Обучение технике преодоления полос препятствий имеющих естественные препятствия и заграждения

Обновлено: 07.07.2024

Для преодоления заграждений и препятствий применяются прыжки, влезания, перелезания и другие способы. Прыжки через препятствия чаще всего применяются разведчиками в местах, где передвижения их скрыты от противника, и при активных действиях во время выполнения поставленных задач. Для того чтобы противник не обнаружил разведчика, последний должен преодолевать препятствия, перелезая, переползая или подлезая под них; сваливаться и спрыгивать в глубину, вылезать из глубины и т. п. Траншеи, канавы, неширокие промоины, невысокие или поваленные заборы, стены и деревья, а также другие препятствия преодолеваются обычно прыжками. Они применяются в местах, скрытых от наблюдения противника, в бою или при активном способе выполнения разведывательных задач. Прыжки в длину выполняются после разбега или с места. После разбега оттолкнуться ногой и одновременно сделать взмах руками вперед и вверх; приземляться можно на одну или на обе ноги. Для прыжка с места нужно, падая телом вперед, оттолкнуться обеими ногами и, помогая прыжку взмахом рук вперед и вверх, подтянуть обе согнутые в коленях ноги возможно дальше вперед; приземляться нужно на обе ноги. Невысокие, до уровня груди, препятствия преодолеваются прыжком с опорой рукой и ногой. Если на препятствие нельзя опереться (низкий проволочный забор, спираль Бруно, наличие сигнализации, минированные или электризованные препятствия), оно преодолевается прыжком со спины товарища, который, напрягаясь и пружиня туловищем, усиливает толчковый момент. Прыжком с шестом (по-спортивному) преодолеваются более высокие ограждения и заборы. В качестве шеста можно использовать жердь, металлическую трубу или другие подручные предметы. Для освоения этого способа прыжка нужна соответствующая тренировка.

Влезания и перелезания применяются для преодоления высоких и глубоких препятствий. Препятствия высотой до 2,5 м рекомендуется преодолевать с разбегу. Оттолкнувшись одной ногой, другой, согнутой в колене, опереться как можно выше о препятствие и одновременно ухватиться обеими руками за его верх. Для преодоления забора зацепом нужно подтянуться на руках и, повернувшись боком, повиснуть на руке; взмахом свободной ноги зацепиться за верхний край препятствия и перевалиться через него. Чтобы преодолеть препятствие силой, нужно, используя инерцию толчка и силу рук, подтянуться и, помогая ногами, выйти в упор, а затем перевалиться на другую сторону. Препятствия высотой 2,5–3,5 м преодолеваются при помощи товарища. Для этого один разведчик встает спиной к препятствию, приседает и помогает второму влезть сначала себе на плечи, а затем подсаживает его на препятствие. Взобравшийся на препятствие помогает нижнему, втягивая его с помощью автомата, ремня и т. п. При действиях в одиночку для влезания на препятствие можно воспользоваться веревкой с крюком (кошкой, петлей) на конце, доской, лестницей и т. п. Чтобы влезть на препятствие высотой 7–8 м и более (стены двух-, трехэтажных зданий, высокие заборы, фасады, обрывы и т. п.), рекомендуется воспользоваться следующим способом. Влезающий крепко берется руками за вершину шеста, длина которого не должна быть меньше высоты препятствия, а двое-трое других разведчиков берутся за противоположный конец. Все становятся в исходное положение таким образом, чтобы влезающий находился в нескольких метрах от препятствия, а шест был перпендикулярен его плоскости. Препятствие может преодолеваться с разбегу. При этом влезающий, используя силу инерции, взбегает вверх по плоскости препятствия, опираясь и крепко держась руками за шест, а помогающие, не останавливаясь, поднимают его. Если местность и условия обстановки не позволяют сделать разбег, один из разведчиков поддерживает влезающего у стенки и подсаживает его до высоты 1,5–1,8 м, а затем влезание производится, как указано выше.

Спускаться с высокого препятствия (обрыва) можно прыжком из положения сидя, лежа на груди или виса. Оружие при этом рекомендуется держать в положении «за спину» на коротком ремне или в руке. После преодоления препятствия, особенно при подходе к объекту, следует оглянуться и наметить направление или ориентир, если придется спешно возвращаться. Целесообразно наметить второй переход (брод, щель в заборе, укрытие) на случай, если противник отрежет пути отхода к первому. Несоблюдение этого правила в годы Великой Отечественной войны приводило к неоправданным потерям среди разведчиков. При передвижении и преодолении препятствий в тылу противника нужно внимательно наблюдать и замечать все вокруг, быть готовым к неожиданностям, внезапным и опасным изменениям обстановки, держать оружие в готовности к применению. Действуя группой, следует заранее наметить несколько вариантов и установить сигналы (команды).


Прыжок через препятствие с опорой рукой и ногой.


Перелезание через забор с помощью товарища. Верхний боец подтягивает нижнего.


Перелезание через забор с помощью товарища. Нижний боец подсаживает верхнего.


Преодоление проволочного заграждения прыжком со спины товарища.


Способы прыжков с препятствия: а – из положения сидя; б — из положения лежа; в — из положения виса.


Справа – прыжок с приземлением на одну ногу.


Способы проделывания проходов в проволочных заграждениях: а, б – перерезанием проволоки; в – поднятием нижних нитей с помощью рогатки; г – подрывом гранаты.


Прыжок через траншею с приземлением на обе ноги.


Прыжок с места: а – падение телом вперед; б – момент толчка; в – момент полета после толчка; г — подтягивание ног возможно больше вперед и приземление.


Прыжок боком с опорой рукой и ногой: а — момент отталкивания от земли и опоры рукой и ногой; б — момент переноса левой ноги.



Прыжок в глубину с большой высоты: а — из положения сидя; б — из положения упора руками и лежа на животе; в — из положения виса.



Выскакивание из траншеи с опорой руками и ногами: а — опора руками о края траншеи; б — после отталкивания с опорой ногой на край траншеи; в — поворот и движение левой ногой.


Вылезание из глубокой траншеи с опорой ногами и руками о стенки.



Переход в положение приседа. Переход из положения приседа в положение лежа.


Подползание под поваленное дерево: а — «пластом» – головой вперед; б — низко нагибаясь.


Перелезание через проволочное заграждение: а — через усиленный забор с помощью штурмовой лестницы; б — через спираль Бруно с помощью мата.


Использование палок с рогатками для поддержания проволоки при подползании под нее одного бойца. Момент резки проволоки справа от столба.


Переползание боком скольжением тела по препятствию.


Перелезание через проволочную сеть на низких кольях с помощью подручных средств (доски, шинели).


Взлезание на препятствие (забор, стену противотанкового рва, строение) с помощью товарища. Оказание помощи товарищу при влезании.


Влезание на стену противотанкового рва с помощью лопаты, втыканием в грунт. Взлезание с помощью товарища, подающего винтовку (лопату). Взлезание на стену противотанкового рва с помощью штурмовой лестницы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Преодоление инженерных препятствий

Преодоление проволочных заграждений

Преодоление проволочных заграждений Проволочные заграждения наиболее часто используются для ограждения объектов. Этот вид заграждений широко применяется также в качестве противопехотных заграждений при инженерном оборудовании оборонительных рубежей (районов,

Преодоление «Восточного вала»

Преодоление «Восточного вала» Еще до завершения Орловской операции Ставка ВГК своими директивами № 30162 и № 30168 от 10 и 16 августа 1943 г. поставила войскам Центрального фронта новые задачb[239]. Им предстояло наступать в общем направлении на Севск, Хутор Михайловский, не

Преодоление опасностей

Преодоление опасностей Воинская карьера Штауффенберга была на подъеме. Чего нельзя было сказать о Германии. Великий кризис 1929 года ощущался сильнее, потому что экономика страны сильно зависела от американских капиталов, которые начали массовое бегство назад через

2.5. Преодоление болот

2.5. Преодоление болот Путь перехода через болото надо выбирать очень тщательно. Переход через болота допустим в исключительных случаях, когда возможности обхода исчерпаны. Передвигаясь по болоту (если его нельзя обойти), разведчики должны держаться группой, поблизости

2.9. Преодоление водных преград

2.9. Преодоление водных преград Вопрос: «При какой температуре воды можно преодолевать водную преграду вплавь?» Ответ: «Это определить очень легко. Если вода жидкая – то можно». Армейский юмор Часто территория боевых действий

3. Разведка местности, препятствий и заграждений

3. Разведка местности, препятствий и заграждений Разведка местности – неотъемлемая составная часть тактической разведки, призванной обеспечить командиров данными для подготовки и успешного ведения боевых действий. Задачи разведки местности состоят в получении

Преодоление инженерных препятствий

Преодоление проволочных заграждений

Преодоление проволочных заграждений Проволочные заграждения наиболее часто используются для ограждения объектов. Этот вид заграждений широко применяется также в качестве противопехотных заграждений при инженерном оборудовании оборонительных рубежей (районов,

Преодоление водных преград

Преодоление водных преград Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных

Преодоление инженерных препятствий

Преодоление проволочных заграждений

Преодоление проволочных заграждений Проволочные заграждения наиболее часто используются для ограждения объектов. Этот вид заграждений широко применяется также в качестве противопехотных заграждений при инженерном оборудовании оборонительных рубежей (районов,

Преодоление водных преград

Преодоление водных преград Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных

Преодоление (взлом) некоторых преград

Преодоление (взлом) некоторых преград Вначале рассмотрим преодоление преград из стекла. При возможности (сняв штапик) его просто вынимают (рис. 157). Стекло окна или остекленной двери можно разбить, но этот способ производит много шума, и если охрана и шумовая сигнализация

hello_html_4f6272f2.jpg

Прежде чем приступить к занятиям по преодолению препятствий, необходимо изучить меры безопасности, способы преодоления препятствий, метания гранат и выполнения специальных приемов и действий.
Применяются следующие способы преодоления препятствий: прыжки, перелезания, пролезания (подлезания) и передвижения.
На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается:
- применением различных исходных положений (лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат;
- увеличением дистанции до препятствий и целей;
- преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами;
- изменением порядка преодоления препятствий.
На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости, которая достигается:
- многократным выполнением приемов, дающих значительную физическую нагрузку;
- выполнением приемов в комплексе с другими действиями.

Разучивание способов преодоления препятствий целесообразно начинать с прыжков. Так как действия на сооружениях представляют собой комбинации способов преодоления различных препятствий, то к обучению действиям на них необходимо приступить после того, как будут освоены основные способы передвижения и преодоления препятствий. Разучивание, как правило, осуществляется в быстром темпе по элементам или в медленном темпе в целом. Исключение составляет разучивание передвижения по проходам лабиринта, которое выполняется по разделениям. Основное внимание уделяется тренировке в этих действиях, так как в процессе ее достигается основная цель в обучении специальным приемам и действиям, то есть формируются военно-прикладные навыки, развиваются физические, психические и специальные качества. После обучения различным способам преодоления препятствий, метания гранат и специальным приемам и действиям переходят к проведению занятий в комплексном преодолении препятствий. В зависимости от задач, занятия проводятся как с оружием (ММГ АК-74), так и без него.
В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточным, групповым, круговым, соревновательным способами.

Пример последовательности прохождения полосы препятствий на полосе «Атака».

Линия начала полосы.
Движение начинается по команде руководителя от линии начала полосы, обозначенной линией или флажками, с высокой стойки или из положения «лежа». Оружие (ММГ АК-74) находится в положении – «за спину».

Препятствие «Ров».
Данное препятствие, имитирующее ров шириной 2,5 м, преодолевается учащимся прыжком, после чего обучаемый продолжает движение в сторону препятствия «Лабиринт».

Препятствие «Лабиринт».
Передвижение в проходах лабиринта выполняется бегом, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, (его экипировки) грудью вперед или боком.
ММГ АК-74 при преодолении препятствия может удерживаться двумя руками над головой или находиться в положении «за спину».

Препятствие «Забор с наклонной доской».
Преодоление забора или иного вертикального препятствия может осуществляться различными способами:
Для перелезания с опорой на руки необходимо, подбежав к препятствию, опереться на его верхний край и, оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на руки, поднимая опорную ногу, опереться внутренней частью стопы на верхний край препятствия, не останавливаясь, перенести другую ногу. Оружие (ММГ АК-74) должно находиться в руке или за спиной.
Перелезание с опорой на бедро выполняется с упором на руки и навалившись на препятствие грудью (животом). Перенести тело через препятствие, спрыгнуть и продолжать движение. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться в руке или за спиной).
При перелезании «зацепом» необходимо с разбегу оттолкнуться одной ногой в шаге от препятствия и, опираясь другой ногой о препятствие, ухватиться за его край; подтянувшись, повиснуть боком к препятствию так, чтобы на его верхний опереться локтем; согнутую в колене ногу (внутреннюю) подать вперед; взмахом другой ноги зацепиться пяткой (голенью) за верх препятствия; подтягиваясь руками и опираясь пяткой (голенью), перевалиться через препятствие, спрыгнуть и продолжать движение. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной).
При перелезании силой необходимо с разбегу оттолкнуться одной ногой так же, как и при перелезании «зацепом», или оттолкнуться двумя ногами от земли и схватиться руками за верхний край препятствия; подтягиваясь на руках и помогая себе ногами, выйти в упор; далее перелезть через препятствие и спрыгнуть одним из следующих способов: с опорой на грудь, с опорой на бедро, из положения сидя, с опорой на руки и ногу. При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной.
Обучение перелезаниям осуществляется в такой последовательности: с опорой на руки, на бедро, на грудь (живот), «зацепом» и силой.
Все способы перелезания через препятствия разучиваются по разделениям или с помощью подготовительных упражнений, а затем выполняются в целом без оружия и с оружием (ММГ АК-74).
При разучивании приемов перелезания вначале отрабатывается разбег, толчок и наскакивание на препятствие с выходом в упор, затем собственно перелезание (переваливание тела) и, наконец, соскок (прыжок) в глубину и начало движения от препятствия.

Препятствие «Разрушенная лестница».
Преодоление препятствия «Разрушенная лестница» выполняется перелезанием через ступени, с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями. При этом применяются следующий способ преодоления препятствий:

1-ая ступень – преодолевается учащимся, выполняя опорный прыжок с переносом ног боком и приземлением на обе ноги.
2-ая ступень – преодолевается перелезанием с опорой на бедро или с опорой на руки.
3-ая ступень – оттолкнувшись двумя ногами от земли, учащийся хватается руками за верхний край препятствия и, подтягиваясь на руках или с опорой на грудь, выходит в упор, перелезает через препятствие и спрыгивает.
Под четвертой ступенью учащийся пробегает в направлении следующего препятствия. Одновременно учащийся должен взять оружие в руки. (В случае если данное препятствие преодолевалось с оружием в положении «за спину»).

Препятствие «Стена с проломами».
Приближаясь к данному препятствию обучающийся должен снять ММГ АК-74 (если этого не было сделано перед преодолением элемента «Разрушенная лестница»). Для этого необходимо подать правую руку по ремню оружия несколько вверх и, снимая автомат с плеча, подхватить его левой рукой за спусковую скобу и ствольную коробку, затем взять автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед.
Препятствие преодолевается пролезанием в верхний проем, головой и ногой вперед, с одновременным проносом оружия, боком. Оружие во всех случаях при пролезании должно находиться в руке или на груди. Обучение пролезаниям проводится выполнением приемов в целом в медленном темпе, затем темп ускоряется.

Позиция «Одиночный окоп для стрельбы и метания гранат».
Приблизившись к позиции, учащийся должен сделать полный шаг правой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на пол впереди себя, пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, раскинув ноги слегка в стороны носками наружу; автомат при этом положить цевьем на ладонь левой руки.
Разучивание метанию гранат начинается с упражнений, состоящих из отдельных имитационных движений: замаха и обозначения броска (без выпуска гранаты из руки). Первые 2—3 раза упражнение выполняется по разделениям. По команде «Замах, делай - РАЗ» выполняется замах, исправляются ошибки. Затем для имитации броска подается команда «Обозначить бросок, делай - ДВА».
Далее обучаемые самостоятельно повторяют упражнение с сокращением паузы на замахе и переходят к слитному выполнению упражнения. При этом внимание обращается на то, чтобы замах производился плавно по широкой амплитуде, а обозначение броска выполнялось с нарастающей быстротой и заканчивалось захлестывающим движением кисти.
Вначале выполняются три-четыре броска одновременно всеми обучаемыми по целям (площадям) на расстоянии 15—20 м по команде.
В процессе прохождения полосы препятствий обучаемые должны метнуть гранату из положения лежа по стенке (проломам) или по площадке 1x2,6 м перед стенкой (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание, но не более трех гранат до поражения цели.
Комплектация полосы препятствий «Атака» предусматривает возможность организации на данной позиции, помимо метания гранаты, стрельбы из пневматического оружия по переносным мишеням. Данный элемент является переносным, и в силу этого может быть ориентирован в любую сторону, в зависимости от стоящих задач, как на улице, так и внутри помещений.
Обучение метанию гранат (изготовке к стрельбе) производится в соответствии с необходимыми для этого требованиями, инструкциями и наставлениями с соблюдением требований безопасности.

В обратную сторону полоса преодолевается в следующей последовательности:

Препятствие «Стена с проломами».
Преодолевается опорным прыжком с переносом ног боком или опорным прыжком с опорой на ногу. При выполнении с ММГ АК-74, оружие находится в руке.
При прыжке с опорой на руку необходимо опереться рукой о край препятствия и, опуская ногу вниз, спрыгнуть на обе ноги с одновременным поворотом боком к препятствию. Оружие должно находиться в руке или в положении «за спину».
Прыжок с опорой на руки и ногу выполняется после выхода в упор на руки на препятствие (сооружение). Поднимая одну из ног, опереться внутренней частью стопы о верхний край препятствия, не останавливаясь, перенести над препятствием другую ногу (под опорной ногой) и соскочить, приземляясь на обе ноги.

Препятствие «Разрушенная лестница».
Приближаясь к препятствию, учащийся берет оружие в положение «за спину» и взбегает по наклонной лестнице, подав плечи вперед, опирается руками на четвертую ступень препятствия и взбегает на нее.
Поднявшись на 4-ю ступень, учащийся, не разгибаясь, сбегает последовательно по 3-й, 2-й и 1-й ступеням.
При недостаточной подготовке, сбегание по ступеням заменяется проходом по боковому брусу.

Препятствие «Разрушенный мост».
Действия на разрушенном мосту состоят из передвижения по вер¬тикальной лестнице, безопорных прыжков и прыжков в длину из положения «стоя», передвижения по балкам моста, сбегания по наклонной доске. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной).
Обучающийся поднимается по вертикальной лестнице, опирается обеими руками на балку разрушенного моста, и слегка наклоняясь вперед, при необходимости балансируя руками, начинает движение.
Передвижение по балкам разрушенного моста осуществляется шагом или бегом.
Сбегание по наклонной доске выполняется короткими шагами, наклонив туловище вперед, с постановкой ноги на полную ступню.
Обучение передвижению по балкам препятствия требует строгого соблюдения принципа от простого к сложному. Поэтому, вначале упражнения в передвижении выполняются на небольшой высоте и достаточно широкой опоре. После усвоения обучающимися техники передвижения по узкой опоре и выработки уверенности в действиях на высоте нужно выполнять упражнения в скоростном передвижении вначале без оружия, а затем с оружием.

Препятствие «Ров».
Завершается прохождение полосы прыжком через двухметровую часть препятствия «Ров» и возвращением учащегося на линию старта.


Преодоление препятствий

158. Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, метание гранат на точность, развитие быстроты, выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.
159. Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, с отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.
160. В содержание занятий включаются:
преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений;
специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом индивидуально и в составе подразделений;
метание гранат на точность;
контрольные упражнения на полосах препятствий.
161. В раздел «Преодоление препятствий» включаются следующие упражнения.

Упражнение 36. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих надводных кораблей и подводных лодок, курсантов военно-учебных заведений (учебных воинских частей), готовящих специалистов для этих воинских частей.
Выполняется в военной форме одежды с противогазом. Дистанция - 360 м. Исходное положение - стоя перед линией начала полосы; пробежать 120 м вдоль полосы, обежать флажок, добежать до стойки с грузом, снять конец с утки и опустить на землю; поднять груз, выбирая конец, и надежно закрепить его за утку; влезть по ближнему штормтрапу на выстрел, наступая на балясины, пробежать по выстрелу до дальнего шкентеля с мусингами и опуститься по нему на землю (спрыгивать не разрешается); пролезть в горловину и пробежать по качающейся доске (в случае падения повторить); подняться по вертикальному трапу, отдраить крышку; пролезть через люк и спуститься по наклонном) трапу; взять груз массой 24 кг, пробежать с ним до первой стойки, обежать кругом последовательно первую, вторую, третью и четвертую стойки, возвратиться к наклонному трапу и положить груз на землю; подняться по наклонному трапу, пролезть через люк, задраить крышку и спуститься по вертикальному трапу, наступая на ступени, пробежать по качающейся доске (в случае падения повторить) и пролезть в горловину; влезть по ближнему штормтрапу на выстрел, наступая на балясины, пробежать по выстрелу до дальнего шкентеля с мусингами и опуститься по нему на землю (спрыгивать не разрешается): пробежать до линии начала полосы, обежать флажок: пробежать 120 м.

Упражнение 37. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих воинских частей и подразделений, предназначенных для действий в горах.
Выполняется в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином). Дистанция - 100 м. Исходное положение - изготовка для стрельбы лежа перед линией начала полосы; пробежать до первой вышки канатного перехода; по вертикальной лестнице влезть на террасу, выбрать веревку с грузом массой 24 кг до упора в перила и, не бросая, опустить на землю; пройти по нижнему тросу до второй вышки, перелезть на веревку и спуститься по ней; взбежать по наклонной доске на тропу, пробежать по ней, наступая на каждый отрезок, и с последнего отрезка соскочить на землю; пролезть через ограничительный проход и влезть на второй участок тропы, наступая на каждый отрезок, пробежать по нему; пролезть по веревочному мосту на металлическую конструкцию: пройти по горизонтальной лестнице до конца, преодолеть в висе на руках горизонтальную лестницу в обратном направлении до последней перекладины и спрыгнуть на землю; пройти по качающемуся бревну; подняться по наклонной стене горки до нижнего карниза (разрешается использовать веревку), влезть на него, подняться на террасу и с колена метнуть гранату массой 600 г в цель - круг диаметром 3 м (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); спуститься по вертикальной стенке с треугольными вырезами, используя три точки опоры; прыжками преодолеть сухое русло реки по выступающим камням (при срыве с одного из них вернуться и продолжать бег с него); пересечь линию финиша.

Упражнение 39. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.
Выполняется в составе экипажа, расчета, отделения, взвода в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином) и противогазом. При выполнении упражнения разрешается взаимопомощь без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему военнослужащему. Дистанция - 1100 и 3100 м.
Пробежать 1 или 3 км. Преодолеть полосу препятствий: преодолеть ров; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор; преодолеть разрушенную лестницу, наступая на три ступени; соскочить на землю, под четвертой ступенью пробежать; преодолеть стенку; перепрыгнуть через траншею.

162. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий, обеспечивается:
вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий;
увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток;
очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления;
строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Образовательные: познакомить с условиями организации похода; функциональными обязанностями участников похода; видами костра. С тактико-техническими правилами преодоления естественных препятствий (склонов и водных препятствий).

Развивающие: развивать внимание, умение работать в коллективе.

Воспитывающие: воспитывать ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощь, бережное отношение к природе; формировать нравственную позицию.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, демонстрации наглядного материала, практическая работа детей с различными поисковыми системами интернета.

Оборудование: п алатка «Зима», туристические коврики, тент, котелок, набор продуктов для приготовления обеда, два ноутбука, подключенные к сети интернет..

Форма одежды: спортивный костюм.

I. Организационный момент

II. Целевая установка

изучим условия проведения похода;

познакомимся с обязанности участников похода, видами костров, С тактико-техническими правилами преодоления естественных препятствий .

III. Теоретический этап

Ожидания участников путешествия

Кто из вас был в походе? Как вы считаете, для чего люди ходят в походы?

Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое, б) физическое.

Преодоление себя: а) моральное, б) физическое.

Преодоление соперников: а) прямое – соревнование, б) косвенное – спортивный рост.

Коммуникативные (поиски общения).

Любопытство, дань моде.

Согласно словарю Ожегова, поход – это организованное, запланированное путешествие.

Условия успешного похода

Что нужно, чтобы поход прошел интересно. Давайте попытаемся определить главные условия похода.

Дружная, сплоченная – группа (команда).

Обязанности участников похода

Отправляясь в поход необходимо правильно распределить обязанности участников похода.
Как вы считаете, какие обязанности должны выполнять участники похода и нужны ли они вообще?
Перед вами лежат опорные слова и действия, которые они выполняют. Сопоставьте их.

руководитель и его заместитель (инструктор и староста), завхоз, медик, фотограф, казначей, летописец, замыкающий, дежурные.

Как вы считаете, какие обязанности еще могут быть, на ваш взгляд?
Итак, какие функции могут выполнять участники похода, и что входит в их обязанности?
Какие же были слова-ловушки?

Сегодня в игровом походе все будут выполнять обязанности дежурного.

Ребята, давайте на минуту представим себе, что мы в походы. С чем ассоциируется поход? (с костром) Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с текстом. Работать будем в группах:

1 группа – ваша задача найти в тексте правила построения костра «колодец»;
2 группа – ваша задача сформулировать правила ТБ у костра.

Я прошу слушать внимательно, вам это пригодиться в практической деятельности.

С какими типами костров вы познакомились?

Технология построения костра «шалаш»;

IV. Практический этап

Итак, я приглашаю вас в поход! Нам встретятся определенные трудности: нам надо преодолеть склоны, водные препятствия, но мы все преодолеем. Нас с вами уже ждут ребята, там разбит бивак.

Техника безопасности при преодолении склонов (видеоролик и пояснение педагога).

В практике пешеходного туризма для преодоления объективно опасных склонов туристы часто используют способ перильной страховки – осуществляют подъем и спуск по склону с самостраховкой в движении по вертикальным (наклонным) перилам; движение вдоль склона (траверс склона) с самостраховкой на горизонтальных перилах. Разумеется, до начала движения группы перила должны быть закреплены на склоне лидером (первым участником, преодолевающим склон). При этом лидер проходит опасные участки склона с использованием взаимной страховки.
Как выполняется самостраховка туриста в движении вверх по склону по вертикальным перилам? На данном занятии мы рассматриваем исключительно технику подъема и спуска по перильной веревке на горных склонах средней крутизны, по которым туристы передвигаются шагом. Перильная веревка при этом служит одновременно средством страховки, и средством дополнительной опоры, облегчающим движение по склону. Преодоление таких склонов в целом не представляет значительной технической сложности.

При движении по вертикальным перилам турист обеспечивает собственную страховку с помощью петли самостраховки, выполненной из специализированной веревки (т.н. репшнура диаметром 6-8мм при диаметре перильной веревки 10-12мм) (демонстрация). Петля с одной стороны подключается к индивидуальной страховочной системе (ИСС) туриста, с другой стороны она завязана на перилах схватывающим узлом. К ИСС (или только к грудной обвязке, беседке) петлю самостраховки можно подключить, используя узел двойной проводник и карабин.

Давайте вспомним, как вяжется узел двойной проводник (дети вяжут узел).

Для привязывания петли самостраховки к перилам используют, в зависимости от состояния веревки, тот или иной схватывающий узел: узел Прусика, узел Бахмана, австрийский схватывающий (вязка этих узлов). Мы уже упоминали ранее, что узел Прусика активно применяется в туризме для организации самостраховки, но имеет свои ограничения (часто не фиксируется на перильной веревке при срыве туриста во время спусков, подъемов по сложным, отвесным склонам). Впрочем, для организации самостраховки на рассматриваемых нами технически простых склонах он вполне приемлем. Более надежен и универсален австрийский схватывающий узел, а узел Бахмана, в отличие от узла Прусика, хорошо фиксируется на заледенелой и мокрой веревке. После подключения к веревке петлей самостраховки, турист двигается вверх по склону, одной рукой опираясь на веревку (ниже схватывающего узла), другой рукой проталкивая по перилам ослабленный схватывающий узел (смотрим видеоролик).

Преодоление водных препятствий

Реки и ручьи являются характерными естественными преградами для движения туристов в походе, как по горной, так и по равнинной местности. Напомним, что переправы через водные преграды принято разделять на три разновидности: переправы вброд, переправы над водой и переправы по воде (на плавсредствах). Перед началом переправы следует обязательно провести разведку. Разведка включает в себя следующие действия.

- Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы.

- Определение участка реки и берега, удовлетворяющего требованиям выбранного типа переправы.

- Определение конкретного способа (техники) передвижения участников и характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка бревна через реку и пр.).

В рамках данного занятия мы ограничимся рассмотрением техники передвижения и страховки на переправе через горную реку вброд.

По каким признакам на местности выбирают подходящее место для переправы вброд?

Выбирать место переправы следует весьма тщательно. Переправа вброд организуется в месте с наименьшей силой потока и наименьшей глубиной реки. Признаки брода равнинной реки: расширение реки на прямом участке, рябь на поверхности воды, наличие плесов, отмелей, перекатов, а так же троп, дорог подходящих к воде. Признаки брода через горную реку: разделение ее на рукава, разлив в широкой пойме (там тот же объем воды

течет с меньшей скоростью).

Изгибов реки при переходе вброд лучше избегать, так как внешний от центра изгиба берег подмывается потоком, и глубина там будет больше, чем у внутреннего берега. Следует избегать участков берега, поросших деревьями, так как под водой могут находиться корни, ветки не видимые с берега. Поскользнувшегося человека, может увлечь под них силой потока. Облегчат переправу отдельные островки суши, камни посреди русла реки. Важна информация и о характере дна: на песчано-галечном дне будет легче сохранять устойчивость, чем на округлых скользких камнях, вязком, глинистом дне. При организации переправы необходимо заранее оценить последствия падения в воду (оценить опасность ударов о камни, сноса в водопад, завал расположенные ниже по течению и т.д.).

Какую технику передвижения используют туристы при переправе горной реки вброд?

В случае если сила потока не слишком велика, для переправы вброд туристы используют индивидуальную технику передвижения с дополнительной опорой о дно реки шестом. Для этого пригоден деревянный шест около 2.5м. На переправе турист перемещается боком, шаг за шагом в положении лицом против течения, упираясь шестом в дно впереди себя (ноги и шест образуют надежный треугольник опоры) (видеоролик). В случае более мощного потока, когда индивидуальная техника перехода не безопасна, используют ряд групповых способов переправы. Взаимная поддержка туристов в группе позволяет компенсировать воздействующую на нее силу потока воды (устойчивость группы туристов к воздействию потока выше, чем устойчивость одного туриста). При переправе шеренгой (стенкой) несколько туристов переходят реку, обнявшись за плечи, боком к течению, причем сверху по течению становиться наиболее сильный участник. При переправе по двое, лицом друг к другу туристы становятся боком к течению; каждый кладет руки на плечи напарнику и крепко берется за лямки рюкзака. Ноги при переходе приставными шагами широко расставлены, образуя четыре устойчивых точки опоры .

При переправе «кругом» (по трое) самый сильный турист встает лицом против течения; все переправляются, взявшись за плечи друг друга.

Как организуется страховка туриста, переходящего горную реку вброд? В случае перехода вброд реки с сильным течением, повышается вероятность падения туриста при переходе, сноса его течением и травматического повреждения. Такой брод не безопасен и переправа требует организации страховки. Страховка на переправе вброд организуется двумя основными веревками, расположенными V-образно (под углом, примерно, 90º друг к другу). Одна веревка (страховочная) закреплена на переходящем реку туристе и выдается страхующими туристами (туристом), стоящими в устойчивом положении на берегу на позиции выше по течению реки относительно переправы. Страховочная веревка помогает переправляющемуся лицом к течению туристу справляться с напором воды. Вторая веревка (вспомогательная) так же закреплена на переходящем вброд туристе и заносится ниже по течению. Концы обоих веревок не закреплены на опорах; веревки просто удерживаются страхующими туристами руками. В случае если поток сбивает идущего вброд, страховочная веревка выдается свободно (страхующий турист начинает бежать вдоль берега вниз по течению, вслед за плывущим туристом, не допуская натяжения страховочной веревки). Туристы, удерживающие вспомогательную веревку, начинают немедленно ее выбирать, подтягивая плывущего человека к берегу. Важно чтобы страховочная веревка ни в коем случае не оказалась сильно натянута, поскольку в этом случае упавшего туриста затянет течением под воду!
После выхода на целевой берег, первый участник закрепляет страховочные перила. Остальные переходят реку вброд с самостраховкой на горизонтальных перилах. По перилам участники двигаются через реку приставными шагами, лицом – навстречу течению. Перильную веревку следует включать прямо в грудной карабин обвязки, или в карабин короткого уса самостраховки (чтобы при срыве участника, течение не отбросило его от перильной веревки).

Игра: «Преодолей реку вброд!»

Задание: при помощи любой поисковой системы в интернете, найдите любые топографические карты, на картах- естественные препятствия, разработайте небольшой маршрут и тактику преодоления данных препятствий).

Цель: Обучение техники преодоления препятствий в сочетании с бегом, прыжками, перемещениями.

1. Обучить технике сочетания бега, прыжков, кувырков, перемещений; преодоления препятствий.

2. Формировать правильную осанку, развивать различных групп мышц.

3. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм и умения преодолевать трудности в преодолении препятствий.

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование и инвентарь: туристский барьер (2 шт.), гимнастический мат (4 шт.), скамейка (2 шт.), канат для перетягивания, магнитофон, мяч баскетбольный (2 шт.), обруч (2 шт.).

Расчёт времени

Организационно-

методические указания

Подготовительная

- на внешнем своде стопы

- перекатом с пятки на носок.

3. Общеразвивающие упражнения в движении:

а) И. п. – руки в замок перед собой. 1 – выпрямить руки в замок перед собой ладонями наружу; 2 – и. п.; 3 – выпрямить руки в замок над головой ладонями наружу; 4 – и. п.

б) И. п. – руки в замок над головой ладонями наружу. 1-4 – отведение рук назад.

в) И. п. – руки в стороны. 1-4 – вращение кистями вперед; 5-8 – то же назад.

г) И. п. – руки в стороны. 1-4 – вращение предплечьями вперед; 5-8 – то же назад.

д) И. п. – руки к плечам. 1-4 – вращение плечами вперед; 5-8 – то же назад.

е) И. п. – левая рука вверху, правая внизу. 1-4 - рывки руками назад со сменой положения рук.

ж) И. п. – руки за головой. 1- поворот туловища влево; 2 – то же вправо; 3 – то же влево; 4 – то же вправо.

з) И. п. – руки на пояс. 1 – наклон вперед; 2 – и. п.; 3 – то же вперед; 4 – и. п.

- с высоким подниманием бедра;

- с захлестыванием голени;

- приставными шагами левым и правым боком;

- с поворотами на 360°

1. Беговые и прыжковые упражнения:

- бег с высоким подниманием бедра;

- бег с захлестыванием голени;

- прыжки приставными шагами левым и правым боком;

- стартовый разгон до середины зала, от середины спиной вперед;

- стартовый разгон из положения упор лежа;

- бег, перелезание через туристский барьер, бег;

- прыжки на левой и правой ноге;

- бег, прыжки на двух ногах через скамейку, бег;

- бег, кувырок вперед, бег;

- бег, пролезание под туристским барьером, бег.

2. Эстафета: челночный бег.

3. Бег с препятствиями:

Бег, перелезание через туристский барьер; прыжки на двух ногах через скамейку (5 прыжков); кувырок вперед; бросок баскетбольного мяча в кольцо, бег.

4. Эстафета: бег, перелезание через туристский барьер; прыжки на двух ногах через скамейку (5 прыжков); кувырок вперед; бросок баскетбольного мяча в кольцо до попадания, бег.

Заключительная.

1. Подвижная игра «Перетягивание каната».

2. Построение, подведение итогов занятия.

Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы.

Построение в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, положением рук и постановкой ног.

Форма организации – фронтальная, способ выполнения - одновременный.

Педагог располагается в центре зала.

Обратить внимание на соблюдение дистанции, на осанку при выполнении упражнения.

Следить за положением рук.

Группа передвигается в колонну по одному «змейкой».

Обратить внимание на синхронную работу рук и ног.

Следить за правильной постановкой стоп при выполнении задания. Повороты на 360° выполнять по свистку.

Из колонны по одному группу перестроить в колонну по два с интервалом 2 м.

Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими обучающими.

Обучающиеся в первой шеренге начинают упражнение по свистку педагога.

После выполнения упражнения обучающиеся строятся в колонну по два на другой стороне зала. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении беговых упражнений.

Форма организации – соревновательная.

Следить, чтобы обучающиеся дотрагивались рукой до линии.

Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими обучающимися. Обучающиеся в первой шеренге начинают упражнение по свистку педагога. Высота туристского барьера 120 см. При прыжках через скамейку толкаться двумя ногами.

Форма организации – соревновательная. Обеспечить страховку при перелезании через туристский барьер. После попадания баскетбольным мячом в кольцо, класть мяч на исходное место.

Форма организации – игровая. Способ выполнения – одновременный.

Напомнить обучающимся правила безопасности при перетягивании каната.

Построение в одну шеренгу. Отметить лучшую команду в эстафетах.

Домашнее задание: подготовить и подобрать упражнения, помогающие развивать силу.

Читайте также: