Отель у погибшего альпиниста концовки

Обновлено: 04.07.2024

Отель "У погибшего альпиниста" (1979). Фантастика. Детектив. По мотивам братьев Стругацких.

Торжественно, мрачно, таинственно.

Фильм, конечно, разительно отличается от того, что я прочитал в детстве. Практически урезали половину книжного сюжета, избавились ото всех мистификаций, элементов загадочности и многих интересных персонажей. НО! Идея и смысл сюжета остались без изменений.

Всё начиналось, как в классическом детективе.

Приехав по срочному вызову в отель, инспектор полиции Глебски,

сначала не обнаружил ничего криминального. Но, странности не заставили себя долго ждать.

Снежная лавина не позволила ему уехать в тот же день (как в "Десять негритят"), и вскоре инспектор обнаруживает тело убитого постояльца.

Под подозрением — все обитатели отеля. Но, всё гораздо сложнее, чем у Агаты Кристи. Тут дело в КОСМОСЕ.

Всё переворачивается с ног на голову. Везде бродят пришельцы, роботы, тени. Мужеству инспектору не занимать . Меланхоличные инопланетяне могли бы сделать дырку в его черепе, с помощью бластера. Но, увы..

И тут инспектор прозрел. Кто эти люди в отеле? Странная компания. Из людей и пришельцев. Странствующий коммерсант Мозес, утонченная красотка Ольга, белокурый викинг Олаф, хлещущий виски туберкулезник- разбойник - Хинкус, дурачок Брюн, однорукий робот - радист Луарвик, жующий за завтраком лимоны.

Что происходит в этом "Привале странника"?

Даже "махровый" гангстер Хинкус, дрожит от страха от происходящего и хнычет у окна.

Артемис Аускайте

ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ,
ИЛИ
ОТЕЛЬ «У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА»

Еще одна отходная детективному жанру

«Как сообщают, в округе Винги, близ города Мюр, опустился летательный аппарат, из которого вышли желто-зеленые человечки о трех ногах и восьми глазах каждый. Падкая на сенсации бульварная пресса поспешила объявить их пришельцами из космоса. »

Вам нравятся детективы? Что касается меня, то, несмотря на то, что я с удовольствием читал про Шерлока Холмса, или, например, того же Кивинова (кстати, писал он довольно интересно, на мой вкус), себя поклонником этого жанра не считаю. Дело в том, что интересность расследования зависит, помимо всего прочего, и от автора, и если автор не сможет рассказать расследование так, что читатель буквально участвует в нём – книга интересной не получится. Конечно, это только моё мнение, и, как я уже говорил, я не специалист по детективам…

Точно такое же издание было в библиотеке моей школы. Точно такое же издание было в библиотеке моей школы.

Повесть «Отель «У погибшего альпиниста»» начинается, именно, как классический детектив про группу людей. Главный герой, инспектор Петер Глебски, приезжает в отель, который порекомендовал ему коллега, специалист по «медвежатникам». Мол, там, в горах, где находится этот отель, отличный воздух, отличный отдых, да и хозяин отеля, Алек Сневар, отличный человек. И вот, этот самый Петер Глебски, выбирается на уик-энд в горы, в отель…

И первая половина повести как раз и читается, как завязка к такому детективу – знакомство героев и персонажей, разного рода истории, что рассказывают все друг другу. Кстати, компания там собралась, конечно же, весьма пёстрая и интересная. Хозяин отеля, Алек Сневар, мистификатор, коллекционер интересных историй, и вообще, человек широкого кругозора, иллюзионист дю Барнстокр и его Чадо (понятно, что все читали эту повесть, но я не буду говорить о том, какого Чадо пола), мистер и миссис Мозес и лейтенант-француз Симон Симоне («собственно, я физик, но «от кибернетики» звучит так же плавно, как и «от инфантерии»), которого на его работе буквально «выпнули», судя по его словам, в отпуск. Можно ещё упомянуть помощницу Алека Сневара Кайсу и сенбернара Леля (которому в повести места отведено больше, чем той же Кайсе). Так что – компания собралась интересная и колоритная. Потом, вечером, на такси приехали ещё двое. «Олаф Андварафорс, можно просто Олаф» и Хинкус. Просто Хинкус. И вот после этого можно сказать, что собрались все.

Экранизация. Олаф и Брюн. Опять же, сразу понятно, что с Олафом что-то очень сильно не то. Экранизация. Олаф и Брюн. Опять же, сразу понятно, что с Олафом что-то очень сильно не то.

Потом, конечно, будет то, что называется «экспозицией» – нам покажут, как эти, казалось бы, совершенно случайные люди, живут в отеле и отдыхают. Конечно же, немалую роль отведут «Буцефалу», и это не легендарный конь Александра Македонского, а зверский мотоцикл Чада. Немного места отведено забавам с этим мотоциклом, например, «покатушкам» за ним на тросе. И вот, после этого, после ужина, случается ещё одно явление, которое снова показывает нам такой классический детектив – сходит лавина, которая полностью перекрывает долину, отрезая её от внешнего мира. Одновременно и случаются ещё два явления – к отелю приходит тяжело раненный незнакомец по имени Луарвик, а потом в собственном, запертом изнутри номере находят Олафа Андварафорса. Мёртвого. Со свёрнутой шеей. И расследование, как говорится, начинается…

Сами братья писали, что они хотели «поиздеваться» над детективным жанром. Ну что же, можно сказать, что им это удалось. Есть убийство, есть определённые подозреваемые, только вот, получается, что никто чисто физически не мог убить Олафа – у всех (ну, или почти у всех) есть алиби на то время, когда был убит этот человек. А тут ещё и Симон Симоне сообщает Петеру, что, оказывается, смертей было две – он обнаружил миссис Мозес – мёртвой. Она была холодна, как лёд. Но, через несколько минут, когда они пришли к мистеру Мозесу, оказалось, что его супруга жива…

Понятное дело, что «Отель» – на самом деле, никакой не детектив. Это фантастическая повесть, которая, как и немалая часть других произведений братьев, посвящена Контакту. И Контакт снова был сорван. Сорван из-за того, что пришельцы, прибыв на Землю, совершенно не разбирались в людях. Так получилось, что они умудрились вступить в контакт с… местной организованной преступностью. С главарём банды по прозвищу Чемпион. Сложно сказать, как именно бандит понял, кто перед ним, но именно он заставил несколько наивного пришельца помогать ему в преступлениях. И тот помогал – например, при помощи своего робота-ассистента опрокинул банковский броневик. Или, опять же при помощи робота, вытащил из банка сейф… Было у пришельца правило – не убивать. Только вот, главарю банды на это правило было… всё равно. И при взятии броневика, охрану пристрелили. И пришелец решил податься в бега…

Повесть хороша ещё и тем, что в ней немало… такой иронии. Например, мысли самого Глебски по поводу тех или иных событий, что сопровождали его отдых. И я совершенно согласен с тем, что при экранизации всю эту иронию и юмор, который здесь тоже присутствует, просто «пустили под нож». С другой стороны, нельзя не отметить то, что такие вещи, как мысли и размышления героя, очень сложно передать при переносе книги на экран. Тот же Линч, снимая «Дюну», добавлял закадровый голос, озвучивая мысли Пауля. И, честно говоря, получалось это у него… не всегда удачно. А здесь… Я попробую процитировать некоторые мысли Петера Глебски – касаемо некоторых вещей… И ещё одно замечание по экранизации. Если брать книгу, о том, что в сюжете есть роботы, понимаешь только когда о них рассказывает сам пришелец. По сюжету - они совершенно живые. Ну, разве что на тёплую кожу создатели поскупились. По фильму же, сразу понятно, кто именно роботы. Они вышли какими-то деревянными. Ну и отсутствие дю Барнстокра и интриги с Чадом - тоже не идёт фильму на пользу.

«Отель «У погибшего альпиниста» (1979) . В отель, носящий странное имя «У погибшего альпиниста», небольшое зданьице, расположенное в горном ущелье, прибывает инспектор полиции Петер Глебски. Странности не заставляют себя ждать. Владелец отела, некто Алек Сневар, уверяет, что он не вызывал полицейских. Учитывая то, где расположена гостиница, и то, сколь поздний час на дворе, Глебски решает не тратить ночь на дорогу обратно в участок и остается на кратковременный постой в отеле, намереваясь испробовать местное вино, славящееся своим дивным вкусом.

Сневар чертовски вежлив, а вот постояльцы… они тоже соблюдают правила этикета. Но кажутся донельзя странными – будто это и не отель, а курорт для разного рода умалишенных или, как минимум, чрезмерно «экспрессивных» и «творческих» персон. Особенный интерес у инспектора вызывает супружеская пара Мозесов и некто Олаф. Что-то с ними… не так. «Не так» означает странность, не поддающуюся разумному описанию и объяснению. Подозрение вызывает и записка, чудесным образом оказавшаяся в кармане пиджака Глебски.

Согласно изложенному в ней тексту, один из гостей отеля, Хинкус – человек, проводящий все время на крыше отеля, человек, страдающий от туберкулеза, человек, уверовавший в то, что горный воздух спасет его от смертельной болезни, - опасный террорист, готовящий убийство в стенах гостиницы. Вскоре обнаруживается, что Хинкус исчез. А Олаф мертв. Еще один из «местных», Симонэ – сознается в том, что убил госпожу Мозес, которая, по его словам, оказалась вовсе не человеком… В чемодане Олафа инспектор находит странный прибор: «либо военное, либо космическое». Похоже, на отель и его обитателей пала тень безумия.

Глебски оказался здесь совсем не зря – лишь инспектору под силу разгадать суть происходящего. Выходящую за пределы человеческого… и земного понимания.

Вы будете смеяться, но я совершенно не знаком с творчеством братьев Стругацких. Единственное исключение – вольная экранизация одного из их романов, роскошный – один из лучших! – российский хоррор под названием «Гадкие лебеди». Именно «Гадкие лебеди», не «Сталкер», в ходе просмотра которого я – будучи еще ребенком – благополучно уснул. Увы мне, невежде и паршивому знатоку классики. А теперь – ближе к делу. «Отель «У погибшего альпиниста» был снят в 1979 году в Эстонии и был нередким гостем в советских салонах видеопроката в конце 80-х и начале 90-х. Фильм по-прежнему интересен, вне зависимости от качества и культовости первоисточника.

Атмосфера и локации слегка напоминают чешский шедевр в жанре фантастического хоррора – речь о «Волчьей базе» - несмотря на то, что хоррора в «Отеле» практически нет, зато в достатке – детектива, и чуть – фантастики. Эта лента буквально пронизана сюрреализмом и фантасмагорическими образами, реальность кажется надуманной, словно за ней кроется другая – настоящая, непонятная и диковатая, что не сильно далеко от правды. Яркие образы – в наличии, а камерности – даже слишком много. Сценарий, разумеется, хорошо проработан, и, что греха таить, многослоен – в случае, если зритель не в курсе сути происходящего, начитавшись хотя бы той же Википедии, последняя треть ленты явится ему откровением.

Качество съемок и игры не подлежат сомнению – сплав российской и прибалтийской школ. Достаточно мистики и трагизма, неожиданных поворотов сюжета, да и слегка безумная атмосфера – все это играет на руку авторам «Отеля», немало постаравшимся для того, чтобы их работа была невосприимчива к временным и жанровым рамкам. Проще говоря, эта лента может принести немало удовольствия, но к этому удовольствию надо быть готовым.

Читайте также: