Статуя серп и молот

Обновлено: 30.06.2024

Что для нас « Рабочий и колхозница »? В первую очередь, легендарная скульптура Веры Мухиной, символ эпохи, шедевр советского модернизма 20 века. Не все знают, что автором ее концепции был архитектор Борис Иофан, а воплотила его замысел народный художник, скульптор-монументалист, лауреат пяти Сталинских премий Вера Мухина. Статую создавали специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Там её поставили на большой постамент.

А после, у входа на ВДНХ, статую водрузили на 11-метровый "пенёк", как назвала его Мухина. Еще бы..Высота самих скульптур 25 метров , поэтому мощь и динамику такого творения сложно было прочувствовать в полной мере. Однако, в этом виде памятник простоял 70 лет.

А что сегодня? В наши дни скульптуры установлены на постаменте высотой 33 метра. Напомним, что в 2003 году памятник разобрали на 40 частей, реставрировали несколько лет. В 2009 году восстановленная статуя снова вернулась в город.

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Автор скульптуры – Вера Игнатьевна Мухина.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Древнегреческие скульптуры - прообразы фигур рабочего и колхозницы Древнегреческие скульптуры - прообразы фигур рабочего и колхозницы

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  • во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  • во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Памятник «Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

Рабочий и колхозница, фото 2015 года

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

Рабочий и Колхозница

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Читайте также: