сошедший со страниц нуарного детектива. Бывший коп, немолодой, имеющий проблемы со здоровьем, уставший от жизни и хлебнувший всякого, но упорно идущий по следу погибших детей. При определенном прохождении Скотт вообще становится самым крутым персонажем в игре. Он спасает владельца магазина от грабителя, защищает проститутку от агрессивного клиента, предотвращает самоубийство молодой матери, заботится о маленьком ребенке. Сюжетная ветка Шелби кажется наиболее интересной. Детектив идет по следу подозреваемого — отвратительного богатого сынка местного криминального авторитета. Папины деньги помогают негодяю избежать правосудия, но Шелби неумолим и неподкупен. Одна из ярчайших сцен в игре — это перестрелка в особняке криминального босса, где Скотт кладет толпу охранников и выбивает правду из подонка, покрывающего преступления порочного сынка. Шелби может позволить умереть преступнику или сохранить ему жизнь, эпично удалившись из разгромленного особняка. При первом прохождении я с нетерпением надеялся, что Шелби пересечется в процессе расследования с Джейденом (ну да, в итоге они пересекутся), переживал, что Скотт, скорее всего, погибнет в финальной битве с маньяком. Я оказался наивным человеком. Потому что главный сюжетный твист — Скотт Шелби и есть Мастер Оригами. Эх… Я не лезу в геймплей, но с сюжетом здесь явно что-то не так. И вот здесь займемся нашим запоздалым анализом.


Сам прием, когда один из главных героев оказывается убийцей, давно и широко используется. Эта фишка применяется для реализации более широкого негласного принципа «убийца тот, на кого ты никогда не подумаешь». Соблюдение этого правила позволяет детективу быть интересным и удивлять читателя/зрителя/игрока сюжетной развязкой. Принцип этот стараются соблюдать еще со времен английских классических историй о похождениях Шерлока Холмса. Ты должен удивляться либо личности убийцы, либо обстоятельствам убийства, получая в финале логичные объяснения и удовлетворяя свое любопытство.

Но ребята из Quantic Dream слишком увлеклись попыткой шокировать игрока. Шок ради шока и шоком погоняет. Что же за маньяк получился из Скотта Шелби?

На протяжении всей игры Мастер Оригами создает для отца, пытающегося спасти жизнь своего сына, ряд испытаний. Итан и его сын Шон — не первые жертвы маньяка. Оригами постоянно дорабатывает свою систему, патчит баги и все такое. Например, один из предыдущих отцов (владелец магазинчика) не понял послания маньяка и не принял участия в его жестокой игре. Вот я и произнес слово «игра». С кем можно сравнить Мастера Оригами? Правильно, с Джоном Крамером. У них обоих есть некая жестокая «игра» с испытаниями для ее недобровольных участников. Кровавые ловушки, жестокая философия, объясняющая происходящее.


Джон Крамер смотрит на Мастера Оригами как на… Неодобрительно, вообщем, смотрит.

Я никоим образом не восторгаюсь Джоном Крамером, он убийца и все такое. Но у «Пилы» действительно есть некие правила. Если участники игры соблюдают их, то они могут выжить. Правда, остаться при этом без руки или ноги. Что же мы видим у Мастера Оригами? Если Итан Марс преодолевает все испытания и находит сына, Шелби сам лично является, чтобы убить несчастного отца. То есть в игре Оригами нельзя выиграть, потому что он мухлюет. Шелби приходит, чтобы подло застрелить Итана. Человека, который тронулся в рассудке, потеряв первого ребенка, и отдал все, чтобы спасти второго. После убийства Итана, Шон, по задумке Мастера Оригами, должен медленно и мучительно захлебнуться водой. Если есть на свете какое-то зло за гранью зла, то это как раз его пример.

То, что Шелби является невероятно жестоким злодеем, ничуть не мешает ему быть жалкой нюней и размазней. Опять вспомним «Пилу». Джон Крамер, будучи смертельно больным, демонстрировал крайнее пренебрежение к собственной смерти и своеобразную мужественность. Он даже сделал свою смерть важным элементом одной из «игр». Мастер Оригами жалуется и скулит, как ему тяжело живется. Он умудряется поныть даже в разговоре с Итаном, на которого он наставил пистолет, настолько убийце нужна хотя бы щепотка сочувствия. Разработчики даже отказали злодею в праве достойно уйти в мир иной. В одной из возможных концовок, находясь на краю гибели, Шелби умоляет Нормана спасти его, до последнего цепляясь за подобие жизни. Если же Норман внемлет мольбам маньяка, то Шелби воспользуется моментом и сам лишит жизни наивного фэбээровца. Складывается ощущение, что кто-то из команды разработчиков люто ненавидит нуарные детективы и частных сыщиков. Нужно очень постараться, чтобы запихать в одного персонажа столько озверелой жестокости и запредельной подлости.

Так кто же такой Скотт Шелби? Хладнокровный техноманьяк со своей нездоровой философией? Точно нет. Пространные разговоры о том, что «я долгие годы искал отца, который пожертвует всем ради сына» плохо вяжутся с попыткой убить отца и сына, несмотря на то, что они выполнили все условия и прошли все испытания. Тогда философия не важна, убийства ради убийств? Кровожадный сумасшедший, живущий в плену собственного безумия? Тоже нет. Нам никак не демонстрируется его психическое расстройство. Нечеловеческая жестокость поступков Мастера Оригами странно сочетается с отсутствием садистских наклонностей непосредственно в поведении убийцы. Он расчетлив, старается действовать продуманно и обезопасить себя. Шелби не пытается намеренно причинить боль своим жертвам. Убивая, он больше озабочен тем, как замести следы и не попасться.Тогда, может он психопат, скрывающий за личиной приятного человека свое звериное нутро? Хорошая версия, но она разработчиками никак не раскрывается. При желании можно покопаться и найти у Скотта отдельные признаки психопатии, но это уже додумывание и притягивание фактов. Мастер Оригами по итогам игры — лоскутный персонаж, набор взаимоисключающих факторов. Трудно рассматривать его как цельного злодея. В своей погоне за неожиданными поворотами разработчики загубили потенциально интересного героя, никак не раскрыв его переход на темную сторону. Да, есть история с братом и жестокость отца, но эти отдельно взятые факты просто швыряются игроку в лицо, а устанавливать между ними причинно-следственные связи приходиться самостоятельно.

Пусть лично для меня Скотт Шелби останется усталым и надежным служакой, который слишком стар для всего этого . в которое его окунули. И проблема не в том, что именно он оказался маньяком. Создатель имеет право превратить героя в злодея. Или наоборот. Проблема в том, каким Шелби оказался маньяком. И почему он им оказался вообще.

Читайте также: