Лед под ногами у вали становился тоньше и местами потрескивал

Обновлено: 02.07.2024

Когда-то в детстве, на первом ровном, прозрачном и нетвердом льду, затянувшем волжский залив, Алексей учился кататься на коньках. Собственно, коньков у него не было. Матери коньки были не по карману, и кузнец, у которого она стирала белье, сделал по ее просьбе маленькие деревянные колодочки с металлическим полозом из толстой проволоки и дырками по бокам.

С помощью веревок и палочек Алексей прикреплял эти колодки к стареньким, подшитым валенкам. В них-то и вышел он на залив — на тонкий, прогибающийся под ногами, гулко и мелодично потрескивающий лед, по которому вдоль и поперек с криком и гамом скользила детвора камышинских окраин. Мальчишки носились как черти, гонялись друг за другом на коньках, прыгали и танцевали. Со стороны это казалось простым, легким делом. Но, как только Алексей спустился на залив, лед сейчас же выскользнул из-под него, и он пребольно упал на спину.

Мальчик тотчас же вскочил на ноги, боясь показать товарищам, что ушибся. Он остерегался падать назад и, двигая ногами, подался вперед, но тотчас же упал носом. Снова вскочил, постоял на дрожащих ногах, обдумывая, что же случилось, присматриваясь к тому, как двигались другие. Теперь он знал, что нельзя слишком наклоняться вперед, так же как нельзя и откидываться назад. Стараясь держаться прямо, он сделал несколько движений в сторону и повалился на бок. Так падал и вскакивал он до вечера и вернулся домой с катка, к огорчению матери, весь в снегу, с подкашивающимися от усталости ногами.

На следующее утро он опять был на катке. Он уже делал довольно верные движения ногами, меньше падал, мог, разбежавшись, прокатиться с разгона несколько метров, но, как ни старался, как ни тужился, с утра и до темноты пропадая на льду, дело дальше этого не шло.

Но вот однажды — Алексей навсегда запомнил этот морозный метельный день, когда по полированному льду ветер полосками тянул сухой снег, — он сделал какое-то удачное движение и вдруг, неожиданно для себя, покатился, покатился сильно, увереннее и увереннее с каждым кругом. То, что незаметно копил он в себе, падая, разбиваясь, вновь и вновь повторяя свои попытки, — все эти маленькие привычки, приобретаемые им, точно вдруг сложились в единый навык, и он заработал ногами, чувствуя, как все тело его, все его мальчишеское, озорное, упрямое существо ликует и радуется.

Так случилось с ним и теперь. Он много, упорно летал, стремясь вновь слиться с самолетом, почувствовать его через металл и кожу протезов. Порой начинало ему казаться, что это удается. Он радовался, бросал машину в какую-нибудь замысловатую фигуру, но сразу же чувствовал, что движения ее неверны, самолет словно взбрыкивает, выходит из повиновения, и, ощутив горечь погасшей надежды, Алексей вновь принимался за скучные свои тренировки.

Но вот однажды в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе в зону. Ветер при подъеме был встречно-боковой, самолет сносило, и его все время приходилось подправлять. Вот тут-то, возвращая самолет на курс, ощутил вдруг Мересьев, что машина ему послушна, что он чувствует ее всем своим существом. Это ощущение мелькнуло как молния. Алексей сперва не поверил ему. Слишком много пережил он разочарований, чтобы сразу поверить своему счастью.

Он сделал крутой и глубокий вираж вправо. Машина была покорна и точна. Алексей почувствовал то же, что мальчишкой пережил когда-то на волжском заливчике, на темном, остро похрустывавшем льду. Хмурый день точно сразу посветлел. Радостно заколотилось сердце; он почувствовал, как шея чуть оцепенела от знакомого холодка волнения.

За какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. Он перешел эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. Он добился главного, что так долго ему не давалось: он слился со своей машиной, ощутил ее как продолжение собственного тела. Даже бесчувственные и неповоротливые протезы не мешали теперь этому слиянию. Ощущая в себе волны нарастающей радости, Алексей заложил несколько глубоких виражей, сделал мертвую петлю и, едва выйдя из нее, бросил машину в штопор. Земля со свистом, бешено завертелась, и аэродром, и здание школы, и башенка метеостанции с надутым полосатым мешком — все это слилось в сплошные круги. Он уверенно вывел машину из штопора, сделал упругую петлю. Только теперь знаменитый в те дни ЛА-5 раскрыл перед летчиком все свои явные и тайные качества. Что это была за машина в опытных руках! Чутко отзываясь на каждое движение, она легко вычерчивала сложнейшие фигуры, свечой взмывала вверх, компактная, ловкая, быстрая.

Мересьев вылез из самолета, шатаясь как пьяный, с лицом, расплывшимся в бессмысленной улыбке, не видя перед собой разъяренного инструктора, не слыша его брани. Пусть ругается! «Губа»? Хорошо, он готов отсидеть положенное на гауптвахте. Разве теперь не все равно? Ясно: он летчик, хороший летчик, не зря на его тренировки тратили сверх нормы драгоценный бензин. Уж он отработает этот бензин сторицей, только бы поскорей на фронт, в бой!

В общежитии его ждала еще радость. На подушке лежало письмо от Гвоздева. Где, сколько и в чьем кармане кочевало оно в поисках адресата, трудно было даже установить, так как конверт был измят, выпачкан, пропитан маслом. Пришло же письмо в свежем конверте, надписанном рукой Анюты.

Танкист писал Алексею, что приключилась с ним препаршивая история. Он ранен в голову — и чем? Крылом немецкого самолета. Лежит сейчас в корпусном госпитале, из которого, впрочем, на днях собирается выходить. А случилось это невероятное происшествие так. После того как Шестая немецкая армия была отрезана и окружена у Сталинграда, их корпус прорвал фронт отступающих немцев и, проскочив в образовавшуюся брешь, всеми своими танками устремился по степи на немецкие тылы. Гвоздев командовал в этом рейде танковым батальоном.

Это был веселый рейд! Стальная армада вламывалась в расположения немецких тылов, в укрепленные деревни, на узловые станции, сваливаясь на них неожиданно, как снег на голову. Танки проносились по улицам, расстреливая и уничтожая все вражеское, попадавшееся на пути, и, когда остатки гарнизонов разбегались, танкисты и мотопехота, привезенная на броне, поджигали склады боеприпасов, рвали мосты, стрелки, поворотные круги на станциях, запирая поезда отступающих немцев. Из запасов врага заправлялись трофейным горючим, набирали продовольствие и неслись дальше, прежде чем немцы успевали опомниться, подтянуть силы для отпора или хотя бы определить направление дальнейшего движения танков.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.

2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.

3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.

4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.

Расставим знаки препинания.

1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. - Запятая между частями сложного предложения.

3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) По вечерам мы нередко проводили время дома.

2) Куда ты молодец путь держишь?

3) На полках стояли фотографии в рамках и книги.

4) Саше особенно нравятся детективы и фантастика.

Расставим знаки препинания.

1) По вечерам мы нередко проводили время дома. - Запятые не нужны.

2) Куда ты, молодец, путь держишь? - С двух сторон выделяется обращение «молодец».

3) На полках стояли фотографии в рамках и книги . - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Саше особенно нравятся детективы и фантастика . - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Куда ты, молодец, путь держишь? - С двух сторон выделяется обращение «молодец».

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли

2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась

3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе

4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул

Расставим знаки препинания.

1) Вода нам показалас ь очень холодной , и мы сразу замёрзли . - Запятая между частями сложного предложения.

2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 1) Вода нам показалас ь очень холодной , и мы сразу замёрзли . - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия.

2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться.

3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме.

4) Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Расставим знаки препинания.

1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Шумели скворцы , и летали в саду жёлтые бабочки . - Запятая между частями сложного предложения.

Ответ: 4) Шумели скворцы , и летали в саду жёлтые бабочки . - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила

4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ

Расставим знаки препинания.

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронил а. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Я поздоровалс я, и Павел кивнул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

Ответ: 4) Я поздоровалс я, и Павел кивнул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Расставим знаки препинания.

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка . - Запятая между частями сложного предложения.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка . - Запятая между частями сложного предложения.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни.

2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков.

3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал.

4) А где у вас Петя ложки хранятся?

Расставим знаки препинания:

1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни. - Запятые не нужны.

2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) А где у вас, Петя, ложки хранятся? - С двух сторон выделяется обращение «Петя».

Ответ: 4) А где у вас, Петя, ложки хранятся? - С двух сторон выделяется обращение «Петя».

Я кипяч у крепкий ч а й в чёрном зак о пчённом чайнике. В чайник е плавают пер е горевшие в к о стре ивовые лист ь я.

Особенно хор о шо пише тс я в беседке в тих у ю осенн ю ю ноч ь , когда в саду шумит отве сн ый дождь.

От прохладн о го воздуха едва (1) к а чае тс я язычок св е чи. Угловатые тени от в и ноградных (3) лист ь ев ложа тс я на потолок бесе д ки. Но чн ая бабо чк а сади тс я на ра с крытую книгу и ост а вляет на листе то нч айшую бл е стящую пыль. Воздух пахн е т дождём, острым зап а хом грибной влаги и с а довых дорожек.

На ра с свете я пр о сыпаюсь. Утренний вет е р шурш и т и воз итс я в саду (4) . Со л нце уже осв е щает (2) ветви дерев ь ев, и лучи спускаю тс я к доро ж кам сада.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

едва (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

освещает (2)
о- — приставка
-свещ- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание

(3) Морфологический разбор

(от) виноградных (3) (листьев)

1) виноградных (листьев) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: листьев (каких?) виноградных.
2) начальная форма — виноградный; во множественном лице, в родительном падеже.
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор предложения

Утренний ветер шуршит и возится в саду. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: ветер (подлежащее), шуршит и возится (сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (ветер) утренний — определение; (возится) в саду — обстоятельство.

Поставьте знак ударения в следующих словах:

докум Е нт, цем Е нт, руковод И ть, кауч У к

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям
  2. Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка
  3. Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта
  4. Какие цветы лучше купить Наталья Петровна
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Кто будет борщ со сметаной?» — спросила бабушка.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Трудно было собаке привыкать к дикой жизни
  2. Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков
  3. Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал
  4. А где у вас Петя ложки хранятся?
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

А где у вас, Петя, ложки хранятся?

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
  2. Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
  3. Настю поздравили родственники и коллеги по работе
  4. Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
  • распознование предложения и расстановка знаков препинания

Вода нам показалась очень холодной, и мы сразу замёрзли.

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2) Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3) Как же умеет природа позаботиться о себе! (4) Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глаза.

(5) Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6) Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7) Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8) Ишь какая хитрая скумбрия!

(9) Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10) Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11) Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12) Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13) Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14) И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15) Нет слов, рыба хитра. (16) Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17) Человек как наставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18) И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Хотя природа защитила рыбу особым окрасом, человек всё равно хитрее: он научился добывать рыбу из моря.

Задание 9

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что окрас скумбрии носит защитный характер?

Ответ

Скумбрия окрашена в такие цвета, которые характерны для открытого моря, где она живёт.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-4 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 9-11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 6-8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

Читайте также: