Скрытый клинок kakushi ken oni no tsume 2004

Обновлено: 04.07.2024

В середине XIX века наступают последние дни сёгунов и самураев. Ветер перемен ощущается по всей Японии и даже в маленьком княжестве Унасаку на северо-западном побережье Японии.
Мунэдзо Катагири и Самон Симада провожают своего друга Яитиро Хадзаму в далёкий Эдо, где он должен занять важное положение вместе с членами их клана.

- Основано на романе Сюхэя Фудзисавы «Бамбуковый меч и другие истории о самураях».
- Это второй фильм трилогии о самураях режиссёра Ёдзи Ямады.
- Первый фильм "Сумеречный самурай" (2002)
- Третий фильм "Любовь и честь" (2006)
- Награды: Берлинский кинофестиваль, 2005 год, номинации: Золотой Медведь

Те, кто пару лет назад влюбился в "Сумрачного самурая", будут скорее разочарованы "Скрытым клинком". Но до какой же степени нас загнобили, что единичный хэппи-энд тут же становится признаком легкого жанра и задним числом превращает двухчасовое непредсказуемое кино в дешевый дамский роман.


Трейлер

Скрытый клинок

Скрытый клинок (2004)
Kakushi-ken: oni no tsume
драма, мелодрама
Режиссер: Ёдзи Ямада
В ролях: Масатоси Нагасэ, Такако Мацу, Хидетака Йошиока, Юкиёши Одзама, Томоко Табата
Премьера: 26 января 2006 года

А еще говорят, у японцев нет чувства юмора… Вряд ли празднующий в этом году 75-летие Ёдзи Ямада читал дамские романы, так же как, по собственному признанию, не видел Тома Круза в "Последнем самурае" /Last Samurai, The/ (2003). Он продолжает спокойно экранизировать Сехэя Фудзисаву, не потому что там хэппи-энд или не хэппи-энд, а потому что жить можно, и Ямада согласен с Фудзисавой, как это можно, что само по себе – счастье в каждый данный момент.

Кадр из фильма "Скрытый клинок"

Кадр из фильма "Скрытый клинок"

Описанные Фудзисавой, эти простые вещи сняты Ямадой опять же просто, то есть адекватно, что и приводит к тому, что ни от одного кадра его кино оторваться нельзя. Непринципиально, кого, куда и зачем провожал самурай Мунэдзо (Масатоши Нагасе) у реки три года назад, и чего все они смеялись потом дома за обедом – Мунэдзо, его друг Самон (Хидетака Йошиока), его мама, сестра и служанка Киэ (Такако Мацу). Все отношения, в том числе с покойным папой и ныне здравствующим министром Хори, сами собой выяснятся по ходу с любыми подробностями. Гораздо принципиальней, кто где стоял, сидел и вообще находился в каждый данный момент, какой между ними был воздух, шел ли снег или дождь, квакнула ли лягушка. Сословная иерархия сохраняется тысячу лет, именно чтобы раствориться в природе, уступить ее неделимости и по сути сойти на нет. При столь глобальном самурайском восприятии, исходящем из "всех", а не из "Я", извне кадра ни в коем случае нельзя напирать на события.

Монтаж, ракурс или спецэффект, любое давление извне будет насилием над глобалкой и убьет самурая. И Ямаде пришлось найти на роль Мунэдзо столь низкорослого артиста, чтобы влез в кимоно XIX столетия. На смех ему пришлось нарядить массовку в хакама и заставить их на учениях бегать по-европейски. Это такой естественный смех, что легко представляешь себя в хакама, и как бы ты в них побегал, и сразу понятны тысячелетние чисто физические мутации европейцев и японцев. Разница в восприятии между Черчиллем и сансарой. "Не беги, когда можно идти, не иди, когда можно стоять, не стой, когда можно сесть, не сиди, когда можно лечь". Наконец, чтобы естество поединков на мечах не достигалось искусственно, путем долгой тренировки именно перед съемками, на роль учителя фехтования берется Мин Танака, признанный гений всего человечества, живущий именно пластикой. И поверьте – пусть поединков в "Скрытом клинке" кот наплакал, оно того стоило – ждать их. И очень хорошо последнее "торможение" перед дракой – брошенная жена Хадзама (Рейко Такашима). С таким красивым лицом лучше вообще не рождаться туда, где бывает неадекватность.

Кадр из фильма "Скрытый клинок"

Кадр из фильма "Скрытый клинок"

Сюжет? А представьте, с какой легкой иронией надо прожить всю жизнь, чтобы "они жили счастливо и умерли в один день" снять лубочным фронтальным планом, даже без чаплинского финала (по "Новым временам" /Modern Times/ (1936) Чарли и девушка уходят вдаль). Фильм с виду посвящен революции Мэйдзи, перемене японской участи, открытию границ, закрытию Бусидо, дворцовым интригам, когда "есть компромиссы и компромиссы", глобальному взрыву в природе, когда "Мунэдзо Катагири, самурай низкого ранга, в настоящее время соответствовал бы служащему крупной японской компании", что означает предательства и убийства.

Фильм исподволь настоял на том, что ничего не случилось, и никаких "новых времен" не было и нет.

В середине XIX века наступают последние дни сегунов и самураев. Ветер перемен ощущается по всей Японии и даже в маленьком княжестве Унасаку на северо-западном побережье Японии… Тайную технику фехтования "они но цуме" ("коготь дьявола") знает только Мунедзо, поэтому мир самураев еще не готов позволить Мунедзо уйти на свободу.

Рецензия 30.01.2006 К.Тарханова Нестарое и неновое Те, кто пару лет назад влюбился в "Сумрачного самурая", будут скорее разочарованы "Скрытым клинком". Но до какой же степени нас загнобили, что единичный хэппи-энд тут же становится признаком легкого жанра и задним числом превращает двухчасовое непредсказуемое кино в дешевый.

В середине XIX века наступают последние дни сегунов и самураев. Ветер перемен ощущается по всей Японии и даже в маленьком княжестве Унасаку на северо-западном побережье Японии… Тайную технику фехтования "они но цуме" ("коготь дьявола") знает только Мунедзо, поэтому мир самураев еще не готов позволить Мунедзо уйти на свободу.

Рецензия 30.01.2006 К.Тарханова Нестарое и неновое Те, кто пару лет назад влюбился в "Сумрачного самурая", будут скорее разочарованы "Скрытым клинком". Но до какой же степени нас загнобили, что единичный хэппи-энд тут же становится признаком легкого жанра и задним числом превращает двухчасовое непредсказуемое кино в дешевый.

Читайте также: