Непредвиденные последствия half life

Обновлено: 05.07.2024

Действие Half-Life: Alyx происходит между событиями Half-Life и Half-Life 2 — именно в тот период времени, когда Гордон Фримен, главный герой предыдущих частей, находится в стазисе вне пространства и времени. Главная героиня новой игры — Аликс Вэнс: это дочь ученого Илая Вэнса, коллеги Фримена по «Черной Мезе».

Аликс была вторым по важности героем Half-Life 2, где всячески помогала физику и даже спасла ему жизнь — он отплатил ей тем же. На момент событий второй части девушка уже давно сражается в рядах сопротивления с Альянсом, который после Семичасовой войны захватил Землю. Место действия — все тот же Сити 17, над которым жуткой тенью нависла Цитадель Альянса. Оккупация в самом разгаре, жителей города притесняют как могут, Гордон Фримен неизвестно где. Вся надежда на Аликс и ее отца, которые ежедневно ищут способ победить врага.

И однажды они его находят. По крайней мере, очень надеются, что неожиданная находка, о которой узнают Илай Вэнс и его знакомый инженер Рассел, действительно поможет в борьбе. Речь идет о загадочном оружии, которое находится в огромной летающей крепости над карантинной зоной Сити 17. Что ж, кажется, у Аликс нет вариантов — надо прорваться сквозь линию защиты Альянса и достать это оружие прежде, чем им воспользуется противник.

И пока Аликс пытается добраться до оружия, ее отец и Рассел с помощью взломанного датапада выясняют, что на самом деле в крепости находится не оружие, а тюрьма, где кого-то держат — судя по всему, кого-то очень важного. Кроме того, героям удается подслушать одного из жителей города, работающего с Альянсом: он рассказывает, что этот кто-то — выживший после инцидента в «Черной Мезе». Более того, он одна из причин, по которой этот инцидент и произошел.

Догадок у Илая и Рассела возникает немного — это почти наверняка Гордон Фримен. Ведь именно он участвовал в эксперименте, из-за которого тогда открылся портал в иные измерения. И, конечно, он один из немногих, кому удалось выжить в ходе событий первой Half-Life.

Реальность, впрочем, оказывается еще удивительнее. Когда Аликс Вэнс наконец пробирается в крепость и открывает тюрьму, она видит в ней вовсе не Гордона, но другого важного персонажа серии — «Джи-мена». Этот таинственный человек (человек ли?) в черном костюме и с чемоданом и впрямь способствовал тому, что Гордон Фримен запустил эксперимент в «Черной Мезе». Именно «Джи-мен» затем «спас» Гордона, «нанял» на работу и поместил его куда-то вне пространства и времени, а затем «разбудил» в начале Half-Life 2.

Судя по всему, Альянс изобрел технологию, способную подавить силы «Джи-мена» или хотя бы ослабить его. Аликс же освобождает человека в черном костюме, и тот открывает портал в другое измерение, куда уходит сам и переносит героиню. Он говорит Аликс, что в ходе предыдущих событий она зарекомендовала себя как «полезного человека» и, более того, помогла самому «Джи-мену» выбраться из тюрьмы. За это его работодатели, о которых мы все еще ничего не знаем (и не факт, что когда-либо узнаем), позволили ему неким образом «повлиять» на события в том или ином отрезке времени. Это и есть награда Аликс за спасение «Джи-мена» — выбор события он оставляет за ней.

Она, конечно, тут же просит сделать так, чтобы Альянс убрался с Земли, но «Джи-мен» не соглашается — это будет против планов его работодателей. Взамен он предлагает Аликс нечто очень важное, о чем она еще не знает. «Джи-мен» предлагает ей возможность спасти отца. Если вы забыли, то Илаю Вэнсу остается жить около пяти лет — в финале Half-Life 2: Episode Two его убьет Советник Альянса.

Half-Life 2: Episode Two

Так Half-Life: Alyx подводит нас к событиям, которыми завершился второй эпизод. «Джи-мен» буквально из воздуха воссоздает перед Аликс сцену за секунду до гибели ее отца и позволяет убить Советника. И героиня делает это без сомнений: ее отец спасен, а бездыханное тело монстра лежит неподалеку.

По словам «Джи-мена», Аликс крайне ценна, и потому он «нанимает» ее так же, как когда-то «нанял» Гордона Фримена. Сам Гордон, как отмечает человек в костюме, не оправдал ожиданий, а именно — «не смог или не захотел выполнить поставленную перед ним задачу». В этом моменте «Джи-мен» имеет в виду финал Half-Life 2, где ему после взрыва Цитадели не удалось снова поместить Фримена в стазис вне пространства и времени, так как того спасли вортигонты.

На этом Half-Life: Alyx и заканчивается, однако после титров есть еще одна сцена. В ней мы перемещаемся в тело Гордона Фримена, наблюдающего за событиями, которые происходят сразу после того, как Аликс убивает Советника Альянса и спасает отца. То есть, по сути, видим альтернативный — и теперь уже каноничный — финал Half-Life 2: Episode Two.

В нем Илай Вэнс, который только что едва не погиб от действий Советника, осознает, что его дочь попала в плен к «Джи-мену». «Чертов мерзавец и его непредвиденные последствия», — кричит он. Это отсылка к моменту второго эпизода, где «Джи-мен» заставляет Аликс предупредить отца о неких непредвиденных последствиях. К тому же «Непредвиденные последствия» — это название главы первой Half-Life, где и происходит инцидент в «Черной Мезе». По словам Илая, именно тогда он и услышал эти слова впервые — якобы «Джи-мен» прошептал их ему на ухо.

После этого происходит момент, который, скорее всего, навсегда войдет в историю видеоигр. В помещение врывается роботизированный Пес и отдает Илаю лом. Илай же передает его Гордону Фримену и произносит важнейшую для будущего Half-Life фразу: «Нам еще многое предстоит сделать».



Непредвиденные последствия (англ. Unforeseen Consequences) — третья глава Half-Life.

Содержание

Обзор [ ]

Глава начинается в разрушенной испытательной камере после инцидента. В результате каскадного резонанса между Землёй и миром пришельцев Зеном открывается межпространственный разлом, что приводит к вторжению враждебных форм жизни в комплекс. Коллега Гордона Фримена учёный Илай Вэнс направляет того на поверхность для вызова помощи. Игроку приходится путешествовать по разрушенным лабораториям, куда начали телепортироваться пришельцы. Так как транспортная система вышла из строя, игрок должен пройти по ранее недоступным зонам в секторе B, где хранятся охладители, и прилегающей канализационной системе, чтобы добраться до лифта, при помощи которого можно попасть в Административный центр сектора D.

В Half-Life 2: Episode Two название главы появляется вновь. G-Man использует Аликс Вэнс для передачи фразы «будь готов к непредвиденным последствиям» её отцу, Илаю. Тот впоследствии раскрывает, что то же послание он услышал от G-Man'а, как только Гордон вошёл в испытательную камеру в Чёрной Мезе.

Разработка [ ]

Alpha [ ]

Глава «Портальное устройство» — предшественница «Непредвиденных последствий» и первая глава Alpha-версии игры. Хотя главу вырезали в ходе значительной переработки игры в конце 1997 года, некоторые секции в видоизменённом виде добрались до релиза. Среди наиболее значимых мест помещение с компьютерами, большие металлические двери на входе с расходящимися в разные стороны засовами, сломанная дверь в шлюзе, ведущем в сектор B, и вентиляторы в там же.

Предрелиз [ ]


Целый мост над каналом.

Мало что известно о ранних версиях данной главы. На ней должна была присутствовать головоломка с ключ-картой в секторе B, но её вырезали. Отрезок с каналом уже был в версии игры 1997 года; изначально он был больше и вмещал большее число буллсквидов. Навигационные пути для них остались в финальной версии. Мост, разрушенный в релизе, в той версии был целым, а в углу комнаты присутствовала недосягаемая дверь. Оба края канала снизу были доступны для исследования. В финальной игре правую часть закрывает металлическая решётка, позади которой находится отталкивающая сущность, не позволяющая пройти.


Помещение с висящими контейнерами.

Релизная версия помещения с контейнерами некоторые сущности, оставшиеся со времён разработки. Среди них два навигационных указателя на мостике и пятно крови на стене у входа. Помимо этого есть две статичные шестерни на запблокированных треках с названиями ( gear3 и gear4 ), предполагавшими, что они когда-то должны были двигаться. Скорее всего, они связаны с механизмом, который использовался для перемещения контейнеров с одного места на другое, как можно заметить на некоторых изображениях. Вполне вероятно, что игрок и другие персонажи (стоящего на контейнере учёного можно увидеть на скриншоте) могли перемещаться на этих контейнерах в другие локации.

Другие версии [ ]

Порт на PlayStation 2 содержит изменённые версии этих карт. Охранник, который умирает, пытаясь дотянуться до зарядного устройства был заменён на обыкновенный труп, вероятно, из-за технической трудности, заметной на этом скриншоте. На карте c1a1b учёный, наблюдающий за тем, как его коллегу затягивает в вентилляцию, был смещён ближе к люку.

Карта c1a1a подверглась цензуре в немецкой версии игры. Учёный с хедкрабом на голове и некоторые пятна крови поблизости были убраны. Демо-версия порта на PlayStation 2 содержит урезанный вариант главы. Она заканчивается перед тем, как игрок может спрыгнуть в дренажные туннели, вместо них загружая сразу следующую главу, «Офисный комплекс». В версии для Dreamcast, код выбора уровня — Gordon Teaches Physics (рус. Гордон Обучает Физике). Source-версия включает в себя пару тестовых карт, включающих сегменты данной главы.

За кулисами [ ]

В SDK есть анимация пантерая, название файла которой ( panther_fall_c1a1b ) указывает на то, что она была предназначена для данной главы. Анимация показывает, как существо прыгает вперёд и падает вниз. Эта сцена также задействовала учёного, так как она расположена в папке под названием panther_scientist_fall . Сопутствующая анимация учёного, scientist_fall_c1a1b , была слита в 2018 году вместе с исходниками модели учёного для Half-Life: Source. Существо сталкивало учёного с высоты насмерть.


Сцена с падающим лифтом.

Канал [ ]

Несколько чисел неизвестной значимости разбросаны по сектору B. Номер 19 (в виде декали) расположен в зоне, где можно увидеть G-Man, номера 18 и 17 (в виде текстур) можно было увидеть в туннелях канала, а номер 15 (декаль) присутствует в помещении с контейнерами, но не виден из-за неправильного размещения. Неиспользуемая текстура номера 16 находится в файлах игры.


Зона канала содержит множество неиспользуемых элементов, оставшихся с прошлых версий. Помещение с большим лифтом имеет две металлические панели на стене. Активация лифта открывает одну из панелей которая содержит небольшое пространство, занимаемое хедкрабами. За другой неиспользуемой панель только пустое пространство. На дне шахты лифта есть недосягаемая подводная зона с водяным колесом. Оно заблокировано металлическими колоннами и содержит ноды и отталкивающие сущности.

Интересные факты [ ]

В помещении со сгустками плазмы, хедкраб в третьей стеклянной капсуле должен взрываться по приближении игрока. Хотя это и происходит в изначальном релизе игры, обновлённые версии содержат изменённый код, из-за которого взрыва не происходит. Существо не видит сквозь стекло и не может напасть на игрока, в результате чего умирает. Сущность первого враждебного вортигонта, ломающего дверь, названа georgeclinton (на карте c1a1b ). Джордж Клинтон — американский музыкант.


Скорее всего 90% игроков, даже не игравшие в Half-Life, знают историю, но тем не менее давайте вспомним, о чем повествует игра. А рассказывают нам о научном комплексе Black Mesa, где проводят опыты с телепортацией в параллельный мир под названием Xen. В очередной рабочий день наш герой – Гордон Фримен, прибывает на свой пост в лаборатории аномальных материалов, чтобы провести очередной опыт. Денек, правда, паршивенький — оборудование ломается, сигнализации срабатывают сами по себе, сервера падают и в целом творится небольшой, но хаос. Надев свой HEV костюм Гордон отправляется в камеру испытаний. Запустив и подготовив все оборудование подходит образец кристалла из мира Xen. При помещении кристалла в луч портала, происходит некорректная реакция, оборудование дает массовый сбой, гремят взрывы, а Гордона начинает носить между мирами.

Будь готов к непредвиденным последствиям

Когда он приходит в себя после этой катастрофы, он наблюдает только разруху. Мертвые учёные и охранники лежат в коридорах, всё оборудование уничтожено, а выжившие ждут спасательной команды. Гордона же отправляют на поверхность, чтобы встретить команду спасателей. Однако все оказывается не так просто, т.к. вместе с разрухой, в комплекс пришли обитатели другого мира, которые настроены далеко не так дружелюбно. Да и команда спасателей оказывается не совсем спасателями.

В целом, история Half-Life получилась не то чтобы какой-то прорывной или философской, но она подается крайне интересно и атмосферно. Нам не просто рассказывают тонны текста через диалоги персонажей, запирая при этом в комнате, а “показывают” историю через окружение. Каждое отдельное помещение ­‑ это небольшая история о непредвиденных последствиях неудачного эксперимента. Ученые, пытающиеся сбежать от инопланетных захватчиков, охранники, отбивающиеся от враждебной фауны, и военные, которые пришли не помогать, а зачищать комплекс. Half-Life не была первым сюжетным шутером, но именно она задала тон и развитие жанру
на долгие годы вперед.

Однако не только сюжетом полюбилась игра миллионам фанатов. Геймплейная составляющая – вот главный моторчик всей этой машины. Однако, тут все не совсем просто. Если затрагивать чистый геймплей, то перед нами не сильно прорывной шутер. И перед тем, как вы разожжёте факелы и наточите вилы, вот о чем речь. Дело в том, что механически, игра мало чем отличается от того же Quake. Есть набор вооружения, разделенный по категориям: ближний бой, пистолеты, автоматы и дробовик, тяжелое оружие и взрывчатка и прототипы, вроде Тау-пушки или Глюон пушки. В целом, все, кроме последних, стреляет без откровений. Монтировка и пистолет добротны в начале игры против мелочи, автомат и дробовик для средних и ближних дистанций, базука и взрывчатка для целей покрупнее, а прототипы на все случаи жизни, но с не таким большим боезапасом.

Та же Тау-пушка порой выглядит как читерский предмет

Сопровождается этот арсенал и соответствующими видами противников: мелочь, в виде хэдкрабов или «песиков», вортигонты, стреляющие молниями, солдаты, использующие всё то же оружие, что и игрок, огромная тварина Гаргантюа, стреляющая огнем и др. И если брать в расчет чистую механику стрельбы, то игра работает как любой среднестатистический шутер тех лет, вроде того же Quake. Стрельба в целом удовлетворяет, но без откровений, часть противников необычна в плане физиологии, но не более. Так почему же игроки до сих пор с удовольствием проходят игру? Ответ кроется в дизайне уровней и темпе. Каждая локация спроектирована так, чтобы сражаться на ней было максимально эффективно, в меру сложно и интересно. Противники не просто расставлены абы как, а с точностью до пикселя, дабы одновременно не заваливать игрока нечестным количеством урона и в то же время не давать скучать.

То же касается и общего темпа игры. В самом начале мы долго катаемся на вагонетке, где разработчики показывают, что комплекс огромен, а игрок, примерно, прикидывает масштаб. После инцидента мы довольно долго слоняемся по коридорам комплекса, отстреливая хэдкрабов, зомби и прочую пакость вперемешку с преодолением мелких препятствий вроде обхода запертых дверей. С приходом военных игра начинает набирать динамику, т.к. солдаты не просто беспомощно стоят на месте и отстреливаются, а координируются, выкуривают гранатами, отступают при потерях и т.д. Появляется более мощный арсенал, а герой встречает новые угрозы в виде турелей, растяжек и прочего. И всё это не дает заскучать; только игроку надоедает стрелять, количество противников сбавляется, могут подкинуть задачку. Возникнет подозрение на слишком долгие пробежки по вентиляциям, начнут закидывать скриптовыми сценками и динамичными перестрелками. Благодаря такой тасовке ситуаций игра постоянно держит внимание.

Грамотная расстановка предметов на уровне и грамотный ИИ — рецепт веселых перестрелок.

При этом мы не просто все время ходим и стреляем, периодически нажимая кнопки открывающие двери, а выполняем конкретные задачи. Вот перед нами своеобразный босс в виде трех щупалец, реагирующие на шум и атакующие любого, кто издаст лишний звук. Убивать эту тварь надо не просто стреляя, пока она не умрет, необходимо запустить тестовый двигатель, который ее сожжет, но, чтобы завести этот двигатель, нужно подать топливо и электричество, а это в свою очередь другие части комплекса. И вот так игрока заставляют везде бегать, подкидывая какие-то задачки, скриптовые сцены и перестрелки.

Казалось бы, все выглядит идеально, но к сожалению, даже в этой формуле есть несколько просчетов. Например, секция на монорельсах раздражает также как и 20 с лишним лет назад из-за одинаковых коридоров, унылого левел-дизайна и спада градуса экшена. Порой игра позволяет себе слишком много бэктрекинга, но апофеозом всего плохого является Xen. Под конец Гордон отправляется в мир пришельцев, чтобы разделаться с главной угрозой. И именно здесь начинается самая унылая часть игры. Ужасные платформинговые секции, одинаковая архитектура, невнятный темп, скачки сложности и общая незавершенность этого эпизода оставляют неприятный осадок. Финальная битва несколько исправляет эти огрехи, но не устраняет их полностью. Таких моментов не очень много, но именно поэтому они довольно сильно врезаются в память и оставляют неприятный осадок на отличной игре.

Дурацкие прыжковые головоломки, скачки сложности, унылые локации. В этом весь Xen.


Касательно графической составляющей, то на момент выхода Half-Life выглядела достаточно неплохо. Работает она на модифицированном моторчике id Tech, так что большая часть игры выглядит очень недурственно. Разумеется, Unreal и его движок уже опередили своих современников и многие другие игры уже не выглядели настолько же круто, но творение Valve все равно выглядит достойно. Со звуковой и музыкальной частью все тоже более чем хорошо, хотя некоторые русскоговорящие игроки до сих пор удивляются, что в Half-Life, оказывается, была музыка, т.к. в «альтернативных» изданиях игры музыки не было. В основном игра нагнетает атмосферу через эмбиент, но и динамические темы вполне себе хорошо подстраиваются под геймплей.

Half-Life до сих пор является несколько спорной франшизой для многих игроков. Кто-то не любит графику, кто-то стрельбу, кто-то просто сеттинг, но отрицать влияние игры на индустрию довольно глупо. Эта игра популяризировала моду на сюжетные шутеры, подарила миллионам игроков интересную историю, а главный герой пусть и был немым, все равно ассоциируется у многих людей как один из самых знаменитых. Даже при некоторых косяках в темпе и левел-дизайне общая продолжительность и качество оставляют крайне положительные впечатления и игру хочется проходить снова и снова. Однако, чтобы не заскучать, Valve и Gearbox решили продлить удовольствие небольшими продолжениями, но об этом как-нибудь в другой раз.


Оценка


Понимаю, надоел я со своим рассказом, но я всё же хочу услышать мнения.

Илай спал. Он вынес нелёгкое испытание. После того как советник пробил ему позвоночник, выжить было невозможно. Но вортигонты вытащили его с того света также, как недавно сделали это с Аликс. И теперь он отдыхал.
Его сон кто-то нарушил. Илай почувствовал тёплое прикосновение на руках. И в следующую секунду его тело прошиб то ли электрический разряд, то ли ещё что-то, но это быстро кончилось. И внезапно Илай почувствовал себя бодрым, здоровым, словно ничего и не было. Ни советника, ни реанимации. Он словно помолодел.
Илай открыл глаза. И ужаснулся - перед ним стояли два вортигонта. Вортигонты? Несомненно. Но не те к которым привык пожилой учёный за двадцать лет своей подпольной работы.
- Похоже вам лучше, доктор Вэнс?- сказал один из вортов.
- Кто вы? - с ужасом спросил Илай.
- Скоро вы всё поймёте. А теперь оденьтесь и пройдёмте с нами,-сказал другой.


Когда полёт на арктическую базу отложился, Фриман поселился в кабинете управляющего станцией. Этим вечером он сидел за письменным столом и изучал результаты работ Илая и Кляйнера по телепортации.
В дверь постучали.
"Не разучились ещё!"- подумал Фриман и ответил: "Войдите"
Гордон не сразу заметил того, кто вошёл, был очень увлечён чтением.
Но когда увидел, то упал со стула от неожиданности. Или от страха.
- Здравствуйте, Мистер Фриман. Вы не ушиблись?
Гордон не мог ничего сказать. При виде этого человека, у Фримана ком встал в горле. Когда появлялся G-Man, всегда случалось что-то неожиданное и неприятное, если не сказать плохое. То, чего хотел этот странный человек.
- Может вы подниметесь? Нам нужно серьёзно поговорить.
- Кто ты? - выдавил из себя Свободный человек.
- Ну, я не так важен, чтобы начинать разговор обо мне. Хотя в своём роде я незаменим. - ответил человек в синем костюме.
Фриман поднялся, сел обратно на стул.
- А с чего тогда стоит начать разговор?
- Ну например. Вам не интересно кто вы?
Странный вопрос.
- Я знаю, кто я. Я.
- Сведения о вашей жизни, образовании и работе до инцидента в "Чёрной мезе" сейчас неважны. Что вам самому о себе интересно?
Гордон задумался, и в конце концов задал весьма остроумный вопрос, хотя ему самому было не до шуток:
- Почему я такой невезучий?
- Я бы так не сказал. Ведь вы до сих пор живы, особенно если учесть, что вы некоторое время находились без моего внимания.
- Я спрашиваю: почему всё это происходит! С твоим внимание или без него!? - Фриман злился. Он не сомневался, что во всех бедах виновата эта странная личность.
- Не думаю, что вы должны жаловаться, ведь работать на нас вы согласилися абсолютно добровольно.
- Что же это за работа? Тот, кто умеет выживать?
- Не совсем. Просто это важное качество для исполнителя секретной деятельности.
- Какой деятельости? Чьей? Да кто ты и твоё начальство?
- Успокойтесь, мистер Фриман, иначе разговора не получится. Хорошо?
Гордон понял, что возможно другого шанса всё понять ему может больше не представитья. Серьёзный разговор? Ну что ж, не стоит торопиться.
- Хорошо. Ну, кто же вы? И чего я сам о себе не знаю? - так Гордон попытался войти в колею.
- Я думал вы уже догадались.
- А разве я мог?
- Могли. Вспомните наш первый разговор. Я тогда сказал: "Теперь благодаря вам мы будем контролировать Зен." Кто его сейчас контролирует?
- Не знаю.
- Похоже вам не сказали. Подумайте.
А действительно, кто сейчас обитает во вселенной Зен? Вортигонты? Нет, они бежали оттуда. Люди? Какие? Сопротивление? Альянс? Или его покровители?
- Сдаюсь, - Гордон был не влучшем состоянии духа.
- Хорошо. Моё начальство - Альянс, вы его секретный исполнитель, я вами управляю.
- Я не понимаю. Я же только вредил Альянсу в последнее время?
- Это только внешне похоже на вредительство?
- А что это на самом деле?
- Неважно. Главное - вы сделали то, чего я ждал. Не в первый раз.
- Кажется, я начал догадываться. И я, и вы работаем на другой Альянс, который является противником того, что правил на Земле? - Фриман торжествовал. Ему казалось, что он нашёл единственно верное логическое решение.
G-Man усмехнулся.
- Альянс он один.
"Н-да, беседа будет непростой. Остаётся надеятся, что хоть окончиться она без происшествий" - подумал Гордон, основательно поникнув.
- Понимаю, мистер Фриман, это невозможно понять без посторонней помощи, но я постараюсь объяснить. Не сомневайтесь, вы работаете на тот Альянс, что Пришёл на Землю во время портального шторма и установил своё правительство в лице мистера Брина.
- Интересно, какую пользу этому правительству я мог оказать? - Фриман был сильно охвачен любопытством.
- Давайте я расскажу всё по порядку. Альянс преследует одну цель - вступление в него тех, чьё членство может принести пользу. Членство людей в Альянсе сулит большие перспективы. Но человечество просто так не согласиться, даже на самых лучших условиях. Тут нужна особая система взаимодействия Альянса и человеческого общества. Создание этой системы был поручено мистеру Брину.
- Что это за система?
- По его плану, люди должны пойти лёгким путём избавления от своих проблем - допросы, расстрелы и так далее. Но люди пошли сложным путём.
- Создали сопротивление?
- Да. Потом, спустя двадцать лет мы забросили вас, всё подготовив, и вы сами знае те что было дальше.
- То есть, доктор Брин не оправдал ваших надежд, и вам потребовалось попросту убрать его?
- Почти.
- А доктора Брина вы назначили консулом?
- Вы весьма догадливы.
- А чем вы его запугали?
- Не понимаю?
- Когда я шёл к вам на работу, вы сказали, что если я не соглашусь, я погибну в битве за Зен. А что бы было с Брином, если бы он не согласился?
- Сначала я хотел бы кое-что разъяснить. Я вам не угрожал. Угрожающий всегда добивается того, чтобы его требование выполнили. Он лишь запугивает. А если бы вы не согласились, я и не настаивал бы. Просто я заранее знал, что вы выберете.
"Да, он всегда заранее всё знает. Может тогда я сделал неправильный выбор?".
- Что касается мистера Брина, то он согласился потому, что жаждал власти. На этом я его поймал.
- А ведь вы в нём ошиблись, если пришлось пустить меня в действие. Как вас, наверное, начальство отчитывало!
- Отнюдь нет.
"Он надо мной издевается"
- Как нет? Или я идиот, или идиот вы.
- Правительство, цитадель - всего лишь промежуточные этапы. Брин думал, что он способствует вступлению людей в Альянс. Но на самом деле это делал я. И сейчас делаю. Он лишь утолял свою жажду власти. Считал, что он лучше других, думал что другие люди способны быть только солдатами, и тем нельзя много давать. Сушить океан и отравлять воздух тоже он придумал. Брину казалось, что он вершит великие дела.
- Значит ваш план работает?
- Да. Так, как я хочу.
Фриман уже не боялся этого человека. Наоборот, чувствовал некоторое превосходство над ним. Но какое?
- Значит, мы все скоро вступим в Альянс?
- Скоро, не скоро - это вопрос времени.
- А если ничего не получится?
Гордон понял, куда улетучился его страх.
- Почему же? - поинтересовался G-Man. Именно поинтересовался, даже без тени страха.
- Скажем, позову я сюда вортигонтов, они тут близко. Помнится в прошлый раз они доставили много неприятностей.
- Не так много, как вы думаете. И сейчас не причинят. Во-первых, если не считать некоторых мелочей, всё пройдёт без моего участия. Во-вторых, я с охраной.
- Как немного? Ведь получается, что по вашему плану здесь уже должны быть войска Альянса?
- Если вы имеете в виду Портал на месте цитадели, то знайте его открытие ничем бы не кончилось. По моему указанию.
- Значит Аликс была нужна не для этого? А для чего?
- Она и сейчас нам нужна, но об этом позже. Сейчас я сообщу вам некоторые интересные сведения насчёт вортов. Самое главное - не доверяйтесь им слишком много.
"Становиться очень интересно."
- Почему?
- Для вас это будет очень познавательно. Давайте рассмотрим несколько фактов. Вы уже убедились в том, что муравьиный лев опасное существо, но управляемое, что делает его отличным бойцом. Почему Нихилант не использовал его при вторжении?
"Факты - сильный аргумент. Если они на его стороне, он может меня убедить в чём угодно" - подумал учёный.
- Не знаю. Хотя постойте: я был на Зене, там их не было!
- Вот именно. Их там и не могло быть. Не те условия для существования. А откуда они взялись здесь?
- Получается, что кто-то их сюда забросил?
- Совершенно верно.
- Но кто? Часом не вы?
- Нет, что вы. Подумайте лучше. Кому львы приносят пользу?
Гордон начал вспоминать всё, что знает о муравьиных львах. И до него дошло. "Львиноводство - это наше древнейшее занятие" - так совсем недавно говорил тот ворт, что спас Аликс.
- Вортигонты?
- Да. И вы уже догадались зачем они это сделали.
- Но как?
- Вортигонты, переселяясь, взяли на Зен личинки этих насекомых и хранили долгое время. Когда они попали на Землю, то увидели, что здесь условия более чем подходящие, и взрастили львов вопреки интересам людей.
- Но почему они нам помогают? Не брезгуют даже готовкой пищи и уборкой?
- В это хуже всего верится, но по другому дать ответ на ваш вопрос невозможно. Вы знаете, что мистер Вэнс связан вортальными связями с вортигонтами так же, как и они друг с другом. Но Илай слаб в этом отношении, всё время был слаб, и потому вортигонты контролировали его.
- Что!?
- Да, мистер Фриман. Поначалу я не обращал внимания, но когда вортигонты через Илая стали настраивать вас против меня, пришлось принять меры.
- Вы решили убить его?
- Если бы я так решил, он был-бы мёртв, но он жив, к тому же хорошо себя чувствует. После того, что пережил Илай, его вортальный ввод нарушился. Теперь он свободен.
- А если вы мне врёте? Что если они помогают нам потому, что хотят бороться против вас?
- Вспомните Нихиланта. Он тоже хотел бороться, и он боролся, причём эффективно. Но вортигонты предали его.
- Когда же?
- Тогда, когда вы его убивали. Они могли помешать вам.
- Действительно. Они ничего не делали. А ведь он для них много сделал.
- Нихилант и не хотел захватывать Землю. Он просто хотел пробиться на неё и обосноваться.
- Почему они такие. - тихо произнёс Гордон.
- Что вы сказали?
- Почему они такие? Почему им нельзя доверять?
- Это вредный побочный эффект вортальных связей. Ворты чувствуют себя единым разумом. Если разум един, то он должен управлять множеством других. Такова их логика. Вортигонты отказываются понимать, что их много.
- Хорошо, я буду сними осторожен.
- Это правильно. Но не беспокойтесь очень сильно. Вам будут помогать.
- Кто же?
- Двое вортов на этой станции.
Гордон так и не привык к тому, что сначала этот человек говорит одно, а потом абсолютно противоположное по смыслу.
- Вижу вы в недоумении, но я сейчас объясню.

- Нет, я никуда не пойду, пока не скажете кто вы, и что задумываете, - резко возразил Илай.
- Мы всё вам скажем и объясним по дороге, - ответил один из "странных" вортов.
- Куда мы идём?
- К вашему другу, Гордону Фриману.
- А зачем?
- Ему есть, что сказать вам.
- Ну хорошо.
Илай взял свою одежду, не вставая с кровати оделся. Нужно было одеть протез на левую ногу, но его не оказалось рядом.
- Если вы ищете протез, то знайте - он вам не понадобиться.
- Что значит не понадобится? - сказал Илай и обомлел - у него была левая нога.
- Как вы это сделали?
- Идёмте - и вы получите ответы на вопросы.
Илай встал. Он привык к протезу, поэтому сначала идти было не очень легко.
- Итак, кто же вы?
- Мы вортигонты.
- Но вы отличаетесь от тех, которых я видел.
- Да, отличаемся. Но сначала подумаейте: почему раса Ворт не пожелала вступить в Альянс?
- Просто не захотела.
- И не один вортигонт не захотел этого?
- Не знаю ни одного такого.
- Так знайте: в Альянсе состоят восемь вортигонтов, и мы - одни из них.
Илай догадывался об этом с того момента, когда их увидел. Их тела были покрыты странными устройствами, но от этого ворты не казались неуклюжими или уродливыми. Наоборот, они выглядели. Более совершенно что-ли.
- Что вы хотите со мной сделать?
- Ничего. Только помочь.
- Но я ваш враг, зачем вам помогать мне?
- Наоборот, вы нам очень помогли в последнее время. Кроме того Альянс не враг людям.
- А если учесть, сколько людей погибло от его рук?
- Но ведь вы живы? Может быть погибло много, но не все, верно? И осталось не так мало, чтобы говорить о вымирании человечества.
- Хорошо, поговорим конкретно о вас. Как вы сделали то, чего не смогли остальные ваши собратья?
- Если вы имеете в виду быстрое поправление и восстановление ноги, то знайте: те ворты, которых вы знаете, отсталые существа по сравнению с нами. Вступив в Альянс, мы развили свои способности до такого уровня, который ранее считали невозможным. И теперь наши собратья не помешают нам. Мы их контролируем.
- Как? Также, как и Нихилант?
- Да. Сейчас мы не можем всего сказать, многе вам сообщит ваш друг, к которому мы идём.


Нельзя сказать, что Фриман получил большое облегчение от этого разговора.
- Значит есть такие ворты, которым можно доверять? - спросил Фриман.
- Да. Двое из них и есть моя охрана.
- А зачем вы вообще сюда пришли и всё это сказали?
- Чтобы объяснить, что будет дальше, и вы поняли, что соротивляться мне бесполезно. Завтра утром, вы отправитесь на Арктическую базу, привезёте сюда доктора Моссман. Мы ей многим обязаны. После этого у вас начнётся конфликт с самим собой.
- Очень интересно. А так бывает?
- Да. С одной стороны, вы не сможете смириться с мыслью, что погибают люди, осваивая захваченные хедкрабами и прочими опасными организмами, территории. С другой стороны, сплошное убийства и риск самому быть убитым, вам ненавистны. Выход из этого противоречия один.
- Вступить в Альянс?
- Да.
- И на этом ваш план завершится?
- Да. И что самое главное - удачно завершиться. Ведь вы не сможете бросить остальных людей.
- А если меня не поймут?
- Здесь всё предельно ясно. Есть проблема, и есть её решение. Кроме того - необязательно понимать легенду. Если вас не поймут, то поймут кого-то другого. Не зря же я оставил в живых Аликс.
- Послушайте..
- Да?
- Когда я высказал своё мнение, почему нужно было убить Брина, вы ответили что я почти прав. Почему почти?
- Я соврал. Вы не правы нисколько.
- И вы не скажете?
- Не беспокойтесь. Если вам так интересно, то знайте - всё, что вы делали для вашего авторитета.
- И вы не пожалели столько средств?
- Ваш авторитет - главная цель моей деятельности. Без него люди за вами не пойдут. Экономить не приходится.
- А если я готов пожертвовать собой ради того, чтобы люди остались людьми, а не стали уродами, как солдаты Альянса?
- Альянс предъявляет одно условие: каждый вступает абсолютно добровольно на любых предложенных условиях. Никаких генных изменений, только по собственному желанию.
- А что будет с вортами?
- Ничего. Останутся здесь.
- Вы их не уничтожите?
- Зачем? В Альянс они ещё долго не вступят, но мы надеемся на это. Они слишком ценны, чтобы их уничтожить.
- А с нами, то есть, с людьми, всё предопределено?
- Да. И не вы, ни кто либо другой, уже ничего не сожете изменить. Сейчас к вам придёт мистер Вэнс, пердайте ему всё, что вы узнали.
И постарайтесь убедить его, что смерть Азиан не была напрасной.

Фриман окончил свой рассказ. Состояние Илая трудно было описать. Удивлён? Нет. Разочарован? Скорее подавлен. Как ещё можно описать состояние человека, которого просто использовали, даже если делали это для его же блага? Использовали те кого он ненавидел, и кому не хотел верить даже после того что он узнал. Но это пройдёт. Илай плюнет на всё, и поедет по общей колее. По той колее, которую создал человек в синем костюме и неизменным кейсом в руках. G-Man никогда не выпускал из рук этот кейс, ведь там всё записано - кто должен работать и что он должен делать.
Гордон ещё долго молчал, и наконец произнёс:
- Вот такие непредвиденные последствия.

Читайте также: