Алеша попович картина богатыри описание

Обновлено: 05.07.2024

Свою работу над картиной «Богатыри» Виктор Васнецов начал с карандашного наброска в 1871 году. Рисунок этот был размером всего 19 на 26 см. Однако сразу стало очевидно — основа для картины уже создана. Было понятно, каким будет число и соотношение фигур всадников, движение, жесты. Работу над картиной художник закончил в 1898 году .

Для Васнецова, о чём он неоднократно говорил, прежде всего имело значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, сколько идея, которая объединила богатырей и могла бы объяснить – ради чего они сошлись на заставе богатырской.

Основу замысла художник в письме к своему учителю, профессору Павлу Чистякову, написанном в 1882 году. Именно тогда он уже начал работать над картиной на большом полотне в Абрамцеве.

Художник писал: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

Главный герой былинного эпоса

Расскажем по подробнее о каждом из героев.

Итак, самый главный персонаж древнерусского былинного эпоса - Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, - авт.), который воплощает народный идеал героя-воина. Кстати, по данным филолога Сергея Азбелева, Илья Муромец является героем пятнадцати из пятидесяти трёх сюжетов героических былин.

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. В нём он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине», как о защитнике русских земель.

Однако в прозаических рассказах об Илье Муромце, записанных в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам, ничего не говорится о киевских былинных отношениях Ильи Муромца. Более того, там нет никаких упоминаний о о самом князе Владимире, его почему-то заменяют неизвестным королём.

В них рассказывается исключительно о борьбе Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда с Идолищем, называемым Обжорой. Кроме того, Илье Муромцу приписывается освобождение царевны от змея.

Былинная биография

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря.

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до тридцати трёх лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов или калик перехожих.

После исцеления старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, мимо которому ему никак нельзя пройти. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».

На камне имеется призыв к Илье сдвинуть камень с места. Богатырь слушает совет и отодвигает камень, где находит коня богатырского, оружие и доспехи. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне!». После чего вскакивет в седло и направляется к князю Владимиру.

Где родился богатырь

Теперь несколько версий о том, какое место могло стать его малой родиной. По предположению некоторых историков Российской империи, это могло быть селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины).

Однако противники этой гипотезы считают, что данное заключение основывается на слиянии в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Подтверждением тому служит факт, что в первых упоминаниях о богатыре, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным.

Другие исследователи утверждают, что прообразом былинного персонажа стал силач «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия. В 1643 году его причислили к лику святых православной церкви как «преподобного Илию Муромца».

Согласно этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю отмечается 19 декабря (1) января.

Мощи героя покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть их — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. В результате было установлено, что это мужчина, умерший в возрасте 40-55 лет от ранения в области сердца. Также было доказано, что в юности он перенёс паралич конечностей.

Илейко Муромец

В истории известен ещё один Муромец. Речь идёт об Илье Ивановиче Коровине, который был известен в XVII веке был известен как Илейко Муромец, самозванец времён Смутного времени, казнённый в 1607 году.

По мнению некоторых учёных, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина.

Центральный герой картины

На картине Васнецова Илия Муромец изображен в центре. Известно, что одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.

Для своего Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи. Известно, что ему также позировал ломовой извозчик, которого он встретил уже в Москве.

«Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом Виктор Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»…

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Его жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

Иногда Добрыню величают князем и племянником Владимира Красного Солнышка. Многие историки прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши.

Также есть мнение, что Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты.

Вообще, в преданиях о нём говорят, как об умном, образованном богатыре. В летописях пишут, что он «ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях», обладает мужеством и огромной физической силой и при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью.

Более того, утверждают, что Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».

В былинах о Добрыне говорят, как о молодом герое. Однако Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Имеются сведения, что за основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а некоторые черты взяты у родственников. В итоге, лицо Добрыни стало собирательным типом семьи Васнецовых.
Алёша Попович

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также именуется Алексеем Поповичем. Обычно Алёшу Поповича считают сыном ростовского попа Левонтия.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр
Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. После смерти Константина и вокняжением Юрия, он отправился к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Алёшу Поповича отличает не сила. Более того, довольно часто в летописях подчёркивается его слабость и указывается хромота. Однако ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Кроме того, он хорошо играл на гуслях, что в те времена высоко ценилось.
Вообще, рассказывается в источниках, Алёша был хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив. Порой шутки его и становились скорее коварными, чем весёлыми, за что ему время от времени остальные товарищи-богатыри высказывали своё порицание и осуждение. Словом, герою при жизни были свойственны противоречивость и двойственность.

Кстати, Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню и посягал на его супружеские права. Именно он распространл ложный слух о гибели Добрыни, дабы потом жениться на его жене Настасье Никулишне.

Женой Алёши Поповича в былинах становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.

Моделью для Алёши послужил Андрей, сын предпринимателя Саввы Мамонтова. Ему исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов стал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и умер. Виктору Михайловичу пришлось дорисовывать его по памяти.

Богатыри и по сей день стоят на страже

Виктор Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Именно оно и стало фоном для задуманной картины.

На этом поле Васнецов буквально поселился. Здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей из конюшен Мамонтова. Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей выбрали для княжеского воина Добрыни Никитича. Для ростовчанина Алеши Поповича взяли степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца был определён русский тяжеловоз.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее, считал художник. Поэтому часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но X, XI, XII века, они жилу, в веке XIX-м были мало изучены. Многое приходилось додумывать.

В итоге, по мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри оказались вооружены скорее как средневековые воины, а не как русские богатыри. Но последние никоим образом не отражается на величии картины, глядя на которую верится по сей день, что эти былинные герои по-прежнему стоят на страже границ Российских и берегут Родины от врага.

Легендарная картина «Три Богатыря» была написана Васнецовым на исходе XIX века. Это полотно – одно из самых известных из созданных на тему русского фольклора. Яркие краски, множество эффектных деталей и особая выразительность лиц и поз персонажей делает картину одной из самых узнаваемых в русской живописи.

Пейзаж

Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д. На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних. С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы. “Богатыри” - знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире. Смотрите также аудио-версию анализа этого полотна и саму картину в предложенном ниже видео.

Виктор Михайлович Васнецов говорил, что картина «Богатыри » – это его обязательство перед народом, благодарность ему за то, что « вырастил, воспитал, вооружил уменьем ». Замысел у него возник еще в 1871 году.

Он набросал карандашом эскиз. Через пять лет в Париже повторил рисунок уже в красках. В мастерскую к нему в этот момент вошел Василий Поленов и восхитился. Васнецов же щедро предложил, мол, бери себе, раз нравится. Поленов возмутился тем, что Виктор Михайлович Васнецов так легко разбрасывается столь замечательными работами, однако сам художник не видел на тот момент ничего особенного в этюде. Поленов предложил сегодня широко известную сделку: « Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше ». Написав своих трех богатырей, Виктор Михайлович Васнецов таки подарил Поленову тот эскиз.

А первый подход к теме мастер сделал еще в работе «Витязь на распутье».

Витязь на распутье. Виктор Михайлович Васнецов, 1882 Витязь на распутье. Виктор Михайлович Васнецов, 1882

На огромном полотне изображена застава. В центре композиции восседает на огромном черном коне Илья Муромец. Телосложения он крепкого и могучего. Приставив руку ко лбу, Илья Муромец обозревает округу. В одной руке у него копье и щит, с запястья другой свисает тяжелая булава – о ней сказано « палица булатная сорока пудов ». Но рука Ильи Муромца не сгибается под этой тяжестью, словно браслет какой, а не сорок пудов на ней. Среди трех богатырей на картине он атаман, главный над всеми. Конь – под стать ему, « лютым зверем » его называют в былинах.

Слева от него на картине «Богатыри» другой легендарный герой русских былин – Добрыня Никитич. Он знатного происхождения, что видно и по его изящной кольчуге и по переливающемуся, сияющему алмазами да рубинами алому щиту, и по изысканной тонкой сбруе белоснежного статного коня. Рука его на картине «Богатыри» наполовину вынула меч из ножен, он готов в любой момент выхватить его и, можем быть уверены, промедления не допустит.

Справа на картине Виктора Михайловича Васнецова на буром коне Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. В руках у него лук со стрелами, а на боку висят гусли – не только персонажи былин воевать могут. Алешу легко представить весельчаком, песенником, в его образе сильно лирическое начало, а сила его – в сметливости и ловкости. Конь Алешин пощипывает траву и кажется беззаботным.

Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной силы русской. Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.

Илью Муромца для картины «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов писал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. Прототипом юного Алеши Поповича стал Андрей, сын мецената Саввы Мамонтова, в чьем имении в Абрамцеве летом гостил Васнецов с семьей. А вот Добрынюшка для художника практически семейный богатырь. Искусствовед Николай Прахов утверждал: « Лицо Добрыни является собирательным типом Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора ». А вот с лошадьми все однозначно – все они из конюшни Саввы Мамонтова.

Описание картины «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, 1898

Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”

Во главе дозора стоит Илья Муромец - это самая большая фигура на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и сам Васнецов считал так же. Это - могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

Рис. 2. Первый набросок картины «Богатыри». В. М. Васнецов. 1871—1874 гг. Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое - монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

Важно! Для написания этого персонажа использованы плотные тона темно-синего, желтого, черного и серого цветов.

Алеша Попович

Алеша Попович - самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел . Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе - мы видим их прикрепленными к амуниции коня. Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы - подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью. Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.

Важно! Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя.

Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове - он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен - он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы - символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою.

Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год Этот богатырь имеет богатое одеяние и оружие. Он сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с тонкими чертами.

Важно! Для написания Добрыни Никитича, Виктор Михайлович использовал яркие насыщенные сочетания белого и красного, ярко-зеленого и золотисто-желтого цветов.

История и характеристика полотна

Картина «Три богатыря» писалась долго – с 1881 по 1898 гг. Создание полотна берет начало с небольшого монохромного рисунка, сделанного Васнецовым в мастерской его знакомого Поленова в 1870-х годах. В тот момент художник вдохновлялся фольклорными образами работы Репина.

Для образа Муромца Васнецов брал черты крестьян, извозчиков, кузнецов. В образе Добрыни проглядывают черты самого художника. В качестве натурщика для Алеши Поповича Васнецов выбрал жителя села Абрамцево.

Работа «Три богатыря» выполнена в жанре исторической живописи, в стиле реализма. Оригинальные размеры холста – 295,3×446 см . Форма полотна – горизонтально расположенный прямоугольник. Композиция написана маслом на деревянном холсте. Сразу после окончания картины Васнецов продал ее Третьякову, и с тех пор она хранится в Третьяковской галерее.

Описание и смысл картины

«Три богатыря» изображают трех легендарных мифологических персонажей – Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича – на фоне цветущего поля. Вдалеке виднеется темно-зеленый лес. В самом верху, на прозрачно-голубом небе клубятся молочно-белые облака. Богатыри сидят верхом и патрулируют окрестности, охраняют покой родной земли. Под ногами их коней пробивается молодая поросль – белые полевые цветы и сосенки. Конь старшего богатыря – вороной, Добрыни – белый, Алеши – гнедой. Художник с исторической точностью воспроизводит их снаряжение и упряжь.

В композиции «Три богатыря» Васнецов написал три совершенно разных образа, объединенных идеей служения родной земле. Илья Муромец всматривается вдаль, прижав руку ко лбу – он воплощает спокойную, неторопливую силу и мудрость. Добрыня Никитич держит наготове меч, олицетворяя энергию, доблесть и готовность в любой момент отразить нападение. Алеша Попович в одной руке держит лук, в другой – музыкальный инструмент. Его характеризуют творческий потенциал, тонкий ум и сметливость. Вместе эти трое героев – воплощение созидательной силы, творческих способностей и мудрости русского народа, идеи преемственности традиций и верности своей Родине.

Картина “Богатыри”, которую многие называют “Три богатыря”, - величайшее произведение русского художника. Оно стало вершиной творчества Виктора Михайловича Васнецова и достоянием нации. Это полотно символизирует мощь и силу русского народа, его смекалку и величие.

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки - в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день. “Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.

Важно! В ряде произведений Виктора Васнецова “Богатыри” выделяются свой монолитностью и простотой. В композиции он использовал широкие линии, персонажи изображены намеренно крупными. На первом плане стоят богатыри, но изображены они не по центру. Внимание приковано к правой стороне - оттуда приближается опасность.

Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества.

Рис. 1. "Богатыри" (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг. Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Важно! “Богатыри” были начаты в первые годы творчества Васнецова. Он постоянно возвращался к ним, дописывая детали. Эта картина воплотила всю его любовь к родине, ее могуществу и героизму, внутренней и внешней красоте народа.

Читайте также: