Дот миллионный координаты

Обновлено: 04.07.2024


И снова дорога нас позвала. На этот раз маршрут одного дня пролегал по объектам Линии Маннергейма.

Конечно охватить одним днем все объекты Линии Маннергейма просто не реально, да и не стояло такой задачи. Маршрут рассчитывался на однодневную поездку с семьей несколькими экипажами. Этого времени было достаточно осмотреть три укрепрайона этой оборонительной линии, построенными финнами в период 20х-30х годов XX века.

Итак, Линия Маннергейма – это оборонительный рубеж, расположенный на Карельском перешейке, протяженностью 135 км, который полностью пересек весь Карельский перешеек — от Финского залива и до Ладожского озера. С запада оборонные коммуникации проходили частично по равнинной, а частично по покрытой холмами местности, прикрывая собой проходы между многочисленными болотами и небольшими озерами. На востоке линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, которая сама по себе являлась серьезным препятствием. Таким образом, в период с 1920 по 1924 год финнами было построено более полутора сотен долговременных военных сооружений. Сейчас она представляет собой множество бункеров, взорванных и усеянных следами от снарядов, рядов каменных надолбов, вырытых траншей и противотанковых рвов – все это неплохо сохранилось, несмотря на то, что прошло уже более 70-ти лет.

Вот в поисках этих разрушенных объектов мы и решили провести один из выходных дней. Как оказалось мы провели время не только интересно, но и познавательно.
Встретившись на Приморском шоссе мы отправились на поиски объектов укрепрайона "Инкеля" (Inkilä).
Для начала мы решили отыскать ДОТы INK №6 и INK №7. Добраться до этих двух ДОТов совсем не сложно. Нужно просто ехать по трассе А123 в сторону Приморска, не доезжая до него примерно 15 км, почти сразу после поворота к деревне Лужки будет мост, а после него, рядом с дорогой — оборонительные сооружения. Скорее всего, дорога тут была и 70 лет назад, ее и защищали конкретно два этих бункера.

Первым объектом стал ДОТ INK №6. Он располагается сразу за мостом справа на возвышенности и хорошо просматривается с дороги.
Сейчас весьма непросто понять, что же из себя раньше представляли эти развороченные куски бетона. Но в то время это был пулеметный ДОТ, вооружение — 3 пулемета. Три боевых каземата были защищены четырьмя слоями бронеплит каждый.


Переходим дорогу ко второму ДОТу — INK №7
Вот он, зарастает мхом потихоньку.


Тут же можно увидеть линию противотанковых надолбов (еще в литературе встречается название "Зубы дракона"), которые вырубались из гранита и вкапывались в землю в несколько рядов.


ДОТ INK №5. Вернувшись на развязку Приморского шоссе нужно проехать через поселок Лужки 5,7 км. Влево пойдет грунтовая дорога. Нам по ней 2км. и справа метров в 50 будет ДОТ.
Пулеметный ДОТ фланкирующего огня, вооружение — 2 пулемета. Фронтальные стенки в казематах были из вертикальных бронеплит, впоследствии сняты. Южный каземат уничтожен полностью, а крышу завернуло. Северный разрушен, но меньше.


Для того, что бы найти ДОТы INK №4 и INK №3 мы снова вернулись на асфальтовую дорогу, по которой ехали от Приморского шоссе и повернув налево проехали по ней на север 240 метров. Снова поворот налево по грунтовке около 1 км 400 метров. Слева и справа находятся эти два ДОТа.


Земля вокруг ДОТов просто изрезана линиями окопов:


Таким образом, после осмотра ДОТов INK №4 и INK №3 не охваченными из укрепрайона "Инкеля" остались два дота INK №1 и INK №2.
Располагаются они (исходя из найденной на просторах инета информации) западнее н.п. Рябово на расстоянии 600-700 метров между ними. По той же информации ДОТ INK №1 полностью разрушен и особого интереса не представляет, а вот одноамбразурный INK №2 был в не сильно разрушенном состоянии и можно было даже осмотреть его внутренности. Из описания, что я нашел в инете следовать надо было до н.п. Рябово, после переезда проехать до конца н.п. Рябово и свернуть к железнодорожному полотну. Там оставив машины перейти полотно и следовать чуть больше километра в пешем порядке. Исследовав имеющийся подручный материал (точными картами это назвать можно с трудом) мы приняли решение зайти с запада и двинулись дальше по той же грунтовке, по которой доехали до ДОТов INK №4 и INK №3.

Проехав 2,5 километра мы остановились на развилке Урочища Морское, сверить наше положение и выбрать одно из трех направлений. Пока мы тщетно пытались поймать интернет слева показался кортеж из трех ревущих по грязи джипов. Как оказалось в последствии это были финны из клуба "Easten OFF-Road". Позитивненько побеседовав и сделав несколько памятных фото, глядя на их машины — мы поняли — налево нам точно не надо!


Так же из беседы мы уточнили, что наше направление было верным — выбрать правый отворот и карабкаться в горку. Туда же, ревя моторами, и сквозонули наши новые знакомые.


Исходя из полученной от финнов информации и кризиса в стране, который сильно отразился на наших финансовых возможностях, которые были бы необходимы для "ремонта в случае чего" — мы решили поберечь наши машинки и не прорываться дальше вперед, что бы возвращаться этим же путем обратно. Так как если прорываться вперед и возвращаться этим же путем мы могли до вечера, а хотелось посмотреть еще много. Так что не пинайте сильно…

Укрепузел «SUMMAKYLA» оказался на самом острие главного удара Красной Армии в ходе финской войны 39-го года. Здесь, у высоты 65,5 и высоты "Язык", и
развернулись наиболее драматические страницы Зимней Войны. Основные бои шли в р-не с. Каменка — с. Гаврилово. Укрепузлы, оборонявшие этот район
Карельского перешейка называются "Суммакюля" и "Суммаярви".

В силу разных обстоятельств этот район в финскую войну оказался на линии главного удара Красной Армии. И таким образом, эти два укрепузла сыграли
основную роль во всей финской обороне. Населенных пунктов Сумма и Хотинен, названия которых часто встречаются в разных текстах, не сохранилось – стерты артиллерией. Очень многие деревни были полностью разрушены во время военных действий. Здесь же и была прорвана линия Маннергейма. Укрепузел "Суммаярви" удерживал непрерывные каждодневные атаки Красной Армии в течении 2,5 месяцев. Интенсивность боевых действий на этом небольшом участке была самой большой во всей войне. Получилось, что этот трехкилометровый укрепузел стал ключом ко всей линии Маннергейма, да и ко всей Зимней Войне. 11 февраля 1940 года укрепузел "Суммаярви" перестал существовать. Первым пал ДОТ "Форт Поппиус" на высоте 65,5, затем ДОТ "Миллионный" на высоте "Язык". Захваченные ДОТы сразу же подорвали. Дорога на Финляндию стала открытой. В образовавшееся окно хлынули наступающие дивизии Красной Армии. Дальнейшая оборона на других укрепузлах линии Маннергейма стала бессмысленной и финны оставили свои укрепления и отошли на запасные позиции ближе к Выборгу. Основная полоса линии Маннергейма пала.

Именно поэтому мы и стремились посетить этот район.
Выскочив обратно на асфальт мы повернули налево в сторону Каменки. Доехав до дороги, соединяющий Каменку с Гаврилово, мы повернули направо в сторону Гаврилово и проехали 7,8 км. Справа, метров в 15-20 от дороги располагается командный пункт Sk-16 2-го батальона 15-го полка 5-й пехотной дивизии финской армии — отсюда велось командование обороной всего укрепрайона . Во время войны практически не пострадал. После войны был взорван советскими саперами. После взрыва огромную крышу бункера вскрыло как консервную банку и откинуло на оставшуюся часть крыши. У входа висят таблички на финском и русском в память о жертвах.



Но основной нашей целью была высота 65.5, где располагался ДОТ "Поппиус" и Sj-5 "Миллионер".
Учитывая, что был выходной день и полигон в районе Каменки не использовался — мы попытались срезать и проскочить через полигон. Полигон то мы успешно пересекли, а вот мост через р. Веснянка был полностью разрушен. Пришлось спешно возвращаться снова на дорогу и следовать в сторону Гаврилово. Проехав 8,8 км мы свернули вправо на грунтовку и по ней прошли еще 5,8 км. Снова поворот направо и прямо около 9 км по гравийке.


А вот и ДОТ или Форт Поппиуса линии Маннергейма (Sj 4, Poppius).
Этот знаменитый двух казематный ДОТ фронтального пулеметного огня был построен в 1937 году. Это укрепление расположено на высоте 65,5, рядом с дорогой, ведущей к развилке у Ляхде и затем на Кямяря (ныне ст. Гаврилово). ДОТ назывался финнами "форт Поппиуса", в честь младшего лейтенанта Поппиуса, первого командира укрепления. Этот ДОТ фактически являлся ключевым элементом финской обороны в секторе Сумма — Ляхде. 123-я стрелковая дивизия Красной Армии после обнаружения укрепления присвоила этому ДОТу индекс "ДОТ №006"

Западный каземат фланкирующего огня простреливал все пространство до "Миллионного", а восточный каземат фронтального огня простреливал южные подступы к высоте 65,5.
Как и в ДОТе Sk10, боевые казематы "форта Поппиуса" были защищены стальной броней.


Время оставалось и мы решили проскочить через Испытательный стенд Sj 2 (по другой информации Артиллерийская стена — Sj2) к ДОТу "Миллионный".
Sj 2 не имел особого военного значения, но вошел в историю из-за своего внушительного внешнего вида. Еще с 30-х годов главная задача этого сооружения была служить полигоном для испытания прочности различных марок бетона и типов арматуры. То есть в войну это была просто стена, которая служила защитой для минометных расчетов и не более того. Но советские войска этого не знали и подвергали стену особо плотному обстрелу и отвлекли на нее значительные силы танков и пехоты, считая это сооружение мощным ДОТом. Действительно выглядит очень солидно.


Пройдя дальше вдоль "зубов Дракона"


И, наконец, финал нашего путешествия — ДОТ Sj-5 "Миллионный" — самому большому укреплению всей линии Маннергейма. Ошибочно принято называть Миллионерами или Миллионниками все крупные финские ДОТы, на строительство которых якобы было потрачено больше 1 000 000 финских марок. Но сами финны собственным именем «Millionaire» называли только один ДОТ – тот, к которому мы направляемся – Sj 5.

Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви. ДОТ Миллионник

Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?

Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо. Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.

По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.

С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе "ИГЛА" на реке Перовка. Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.

Плотина затопления "ИГЛА"

Плотина затопления "ИГЛА"

Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.

Река Перровка

Дорога к озеру Желанное

Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo). Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.

Братское воинское захоронение №70

Братское воинское захоронение №70

Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви, входящего в линию Маннергейма. Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi), ныне Желанное, и болотом Munasuo, ныне Кущевское. Основные узлы этого участка обороны:

- ДОТ-"миллионник" (Sj-5), расположенный на высоте "Язык" (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте "Палец";

- ДОТ (Sj-4) "Поппиус", расположенный на высоте 65,5 м;

- ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11, расположенные в роще "Молоток" на Кущевском болоте.

Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11. К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма: они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.

Противотанковый ров

Дорога к роще Молоток

Роща "Молоток"

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

Далее, пройдя вдоль надолбов ("зубы дракона"), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира - лейтенанта Поппиуса, располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа - прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное (ДОТа Sj-5). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма, которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б).

Указатели у ДОТа Поппиус

Указатели у ДОТа Поппиус

ДОТ Sj-4 Поппиус. Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

Вид с ДОТа Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8, расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.

ДОТ Sj-8

Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2, который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Отверстие от снаряда

Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6, в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Финская хроника

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Современный вид

План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.

Озеро Желанное (Суммаярви, Summajarvi). Финская хроника

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа "Миллионный" Sj-5. Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.

Вид на озеро Желанное с ДОТа "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Вид с ДОТа "Миллионник" (Sj5) в сторону озера Желанное

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

«Миллионник» - это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м ("Язык"). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол - "глаза" ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами "Долиной Смерти". Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт "подушкой " из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через "Долину Смерти", и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус», о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.

Вид на ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Надолбы у ДОТа "Миллионник" (Sj5). Наши дни

Остатки проволочного заграждения

Переправа через речку Перровка

Общая протяженность маршрута по линии Маннергейма

В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить.

PS:Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте, не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…


Не так давно в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений — Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.


Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" — городом Терийоки. Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой — очень престижное направление.

Пока мы едем — расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа — в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.


Первая остановка — дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.


ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.


Мемориальная плита около ДОТа:


Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон, можно увидеть сохранившуюся амбразуру и ящики для патронов:


Чуть дальше по Средневыборгскому шоссе находится финское мемориальное захоронение и ДОТ Sk10.
За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили. В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.


ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство — более 1 миллиона финских марок.

Схематически ДОТ выглядит так:


Sk10 — Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера — "Кюмппи" — "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.


Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено:


Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев. Обратите внимание: маркировка на гильзе — 39 год


Вокруг гнетущие виды. Где-то дальше, в тумане прорыты противотанковые рвы и установлены надолбы. Про последние я расскажу особо.

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

-Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

-Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

-Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно ( во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.


-Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов — высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

-Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим ( и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты ( или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

-Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.


Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 — один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.


Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):


В архивах сохранилась план-схема строения Sk16


Надпись на финском: "Отдали свои жизни за Родину во имя свободы". Очевидно, финны до сих пор приезжают воздать почести своим павшим соотечественникам.
"Во время Зимней войны в этом убежище располагался командный пункт 2-го батальона 15-го пехотного полка 5-й пехотной дивизии" — гласит табличка, установленная в 1990 году финскими ветеранами:


Метрах в 20 лежит фрагмент амбразуры восточной части ДОТа:


Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.


К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 — 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 — 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов — 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 — 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 — 60.512214, 29.009698


В ходе экскурсии мы посетили:
— Памятный знак в районе бывшей деревни Майнила,



— Финскую братскую могилу в Суммакюля,



— ДОТ миллионного типа Sk-10 «Червонец»,





— Дот Sk17.
— Дот Sj5 «Миллионный» на высоте «Язык» — одно из самых легендарных мест на линии Маннергейма.





— Дот Sj4 «Поппиус» на высоте 65,5. Именно над ним в 14.00 11 февраля 1940 года развевалось красное знамя – первый шаг к прорыву был реализован.


— Убежище Sj8 –бетонный окоп — сохранившаяся уникальная конструкция 20-х годов.


— Дот Sj2 и пристроенный к нему испытательный стенд.


— Командный пункт Sj6 (источник вдохновения художника А.И. Владимирова при написании картины «Сдача белофиннов»).


— Вторую финскую траншею и противотанковый ров – место окончательного прорыва линии Маннергейма 13 февраля.


«Блиндаж смерти» — место гибели финского 2-го тяжелого артиллерийского дивизиона майора Лукандера.


— Советские братские могилы недалеко от бывшего хутора Меркки.

В общем, экскурсия очень понравилась. Приобщились к истории ВМВ, провели целый день на свежем воздухе да и подвеску слегка поразмял — экскурсия-то для внедорожников)))

​Трек маршрута по укрепрайону Суммаярви (Sj) линии Маннергейма

жд/ст Лейпясуо - плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка - братское захоронение №70 - Болото Кущевское (Munasuo) - ДОТ Sj3 - Роща Молоток - ДОТ Sj10 - ДОТ Sj11 - ДОТ Sj9 - ДОТ Sj4 - ДОТ Sj8 - ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 - озеро Желанное (Summajarvi) - ДОТ миллионник Sj-5 - Болото Кущевское (Munasuo) - жд/ст Лейпясуо

Протяженность маршрута (в одну сторону) - 18,6 км.

GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:

Sj-2 N60 30.637 E29 05.129

Sj-3 N60 30.788 E29 05.869

Sj-4 N60 30.456 E29 05.216

Sj-5 N60 30.328 E29 04.257

Sj-6 N60 30.752 E29 05.016

Sj-7 N60 30.614 E29 05.201

Sj-9 N60 30.635 E29 05.516

Sj-10 N60 30.649 E29 06.326

Sj-11 N60 30.612 E29 06.384

По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj). Если Вы помните, частично мы уже обследовали линию Маннергейма в районе укрепрайона Тайпале (Sa Ke Tai) в одном из прошлых выходов.

GPS - трек маршрута по Линии Маннергейма можно скачать здесь.

ДОТы линии Маннергейма

Читайте также: