Слепой музыкант это какой жанр

Обновлено: 04.07.2024

Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, по-видимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне

Чувствую, что пересмотр и дополнения в повести, выдержавшей уже несколько изданий, являются неожиданными и требуют некоторого объяснения. Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение. И в устных, и в печатных критических замечаниях мне приходилось встречать возражение, по-видимому, очень основательное: по мнению возражающих, этот мотив отсутствует у слепорожденных, которые никогда не видели света и потому не должны чувствовать лишения в том, чего совсем не знают. Это соображение мне

поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поемных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка,

поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поемных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка,

Повесть “Слепой музыкант” - произведение Владимира Короленко, посвященное описанию жизни мальчика, который родился слепым, о его поисках красоты и смысла в жизни.

История создания

Владимир Короленко работал над этой повестью очень долго - около 13 лет. Первые зарисовки были сделаны в 1885 г., а в 1886 году он опубликовал ее частями в газете “Русские ведомости”. Но на этом работа не закончилась. Автор переработал ее в том же году для публикации в другой газете. Позже, в 1888 году, она публиковалась отдельной книгой, опять в переделанном виде. В 1898 году Короленко вводит дополнительные эпизоды (например, уход Петра с нищими). Повесть “Слепой музыкант” стала очень популярной среди современников, и после смерти автора. При жизни Короленка ее переиздавали 15 раз.

Главные герои повести “Слепой музыкант”

  • Петр Попельский - главный герой, мальчик, рожденный слепым, стал музыкантом.
  • Максим Яценко - дядя мальчика, брат его мамы. Много времени посвятил воспитанию Петра.
  • Эвелина - соседская девочка, которая стала женой Петра.
  • Анна Михайловна - мать мальчика.
  • Иохим - конюх.
  • Кузьма и Федор Кандыба - слепцы, с которыми Петр отправился в паломничество.
  • Егорий - звонарь.

Краткое содержание

Вся повесть разбита по содержанию на главы, и по каждой из них краткое содержание изложено ниже.

Глава 1

В семье зажиточных помещиков Попельских рождается мальчик. Спустя несколько недель семья замечает, что он ничего не видит, и доктор подтверждает это - младенец родился слепым. В доме жил и дядя Максим, который имел достаточно буйный нрав и считался разбойником. Он побывал во множестве сражений и вернулся домой без ноги, а одна его рука была сильно повреждена.

Важно! Дядя взялся помогать сестре с ее необычным ребенком. Он дает понять ей, что мальчика не стоит так опекать, и спустя некоторое время малыш отлично начинает ориентироваться в здании.

Весной его отвели к реке, от массы новых эмоций ребенок упал в обморок.

Глава 2

Пете исполнилось 5 лет. Он отлично ориентируется в доме и совсем непохож на слепого. Ему очень понравилось, как играет их конюх на свирели. Он пытается и сам так сделать. Мать ревнует, что внимание ребенка переключилось на конюха, и покупает фортепиано, но для ребенка ее игра оказалась слишком сложной и громкой. Со временем Анна Михайловна учится играть чувственнее и сын тоже начал с интересом слушать пианино.

Глава 3

Под руководством дяди слепой мальчик растет практически полноценным и самостоятельным - в шесть лет он сам убирает в комнате и даже ездит на лошади. Его жизнь омрачается только отсутствием друзей. Местные мальчики его боялись из-за слепоты. Потом рядом поселилась семья Яскульских, в которой была девочка Эвелина - ровесница Петра. Она тоже часто бывала одна и однажды увидела, как Петр играл в одиночестве у реки. Эвелина хотела познакомиться, но он ее прогнал. После - они увиделись и разговорились.

Важно! Девочка не сразу поняла, что он слепой. Только когда Петя попытался ощупать ее лицо она испугалась и расплакалась. Она пришла к нему на следующий день. Так и началась их дружба.

Глава 4

Петр страдает - он чувствует себя неполноценным и отчаянно хочет увидеть предметы, свет, цвета.

Глава 5

К дяде Петра приходят гости - его товарищ Ставрученко и его сыновья с друзьями. Молодежь ведет активную беседу на разные темы, но ни разу они не обратились к Пете. Он встает и уходит. За ним бежит Эвелина и находит его около мельницы. Он говорит ей, что чувствует себя лишним на этом свете. Эвелина растрогалась и сказала, что он должен стать ее мужем. Петя соглашается, но потом понимает, что он незрячий и не сможет быть нормальным мужем. Эвелина говорит, что ей это не важно, ведь у них есть любовь. Они возвращаются к гостям. Петя садится за клавиши и начинает играть. Все гости в восторге. Они говорят, что у него потрясающая неповторимая манера и советуют пройти профессиональное обучение.

Глава 6

Семья Попельских отправилась в гости к Ставрученкам. Они посетили монастырь, где познакомились с Егорием - слепым звонарем. Все заметили, насколько удивительно он похож на Петра. Слепые остались одни, и звонарь рассказал мальчику о том, что тоже был рожден незрячим, но послушник по имени Роман потерял зрение только в 7 лет. Он завидовал парню, потому что он успел увидеть свою маму и белый свет. Егорий был весьма озлобленным человеком. После посещения монастыря Эвелина подозревает, что Петр считает всех слепых от рождения злыми. Пришла зима. Петя был невесел, его одолевали мысли о смысле его жизни. Он полагает, что он человек злой от природы и только мучает близких. Однажды дядя рассказывает Петру о связи звуков и цветов. Мальчик очень внимательно это слушал и пытался воспроизвести это с помощью фортепиано. Он жалеет, что не может ничего видеть и говорит, что был бы готов поменяться жизнью с любым нищим. По его мнению, это сделало бы его менее несчастным, так как его мысли были бы заняты тем, как выжить. В праздничный день Максим, Петр и Иохим пришли к чудотворной иконе. У входа в церковь пели слепые нищие. Петра напугало услышанное и он захотел уйти как можно скорее. Максим же ему ответил, что это те самые “счастливые слепые”, о которых он только что рассуждал. Максим заставил его дать им денег. Семья решила, что как придет лето Максим и Петр поедут в Киев, чтобы мальчик брал уроки у знаменитого пианиста. Как-то в июле ночью по улице шли двое слепых. Их позвали к бричке, и компания пополнилась еще одним слепцом. Это были старик Кандыба, молодой Кузьма и юноша Петр, который переоделся в крестьянина. Они пошли к Почаеву, а Максим отправился в Киев сам и никому не сказал, куда направился его племянник.

Важно! Это путешествие многое дало мальчику. Он узнал много новых звуков, ощутил необъятность мира. Он выучил песню своих спутников. Возвратился домой он только осенью. Несмотря на то, что зрение к нему не вернулось, душа его исцелилась .

Мать злится на него, но потом прощает, дядя тоже возвращается домой. Поездку в Киев откладывают на год.

Глава 7

Эвелина вышла замуж за Петра. Тот не забывает своих друзей - он построил Федору дом, часто ходит в гости к нему и ведет беседы. Когда стало известно, что Эвелина ждет ребенка, он испугался, но младенец родился нормальным.

Столь тщательная работа была проведена не зря, это сделало «Слепого музыканта» самой значимой работой Короленко, которая весьма полюбилась его современникам.

У главного героя было несколько прототипов. В детстве автор был знаком со слепорожденной девушкой. Воспоминания о ней и ее жизни были взяты Короленко за основу для описания мировосприятия Петра. Среди учеников Владимира был парень, который постепенно терял зрение, а также он был знаком со слепым музыкантом. Встречу со слепыми звонарями автор написал в 1890 году, после того как побывал в Саровском монастыре.

Основная тема и жанр

Основная тема произведения — как стать счастливым. Писатель находил суть счастьям в том, чтобы приносить радость и пользу другим. Проблематика повести выражается в затронутых автором вопросах смысла жизни, искусства и преодоления трудностей, что дает жизнь. Гуманист Владимир Короленко одним из первых начинает говорить о людях с ограниченными возможностями, хотя проблема стала по-настоящему обсуждаемой лишь в XXI веке.

«Слепой музыкант» — это повесть, по направлению в литературе она относится к реализму. Произведению присущи одновременно философские рассуждения и психологические мотивы. Владимир же в подзаголовке назвал свою работу этюдом. Это неслучайно, ведь в музыкальных произведениях есть такой же вид жанра, который означает изучение чего-либо. В повести писатель показывает, как незрячий человек обрек смысл жизни.

По традициям жанра характер персонажей объясняется множеством обстоятельств: окружающими людьми, условиям жизни и ситуациями, в которые они попадали. Характер Петра постоянно меняется, и даже в конце он не кажется полноценно счастливым. Таким образом, Короленко, оставляя героя на пике его возможностей, дает читателю возможность самому придумать его дальнейшую судьбу.

В персонажах Петра и дяди Максима ощущается небольшое влияние таких направлений, как романтизм и сентиментализм. Но при этом повышенная эмоциональность и замкнутость первого героя была обусловлена тем, что он инвалид. Его эгоистичность также находит объяснение в повести — это следствие хорошей жизни в любящей семье. Персонаж Эвелины абсолютно реалистичен, помимо ее романтического внешнего вида. По мнению автора, любящая девушка должна быть как она.

Композиция и сюжет

Композиция повести состоит из семи глав. События разворачиваются в сюжете на протяжении примерно 20 лет: от появления главного героя на свет, до того как он сам стал отцом. Все что происходило в эпилоге, случилось три года спустя после основной сюжетной линии. Вершиной развития центрального персонажа стал его концерт, что изменил мировоззрение слушателей.

Краткое содержание опишет все события, происходящие в повести. Все действия происходили примерно на Волынщине, местности, откуда родом сам автор.

Госпожа Попельская родила слепого ребенка, своего первенца Петра. Мальчик стал единственным ребенком в семье и был всеми обожаемым. Во благо Петра его дядя Максим решил усиленно развивать мальчика, чтобы частично компенсировать его слепоту. Сначала он запретил всем родным слишком заботится о мальчишке и спустя несколько месяцев от рождения он уже ползал по дому.

Увлечение музыкой

В пятилетнем возрасте мальчика поразила игра на свирели Иохима, конюха его семьи. После Петрусь и сам быстро научился играть на инструменте. При этом пианино, что его мама привезла из города и на котором сыграла очень сложную пьесу, нисколько не привлекло главного героя. Свирель оказалась милее, ведь когда-то была среди украинской природы, и сделана из родной вербы. После того как Петр научился игре на фортепиано, дядя попросил Иохима спеть ему народную песню. Ее образы были просты и понятны слепому ребенку.

Петр ввиду своего недуга не мог играть с другими детьми. Его единственным другом стала соседская девочка Эвелина, дружба с которой стала для него настоящим подарком судьбы.

Со временем мальчик начал бояться призраков, что таились в его темноте. Петрусь был подобен цветку, растущему в теплице и огражденному от настоящей жизни. Его душа словно дремала в сладком полусне и была отгорожена от всего незримой стеной. Дядя Максим осознавал, что он обязан будет покинуть это состояние, а потому принял решение ускорить выход племянника из полудремы.

Максим пригласил погостить в доме помещика Ставрученко с двумя сыновьями. Один из них был музыкантом, а второй — филологом. Вместе с ними Петрусь почувствовал себя непричастным к веселой жизни других молодых людей. И в результате знакомства он решает, что лишний в этом мире. Но как только он играет на фортепиано, его манеру исполнения все признают уникальной.

И тогда Петр впервые осознает на что он мог бы пригодиться в этой жизни. Его идею поддерживает Эвелина и говорит, что у него может быть своя работа.

Испытания героя

В шестой главе происходит кульминационный момент сюжета. На долю слепого, решившего радовать своим талантом окружающих, выпадает ряд испытаний:

  1. Сначала было обнаружено захоронение вожака гайдамаков Игнатия Карого и слепого бандуриста Юрка, что когда-то повсюду сопровождал его отряд. Они покоились в одной могиле. Тогда Петр понял, что даже слепой человек может многого добиться в этой жизни.
  2. Во втором эпизоде, одном из самых важных по мнению Короленко, герой встречается со слепыми звонарями. Незрячий от рождения звонарь Егорий, как и Петр, был обозлен на этот мир за его несправедливость по отношению к себе. Роман, также звонарь, потерял зрение в детстве, но при этом любил жизнь и был добрым. После встречи с ними Петр решил, что ему суждено до конца дней быть злым. И его глубокая грусть сменилась на раздражительную нервозность. И любовь к Эвелине его больше не радовала: он не хотел быть для нее обузой.
  3. Последнее испытание произошло во время встречи со слепыми возле чудотворной иконы в католической церкви. Петр завидовал им, ведь, по его мнению, ежедневная потребность беспокоиться о пропитании и одежде отвлекали их от раздумий о своей инвалидности. В результате герой отправляется в путешествие вместе со слепыми бедняками под руководством Кандыбы, которому во время войны выжгло глаза. Дядя Максим соврал родным, чтобы они не беспокоились, и сказал, что они с племянником в Киеве, где он брал уроки игры у пианиста.

Спустя несколько месяцев Петр отважился жениться на Эвелине. У них родился абсолютно здоровый сын и страх о своей личной жизни у главного героя пропал.

Заключающая сцена разворачивается спустя три года после рождения ребенка. Тогда Петр, незрячий музыкант, на Контрактах в Киеве поразил публику своим искусством игры на фортепиано. По мнению Максима, племянник прозрел, ведь смог напомнить счастливым, имеющим все людям о несчастных. Он оставил свои эгоистичные страдания и страхи и принял роль счастливого человека.

Художественные особенности

Природа вокруг Петруся влияет на становление его личности, а потому пейзаж весьма важен в повести. В основном в ней Короленко описывает пейзажи с точки зрения восприятия их главным героем. Он говорит, что природа повсюду вокруг Петра, но для слепого она необъятна и непонятна сполна.

Текст также наполнен множеством философских раздумий. К примеру, о том, что глаза не только отражают душу человека, как зеркало, но и служат окном, через которое в эту самую душу поступают впечатления от окружающего мира. Писатель сумел описать удивительную игру незрячего парня и его музыку. В ней голоса природы соединялись и звучали, расширяя сердце таким чувством, которое сложно было описать.

Анализ произведения поможет во время подготовки к уроку и если понадобится написать сочинение по «Слепой музыкант».

пианист

«Слепой музыкант»: краткое содержание

Это могла бы быть трагичная история о несчастном мальчике, который родился слепым. Однако Владимир Короленко преследовал другую цель. В произведении он представил жизнеутверждающие посылы. Разгадать их поможет пересказ повести «Слепой музыкант». Кратко изложенное ниже, пригодится для читательского дневника:

Краткое содержание «Слепого музыканта»: завязка

В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.

Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.

Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.

С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.

«Слепой музыкант»: увлечение музыкой и знакомство с Эвелиной

Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.

Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.

Слепой музыкант

Петрусь: YouTube / Классное Чтение

Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.

Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.

Книга «Слепой музыкант» вкратце: душевные терзания Петра

Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.

Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.

Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.

Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.

«Слепой музыкант»

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.

Рассказ «Слепой музыкант»: судьбоносное путешествие Петра

Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.

В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.

Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.

Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?

  • В Киеве о нем ходят легенды, на ярмарке собирается публика, чтобы послушать известного слепого пианиста.
  • Его выступление слушает и дядя Максим. Петр вплетает в музыку и народные мелодии, и мотивы песен слепых нищих. Тогда Максим понимает, что Петру удалось познать полноту жизни, да и сам он сделал доброе дело, не зря жил на свете.

«Слепой музыкант»: анализ произведения

Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:

История создания

Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».

Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.

Портрет Владимира Короленко

Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин

О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:

  • В детстве был знаком с девушкой, которая родилась незрячей. Ее воспоминания Короленко использовал, чтобы передать ощущения героя.
  • Писатель знал слепого музыканта, который послужил прототипом Петра Попельского.
  • У автора был ученик, который постепенно терял зрение.

«Слепой музыкант»: жанр

«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.

Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:

  • Психологическая составляющая проявляется в том, что Короленко филигранно раскрывает душевную организацию героя, его чувства и переживания.
  • Повесть поднимает философский вопрос о поиске смысла жизни. Так, и Петр, и его дядя — инвалиды. Но в итоге каждый из них осознает свое предназначение.

Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Идеи произведения

В повести «Слепой музыкант» герои помогают раскрыть основные идеи автора:

Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.

«Слепой музыкант» учит не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация. Человек сам строит свою судьбу, делая выбор — сетовать на несправедливость жизни или находить в ней прекрасное.

На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.

Урок, который преподает повесть, полезен для каждого читателя. «Слепой музыкант» внесен в школьную программу, но и взрослым произведение будет интересно и полезно.

Читайте также: