Имя мошенника 12 стульев

Обновлено: 02.07.2024

Художник-постановщик фильма Петр Пророков попался на развод «банковских мошенников».

Суд выгоняет из квартиры детей и бывшую жену Иосифа Пригожина

Петр Пророков, который работал в качестве художника-постановщика на съемках «12 стульев», потерял 1,5 миллиона рублей из-за банковских мошенников. Об этом пишет Telegram-канал Mash.

Схема развода оказалась очень популярной — мошенники представились сотрудниками банка и заявили, что деньги на счету в опасности.

Пророкову позвонил некий Вадим, который заявил, что является сотрудником службы безопасности Центробанка.

Он напугал мужчину тем, что на его имя хотят взять кредит и посоветовал скинуть деньги на безопасные счета. Пророков перевел на указанные счета все накопления семьи — 1 128 400 рублей.

А еще через два дня начальник «Вадима» снова набрал Пророкова и заявил, что кредит все-таки взяли, и его придется аннулировать. На это он отдал еще 196 тысяч рублей.

Все стало явным, когда супруга художника, которая лежала в больнице с онкологией, вернулась домой, а сам он проверил данные и документы.

Теперь с инцидентом работает полиция, а сам Пророков и его семья страдают от финансовой нестабильности.


Бывший вор, ставший на путь исправления. Владелец и водитель автомобиля «Антилопа-Гну».

В прошлом камергер императорского двора. Обитатель «Вороньей слободки»


Подпольный миллионер, скопивший огромное состояние разнообразными жульническими операциями.


Завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый воришка


Варфоломей Коробейников, служивший некогда в архиве Стакомхоза и сохранивший сведения об имуществе, реквизированном после революции.


Гробовых дел мастер в уездном городе N.


Жена Васисуалия Лоханкина


Причисляет себя к русской интеллигенции и много размышляющий о её судьбе, имеет начальное образование (он исключён из пятого класса гимназии), нигде не работает и на досуге любит рассматривать картинки из иллюстрированного еженедельника «Родина» за 1899 год.


Гениальный слесарь-интеллигент, кустарь-одиночка с мотором. Член «Союза меча и орала».

Вполне созревший недотёпа, лет под тридцать. Член «Союза меча и орала».

Немецкий инженер. Подписал контракт на год работы в СССР, или, как определял сам Генрих, любивший точность, — в концерне «Геркулес».

Бывший горский князь, а ныне трудящийся Востока. Обитатель "Вороньей слободки"

Арендует койку в комнате тети Паши. Обитатель «Вороньей слободки»

Хозяин «Быстроупака». Член «Союза меча и орала».

Ответственный работник "Геркулеса"


Бывшая красавица-прокурорша, любовница Воробьянинова. Член «Союза меча и орала».

В 1928 году в печать вышел роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Сатирическое произведение не сразу стало популярным, сначала критики относились к нему крайне сдержанно, в 1948 году роман и вовсе был запрещен из-за советской цензуры. Однако с каждым десятилетием интерес к роману рос, за все время было снято более 20 экранизаций, в том числе на Кубе, в Германии, Швеции, Австрии и США. В Советском Союзе книгу экранизировали дважды: в 1971 году – Леонид Гайдай и в 1976 – Марк Захаров.

Спокойную жизнь делопроизводителя ЗАГСа Ипполита Матвеевича Воробьянинова нарушает не столько внезапная кончина тёщи Клавдии Ивановны Петуховой, сколько её признание, что в сиденье одного из 12 стульев их бывшего гостиного гарнитура она зашила свои бриллианты. Ипполит Матвеевич решает найти сокровище. К несчастью, этим же занят священник отец Фёдор, узнавший тайну от Клавдии Ивановны на исповеди. Воробьянинов встречает молодого авантюриста Остапа Бендера, согласившегося за 40% от стоимости бриллиантов помочь бывшему предводителю дворянства. Смотрите комедию «12 стульев» на телеканале «МИР» 1 июля в 19:25.

История создания романа «12 стульев» обросла всевозможными легендами, байками и небылицами, которые активно поддерживали и распространяли сами авторы. В какой-то момент литературоведы стали замечать множество неточностей в словах писателей, однако, узнать достоверно, где правда, а где авторский вымысел, сегодня почти невозможно. «МИР 24» вспомнил самые интересные факты о написании романа «12 стульев».

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Леонид Гайдай. Производство Мосфильм. 1971 год.

Идея романа принадлежала известному на тот момент советскому писателю Валентину Катаеву. Он предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров, – прим. ред.) вместе с начинающим писателем Иехииелом-Лейбом Файнзильбергом (Илья Ильф – прим.ред.) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Как выражался сам Катаев, он нанял литературных негров. Молодые литераторы отнеслись к заданию серьезно, работали много и сообща. У каждого было право вето, поэтому ни одна фраза не была напечатана без согласия напарника. Изначально Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но уехал в Крым и на море работать ленился. Через месяц выяснилось, что Ильф и Петров справляются без помощи маэстро, поэтому от авторства Катаев отказался. Оставив два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.

Изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Полагалось, что он звучит лишь одну фразу: «Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?». Однако постепенно Бендер перекочевал в ключевого героя романа, что вызывало недоумение у самих авторов. Евгений Петров рассказывал, что в какой-то момент они начали воспринимать Остапа Бендера как реального человека. Кстати, подобная литературная метаморфоза совсем не нова. Например, Александр Пушкин признался, что был удивлен, когда Татьяна Ларина вышла замуж за генерала, а для Льва Толстого неудавшееся самоубийство Вронского было настоящим открытием.

Кстати, скорее всего, у Бендера был прототип. Самый вероятный – одесский авантюрист Осип Шор. Молодой человек служил в уголовном розыске и имел репутацию денди. В 1919 году возвращаясь из Петрограда в Одессу, Шор проворачивал разные авантюры: выдавал себя за агента подпольной антисоветской организации, прожил зиму у пухленькой женщины, обещая жениться, представлялся художником и даже известным шахматистом, чтобы завоевать доверие окружающих. В 1937 году мужчину отправили в лагерь на пять лет, под конец жизни он работал проводником в поезде дальнего следования.

кадр из фильма «12 стульев». Режиссер Леонид Гайдай. Производство Мосфильм. 1971 год.

Отношение читателей к Остапу Бендеру тоже менялось с течением времени. Сначала его считали отъявленным негодяем, но со временем стали видеть веселого и предприимчивого мужчину, который не боится рисковать. Решение о смерти героя для авторов было случайным – они просто положили две бумажки с вариантами окончания романа в сахарницу и провели жеребьевку. Позже Ильф и Петров признавались, что такое решение было незрелым, пойти на это могли только молодые авторы, поэтому в «Золотом теленке» Остапа Бендера воскресили.

А вот образ Кисы Воробьянинова собирательный, олицетворяющий людей, которые потеряли свое высокое социальное положение и теперь занимают небольшие делопроизводственные должности. На протяжении всего романа Воробьянинов не демонстрирует никаких способностей: не находчив, не практичен, не энергичен. Критик Анатолий Старков обращает внимание, что даже общение с Бендером Кису ничему не научило: «Он всего лишь жалкая тень Бендера, марионетка при нем». Лишь в финале романа личность Кисы меняется: появляются жестокость и отчаяние.

Роман «12 стульев» со временем стал самым цитируемым в Советском Союзе: «утром деньги – вечером стулья», «заграница нам поможет», «он любил деньги и страдал от их недостатка», «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих» и так далее. При этом, в самом произведении множество отсылок к российской и зарубежной литературе. Сюжетом роман и вовсе обязан произведению Артура Конан Дойля «Шесть Наполеонов». Когда книга вышла в свет, друзья Ильфа и Петрова подарили им коробку с шестью наполеонами в качестве символа.

По мнению краеведов, прототипом Старгорода стал город Старобельск в Луганской области, а также деревня Чмыровка и сам Луганск. В 1926 году Ильф и Петров были здесь в командировке, почерпнув множество деталей из местной жизни.

В наступившем году любители тонкого юмора и острого слова отмечают 90-летие выхода в свет знаменитого романа «12 стульев». Саратовский ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва отметил юбилей одноимённой постановкой.

С исполнителем роли «великого комбинатора» Алексеем Кривегой пообщался наш корреспондент.

«Турецкоподданный» из Саратова

- Знаете ли вы, что О. Бендер наш земляк? Как думаете, почему в двух знаменитых романах Ильфа и Петрова действие начинается в Саратове или Арбатове?

- С самого начала репетиций «12 стульев» все только и говорили: «А ты знаешь, что. ». Но конкретная привязка к нашему городу - это, скорее, «Золотой теленок», где и жизненная ситуация, и сам Бендер другой - его уже убивали! - и афёры помасштабней. На самом деле у Остапа был реальный прототип Осип Шор, в нём ключ к пониманию характера «великого комбинатора». Ося - человек фантастической судьбы. В. Катаев, можно сказать, подсмотрел и «подарил» Ильфу и Петрову приключения прототипа будущего героя, побывавшего за свою бурную жизнь и «гроссмейстером», и «художником», и даже главой уездных «борцов с большевизмом». История про «страстного мужа» тоже имела место в биографии Осипа Шора. Вообще он постоянно влипал в невероятные истории, даже не вошедшие в роман. Будучи сотрудником Одесской ГубЧК, после кровавой перестрелки с бандитами (причём на нём не осталось и царапины!) стал личным врагом самого Мишки Япончика.

Невероятно, но я даже какую-то связь с настоящим Осипом чувствую. За четыре дня до премьеры, когда перечитывал его биографию, возникло ощущение, что я этого человека знаю. Буду в Москве, обязательно схожу к нему на могилу на Востряковском кладбище.

А что О. Бендер наш земляк, не знаю. Скорее всего, это миф, которым мы можем гордиться. Не у каждого города есть такая славная легенда. Насколько это имеет отношение к реальности - кто знает. Да это и не важно!

- Отчего мошенник-авантюрист так симпатичен публике?

- Остап не врет, когда на вопрос «Зачем вам деньги?» отвечает: «Из принципа». Ему важен не результат, а сам процесс, всплеск адреналина. Ему жизненно необходимо быть все время на острие, на пике.

На мой взгляд, перед нами не просто плут, ищущий выгоды. Это особый вариант Робин Гуда. Бендер никогда не обманывает, не идет на аферу, если видит перед собой человека честного и порядочного. Обратите внимание, что и по грехам каждого из персонажей можно «отсортировать» - алчность, жадность, глупость. Каждый получает по заслугам, он как бы взял на себя миссию Высшего суда.

Откуда берется такой градус существования?! Ведь у Бендера колоссальное желание жить. Он зубами в эту жизнь вгрызается. Хотя чувствует, что движется к скорому концу. Поэтому быстрее, быстрее, быстрее успеть наесться жизнью. Это дает ему душевный мотор. Но он сгорает, верша суд праведный. В этом есть романтизм настоящий, а не «цветочки-бабочки». Человек борется за справедливость, в том числе и сам с собой. Поэтому его смерть в финале приобретает метафизический смысл.

Любовь за отчаянность

- На премьеру «12 стульев» пришло много молодёжи. С точки зрения поколения «мелениумов» Бендер успешный бизнесмен, актер или аферист?

- Сам Остап утверждал, что в молодости играл Гамлета. Хотя на кураже он мог все это и выдумать. Репетируя спектакль, мы поняли, что герой очень точно и быстро считывает человека. Мгновенно схватывает любые пороки и слабости и виртуозно «хамелеонит». На людей, радеющих только о кошельках, смотрит иронично и презрительно. Ему смешны граждане, дрожащие за свое имущество. У самого же деньги не задерживаются - легко их добывает и так же легко расстается. У него всего одна слабость: серый в яблоках костюм. Выцыганив у Кислярского 500 рублей, тут же покупает себе заветную экипировку. А Кисе - новенький пиджак и капитанскую кепку, известную всем по экранизациям романа. Авторы одели героя в «мечту», чтобы перед смертью мы увидели его счастливым. Это как Элвис, который с детства грезил подарить маме белый «Кадиллак».

- Мечтаете о московских сценах, съемках в кино, ТВ-сериалах?

- До сих пор знакомые и друзья нет-нет, да и спросят: «Почему в Москву не едешь? Что тебе Саратов?».

Я с этим категорически не согласен. У меня, как у Бендера, есть свой «серый в яблоках костюм». Зачем искать счастья на стороне? Надо поднимать уровень до столичного в родных пенатах. У нас в ТЮЗе немало спектаклей, о которых уже говорят за пределами Саратова. Пусть из столиц едут к нам, говорят о саратовском театре, саратовской школе. Мне очень не хочется слышать «Вот в Москве - это да!». Будет и в Саратове, мы за это бьемся.

Неправильно, что если человек одарен, то должен собрать чемодан и ехать куда-то. За бесконечными стремлениями вспыхнуть, попасть на обложку теряется глубина. Зачем лезть в эти бесконечные ток-шоу? Артист должен понимать, что он артист. В этом, главным образом, профессионализм и заключается.

По окончании театрального еще долго посещал занятия по мастерству любимого учителя Александра Галко. Захожу я как-то за ним, он собирается на занятия. Заглядываю на кухню: на столе лежит огромное яблоко. Большущее, большущее! Спрашиваю: «Александр Григорьевич, а что это за яблоко? Откуда?». Он рассказал, что был недавно в больнице. В палате лежал молодой мальчишка, рядом в слезах сидела мать и сосредоточенный отец. А Александр Григорьевич всегда шутил с персоналом, не любил показывать, что ему плохо или больно. А шутил очень остроумно. И мальчишка вдруг улыбнулся. Его отец со слезами на глазах подбежал: «Огромное спасибо!». Александр Григорьевич удивился: за что? Оказалось, мальчик попал в аварию и не может ходить. Родители продали все и ездят с ним по медучреждениям. За три месяца юноша не проронил ни слова, ни разу не улыбнулся. И вот большой актёр наполнил больничную палату добрым юмором - и мальчишка просиял. Растрогавшись, родители готовы были одарить всем, чем угодно. «Возьмите хотя бы это яблоко», - уговаривали родители. «Хорошо, яблоко возьму», - согласился Галко.

Читайте также: