День самоуправления в летнем лагере сценарий

Обновлено: 07.07.2024

1.1 День самоуправления является формой участия обучающихся ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова" (как участников образовательного процесса).

1.2 День самоуправления проводится 1 раз в год и приурочивается к празднованию Дня студента.

1.3 День самоуправления дает обучающимся возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности.

1.4 День самоуправления является формой творческого взаимодействия обучающихся, преподавателей, администрации и технического персонала учреждения.

II. Цели и задачи

2.1 Цель: создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности обучающихся, расширения функций студенческого самоуправления, привлечение к участию в управленческих процессах обучающихся.

§ Формирование лидерских способностей у студентов, умения делать выбор, отвечать за свои поступки.

§ Формирование ценностного, уважительного отношения у обучающихся к труду педагогов и сотрудников техникума.

§ Формирование у обучающихся опыта организации и проведения общественных мероприятий.

§ Развитие у обучающихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения.

§ Воспитание у обучающихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношения.

§ Развитие у обучающихся опыта публичных выступлений; организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка обучающимися состояния образовательного процесса в учреждении.

III. Участники Дня самоуправления

3.1 В Дне самоуправления задействуются все участники учебно – воспитательного процесса. Кандидаты на занимаемые должности - дублеры выбираются из числа студентов путем самовыдвижения или рекомендации преподавателей. Списки утверждаются зам. директора по УВР.

IV. Порядок и сроки проведения

4.1 Подготовка Дня самоуправления

4.1.1 Координацию по взаимодействию и подготовке проведения Дня самоуправления осуществляют заместитель директора по УВР и педагог – организатор.

4.1.2 В процессе подготовки Дня самоуправления классными руководителями проводится собрание в группах обучающихся, где ребята предлагают свою кандидатуру в качестве одной из должностей – дублеров и определяют имеющиеся у них для этой должности качества.

4.1.3 Проводится совместное организационное собрание, на котором определяется порядок формирования административного совета, распределение вакансий (количество вакансий может варьироваться, в зависимости о количества обучающихся).

4.1.4 По результатам открытого голосования Совета Самоуправления обучающихся осуществляются выборы в административный совет (в составе совета предусмотрены директор, заместитель директора по УМР, заместитель директора по УВР, заместитель директора по УПР, заместитель директора по АХЧ и безопасности, заместитель директора по РиИ, педагоги – организаторы, социальный педагог, педагог-психолог, заведующая библиотекой и библиотекари, и СМИ из числа обучающихся).

4.1.5 Организуется учеба (консультация) административного совета, преподавателей-дублеров (беседа, ознакомление с должностными обязанностями).

4.1.6 Контроль за подготовкой мероприятия осуществляет административный совет совместно администрацией ОУ.

4.1.7 Преподаватели-дублеры допускаются к проведению уроков после защиты плана урока у преподавателя техникума.

4.1.8 Функции классного руководителя исполняет обучающийся, назначенный классным руководителем.

4.1.9 Накануне Дня самоуправления проходит планерка администрации техникума и административного совета, где обсуждаются все особенности предстоящего мероприятия, расставляются акценты, т.е. выделяются вопросы, требующие особого внимания.

4.1.10 По итогам Дня самоуправления проводится совещание администрации, желающих преподавателей и административного совета дублеров, преподавателей - дублеров, на котором обсуждаются достижения и проблемы прошедшего дня, анализируется организация и проведение Дня самоуправления

4.1.11 В перспективе возможно внесение изменений в данное Положение и в процесс проведения последующих дней самоуправления.

V. Организация освещения подготовки и проведения Дня самоуправления

5.1 Освещение подготовки, проведения и подведения итогов Дня самоуправления осуществляет заместителем директора по УВР, педагогом-организатором, советом самоуправления обучающихся в соответствии с планом подготовки и проведения деловой игры через информационный стенд, сайт ОУ.

5.2 После окончания деловой игры корреспонденты готовят краткий информационный выпуск о Дне самоуправления на сайт ОУ, заметки в газету «Контакт», городские СМИ.

5.3 Главный редактор несет ответственность за объективность информации, ее полноту и корректность.

VI. Порядок подготовки Дня самоуправления

6.1 Подготовка ко Дню самоуправления проходит в соответствии с планом, согласованным с администрацией техникума и утвержденным на совместном заседании студенческого совета.

6.2 Сроки подготовки и проведения деловой игры определяются совместно студенческим советом и администрацией техникума не позднее чем за 2 недели до проведения игры.

6.3 Итогом Дня самоуправления является совместное совещание «День самоуправления. Чему научились».

VII План проведения деловой игры «День самоуправления»

7.1 В программу Дня самоуправления входят:

7.1.1 7. 30 ч. – собрание всех дублеров.

7.1.2 8. 00 ч. - начинаются уроки.

7.1.3 Уроки проводятся по 4 пары во всех группах

7.1.4 15. 00 ч. – проходит итоговое мероприятие в актовом зале техникума.

7.1.5 Классным руководителем группы после уроков проводится в каждой группе заключительное собрание. Классный-дублер доводит до классного руководителя рапорт по посещаемости, говорит о возникших проблемах в течение дня и т.д.

7.2 Обязанности административного аппарата:

- дублер – директор находится в кабинете директора и решает все вопросы по жизнедеятельности ОУ;

- дублеры по учебно-воспитательного – заместители директора находятся в кабинете зам. директора и решают вопросы по организации учебного процесса (расписание, методическая работа и т.д.)

- дублеры-классные следят за посещением уроков обучающимися, порядком, внешним видом обучающихся, посещением столовой, ведут в течение дня рапорт по посещаемости;

- дублеры - преподаватели проводят уроки;

- экспертная группа находится в кабинете №13 1 корпуса, координирует работу дублеров, информационной службы.

VIII Во время проведения Дня самоуправления

8.1 Администрация и педагогический коллектив должны находиться на рабочем месте.

8.2 Образовательное учреждение функционирует в обычном режиме.

8.3 Административно-педагогический состав консультирует своих дублеров в течение дня.

8.4 Преподаватели – дублеры, дублеры администрации должны иметь бейджики, указывающие их фамилию, имя и должность.

8.5 Дублеры администрации распределяют дежурство по техникуму, контролируют деятельность по своему направлению.

8.6 Учителя – дублеры проводят занятия по расписанию.

8.7 По итогам Дня самоуправления проводится заключительное собрание в группах для подведения итогов Дня самоуправления.

8.8 Преподавательский коллектив и администрация техникума в течение дня контролируют работу дублеров, весь учебный процесс .

IX Права и обязанности преподавателя, должность которого замещают обучающиеся

9.1Преподаватель в течение дня осуществляют контроль учебных занятий дублерами;

9.2 Преподаватель проводит инструктаж, во время которого обсуждает перечень основных мероприятий, необходимых на уроке;

9.3 Помогает в составлении плана-конспекта урока, мероприятия;

9.4 Не менее чем за сутки до Дня самоуправлении проверяет наличие необходимого плана-конспекта;

9.5 Имеет право допуска/не допуска дублера к проведению урока.

X Права и обязанности дублера - преподавателя

10.1 Имеет право на консультацию преподавателя при подготовке к уроку;

10.2 Обязан подготовиться к уроку, составить план - конспект и выполнять его в ходе урока;

10.3 Имеет право на опрос домашнего задания, выставления оценки в специальную ведомость.

10.4 Должен уважительно относиться к обучающимся.

XI Права и обязанности дублера – классного

11.1 Имеет право на консультацию классного руководителя по организационным вопросам, возникшим в течение учебного дня;

11.2 Обязан подготовить рапорт посещаемости и успеваемости по группе, присутствовать на уроках группы;

11.3 Должен уважительно относиться к обучающимся.

XII Исполняющий обязанности директора имеет право

12.1 Управлять образовательным учреждением, давать руководящие распоряжения в рамках своих полномочий.

12.2. Контролировать работу других дублеров.

XIII Права и обязанности исполняющих обязанности заместителей директора и специалистов/

13.1 Зам. директора по УМР – отвечает за расписание уроков, распределение кабинетов, проверяет готовность к урокам преподавателей – дублеров, посещает уроки преподавателей – дублеров.

13.2 Зам. директора по УВР - контролирует других дублеров, исполняющих обязанности преподавателей и педагога-организатора, контролирует работу дежурной группы.

14.3 Зам. директора по УПР – отвечает за организацию практики обучающихся, проверяет группы на учебной практике, взаимодействует с мастерами п/о – дублерами или кураторами – дублерами.

14.4 Зам. директора по АХЧ и безопасности – организует работу технического персонала (замещаемого студентами).

14.5 Зам. директора по РиИ – обеспечение технического сопровождения всех мероприятий, включенных в деловую игру.

14.6 Педагоги – организаторы – составляют план, сценарий внеучебных мероприятий, осуществляют их общую режиссуру.

PICT3957.jpg

Смысл дня - в самоуправлении. Дети первого отряда становятся вожатыми, а вожатые - первым отрядом. Из детей выбирают директора, старшего педагога, старшего вожатого, физрука и вожатых всех отрядов (по 4-5 человек). Все это распределяется с вечера. Каждому объясняются его обязанности. Хорошо бы прочитать краткую лекцию по основам педагогики, а точнее объяснить новоявленным вожатым, что можно делать с детьми, а что - категорически запрещено. И не забудьте перед отбоем предупредить своих детей о грядущих переменах! А с утра минут за 10-15 все вожатые приходят в первый отряд, а первый отряд отправляется к детям и - поехали.

CF52G1IP6dIm.jpg

  • Подготовка до 1 дня.
  • Выборы - 1 день
  • Начало самоуправления - 2 день
  • Конец самоуправления, подведение итогов - 2 день в 22.00

после МИГа все отряды остаются на площадке, где выступает методист с речью, в которой сообщает о том, что:

  • в лагере состоится день самоуправления
  • все могут принять в нем участие как в качестве кандидата от какой-либо партии, так и в качестве избирателя
  • необходимо сформировать партийный блок (необязательно от одного отряда, можно совмещать, количество партийных блоков не регламентируется), в составе партии должно быть указано не менее 5 человек (каждый участник лагеря может проходить только по одному партийному списку)
  • необходимо зарегистрировать партийные блоки в центральной избирательной комиссии
  • в течении дня идет сбор подписей на подписных листах (подписей должно быть не менее 10 шт.), каждый избиратель может подписать подписной лист только 1 раз
  • подписные листы сдаются в ЦИК
  • информацию о партиях, допущенных к выборам председатель ЦИК доведет до сведения избирателей по готовности
  • после оглашения информации начинается рекламная агитация партий перед избирателями (в СМИ лагеря, другими способами)
  • все избиратели собираются в актовом зале, где будет дано слово каждому блоку, после чего, состоятся выборы
  • по окончанию выборов в органы самоуправления лагеря состоятся внутренние парламентские выборы, которыми будет руководить выбранный начальник лагеря, внутри отрядов проходят выборы вожатых
  • время самоуправления начинается, до этого времени все выборные органы знакомятся с деятельностью действующего педагогического состава
  • конец самоуправления, подведение итогов в 22.00
  • вся информация о времени самоуправления находится на стенде института творчества.

Положение о времени самоуправления

1. Выборы проходят в четыре этапа: 1) Выборы партий в парламент лагеря. Парламент лагеря будет состоять из членов партий, занявших наибольшее количество голосов избирателей в зависимости от процента проголосовавших за нее избирателей. Места в парламенте распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов. Например, голоса избирателей распредилились следующим образом: 1 партия - 30%, 2 партия - 15%, 3 партия - 20%, все остальные партии не набрали 5% и в общей сумме составляют 35% голоса в парламенте в этом случае распределяются (парламент состоит из 7 человек) так:

1 партия - 3 человека, 2 партия - 2 человека, 3 партия - 2 человека

2) Выборы начальника лагеря. Одновременно с выборами в парламент проходят выборы начальника лагеря. Список претендентов на должность начальника лагеря должен состоять только из членов младшего педагогического состава.

Выборы начальника лагеря проходят в те же сроки, что и парламентские выборы, но по отдельным избирательным бюллетеням. Победу в выборах одерживает претендент, набравший наибольшее количество голосов избирателей.

3)Выборы в органы местного самоуправления проходят внутриотрядно. Выбираются два вожатых.

4) Распределение должностей в выбранном парламенте между парламентариями. Учавствуют только члены парламента. Выборами в парламенте руководит выбранный начальник лагеря. Парламентарии выбирают из своих рядов: - заместителя начальника лагеря по воспитательной работе - заместителя начальника лагеря по административно-хозяйственной работе - методистов (5 человек)

2 Центральная избирательная комиссия состоит из 3 человек.

3. Партийные списки должны содержать следующее: а) название партии б) девиэ (идею) в) список из 5-ти и более фамилий по порядку - 1 - лидер партии 2 - первый помощник лидера партии 3 - второй помошник лидера партии 4 и далее - члены партии

Партийный список утверждается Центральной Избирательной Комиссией. Партии необходимо иметь программу, которую можно рекламировать и распространять среди избирателей. Программа должна содержать следующие пункты:

1) дневное мероприятие - основные идеи 2) вечернее мероприятие - основные идеи 3) другое - на выбор партии

ВО ВРЕМЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ НЕ НАРУШАЮТСЯ! Как то, время приема пищи, время учебных занятий, время отбоя.

4. Во время самоуправления основной педагогический состав теряет юридическую силу, кроме ночного времени (0.00-7.00). В случае чрезвычайной ситуации, либо грубого нарушения режима вся власть полностью переходит основному педагогическому составу.

Должностные обязанности 1.Руководитель лагеря: - oбщие oрганизациoнные вoпрoсы, дисциплина и пoрядoк; - рабoта с педагoгическим сoставoм; - контроль учебнoгo прoцесса; - кooрдинация рабoты всех сoтрудникoв лагеря.

2. Зам. начальника лагеря пo идеoлoгическoй и вoспитательнoй рабoте. - работа с методическим составом лагеря по организации и проведенеию общелагерных мероприятий и тематических дней; - рабoта с отрядами пo участию в дневных и вечерних мерoприятиях; - рабoта с группами пo ежедневнoму выпуску радиoпередачи, стеннoй газеты и телевизионых передач. - текущая рабoта в пед. oтряде; - выпoлнение прoграммы лагеря.

3. Зам. начальника лагерных сборов по хозяйственным вопросам. - вопросы хозяйственного обеспечения, лагеря; - работа со столовой и организация дежурства по столовой;

4. Методисты отвечают за: - жизнь и здoрoвье участников лагерных сборов; - организацию и проведение общелагерных мероприятий; - организацию и проведение МИГа; - выпoлнение режимных мoментoв; - сoхраннoсть материальнo - техническoй базы. - выпoлнение прoграммы лагеря.

5. Отрядные вожатые отвечают за: - жизнь и здоровье участников лагеря; - участие отряда в общелагерных и тематических днях; - организацию и проведение отрядных мероприятий; - психологический климат в отряде; - посещение учебных центров; - выполнение режимных моментов; - выполнение программы лагеря; - сохранность материально-технической базы. Планерка выбранного педагогического состава собирается по требованию выбранного начальника лагеря, плановая планерка - в 24.00.

Распределение времени на подготовку: отрядам Вожатые рассказывают о времени самоуправления в отрядах по приезду на базу, объясняют суть создания партий и предлагают формировать партиии предварительно организаторам время и во время отрядных мероприятий.

Задания техникам - усиление в актовом зале, 2 микрофона. Далее на дни самоуправления - соответственно программе, разработанной органами самоуправления.

Урны для голосования, бюллетени

Плакат "Все на выборы!", "Центральная избирательная комиссия", "Агитпункт"

16926443cLvm.jpg


В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.


Функции самоуправления детей.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.


Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
  • совместную работу вожатского и детского коллективов;
  • информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.


Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры. Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.


Работа по формированию самоуправления в отряде.

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

  • уметь спланировать работу,
  • правильно распределить обязанности среди участников дела,
  • не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.


Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.


Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии, время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей. В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

  1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.
  2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.


Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.


Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере. Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

080603001m.jpg

Под самоуправлением в отряде имеется ввиду соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.


Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд.

Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.


Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

  • определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);
  • достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;
  • мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.


Как провести отрядное планирование?

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.


Особенности самоуправления в условиях лагерной смены

В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.


Функции самоуправления детей в лагере.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.


Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

GrSamoypr.jpg

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Содержание деятельности органов самоуправления.

  1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.
  2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.
  3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.
  4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.
  5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.
  6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.


Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
  • совместную работу вожатского и детского коллективов;
  • информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.


Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

Читайте также: