Прототип острова сокровищ

Обновлено: 08.07.2024

Самый южный остров в группе - Норман-Айленд широко известен как "пиратский остров" ввиду того, что его защищенная и изолированная бухта давала приют многим пиратским судам. Местные легенды гласят, что именно он был прототипом "Острова Сокровищ" в романе Роберта Луи Стивенсона.

Здесь есть подводные пещеры, крайне популярные у дайверов, а для яхтсменов хороши несколько безопасных заливов и рифов, лучшими среди которых считаются Солджерс-Бей, Мани-Бей и Байт - одна из наиболее защищенных гаваней в регионе.

На острове ПИТЕР-АЙЛЕНД расположен один единственный курорт, доступный только водным путем. Его залив Дидменс-Бей, расположенный на северном берегу, славится своим подковообразным пляжем и хорошей яхтенной стоянкой.

У берегов Африки, возле гвинейской столицы, имеется остров Рум, в котором литературоведы и географы, изучив роман Стивенсона, увидели прототип его Острова Сокровищ

Основой книги считается история о Кокосовом острове. Любопытной деталью, являются слухи, что в 1890 году, через семь лет после написания Острова Сокровищ, Стивенсон сам нашел эти сокровища.

Косвенными доказательствами служат 2 года путешествий, отчаянно болеющего туберкулезом Стивенсона, в тропиках. А также неожиданное богатство появившееся после этого путешествия ^_^ Семья Стивенсона до сих пор весьма богата.

История появления этих сокровищ весьма проста : р-революция! В 1820-м победоносные революционеры осаждают Лиму, где накопилось золото католичекой церкви. В порту был только английский бриг под командованием Томпсона. Вы чуете, чем все это пахнет? Правильно ^_^ Кучу золота, драгоценностей и статую Девы Марии (в человеческий рост! чистое золото!) , а также VIP-пассажиров погрузили на бриг, очень быстро ставший пиратским ^_^ Пассажиров практичные англичане отправили за борт, а вот сокровища, новоявленые пираты где-то заныкали. Когда пиратов все-таки отловили, то только капитану удалось избежать пристального внимания британского правосудия. Остальная гоп-компания рассказывает под пытками о Кокосовом острове. Но точное местонахождение сокровищ неизвестно.

А теперь начинается легенда. ^_^ В 1844 году (примерное время действия Острова Сокровищ) , Томпсон вместе с неким Китингом решают выкопать сокровища Лимы. Но перед путешествием Томпсон умирает от болезни, и Китинг отправляется один. После того, как Китинг выкапывает часть сокровищ, команда поднимает бунт. Китингу все-таки удается слинять с небольшим количеством золота. ^_^ На чем легенда заканчивается.

Сами сокровища Кокосового острова ищут до сих пор ^_^ Впрочем, кроме тех, что заныкал Томпсон, там могут быть сокровища Бенито Бонито (ограбление Акапулько в 1819), который никому не рассказывал как найти их. Поскольку попался и застрелился, чтобы не быть повешеным ^_^ Так как Томпсон и Бенито нередко путешествовали (пиратствовали) вместе, то считается, что они закапывали свое добро тоже вместе. Но это уже только слухи.

Правдивая история Острова Сокровищ Остров сокровищ, Реальная история из жизни, Длиннопост

При этом они не могут не понимать, что никаких гарантий получения денег у них нет – даже от того, что кто-то, как Бен Ганн, перебравшись на другой корабль, вернется за золотом, они не застрахованы.

Настало время пролить свет на подлинную историю этого произведения и вернуть доброе имя Роберту Льюису Стивенсону, тем более, что я все равно проболтался на днях в комментариях. Мало кто знает, какую трагическую роль сыграл этот роман в творческой судьбе великого шотландского писателя, вынужденного разменять свой талант на штампование развлекательных поделок в угоду алчным издателям и неприхотливой публике.

Нужда, необходимость кормить семью – вот что толкнуло гениального автора на путь ремесленничества. Он надеялся, что в будущем, заработав достаточно денег и став знаменитым, он еще сможет писать то, что хочется, но судьба отмерила ему слишком малый срок жизни.

Остались кое-какие ключи к тайне последней главы и в тексте сокращенного романа. Например, если внимательно проанализировать те источники, из которых мы получаем информацию о тех или иных ключевых фактах, становится понятно, что что-то по-настоящему важное в романе мы узнаем только от двух персонажей – самого Хоккинса и Бена Ганна. От них мы узнаем о существовании сокровищ, карты, том, как эти сокровища попали на остров, об охотящихся за картой пиратах, о том, что на самом деле (ТМ) команда состоит из пиратов, о том, что она готовит мятеж и т.д. Более того, от них же получают информацию и остальные участники . При этом нет ни одного свидетеля, который мог бы подтвердить или опровергнуть эти слова.

В общем-то, вдумчивый читатель может уже самостоятельно восстановить содержание последней главы авторской версии романа – все составляющие для разгадки тайны уже у него в руках. Для остальных же изложу ее вкратце чуть ниже…

Итак, последняя глава, что является для того времени просто революционным литературным ходом, ведь не то что психоделических, но и обычных детективных произведений тогда еще практически не существовало, была призвана, наконец, объяснить все странности истории, поставить все с головы на ноги и сложить кусочки пазла в цельную картину .

В ней, наконец, выяснялось, что всю историю клада Флинта и его поисков излагает пациент психиатрической лечебницы, страдающий раздвоением личности. Одна из этих личностей воображает себя сказочным богачом, нашедшим несметные сокровища, другая помнит о том, что никакого золота Флинта никто не нашел (да и откуда ему было взяться, чай, времена конкистадоров давно прошли, и основная добыча пиратов – товары, которые приходится сбывать перекупщикам за гроши), а его, за то, что обманул товарищей историями о золоте, оставили одного на необитаемом острове, откуда его в итоге спасли английские моряки – спасли тело, но не разум.

И сказочная история о невероятных приключениях становится тем, чем она и была изначально – фантазией маленького мальчика, рано оставшегося без отца. Мальчика, который строит вымышленный мир и постепенно не только сам в него начинает верить, но и окружающих убеждает в его реальности. Он стремился самоутвердиться среди сверстников и помочь матери деньгами, играя в орлянку. Но вместо этого залез в долги и был вынужден воровать плату, которую вносил за проживание в гостинице единственный постоялец – старый моряк.

Для того, чтобы обман не вскрылся, он подпаивал старика, а всех остальных пугал тем, что это ужасный пират, который зарежет ни за понюшку табаку… Но Билли Бонс спился и умер, отсутствие денег надо было как-то объяснять, тут и пригодились подвернувшиеся под руку контрабандисты и история про пиратов. Запугать мать, инсценировать ограбление, вот и нет никаких денег. Но ведь и историю про пиратов Доктору Ливси нужно было как-то объяснять. К месту пришлась срисованная из старой лоции самим Джимом карта.

Ну а дальше петля лжи только затягивалась. За идею ухватывается богатый бездельник Трелони, снаряжает корабль, и мальчика везут на другой конец света. Надо что-то делать, ведь скоро корабль прибудет на остров, где не найдется никакого золота.

И Джим идет по проторенной дорожке – спасением от стыда и страха снова становится ложь. Сначала он врет команде про сокровища, пытаясь заслужить у нее авторитет, а потом выдумывает заговор и провоцирует конфликт. Когда пролилась кровь, и обеим сторонам уже некуда отступать, они не могут спокойно обсудить ситуацию и понять, что их всех обманул маленький врунишка.

Впрочем, Сильвер пытается выяснить причины внезапного бегства с корабля всех начальников, разговаривая с капитаном Смоллеттом у ограды форта, но сословная спесь и профессиональная узколобость не позволяют тому понять, что кок не хитрит, а искренне недоумевает.

После первого сражения и потерь, когда пыл у обеих сторон несколько остывает, самое бы время попытаться разобраться, и кому-то сдаться на милость победителя. Но Джим делает новый неожиданный ход – он сбегает из форта (зачем. ). В поисках выхода он бродит по острову и в результате выходит на новый уровень безумия.

Но со временем он становится полноправным обитателем тела Хоккинса, своего рода мистером Хайдом, который периодически берет власть в свои руки. Именно разгорающееся безумие, которое, как известно, порой позволяет больным совершать невероятные вещи, проявляя фантастическую изобретательность, нечеловеческую ловкость и силу, позволяют Джиму рассорить старика Хендса и его товарища, захватить корабль, а потом убить и самого Израиля Угон корабля позволяет озлобить команду, не допустив примирения сторон, а история про Бена Ганна – объяснить Ливси и остальным, почему клада нет там, где он отмечен на карте.

А для того, чтобы Сильвер не сдался, и чтобы спровоцировать новую схватку, Джим как бы случайно попадается в руки одноногому Джону. Он то знает, что тот всего лишь мирный кок, и что ему ничего серьезного не угрожает.

Вот такая печальная история. Я пересказал ее своими словами и получилось достаточно длинно. У Стивенсона, это, конечно же, было написано гораздо интереснее, почти по киношному – короткими емкими фразами, после каждой из которых в мозгу читателя как будто происходил щелчок, ставящий все на свои места.

Оказывается, приключенческий роман «Остров сокровищ», написанный Робертом Стивенсоном, был написан на основе реального прототипа. Писатель однажды посетил остров в Шотландии, который и подтолкнул его к созданию такого интересного произведения.

Остров сокровищ

Как писатель оказался на этом острове

Остров, который стал вдохновением для писателя, называется Анст. Это небольшой по площади участок суши, расположенный в Северном море. Там находятся зазубренные скалы, на вершине которых имеется ориентир, означающий окончание великобританской территории.

Анст является крайним маяком северной части Шотландии, который народ прозвал в честь Стивенсона.

Писатель отлично ориентировался в данной местности. Еще в детские годы он ездил туда со своим папой, который занимался созданием образцов маяков. Туда он поехал туда вместе с отцом, чтобы посмотреть на маяк, возводимый им в течение 10 лет.

В семье Роберта все представители мужского пола увлекались созданием проектов маяков именно на берегах Шотландии. Поэтому ожидали, что писатель тоже станет этим заниматься. Так что данное путешествие являлось своеобразной стажировкой для него.

Но в будущем Стивенсон этой деятельности предпочтение не отдал. Но считается, что именно данный остров стал для него вдохновением при написании полюбившегося многим читателям романа «Остров сокровищ».

Тот ли остров описан в романе

О том, что Роберт был на острове Анст, имеется мало документальных данных. Есть только его собственная пометка в одной из книг посетителей, где просто указаны его ФИО, город проживания и дата посещения данного места в Северном море.

Остров Анст

Ученые сравнивали придуманную и настоящую карты, тоже сделав вывод, что очертания двух островов, правда, имеют сходства. На острове Анст тоже расположены маленькие холмы, которые также указываются в произведении Стивенсона. Поэтому есть все основания полагать, что именно Анст стал реальным прототипом острова сокровищ.

Этих героев все знают с детства. Но мало кто задумывается - откуда они взялись? Или, точнее, почему сквайр Трелони - Трелони, почему Джим - Хокинс, и почему капитан - Смоллет? Давайте "немного разбираться".

1. Джон Сильвер - самый популярный герой романа, пират на одной ноге. Только ленивый исследователь не пишет, что сам Стивенсон признавался, будто списал его со своего друга, одноногого писателя и публициста Уильяма Эрнста Хэнли, от которого "веяло мрачной силой и мощью". Куда меньше людей в курсе того, что автор "Острова сокровищ" живо интересовался карьерой пиратского капитана XVIII века Натаниэля Норта, который начинал службу коком, затем стал квартирмейстером, а по выходу на "пенсион" женился на негритянке. И уж совсем мало кто вспоминает Джорджа Сильвера - знаменитого английского фехтовальщика конца XVI - начала XVII века, автора теоретических трудов по обоснованию "английского стиля". Многие школы исторического фехтования до сих пор "художественно развивают" идеи Сильвера.

2. Джим Хокинс. Как справедливо утверждают "литератороведы", любой уважающий себя англичанин при упоминании фамилии Хокинс вспоминает вполне конкретного человека - знаменитого "елизаветинского капитана", а попросту английского пирата XVI века Джона Хокинса. В его жилах текла даже капля королевской крови - по матери его предком была Элеонора Ланкастерская, правнучка короля Генриха III Английского. Прославился же он тремя "путешествиями" в Африку и Вест-Индию, где "исследовал" испанские и португальские суда и колонии. Потом принял участие в боях с Великой Армадой, командуя кораблем (да вы не поверите!) "Виктори". И если его первенство в привозе в Англию табака и картошки оспаривается в пользу Дрейка и Рэли, то словечко shark, обозначающее акулу, ввели "в оборот" именно его моряки.


3. Доктор Дэвид Ливси, как известно, бился под Фонтенуа в войсках герцога Камберлендского и даже был там ранен - он сам об этом вспоминает. Но Ливси - фамилия, как оказалось, не такая уж и частая, в основном ее носители проживали в Ланкашире, в одноименном месте, название которого произошло от англосаксонского "остров Леофа". Однако самый известный Ливси в истории, 1-й баронет Майкл Ливси, родился в Кенте и был заметным участником Английской революции, в которой прославился в основном скандалом из-за обвинений в трусости и нерешительности, после которых оставил свой полк, командование которым перешло к Генри Айртону (тому самому). Зато Ливси остался шерифом Кента (вспомните тесные связи доктора с местными "силами правопорядка") и депутатом Палаты общин, и был одним из "цареубийц" - парламентариев, голосовавших за казнь короля Карла I Стюарта. За что в 1660 году, после реставрации Стюартов, ему пришлось бежать в Нидерланды, где след потерялся - кто-то писал, что там его и убили агенты роялистов, а кто-то "видел" его несколько лет спустя живым и здоровым.

4. Сквайр Трелони - он, как известно, был обладателем не очень тщательно прописанной Стивенсоном, но весьма бурной биографии - какой черт занес его к Тринидаду наблюдать кончики мачт корабля Флинта? Примерно такая же биография была у Эдварда Джона Трелони, "авантюриста и мемуариста". Он с малых лет ходил по морям (сбежал от деспотического отца), затем разорился бракоразводным процессом, ездил по Европам, дружил с Байроном и Шелли (и даже организовывал похороны обоих), участвовал в Войне за независимость Греции, помогая тамошним бандитам-клефтам. А когда Трелони в 1840 годах осел-таки в Лондоне, то (внимание, оно же па-ба-ба-бам!) пописывал в литературные журналы рассказы о пиратах. Вряд ли это роковое случайное совпадение, ИМХО.


5. Капитан Дж. Флинт, конечно же, перенял многое от знаменитого пирата Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода, причем не реального (бывшего человеком довольно гуманным для его профессии, женатым всего один раз и не так чтобы сильно разбогатевшим), а мифического, с горящими фитилями, заплетенной в косы бородой и сеным дымом, а также патологически жестоким и устрашавшим даже свою команду. Легенды же о стопятьсоттысячных сокровищах, спрятанных в каких-то неведомых гребенях, восходят к другому "полуфольклорному" персонажу - капитану Кидду, которому перед судом и казнью так и не поверили, что никакой почти добычи ему не перепало, и все дружно решили, что "проходимец ее просто гдей-то сховал!". Некий же французский писателишка, впрочем, утверждал, что встречал упоминания о пиратском капитане Флинте в "каких-то мемуарах XVIII века" - этот пассаж так и кочует из Вики в Вики, без особых попыток разыскать-таки этот мутный конец. Ну и, в конце концов, "флинт" или "флинтлок" - это популярное в английском языке название кремневого ружейного замка и мушкета, им оснащенного.


6. Капитан Александр Смоллетт носит весьма интересную, "говорящую" фамилию - на шотландском диалекте она означала "маленькую голову". Так что намеки авторов советского мульта на то, что капитан "малость туповат" - они "не лишены". Ну а самый известный Смоллетт в Британии - это, без вариантов, писатель-классик XVIII века Тобайас Смоллетт. Он, кстати, в молодости тоже имел отношение к ВМФ - служил корабельным хирургом и участвовал в штурме Картахены. Прославился же он своими знаменитыми авантюрными романами - "Приключения Родерика Рэндома", "Приключения Перегрина Пикля" и в особенности "Путешествие (экспедиция) сэра Хамфри Клинкера", книги про рискованные передряги, поединки на шпагах и "опасные опасносте".


7. С Израэлем Хэндсом всё вообще феерично - это реальный человек. Точнее, существовал такой реальный пират, имя и фамилию которого Стивенсон взял в роман "целиком, без намеков". Реальный Хэндс пиратил с Черной Бородой и был даже у него капитаном одного из захваченных судов. По легенде, во время ссоры (из-за жульничества в карты) Тич прострелил ему колено, и Израэль (точнее уж, Эзра) до конца жизни хромал. А когда после смерти Черной Бороды остатки его команды развесили сушиться под солнцем Виргинии, Хэндс спас свою шкуру, заложив некоторых плантаторов и чиновников колониальной администрации, у которых были делишки с Тичем. Опят же по легенде, закончил свою жизнь в Лондоне, побираясь.

Читайте также: