Crusader kings 3 дополнения какие будут

Обновлено: 02.07.2024

Всем привет! Наверное у каждого человека есть та игра, которая познакомила его с целым игровым жанром. Одной из таких игр для меня является Crusader kings 2. Мне её показал мой друг и я завис в ней на несколько сотен часов. Благодаря данной игре я познакомился с жанром стратегий. Так что эта игра — многое для меня значит и когда я узнал, что разрабатывается третья часть, то сразу взял её себе на заметку. И когда игра вышла я начал смотреть все ролики по ней, что выходили на русскоязычном YouTube. Но сам я опробовал эту игру в марте этого года на бесплатных выходных, а потом она была приобретена мной. На данный момент я наиграл в ней более полутора сотен часов и решил обозреть эту игру, чтобы объяснить о чём эта игра, чем она отличается от других стратегий и, возможно, привлечь к ней внимание пользователей Stopgame, которые могут о ней не знать. Всем приятного чтения!

Prison Architect

Главная тема дополнения Second Chances — реабилитация ваших заключённых, благодаря чему они смогут сократить свой тюремный срок и лучше влиться в общество после выхода на свободу.

Среди ключевых особенностей DLC:

Ряд программ для реабилитации, включая образование, наставничество и зоотерапию. Они устраняют негативные черты характера и улучшают поведение зэков. Поведение вашего «выпускника» на свободе влияет на состояние тюрьмы: если заключённый совершил преступление снова, его опять отправляют за решётку, а вам выписывают штраф. Прилежно трудящиеся арестанты могут открыть в тюрьме своё дело — например, пекарню, ресторан или терапевтическую комнату.

Prison Architect: Second Chances выйдет 16 июня на PC, PlayStation и Xbox, а 29 июня доберётся до Nintendo Switch. Вместе с DLC появится бесплатное контентное обновление.

Дополнения для Crusader Kings III, Empire of Sin, Prison Architect — и другие анонсы с PDXCON Remixed
Дополнения для Crusader Kings III, Empire of Sin, Prison Architect — и другие анонсы с PDXCON Remixed
Дополнения для Crusader Kings III, Empire of Sin, Prison Architect — и другие анонсы с PDXCON Remixed
Дополнения для Crusader Kings III, Empire of Sin, Prison Architect — и другие анонсы с PDXCON Remixed
Дополнения для Crusader Kings III, Empire of Sin, Prison Architect — и другие анонсы с PDXCON Remixed

4. Саундтрек и звуки.

Тут много разглагольствовать не о чем, но я должен отдать должное, саундтрек, как и во всех играх от Paradox — хорош. Саундтрек прямо-таки погружает игрока в ту далёкую эпоху, а звуки оркестра в некоторых моментах даже успокаивают. Также в самой игре, при приближении к карте можно услышать звуки городов, базаров, битв, моря и так далее. В этом моменте игра тоже хороша.

Я считаю, что на данный момент это одна из самых интересных стратегий, с которой можно начинать, если вы до этого никогда не играли в стратегии. Ведь в какой ещё игре вы можете начать играть за викинга, переехать в Африку, создать там своё государство и сделать религию, которая будет являться чем-то средним между Скандинавским язычеством и Африканскими верованиями? Или создать мир, где правит матриархат? А также и сама игра может подкинуть вам идею на партию с помощью достижений или просто случайным стечением обстоятельств в самой партии. Идей и сюжетов уйма! Всё в лучших традициях Paradox.

А также игра постоянно обновляется и скоро выйдет новое DLC. Ещё и фанатские моды есть. Короче в этой игре есть чем заняться.

Я конечно упустил некоторые моменты, но если вас игра заинтересовала, то можете сами её опробовать и изучить эти моменты, погрузившись в мир Средневековья.

Paradox Interactive проводит фестиваль для своих поклонников — PDXCON Remixed. Лучшее место, чтобы анонсировать охапку всякого добра об играх издательства!

3.1 Персонажи и интриги.

Вся игра завязана на персонажах и их отношении друг с другом. И начнём мы с окна описания персонажа.

Обзор: Crusader kings 3.

В этом окне мы можем увидеть основную информацию о персонаже: какое у него образование, его основные черты характера, уровень его навыков, физические черты, его супруга, детей, братьев, сестер, вассалов и так далее. Например, про этого персонажа можно сказать, что он асатриец со скандинавской культурой, он имеет образование дипломатии среднего уровня, он щедрый, усердный и параноик, а также имеет супругу и трех дочерей, но не имеет никаких физических наследуемых черт. И такое окно есть у каждого персонажа. Также есть окно образа жизни, в котором вы можете выбирать жизненный путь по которому вы пойдёте.

Обзор: Crusader kings 3.

Есть пять путей, скорость изучения которых зависит от образования персонажа. Так как у нас — дипломат, то лучше пойти по пути дипломатии, но это не помешает нам изменить путь в будущем.

Также в каждом из путей есть три ветки по которым можно пойти и которые дают вам разные бонусы.

Обзор: Crusader kings 3.

Примерно так выглядят ветки в пути дипломатии и в конце каждой вы получите черту персонажа.

Но не думайте, что вы сможете прокачать все ветки и играть за всемогущую машину, так как почти всегда на изучение одного пути и уходит жизнь одного правителя.

Также имеются вкладка вашей династии.

Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.

1. Вкладка династии, на которой показано кто её глава, количество живых членов, а также перечислены её дома (ответвления). 2. Это генеалогическое древо на котором можно увидеть происхождение династии и все её вымершие ветви. 3. У вашей династии также есть что-то типа пути жизни — наследия, что можно открывать за очки признания. Они будут усиливать всех её членов и улучшать их навыки.

Но не одной нашей династией едины, ведь есть и другие персонажи из других династий и к каждому из них нужен свой подход. С вашим сюзереном и вассалами лучше дружить (пока это выгодно), так как если ваш сюзерен будет с вами не в ладах, то он может отнять у вас ваши титулы, а вассалы — свергнуть. А улучшать с ними отношения можно через происки, отправляя им подарки или устраивая пиры.

Давайте, кстати, сейчас поговорим о титулах. Каждый персонаж имеет свой титул. Играбельных титула всего четыре: графство, герцогство, королевство и империя.

Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.

Это карты всех де-юре герцогств, королевств и империй, которые можно создать.

Это значит, что вы можете начать за какого-нибудь мелкого графа во Франции, а закончить императором Священной Римской Империи, который владеет половиной Европы. Что ещё для счастья надо?

Ах, я забыл сказать, что в этой игре — мобильная система не только титулов, но и всего остального. Например, вы можете сначала играть за чеха католика, а потом уже сменить культуру на, допустим, англосаксонскую и веру на ислам, а можете вообще создать свою религию с матриархатом, каннибализмом и наложниками. Вам игра предоставляет в этом плане полную свободу выбора.

Но не надо забывать, что серия Crusader kings всегда была завязана на интригах и третья часть не стала исключением. Здесь всё также можно строить козни своим врагам и соблазнять чужих жён. С помощью данной механики можно, так сказать, устранять нежелательных персонажей. Например, если у вашей страны есть несколько возможных наследников и страна может развалиться, то лучше будет одного из них «убрать». Да, жестоко. Но чего вы ещё ждали от Средневековья? Также, при владении одним из навыков интриг можно похищать персонажей и, либо брать за них выкуп, либо отпустить и получить за это влияние на похищенного. Ещё есть соблазнение с помощью которого можно заразить недоброжелателя какой-нибудь неприятной болезнью через его жену.

Окно интриг. Успех происков зависит от вашего уровня интриг, а также от количества соучастников.

А если вы являетесь вассалом и вам не терпится получить титул своего сюзерена, то вы можете сфабриковать с помощью интриг претензию и начать с ним войну. Короче, применений у интриг — уйма. Но помните, что ваши враги тоже могут вам насолить.

А что же случится когда правитель умрёт? Не волнуйтесь на этот счёт. Ведь после смерти правителя вы продолжите игру за его наследника, если, конечно, он из вашей династии.

Crusader Kings III

Представлено первое крупное дополнение — Royal Court. Оно посвящено вашему королевскому двору и связанным с ним особенностям: например, тому, как вы выслушиваете вассалов, принимаете гостей и обустраиваете интерьер тронного зала.

В Royal Court входят следующие особенности:

Визуальное отображение тронного зала, где видно всё накопленное величие вашей династии. Взаимодействие с вассалами и придворными, когда они приходят к вам со своими проблемами и ищут вашего королевского решения. Повышение уровня роскоши при помощи изысканных украшений и отличной еды, что поможет впечатлять соперников и привлекать видных гостей. Талантливые художники, мастера и мыслители будут работать над новыми проектами, которые превратятся в сокровища и артефакты для вашего двора. Можно создавать гибридные культуры, где учитываются тонкости вашего местоположения и населения. Культурное расхождение поможет отделиться от традиционной культуры.

Релиз Royal Court будет сопровождаться бесплатным апдейтом, в котором введут новый интерфейс для культуры и не только. Дата выхода DLC не уточняется.

2. Графика.

Как известно, не маловажной частью любой игры, которая создает о ней первое впечатление, является графическая составляющая. И, лично для меня, среди стратегий — эта одна из самых красивых.

Обзор: Crusader kings 3.

В третьих крестоносцах карта выглядит хорошо. Её внешний вид меняется от степени приближения. Если вы приблизите карту, то сможете увидеть ландшафт местности, замки, города и храмы. А при отдалении она приобретёт внешний вид старой бумажной карты, что напоминает мне Civilization 6. Также неплохо выглядят модели персонажей, в меру реалистично и в меру мультяшно, что ли. Ещё хорошо выглядят модели солдат, которые носят на своих щитах и одежде герб вашей страны. Так что для стратегии графика достаточно хороша и привлекательна.

1. В чём вообще суть?

Crusader kings 3 — стратегическая ролевая игра, действия которой происходят в Средневековье на территории от Исландии до Тибета, и от Северного полярного круга до Центральной Африки.

Обзор: Crusader kings 3.

Карта игры. Вы можете выбрать абсолютно любую страну для старта, кроме теократий и республик.

3.2. Управление государством.

Интриги — это хорошо, но чего они стоят, если не будет грамотного управления державой? Поэтому надо уделять внимание этому немаловажному аспекту. Прежде всего для управления страной нужен совет — умнейшие люди государства, специалисты в своей сфере. Ну или просто сильный вассал, который будет иметь плохое мнение о вас, если вы его не посадите на пост Маршала, хотя в военном деле он будет разбираться, как ёж в экономике. Также в совете сидит супруг персонажа, который будет давать вам бонусы к очкам умений.

Обзор: Crusader kings 3.

Это ваш совет. Каждому члену совета вы можете давать задания, которые дают вам бонусы.

Как и у любого уважающего себя государства у вашего есть земли. Но у вас имеется лимит провинций, которыми вы можете управлять без штрафов (посмотреть его можно в верхнем правом углу экрана), так что не все земли принадлежат вам. Большая часть из них принадлежит вашим вассалам, а те что принадлежат вам называются доменом. Если у вас большая страна, то обычно только около 10% является вашим доменом. А если вы превысите свой лимит, то на вас наложатся штрафы к количеству армии, налогов и мнению вассалов о вас. И здесь есть несколько вариантов: мириться с этими штрафами, повысить свой навык управления и раздать ненужные земли другим персонажам.

Нажав на любую провинцию вы можете посмотреть всю информацию о ней: владельца провинции, его контроль над этой провинцией, развитие, народное мнение о владельце и другую информацию.

Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.

Окно провинции и строительства в этой провинции, где за чеканную монету можно построить или прокачать здания.

Также каждая провинция разделена на баронства и если баронство пустует, то в нём можно построить замок, храм или город. Вы можете как раздать их, так и оставить себе. Но помните, что эти постройки также занимают место в вашем лимите провинций.

Немаловажную роль также играют формы правления. Играбельными являются феодализм, племя и клан. Феодализм располагается в Европе и Индии, клан в мусульманских странах, а племя — у язычников. При феодализме и клане больший упор идёт на деньги, то есть чем у вас больше денег, тем вы быстрее разовьётесь и тем больше сможете нанять профессиональной армии. А при племени деньги уже не так важны и больший вес приобретает престиж, за который приобретаются войска и строятся племенные здания.

Но давайте поговорим о тех личностях, которые будут докучать вам больше всего. Речь, конечно же, о ваших дорогих вассалах, с которыми вам надо будет очень часто контактировать: от получения приглашений на пир, до изменения их вассальных обязанностей и, при необходимости, заключения их в тюрьму. И надо постоянно следить за их влиянием и мнением о вас, ведь если очень сильный вассал не будет вас уважать и бояться, то спокойно может создать фракцию против вас, пригласить туда других недовольных, начать гражданскую войну и посадить вместо вас на трон кого-нибудь более угодного ему.

Если вкратце, то в этом и заключается управление государством в CK 3. И если вы освоите умение управления полностью и у вас получиться централизовать власть и подчинить всех вассалов, то уже в Высоком Средневековье вы сможете заявить: «Государство — это я!». Пока не сменится правитель.

3.3. Искусство войны.

Самым очевидным средством расширения страны является война. Вы можете воевать по претензиям за ваши де-юре провинции, за захват титулов на которые у вас есть претензии и ещё много всяких поводов.

Но откуда брать людей, чтобы воевать? Во-первых войска делятся на обычное ополчение, профессионалов и наёмников. Ополчение — это самые слабые войска, которые набираются из провинций. Их много, но без профессионалов они мало эффективны. А профессионалы уже не зависят от ваших провинций, ведь вы их нанимаете за деньги, или престиж (если вы играете за племя) и они, как ополчение, могут быть подняты в любой момент. Они уже намного сильнее ополчения, но их меньше. Ну, а наёмники — это те же профессионалы, которых вы нанимаете за деньги и в течении нескольких лет они вам будут служить, а потом, либо придётся их продлевать, либо распускать. Флота в игре нету и солдаты при нажатии на морскую провинцию, типо, садятся на корабли и их передвижение становится более затратным.

Обзор: Crusader kings 3.

Но кто же управляет этой всей кучей людей? Во главе воинства стоит генерал, им можете быть и вы, и успех боя зависит от его военных навыков и черт командира, которые дают преимущество в определённых местностях. Так что вам придётся подбирать местность и генерала, который к ней подходит с умом.

По основным геймплейным аспектам это — всё, что нужно знать новичку, который собирается начать играть в Crusader kings 3.

Empire of Sin

Для игры выпускают первое платное расширение — Make It Count, которое добавляет нового босса, новых гангстеров и новые задания.

Новый персонаж, за которого вы сможете играть, — Меер Лански, также известный как Бухгалтер Мафии. Его стезя — экономика и создание синергии в бою. Он способен убалтывать соперников и добиваться мира при помощи денег и связей. «Фиксеры» — пять гангстеров-наёмников, которые занимаются рэкетом с займом денег и обладают уникальными способностями в бою. Их вид мошенничества позволяет вам шантажировать других персонажей и фракции. Серия заданий, которая рассказывает историю Лански и «фиксеров». По мере прохождения вы откроете преступления с займом и познакомитесь с наставником ЛанскиАрнольдом Ротштейном.

Вместе с Make It Count выпустят бесплатное обновление Precinct, где введут управление участками, новую механику победы и поддержку модификаций. Релиз Make It Count состоится в течение 2021-го.


Мне 24 года. Два диплома о высшем образовании, бакалавриат и магистратура. Годы опыта работы, в том числе в сфере игровой журналистики и PR. Съемная квартира в Париже, арт-сфера и карантин. Сотни часов, наигранные в сотни игр в Steam за все это время, от шутеров до симуляторов, и под тысячу часов из них, только официальных, на лицензионной копии игры — в Crusader Kings 2. 8 лет назад, когда эта игра вышла, я еще учился в 10 классе и не мог позволить себе купить даже основную игру, а сейчас собрал все DLC ко всем стратегиям от Paradox, в том числе и ко вторым «Крестам».

Казалось бы, вот он: идеальный кандидат на «Олдфага», «Старпера», человека, который будет разносить в пух и прах все новые релизы любимой студии.

Так было с Hearts of Iron IV и её раздражающими ветками фокусов вместо свободы действий. Так было с Imperator: Rome и её абсурдной игровой механикой «маны» на релизе, так должно было быть с третьими «Крестами». Так работает современная игровая индустрия, стремящаяся упрощать игровые механики все больше, чтобы расширять аудиторию. Так работают законы этой вселенной. То, что произошло дальше, с трудом поддается описанию.

Нет, Crusader Kings 3 — это не идеальная игра, которая блистает своей ослепительной красотой так, что ослепляет даже «старичков». И нет, это и не вселенская катастрофа, как вы могли догадаться из начала этого обзора. Однако это уникальный феномен игровой индустрии, который, кажется, совершил невозможное для 2020 года, порвав одно из главнейших геймдизайнерских клише последних лет. И именно об этом, в неторопливом формате личной истории, я и поведаю в этом обзоре.

Пролог

Прошлой осенью мы с друзьями впервые купили билеты на Paradox Con 2019 в Германию. В воздухе витал слух о скором анонсе какого-то нового проекта, и наши мнения разделились: я был уверен, что речь пойдет о чем-то новом, вроде Cities: Skylines или Surviving Mars: о небольшой стратегии-сателлите, которая будет издана «Пароходами», попутно с какими-нибудь DLC для флагманских «Больших стратегий». Один из моих друзей же считал, что анонсируют «Кресты», в чем я совершенно не был уверен: долгосрочная поддержка проектов от Paradox создавала видимость того, что старые игры вовсе не старые, что свежий контент для них будет выходить и дальше, и что в новой титульной части Crusader Kings или Europa Universalis, например, нет никакой потребности. Тогда казалось, что с большей вероятностью анонсируют вообще Victoria III, чем «Кресты». В общем, я был тем еще скептиком.


Часть нашей команды на Paradox Con 2019, где я — король недокосплееров.

И тут на сцену выносят свечи, следом выходят люди, облаченные в черное, и начинают петь главную тему Crusader Kings. Затем запускают первый трейлер. Сомнений не остается: речь не о дополнении, но о чем-то принципиально новом в старом обличье: о Crusader Kings 3.

Помню свои чувства в тот момент: с одной стороны, красота происходящего на сцене никого не могла оставить равнодушным, а с другой — не могла не пугать. Так как речь шла об одной из моих любимых игровых серий, первой мыслью у меня в голове было следующее: «О нет, они же перестанут поддерживать Crusader Kings II». Словом, этот страх оказался затем ошибочным: игру, конечно, поддерживать перестали, но лишь в последние дни августа, когда вышло последнее контентное обновление в рамках Monarch's Journey, за считанные дни до релиза следующей игры. И все же анонсом я был, скорее, напуган, чем обрадован.

Самым же страшным во всем этом многообразии новой информации оказались скриншоты. А именно, это (или что-то подобное):


«О нет», — взвыл я. «Это что, ветки фокусов, как в Hearts of Iron IV? Это же „рельсовость“ геймлея и потеря гибкости отыгрыша!» А позже я узнал, что у каждого персонажа будет всего по три черты характера, и они не будут меняться на протяжении жизни, в отличие от Crusader Kings II, где персонаж игрока мог превратиться в совершенно другого человека, если игрок решил внимательно продумать его новый стиль жизни и поступки. «А это что? Шкала заполнения убийства? Что за бред, что за буквализм и упрощения!» И подобного негодования с моей стороны было все больше и по каждому поводу, вплоть до последних дней перед релизом игры. Даже 3D-портреты вплоть до 1 сентября меня, скорее, настораживали, чем радовали. «Они ведь теперь не сделают отображение побоев или болезней на портретах так, как это было на 2D-портретах персонажей во второй части игры после обновления „Holy Fury“, — думал я изначально.

В общем, как вы поняли, все время до релиза я был максимально полон дерьма.

Все дневники по третьим „Крестам“ были изучены мною вдоль и поперёк и обсуждались с друзьями, обычно тоже в критической манере. Мол, упростят игру, и в погоне за снижением входного барьера и повышением привлекательности её внешнего вида растеряют всю глубину, сделают рельсовую средневековую копию Hearts of Iron 4, где ты в первую минуту партии выбираешь ветку фокусов развития своей страны и не можешь пойти ни вправо, ни влево больше, и все твои войны будут начинаться не потому, что ты так решил, а потому, что ветка, выбранная тобой в самом начале партии, это позволяет, а другая — нет.

Кульминация


… А если развернуто, то, ох, даже не знаю, с чего начать. За пару дней до релиза я облазил весь Reddit, выпрашивал у знакомого контент-мейкера обзор на предрелизную версию игры, которая оказалась у него в руках до снятия „эмбарго“ на публикацию обзоров, параллельно смотрел фильмы про средневековье и обновлял знания по геральдике. Я предвкушал, что игру может ждать определенный успех среди новых игроков, но мы, старички и ветераны второй части (а некоторые из нас — даже первой) будем, скорее, недовольны.

Два стула геймдизайна сиквелов

Уж так повелось, что многие гейм-дизайнеры, возглавляющие сиквелы старых, но успешных игр, часто встают перед несколькими неравнозначными проблемами: например, им нужно привлечь максимальное количество новых игроков в новую часть старого проекта; а параллельно нужно удовлетворить ожидания старых игроков, которые, в отличие от новых, уже имеют определенные ожидания требования к продукту. И часто решения этих двух проблем в глазах геймдизайнера противоречат друг другу.

Так уж повелось, что крупные студии обычно делают ставку на расширение аудитории, подстраивая продукт преимущественно под нее и пренебрегая „ветеранами“, считая их либо уже лояльной, либо совершенно незначительной по количеству аудиторией. Так было, например, с сериями Fallout и The Elder Scrolls, где каждая последующая часть становилась зрелищнее, но отказывалась от сложных и глубоких систем отыгрыша и прогрессии, за которые старая аудитория и любила эти игры. Конечно, фанаты Morrowind были недовольны диалогами и прокачкой Skyrim, которые любили серию за ролевой аспект и погружение, зато на каждого одного такого недовольного фаната приходилось десять довольных новичков, для которых Skyrim становился первой игрой подобного жанра, доступной, понятной и зрелищной. О „ролевом“ прошлом TES эти новые игроки могли и не знать в принципе, зато стабильно приносили огромные прибыли компании-разработчику, и всех все устраивало.


В ситуации с Paradox мы могли наблюдать ту же тенденцию: например, разработчики Hearts of Iron IV приняли решение отказаться от многих отличительных черт третьей части серии, убрать сложную систему штабов и добавить в игру „Фокусы страны“, по сути, заменяющие дипломатические и экономические отношения. Целью этого было снижение порога вхождения в игру, и цель эта оправдала средства: HoI4 до сих пор являлась самой популярной по числу игроков и онлайну стратегией студии, хотя фанаты предыдущих частей встретили нововведения на релизе проекта без восторга.

Потому, когда разработчики Crusader Kings 3 впервые заявили, что одним из принципов их геймдизайна отныне будет „снижение входного барьера для новых игроков“, были все основания ждать масштабных упрощений и потери глубины игры в пользу простых, „аркадных“ механик развития и взаимодействия персонажей, которые — зато — будут понятны новому игроку. Вся рекламная кампания последних дней, казалось, тоже была нацелена на новых игроков: во всех дорелизных материалах и обзорах разработчики рассказывали об основных механиках Crusader Kings зрителям так, будто бы те никогда и не слышали, что такое Crusader Kings. С точки зрения маркетинга это вполне можно понять: зачем рассказывать об игре преданным фанатам, которые и так её купят? Уж лучше посвятить время тем, кто сомневается. Но с точки зрения философии разработчиков это чертовски настораживало.

Релиз Crusader Kings 3

И вот игра выходит. 1 сентября, снова в Ирландию, в плавильный котел новичков и ветеранов, которые хотят спокойно освоиться в новой для себя игре. В этот тихий и дружелюбный уголок карты, как им казалось вначале, до прихода викингов.


Разумеется, запуская игру впервые на русском языке, я накатил мод-фикс на шрифты (обязательно советую, он появился в мастерской Steam спустя 50 минут после релиза), и, не считая огрехов перевода, обнаружил, что игре-то и нечем практически меня расстроить. Это было очень странное чувство постепенного осознания, что обещанные поверхностные механики игры на самом деле глубокие, и даже глубже, чем те, что были во второй части. Осознание того, что игра представляет собой вполне добротный массив кода, который — не просто бенчмарк для будущих десятков модов, что сделают из него нормальную игру, а уже — нормальная игра. Более того, игра, которая по ряду параметров, помимо графики, лучше, достовернее и разнообразнее оригинала.

Разумеется, части контента из дополнений предшественника в игре на релизе не оказалось: инвентаря, шелкового пути, канонизации святых, тайных обществ и играбельных республик. Однако вторая половина контента была значительно переработана, улучшена и углублена. А политика Paradox Interactive, в свою очередь, дает все основания считать, что все остальное, что не вошло в релиз за пятилетний цикл разработки Crusader Kings III, но затребовано игроками, войдет в игру в виде дополнений в течение многолетнего цикла поддержки.

В целом же, каким-то чудом игре удалось сохранить глубину геймплея и понизить порог вхождения, привлекая новых игроков, без уничтожения или упрощения значительной контента. Пример Crusader Kings III демонстрирует нам уникальную ситуацию в игропроме, когда разработчикам удается сделать продолжение игры, с одной стороны, достаточно понятным и интересным для новичков, а с другой — достаточно глубоким для ветеранов серии, привыкшим к высокой сложности и микроконтролю. И что самое интересное — разработчикам удалось сделать такую игру на релизе, тогда как Crusader Kings II становилась такой игрой на протяжении 8 лет пострелизной поддержки. Потому даже дух захватывает от мыслей о том, как третьи „Кресты“ будут выглядеть лет через 5.

Итоговая оценка

А если быть серьезным, то даже неловко давать „итоговую“ оценку проекту от Paradox на его релизе, потому что, во-первых, тот может измениться совершенно до неузнаваемости после нескольких лет поддержки, а во-вторых, Metacritic (91/100) и пользовательские обзоры Steam (92% положительных отзывов) будут среднему покупателю куда полезнее, чем оценка в блоге одного человека.

Однако сказать, что Crusader Kings III меня удивила — значит, ничего не сказать. Уже и не помню, за какую другую долгожданную игру мне приходилось испытывать такую радость, какую я испытываю за „Кресты“ на их релизе сейчас. Единственное — до масштабных фиксов перевода на русский язык играть советую либо на языке оригинала, если владеете им достаточно хорошо, либо хотя бы с фиксом на шрифты из мастерской Steam.

Эпилог

Жила на свете королева Виктория, славная владычица Королевства крестоносцев в восточной Испании. Её дед, ветеран Крестового похода, доблестью и славой заслужил королевский титул, дарованный ему за блистательную службу самим Папой Римским. Королева Виктория была молодой и сильной, неся знамя своего деда, она освоила и военное ремесло, и тонкости дипломатии, выдав свою старшую дочь за императора франков матрилинеарно. Ещё несколько лет — и её будущий внук унаследует трон огромной империи, её династия станет могущественнейшей в Европе, а пока королева Виктория в расцвете сил дразнит своей неприступной красотой своих придворных.

Но в очередном боевом походе за святую землю её старый дед, мудрый вассал франков, погибает от руки иноверцев, неся в руке крест, и в тот же день на поле брани погибает и её мать. Королева в трауре, она начинает пить, оказывается в депрессии и на эмоциях отказывается от католического креста, шокируя всех наследников и придворных своей выходкой. Папа Римский лишает её звания крестоносца, а разочарованный король франков разрывает помолвку своего сына с её дочерью. За один месяц королева теряет все, и будто бы того недостаточно: северные земли её королевства еще через пару месяцев теперь отняты арабами, а на южных от руки убийцы гибнет её юная дочь, вернувшаяся из замка императора франков, где ей больше не рады. Считанные дни — и Королеву „Викторию Неверную“ находят мертвой в её комнате, с засохшими слезами на щеках.

Не будь, как королева Виктория. Сходи к психологу.

  • Ответы 252
  • Создано 27.10.2020, 19:29:41
  • Последний ответ 23.05.2021, 18:39:54
  • Просмотры 16000

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

electromagic

electromagic

Жду всякие артефакты, и, ну естественно, правки Византии. Играю исключительно с 1066, во всех партиях ромеи отжираются как не в себя по трем направлениям - Африка, причерноморские степи и Сицилия. Ник

Kapellan

Kapellan

Много чего хочу. 1) Внутригосударственную движуху - сейчас играя вассалом в каком-нибудь крупном государстве ничего не происходит если сам не начнёшь пылесосить крючки(с этим тоже нужно что-то де

Народ со своими хотелками совсем офигел. Это же параходы! Какие фиксы багов, правки механик? Ждити, жрите чо дают, улыбайтесь

Idalgo

Idalgo

Предлагаю обсудить, чего мы больше всего хотим увидеть в первых дополнениях и патчах, раз уж самого нового контента пока нет. --- Мои пожелания – сосредоточиться на внутренней политик

Серж Барнаул

Серж Барнаул

Ну да, в средневековье на каждом углу были специалисты по когнитивно-поведенческой терапии, а книги Блэнчарда - в любой монастырской библиотеке. Жаль, что Эдуард II или Иоанн Добрый об этом не знали,

Араил

Весь не надо , ни за что. Еще накаркаете ацтеков и прочее фЕнтези. То что не весь контент из ДЛС включили не удивляет, удивляет что нет регенства из стоковой , релизной версии второй части. В резу

Warfail

Warfail

Республики, кочевники, больше минорных титулов (придворных), которые что-то делают, большее разнообразие портретов (хотелось бы это конечно просто в патче или флс), торговля (какую-нибудь глубокую мех

Хотелось бы культурного и религиозного своеобразия. А не так, как сейчас, весь мир за уши притянут к феодальной системе Западной Европы.

3. Геймплей.

Но графика графикой, а играем мы в игры ради геймплея. Так что зайдя в игру можно выбрать дату с которой вы хотите начать играть. Их на выбор две: 867 год — эпоха викингов и 1066 год — начало Высокого Средневековья.

Обзор: Crusader kings 3.
Обзор: Crusader kings 3.

Также предоставляется выбор из нескольких интересных персонажей этого времени.

Вы можете выбрать любого персонажа из уже существующих или создать своего собственного в редакторе персонажа.

Обзор: Crusader kings 3.

Редактор персонажа. Здесь можно настроить внешний вид персонажа, его навыки, религию, культуру, название династии и так далее.

Но в Crusader kings 3 (как и почти во всех стратегиях от Paradox) столько всяких нюансов, что располагать их все вместе — не совсем корректно. Так что я поговорю о каждом аспекте в отдельности.

Читайте также: