Последние изменения в законе о призыве на военную службу

Обновлено: 04.07.2024

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

"6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.";

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие "служба" к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

Законопроект о призыве в армию

1 апреля 2021 года начался очередной весенний призыв на службу в Вооруженные силы РФ. Будет ли он проходить по новым правилам или все останется, как раньше? Прочитав эту статью, вы узнаете, что Государственная Дума России готовит новый закон о всеобщем призыве в армию в 2021 году. Кого и как сильно коснутся новые изменения, читайте ниже.

Как проходит обычная призывная кампания: основные моменты

По действующему законодательству, призыву в армию подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, ни разу до этого не проходившие срочную службу. Срок службы составляет всего 12 месяцев, такой временной норматив действует с 1 января 2008 года.

  • Тот, кого военно-врачебная комиссия признала годным. Из существующих 5-ти категорий пригодности к военной службе 2 из них – А и Б – присуждаются призывникам без серьезных отклонений по здоровью;
  • У кого нет прописанных в законе прав на отсрочку от армии – по учебе, семейным обстоятельствам, нюансам, связанным с трудовой деятельностью.

Потенциальному призывнику вручается повестка явиться в военкомат для прохождения ряда определенных мероприятий по призыву. Среди них можно назвать первичную постановку на воинский учет, медицинское освидетельствование, уточнение данных о призывнике, заседание военной комиссии, непосредственная отправка в воинскую часть для прохождения службы.

Именно вопрос, связанный с повестками, а точнее с механизмом их вручения, в последнее время вызывал несогласие, а местами и возмущение у руководителей призывных кампаний. В чем же состоит суть проблемы?

Что такое призывная кампания

«Ты на море, я на суше – мы не встретимся никак!»

Для начала стоит упомянуть, как именно, по закону, должна вручаться повестка в военкомат.

Существует два условия вручения повестки, их неукоснительное соблюдение требуется в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Во-первых, призывнику должны передать сей важный документ лично в руки, во-вторых, он должен расписаться в ее получении. Никому, кроме самого молодого человека, повестка вручаться не должна. Если повестку отдали маме или сестре, или начальнику, или классному руководителю в школе – она не будет иметь юридической силы. С точки зрения буквы закона, это всего лишь бумага с надписями.

Аналогичная ситуация обстоит с повестками, присланными по почте. Почта России – не тот посредник, которого закон рассматривает в качестве юридически правильного для вручения такого важного документа, как повестка.

Вполне понятно, что такие весьма лояльные, где-то чересчур мягкие, условия вручения повестки способствуют массовым случаям уклонения от армейской службы. Придя домой к призывнику, сотрудники военкомата никак не могли застать его на месте. Родители часто могли «помогать» свои чадам в неполучении повестки, тщательно скрывая их местонахождение, где-то даже вводя в заблуждение сотрудников военного комиссариата.

Сами сотрудники военкомата порой бывают так загружены работой, что обходить каждый дом или квартиру, учебное заведение или предприятие, где учится или работает молодой человек, не предоставляется физически возможным. В целях минимизации своих временных затрат они часто задействуют других призывников (надеясь, что те, по дружбе, передадут повестку в руки призывнику) или звонят по телефону, иногда пугая родителей возможной уголовной ответственностью за факты уклонения их сына от армии, или присылают повестки по почте, невзирая на то, что это не совсем легальный способ доставки.

Законный вопрос – зачем они так делают? Сотрудники военкомата надеются на вашу неосведомленность и юридическую безграмотность в подобных вопросах. Поэтому, чтобы поменьше себя утруждать в поисках вас, они и прибегают к таким несложным методам, как письма или звонки. Особенно они любят звонить и стращать сердобольных мам. Сыновья, скажите мамам не бояться!

Как сделать так, чтобы заяц сам бежал к охотнику, а не наоборот?

Совсем недавно, в 2017 году, была предпринята одна робкая попытка привнести в закон о призыве изменения, касающиеся способа доставки повесток. В частности, инициативная группа сенаторов, во главе с Виктором Озеровым, внесла в Госдуму предложение о рассылке повесток на электронную почту призывников.

Свой электронный почтовый ящик юноши должны будут указывать при постановке на воинский учет. Предполагалось, что такая повестка будет иметь электронную подпись военного комиссара, а неявка после получения такого письма будет рассматриваться, как акт уклонения.

В. Озеров в своих доводах приводят такие цифры, как 110 тысяч призывников, а это около трети ежегодного призыва, которых не удалось найти и вручить повестку должным образом. В этом же 2016 году было открыто 11.5 тысяч административных дел и около 300 уголовных за установленные факты уклонения.

Данная инициатива не получила своего продолжения ввиду нескольких причин.

  1. Во-первых, нет 100 %-ной гарантии того, что призывник укажет верный электронный адрес;
  2. Во-вторых, не понятно, как проверить факт получения письма с повесткой именно самим призывником.

Как заставить призывника прийти

Попытка №2: уклонисты приготовьтесь!

4 апреля 2019 года в Госдуму был внесен еще один законопроект, на это раз более продуманный. В первом чтении депутаты его приняли на 2 минуты! Скорее всего, во втором чтении, 2 мая, его не отклонят, а поправки будут минимальными. После третьего чтения принятый закон будет отправлен на одобрение в Совет Федерации, а затем и на подпись Президенту. Все дело идет к тому, что впервые за последние несколько десятилетий процесс призыва в армию может кардинально измениться.

В чем суть нововведений?

Данный законопроект предполагает три важных изменения.

Предлагается высылать повестку через заказное письмо с уведомлением о его получении на любой из связанных с призывником адресов – домашний, рабочий или по месту учебы. Дело в том, что отказаться от такого типа письма будет невозможно без составления акта отказа, а наличие такого акта уже будет считаться уклонением.

Важно! Подписывать уведомление о получении сможет не только сам призывник, но и его ближайшие совершеннолетние родственники – жена, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

После того, как подпись в получении заказного письма будет поставлена, призывник обязан явиться в военкомат, к которому он приписан, для получения разъяснений о дальнейших действиях.

Вторым важным нюансом нового закона о призыве является желание заставить призывника самостоятельно являться в военкомат, если по какой-либо причине повестку ему вообще не вручали и не присылали. Первым днем обязательной явки будет считаться день начала призывной кампании, а дедлайном – первый день начала следующего по счету призыва. Если молодой человек не пришел в военкомат в этот промежуток времени, его официально будут считать уклонистом.

Еще одним, уже хорошим, нововведением, которое предлагается на рассмотрение депутатам, является ограничение некоторых действий сотрудников полиции. Если сейчас они могут взять на улице подозреваемого в уклонении и силой доставить в отделение полиции, то после принятия нового закона такие действия будут считаться незаконными. Для доставки уклониста нужен будет факт возбуждения административного дела в отношении подозреваемого.

Суть новых законов по призыву

Предусматривает ли новый закон увеличение срока службы в армии?

Что касается сроков прохождения службы в армии, то пока они останутся прежними – 12 месяцев абсолютно во всех войсках. Хотя и здесь попытки изменить существующие сроки предпринимаются довольно часто. Последняя такая попытка была сделана в прошлом, 2017 году.

Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов внес законопроект о срочном призыве в армию, в частности об увеличении срока службы до 18 месяцев. Его аргументы логичны и имеют немалую долю здравого смысла:

  • Демографическая яма, случившаяся в 1990 году, не позволит сделать необходимый количественный набор призывников. Военкоматы пойдут на ухищрения и всевозможные нарушения, чтобы выполнить доведенные показатели по призыву, но все равно не смогут этого сделать;
  • Одного года, по мнению парламентария, совсем недостаточно для качественной подготовки военнослужащего. В итоге из армии демобилизуются плохо обученные люди, не способные выполнить боевую задачу;
  • Решение о сокращении срока, имевшее место в 2018 году, было чисто политическим, а значит, не продуманным, оторванным от реалий современной армии;
  • Называя армию, состоящую из контрактников, «мыльным пузырем», В. Комоедов ратует за увеличение срока службы до 1.5 года. По его мнению, 1 год службы – это катастрофически мало, так как если исключить время, отведенное новобранцу на «учебку», то срок службы составит не более полугода.

Примечательно, что с такими аргументами соглашаются многие видные общественные деятели, например, режиссер С. Говорухин. По его словам, за 1 год службы научить моряка или летчика всей специфике умений, характерных для таких видов войск, просто невозможно.

Многие правозащитники, в том числе и из Союза солдатских матерей, раскритиковали подобную инициативу депутата, назвав ее желанием выделиться перед государственной властью с целью будущего карьерного роста. Представители многих общественных организаций, обсуждая данный вопрос, сходятся во мнении, что в случае увеличения срока службы, вновь всплывут старые проблемы – дедовщина, взяточничество при признании годности в военкоматах, лишнее напряжение в обществе.

Президент России неоднократно высказывался на тему увеличения срока прохождения службы по призыву. По словам В.В. Путина, срок меняться не будет не просто в ближайшие годы, а планируется четкий поэтапный переход российской армии на контрактную основу, как это было сделано в других цивилизованных армиях.

Таким образом, существующий сегодня срок прохождения службы в армии в ближайшие годы меняться в ту или другую сторону точно не будет.

Последние новшества армейской службы

В последние годы российская армия претерпела определенные позитивные перемены, что не может не радовать. Пусть эти реформы и незначительны, однако они есть.

Несессер – компактная стальная сумка армейской расцветки для хранения личных средств гигиены солдата. Новобранцы весеннего призыва 2014 года были первыми, кто получил от государства, причем совершенно бесплатно, 19 предметов гигиены за уходом лица и тела.

Дневной сон. Теперь новобранцам законодательно разрешили спать на час больше.

В определенное время солдатам разрешили пользоваться мобильными телефонами. Смартфоны последних моделей, конечно, с собой в армию брать не стоит, но возможность быстро связаться с родными, пусть и с помощью кнопочного телефона, – очень даже приятное нововведение.

Почувствовать себя в увольнении обычным человеком позволит еще одно новшество. Выходить в город теперь разрешается в гражданской одежде.

Если до призыва вы успели получить высшее образование, в армии вы сможете попасть в так называемые научные роты, где вам позволят заниматься научной работой под присмотром научных руководителей. Нужно будет пройти серьезный отбор, так как конкурс в такие роты довольно жесткий. Да и рот всего две – база Жуковского в Подмосковье и в Воронежском учебном центре. Согласитесь, приятная новость для тех, кому по душе больше умственная работа, чем будничная армейская.

Заключение

Таким образом, новый закон Государственный Думы о призыве в армию призван сократить с каждым годом растущее количество уклонистов среди призывников. Насколько упомянутые меры по их сокращению будут действенными, покажет время. Возможно, уже в следующей осенней кампании эти изменения вступят в силу.

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2002, N 30, ст. 3030; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2716; N 30, ст. 3111; 2006, N 1, ст. 10; N 44, ст. 4534; 2007, N 45, ст. 5418; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 11, ст. 1176; N 49, ст. 6415; 2011, N 49, ст. 7021; 2012, N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923; 2015, N 29, ст. 4356; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 15, ст. 2136; 2018, N 1, ст. 28; N 11, ст. 1590; N 32, ст. 5102) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 1 статьи 5 слова ", медицинскому осмотру" исключить, после слов "по состоянию здоровья," дополнить словами "медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы,";

а) в пункте 4 слова "на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию" заменить словами "на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, признанным по результатам медицинского освидетельствования временно не годными к военной службе, при наличии медицинских показаний медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.";

в) дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

"5 1 . Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.

Порядок организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы и контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.";

3) абзац шестой пункта 1 статьи 11 после слова "медицинское" дополнить словами "обследование, медицинское";

а) абзац пятый пункта 1 дополнить словами ", не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы";

абзац второй после слов "граждан, получивших" дополнить словами "отсрочку или", после слов "по состоянию здоровья," дополнить словами "граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья,";

абзац четвертый дополнить словами ", освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья".

Статья 2

Внести в статью 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".";

2) дополнить частью 8 1 следующего содержания:

"8 1 . Выбор врача и медицинской организации задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 настоящего Федерального закона.".

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 25, ст. 2484; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 49, ст. 5127; 2006, N 11, ст. 1148; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3123; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 26, ст. 3124; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1094; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4247; N 52, ст. 7544; 2016, N 7, ст. 908; N 27, ст. 4160; 2017, N 15, ст. 2136; N 49, ст. 7329; 2018, N 32, ст. 5102; 2019, N 40, ст. 5488) следующие изменения:

1) пункт 9 статьи 20 дополнить предложением следующего содержания: "Указанные военнослужащие могут направляться не на воинские должности без приостановления им военной службы.";

2) пункт 2 статьи 45 после слова "предусмотрено" дополнить словами "настоящим Федеральным законом,";

3) статью 47 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

"5 1 . Военнослужащему, направленному не на воинскую должность в военный учебный центр при федеральной государственной образовательной организации высшего образования без приостановления ему военной службы, очередное воинское звание присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он замещает должность, для которой штатным расписанием данного военного учебного центра предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое указанному военнослужащему. При этом военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, замещающему должность профессорско-преподавательского состава в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатным расписанием данного военного учебного центра для занимаемой им должности, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.".

Читайте также: