Какие формы человеческих отношений описывает эрик берн

Обновлено: 02.07.2024

В системе структурного анализа последователями Эрика Берна описываются методы анализа структуры личности, и на этом основании дается типология личности.

В предыдущей публикации мы разбирали, что у любого человека есть три "Я-состояния" — это нормальные психологические феномены человеческой личности. Это состояния Родителя (Р), Взрослого (В) и Дитяти (Д) или Ребенка. Если понаблюдать за человеком минут десять, то его можно увидеть, как минимум, в двух «Я-состояниях».

Родитель скопирован с родителей или авторитетов. Он проявляется в манерах, общих фразах и автоматизированных действиях. Его основные слова: «должен», «необходимо», «нельзя». То есть родительская часть личности - это та часть, где хранятся установки и программы полученные нами при воспитании.

Взрослый — компьютер, но он не лишен чувств. Взрослого видно, когда хирург делает операцию, пешеход переходит улицу или ученый делает доклад группе коллег. Его основные слова: «целесообразно», «могу» — «не могу». Взрослый — не всегда лучшее состояние. Взрослый может быть надоедливым. То есть взрослая часть личности - это рациональная, разумная часть личности человека.

Ребенок (Дитя) — это то, что нам осталось от детства. Ребенок (Дитя) может быть капризным и милым, счастливым и печальным, упрямым и покладистым. Человек любого возраста в отдельные моменты может иметь те же чувства, мысли и поведение, какие у него были в детстве. У Ребенка есть способность видеть сквозь необходимость и абсурд социальных конвенций (Родителя), и Дитя не любит тратить время на логическое обоснование всего, как это делает Взрослый. Спонтанность, творчество, интуиция — все это качества внутреннего Ребенка.

При этом описываются контаминации поля Взрослого и блоки, когда какая-то часть личности не может воздействовать на остальные части.

Если поле Взрослого загрязнено родительскими программами, а Дитя блокировано и не может влиять на действия Взрослого, перед нами педант, Человек-нeумеющий-Играть он старается выполнять устаревшие правила и напоминает ходячую схему. Его Дитя, лишенное радости, интереса и любви, подает свой голос и загрязняет поле Взрослого. Дефицит положительных эмоций может совершенно неожиданно привести к взрыву аморального поведения («в тихом омуте черти водятся»), а расплата за это и муки совести (действие Родителя) рано или поздно приведут к болезни, которую можно рассматривать как плач Дитяти. Но вместо обучения правильному удовлетворению потребностей человеку назначают лекарства, которые, с точки зрения трансактного анализа, могут дать только временный эффект.

Если поле Взрослого загрязнено неумеренными детскими желаниями, а Родитель блокирован и не может их ограничить, то перед нами Человек-Без-Совести.

Его Взрослый занят удовлетворением возрастающих потребностей своего Дитяти, а Родитель требует выполнения моральных предписаний от других. Перед нами лицемер, готовый на все. Если он получает власть над людьми, то превращается в садиста, пытается удовлетворить свои потребности за счет ущемления интересов других. Такую личностную структуру имеют и алкоголики. Рано или поздно в обществе против них возникает возмущение, которое усиливает его постоянное внутреннее напряжение, что рано или поздно приводит к внутренним конфликтам и болезням.

Бывает и так, что поле Взрослого одновременно загрязнено и родительскими программами, и страхами, и желаниями Дитяти. Перед нами Человек-Лишенный-Управления. Это больной в лучшем случае неврозом, в худшем — психозом. Когда его спрашивают, он говорит примерно следующее: «Я понимал, что поступаю неправильно, но ничего с собой не мог поделать» . В зависимости от того, какая часть личности побеждает, такой человек может предстать то святошей, то последним развратником. Но конец всему этому — болезнь.

Как уже говорилось выше, места соединения Взрослого, Родителя и Дитяти я назвал суставами души, а загрязнения анкилозом (сращением) этих суставов и ввел понятие психологической гибкости. Последняя определяется, как умение в зависимости от ситуации передавать управление личностью той или иной его части.

Структурный анализ. Три части личности любого человека.

Известно, что разные люди говорят и ведут себя в разных ситуациях по-разному.

Молодой ученый говорит одним тоном, когда делает доклад на конференции, другим тоном, когда возвращается домой с работы и жена просит его вынести мусор, хотя он еще не переоделся в домашнее, и совсем иначе, когда он собирается на работу, а его трехлетний сын проливает стакан вишневого сока на его светлый только что выглаженный костюм. Меняются тон голоса, выражение лица, чувства, а также мысли и действия.

Внимательное наблюдение за людьми привело к открытию трех «Я-состояний», которыми располагает каждый индивид и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию. «Я-состояния» — нормальные психологические феномены человеческой личности. Это состояния Родителя (Р), Взрослого (В) и Дитяти (Д) или Ребенка. Если понаблюдать за человеком минут десять, то его можно увидеть, как минимум, в двух «Я-состояниях».

Родитель скопирован с родителей или авторитетов. Он проявляется в манерах, общих фразах и автоматизированных действиях. Его основные слова: «должен», «необходимо», «нельзя». То есть родительская часть личности - это та часть, где хранятся установки и программы полученные нами при воспитании.

Взрослый — компьютер, но он не лишен чувств. Взрослого видно, когда хирург делает операцию, пешеход переходит улицу или ученый делает доклад группе коллег. Его основные слова: «целесообразно», «могу» — «не могу». Взрослый — не всегда лучшее состояние. Взрослый может быть надоедливым. То есть взрослая часть личности - это рациональная, разумная часть личности человека.

Ребенок (Дитя) — это то, что нам осталось от детства. Ребенок (Дитя) может быть капризным и милым, счастливым и печальным, упрямым и покладистым. Человек любого возраста в отдельные моменты может иметь те же чувства, мысли и поведение, какие у него были в детстве. У Ребенка есть способность видеть сквозь необходимость и абсурд социальных конвенций (Родителя), и Дитя не любит тратить время на логическое обоснование всего, как это делает Взрослый. Спонтанность, творчество, интуиция — все это качества внутреннего Ребенка.

Присмотритесь к себе. Утром вы автоматически совершаете свой туалет, завтракаете и идете по знакомой дороге на работу, одновременно обдумывая детали сегодняшней деятельности. Обратите внимание, что все части личности работают синхронно: Родитель ведет вас по дороге, вам не нужно обдумывать каждый шаг, Взрослый может заняться подготовкой к работе, Дитя получает удовольствие от свежести и прохлады утра. Но вот вы неожиданно увидели перед собой канаву, наполненную водой. Вчера ее еще не было. По-видимому, ночью прорвало канализацию. Автопилот (Родитель) работать не может, необходимо перейти на ручное управление. Инициативу на себя берет Взрослый. Одновременно вы возмущаетесь плохой работой сантехнических служб города (действие Родителя) и переживаете, что будете наказаны из-за опоздания на работу (тревоги Дитя).

Как возникает невроз. Формирование структуры личности.

В первые годы жизни ребенка воспитательные лозунги и девизы минуют контроль Взрослого и сразу попадают в родительские программы. Человек начинает жить по правилам, и его Взрослый занимается не столько анализом ситуации, сколько делает все для того, чтобы выполнить родительские предписания, нанося вред своему Дитяте и, следовательно, здоровью. Примером тому могут служить многочисленные факты, когда человек вместо того, чтобы потратить деньги на дело, часто тратит их по велению Родителя на ритуалы, потрясая свои финансы и здоровье. Много ненужного делается из-за необоснованных страхов Дитяти. Взрослый оказывается в плену у Родителя и Дитяти. Эрик Берн называет это контаминациями (загрязнениями) Взрослого.

При такой структуре личности Взрослый не может принимать правильные решения. Но это еще не свидетельствует о слабоумии. Даже наоборот. Большие глупости можно делать только при большом уме. Ведь необходимо иметь большой ум, чтобы заработать неплохие деньги. Но вот зачем тратить их все на встречу Нового года, при этом переесть, не спать и нанести вред своему здоровью? А многим даже в голову не приходит, что при обострении какого-либо заболевания надо отказаться от праздника.

Места соединения разных аспектов личности я назвал суставами души, а контаминации — анкилозом (сращением) этих суставов.

Невроз, по Эрик Берну, возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитяти и Родителя теряет инициативу, поведение перестает отвечать интересам личности и становится малоадаптивным. Рано или поздно развивается невроз. Лечение невроза в рамках структурного анализа — это восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших родительских программ, мешающих жизни.

Как возникает невроз. Пример из жизни.

А., 36 лет, пришла ко мне на прием вся в слезах. Обращали на себя внимание ее руки. Кисти были темно-багрового цвета с мелкими корочками — следами заживающих ран или маленьких прыщиков. Рассказала она следующую историю.

Пять лет назад ей делали аборт в гинекологическом отделении Санитарное состояние в туалетах было, мягко выражаясь, не очень хорошим. Одна из соседок по палате заметила, что здесь можно подхватить грибок. Это произвело на А. удручающее впечатление. 'У нее развился страх заражения.

Вернувшись домой, она заметила, что не может успокоиться, если не вымоет руки после того, как дотронется до какого-либо предмета. В голове все время сидела мысль, что она заразилась грибком. Мытье рук становилось все более частым. Начала также следить за чистотой комнат, простынь, продуктов. Мытье полов, стирка, обеззараживание продуктов путем обжигания их на огне, обрезание корок с хлеба и сомнительных участков с мяса сделали жизнь А. и ее близких невыносимой, ибо и от них она требовала неукоснительного выполнения всех правил гигиены, да и материально семья начинала страдать. Скандалы, которые она устраивала мужу, ставили семью под угрозу существования. А. понимала нелепость страхов, но ничего поделать с собой не могла. В последнее время она для обеззараживания рук окатывала их предельно горячей водой, что иногда приводило к ожогам I степени.

Она неоднократно обращалась за медицинской помощью. Психотропные средства, рациональная психотерапия и даже инсулиновые комы не давали стойкого улучшения. Система ритуалов постепенно усложнялась.

Приведенные выше сведения дают мало материала для анализа. Более подробное изучение выявило следующее.

А. родилась и выросла в крестьянской семье с патриархальным воспитанием, где добрачная сексуальная жизнь строго порицалась. Если бы жизнь А. сложилась удачно и она рано и удачно вышла замуж (у нее был высокий сексуальный тонус), то эти запреты (родительские программы) не замечались бы и, следовательно, не входили бы в противоречие с потребностями Дитяти. Но эти программы доминировали в принципах А. Она сама активно в свое время осуждала подружек, которые занимались сексом до заключения брака. Особенно же ее осуждению подвергались те, которые заводили ребенка вне законного брака.

Жизнь сложилась так, что А. после окончания школы поступила в строительный техникум, а после окончания его работала маляром. Все время прожила в общежитиях. Вначале встречалась с ребятами, но все они пытались приступить к сексу до посещения ЗАГСа, что входило в противоречие с ее принципами. Я ей, естественно, не верил: ну, не могли же вести себя так воспитанники пионерской организации, ленинского комсомола и партии! Как бы то ни было, но лет с двадцати она вообще перестала встречаться с представителями мужского пола. Общалась со своей единственной подружкой, с которой жила в одной комнате общежития и которая придерживалась таких же взглядов. Они осуждали подружек по общежитию, которые вели себя иначе и оставались верными своим принципам. Я ей опять не поверил.

Когда А. было 26 лет, она стала встречаться с женатым мужчиной 36 лет. Он всегда приходил с цветами, угощал конфетами и мороженым, с интимными отношениями не спешил и вообще вел себя весьма корректно. Какое-то время А. была довольна сложившейся ситуацией (Родитель не возражал). Но… месяца через три она прекратила с ним всякие отношения. «Ты человек женатый. Ни к чему путному наши встречи не приведут». Конечно, это действие Родителя. Взрослый бы сообразил: раз мужчина ухаживает за другой женщиной, значит, отношения в семье не очень хорошие. Не исключено, что может получиться что-то серьезное.

Вскоре после разрыва отношений у А. начала болеть голова, она быстро стала уставать на работе, не было настроения. Таблетки от. головной боли не помогали, и она обратилась к врачу-терапевту. Был поставлен диагноз нейроциркуляторной дистонии по церебральному типу. Лечение, естественно, не помогло. Терапевт стал ее обследовать, ничего серьезного не выявил. Но головные боли продолжались, и он направил больную на консультацию к невропатологу. Тот тоже ее обследовал. Выявил, что в анамнезе был грипп. Поставил диагноз арахноидита и тоже лечил, естественно, безуспешно, а потом отправил на консультацию к гинекологу. Кроме эпизодических задержек месячных на несколько дней, гинеколог тоже ничего существенного не обнаружила (вам понятно, что наша больная к мужчине-гинекологу не пошла бы). Но разобравшись в ее сексуальной жизни, она увязала ее головные боли с половым воздержанием и посоветовала приступить к интимным отношениям, не дожидаясь регистрации брака: типичный «дикий» психоанализ. Не наше дело давать рецепты поведения. Это дело совести каждого человека. Наша задача рассказать о значении тех или иных составных частей личности. Против своей совести (Родителя) идти нельзя. Это — тот внутренний контролер, которого не обманешь, который всегда, иногда даже во сне, начеку. Пока Родитель существует, личность не может избежать его влияния, и если поступит против, то потом будет им наказана. Другое дело, когда предписания Родителя из программы стерты. Поэтому задача психотерапевта — вначале помочь осознать, что программа устарела, а потом помочь ее стереть или преобразовать. Здесь же получилось, что Взрослый врача стал на сторону Дитяти больной, уговорил ее Взрослого, и втроем они победили, но не уничтожили консервативного Родителя пациентки. Поэтому ждите обострения и подумайте сами, когда оно возникнет.

Если бы А. тогда попала на прием к психотерапевту и если бы он не поинтересовался анамнезом, то поставил бы ей диагноз неврастении.

Итак, получив заключение врача, она стала искать сексуального партнера, ибо теперь это был не разврат, а выполнение лечебных назначений (работа Взрослого). Как ей удалось найти такого в эпоху развитого социализма, ума не приложу. Но, тем не менее, такое случилось в новогоднюю ночь. Она сразу же испытала оргазм, головные боли прошли, она почувствовала прилив сил, поднялось настроение. Голос совести (Родителя) почти не беспокоил, да и «лекарство» они принимала достаточно часто, а оно этот голос практически заглушало. Так продолжалось месяца два. Но вы уже догадались. Как только произойдет задержка месячных, так страхи Ребенка дадут энергию поверженному Родителю. Так и произошло.

Она сообщила об этом тому, кто выполнял «врачебные назначения» и поставила вопрос о регистрации брака, но он отказался. Довольно остро развилось депрессивное состояние с мыслями о самоубийстве. Материальной поддержки у А. не было, родственников в Ростове тоже, и она с ребенком вынуждена была бы вернуться к себе в деревню. Она представляла себе то осуждение, которое ее ждет дома, и понимала, что жизни ей не будет. Стала обдумывать способы ухода из жизни.

Не думаю, что у нее не было бы поддержки в родной деревне. Но она судила сама себя (точнее, ее Родитель) тем судом, которым она судила других. А судила она именно тех, которые ей сейчас и смогли бы помочь. Как не вспомнить Иисуса Христа и его «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите вы, таким судом будут судить и вас». Теперь понятно, почему таким же судом. Потому что судит одно и то же лицо. Ведь ее Родитель осуждал других, теперь он точно так же судил и ее. Программа ведь одна и та же. Но обратите внимание, какой жестокий приговор: смертная казнь! Если бы она тогда обратилась за помощью, ей с большим основанием поставили бы диагноз депрессивного невроза.

Через пару дней месячные начались, и А. с негодованием высказала своему партнеру все, что она о нем думает. Он же предложил ей продолжать сексуальные отношения. Но она вдруг отметила, что у нее нет сексуального влечения не только к своему бывшему партнеру, но и вообще ко всем мужчинам (вот она причина женской фригидности — формирование соответствующих программ в раннем детстве).

А. продолжала работать и общаться со своей подружкой. Через два года, когда ей исполнилось 28 лет, она случайно встретилась с тем мужчиной, который так красиво за ней ухаживал. К этому времени он уже разошелся со своей женой. Они снова стали встречаться, и дело быстро подошло к свадьбе.

Свадьба была пышная и красивая. Муж оказался довольно состоятельным человеком. На своей машине они съездили к ней в деревню. А. подружилась с дочерью мужа от первого брака. Она относительно спокойно отнеслась к некоторой сексуальной неудовлетворенности, ибо муж не стремился к активной половой жизни. А когда родилась дочь, она была вне себя от счастья, и ей вообще стало не до секса.

Сейчас я прерву изложение для небольшого теоретического отступления. Для психотерапевта психоаналитического направления совершенно ясно, что необходимо провести полноценную терапию, ибо обострение состояния неизбежно. Понятно даже когда. Тогда, когда подрастет дочь и освободится энергия, которая уходила на пеленки и бессонные ночи.

И действительно, когда ребенку было девять месяцев, проблемой для А. стал дефицит секса. Она упрекала мужа, но он полагал, что двух раз в неделю вполне достаточно, а на большее у него не хватает сил, так как он устает на работе. Помочь ей каким-либо другим способом, как помогала она ему, когда была беременной, он отказался (тоже действие Родителя мужа). Где-то в это время девочка заболела легкой диспепсией. Педиатр, наблюдавший ребенка, связал диспепсию с тем, что мать облизывала пустышку, когда та падала на пол. Тогда А. решила обеспечить стерильность своему ребенку. Она стала интенсивно следить за чистотой пеленок, полов, стен в комнате, где был ребенок, не подпускала к нему никого, довольно бурно скандалила по пустякам, стала совершенно невозможной, довольно быстро уставала и была все время раздраженной. Интимные отношения были редкими, но, тем не менее один-два раза в год она вынуждена была делать аборты.

Если бы тогда А. попала на прием к врачу, ей могли бы поставить диагноз неврастении с астеническим синдромом в гиперстенической стадии. И опять все сходится. Требования среды выше возможностей личности. Но не в среде дело. Дело в том, что скандалы стали своебразной перверзнои формой сексуального удовлетворения, а сам невроз — решением конфликта между Родителем и Дитятей.

Таким образом, с точки зрения трансактного анализа (да и других психоаналитических методик), форма невроза — неврастения, невроз навязчивых состояний или истерия — не имеет значения для диагностики. Вся симптоматика может быть проявлением одного и того же невроза. Для выработки стратегии и тактики лечения важно разобраться в сути внутриличностного конфликта между Родителем и Дитятей и психотерапевтическими методами уладить его, изменив программу Родителя и обучив Взрослого так реализовывать потребности Дитяти, чтобы при этом не нарушались социальные нормы.

Критериями выздоровления тогда становятся не клинические параметры и жизненный путь больного, а характер внутриличностных изменений и их стойкость.

Что касается данной больной, то она осознала истинную причину своей болезни и благодаря психологическому тренингу приобрела новые навыки общения. В результате она довольно быстро поправилась, но с мужем разошлась. Впоследствии ей удалось устроить свою личную жизнь, но это уже другая история.

Отрывок из книги Михаила Ефимовича Литвака "Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии."

Если статья понравилась и была полезна - поделитесь ей с друзьями в соц. сетях и подписывайтесь на обновления:-).

Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.

Теория психологических игр является одной из ключевых моделей транзактного анализа Эрика Берна. Поэтому предлагаем Вам посмотреть видео из которого Вы узнаете:

Формы человеческих отношений (ЛП) читать онлайн бесплатно

Формы человеческих отношений (ЛП) - читать книгу онлайн бесплатно, автор Берн Эрик

Формы человеческих отношений

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что каждый индивид представляет собой три различные личности, каждая из которых тянет в свою сторону . так что удивительно, как вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. И разумеется в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны, он не получается, или по крайней мере, не получается как следует. Мы можем представить это очень просто, нарисовав друг под другом три круга, как на таблице 1. Они представляют трех человек, которых каждый мужчина или каждая женщина носят в своей голове.

На вершине находятся его родители, которые в действительности являются двумя разными людьми, но в этой диаграмме мы показываем их одним кружком, помеченным Родитель или Род. Он представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и какой он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче, Родитель является голосом в голове, сопровождающим редакторскими комментариями, как это часто делают родители, все, что он делает. Вы можете судить о том, когда говорит ваш Родитель или Родительское состояние эго по тому, что он употребляет слова типа "смешной", "незрелый", "ребяческий" или "порочный". Ваш Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове и он может также обращаться вслух к другим людям в то же самое время. Он может также быть любящим и полным сочувствия, в точности как настоящий родитель, и говорить вещи вроде "Ты зеница моего ока", "Дай я позабочусь об этом" и "Бедная девочка".

Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет голос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий информацию из окружающего мира и рашающий на основе разумных вероятностей, какой род действий предпринять и когда предпринять. Ему нет дела до понятия "зрелы", поскольку даже дети могут принимать такие решения, ни до понятия "искренний", поскольку многие воры и мошенники очень успешно решают, что делать и когда делать. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить улицу, когда вынимать пирог из духовки. При переходе улицы, например, он действует как очень точный и очень сложный компьютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе стороны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того, чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоинство. Взрослое эго состояние всегда сколько возможно следит за тем, чтобы сохранить ваше достоинство, за исключением случая, когда ваша судьба быть клоуном. Все хорошие компьютеры таковы: они выбирают наиболее элегантное решение и стараются избегать дилетантских и небрежных где только могут. Вы можете определить, когда говорит ваш взрослый, поскольку он употребляет слова типа "Готов?" "Сейчас!" "Слишком много!" "Недостаточно!" и "Здесь, а не там".

Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, человек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного возраста: в одном человеке он может быть четырех лет и трех месяцев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно, может ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называем это Детское эго состояние "незрелым": мы просто говорим, что оно подобно ребенку или напоминает ребенка. Возраст Детской части личности в каждом индивиде определяется специальными факторами, о которых вы можете прочитать в другой книге, если вы пожелаете взять на себя такой труд.1 Важно осознать, что Ребенок находится там не для того, чтобы его подавлять или наказывать, потому что на самом деле он является лучшей частью личности, частью, которая бывает или может быть, если к ней правильно подойти, продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как бывают настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми, требовательными, не считающимися ни с кем, и даже жестокими, так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Поскольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на всю оставшуюся жизнь, самое лучшее, что можно сделать, это признать его и постараться ладить с ним, и будет больше вреда, чем пользы претендовать на то, что если вы будете его игнорировать и обращаться с ним сурово, то оно исчезнет.

Вы заметили, что я обращаюсь к этим трем частям личности -Родитель, Взрослый, Ребенок -- как к эго состояниям, и это и есть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливают то, что случается с людьми, и что они делают друг с другом или друг для друга. Лучший способ, и до сих пор самый точный и самый научный способ анализировать человеческие социальные и сексуальные отношения заключается в том, чтобы понять, какие эго состояния в них вовлечены. На каждое эго состояние нужно смотреть по отдельности, если человек хочет понять свои чувства и поведение в таких ситуациях. Некоторые люди пытаются стать "цельной личностью", отрицая, что существуют различные части личности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можно больше о каждом аспекте, поскольку они все равно никуда не денутся, а затем заставить их совместно работать наилучшим возможным способом.

В английском языке и в древнегреческом также имеются сотни слов, описывающих разные виды любви и дружбы между людьми(2,3). Интересно отметить, что существует гораздо меньше слов, описывающих ненависть и вражду. Однако, нас не заботит сейчас поиск как можно большего количества слов, а скорее выделение немногих, относящихся к наиболее распространенным типам отношений между мужчинами и женщинами, и в особенности тех, которые включают различные сочетания эго состояний. Одной из старейших классификаций личных отношений, пытающейся сгустить их до их обнаженной сущности, является юридическая. В течение веков закон рассматривал их под четырьмя основными наименованиями: Муж и Жена, Родители и Дети, Опекуны и Подопечные, и Хозяин и Слуга (или Мастер и Подмастерье). Однако трудность заключается здесь в том, что все они являются отношениями сверху вниз, с одним человеком, который всем заправляет, и другим, борющимся за свои права, а это никак не может нас устроить.

Эрик Берн (1910–1970) — выдающийся американский психотерапевт, создатель нового направления в психотерапии — трансактного анализа, который нашел широкое применение в индивидуальной и групповой психотерапии, семейном и производственном консультировании. Его услугами пользовались также работники правоохранительных органов и военные организации. В настоящее время трансактный анализ в чистом виде не применяется, а используется в комбинации с другими психоаналитическими методиками, в частности, с гештальттерапией.

В трансактном анализе основное внимание уделяется тем неприятностям, которые возникают у пациентов в процессе общения с другими людьми. Меньший упор делается на неосознаваемые психические процессы. Поэтому врач активен, руководит больными, не остается в тени. И такое активное вовлечение врача является одним из основных отличий данной формы психотерапии от психоанализа. За свои нововведения Эрик Берн был исключен из Психоаналитического общества. Его обвинили в том, что он отступил от принципов психоанализа. Психоаналитики утверждали, что он работает как представитель поведенческой психотерапии.

Теория личности показывает, что нередко индивид говорит одно, а на самом деле высказывает совсем другое, иногда прямо противоположное, но скрытым или замаскированным способом, нередко сам не подозревая об этом. Личность имеет много сторон. И одна сторона может обманывать другую так же, как в жизни один человек обманывает другого. Трансактный анализ показывает, как человеческие существа могут дурачить себя и других и стремятся к этому с завидным постоянством и нарастающей силой. Последствия нередко бывают трагическими.

Трансактный анализ постепенно развивает человека и научает его внимательно следить за тем, что делают люди друг другу. Он имеет три составные части: структурный анализ, собственно трансактный анализ и сценарный анализ.

Трансактный анализ.

Когда два человека находятся достаточно долго вместе, то рано или поздно между ними начнется общение, не обязательно вербальное. Они начнут обмениваться стимулами. Когда одна личность пошлет стимул другой, а другая ответит на этот стимул, общение состоялось. Такой обмен стимулами Эрик Берн называет трансакцией. Когда два человека общаются, их отношения становятся системными. Если общение начинает А., а Б. ему отвечает, дальнейшие действия А зависят от ответа Б.

Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое «Я-состояние» А. в какое «Я-состояние» Б. послало коммуникативный стимул и какое «Я-состояние» Б. в какое «Я-состояние» А. дало ответ. Если в общении участвует одно «Я-состояние» партнера, такая трансакция называется простой.

Выделяют комплементарные (со взаимным дополнением) трансакции и трансакции перекрещивающиеся. Комплементарные трансакции это такие трансакции, где вектор стимула и вектор ответа совпадают. В практической работе я выделяю два типа комплементарных трансакций: психологического равноправия — горизонтальные и психологического неравноправия, или рабско-тиранические—наклонные.


Трансакций первого типа всего три: (Р—Р, В—В, Д—Д) По линии Родитель—Родитель мы сплетничаем или говорим банальности («Молодежь распустилась!» — «Да, мы были значительно скромнее!»), по линии Взрослый—Взрослый работаем («Подай разводной ключ!» — «На!») или обмениваемся информацией («Который час?» — «Двенадцать!»), по линии Дитя—Дитя любим или развлекаемся («Пойдем в кино?» — «Хорошая идея!»).

Второй тип комплементарных трансакций возникает в ситуации опеки, заботы, подавления или восхищения («Надень зимнюю шапку!» — «Хорошо!»).


Пример перекрещивающейся трансакции: «Который час?* — «А где твои часы?» Изучение простых трансакций позволило Э.Берну вывести два закона общения.

Если общение идет по схеме комлементарной трансакции, оно может идти неограниченно долго. Конфликта нет и не будет.

Если общение идет по схеме перекрестной трансакции, общение прекращается и начинается конфликт.

Мною на основании этих законов разработана система профилактики конфликта, поведения в конфликте и выхода из него, которую я назвал «психологическое айкидо» (М.Е.Литвак, 1992). Суть метода заключается в использовании приема психологической амортизации, согласно которому для избежания конфликта надо моментально согласиться со всеми доводами партнера, что позволяет избавиться от вредных последствий лести и предательства, быстро завести деловые контакты и достойно ответить на оскорбления. Ознакомиться с этим методом Вы сможете посмотрев видео в конце публикации.

Шесть форм общения.

Эрик Берн выделяет шесть форм общения: уход в себя, ритуал, деятельность(процедура), развлечение, игра, близость.

Уход в себя — это общение с самим собой в тот момент, когда человек находится в обществе. Уход в себя наблюдается после поражения в общении, проявляется в виде внутреннего диалога с партнером, который победил тебя, и продолжается до тех пор, пока ты не «одержишь победу». В общем, это «разговор на лестнице».

Уход в себя выполняет двоякую роль. С одной стороны, это транквилизатор, успокаивающее средство, с другой — слабительное, очищающее от ненужных переживаний. Но если уход в себя продолжается достаточно долго, тематика отрывается от психотравмирующих переживаний, и развивается невроз навязчивых состояний. Поскольку здесь ведущей является фантазия, ибо партнер в этих действиях поступает по желанию пациента, можно считать, что уход в себя является функцией Дитяти. Есть один критерий, который позволяет отделить размышления Взрослого от фантазий Дитяти. При размышлениях Взрослого личность ищет свою ошибку, при фантазиях Дитяти она пытается во всем обвинить партнера и перевоспитать его.

Уход в себя нередко наблюдается на скучных лекциях и ненужных совещаниях. Студент сидит на лекции с отсутствующим взглядом и мечтает о завтрашнем свидании или вспоминает события вчерашнего пикника, а участник совещания подремывает. Таким образом уход в себя защищает мозг от восприятия ненужной или поданной в неудобоваримом виде информации.

Ритуал — это серия комплементарных трансакций, запрограммированных общественными силами. Это трансакции Родитель-Родитель. Общение идет бесконфликтно. Ритуалы бывают формальные и неформальные. Ритуал — это обмен приветствиями или пирушки. Делай как положено и к тебе претензий не будет. Трансактный анализ учит не принимать всерьез все, что сказано или сделано во время ритуала. Ритуалы — это своеобразные призраки, тени прошлого. При трансактном анализе больному показывают бессмысленность и вредоносность некоторых ритуальных действий.

Деятельность — это серия трансакций, идущих по линии Взрослый-Взрослый. Эрик Берн такую форму общения называет процедурой. Это работа, учеба. Она также является матрицей, на которой разыгрываются другие формы общения. Ибо во время работы мы и конфликтуем (игры), и выполняем ритуалы, и занимаемся развлечениями, и уходим в себя. На фоне совместной работы между людьми может возникнуть близость.

С гастрономической точки зрения, если ритуал можно уподобить легкой закуске в начале еды или чаю после нее, то процедура — это наш хлеб, борщ и бифштекс. Нередко, чтобы избежать конфликтов, люди, вынужденные общаться друг с другом, все формы структурирования времени стараются свести к деятельности. В семье муж и жена начинают много работать. Тогда можно предположить, что разойдутся они к 45–50 годам, когда будут сделаны все дела и вырастут дети. Есть признаки, указывающие на возможный развод: «невроз выходного дня» и раздельный отдых.

Развлечение — это серия полуритуальных, полупроцедурных трансакций, цель которых — убить время, которое обозначено ритуалами и процедурами. Развлечения — это разговоры, которые ведутся перед началом ритуала (например свадьбы) в перерыве на работе или между лекциями. Существуют мужские («Автомобиль», «Кто победит?») и женские развлечения («Гардероб», «Кулинарные рецепты»). Во время этих развлечений можно получить много новых сведений (полупроцедуры), но полагаться на них нельзя, ибо это разговоры любителей, а не профессионалов. У алкоголиков имеются свои развлечения («Ерш», «Утром после»), у интеллигенции — свои («Бывали ль вы?», «Читали ль вы?»).

Закон развлечений — придерживайся темы, если хочешь избежать конфликта. Если женщины играют в развлечение «Эти негодные мужья», то они с негодованием отвергнут ту, которая предложит развлечение «Розовые очки» и скажет что-то лестное о своем муже.

Развлечения — это и психологическая разведка. Здесь подбираются партнеры для более близких отношений. Если я непьющий, то не присоединюсь к компании, где идет развлечение «Утром после», а если я любитель выпить, то останусь в этой компании.

Самое любимое развлечение в наше время «Разве это не ужасно?» (инфляция, плохо ходят автобусы, начальники много на себя берут, дети распустились и т. п.).

Лучшая борьба с развлечениями — неучастие в них, замена их деятельностью. Те, кто избегает развлечений, в перерыве на работе пишут письма или читают книгу, а на вечеринке помогают хозяйке накрывать на стол.

Игра — это серия скрытых трансакций, запрограммированных на конфликт. Предыдущие формы общения, рассмотренные выше, носят психологически равноправный характер. В играх же всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Игра всегда начинается как процедура, а через некоторое время становится ясно, что одна из сторон терпит ущерб. Эрик Берн описывает несколько десятков игр, исход которых конфликт — больница (тюрьма) — могила. Не все примеры, описанные Эриком Берном, понятны нам, да и ход его рассуждений часто неприемлем для наших пациентов. Поэтому игрока, который «выигрывает», я назвал Вампиром, того, кто «проигрывает» — Донором, а само явление (игру) определил как психологический вампиризм. Так легче донести идею до пациентов.

В зависимости от места, где разыгрываются игры, выделяются следующие их группы:

  1. Игры жизни («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Попался, мерзавец», « Все из-за тебя » и др.)
  2. Семейные игры («Тупик», «Судебная комната». «Холодная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не было тебя», «Скандал», «Все из-за тебя» и др.)
  3. Игры в компаниях («Разве это не ужасно?», «Недостаток», «Петрушка», « Почему бы вам не…» — «Да, но… » и др.)
  4. Сексуальные игры («А ну-ка, подеритесь», «Отвяжись, дурень», «Чулок» и др.)
  5. Игры врачебного кабинета («Я только пытаюсь помочь вам», «Крестьянка», «Деревянная нога» и др.)
  6. Конструктивные игры («Трудовой отпуск», «Льстец», «Домашний мудрец» и др.)

Хотя игра приводит к болезни, на ранних этапах она выглядит даже полезной. Во-первых, позволяет убить время, во-вторых, объединяет партнеров, в-третьих, дает эмоциональную разрядку, в-четвертых, вроде бы делает жизнь осмысленной и является оправданием неудач. Но постепенно после нескольких витков игры состояние человека ухудшается настолько, что появляется болезненная симптоматика, и он вынужден обратиться к врачу.

Цель трансактного анализа — выявить, в какой игре находится пациент и помочь ему выйти из нее. Трансактный анализ используется при индивидуальной и групповой психотерапии, семейном и производственном психологическом консультировании.

Приведу один характерный пример.

Младший научный сотрудник Р., 39 лет, обратился за помощью с целым комплектом признаков, типичных для неврастении с астено-депрессивным синдромом: быстрая утомляемость, отсутствие сосредоточенности, плохая память, подавленность, эпизодическое повышение артериального давления и т. п. Р. никак не удается закончить диссертационную работу. Ставится вопрос о его увольнении с работы. В семье конфликты: дети плохо воспитаны, жена их слишком балует. Это мешает сосредоточиться на работе. Жизнь начинает терять смысл. Он чувствует, что не оправдал надежд родных и учителей. Замечает, что к нему не очень уважительно относятся дети. Последнее время стал невыдержанным и часто с ними скандалит, а потом ругает себя за это, ибо всегда отличался деликатностью. Считает, что помешали ему в осуществлении его планов жена, дети, которые хотя уже и вышли из младенческого возраста, продолжают требовать к себе слишком много внимания. В силу его покладистости его и на работе загружают различными просьбами.

Несложный анализ показал, что здесь идет игра «Все из-за тебя». Р. «великодушно» позволил всеми семейными делами заниматься жене, которая все завалила. Сам же он занялся неинтересной для себя научной работой, лишь бы защититься. Поскольку сама работа его глубоко не интересовала, он, сам того не осознавая, с большей охотой занимался посторонними делами, а потом ссылался на них, когда выяснялось, что он оказался несостоятельным в плане выполнения основных задач.

Дальше все пошло хорошо. Овладев системой психологического айкидо, Р. отказался от посторонних дел. Отказался он также и от неинтересной для него темы и увлекся интересным делом. Катамнез в течение десяти лет показал, что Р. успешно защитил кандидатскую диссертацию и близок к защите докторской, написал несколько монографий, получил повышение по службе. Наладились отношения в семье. От болезни не осталось и следа.

Эрик Берн полагает, что играм дети обучаются в раннем детстве, и лучшая профилактика невроза — это правильное воспитание ребенка. Он предупреждает, что выход из игры часто сопровождается некоторым чувством растерянности, которое напоминает депрессию. Но вскоре это чувство проходит, и начинается реальное общение со спонтанными автономными людьми, которые реагируют на действительность, а не подчиняются законам игры. И тогда вместо игр появляется необходимая, но утерянная в процессе воспитания форма времяпрепровождения — близость.

Близость. Эрик Берн определяет как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Акт близости можно наблюдать в отношениях между матерью и грудным младенцем, когда они понимают состояние друг друга без слов. То же бывает и между влюбленными. «И легко нам разговаривать, и молчать вдвоем легко». Только такое состояние может сохранить здоровье.

Эрик Берн указывает, что в обществе отношения искренности не поддерживаются. Ребенок с детства может общаться только на уровне близости, но, к сожалению, постепенно под влиянием воспитания искренность исчезает, и появляются или ритуалы, или развлечения. Но в них невозможно выразить сильные чувства. Тогда на смену им приходят игры. Алкоголик находит свою жертву, которую с детства на примере матери научили быть женой Алкоголика, Беспомощная Личность — своих благодетелей, а Синяя Борода — жертв. И, сплетаясь в один клубок, они скатываются в болезнь, отрываются от реальной жизни и погибают, если обстоятельства жизни или психотерапевтическое лечение не приходят к ним на помощь. Тогда Алкоголик перестает пить, Беспомощная Личность начинает сама решать свои проблемы, а Синяя Борода перестает придираться к другим. Доноры же освободившуюся энергию направляют на творческую деятельность и свой личностный рост.

Отрывок из книги Михаила Ефимовича Литвака "Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии."

Если статья понравилась и была полезна - поделитесь ей с друзьями в соц. сетях и подписывайтесь на обновления:-).

Психологическая самооборона. Принцип амортизации.

Правильное поведение в конфликтной ситуации. Как побеждать в споре, управлять партнером таким образом, чтобы он этого не замечал. Как отвечать на хамство и неискренние комплименты, ладить с самим собой. Без ссор и конфликтов грамотно формировать, а затем и отстаивать свои интересы. Принципы эффективного общения. Принцип амортизации в общении. Виды амортизации, амортизационные письма. Структурный голод, механизмы конфликта, рабско-тиранические отношения и их последствия.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологический вампиризм".

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Большинству из нас Э.Берн известен как создатель теории транзактного анализа, и автор замечательных книг (точнее, одной большой книги, состоящей из двух частей):

• "Игры, в которые играют люди" - психология человеческих взаимоотношений
• "Люди, которые играют в игры" - психология человеческой судьбы

Напомним, что транзактный анализ выделяет в поведении человека три состояния: Взрослый, Родитель, Ребёнок.

• Взрослый - это способность индивида объективно оценивать информацию об окружающей действительности, и принимать независимые, адекватные ситуации решения.

• Родитель - это информация и установки, полученные в детстве от родителей и других авторитетных лиц: запреты, санкции, советы, опека, поддержка, родительское программирование, различные социальные нормы.

• Ребёнок - эмоциональное начало человека. Включает в себя все детские черты: доверчивость, нежность, любопытство, увлечённость, - но в то же время и капризы, обиды, упрямство и эгоцентризм.

Так вот, наконец-то сбылась мечта моего детства: многообразие человеческих отношений хоть как-то систематизировано, упорядочено и разложено по полочкам. Э.Берну надо поставить памятник - за то, что он сделал для психологии: он постарался максимально приблизить её к точным наукам! В отличии от кучи болтунов, по сей день выпускающих толстенные книги, содержащие исключительно художественные описания изучаемых явлений.


Знакомые - люди, взаимодействующие между собой исключительно через социальные ритуалы. "Привет" - "Привет". "Как дела?" - "Всё ОК". С вами только что говорил не человек, а его "маска" или "щит", которой он отделил себя от окружающих людей. Психиатры называют её "персона" - это выбранный человеком способ представлять себя миру, и избегать связанную с этим тревогу.

Сослуживцы - люди, разговаривающие друг с другом не прямо, а опосредовано, через предмет их деятельности. Они говорят так, что их слова направлены на что-то, и лишь рикошетом попадают к слушателю. Когда они разговаривают друг с другом, они смотрят на бумаги, а не друг на друга.

При общении они никогда не смотрят друг другу в глаза. Если два сослуживца смотрят друг на друга, и говорят прямо друг с другом - значит, они представляют собой уже нечто большее, чем просто сотрудников.

Члены комитета - люди, объединённые борьбой против чего-то. Ключевой аспект их общения - это не действия, а скорее обсуждение чего-то "ужасного", и взаимный обмен негодованием. Типичный пример - старики, собирающиеся на скамейке вод дворе и ругающие современную молодёжь, рабочие у пивного ларька в пятницу - обсуждающие очередное повышение цен, молодожёны, собирающиеся в однополой компании и негодующие действиям своих супругов. Это отношения типа "Родитель-Родитель".


Уважение - отношения, основанные на прямом разговоре, и добросовестном выполнении семейных, профессиональных или социальных контрактов - без оправданий, увёрток или оговорок. Они осуществляются не опосредовано через предмет, как у сослуживцев, - но в глаза друг другу, с полной уверенностью в надёжности и обязательности другого. Это отношения типа "Взрослый-Взрослый". Истоки уважения лежат в отношении доверия, закладывающегося в период общения младенца с собственной матерью.

Восхищение - восторг человеком, его свойствами или навыками. В отличии от уважения, это уже несимметричные отношения типа "Ребёнок-Родитель". Человек как-бы говорит себе: "Малыш! Он действительно знает, как плавать / танцевать / декламировать стихи. " Аналогично тому, как доверие возникает из отношения младенца к матери, восхищение имеет отношение к его отцу, поскольку отец может быть рядом только нерегулярно, но его сила и могущество поражают ребёнка восхищением.

Люди различаются в своей способности принимать восхищение: некоторые плохо его переносят, избегают и отталкивают его, даже со злостью. Другие - эксплуатируют его, как учитель, заводящий роман с ученицей.

Привязанность - отношения, очень похожие на отношения родителей к своему ребёнку. Это отношения типа "Родитель-Ребёнок". В случае восхищения Взрослый одного человека поражает Ребёнка другого. В случае привязанности Ребёнок одного лица поражает Родителя в другом.

Человек, чувствующий привязанность, выражает её очень похоже на то, как мать или отец делают это по отношению к прелестному ребёнку, а объект привязанности отвечает в простой детской манере. И это не роли. Это истинные чувства, возникающие из различных эго-состояний, которые отличаются от ролей. Эго-состояния являются психологическими реальностями, даже несмотря на то, что их внешние проявления легко могут быть фальсифицированы.


Включение - возбуждение, сексуальная привлекательность. Включение совпадает с буквальным смыслом этого слова: правильное лицо нажимает на включатель, и весь человек загорается, от глаз к мозгу и вниз. Нет классовых или Родительских предрассудков, обрезающих провода, и нет рациональных или Взрослых предосторожностей, выкручивающих пробки. Загорается только один Ребёнок. Включение похоже на импринтинг у птиц.

Это скорее чувственный, нежели личностный ответ - столкнувшись с включением, следует оставить иллюзию, что данные чувства имеют более глубокий, личностный смысл. Фетешизм - лишь один из частных видов включения, объясняющийся импринтингами раннего детства, обусловленными событиями, которые произошли как раз в правильный момент и при правильных обстоятельствах, для того, чтобы вызвать долговременную связь.

Разврат - отношения, где партнёром интересуются только как техническим средством. Отношения "разврата" (удержимся от термина "игра", имеющего в транзакционном анализе вполне конкретное значение) невозможны без роли "Родителя", тем или иным способом подстрекающего внутреннего "Ребёнка" к страсти.


Приятели (или товарищи) - люди с которыми вы разделяете общие интересы: вместе живёте, едите, развлекаетесь. Приятели обмениваются Родительскими предрассудками, дают друг другу Взрослые советы и имеют вместе Детские развлечения. Приятельство может включать, а может и не включать секс. Приятели, однако, совсем не обязательно озабочены благополучием друг друга, и отношение может быть временным, как в случае летних каникул, морского круиза или войны. Именно в этом приятельство отличается от дружбы.

Друзья - более крепкая форма приятельства, в котором люди помогают друг другу в случае нужды. Ключевая особенность дружбы - в том, что друг тебя "принимает". С точки зрения транзактного анализа, это означает, что у друзей нет активной роли Родителя. Друзья могут дать совет или помочь делом - но никогда не будут грозить вам пальцем, или совать свой нос, когда вы этого не желаете.

Друзья не общаются друг с другом способом "Родитель-Ребёнок". Друг не скажет в Родительской манере: "Курение марихуаны ужасно, и только опустившиеся люди им занимаются". Друг говорит: "Ты знаешь, что ты можешь получить срок от двух до двадцати лет, если будешь делать это в открытую. Я буду скучать по тебе, если тебя не будет так долго".


Близость - это искреннее отношение на уровне Ребёнок-Ребёнок без игр и взаимной эксплуатации. Они устанавливаются Взрослыми эго-состояниями обеих сторон так, что обе стороны очень хорошо понимают совместные контракты и обязательства друг перед другом, причём иногда не сказав об этом ни одного слова. По мере того, как это понимание становится более ясным, Взрослый постепенно покидает сцену, и, если Родитель не мешает, Ребёнок становится все более и более раскованным и более и более свободным.

Если внимательно прислушаться к себе, можно услышать:
• Ребёнка, с энтузиазмом высказывающего желание идти вперёд и познакомиться с человеком лучше,
• Взрослого, говорящего: "Я думаю, ты нашёл правильного человека", и
• Родителя, либо ворчащего о каких-либо вопросах типа социального устройства или религии, либо вставляющего самые одобрительные комментарии типа: "Ты заслужил право хорошо провести время в свой отпуск, но когда вернёшься обратно, будешь старательно работать", на что Ребенок с готовностью кивает и обещает так и сделать.

Для того, чтобы иметь этот вид отношений, человек должен освободиться от внутреннего Родителя по той же самой причине, по какой он должен отделиться от реальных родителей. Так же как сексуальная интимность будет невозможна, если один из его живых родителей будет стоять в спальне - так же и духовная близость невозможна - пока за спиной стоит внутренний Родитель.

Поскольку Ребёнок свободен от Взрослой осторожности и Родительского критицизма, он испытывает чувство подъёма и осведомлённости. В этом автономном состоянии ему больше не требуется ни давать вещам имена, как этого обычно добивался Взрослый, ни отчитываться в своём поведении, как этого требовал Родитель. Он свободен отвечать прямо и спонтанно на то, что он видит, и слышит, и чувствует. Поскольку обе стороны доверяют друг другу, они свободно открывают друг другу свой тайный мир восприятия, опыта, поведения, не спрашивая ничего взамен, кроме возможности открываться без страха.

В отношениях близости каждая сторона возвращается к исходному наивному Детскому эго-состоянию, в котором она свободна от подобных Родительских запретов и Взрослых требований и может видеть, слышать то, что предлагает ей мир, в самом чистом виде. Главным препятствием для близости похоже, является критический Родитель, а после него нечестный Ребёнок.


Любовь - какой только смысл не вкладывали люди в это понятие: и дружба, и влечение, и привязанность, и близость. Мы уже рассмотрели, пожалуй, большинство из всех этих вариантов. Остаётся только сформулировать, что в идеале, любовь включает в себя лучшее из всех, рассмотренных выше форм отношений: уважение, восхищение, дружбу, включение, и конечно близость.

С точки зрения отношений, любовь - это Ребёнок напротив Ребёнка. И если в близости этот ребёнок видит вещи, как они есть, в своей первозданной красе, то в случае любви, он сам приукрашивает объект чувства, делая его для себя ещё более красивым, чем он есть на самом деле. Это соответствует сиянию, которое некоторые люди видят, приняв ЛСД. Наркотики существуют вместо людей, но люди лучше, чем наркотики.

Любовь вбирает в себя лучшие черты всех выше перечисленных отношений: в основе любви лежит близость, от дружбы любовь берёт принятие и взаимопомощь, от включения - сексуальное влечение.

Формы человеческих отношений (ЛП) - Берн Эрик

Формы человеческих отношений (ЛП) - Берн Эрик краткое содержание

Формы человеческих отношений (ЛП) - Берн Эрик - описание и краткое содержание, автор Берн Эрик , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что каждый индивид представляет собой три различные личности, каждая из которых тянет в свою сторону . так что удивительно, как вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. И разумеется в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны, он не получается, или по крайней мере, не получается как следует.

Читайте также: