Насекомые самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных 2 о его расцвете

Обновлено: 04.07.2024

ЗООЛОГИЯ

1 ЗАДАНИЕ

(1)Ланцетник — членистоногое животное. (2)Опорно-двигательную функцию в организме выполняет хорда и мышцы. (3)Газообмен организма с окружающей средой осуществляется жабрами. (4)Незамкнутая кровеносная система представлена сердцем и сосудами. (5)Брюшная нервная цепочка обеспечивает восприятие сигналов из внешней среды. (6)Ланцетники — раздельнополые животные. (7)У них внешнее оплодотворение, личинки развиваются в воде.

2 ЗАДАНИЕ

(1)Моллюски – группа беспозвоночных животных. (2)Моллюски имеют складку кожи –мантию. (3)Мягкое тело моллюсков у большинства представителей заключено в раковину. (4)Водные моллюски дышат только с помощью жабр. (5)Наземные моллюски дышат всей поверхностью тела. (6)Среди моллюсков различают растительноядных,хищников, фильтраторов, паразитов. (7)Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки и кальмары фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды.

3 задание

1)Насекомые — самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных.(2) О его расцвете свидетельствует высокая численность и широкое распространение. (3) Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела. (4) У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания:разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья. (5) Эти различия сформировались в процессе эволюции в результате конвергенции признаков. (6) Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своем развитии проходят четыре стадии. (7) Развитие, при котором насекомые проходят три стадии, называют неполным превращением.

4 задание

1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

5 задание

1) Все представители типа плоские черви ведут паразитический образ жизни.2)Бычьего цепня относят к ленточным червям.3) Тело бычьего цепня имеет членистое строение.4) У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система и он активно питается.5) Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

6 задание

(1)Ленточные черви и Сосальщики ведут паразитический образ жизни. (2)Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. (3)Основным хозяином печёночного сосальщика является малый прудовик. (4)Окончательным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. (5)Взрослый червь — печёночный сосальщик размножается в организме малого прудовика. (6)Печёночный сосальщик и бычий цепень — это плоские черви. (7)К плоским червям относят свободноживущих планарий.

Анатомия.

Задание 1

1.Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 2. Он располагается над диафрагмой в левой части живота. 3. В слизистой оболочке желудка находится множество желез. 4.Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов. 5. К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза. Желудок — наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 6. Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

Задание 2

1. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 4. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 5. Общее количество спинномозговых нервов — 31 пара.

Задание 3

1.Полость носа выстлана мерцательным эпителием. 2. Гортань - полый орган воронкообразной формы. 3. Кашель происходит при сильном вдохе. 4. Внутри гортани имеются две голосовые связки. 5. Надгортанник закрывает вход в пищевод. 6. Гортань переходит в два крупных бронха.

Задание 4

1.Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества — гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы — инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.

Задание 5

1.При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

Задание 6

1.Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.

Ботаника

Задание 1

(1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. (2) Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное. (3) К гетеротрофным относят паразитические и сорные растения. (4) Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, углекислый газ и минеральные соли. (5) Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. (6) Растения-паразиты поглощают воду и углекислый газ из организмов растений, на которых паразитируют. (7) Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.

Задание 2

1.Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. 2. Цветок представляет собой видоизменённый лист. 3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение. 4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Задание 3

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. 2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт. 3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей. 4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием. 5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка. 6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

Задание 4

1) У растений семейства розоцветные цветки собраны в соцветие колос. 2) Листья розоцветных могут быть простыми и сложными с сетчатым жилкованием. 3) Розоцветные часто вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. 4) Большинство розоцветных — ветроопыляемые растения. 5) Для розоцветных характерны сложные и ложные плоды. Задание 5 1) Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2) Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3) По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4) Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5) Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Общая биология

Задание 1

1.Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

Задание 2

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

Задание 3

1.Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам. 2. Клетки имеют толстую клеточную стенку. 3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой. 4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических. 5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах. 6. В мелких рибосомах синтезируются белки. 7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.

Задание 4

(1) Овогенез у животных – это процесс образования диплоидных половых клеток – яйцеклеток. (2) В стадии размножения диплоидные клетки многократно делятся митозом. (3) В следующей стадии – роста – деления клеток не происходит. (4) В третьей стадии – созревания – происходит одно мейотическое деление клеток. (5) Из каждой исходной клетки в конце гаметогенеза развиваются по четыре полноценные гаметы – яйцеклетки. (6) На стадии созревания гамет заканчивается овогенез. (7) Сперматогенез завершается стадией формирования.

Задание 5

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.

Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят.

Б) органы дыхания — только трахеи

В) 3 пары грудных конечностей

Г) сложные глаза отсутствуют

Д) у большинства видов имеются крылья

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

У паукообразных — сложные глаза отсутствуют; тело разделено на головогрудь и брюшко. У насекомых тело разделено на голову, грудь и брюшко, у них сложные глаза, 3 пары конечностей, органы дыхания — трахеи; у большинства видов имеются крылья.

в пояснение написано,что у паука сложные глаза,а в ответе стоит Г-1, т.е сложные глаза отсутствуют

Я не вижу где в пояснении написано, что у пауков сложные глаза.

вам не кажется что у большинства насекомых виды имеются крылья

Да, и это в правильном ответе

Приспособленность речного рака к жизни в водной среде обитания проявляется в наличии у него

Приспособленность речного рака к жизни в водной среде обитания проявляется в наличии у него жаберного типа дыхания.

2-4 не связаны со средой обитания

Источник: ЕГЭ по биологии 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4.

Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них

1) тело состоит из отделов

2) нервная система в виде трубки

3) конечности разделены на сегменты

4) покров состоит из хитина

5) одинаковое количество усиков

6) замкнутая кровеносная система

Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых (поскольку это один тип — Членистоногие) состоит в том, что у них: тело состоит из отделов, конечности разделены на сегменты, покров состоит из хитина.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Насекомые». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Ошибки допущены в предложениях:

Развитие с неполным превращением происходит у

У прямокрылых, к которым относится саранча, а также у тараканов, стрекоз, поденок, богомолов, веснянок, уховертковых, вшей и равнокрылых развитие происходит с неполным превращением. Это означает, что из яиц появляются личинки — маленькие насекомые, внешне похожие на родителей. Они отличаются от взрослых только величиной, отсутствием крыльев, и неразвитостью половой системы. Личинки несколько раз линяют, до тех пор, пока не превращаются в половозрелых (взрослых) насекомых. Таким образом, в своем индивидуальном развитии насекомое проходит три стадии: 1) яйцо, 2) личинка, 3) взрослое насекомое (имаго).

У насекомых с полным превращением личинки совсем не похожи на взрослых особей. Таковы личинки бабочек (гусеницы), жуков, перепончатокрылых и мух. У этих личинок отсутствуют сложные глаза, иногда нет и простых глазков, тело чаще всего червеобразное. Часто отсутствуют усики, нет крыльев. Эти личинки несколько раз линяют, активно питаются и растут. Достигнув предельных размеров, личинка превращается в куколку — еще одну стадию развития (неподвижное промежуточное звено между личинкой и взрослым насекомым). Таким образом, у насекомых с полным развитием в онтогенезе присутствуют четыре стадии: 1) яйцо, 2) личинка, 3) куколка, 4) взрослое насекомое (имаго).

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Вариант 2.

Кузнечики относятся к отряду прямокрылые и их развитие идет с неполным превращением

Назовите основные функции видоизменённых листьев.

Колючки (барбарис) — защита. Мясистые листья столетника — запасание влаги. Усики гороха — удержание цепляющегося стебля.

Ловчие аппараты насекомоядных — улавливание и переваривание насекомых — росянка, непентес, венерина мухоловка.

Чешуи сочные — запасание питательных веществ — репчатый лук.

Колючки — уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными — кактус, верблюжья колючка

В критериях ответа были указаны видоизмененные листья-колючки у шиповник и боярышник, что является "биологической ошибкой", т.к. колючки шиповника — это выросты коры; а колючки боярышника — видоизмененный побег.

У некоторых растений, например барбариса, бодяка, чертополоха, колючки возникают из листьев. Не следует колючки смешивать с шипами крыжовника и шиповника; колючки отрываются вместе с древесиной, а шип – поверхностное образование, представляет собой видоизмененный волосок, и отрывается он только с наружной корой стебля.

Особенности строения, размножения и жизнедеятельности насекомых, которые позволили им стать процветающей группой животных.

1. Способность к полету, позволяющая насекомым быстро заселять новые территории, преодолевать водные пространства и другие преграды; большая подвижность, обеспеченная развитой поперечнополосатой мускулатурой, членистыми конечностями.

2. Многослойная хитинизированная кутикула с наружным слоем, содержащим воскоподобные и жировые вещества, защищающая тело от потери влаги, механических повреждений, воздействия ультрафиолетовых лучей.

3. Разнообразие ротовых аппаратов, позволяющее использовать различный кормовой материал, что уменьшает межвидовую конкуренцию и способствует поддержанию высокой численности насекомых.

4. Малые размеры насекомых, обеспечивающие выживание и способствующие созданию необходимых условий для существования даже в очень незначительных по размеру пространствах (небольшие обрастания на скалах, трещины в коре деревьев, почве и др.).

6. Высокая плодовитость и способность к массовому размножению: среднее число откладываемых яиц составляет 200−300. Некоторые насекомые откладывают небольшое число яиц, но дают несколько поколений (до 10 и более) за вегетационный сезон. Эта способность вызывает массовое появление многих насекомых (хрущи, мухи, комары, саранча и др.).

9. Органы дыхания — трахеи — позволяют осуществлять интенсивный газообмен и поддерживать при необходимости (во время полета) высокий уровень процессов жизнедеятельности.

В качестве ответа могут быть засчитаны 3−4 любых положения из выше перечисленных.

BioFamily | Биология | ЕГЭ 2022

BioFamily | Биология | ЕГЭ 2022

BioFamily | Биология | ЕГЭ 2022 запись закреплена

1) Насекомые — самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных. ⋅ ⋅ ⋅ 000

2) О его расцвете свидетельствует высокая численность и широкое распространение. ⋅ ⋅ ⋅ 000

3) Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

4) У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья. ⋅ ⋅ ⋅ 000

5) Эти различия сформировались в процессе эволюции в результате конвергенции признаков. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

6) Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своем развитии проходят четыре стадии. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

7) Развитие, при котором насекомые проходят три стадии, называют неполным превращением. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Полина Бояринова

Полина Бояринова

1) 3. у паукообразных и ракообразных тело разделено на 2 отдела:головогрудь и брюшко, а у насекомых на 3 отдела:голова, грудь и брюшко
2) 5. эти различия сформировались в процессе эволюции в результате дивергенции
3) 6. саранча в своём развитии проходит три стадии:яйцо, личинка и имаго

Садай Гусейнов


Садай Гусейнов

Рабочая тетрадь по биологии 7 класс. Часть 1, 2 Суматохин, Кучменко Вентана-Граф

Клетка простейших является самостоятельным организмом, потому что она выполняет все функции, которые характерны для него, а именно: дыхание и питание, движение и размножение, выделение и обмен веществ.

№ 2. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?

Одноклеточные организмы могут обитать в самых разных средах. Однако главным условием является достаточный уровень влаги. Поэтому такие организмы широко распространены в морских и пресных водоёмах, в придонных слоях, в толще воды и влажного песка. Немало простейших живет и в почве, а именно в тонких пленках воды, которые окружают почвенные частички, в моховых «подушках» на болотах. Некоторые из них являются паразитами, а потому обитают в растениях и организмах животных, человека.

№ 3. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.

Вакуоли являются органеллами в организме одноклеточных, которые участвуют в формировании внутренней среды клетки. Например, пищеварительная вакуоль нужна для того, чтобы захватывать пищу и переваривать ее, а после выносить ненужные остатки наружу из организма. Сократительная вакуоль накапливает вредные вещества с водой, а при достижении определенного размера, продвигается к поверхности тела клетки и выбрасывает свое содержимое во внешнюю среду.

Таким образом, главными функциями вакуолей в одноклеточном организме являются: транспорт ионов, регулирование водно-солевого обмена, запас питательных веществ, утилизация продуктов обмена и фрагментов клетки.

№ 4. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.

Одноклеточные организмы свободно передвигаются при помощи ложноножек, ресничек, жгутиков, нитевидных образований – миофибрилл.

У инфузории-туфельки, которая относится к активно передвигающимся организмам. Движения ей обеспечивает большое количество ресничек, которые расположены по всему периметру тела, слаженно «работают» и задают направление перемещения клетке. Медленнее плавает эвглена зеленая. У нее веретеновидная форма тела, а для передвижения есть жгутик.

Ползающий образ жизни ведет амеба протей, которая словно парит в воде. Передвигается она при помощи ложноножек, которые выпускает в определенном направлении.

№ 5. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.

При наступлении неблагоприятных условий простейшие образуют цисту – специальную оболочку, которая оберегает их организм от внешних факторов, и пережидают в ней определенные моменты жизни.

№ 6. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

К мерам предупреждения заболеваний, которые вызывают простейшие, относятся:

Соблюдение личной гигиены, регулярное мытье рук перед едой, после посещения улицы и т.д.

Употребление в пищу только тщательно помытых овощей и фруктов.

Употребление кипяченой, очищенной воды (не пить воду из крана, природных источников).

Во время купания не глотать воду из водоемов.

Качественно обрабатывать продукты, перед употреблением их в пищу (термическая обработка рыбы, мяса и т.д.).

Стр. 47

Какие утверждения верны?

1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.

2. Размножение у амёбы бесполое, а у инфузории — туфельки и бесполое, и половое.

3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.

4. Эвглена зелёная является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.

5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.

6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.

7. Дизентерийную амебу переносят комары.

Стр. 47. Выберите все правильные ответы

№ 1. Среда обитания паразитических организмов:

г) организм.

Ответ: г.

№ 2. Взаимоотношения рака-отшельника и других организмов называют:

а) взаимовыгодными;

Ответ: а.

№ 3. Начальным пищевым звеном являются:

а) растительноядные животные;

в) растения – одноклеточные водоросли;

Ответ: в.

№ 4. Клетка животных, в отличие от растительной клетки, не имеет:

а) вакуолей с клеточным соком;

в) хлоропластов;

г) клеточной оболочки.

Ответ: в, г.

№ 5. В отличие от растений, животные имеют ткань:

б) нервную;

г) мышечную.

Ответ: б, г.

№ 6. К подцарству Простейшие относятся:

а) инфузории;

б) кольчатые черви;

г) амебовые и эвгленовые.

Ответ: а, г.

№ 7. Среди простейших наиболее сложно устроены:

б) инфузории;

Ответ: б.

№ 8. Заболевания человека могут вызывать такие простейшие, как:

а) лямблии;

б) дизентерийная амеба;

г) малярийный плазмодий.

Ответ: а, б, г.

Стр. 48. Вопросы для обсуждения

№ 1. Какая область зоологии для вас наиболее интересна и почему?

Наиболее мне интересна такая область зоологии, как морфология. Она занимается изучением внешнего строения организмов, включая форму, структуру, цвет и т.д., а также его составных частей и внутреннего строения. Мне очень интересно узнавать о строении организмов, определять их по морфологическим признакам.

№ 2. Почему можно сказать, что простейшее животное представляет собой клетку-организм?

Потому что простейшие животные – это одноклеточные организмы, то есть, их тело состоит только из одной клетки. И эта клетка представляет собой полноценный живой организм, который выполняет характерные для него функции: дышит, питается, передвигается, размножается, выделяет продукты обмена.

№ 3. Каково значение многообразия животных в природе?

Животный мир является неотъемлемой частью живой природы, которая тесно связана с другими ее составляющими, такими как: грибы, растения, микроорганизмы. На сегодняшний день известно около 2 млн. животных во всем мире. И это учитывая, что весь животный мир нашей планете до сих пор полностью не изучен.

Многообразие животных играет важную роль в природе. Во-первых, являясь травоядными, некоторые из них поедают растения, регулируя их распространение по земному шару. Сами травоядные животные являются пищей для хищников. Хищники же участвуют в регулировании численности остальных животных, поедая слабых и больных особей.

Также животные наряду с бактериями принимают участие и в образовании почвы. Муравьи, дождевые черви и прочие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчая их и способствуя образованию перегноя. Через норы и ходы таких животных корни растений легко проникают вглубь почвы, а также получают достаточно воды и воздуха, которые необходимы им для роста и развития.

Питаясь плодами растений, животные переносят их семена на дальние расстояния. Также на своей шерсти, лапках они переносят пыльцу, споры грибов и семена растений, тем самым участвуя в их расселении на новых территориях.

Однако есть среди животного мира виды, которые наносят вред растениям и некоторым животным, например, паразиты.

№ 4. Какое значение имеют животные в жизни человека?

Животные играют немаловажную роль в жизни человека. Они дают ценные продукты питания (мясо, молоко, яйца и т.д.), которые необходимы для поддержания здорового существования человека, а также служат сырьем в промышленности, для изготовления одежды и обуви.

Еще с древних времен человек приручил сильных животных для помощи в хозяйстве. Лошади, буйволы, верблюды используются для перевозки грузов и выполнения различной тяжелой работы. Песцов, коз, лам и овец разводят, чтобы получать мех и шерсть. От крупного рогатого скота люди получают шкуры, которые можно использовать для кожаных изделий. Ездовые собаки помогают перевозить грузы и людей, собаки-поводыри помогают незрячим людям ориентироваться в пространстве, а собаки-водолазы участвуют в спасении людей.

С развитием техники и науки животные стали использоваться человеком в качестве объекта для медицинских и научных исследований. Чаще всего это крысы, мыши, мухи дрозофилы, но есть и другие представители животного мира. Сегодня с этим активно борются по всему миру.

Но некоторые виды животных могут приносить вред человеку. Например, вредители продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Также есть виды, которые являются переносчиками болезней, а некоторые даже паразитами.

Стр. 48. Темы проектов

№ 1. Направления исследований в области зоологии.

Зоология занимается изучением представителей царства Животные, а именно: их строения, разнообразия, процессов жизнедеятельности, распространения и значения, как в природе, так и в жизни человека. В зависимости от объектов изучения выделяют несколько направлений исследований в области зоологии:

Гельминтология – изучает паразитических червей;

Протозоология – изучает одноклеточных животных;

Арахнология – изучает паукообразных;

Энтомология – изучает насекомых;

Герпетология – изучает земноводных и рептилий;

Ихтиология – изучает рыб;

Орнитология – изучает птиц;

Териология – изучает млекопитающих.

Также, исходя из области изучения, выделяют несколько разделов зоологии:

Морфология (строение животных);

Сравнительная морфология (сравнение строения разных групп животных);

Этология (поведение животных);

Зоогеография (распространение животных);

Экология (взаимоотношения животных с окружающей средой и между собой);

Физиология (жизнедеятельность животных);

Систематика (описание многообразия видов и классификация их по определенным признакам);

Палеозоология (изучение животных, которые существовали в прежних геологических эпохах).

№ 2. Животный мир родного края.

Животный мир моего края достаточно разнообразен. Среди животных часто можно встретить белку, соболя, лису, горностая и даже бурого медведя. Белка хоть и является типичным лесным зверьком, но живет и в парках, скверах многих городов. Питается она орехами, желудями, грибами, семенами ели и сосны, ягодами.

Соболь относится к ценнейшим пушным зверям, которые занимают видное место в составе промысловой фауны моего края. Мышевидные грызуны – основной рацион его питания, которых он находит в корягах, завалах, вывернутых корнях деревьев и т.д. чтобы соболь вовсе не исчез с нашей планеты, в специально созданных заповедниках, например, в «Баргузинском», проводятся работы по его охране, увеличению численности и расселению.

Медведь – это крупный, сильный хищник. Несмотря на то, что кажется неуклюжим, он достаточно подвижен, может делать большие прыжки и бегать. В качестве пищи для бурого медведя служат лягушки, яйца разных птиц, муравьи, грызуны. Но может нападать и на крупных диких или домашних животных, например, на кабана, оленя или корову. Живет бурый медведь в горах и в глухих дремучих лесах, а зимой впадает в спячку. В этот период живут он за счет своего жира, который был накоплен в организме еще с осени.

№ 3. Роль животных в окружающей среде.

Животный мир нашей планеты разнообразен. Животные обитают практически везде – в почве, в воде, на суше. Почвенные животные во время того, как роют себе норы, разрыхляют землю. Благодаря этому она хорошо насыщается кислородом, который необходим корням растения. В сочетании с бактериями они образуют органические вещества, которые удобряют почву, делая ее плодотворной.

Еще одно значение животных для природы – санитарное. Многие представители животного мира помогают очистить нашу планету от больных и мертвых животных, насекомых и т.д. Например, птицы, муравьи, волки. Не зря их называют санитарами леса.

Животные помогают и в размножении растений. Поедают их плоды, переносят семена на шерсти, лапках, способствуют расселению их на новых территориях.

Также животные, например, растительноядные служат пищей для других животных - хищников. Таким образом, любой вид является важным звеном пищевой цепочки. И если изъять его, то все равновесие в ней тут же нарушится.

№ 4. Подготовка таблицы «Ткани животных и их функции».

Ткань Функции
Эпителиальная (покровная) Защитная; секреторная; образование роговых покровов (перья, чешуя) и шерсти, рогов и копыт; ограничивающая (разделение внутренней среды организма и внешней среды).
Соединительная Защитная, транспортная, запасающая, опорная.
Мышечная Защитная, опорная, двигательная.
Нервная Возбудимость, проводимость, взаимодействие органов, восприятие сигналов из внутренней и внешней среды.

№ 5. Взаимосвязь органов и систем органов

Разные органы в живом организме тесно связаны между собой и объединены в системы органов. Каждая отдельная система, например, пищеварительная или дыхательная, выполняет ряд важных для жизнедеятельности организма функций.

Благодаря дыхательной системе, которая представлена жабрами или легкими, трахеей и бронхами, организм снабжается жизненно необходимым кислородом. А вот пищеварительная система, которая представлена ротовой полостью, языком, пищеводом, желудком, кишечником (толстый и тонкий), печенью, желчным пузырем, поджелудочной железой и прямой кишкой, осуществляет не только переваривание пищи путем ее механической и химической обработки, но и всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в лимфу и кровь, а также выведение непереваренных остатков пищи во внешнюю среду.

Работа каждого органа в системе органов, как и системы органов в целом организме слажена. И если имеются нарушения в каком-то органе, то страдает и сама система, и все остальные.

№ 6. Паразитические простейшие и их влияние на жизнедеятельность организмов.

Паразитические простейшие – это одноклеточные организмы, которые имеют ядра и питаются за счет других живых организмов, принося им вред и не редко доводя до гибели. Представителями таких паразитических простейших, которые могут поражать, как животных, так и человека, являются: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблии, микроспоридии и т.д.

Одним из самых распространенных является малярийный плазмодий – переносчик малярии. Паразитирует он в клетках многоклеточных организмов, включая человека. Заражение происходит из-за укуса комаров определенного вида – малярийного комара. Попадая в кровь животного или человека, плазмодий достигает печени, где начинается увеличиваться в размерах и размножаться. Возвращаясь в кровь, клетки плазмодия начинают поражать эритроциты, также размножаясь там и питаясь. А когда они выходят из эритроцитов, то отходами своей жизнедеятельности заполняют кровяное русло и отравляют организм.

Еще один распространенный представителей паразитических простейших – дизентерийная амеба, которая в отличие от амебы обыкновенной, имеет более толстые и короткие ложноножки. Она живет и питается в толстом кишечнике и до определенного времени совершенно безвредна. Но, когда дизентерийная амеба начинает внедряться в стенки кишечника и разрушать эритроциты крови, то диагностируется дизентерия. Заражение происходит при помощи цист простейшего, которые попадают с пищей в желудочно-кишечный тракт. В результате воспаляется кишечник. А попадая с током крови в печень, паразиты только усугубляют заболевание.

Большинство видов лейшманий вызывают у человека кожный лейшманиоз, при котором на кожных покровах образуются язвы. Заражение происходит в результате укусов москитов, которые являются переносчиками этих паразитов.

Читайте также: