Будет ли новая жизнь после конца света

Обновлено: 30.06.2024

Итак, что же такое постапокалиптика в фантастике?! Прежде всего, это часть научной фантастики. Какими бы неправдоподобными не были допущения фантастического сюжета таких произведений, они основаны на объяснимых с точки зрения науки событиях. Разрушение нашей цивилизации и становление на ее обломках новой (или наоборот, сползание в варварство) происходит вследствие техногенной или природной катастрофы, ядерной войны, нашествия инопланетян и т.п., не магических, не сказочных событий. Конечно, есть и исключения. Это касается, прежде всего, современной фантастики. Когда происходит смешение жанров. Друзья, читывал как-то книгу, где эльфы, с помощью волшебства, открывают портал в наш мир и разрушают земную цивилизацию. Магией и колдовством само собой. Но исключение, на то и исключение. Оно лишь подтверждает правило.

Изображение для заставки. Эта и другая картинки взяты на ресурсе Яндекс. картинки Изображение для заставки. Эта и другая картинки взяты на ресурсе Яндекс. картинки

С другой стороны, интересно соотношение постапа и апокалиптики. Наиболее наглядно деление на постап и апокалипсис можно наблюдать в кинематографе. В так называемых фильмах – катастрофах главное внимание уделяется процессу крушения старого мира. Это такая чистая апокалиптика. В фантастической литературе несколько иначе. Катастрофа и крушение мира, формирование нового на обломках старого, происходит почти одновременно – одно переходит в другое. Так, например, цикл Андрея Круза «Эпоха мертвых» начинается с катастрофы, разворачивания зомбоапокалипсиса в Москве златоглавой. В первом же романе цикла, сюжет перетекает в мир постапа. Человек ко всему может приспособиться. Хочешь жить – умей крутиться. Через несколько дней после вспышки вируса, люди стали формировать новые сообщества, кланы, группы, приспосабливаясь к суровому миру. Апокалипсис становится постапокалипсисом. Так что, я бы не разделял постап и апокалиптику в фантастической литературе. А если копнуть глубже, то постап, по сути, один из вариантов антиутопии, наступления негативного, нежелательного будущего.

Важно добавить, что главная тема постапокалипсиса не изменение природы после похолодания (опустынивания, глобального наводнения, ядерного удара, падения астероида и т.п., нужное подчеркнуть). Постап, прежде всего, «изучает» человека, группы людей, социум, существующие в тех или иных условиях после падения старого мира. Читая самую развлекательную и не напичканную философскими и идеологическими заморочками фантастику, нам интересно, прежде всего то, как обустроились в новом мире люди. Какие у них отношения, интересности, странности.

В общем, постап, это осмысление тенденций гипотетического развития общества в тех или иных условиях после катастрофы современной цивилизации.

Фантастика (имею в виду современную фантастику), зародилась в первой половине двадцатого века. На протяжении всех этих лет, фантасты строили допущение наступления катастрофы и последующего мира постапокалипсиса , исходя из реалий и проблем своего времени.

Так, в англо-американской фантастике второй половины двадцатого столетия, доминирующей причиной уничтожения современной цивилизации стала ядерная война. Изобретение атомного оружие, его первое демонстративное применение при бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, холодная война и вследствие ее гонка вооружений, все это повлияло как на отдельных авторов нашего жанра в то время, так и на всю фантастику в целом. Впрочем, как и на всех людей на земном шаре.

При этом интересно, что в целом, эпоха безграничного восхищения научно-техническим прогрессом, наукой, движением вперед, еще не исчерпала себя. Фантасты Золотого Века с удовольствием придумывали космические корабли, галактические империи, путешествие через гиперпространство, колонизацию планет и т.п. Все то, что сегодня воспринимается читателем фантастики как само собой разумеющиеся вещи, тогда только конструировалось творцами миров. Когда авторы наигрались с космическими кораблями, бороздящими просторы.. Большой Галактики, они обратились к пилотам этих кораблей, колонистам и исследователям планет, то есть к людям. Появилась на свет фантастика «Новой Волны». В которой тоже прослеживались оптимистические черты, вера в Человека.

Фантасты, при всей рефлексии по поводу атомного армагеддона, конструируют новые миры после конца света в оптимистическом ключе. Люди будущего, герои книг и общий антураж не вызывают ощущение мрачности и безнадежности.

Немного примеров. Так, в романе Пола Андерсона «Зима над миром» , через много столетий после атомного уничтожения нашей цивилизации, вырастает новая культура. Новые страны со своими амбициями, достижениями, героями и антигероями. Жизнь продолжается и.. даже эволюционирует.

Роджер Желязны («Долина проклятий») вроде и создает суровый мир разрушенной Америки со всеми вытекающими описаниями, но главный герой из прожжённого индивидуалиста и бандита под конец истории превращается в яростно положительный персонаж, готовый на все ради «други своя».

Филипп Фармер в «Пробуждении каменного Бога» воздает оду человеческому разуму даже после того, как представители вида хомо сапиенс остаются в единственном экземпляре. Однако, и один человек может показать расам, наследующим нам, что такое настоящий человек.

Даже мрачный роман Роберта Хайнлайна «Свободное владение Фарнхэма» ,описывающий расизм наоборот в постъядерной Америке будущего, и то наполнен гордостью за свободных сынов США, в лице Хью Фарнхэма.

В общем, я бы назвал постапокалиптику прошлого века, «оптимистическим» постапокалипсисом.

Гигантское цунами, извержения вулканов, раскалывающиеся и сползающие в океан континенты, гибель цивилизации и всего живого… Эти апокалиптические сцены из фильма-катастрофы «2012» Роланда Эммериха – всего лишь фантастика, пусть и захватывающая. Но реальность способна превзойти любые выдумки. Как это случилось 66 млн лет назад, когда на Землю упал огромный метеорит, вызвавший последнее крупнейшее вымирание на планете. Самыми известными его жертвами стали динозавры , но «компанию» им составили и бесчисленное множество других морских и наземных животных, включая млекопитающих крупнее крысы. Недавно в руки ученых попал уникальный палеонтологический материал за более чем миллион лет, который позволил описать посткатастрофический сценарий восстановления биосферы

В стандартном финале фильма-катастрофы «занавес» закрывается, когда для человечества исчезает угроза гибели. Но на самом деле в этот момент все только начинается: немногим уцелевшим надо научиться жить в новом мире. Трудно поверить, но подобные «сценарии» разыгрывались на нашей планете не один раз. К счастью, люди в них не участвовали.

На границе мелового и палеогенового периодов, 66 млн лет назад, в районе полуострова Юкатан упал метеорит, вызвавший целый ряд катастрофических природных явлений планетарного масштаба: от массовых пожаров и наводнений до загрязнения атмосферы пеплом и сажей. Долгое время на Земле даже днем было темно, как лунной ночью. Все это привело к гибели почти 75% животных, в первую очередь позвоночных крупного и среднего размера, включая динозавров.

Как же шло восстановление экосистем после катастрофы? Окаменелости организмов, живших в течение первого миллиона лет после этого события, встречаются очень редко. До недавнего времени исследователям было известно лишь одно место, богатое на палеонтологические находки того времени, – территория вдоль восточной окраины Скалистых гор в Северной Америке.

Однако недавно ученые из Денверского Музея природы и науки исследовали окаменелости, обнаруженные в Колорадо на утесе Корраль Блафс высотой 1981 м. Оказалось, что они представляют собой необычайно полный набор останков млекопитающих, рептилий и растений, которые жили в период, охватывающий последние сто тысяч лет до катастрофы и первый миллион лет после. Датировать окаменелости помогли два слоя вулканического пепла с включениями радиоактивных минералов, распад которых можно использовать как точные геохронологические «часы».

Оказалось, что после падения метеорита живые сообщества восстанавливались гораздо быстрее, чем предполагалось ранее. За массовым вымиранием довольно скоро (конечно, лишь по меркам эволюции) последовал настоящий всплеск биоразнообразия плацентарных млекопитающих, птиц и покрытосеменных растений.

Данные по встречаемости растений, характерных для жаркого климата, позволили выделить три периода потепления, с которыми были связаны соответствующие изменения в видовом разнообразии растений и животных. Первый период начался сразу после падения метеорита, когда температура поднялась примерно на 5 °C из-за массовых извержений вулканов. Судя по анализу спор и пыльцы растений, в это же время начали разрастаться папоротники.

Что касается млекопитающих, то до катастрофы в этой местности обитало много животных размером с енота или крупную кошку. После катастрофы в мире папоротников в течение примерно тысячи лет жили только животные размером не больше крысы. Но уже спустя 100 тыс. лет (и, соответственно, миллионы поколений спустя) число их видов удвоилось. В это время, уже в пальмовых лесах, сменивших папоротниковые, обитали млекопитающие «дометеоритных» размеров.

Через 300 тыс. лет после падения метеорита разнообразие млекопитающих, как и их размер, увеличилось уже втрое. Самое крупное животное было размером с бобра и весило около 25 кг. Еще через 400 тыс. лет появились млекопитающие, вес которых превышал 35 кг (самое крупное весило полцентнера, как современная газель). Этому, вероятно, способствовало появление покрытосеменных растений из семейства бобовых, богатых белком, которые могли служить пищей травоядным животным. Тогда же в реках или на их берегах обитали черепахи, близкие родственники современных каймановых черепах.

Таким образом, спустя 300 тыс. лет после глобальной катастрофы – времени, огромного лишь по человеческим меркам, – биосфера не просто восстановилась, но и получила новый импульс к развитию. Но хотя в этот раз все действительно закончилось хорошо (по крайней мере, для млекопитающих) результаты этого исследования говорят о том, что в любом случае после подобной «встряски» мир уже никогда не станет прежним.

Мы все умрём. Мир после конца света: популярные сценарии постапокалипсиса

Фильмы и игры о жизни после конца света любят за атмосферу безнадёжности. Но так ли будет выглядеть мир постапокалипсиса, как говорит экран? Придётся ли выжившим на самом деле столкнуться с выжженнысми пустошами, нехваткой ресурсов, мутантами и зомби? Разбираем, какими фильмами и играми можно иронично отметить конец 2020 года, и анализируем их.

Мы все умрём. Мир после конца света: популярные сценарии постапокалипсиса

Фильмы и игры о жизни после конца света любят за атмосферу безнадёжности. Но так ли будет выглядеть мир постапокалипсиса, как говорит экран? Придётся ли выжившим на самом деле столкнуться с выжженнысми пустошами, нехваткой ресурсов, мутантами и зомби? Разбираем, какими фильмами и играми можно иронично отметить конец 2020 года, и анализируем их.

Что будет после конца света

Конец света – это глобальная катастрофа, которая приведет к гибели большей части населения планеты, различным катаклизмам, климатическим изменениям и прочим неприятным событиям. Существует множество детально описанных сценариев конца света, вызванного техногенными, биологическими, природными, мистическими или иными причинами. Естественно, в зависимости от того, что именно станет причиной конца света, реализуется тот или иной постапокалиптический прогноз.

Выживут ли остатки человечества?

Скорее всего, если после конца света на Земле и останется достаточное для воспроизводства количество людей, им придется пройти долгий путь технологического и социального развития, который будет осложняться последствиями глобального катаклизма. Этот путь будет включать в себя формирование групп для выживания по типу первобытных племен, разделение обязанностей, появление примитивной экономики, зачатков государства. Естественно, все это возможно лишь в том случае, если после катастрофы планета останется местом, пригодным для жизни. В противном же случае те, кто не погиб в ходе конца света, будут обречены на вымирание из-за невыносимых условий, например, ядерной зимы.

Первые дни после конца света

Поскольку тема гибели человечества являлась одной из самых популярных в последние несколько десятков лет, неудивительно, что в литературе и кинематографе существует масса произведений, описывающих остатки человеческой расы и их борьбу за выживание на планете после катастрофы. На основе этого можно составить определенное представление о том, как будет выглядеть мир после конца света. В большинстве сценариев есть несколько общих черт, хотя нюансы, как правило, различаются.

В прошлые века конец света был предсказан около пятисот раз, однако человечество живет и процветает до сих пор, поэтому многие люди скептически относятся к вероятности гибели цивилизации.

Итак, произошедший катаклизм (ядерная война, эпидемия, падение метеорита, климатическая катастрофа) приведет к гибели примерно 90% человечества. Это станет причиной хаоса, политического и экономического кризиса, благодаря которому остатки населения Земли быстро утратят цивилизованный облик и превратятся в примитивных существ, озабоченных лишь поисками пищи и выживанием. Предполагается, что с уничтожением моральных норм и ценностей, характерных для высокоразвитой цивилизации, развернется борьба за существование, в которой победят самые сильные и примитивные представители человеческой расы, для которых убийство ближнего своего не будет являться этической проблемой. Это, в свою очередь, приведет к утрате большинства фундаментальных знаний и навыков, а, следовательно, произойдет огромный технологический спад. К тому же выживших остатков населения будет недостаточно для эффективного производства предметов потребления, энергии, продуктов питания, что также станет причиной упадка цивилизации и технологий.

Постапокалиптическая реальность нашла отражение и во множестве компьютерных игр, некоторые из которых, например, Fallout, стали настоящими хитами.

Читайте также: