Halo какая часть лучше

Обновлено: 03.07.2024

В 2019 году вышел сборник Halo: The Master Chief Collection, который наконец-то дал возможность PC-игрокам поиграть в классические выпуски серии. А в середине июля 2020-го он пополнился третьей частью. Зачем вообще нужны эти игры, некоторым из которых уже почти двадцать лет? Разбираемся на примере оригинальной трилогии, как играется франшиза Halo в 2020 году.

Halo 5: Guardians (2015)

Halo 5: Guardians (2015)

Казалось, Halo 4 удалось удержать серию на верном пути, с понятным врагом и внутренним конфликтом Мастер Чифа. Тем более странным выглядит практически полный отказ 343 от его истории и обращение к спартанцу Локку, новичку, пытающемуся привлечь Чифа к правосудию.

Именно в Halo 5: Guardians история пошла по другой дороге, и это не всегда к лучшему. Игру спасли разнообразный дизайн миссий и лучшие в классе графика и звук.

Здесь также был значительно изменен мультиплеер, появилось точное прицеливание и новые способности Спартанцев, влияющие на ход боя. Также был представлен новый масштабный режим «Зона конфликта» с техникой и персонажами, управляемыми ИИ, но исключение техники из других режимов сделало их неполноценными.

Что понравилось

  • Достойная некстгена графика. Ей после первых показов досталось, пожалуй, сильнее всего – и по впечатлениям от беты я совершенно не понимаю, за что. Отличная детализация, поразительные пейзажи, великолепное освещение и тени, а для моделей техники я просто не могу подобрать слов. Возможно, на прошлом поколении картинка будет похуже, но на Series X все просто идеально. А на более мощных ПК будет еще лучше.

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

  • Хороший звук. Даже в относительно простых наушниках я отлично отслеживал направление на стрельбу и отчетливо различал звук огня из разного оружия. А про саундтрек Halo не стоит и говорить – он, как всегда, великолепен, с неизменно спокойной, но эпичной главной темой.
  • Удобное управление. Несколько непривычное после основной серии Halo, но в очередной раз доказывающее – в шутеры на геймпаде играть можно. Хотя для самых закоренелых консерваторов клавиатура и мышь поддерживаются даже на консоли.

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

  • Стабильная работа серверов. Почти мгновенный матчмейкинг, полное отсутствие лагов и вылетов – то, что по идее должно быть нормой, после громких проблем многих мультиплеерных проектов вызывает чувство искренней благодарности. Надеюсь, наплыв игроков после релиза не испортит эту идиллию.
  • Динамичные и понятные игровые режимы. Никаких больше карточек со звездочками, внезапного появления виртуальных Ковенантов и прочих ненужных экспериментов. Захват и удержание точек в Strongholds и Total Control, сводящий олдскулы Capture the Flag, бесхитростный командный Slayer (кто там говорил, что deathmatch устарел?). Напомнило мне ныне почивший Unreal Tournament образца 2003-2004 годов. И да, это определенно хорошо.
  • Оружие, передвижение и карты. Halo всегда славилась тем, что в англоязычной прессе называют gunplay – реализацией оружия и стрельбы. И Infinite снова на высоте – пушки тут разнообразные, у каждой – свое предназначение, для каждой требуются свой подход, свои умения и своя тактика. Безупречная механика движения с прыжками и подтягиваниями идеально дополняется использованием крюка и, конечно же, продуманными картами (четырьмя для режимов 4 на 4 и одной для 12 на 12) со всеми этими будто бы случайно расставленными уступами и коридорами.
  • Персонализация и сезонный абонемент. В отличие от перегруженных ненужными примочками и кучей игровых валют мультиплеерных хитов, здесь все просто, удобно, стройно и интуитивно. Выбери цвет детали брони, покрась оружие или танк, купи в магазине дополнительные плюшки – в честь беты каждому участнику бесплатно дали по 3000 кредитов, и пусть вариантов их потратить было не так много, одно можно сказать точно – именно так должен выглядеть сезонный абонемент здорового человека.

Halo: Spartan Assault (2013)

Halo: Spartan Assault

Halo: Spartan Assault – это шутер с видом сверху, а не от первого лица, задуманный для мобильных устройств, и поэтому не такой глубокий, как его собратья на консолях и PC. Вы сражаетесь с Ковенантом в коротких миссиях, пользуясь оружием, гранатами и техникой, и несмотря на участие одного из важнейших персонажей Halo 4, игра не предлагает нам ничего интересного в плане истории серии или геймплея. Для игры на ходу сойдет, но порты для Xbox и PC не соответствуют стандартам серии.

7. Halo 5: Guardians

Halo 5: Guardians

А вот и она, дамы и господа: первая (и, надеюсь, единственная) кампания Halo, в которую попросту неинтересно играть в одиночку. Без всяких сомнений, Halo 5 была создана, чтобы вместе с вами в нее играли трое ваших приятелей. Сразитесь с одним из Стражей – разъяренным мини-боссом, которого можно ранить только сзади, пока ваши союзники отвлекают его, – и вы узнаете, какой утомительной может быть Halo 5, когда вы «наслаждаетесь» ей в одиночку.

Несмотря на то, что Microsoft вложила безумный бюджет в первую приличную Halo для Xbox One, все здесь кажется запутанным. Мастер Чиф вынужден разделять свою славу с новым протагонистом спартанцем Локком, Кортана – вроде бы злодейка, а вроде бы и нет, а управление игрой – плагиат Call of Duty (в Halo наконец-то появляется прицел) и Titanfall (обратите внимание на реактивные ранцы), который выглядит не совсем убедительно. Даже Warzone – достойный похвалы новый масштабный онлайн режим – кажется устаревшим после развивающегося шутера от первого лица Destiny. Halo 5 – не самая плохая видеоигра, но она несомненно очень себя дискредитировала.

Halo: Combat Evolved (2001)

Halo: Combat Evolved

Первая игра стала знаковой для целого поколения игроков, и на то была веская причина. Halo: Combat Evolved была одним из редких шутеров от первого лица с большим вниманием как к вселенной и сюжету, так и к качественной сетевой игре, поэтому порадовала оба типа игроков.

Кампания Halo начинается с экстренной эвакуации на заглавную планету-кольцо, которая быстро перерастает в историю о тайне, окружающей продолжающуюся войну с Ковенантом и похожим на зомби Потопом. Завершающаяся быстрым побегом последняя миссия – одно из наиболее захватывающих заданий в видеоиграх вообще.

Если одиночная кампания не для вас, можно было оценить великолепный локальный многопользовательский режим. Сражения на карте «Кровавое ущелье» с приклеиванием гранат и наездами на танках «Скорпион» могли продолжаться до утра. Halo: Combat Evolved была большим, чем самой важной игрой для Xbox – она стала самой Xbox. В 2014 году вместе с тремя другими играми серии первая Halo была переиздана с улучшенной графикой для Xbox One в составе набора Halo: The Master Chief Collection.

Будем играть?

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

Такой вопрос будет более корректно звучать именно касательно мультиплеера – потому что играть в кампанию Infinite наверняка будет едва ли не каждый владелец Xbox. И даже будучи преданным фанатом одиночного режима, скажу неожиданную вещь: пожалуй, мультиплеер Halo Infinite – это единственный мультиплеер, в который я буду играть всерьез. Возможно, куплю сезонный пропуск. И настоятельно рекомендую всем хотя бы попробовать.

Судя по тому, что показали в ходе беты, нас ждет динамичный и в хорошем смысле этих слов бесхитростный и олдскульный шутер. Вдобавок, мультиплеер будет бесплатным даже без Game Pass. Так что ждем 8 декабря – и увидимся в прицеле!

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

Halo является одной из самых потрясающих серий шутеров, и не зря: игры действительно чертовски хороши. Сложно забыть тот момент, когда вы впервые увидели название Combat Evolved, или те ночи, что вы провели, пробираясь с тремя товарищами через легендарную Tsavo Highway в Halo 3. А как насчет награды ‘Killimanjaro!’ на Last Resort во время жаркой онлайн схватки (мы очень надеемся, что вы получили ее) или насчет любви к тем выдающимся саундтрекам?

Теперь, после выхода Halo Wars 2, у серии появилось девять основных релизов. У всех есть свои фавориты, но с таким выбором высоко оцененных игр, мы должны спросить: «какая их них лучшая?» Читайте дальше, чтобы посмотреть, как мы оценили каждую из игр Halo и составили рейтинг от худшей к лучшей, и постарайтесь мысленно не прикреплять к нам плазменную гранату, если вы не согласны с нашей оценкой…

3. Halo: Combat Evolved

Halo: Combat Evolved

Один из самых важных шутеров всех времен. Всё. Halo мгновенно сделала Xbox заслуживающей доверие игровой платформой сразу после выхода, и остается лучшей игрой запуска. Нет, конечно, она не идеальна – Библиотека, наполненная Потопом, была даже ужасна – но Combat Evolved только развивала тот фундамент, на основе которого будут созданы будущие версии Halo. Первую миссию игры, где вы вступаете в схватку с Ковенантом, часто имитировали, едва ли улучшив (да, спустя 14 лет), но она все еще покрывает ваше тело мурашками. История, хоть и немного затянута, остается интересной, а геймплей, отличающийся безупречной простотой и подвижностью, оставался таким на протяжении многих лет.

На самом деле, упомянутая подвижность и очень плавная стрельба сформировала основу для последней космической оперы Bungie – Destiny, у которой перед Halo: CE есть должок. Юбилейное издание CE улучшило визуальные эффекты, оставив большинство других элементов нетронутыми. С одной стороны, это хорошо, с другой – не очень. Хорошо, потому что с вражеским ИИ так же весело сражаться, как и в 2001. Плохо, потому что Библиотека все еще существует, да и оружие, сохраняя красивую и губительную простоту, кажется ограниченным современными стандартами Halo. Несмотря на все недостатки, Halo: CE остается прекрасной игрой, изменившей жанр FPS навсегда, и она до сих пор достойна того, чтобы в нее поиграть.

Шутка, повторённая трижды

Если первые две игры были доступны ПК-геймерам, то третья в своё время обошла компьютеры стороной. У Halo 2 был открытый финал, и теперь те, у кого никогда не было Xbox, наконец могут узнать, чем закончился трёхсторонний конфликт человечества, Ковенанта и Потопа — Halo 3 вышла на ПК в составе Master Chief Collection. Разработчики не стали ничего менять в геймплее и просто улучшили то, что уже прекрасно работало: новое оружие, новые гаджеты (например, прозрачный щит-барьер Ковенантов), ИИ противников по ощущениям, стал ещё умнее.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В завершении трилогии (в следующих играх на арену выйдет новый враг) Чифа и Арбитра наконец свели в одной команде. К тому же, в Halo 3 впервые появился кооператив на четверых игроков — проходить кампанию плечом к плечу с друзьями гораздо интереснее, чем в одиночку; некоторые уровни довольно трудно осилить без сплочённой команды. Ещё студия хорошенько поработала над Потопом: воевать с зергоподобными паразитами теперь не в пример сложнее, чем раньше; уровень внутри улья так и вовсе стал одним из ярчайших моментов игры. А для фанатов сетевой игры приготовили редактор карт Forge, который и по сей день хвалят за гибкость и удобство.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В остальном это, в очередной раз, та же самая игра, что и в 2001 году, — и это ни разу не плохо. Только техническая сторона расстраивает. Не могу судить наверняка, так как не играл в консольную версию, но графика, похоже, совсем не изменилась, — Halo 3 смотрится хуже, чем старшие собратья. Плюс есть странные проблемы со звуком — щелчок при перезарядке оружия будто бы приглушён, что поначалу слегка сбивает с толку. Ну и в целом, конечно, для кого-то может стать серьезной проблемой, что ему в третий раз впихивают, по сути, ту же самую игру. Просто знайте, что, если вам не нравятся первые две части игры, — вряд ли понравится и третья.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В Halo 1-3 современному игроку безусловно может чего-то не хватать. Прокачки, крафтинга, открытого мира, «королевской битвы»… С другой стороны, в них нет ничего лишнего. Всё на своём месте, всё работает, как часы даже спустя больше десяти лет. И теперь трилогию можно пролететь одним махом — что я вам и советую сделать.

Серия Halo – не просто одна из важнейших серий шутеров всех времен, но и франшиза, которой удалось спасти целую платформу. В ранние годы у первой Xbox не было достойной библиотеки игр.

С такими скучными эксклюзивами, как Blinx: The Time Sweeper и Fuzion Frenzy консоль практически незачем было покупать – пока не появилась Halo: Combat Evolved. Первая игра линейки открыла дорогу бесчисленным книгам, игрушкам, телесериалам и, конечно же, продолжениям.

Вот наш взгляд на все игры этой серии.


Warframe – захватывающее космическое приключение, где вам и вашим друзьям, в роли древних воинов Тенно, предстоит сражаться с врагами по всей Солнечной системе. Все это – с очень красивой графикой и совершенно бесплатно

Halo: The Master Chief Collection (2019)


Что не понравилось

  • Недоработки в локализации – Infinite уже успела получить свою долю геймерской ярости за отсутствие русской озвучки, но пока полностью не переведен даже текст. Большая часть игры на русском, и качество перевода в целом нареканий не вызывает, но в некоторых местах проскакивают англоязычные названия достижений, игровых режимов или текстов новостей. Надеюсь, к релизу это поправят, потому что подобное не пристало даже фанатским локализациям.
  • Мелкие технические баги – черные экраны статистики, просвечивающая через дверь нога персонажа, перепутанные местами названия команд и прочие вроде бы несущественные и совершенно не мешающие играть, но достаточно обидные мелочи. Конечно, такие вещи вполне оправданы статусом беты, так что сказать можно только одно – ждем релиза.

8. Halo Wars

Halo Wars

Даже сложно поверить, что Halo Wars является частью флагманской серии Microsoft. Во-первых, в ней есть только рядовые работники ККОН, и никакого упоминания о Мастере Чифе. Но, возможно, важнее то, что игра даже отдаленно не напоминает шутер от первого лица. Студия Ensemble Studios, создавшая такую классическую стратегию для ПК, как Age of Empires, взяла огромное количество инопланетян, оружия и транспорта из Halo и поместила все это в стратегию в реальном времени, выпущенную эксклюзивно для консоли – все равно, что смешать нефть и воду. В итоге игра стала невоспетой классикой серии.

Halo Wars позволяет вам построить свою базу, улучшить сооружения и собрать легион солдат, «Вепрей» и «Пеликанов», чтобы разрушить армаду Ковенанта. Но вместо того, чтобы увязнуть в меню и статистиках, Halo Wars упрощает для Xbox 360 весь процесс, сохраняя быстрый темп, свойственный Halo. Игра, может быть, не отличается большим количеством возможностей, что свойственно более сложным современникам на ПК, но если вы хотите оторваться от разглядывания ствола Штурмовой винтовки MA5, Halo Wars представляет уникальное видение культовой франшизы.

Halo 2 (2004)

Halo 2

Bungie могла сделать продолжение Halo: Combat Evolved по накатанной, и это вполне бы удовлетворило фанатов. Но студия замахнулась на еще более амбициозную игру, повествующую о гражданской войне между лидерами Ковенанта.

Почти половину игры вы управляете Мастер Чифом, но другую половину играете за элита-Ковенанта, известного как Арбитр. Это позволяет игрокам по-новому взглянуть на конфликт и на то, кто в конечном итоге виноват в его продолжении.

Возможно, Halo 2 стала для Xbox даже более знаковой, чем первая часть, потому что в ней впервые использовался сервис Xbox Live. Благодаря силе Интернета геймеры получили возможность убивать друг друга по всему миру, и этот бой продолжается до сих пор. Игра также была переиздана в составе Master Chief Collection.

9. Halo Wars 2

Ответь честно на один вопрос. Тебе действительно нужна еще одна стратегическая игра Halo в реальном времени? Скорее всего, нет, верно? Ну да ладно, у тебя все равно есть одна, чемпион! В защиту Halo Wars 2 можно сказать, что одно у этой игры получилось идеально: это RTS, которая реально хорошо работает с геймпадом. Оригинальная история – одна из тех немногих игр этого жанра, в которую комфортно играть на консоли, а ее сиквел искусно развивает систему управления, даря вам стратегию, для которой не нужна мышь и клавиатура, хотя версия для ПК поддерживает их.

Новые элементы управления делают ведение сражений более искусным делом, а разделение вашей армии на отдельные группы приводит к многозадачному и эпическому убийству инопланетян. История, которую создала Creative Assembly, тоже довольно приличная, а в великолепных кинематографических роликах от Blur Studio заметно использование большого бюджета. Да и такие шалости, как новый режим «Блиц» также достойны похвалы: рекрутирование больших армий ККОН путем создания колод карт – очень интересный поворот в формуле RTS. Halo Wars 2 может продолжать в том же духе и заполнить пробел на рынке, который, возможно, в этом не нуждается, но стратегия из нее получилась отличная.

Предтечи успеха

Началось всё с того, что разработчики Алекс Серопян и Джейсон Джонс создали небольшую компанию Bungie Software Products Corporation, чтобы делать софт и скромные игры вроде головоломки Minotaur: The Labyrinths of Crete. В 1993 году они разработали эксклюзивный для «макинтошей» шутер Pathways into Darkness. Игра стала довольно успешной, что позволило Серопяну и Джонсу увеличить коллектив и переехать в новую студию. Там они в атмосфере, напоминающей студенческую общагу, сумели как-то разработать культовый шутер Marathon, принёсший им неплохие дивиденды. В нём уже были кое-какие механики, которые в будущем станут характерной чертой Halo. Получение информации о мире через спрятанные дневники и компьютеры, многоуровневые карты и перезарядка силового щита в дополнение к основной полоске здоровья.


Фирменные серые коридоры, за которые Halo любят и ненавидят, тоже стали фишкой Bungie задолго до её флагманского проекта

Изначально Marathon должна была стать продолжением Pathways into Darkness, но от мистики студия перешла к фантастике и инопланетянам. Примерно та же история случилась и с Halo: из неё хотели сделать стратегию и одновременно сиквел другой успешной IP студии — Myth (в итоге третью часть отдали на разработку другой компании). А шутером она стала и вовсе по счастливой случайности. Однажды Джонс и Серопян увидели, как Маркус Лейто, арт-директор студии, в технической демке «прицепил» камеру к едущему на Warthog’е пехотинцу. Им это так понравилось, что они решили попытаться перестроить механику и сделать шутер от первого лица, вернувшись к концепции Marathon. На Е3 1999 года игру представлял лично Стив Джобс, в 2000-м Microsoft приобрела Bungie, а игра стала временным эксклюзивом для Xbox.


Из палаты мер и весов

Среди прочего, именно в Halo появилась механика, на долгие годы ставшая эталоном для консольных шутеров — энергетический щит, который постепенно восстанавливался после небольшого «отдыха» в укрытии. Это заметно увеличивало динамику игры: вкупе с умными врагами и дефицитом аптечек (обычное здоровье, в отличие от щита, не восстанавливалось автоматически) механика позволяла рисковать и оставаться в схватке до последнего. Даже если игрок ошибся и получил урон, ему не надо было потом долго бегать по уровню, чтобы пополнить здоровье.



Играя в первую и вторую часть через Master Chief Collection, нажатием Tab можно переключить обновлённую графику на оригинальную и посмотреть, какой большой труд проделали художники

Вообще, многое из того, что в современных шутерах принимается как данность, в Halo появилось впервые. Но как оно ощущается сейчас? Если вам довелось пройти игру до переиздания и вы хотите просто освежить воспоминания, то волноваться не о чем. В наборе Master Chief Collection разработчики заметно подтянули графику первых частей. Они и до этого смотрелись неплохо, а теперь некоторыми пейзажами можно без шуток любоваться.

Если же вы только начинаете знакомство с серией, то тем лучше. Первая Halo по-прежнему способна удивить даже самых искушённых игроков — геймдизайн и работа над ИИ прошли проверку временем. Благодаря им каждая новая перестрелка действительно не похожа на предыдущую. Хрюки трусливо жмутся к Элитам и подленько стреляют по игроку из-за угла, но стоит отвернуться — и какой-нибудь смельчак точно пальнёт вам в спину. Хитрые Шакалы, в случае чего, могут разделиться: часть будет вести огонь на подавление, а остальные попытаются обойти вас с флангов. В конце концов, иногда Ковенанты сражаются с Потопом без вашего участия; можно не подставляться зазря и пройти мимо — пускай себе воюют.

И вот таких ситуаций — вагон и маленькая тележка. На высоких уровнях сложности Halo в принципе не прощает ошибок; во времена, когда ААА-блокбастеры ведут игрока за ручку, подобного игрового опыта очень не хватает.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

1. Halo: Reach

Halo: Reach

Halo: Reach представляет собой вершину мастерства Bungie в серии Halo. Графика по-прежнему держится на уровне, благодаря сильному художественному управлению, каждое движение опьяняет, каждое оружие наносит серьезный урон, а темп кампании – лучший способ изложения истории, позволяющий игре выделиться из всей серии. Reach смело экспериментирует с устоявшейся механикой и увлекает своих игроков так, как до этого не делала ни одна Halo. И не заставляйте нас рассказывать про неизбежное и самоотверженное заключение.

Кастомизация вашего спартанца становится кропотливым и личным переживанием, позволяя вам ступить на зыбкую почву создания образа, который бы идеально подходил под ваш стиль игры. Режим Invasion предлагает вам асимметричный мультиплеер, который делает матчи захватывающими и непредсказуемыми. Вы можете провести бесконечные часы в режиме Firefight, который поддерживает матчмейкинг и разнообразие карт. Ежедневные и еженедельные задания заставляют игроков менять стили игры и пробовать что-то новое. Самые увлеченные игроки получают достижения, которые ощущаются, как медали почета. Режим «Театр» и возможность обмена файлами позволяет легко записывать и делиться вашими самыми невероятными, впечатляющими или просто глупыми моментами. Halo: Reach стала прощанием Bungie с серией, и это худшая нота, на которой мы могли бы закончить.

Halo 3: ODST (2009)

Halo 3: ODST

Halo 3: ODST, автономное дополнение к Halo 3, стала первой игрой серии, главным героем которой не был Мастер Чиф. Игрок управлял бойцом элитного подразделения Ударных Войск Орбитального Десантирования, разбираясь в таинственных событиях в Новой Момбасе.

Игра отличается от других шутеров и уделяет больше внимания тактике, чем повсеместному хаосу, но здесь хватает старого доброго уничтожения инопланетян, к которому мы привыкли. В ODST не было собственного сетевого режима и использовался режим Halo 3, но добавлялись новые карты и режим «Перестрелка», присутствующий в последующих играх.

4. Halo 3: ODST

Halo 3: ODST

ODST даже не дает вам играть за Спартанца, но эта игра занимает достойное место в этом списке, как яркая и важнейшая часть наследия Halo. Вы получаете другой взгляд на битву против Ковенанта. Вы не являетесь непобедимым, генетически измененным солдатом – вы обычный парень, который, вероятно, спустился в местный офис вербовки и устроился на работу в ККОН. Поэтому вы не можете прыгать так высоко, переживать столько мучений или использовать два оружия, как Чиф. Хотя, какая разница? Эти недостатки просто выделяют ODST из толпы игр со сверхлюдьми.

Halo 3: ODST представляет собой захватывающую историю, в которой сочетаются открытые перестрелки и детективный стиль повествования. Ваш персонаж, «Новичок», отделяется от своего отряда и теряет сознание. Когда он приходит в себя, он вынужден собирать по кусочкам события, повлекшие за собой ударную волну после опасного гиперпрыжка корабля Ковенанта над городом Новой Момбасой. Кампания искусно связана с историей Halo 3, делая ее очень важной, если вы захотите идти в ногу с повествованием. ODST – это самая, что ни на есть старая игра Halo, а набор разбросанных по запоминающемуся городу сюжетных линий, которые вы можете выполнять в любом порядке, делает эту игру, возможно, самой смелой во франшизе.

5. Halo 4

Halo 4

Смотреть, как студия перенимает серию от ее создателей, всегда сложно, но 343 Industries сделала это процесс еще более тяжелым. Bungie стала фактически The Beatles в мире разработки игр, когда попрощалась со своим культовым научно-фантастическим шутером. Halo 4 могла бы стать лучшей игрой и была обременена необоснованными завышенными ожиданиями. Конечно, этот довольно слабый перезапуск серии – не лучшая игра всех времен, это просто очень хороший шутер. Но погодите, это все еще можно считать хорошим достижением.

Кампания Halo 4 отличается умным дизайном уровней, чем не славилась Bungie, у которой была привычка создавать большие пространства, где легко можно было потеряться. Здесь нет ничего от Halo: Библиотеки CE или Наводнения Halo 3 – Потопа вообще нет, что сделало игру, по сути, первой пронумерованной Halo, в которой не было самого раздражающего врага серии. Нужно было стараться лучше, чтобы переманить поклонников COD – кнопка бега в Halo все еще полнейшая ересь – но нет никаких сомнений в том, что это одна их самых великолепнейших игр, когда-либо попадавших в Xbox 360.

Всё решают кадры


Игра разошлась тиражом в почти 8,5 миллионов копий — абсолютный рекорд для первого Xbox. Но релиз на ПК, состоявшийся три года спустя, разочаровал многих. На то были причины: слабая графика при непомерно высоких системных требованиях, десятки багов и навязанная Microsoft эксклюзивность для Windows Vista, которая, мягко говоря, мало кому пришлась по вкусу.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Но под всеми этими проблемами, к счастью, кроется по-прежнему отличная игра. Сюжет стал еще размашистее: Чиф отбивает нападение Ковенантов на Землю, только чтобы увидеть, как Потоп, случайно выпущенный в первой части, становится реальной угрозой для всего живого. Причём увидеть эти события можно и с перспективы Ковенантов, потому что играбельных персонажей в Halo 2 двое: Мастер Чиф и инопланетянин Арбитр. Так Bungie попыталась лучше раскрыть основных антагонистов серии: из безликой угрозы пришельцы превратились в полноценную сторону конфликта, со своей мотивацией и предысторией.


Геймплейно Арбитр почти не отличался от Чифа, но возможность взглянуть на противостояние с его точки зрения — это хороший ход

В остальном Halo 2 осталась верна принципам, заложенным в первой части, но стала больше, красивее и богаче на возможности. Арсенал оружия расширился, и теперь некоторые стволы можно было брать в обе руки. Шкала здоровья исчезла, остался лишь энергетический щит — следовательно, аптечки канули в лету, что ещё сильнее укрепило механику регенерации здоровья в консольных шутерах. В итоге сиквел по состоянию на 2020 год играется не хуже, а местами даже лучше первой части — она масштабнее и динамичнее. Кто-то может сказать, что отсутствие кардинально новых идей — верный признак плохой игры, но не в случае Halo.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Halo 4 (2012)

Halo 4

343 Industries получила невозможную задачу создать новую часть Halo, когда разработчик первых частей, Bungie, прекратила работу над серией. Все усложнялось тем, что Halo 3 стала логичным завершением истории Мастер Чифа.

Но оказалось, что сага Катализатора еще о многом может рассказать, и в Halo 4 ветеран-спартанец приземляется на таинственной искусственной планете, где ему предстоит столкнуться с Ковенантом и с новым врагом – Прометейцами. Кампания огорчала однообразной структурой, но ей удачно удалось показать неизвестную ранее человеческую сторону Джона-117.

Под явным влиянием Call of Duty, в Halo 4 студия 343 изменила подход к многопользовательской игре, позволив игрокам выбирать стартовое оружие. Это казалось крамольным, но отличный дизайн карт и сражения на машинах обеспечили игре любовь даже тех геймеров, которые обычно не играли в сетевые игры.

Sandbox до начала времён

Сюжет первой части уже тогда поражал воображение своим размахом — как минимум по меркам шутеров. В XXVI веке люди ведут отчаянную борьбу с Ковенантом, союзом инопланетных рас, который жаждет полностью уничтожить человечество. Корабль Pillar of Autumn с Мастером Чифом на борту находит загадочную планету-кольцо Halo — священный объект для Ковенантов. На деле же оказывается, что планета — это супероружие, призванное спасти галактику от межпланетных паразитов.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Богатый лор — одно из самых значимых достоинств игры, но большинство любят творение Bungie, в первую очередь, за отточенный геймплей. С виду Halo мало чем отличается от прочих шутеров, но для 2001 года она предлагала немало новшеств. Прежде всего, авторы вывели ИИ врагов на новый уровень: у каждой разновидности Ковенантов были свои повадки. Пугливые коротышки Хрюки разбегались, если рядом с ними кого-то убивали, гордые Элиты могли разозлиться и побежать в рукопашную, если стрелять по ним слишком агрессивно, а Потоп, те самые паразиты, просто пёрли на игрока бесконечным потоком биомассы.


Охотники — ещё один фирменный враг серии Halo, главная головная боль всех игроков. Схватка с несколькими из них сразу часто оборачивается испытанием на прочность и меткость

Но интеллект — это ещё не всё. До Halo никто не делал таких красивых открытых пространств, которые игроки тут же окрестили «песочницами»: не в привычном нам понимании sandbox-игр, но близко к ним. Есть уровень, разделённый на условные зоны (например, долина переходит в закрытые помещения, которые ведут на пляж), и есть конечная цель — как правило, захватить что-то, отбить что-то или дёрнуть нужный рубильник. Как и в каком порядке вы к этой цели придёте — дело ваше. Можно ринуться в самое пекло с автоматом наперевес; можно разыскать снайперскую винтовку и зачистить местность издалека; а можно попробовать выбить пилота из вражеской техники и ворваться в форт на трофейном танке с плазменными пушками.


Снайперская винтовка в Halo — оружие ультимативное. Каждый патрон лучше беречь, как настоящее сокровище

Halo: Reach (2010)

Halo: Reach

После выхода Halo 3 и Halo 3: ODST казалось, что Bungie готова прекратить работу над серией. В дальнейшем так и произойдет, но студия выпустила еще одну игру. Halo: Reach, непосредственная предыстория первой части, была скорее трагедией, чем историей победы, но на момент выхода ее кампания была одной из наиболее сильных в серии. Жертва команды «Ноубл» и «остекление» заглавной планеты Предел создало завязку для собственной истории Мастер Чифа, и мы никогда не забудем последние моменты тщетного сопротивления превосходящим силам Ковенанта.

Сетевая игра в Halo: Reach также отличалась от предшественников, предоставляя возможность индивидуальной настройки специальных способностей костюма, которые значительно влияли на ход матча. Блокировка брони могла сделать вас временно невосприимчивым к урону и даже способным уничтожить танк. А проработанный режим редактирования «Кузница» позволил игрокам создавать собственные карты и режимы. Кто не любит Грифбол?

Немного о мультиплеере Halo Infinite

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

Я более чем уверен, что ни Halo Infinite, ни серия Halo в целом в представлении не нуждаются. Однако, у нас ее традиционно ценят в основном за эпический сюжет одиночной кампании. Складывается предубеждение против шутеров на геймпаде и большая популярность конкурирующих серий и платформ.

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

Но оба «вылета» – так, по-военному, назывались этапы открытой беты – оказались посвящены мультиплееру. Изголодавшиеся фанаты Halo получили возможность сразиться в трех режимах на пяти картах, а также отточить свои навыки в тире и в боях с ботами. Мне удалось попасть на второй «вылет», и после неудачного опыта в Halo 5 я знал – каким бы ни был опыт в кампании, в мультиплеере ты все равно необстрелянный новобранец.

Впечатления от ОБТ Halo Infinite

Так и получилось. Но в отличие от запутанной Halo 5, здесь я уже после пары сражений быстро разобрался, что к чему, и даже проникся. Во втором «вылете» беты к режимам 4 на 4 добавились сражения больших команд 12 на 12 с применением техники – и это оказалось просто безумно здорово, особенно если хоть немного координировать действия.

Halo 3 (2007)

Halo 3

«Закончите бой». Слоган Halo 3 врезался в сознание фанатов за несколько месяцев до выхода игры. Она стала кульминацией многих лет накопления сил и конфликтов, и война человечества с Ковенантом, наконец, подошла к какому-то завершению.

Bungie не подвела, создав одну из самых эмоциональных и напряженных кампаний во всей серии, хотя с менее целостными миссиями, чем любая из предыдущих игр. Мы бы вполне справились и без моментов с Грэйвмайндом.

Многопользовательский режим Halo 3 вызывал черную зависть владельцев PlayStation 3 и Wii. Он заимствовал хорошо отработанную систему у двух первых игр, с добавлением нового оружия и отличным подбором карт. Однако, его успех был слегка подорван с выходом Call of Duty 4: Modern Warfare менее чем два месяца спустя, и эта конкуренция серий продолжается до 2019 года.

2. Halo 3

Halo 3

Лучшая когда-либо существующая многопользовательская игра, которая, возможно, такой и останется. Да, мы это сказали. Забудьте про Mario Kart, Goldeneye или Timesplitters 2. Мультиплеер Halo 3 невероятен. НЕВЕРОЯТЕН. Если вы когда-либо собирались со своими приятелями, чтобы сыграть жизнеутверждающие захватывающие бои насмерть два на два на Guardian, вы знаете, о чем мы говорим. А если из этого предложения вы ничего не поняли, не теряйте времени, приобретайте Halo: The Master Chief Collection, собирайтесь с тремя друзьями и сразу же побалуйте себя самыми сочными боями (на лучших многопользовательских картах).

Кампании также не очень плохие. Действие происходит в классическом стиле Halo во времена ее расцвета, сопровождается превосходной перестрелкой, разрушением транспорта и кооперативными моментами, которые все еще ярки в нашей памяти – помните битву со «Скарабеем»?

В ожидании: Halo Infinite (2021)

Halo Infinite

Релиз Halo Infinite состоится в декабре 2021 года.

Играю больше 20 лет, переводчик и редактор первого российского издания Книги рекордов Гиннеса для геймеров 2008 года. Множество сопутствующих интересов, от оружия и военной техники до фэнтези, гаджетов и железа. Большой поклонник классических RPG, но всегда открыт чему-то новому, особенно если в нем есть хоть что-то, помимо собственно новизны.

Несмотря на непростую судьбу Halo Infinite, которая так и не вошла в стартовую линейку Xbox Series, дата выхода игры неумолимо приближается. И в ожидании продолжения любимой многими геймерами серии мы не смогли пропустить возможность поучаствовать в открытой бете проекта.

  • Разработчик: 343 Industries
  • Издатель: Xbox Game Studios
  • Дата выхода: 8 декабря 2021 года

Halo Wars (2009)

Halo Wars

Прежде чем стать всем известным и любимым шутером от первого лица, первая Halo задумывалась как стратегия в реальном времени. В 2009 году эти наработки вдохновили Ensemble Studios на создание Halo Wars.

Halo Wars, события которой происходят значительно раньше других игр серии, рассказывает историю корабля «Дух огня», ведущего бой с Ковенантами. Вы можете управлять не только Спартанцами, но и морпехами, орбитальными десантниками и техникой, благодаря чему игра стала одной из самых напряженных в серии.

Кроме того, Halo Wars стала одной из первых стратегий в реальном времени, где успешно использовался геймпад. Управление было облегчено, и Halo Wars по сравнению со своими современниками на PC выглядела более простой, но показала истинный потенциал серии Halo.

6. Halo 2

Halo 2

Игра, которая обратила внимание на Xbox Live. Оглянувшись назад, вы можете поворчать на те непримечательные миссии Арбитра в кампании, но нет смысла отрицать, что Halo 2 имеет один из самых важных онлайн режимов всех времен. Несмотря на то, что игре нужен был патч одного дня (уже тогда), многопользовательский режим Halo 2 является знаковым в истории Xbox Live, привнеся в уникальные бои Bungie широкий набор элементов матчмекинга, кастомизацию, навыки, а также практически все характерные черты, которые мы ждем от онлайн игр сегодня.

Онлайн стычки Halo 2 оказали существенное воздействие на Xbox, а весьма важный режим почти перекрыл неуверенную кампанию, переполненную линейным пространством, раздражающими перестрелками и дешевыми «ага, попался!» моментами. Сюжет довольно умно вплетается в первые события игры, как искра, которая разжигает гражданскую войну в Ковенанте, но зрелище постоянно оставляет желать лучшего. По крайней мере, музыка О’Доннелла феноменальна.

Halo: Spartan Strike (2015)

Halo: Spartan Strike

Из-за прохладного приема Spartan Assault на консолях Microsoft решила не выпускать ее продолжение на Xbox совсем. Это прискорбно, потому что Halo: Spartan Strike гораздо интереснее.

Вид и основы геймплея Spartan Assault сохранились, но благодаря Прометейцам и большему разнообразию местности Spartan Strike стала более амбициозной игрой, достойной называться Halo. К сожалению, она больше не доступна на iOS, но ее еще можно купить в Steam.

Halo Wars 2 (2017)

Кто же знал, что «Дух огня» будет так важен спустя десятилетия после своей первой миссии. В Halo Wars 2, события которой происходят после Halo 5, экипаж корабля вновь оказывается в самой гуще конфликта с новым врагом – Изгнанниками, а последствия противостояния могут затронуть целую звездную систему.

Halo Wars 2 со своим вниманием к различным элементам вселенной Halo и связью с главной историей понравится давним фанатам серии, но в ней нет практически ничего нового. Простая стратегия в реальном времени фактически не поменялась, за исключением нескольких новых многопользовательских режимов.

Читайте также: