Помогите бывшему депутату государственной думы 12 стульев

Обновлено: 02.07.2024

Цитата из романа «Двенадцать стульев» (1927 г.) советских писателей Ильи Ильфа (1897 – 1937) и Евгения Петрова (1903 – 1942), глава 39 (часть 3).

Эти слова означают на французском языке "Господа, я не ел шесть дней" (Je ne mange pas six jours, франц.).

С этими словами Киса Воробьянинов [ 1 ] просил милостыню:

Остап задумчиво обошел кругом Ипполита Матвеевича.

— Снимите пиджак, предводитель, поживее, — сказал он неожиданно.

Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.

— Что вы делаете? — завопил Воробьянинов. — Этот пиджак я ношу уже пятнадцать лет, и он все как новый!

— Не волнуйтесь! Он скоро не будет как новый! Дайте шляпу! Теперь посыпьте брюки пылью и оросите их нарзаном. Живо!

— Ипполит Матвеевич через несколько минут стал грязным до отвращения.

— Теперь вы дозрели и приобрели полную возможность зарабатывать деньги честным трудом.

— Что же я должен делать? — слезливо спросил Воробьянинов.

— Французский язык знаете, надеюсь?

— Очень плохо. В пределах гимназического курса.

— Гм. Придется орудовать в этих пределах. Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: "Господа, я не ел шесть дней"?

— Мосье, — начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, — мосье, гм, гм. же не, что ли, же не манж па. шесть, как оно, ен, де, труа, катр, сенк, сис. сис. жур. Значит — же не манж па сис жур!

— Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать. Конечно, нищий в европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?

— Зачем мне это все? — воскликнул Ипполит Матвеевич.

— Затем, — сказал Остап веско, — что вы сейчас пойдете к "Цветнику", станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции. Весь чистый сбор поступит монтеру Мечникову. Поняли?

Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься.

— Ай-яй-яй, — сказал великий комбинатор, ничуть не испугавшись. — Посмотрите на него. Не человек, а какой-то конек-горбунок.

— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руку.

— Так протянете ноги, старый дуралей! — закричал Остап. — Вы не протягивали руки?

— Не протягивал.

— Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет! Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он. Ну! Довольно, товарищ! Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к "Цветнику" и приносите к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз.

— Да, — пробормотал предводитель.

— В таком случае повторите заклинание.

— Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.

— Еще раз. Жалостнее.

Ипполит Матвеевич повторил.

— Ну, хорошо. У вас талант к нищенству заложен с детства. Идите. Свидание у источника в полночь. Это, имейте в виду, не для романтики, а просто вечером больше подают."

Слова "Же не манж па сис жур" в кино

Сцена, где Киса Воробьянинов (актер Сергей Филиппов) просит милостыню, приговаривая "Же не манж па сис жур" в художественном фильме "12 стульев" , режиссера Леонида Гайдая, 1971 год, была снята у Грязелечебницы имени Н.А. Семашко в городе Ессентуки. Эта сцена снималась у третьего льва (если стоять лицом к главному входу в грязелечебницу), охраняющего грязелечебницу. На заднем фоне видна сама грязелечебница.

Киса Воробьянинов (актер Сергей Филиппов) просит милостыню

Киса Воробьянинов (актер Сергей Филиппов) просит милостыню

Примечания

↑ 1) — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, герой романа «Двенадцать стульев» (1927 г.). До революции 1917 года Киса Воробьянинов был уездным предводителем дворянства. В революцию был лишен своего состояния и эмигрировал за границу. Но позже он вернулся в Россию, чтобы заполучить драгоценности, зашитые в стул. На момент событий романа Воробьянинову было 52 года (1875 года рождения).


И опять возвращаясь к "Двенадцати стульеям". Ранее уже было несколько загадок из этого знаменитого фильма по бессмертному роману Ильфа и Петрова. А сейчас нужно определить "киноляп". В посту будет показано два сюжета из фильма. Какой огрех в них допущен?!

Ипполит Матвевич узнав о том, что в семейном гарнитуре, под обивкой стульев, находятся бриллианты, спрятанные там тёщей, после произошедшей революции, кинулся на их поиски. Он бросил хоть и бедную, но спокойную жизнь и стал вести полную лишений кочевую жизнь искателя сокровищ в компании великого комбинатора. Было очень тяжело. Но, Ипполит Матвеевич очень хотел уехать в Париж из Своетской страны. Он даже на спектакле "Ревизор" в постановке театра "Колумб" пытается переводить Остапу текст французской песни, вспоминая свою блистательную молодость предводителя дворянства. Кстати, "Ревизор" довольно странный в постановке театра "Колумб". Однако, так решил режиссёр Малкин. Художник и творец.

Мда, погоня за сокровищами побила былой лоск предводителя дворянства. И вот он уже в Пятигорске просит милостыню, упирая на то, что он бывший депутат, бывшей Государственной Думы, от бывшей кадетской фракции.

«К сожалению, фандрайзинг пошёл не так хорошо, как мы хотели, а крупные жертвователи исчезли и не берут трубки. Чтобы не оказаться в ситуации, что люди отработали, а мы им не можем заплатить, нам пришлось закрыть все полевые отделы и отказаться от агитации за явку в день голосования», — написал Кац у себя в ЖЖ.

То есть, ситуация просто замечательная: люди рассчитывали на деньги, которых у них физически не было, но «должны были появиться вот сто процентов». Увы, не появились. «Простой народ» делиться своими средствами в пользу Гудкова не очень-то желает, а «спонсоры» то ли их попросту кинули, то ли офигели от наглости Макса и компании и денег давать отказались. Между тем, Гудков и Кац отвечают за множество сотрудников предвыборного штаба, которым надо как-то платить. Но платить нечем, так что людей, фактически, просто послали куда подальше, свернув работу, потому что «театр закрывается». Собственно, уже этого достаточно, чтобы в очередной раз убедиться не то что в нулевых, а в отрицательных управленческих качествах наших оппозиционеров. Однако это еще не все. «Сразу к вопросу «как можно помочь». Обычным фандрайзингом уже не поможешь — он придёт только в пятницу и мы ничего не сможем возобновить к тому моменту. Помочь тут могут 5 человек с 600,000 рублей, три с миллионом, два с 1,5 миллионами или один с 3 милионами», — пишет Кац далее. То есть, буквально так: мы все продолбали, дайте нам пожалууйста полтора миллиона просто так, потому что лица у нас светлые и интеллигентные, а Путин — кровавый тиран. Либо же, как вариант, Максим предлагает поработать на него и Гудкова «на халяву»: «Ещё можно помочь волонтёрством. Осталось два дня, если 500 человек придёт в штаб и задонейтит нам по 1 дню работы, то мы более-менее нормально завершим кампанию». Это все выглядит еще более красиво и замечательно, если припомнить подробности о бизнес-деятельности семейства Гудковых. Напомним, что у этого маленького, но гордого клана водилась целая сеть различных фирм, ряд которых занимался, мягко говоря, не очень законной деятельностью. Особенно охранное агентство и коллекторская фирма. Деньги через этот (местами не очень легальный) бизнес крутились достаточные, чтобы покупать недвижимость за рубежом. Положим, у Каца и вправду денег нет: на продаже букетиков оппозиционерам много не заработаешь. Но уж Гудков-то точно не бедствует, мог бы и изыскать средства. С другой стороны, в оппозиционных кругах так не принято: чтобы брать да платить из своего кармана. Там принято наоборот — как у Каца с букетами или как у Навального на местных выборах: разживаться на сторонниках деньгами и класть их себе в карман. Так что с точки зрения Гудкова и Каца денег и вправду нет: «соратники по борьбе» внезапно отказались их давать. А те, которые все же давали, уже потратили (а может и частично прикарманили), в святой уверенности, что поток «хомяков» с купюрами в ладошках неиссякаем. Покуда Каца совершенно ничего не смущает, всех окружающих его поведение смцущает очень даже — в том числе, и «коллег» по оппозиционному лагерю. «Бесит, что через полгода или год про эту тотальную безответственность забудут. Уже 19 сентября эти люди начнут новый этап нытья: мы из-за вас пидорасов получили такую Госдуму, потому что вы не перевели нам денег. А через полгода опять начнут на что-нибудь деньги клянчить. И ведь все снова все забудут и пойдут бодро писать в твиттер: приходите к нам, отлично платят, миллион подчинённых, самая модная кампания», — пишет на своем канале в Телеграме главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов. Возмутилась и журналиста Татьяна Фельгенгауэр, предложившая в Твиттере довести кампанию до конца уже без Каца. На это Максим отреагировал как истинный джентльмен, гуманист и цивилизованный человек: назвал Татьяну мразью. После чего ему там же, в Твиттере, завуалированно пообещал набить лицо, ни много ни мало, Евгений Кафельников.

"Ну давайте не будем наивными: и у Гудкова, и у Каца есть деньги. В конце концов 3 млн — это всего лишь зарплата депутата за полгода, а думу на 5 лет избирают, можно взять кредит в быстрозайме до получки. Но какой лох вкладывает в кампанию своё бабло",- пишут в телеграм-канале "Темпаче"."А также кем надо быть, чтобы не смочь поделить имеющийся бюджет на количество дней в кампании",- звучит логичный вопрос.

Похоже, это единственное, что нашей оппозиции удается действительно хорошо: создавать вокруг себя такой градус абсурда, бреда и цирка с конями, что у всех наблюдателей рука сама тянется к лицу. Такая вот замечательная избирательная кампания и общественно-политическая публичная деятельность: бывший теннисист обещает «забить стрелку» картежнику и урбанисту за публичное оскорбление журналистки и бывшей жены известного лидера футбольных хулиганов.

Это все довольно весело наблюдать и шутить по этому поводу шутки в соцсетях тоже прикольно, вот только место подобным вещам не в публичной политике, а в каком-нибудь цирке или популярном комедийном шоу. Там, опять же, бюджетом кампании управлять и платить зарплату не надо. Ни люди, ни улицы городов, ни фирмы по продаже цветов не пострадают.

Но в цирк Кац, к сожалению, не пойдет, так что нас ждут новые удивительные истории про его организационные и финансовые достижения.

Например, вдруг коллекторы клана Гудкова начнут выбивать деньги не только из должников, но и потенциальный избирателей — оставивших свои телефоны и адреса?

Je-ne-mange-pas-six-jours.jpg

Уличный попрошайка подошел к женщине, которая собиралась войти в кафе, и воскликнул: «Леди, я не ел неделю». «Вот это да! — ответила женщина. — Мне бы вашу выдержку».

Содержание

Фразу сию читатель может лицезреть в главе 39-й, «Вид на малахитовую лужу». Напомним: в ходе погони за сокровищами мадам Петуховой великий комбинатор и отец русской демократии снова оказались без средств к существованию, и Остап Бендер вынуждает Кису просить милостыню, попутно выставляя его на посмешище.

— Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет. Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он… Hy! Довольно, товарищ! Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к «Цветнику» и приносите к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз… — Да, — пробормотал предводитель. — В таком случае повторите заклинание. — Мосье, же не манж па сис жур. Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы. — Еще раз. Жалостнее! Ипполит Матвеевич повторил. — Ну, хорошо. У вас талант к нищенству заложен с детства. Идите. Свидание у источника в полночь. Это, имейте в виду, не для романтики, а просто — вечером больше подают.

Несмотря на непрофессионализм, но благодаря знанию иностранных языков и прирожденному дару к христарадничеству, Ипполит Матвеевич сумел-таки честно заработать за день 7 рублей 29 копеек — что, правда, гораздо меньше, чем сумма, которую Бендер получил, показывая лужу в пещере. После целой недели позорного стояния на паперти Киса это дело бросил и укатил с Бендером за новыми приключениями.





Познакомился с французом. Он первым делом спросил: - Слушай, объясни мне, почему все русские, как только узнают, что я из Франции, тут же радостно начинают мне говорить, что они не ели шесть дней?

В Париже широко открывали глаза и таращились на нас, пока мы говорили с ними по-французски! Нам так ни разу и не удалось заставить этих кретинов понимать их собственный язык.

Особенно фраза распространена среди изучающих французский. Любой знакомый с советской классикой вспомнит её если не после слов «бон жур», то уж по крайней мере при спряжении глагола manger (кушать), о чём радостно сообщит всем присутствующим под одобрительный хохот собратьев по изучению. Людьми, уже знающими чуточку азы этого языка, — в значении «а вот я ездил во Францию и не смог с ними объясниться».

Самим французам (а в особенности работающим в заведениях общественного питания) эта фраза также известна. Нет, скорее всего, о существовании Ильфа и Петрова они и не слышали, тут дело в руссо туристо, старающегося ввернуть «же не манж…» в каждую реплику, тем самым показывая свою лингвистическую недостаточность. И это понятно — даже знающему азы галльского наречия туристу с непривычки да от волнения непросто превратить комок заученных выражений во что-то понятное, в голову лезет уже знакомая с детства фраза и… ну вы поняли. Усиливает эффект, опять же, незнание смысла произносимого («помню, что-то с едой связано») или пошлое желание выебнуться перед знакомыми («смотрите, вот какой я хранцуз/полеглот»). Нередки были щекотливые ситуации, когда вышеозначенные субъекты вместо кофе с круассанами с недоумением получали блюда а-ля «Голодающим детям Поволжья».

Удивлялись и сами французы — мол, почему это чуть ли не каждый русский жалуется им на хроническое недоедание? Неужели граждане СССР настолько суровы, что питаются только воздухом и директивами Партии? Или дело в загадочной русской душе, постящейся шесть дней подряд. Сейчас уже чуть ли не все гарсоны в Париже знают этот секрет Полишинеля и ехидно посмеиваются над остальными коллегами.

«Же не манж…» используется и в других значениях, таких как милостыня и бедность. Одноимённых газетных заголовков можно найти немало, достаточно погуглить. Вот, например, «Шпигель/Профиль», вот ещё что-то новостное.

Популярность самой сцены милостыни настолько высока, что в нескольких городах сей эпизод отлит в граните бронзе. Вообще, памятников героям Ильфа и Петрова много , но почему-то лидирует именно этот сюжет, причём в большинстве случаев чуть в стороне от Воробьянинова стоит ухмыляющийся Бендер. Все памятники выглядят по-разному, несомненное влияние на них оказали и экранизации.

Читайте также: