Маска бога войны японии

Обновлено: 02.07.2024

Во все времена люди использовали маски для того, чтобы спрятать и тем самым избежать опознания своей личности. В сатирической повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» есть эпизод, где толпа собирается линчевать бывшего офицера южанина, но тот говорит, что к этому они не способны, потому что им следовало прийти в масках. Очевидно, что, если маска и не придавала человеку храбрости, по крайней мере снижало его чувство вины и ответственности. Всегда можно было сказать, что «это не я!» Маски устрашали, но маски также и защищали. И вот об этих-то масках сегодня как раз и пойдет речь, причем не просто масках, а защитных масках самураев Японии. Дело в том, что, пожалуй, больше нигде, как именно в этой стране защитные доспехи для лица не отличались такой сложностью, многообразием и совершенством.

Очень часто изображения деталей доспехов, в частности шлемов и лицевых масок, использовались для украшения шкатулок инро – вот таких, например, как эта. Инро – это коробочка для хранения особо мелких предметов. Так как в традиционной японской одежде карманы отсутствуют, то их часто носили на поясе (оби) в различных емкостях сагэмоно, и в частности, в инро, где хранились лекарства и личная печать самурая. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну а для начала вспомним европейские шлемы. Вспомним шлем с маской из Сакттон-Ху, у которого были усы, но не было отверстия для рта, вспомним знаменитые «вендельские шлемы» или «спортивные шлемы» древних римлян. Во всех случаях сама маска или – если так можно выразиться – «второе лицо», прилегала собственно к лицу не слишком плотно. И в этом заключалась определенная и серьезная проблема. Воину с такой вот «личиной» приходилось смотреть в смотровые зрачки издали и, хотя это расстояние было невелико, тем не менее даже оно существенно сужало поле зрения. Потом появились европейские «собачьи шлемы», но и в них тоже зрительные щели находились на некотором расстоянии от лица. Получалось, что человек выглядывал из своего шлема наружу словно стрелок из амбразуры дота. А это было опасно. Он мог запросто пропустить роковой удар.

Маска хаппури (современная реплика) с характерными выступами ядомэ по бокам для отражения стрел.

Особо отметим так называемые «гротесковые шлемы» европейцев 16 века, у которых забрала имели формы зверских физиономий с крючковатыми носами и торчащими проволочными усами. Впечатление они производили, конечно, жуткое, но с обзором положение эти «лица» ничуть не улучшили.

Маска хоатэ. Лицевая сторона с горловым прикрытием ёдарэ-какэ. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же маска, вид изнутри.

Не так было у самураев. Там воин, пусть он и сражался на коне, был конным лучником. Под это его целевое предназначение были «заточены» и его доспехи, сначала неудобные, коробчатые (но прочные и надежные), а затем облегающие и более удобные. Ведь даже сначала левый рукав в доспехе не бронировался – для нее, поскольку она держала лук, требовалась максимальная подвижность.

Манекены самураев в полном снаряжении. Левая фигура показана с полумаской мэнпо, правая с полумаской хамбо, (Кунсткамера, Санкт-Петербург)

Специфической поэтому была и защита лица. Она должна была максимально защищать от стрел, но при этом не мешать лучнику прицеливаться, то есть правильно определять расстояние до цели и находить нужный угол прицеливания для обеспечения оптимальной траектории полета стрелы. Английские лучники-пехотинцы стреляли по команде опытного командира залпами. Меткость одного стрелка при этом значения не имела. Стрелы в результате падали с неба подобно дождю и именно частота выстрелов имела решающее значение. А вот самураи стреляли каждый сам по себе. Поэтому обзор был для них исключительно важен.

Поэтому и самурайский шлем кабуто был устроен так, что надежно защищал голову воина — и ее верхнюю часть и уши, и затылок, но вот лицо при этом специально оставалось открытым. Для защиты лица японцы придумали специальные приспособления – маски и полумаски. Это были специальные маски (хаппури) и полумаски (хоатэ), которые закрывали лицо либо полностью, либо частично.

Общее название самурайских лицевых масок мэн-гу. Причем появились они далеко не сразу. Первым видом защиты именно лица были нащечники шлема, завязывавшиеся под подбородком. Они были широкими и в таком положении создавали V-образную конструкцию, позволявшую самураю смотреть только вперед, но зато защищавшую ему лицо с боков. Лишь в период Хэйан (конец VIII в. — XII в.) у самураев появилась маска хаппури, которую они надевали на лицо под шлем. Хаппури представляла собой выгнутую пластину, покрытую лаком или кожей, но сделанную из металла, которая закрывала у надевшего ее лоб, виски и щеки. Защиты горла она не имела. Шлем надевали поверх этой маски. Для слуг низшего ранга она сочеталась со шлемом дзингаса, а воины-монахи часто носили ее вместе с шапкой-тюрбаном из кисеи. Бедные воины использовали хаппури в качестве единственной защиты для лица. А некоторые – самые бедные, и вовсе довольствовались налобной повязкой хатимаки, на которую там, где она закрывала лоб, нашивалась металлическая, либо многослойная кожаная пластина, выгнутая так, чтобы закрывать лоб и часть головы… и все! В кинофильме «Семь самураев» Айкиры Курасавы такую носил глава отряда самураев Камбэй. А вот типичную лакированную хаппури с нащечниками самурай-самозванец Кикутиё снимает с беглого бандита, убитого своими же.

Полумаска мэнпо 1730 г., подписанная мастером Миочином Мунетомо. Эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же маска, вид изнутри.

В эпоху Камакура (конец XII в. — XIV в.) среди знатных воинов вошли в моду полумаски хоатэ, которые стали закрывать уже не верхнюю часть лица, а нижнюю— подбородок и щеки до уровня глаз. Нос и рот на этих масках оставались открытыми. Так как в доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло было открыто, придумали, как его лучше всего защитить. Для этой цели придумали латное ожерелье нодова. Причем следовало помнить, что надевать его нужно без маски, поскольку к маскам приделывалось защитное прикрытие ёдарэ-какэ. Все эти детали имели завязки из толстых и прочных шелковых шнуров.

Полная маска сомэн с тремя трубочками на подбородке для пота. Работа мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. (Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас)

К XV в. появились новые виды масок, например – полумаска мэмпо. Она так же, как и хоатэ закрывала нижнюю часть лица, но в отличие от нее закрывала еще и нос, и оставляла открытыми только лишь глаза и лоб. Причем пластина, которая защищала нос, довольно часто, хотя и не всегда, была съемной и крепилась на маске при помощи шарниров или на специальных крючках. Такие маски часто имели пышные усы и бороду.

Полумаска хамбо закрывала лишь подбородок и нижнюю челюсть. Ее обычно снабжали под подбородком выступающей вперед трубкой – цуё-отоси-но-кубо, служившей для стекания пота. Она тоже имела горловое прикрытие, как и полумаска мэмпо.

Маска сомэн с лицом старика. Многочисленные морщины имели не только эстетическое, но и практическое значение – собирали пот. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но все лицо целиком прикрывала только маска сомэн: у нее были отверстия для рта и глаз, но лоб, виски, нос, щеки и подбородок она полностью закрывала. Причем средняя часть маски обычно крепилась к ней на петлях и штифтах и ее, то есть «нос», можно было снять. Поскольку мэн-гу все-таки ограничивали обзор, носили их главным образом полководцы и знатные самураи, которым самим из лука уже стрелять не приходилось и в боях они не участвовали. Многие маски сомэн были цельными и напоминали маски театра Но.

Сомен работу Миочина Мунемитсу, эпоха Эдо. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Поскольку маски предназначались для защиты, их выделывали обычно либо из металла, либо из нескольких слоев кожи. Особенностью японских защитных масок была их характерная «двойственность». То есть ее внутренняя поверхность должна была комфортно прилегать к коже лица и не доставлять своему владельцу неудобств в ношении. С другой стороны, ее внешние черты чаще всего ничего общего с портретом владельца не имели. Некоторые маски мэн-гу специально делались так, чтобы они походили на маски популярных актеров японского театра Но. На них очень тщательно воспроизводили все морщины, брови, усы, бороды и даже зубы (которые вдобавок покрывали золотом или серебром). Но вот как раз портретного сходства обычно не наблюдалось: у молодых воинов, например, было в обычае заказывать маски с лицами стариков (окина-мэн), а вот пожилые самураи, напротив, предпочитали маски юношей (варавадзура). Такой вот забавный японский «юмор». Причем были известны, и даже пользовались популярностью, маски с изображением женских лиц (онна-мэн). Разумеется, маски в первую очередь должны были устрашать. Поэтому маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё были также весьма популярны. С XVI в. в моду вошли маски нанбанбо (то есть лица «южных варваров»), которые изображали европейцев, приплывавших в Японию как раз с юга. Но… при этом были известны и маски с курносыми носами и кукольным выражением лица! Вот только образ этот чаще всего был обманчив, а под такой безмятежной внешностью маски мог скрываться самый жестокий убийца!

А вот это очень любопытная маска с лицом демона тэнгу и съемной носовой частью. Считается, что подобный «нос» мог использоваться также и в качестве фаллоимитатора. Ведь самураи помногу месяцев сражались вдали от очагов цивилизации и были нередко склонны, во всяком случае некоторые, к специфическим формам интимных отношений. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Маску, как и шлем, не надевали «просто так», а обязательно использовали прокладки из ткани: под шлем шапочку эбоси, налобную повязку хатимаки, а вот прежде чем надеть маску, между ней и подбородком следовало подложить платок (или подушечку) фукуса. Во-первых, ткань хорошо впитывала пот, а во-вторых, являлась смягчающей прослойкой и дополнительной защитой от ударов. Отделывались маски весьма прихотливым образом. Например, их покрывали знаменитым японским лаком. Чаще всего черным, но также и красным. Очень популярен был цвет «тя» — «цвет крепкого чая». Даже совершенно новые железные маски часто специально «старили», подвергая процессу ржавления, и лишь затем лакировали, чтобы сохранить налет ржавчины. Так получалась наиболее любимая японцами «новая старая маска».

Полная маска сомэн и ее крепление при помощи завязок от шлема. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Внутреннюю поверхность масок обычно покрывали красным лаком, очевидно, чтобы скрыть кровь, которой она могла быть испачкана. Поскольку лицо под маской сильно потело, на всех масках мэн-гу было предусмотрено отверстие аса-нагаси-но-ана на подбородке (а то и три отверстия!), через которые вытекал пот.

Поскольку к концу XV в. шлемы мастерами-оружейниками подписывались, и их, и маски к этим шлемам (а они всегда заказывались в одном стиле и одному и тому же мастеру!) стало возможно идентифицировать по имени их изготовителя. Интересно, что согласно этикету, у самураев считалось крайне неприличным, рассматривая чужой шлем или маску, переворачивать их и искать на них клеймо мастера. Так же, как и удар ножнами о ножны, это рассматривалось как публичное оскорбление, после которого вызов на смертельный поединок следовал обязательно.

Еще одна маска сомен вместе с «волосатым шлемом» яро-кабуто и доспехом в стиле катануги-до – «торс монаха». (Токийский национальный музей)

Маска на шлеме у японцев, по сути, являлась тем же забралом, что и у европейцев, но только она плотно прилегала к лицу и являлась как бы продолжением шлема. Требовалось самым надежным образом закрепить шлем на голове, а маску на лице, причем так, чтобы они составляли единое целое. Для этого на «щеках» у масок (прежде всего мэмпо и сомэн) были предусмотрены специальные Г-образные крючки и штырьки, за которые заводили шнуры шлема. При правильном обвязывании такой шнур соединял маску и шлем в одно целое, и существовала целая система завязывания этих шнуров и закрепление их за маски. Вот почему маски не делали от шлема отдельно, а заказывались для каждого конкретного человека.

Экстремалка лишилась нескольких зубов во время прыжка с тарзанки

Экстремалка лишилась нескольких зубов во время прыжка с тарзанки

Что делать при рвоте

Необычное авто Клуни, Rolls-Royce в 8 лет: автомобили знаменитостей

Необычное авто Клуни, Rolls-Royce в 8 лет: автомобили знаменитостей

Гифки с машинами и мотоциклами

Фейковые свидания: как парней разводят на деньги

Боль в шее: причины, сопутствующие симптомы и лечение

Боль в шее: причины, сопутствующие симптомы и лечение

Как мяукают каракалы

Медвежата обнаружили гамак и решили покачаться

Русский гаджет для знакомств без интернета, самая неудачная консоль и другая необычная техника.

Авария дня. Лобовое столкновение «Десятки» с «Туарегом» в Мордовии

Авария дня. Лобовое столкновение «Десятки» с «Туарегом» в Мордовии

Эволюция русских кулибиных: от вездехода к роботу диджею

Эволюция русских кулибиных: от вездехода к роботу диджею

Книга рекордов Гиннеса назвала самую высокую женщину в мире

Книга рекордов Гиннеса назвала самую высокую женщину в мире

Бульон из япономарок: в центре Новосибирска машины провалились в яму с кипятком

Бульон из япономарок: в центре Новосибирска машины провалились в яму с кипятком

«БепиКоломбо» сделал первые фотографии Меркурия

Черногория огласила список инвесторов-россиян, получивших гражданство бонусом

Черногория огласила список инвесторов-россиян, получивших гражданство бонусом

15 постеров известных фильмов с крутыми скрытыми деталями

15 постеров известных фильмов с крутыми скрытыми деталями

30 примеров удачного перекрытия старых татуировок

Чудо голландской инженерии: DAF-55 с беззащитным вариатором

Чудо голландской инженерии: DAF-55 с беззащитным вариатором

В Москве Bentley выехал на перекрёсток и сбил скутериста

В Москве Bentley выехал на перекрёсток и сбил скутериста

Остаться без улыбки нереально: 19 странных и забавных объявлений

Остаться без улыбки нереально: 19 странных и забавных объявлений

На святое покусились: реакция соцсетей на ремейк "Один дома"

На святое покусились: реакция соцсетей на ремейк "Один дома"

Люди, которые с ужасом вспоминают свои подростковые заскоки

Люди, которые с ужасом вспоминают свои подростковые заскоки

Японцы придумали очки для эпохи ковида

Россия ответила на курильские претензии Японии современным оружием

Россия ответила на курильские претензии Японии современным оружием

А вы подписаны в инстаграм на бессмертную Соду? Не спешите, она вас подождет

А вы подписаны в инстаграм на бессмертную Соду? Не спешите, она вас подождет

В Норвегии мужчина расстрелял из лука прохожих. Есть жертвы

В Норвегии мужчина расстрелял из лука прохожих. Есть жертвы

Макгрегор попросил главу СК Бастрыкина вручить Нурмагомедову медаль «За обоср***е штаны»

Макгрегор попросил главу СК Бастрыкина вручить Нурмагомедову медаль «За обоср***е штаны»

40 милейших фото собак, которые скрасят ваш день

Почему эта картина Айвазовского была запрещена в России

Почему эта картина Айвазовского была запрещена в России

Как лечить фурункулы

Кое-что о правильном приеме витаминов

"Ну это мы опустим": в Старом Осколе телевизионщики спалились, снимая сюжет в ковидном госпитале

"Ну это мы опустим": в Старом Осколе телевизионщики спалились, снимая сюжет в ковидном госпитале

В России снова вырастут цены на продукты

Женщины-полицейские потерпели неудачу, когда пытались задержать подозреваемого

Женщины-полицейские потерпели неудачу, когда пытались задержать подозреваемого

Авария дня. В Амурской области автомобиль заехал в небольшой магазин

Авария дня. В Амурской области автомобиль заехал в небольшой магазин

Беспощадная борьба каймана с крупной анакондой

Советник главы Крыма посоветовал крымчанам привиться от ковида или покончить с собой

Советник главы Крыма посоветовал крымчанам привиться от ковида или покончить с собой

В Подмосковье поймали выходца из Средней Азии с сумкой наркотиков

В Подмосковье поймали выходца из Средней Азии с сумкой наркотиков

Десант и поимка голого психонафта в Югре

Коровы помогли задержать пьяного водителя в Красноярском крае

Коровы помогли задержать пьяного водителя в Красноярском крае

За что японцы любят ракушки сазаэ

Нашелся признак психических расстройств

Цензура или глупость: в антирасистском хите The Rolling Stones усмотрели расизм

Цензура или глупость: в антирасистском хите The Rolling Stones усмотрели расизм

Сумаховое табу: почему не стоит носить желтый в присутствии императора Японии

Сумаховое табу: почему не стоит носить желтый в присутствии императора Японии

В Москве "понаехавший" таксист вместе с подельником организовали кражу денег у пассажира

В Москве "понаехавший" таксист вместе с подельником организовали кражу денег у пассажира

10 современных инженерных чудес

ЕСПЧ постановил выплатить отцу срочника, покончившего с собой, около 37 тысяч евро

ЕСПЧ постановил выплатить отцу срочника, покончившего с собой, около 37 тысяч евро

Люди, которые с ужасом вспоминают свои подростковые заскоки

Люди, которые с ужасом вспоминают свои подростковые заскоки

50 новых костюмов от короля бюджетного косплея

Умер самый старый белый носорог в мире

Бабье лето: почему короткий промежуток осени так называют?

Бабье лето: почему короткий промежуток осени так называют?

Россия ответила на курильские претензии Японии современным оружием

Россия ответила на курильские претензии Японии современным оружием

«БепиКоломбо» сделал первые фотографии Меркурия

"Рабовладелец", который купил москвичей за 50 тысяч рублей, раскрыл обман молодых людей

"Рабовладелец", который купил москвичей за 50 тысяч рублей, раскрыл обман молодых людей

Иркутский "викинг" построил драккар и спустил его на воду

Иркутский "викинг" построил драккар и спустил его на воду

Медвежата обнаружили гамак и решили покачаться

От намеренно скучного имени до парика Шона Коннери: забавные факты о Джеймсе Бонде

От намеренно скучного имени до парика Шона Коннери: забавные факты о Джеймсе Бонде

30 фотографий до и после уборки с помощью аппаратов высокого давления

30 фотографий до и после уборки с помощью аппаратов высокого давления

Выпил и сел за руль — в тюрьму

Что, если не было бы космической гонки?

Спецназ КНДР показал Ким Чен Ыну умение головой с разбега ломать бетонные плиты

Спецназ КНДР показал Ким Чен Ыну умение головой с разбега ломать бетонные плиты

Якутский сварщик добыл золота почти на четыре миллиона, пока другие отдыхали

Якутский сварщик добыл золота почти на четыре миллиона, пока другие отдыхали

Буханочка, ты ли это? Пост лютого преображения автомобиля

Буханочка, ты ли это? Пост лютого преображения автомобиля

«Валерим!»: как российские футболисты и тренер праздновали победу над сборной Словении

«Валерим!»: как российские футболисты и тренер праздновали победу над сборной Словении

Да что же это такое: 18 исторических фото на которых что-то происходит

Да что же это такое: 18 исторических фото на которых что-то происходит

Россиян «успокоили»: дефицита продуктов не будет, но и прежних цен тоже

Россиян «успокоили»: дефицита продуктов не будет, но и прежних цен тоже

Больше четырех часов в сутки забирают у нас смартфоны

Больше четырех часов в сутки забирают у нас смартфоны

"Мощный заряд силы": "целительница" из Уфы лечит коронавирус пулями из крапивы и огнем

"Мощный заряд силы": "целительница" из Уфы лечит коронавирус пулями из крапивы и огнем

Русский гаджет для знакомств без интернета, самая неудачная консоль и другая необычная техника.

"Ну это мы опустим": в Старом Осколе телевизионщики спалились, снимая сюжет в ковидном госпитале

"Ну это мы опустим": в Старом Осколе телевизионщики спалились, снимая сюжет в ковидном госпитале

Джон Леннон: детские годы

8 неожиданных фактов о Клинте Иствуде, которые вас удивят

8 неожиданных фактов о Клинте Иствуде, которые вас удивят

16 фото о том, что все когда-то происходит впервые

Школьницу избили палками по просьбе отца

Необычные воздушные змеи Александра Грэма Белла, 1902-1912 гг

Необычные воздушные змеи Александра Грэма Белла, 1902-1912 гг

Цензура или глупость: в антирасистском хите The Rolling Stones усмотрели расизм

Цензура или глупость: в антирасистском хите The Rolling Stones усмотрели расизм

22 примера жгучей рекламы, которая покажет как надо думать мозгом

22 примера жгучей рекламы, которая покажет как надо думать мозгом

Ни воды, ни отопления, ни электричества: омичка вот уже 35 лет живёт в железной бочке

Ни воды, ни отопления, ни электричества: омичка вот уже 35 лет живёт в железной бочке

В Иерусалиме откопали роскошный древний туалет

"Пчелы покусали?": фанаты не узнали Тома Круза, посетившего баскетбольный матч

"Пчелы покусали?": фанаты не узнали Тома Круза, посетившего баскетбольный матч

Тело, которым можно гордиться

Вестник нищеброда: обновлённое издание 2021 года

«Отличное раскрытие»: жителям якутского села десантировали картошку

«Отличное раскрытие»: жителям якутского села десантировали картошку

Киностудия 20th Century Studios показала трейлер фильма "Один дома" без Маколея Калкина

Киностудия 20th Century Studios показала трейлер фильма "Один дома" без Маколея Калкина

Самураиэто благородные японские воины военно-феодального сословия, которые всю свою жизнь посвящали служению своему господину и были верны ему до самой cмepти. Во времена Феодальной Японии они были не просто военной силойони были отдельным социальным классом.

Но знаете ли вы, почему многие самураи носили страшные маски на лице, часто изображающие различные гримасы? Что такого особенного в масках самураев и почему на некоторых из них есть усы?

Подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю масок

Термин «личина / маска войны» имеет разное значение в разные эпохи для отдельных народов. Например, древние греки вырезали или рисовали гротескные маски на боевых щитах, римские знаменосцы часто носили бронзовые маски закрывавшие лицо и всю голову, а древние китайские солдаты носили изображения страшных лиц на поясе или доспехах.

Ранние простые конструкции масок

Хаппури — это японская маска для лица 1100-х годов, которая служила для защиты щек, лба и висков человека, который её носил, аналогично маске в римской пехоте. Также в этот период существовали и отдельные простые маски, вроде хамбо, которые защищали только подбородок и хоатэ, которые защищали подбородок и щеки.

Ранние конструкции японских личин были простыми элементами доспехов пришедших к японцам от китайцев и лишенными какой-либо символики. Такие защитные маски служили только для защиты от случайных рубящих атак, но со временем различные маски мэнгу стали более сложными и разнообразными.

Поздние конструкции масок

Самураи в эпоху Муромати (1336—1573 гг.) предпочитали определенные типы масок. Эта эпоха была периодом частых войн и активного развития самурайского класса, поэтому самураев заботила не только максимальная защита на поле боя, но и визуальные параметры их снаряжения.

Самой распространенной и популярной маской этого периода стала половинчатая маска мэмпо, которая закрывала лицо ниже глаз. Некоторые самураи также носили маску сомэн, защищающую абсолютно всё лицо и действительно устрашали противников на поле боя.

Японские самураи носили эти маски только ради защиты?

Самураи не только хотели защищать свои лица на поле боя, но и казаться свирепыми, поэтому предпочитали носить маски с изображением сверхъестественных существ, чтобы пугать и нервировать вражеских солдат на поле боя.

Японские оружейники изготавливали для самураев различные маски призраков, демонов Они, ёкай и других различных сверхъестественных существ из японской мифологии. Маски сомэн защищающие всё лицо, очень часто создавались с изображением демонов Тэнгу, Они или горных гоблинов.

Некоторые маски предназначались не только для того, чтобы защищать своего владельца, но и чтобы сделать его похожим на демона Тэнгу и устрашить врагов, как на этой фотографии Некоторые маски предназначались не только для того, чтобы защищать своего владельца, но и чтобы сделать его похожим на демона Тэнгу и устрашить врагов, как на этой фотографии

Демоны Тэнгу с длинными остроконечными носами считались мастерами-фехтовальщиками, способными овладевать разумом людей и заставлять их совершать акты нacилия. Самурай в полной маске Тэнгу (как на фотографии выше) на поле бое показательно заявлял врагам о своей воинственной жестокости и мог заставить вздрогнуть в момент сражения многих неуверенных и верующих в сверхъестественные силы солдат.

Однако, наиболее отличительными из них, как мы уже говорили выше, были половинчатые маски мэмпо, которые закрывали лицо от глаз до подбородка. Эти невероятные маски тоже изображали лики различных сверхъестественных существ, поэтому в определенном случае визуально передавали рычание, клыки или зубы, съемные носы и знаменитые щетинистые усы разной длины, часто сделанные из волос конского хвоста.

Помимо банальной защиты лица на поле боя, функция масок мэмпо в первую очередь символична и тоже служила для того, чтобы напугать врага различными злобными существами из японского фольклора. К XIV-XVI векам единственным существенным дополнением к такой маске стал обод из металла для защиты горла, называемый нодава (как на предыдущей фотографии с маской Тэнгу) . Во всех остальных случаях изменения в маски вносились только с целью декоративного и устрашающего эффекта.

Из чего делались эти маски и были ли они прочными?

Маски мэнгу делались в основном из железа, а затем покрывались лаком для красоты и практической защиты от непогоды. Визуально они кажутся очень хрупкими, но на деле самурайские маски были невероятно практичными и обеспечивали своим владельцам не только высокую защиту от клинков и стрел, но также и служили противовесом тяжелому шлему кабуто.

Таким образом, как и вся броня, маски самураев были исключительно практичными элементами доспехов. Маски самураев по-прежнему впечатляют и даже сегодня занимают видное место в мировой культуре.

Японцы традиционно почитают как нескольких Богов счастья (в их числе Эбису), так и некоторых демонов (Хання). Такое поклонение вошло в традицию японского купечества еще в период Муромати. Несмотря на постоянные войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства.

Что еще почитать:

Кто такой Эбису

Эбису изображается в высокой шапке. В руках у него священная рыба Тай, которую практически невозможно поймать голыми руками. Вот и душевное спокойствие обрести не так-то просто. Старинные хроники сообщают, что в восьмом веке до нашей эры родился младенец Хируко.

Он появился на свет без костей, поэтому родители отпустили его в океан. Повзрослев, мальчик выбрался на сушу и прозвал себя Эбису. Преодолевая многие трудности, он смог вырастить себе руки и ноги, а возможно и остальные части тела. Для этого ему понадобилось три года.

Эбису — популярное синтоистское божество Японии. В его честь даже проводят широкие празднования — фестиваль «Тока Эбису». Центральным местом паломничества становится святилище Эбису в Киото. Чтобы Бог удачи благословил паломника, необходимо внести денежное пожертвование, а затем хлопнуть в ладоши и позвонить в колокол. На фестивале продают бамбуковые ветви с различными амулетами. Бамбук у японцев — символ постоянства.

Когда человек загадывает желание, он обычно жертвует монетку достоинством 5 иен. В японском языке «5 иен» звучит как «уважение». То есть таким образом люди демонстрируют свое уважение к Эбису.

Во время проведения фестиваля все торговцы предоставляют специальные скидки. Это своего рода акт очищения совести продавцов, которые завышают цены на представленную продукцию.

Хання - история происхождения

Исконным источником образа был тибетский защитник Ханья, носивший маску змеи. В восточной культуре это образ мудрого стража справедливости, а также хитрого демона. В его лице в одно и то же время сошлись страсть, сила и сожаление о затеянном. Надо понимать, что страшный вид здесь — это не метод нападения, а слабость человека, с которым ведется борьба. Мрачное существо напоминает о всесилии чувств.

Названием Хання выражают буддийское понятие принятия мудрости. Маска Хання представляет собой страшный оскал ревнивой женщины, демона или змеи. На маске имеются два острых бычьих рога, металлические глаза и огромный рот, расположенный от уха до уха. Причина превращения девушки в маску — отсутствие взаимности со стороны ее возлюбленного. Легенда гласит: женщина-демон нашла своего любимого и сожгла его на костре.

Особенности

  • Хання может быть разных цветов. Белая указывает на аристократку, красная — на женщину низших сословий. Бордовая маска символизирует демона, вселившегося в женское тело.
  • Даже сегодня в Японии 2 пальца, приставленных к голове, являются знаком того, что жена сходит с ума от мужчины. Это отсылка к тем самым рогам Ханьи.
  • Эбису — Бог утреннего солнца и покровитель детей. Со временем он стал символом торговли и заботится о благополучии владельцев маленьких магазинчиков.
  • Эбису немного глуховат, но жизнерадостен. Его называют смеющимся Богом, он не способен причинить кому-то зло.

Влияние божеств на культуру Японии

Маска Эбису появляется в праздничных постановках. Глаза у нее сощуренные, а на лбу имеются незначительные морщинки. Персонажа можно встретить в таких пьесах как «Эбису и Дайкоку», «Эбису и Бисямон». Эбису пользуется популярностью у художников и частенько замечен на их полотнах. Стоит присмотреться к работам Огату Корина и Кано Танъю.

В конце 80-ых гг. прошлого века японский бизнесмен Хидехико Ямане создает свой собственный бренд одежды и в качестве названия выбирает имя Evisu , которое отсылает к Богу Эбису.

Каждая выпущенная пара винтажных джинсов на заднем кармане имела чайку, раскрашенную вручную. Со временем она станет логотипом, известным во всем мире. Бренд также выпустил зажигалки «ZIPPO», футболки и брюки от марки виниловых игрушек и одежду с лондонским брендом KTZ. В качестве принта на продукции иногда появлялось и изображение Хання.

Японцы с большим уважением относятся к Богам, которые охраняют их дома и способствуют удаче. К многочисленным демонам и существам нечистой силы у жителей страны восходящего солнца тоже особое отношение. Изображения подобного типа признаны сильнейшими оберегами.

Читайте также: